для рынка совершенной конкуренции характерно то что
Совершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции: примеры и признаки
На рынке чистой конкуренции нет никаких ограничений на вход и выход.
Пример рынка совершенной конкуренции
Представим большую ярмарку, куда множество фермеров привозит на продажу картошку. Картофель одинаковый по качеству. Все фермеры обладают одинаковой информацией о спросе, о конкурентах и издержках, о ценах. Начать торговать картошкой или уйти с рынка можно в любой момент.
Однако в дальнейшем ученые доказали, что это не всегда так: например, со временем может происходить монополизация рынка.
Если на рынке представлено множество продавцов, но товар каждого по-своему уникален, это рынок монополистической конкуренции. Пример: рынок одежды, где одежда разных производителей взаимозаменяема, но при этом уникальна.
Признаки и условия совершенной конкуренции
Множество равноценных продавцов и покупателей.
Однородность продукции. Товары или услуги идентичны и взаимозаменяемы.
Отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка.
Высокая мобильность факторов производства. Ресурсы можно мгновенно перенаправить на другие нужды.
Равный и полный доступ всех участников к информации: о ценах, спросе и предложении, конкурентах
Критерием эффективности конкурентного рынка выступает равенство цен и предельных издержек.
Когда хотя бы один из этих признаков отсутствует, конкуренция называется несовершенной.
Преимущества совершенной конкуренции
Рынок чистой конкуренции обладает целым рядом преимуществ. Это:
Невозможность завышать цены.
Отсутствие товарного дефицита.
Саморегулирование рынка. Нