для общеизвестных товарных знаков предусмотрена особая охрана что означает

Для общеизвестных товарных знаков предусмотрена особая охрана что означает

ГК РФ Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1509 ГК РФ

1. Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 1508 настоящего Кодекса.

2. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков).

3. Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в форме электронного документа и по желанию заявителя на бумажном носителе в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 217-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

4. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Ст. 1509 ГК РФ ч.4. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

Источник

Для общеизвестных товарных знаков предусмотрена особая охрана что означает

ГК РФ Статья 1508. Общеизвестный товарный знак

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1508 ГК РФ

1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

2. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.

Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

3. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

Источник

Право на общеизвестный товарный знак: как им распоряжаться?

Использование института общеизвестных товарных знаков дает владельцам широко известных обозначений возможность получить ряд преференций по использованию товарного знака и пресечению недобросовестной регистрации сходных средств индивидуализации в отношении других классов МКТУ.

Распоряжение исключительным правом на общеизвестный товарный знак

Нормы ГК РФ, посвященные общеизвестным товарным знакам, не содержат каких-либо ограничений в отношении распоряжения исключительным правом на такое обозначение. А, следовательно, как и в случае с обычным товарным знаком, правообладатель может:

В соответствии со ст.1490 ГК РФ любое распоряжение исключительным правом на товарный знак оформляется в виде договора, заключенного в письменной форме. Такое соглашение подлежит регистрации в Роспатенте. Затем сведения о распоряжении правом публикуются в Реестре общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (далее Реестр) благодаря чему третьи лица могут удостовериться в законности полномочий по использованию обозначения другими субъектами.

Согласно сведениям, представленным в Годовом отчете о деятельности Роспатента за 2018 год, преобладающими способами распоряжения исключительными правами на товарные знаки являются предоставление прав использования в результате договоров лицензии и концессии.[1] Очевидно, что такая тенденция характерна в том числе для договоров в области общеизвестных товарных знаков. Это обусловлено приоритетом отсутствия перехода исключительных прав к другому субъекту и их сохранением за правообладателем.

Распоряжение исключительным правом на общеизвестный товарный знак – один из способов получения прибыли от использования нематериальных активов. Предоставляя прочим лицам лицензию на использование средства индивидуализации, правообладатель получает дополнительный доход, а также способствует повышению потенциальной стоимости и узнаваемости используемого обозначения. Примером активного использования общеизвестного товарного знака в качестве предмета лицензионных договоров может стать передача прав на комбинированное обозначение «Роспечать», зарегистрированное в отношении ОАО Агентство «Распространение, обработка, сбор печати». Согласно сведениям, представленным в Реестре с момента получения статуса общеизвестного в 2004 году, правообладатель предоставил право использования обозначения на основании неисключительной лицензии 12 предприятиям.[2] Важно отметить, что при предоставлении нескольких лицензий правообладатель вправе устанавливать разные сроки действия лицензионных договоров. Так, ООО «Байкал», обладая исключительным правом на общеизвестный товарный знак «Байкал», в отношении товаров 33 класса МКТУ (водка), предоставила различным предприятиям неисключительные лицензии сроками на 4, 5, 10 лет и на весь срок действия исключительного права на товарный знак на территории РФ.[3]

Право на общеизвестный знак также может использоваться в целях обеспечения обязательств. Например, общеизвестный товарный знак «Эталон», зарегистрированный в отношении ООО «Кристалл-Лефортово» для 33 класса МКТУ (водка; водка с добавками) в течение одного года дважды стал предметом залога.[4]

Несмотря на то что владелец общеизвестного товарного знака вправе выбрать любой способ распоряжения исключительным правом на средство индивидуализации, все же присутствует ряд факультативных ограничений, обусловленных природой общеизвестного товарного знака. Одним из таких является указание в п.2 ст. 1488 ГК РФ на недопустимость отчуждения исключительного права на товарный знак «…если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя». При этом в правовых актах не указывается каким образом и по каким критериям ведомство при регистрации договора определяет вероятность введения в заблуждение потребителей. Ограничение видится обоснованным, ведь при подаче заявления на регистрацию обозначения в качестве общеизвестного правообладатель, помимо прочего, обязан предъявить доказательства, свидетельствующие о широкой известности средства индивидуализации, узнаваемости товарного знака потребителями и т. п. Таким образом, владелец обозначения подтверждает, а Роспатент удостоверяется в том, что притязания на приоритетный статус оправданы, обозначение действительно хорошо известно потребителям и в сознании покупателя, при восприятии товарного знака возникает ассоциативная связь «товар-производитель». Логично, что при отчуждении общеизвестного обозначения велика вероятность введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара и нарушения его прав и законных интересов. Стоит предположить, что предоставление права использования общеизвестного товарного знака по лицензионному договору также способно вызвать смешение производителей при восприятии товара покупателем. Однако в отношении договоров этого вида законодатель такого ограничительного условия не предусматривает.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения защиты потребителей, то наиболее верным способом передачи исключительного права по договору отчуждения видится следующий: компания «Нидан Соки», являясь правообладателем общеизвестного товарного знака «Моя семья» с 2010 года в отношении 32 класса МКТУ (фруктовые соки, томатный сок), сначала предоставила право использования обозначения на основании лицензии другому предприятию, а затем, по истечении определенного периода, заключила с этим производителем договор отчуждения, передав исключительные права на средство индивидуализации в полном объеме.[5] Такой подход к отчуждению и передаче прав на общеизвестное обозначение следует считать приоритетным, так как в этом случае первоначальный правообладатель получает возможность проверить добросовестность будущего владельца общеизвестного товарного знака.

Источник

Статья 1509. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку

1. Правовая охрана предоставляется общеизвестному товарному знаку на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 1508 настоящего Кодекса.

2. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков (Перечень общеизвестных товарных знаков).

3. Свидетельство на общеизвестный товарный знак выдается федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в форме электронного документа и по желанию заявителя на бумажном носителе в течение месяца со дня внесения товарного знака в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Форма свидетельства на общеизвестный товарный знак и перечень указываемых в этом свидетельстве сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

4. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень общеизвестных товарных знаков.

Комментарий к ст. 1509 ГК РФ

3. Основанием для начала административной процедуры является поступление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявления о признании товарного знака или обозначения общеизвестным в Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом ТЗ. Поступившее заявление рассматривается в месячный срок на предмет определения его соответствия установленным требованиям. Затем оно рассматривается по существу коллегиальным составом в количестве не менее трех экспертов без участия заявителя в срок, не превышающий 3 месяцев со дня его принятия к рассмотрению.

По результатам рассмотрения по существу подготавливается проект мотивированного решения об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении. Датой принятия решения, предусмотренного п. 1 ст. 1508 ГК, служит дата его подписания руководителем федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Решение направляется лицу, подавшему заявление. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

4. В Перечне общеизвестных товарных знаков указываются:

регистрационный номер общеизвестного товарного знака;

общеизвестный товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете и цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием двубуквенного кода страны согласно стандарту ВОИС ST. 3;

перечень товаров и (или) услуг, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным;

дата вступления в силу решения о признании товарного знака общеизвестным;

дата, с которой товарный знак признан общеизвестным;

дата внесения товарного знака в Перечень;

дата публикации сведений об общеизвестном товарном знаке;

адрес для переписки;

иные сведения, относящиеся к признанию товарного знака общеизвестным, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов, цвета или цветового сочетания; номер и дата предшествующей регистрации; указание на то, что общеизвестный товарный знак является коллективным, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака).

В случае признания общеизвестным уже зарегистрированного товарного знака такие же сведения, за исключением сведений о владельце исключительного права на общеизвестный товарный знак, вносятся в Государственный реестр товарных знаков (см. комментарий к ст. 1505).

Свидетельство на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак выдается (направляется) в том же порядке, который предусмотрен для выдачи свидетельства на товарный знак (см. комментарий к ст. 1504).

6. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Незамедлительность публикации также основана на Соглашении ТРИПС.

7. Основаниями для внесения изменений и дополнений в сведения Перечня общеизвестных товарных знаков являются удовлетворенные заявления, ходатайства правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, вступившие в законную силу решения суда.

8. Заявления, поданные в Палату по патентным спорам Роспатента, по которым до передачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для рассмотрения не были приняты решения, рассматриваются с учетом требований к заявлениям о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, установленных на дату подачи заявления.

5. Особенности правовой охраны коллективного знака

Источник

Статья 1508. Общеизвестный товарный знак

1. По заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Товарный знак и обозначение, используемое в качестве товарного знака, не могут быть признаны общеизвестными товарными знаками, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака другого лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров.

2. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная настоящим Кодексом для товарного знака.

Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку означает признание исключительного права на общеизвестный товарный знак.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

3. Правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.

Комментарий к ст. 1508 ГК РФ

Годовой отчет. 2006 год. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). М., 2007.

Орлова В.В. Правовая охрана общеизвестных товарных знаков в Российской Федерации. М.: ИНИЦ «Патент», 2007.

2. Парижская конвенция не содержит определения общеизвестного товарного знака. Оно не содержалось ни в ранее действовавшем Законе о товарных знаках, ни в новых нормах Гражданского кодекса. Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливаются лишь условия, позволяющие считать товарный знак общеизвестным. В этом пункте статьи содержится также перечень обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными на территории Российской Федерации. Среди них: товарные знаки, охраняемые на территории Российской Федерации в результате их регистрации; товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в силу международных договоров (т.е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением и Протоколом к нему); обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории Российской Федерации (в частности, обозначения, на которые поданы заявки по национальной процедуре или для которых испрашивается охрана в соответствии с положениями Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности еще нет).

3. Основные условия:

интенсивное использование обозначения;

широкая известность обозначения в Российской Федерации среди соответствующих потребителей;

широкая известность обозначения в отношении товаров лица, считающего свой товарный знак общеизвестным.

4. Комментируемая статья не раскрывает обозначенные условия. Основываясь на практике федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, их можно рассматривать следующим образом. Интенсивность использования, безусловно, оценивается исходя из конкретной ситуации, вида товарного знака, товаров и объема рекламной кампании, скорости освоения рынка и иных факторов. При этом надо отметить, что интенсивность использования хотя и будет оцениваться с точки зрения территории Российской Федерации, во внимание будет также приниматься использование обозначения и за пределами страны. Широкая известность обозначения также является довольно сложным параметром, о котором можно судить по результатам опроса общественного мнения, сведениям о том, где и как упоминался товарный знак, и т.д.

5. Требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации в настоящее время содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденных Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38.

Для подтверждения интенсивного использования товарного знака, в частности, на территории Российской Федерации, могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, маркированных товарным знаком; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.; страны, в которых товарный знак приобрел широкую известность; затраты на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты); стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.

6. Правило комментируемой статьи, содержащее запрет на признание товарного знака общеизвестным, если он стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров, представляется немаловажным. Подобный подход направлен на предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц.

7. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная для «обычных» товарных знаков, т.е. правообладатель имеет право использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, а также осуществлять иные правомочия собственника. Однако при этом необходимо иметь в виду, что в ряде случаев (см. п. 9 комментария к статье) общеизвестным товарным знакам предоставляется более широкая правовая охрана.

9. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, предусматривается, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи между обладателем исключительного права товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака.

Судебная практика по статье 1508 ГК РФ

И СТАТЬИ 1508 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, Суд по интеллектуальным правам руководствовался нормами главы 24 АПК РФ, положениями статьи 6 bis (1) Парижской конвенции, пункта 2 статьи 16 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, статьи 1508 ГК РФ, Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, и исходил из того, что Роспатент не обеспечил условия для полного и объективного рассмотрения административного дела.

Исследовав и оценив в совокупности и взаимной связи представленные в дело доказательства, руководствуясь положением статьей 6.bis Парижской конвенции, нормами главы 24 АПК РФ, положениями статей 13, 1477, 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание рекомендации ВОИС в отношении охраны общеизвестных знаков, придя к выводу о том, что не все представленные документы и сведения получили полную и всестороннюю оценку с точки зрения подтверждения факта широкой известности спорного обозначения на территории Российской Федерации в отношении осуществляемых заявителем услуг 39-го класса МКТУ «перевозки пассажирские», что могло привести к неверному выводу Роспатента, суд первой инстанции удовлетворил заявление предприятия.

Решением Суда по интеллектуальным правам от 02.10.2018 требования общества удовлетворены: решение Роспатента от 29.01.2018 признано недействительным как противоречащее статье 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации); на Роспатент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества от 22.02.2017 о признании словесного обозначения «Туполев» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с учетом принятого решения.

Суд кассационной инстанции отметил, что факт использования ответчиком сходных с товарными знаками истца обозначений в отсутствие доказательств того, что использование осуществлялось именно в отношении однородных либо тождественных товаров или услуг, для которых они зарегистрированы, не является обстоятельством, свидетельствующим о нарушении ответчиком исключительных прав правообладателя, за исключением случаев наличия у последнего свидетельства на общеизвестный товарный знак (статья 1508 ГК РФ).

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что обозначение по заявке N 2013731874 и обозначения товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 40 (общеизвестный) и N 38389 являются сходными по семантическому и фонетическому критериям; и, принимая во внимание широкую известность товарного знака «РУССКАЯ», пришли к выводу о том, что любые товары и услуги, маркированные спорным обозначением, могут ассоциироваться у потребителей с правообладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и, руководствуясь статьями 1483, 1508 ГК РФ, Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденными приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 05.03.2003 N 32, Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 22.04.2003 N 56, Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, отказали в удовлетворении требования компании.

Принимая оспариваемые заявителем судебные акты, суды руководствовались положениями статей 65, 71 АПК РФ, статей 1229, 1252, 1484, 1508, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 158 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», и исходили из доказанности истцом факта нарушения ответчиком его исключительных прав путем использования последним в доменном имени www.kamas-tyumen.ru обозначения, сходного до степени смешения с товарными знаками общества «КАМАЗ» при отсутствии разрешения правообладателя.

При названных обстоятельствах, руководствуясь статьями 1229, 1250, 1252, 1484, 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *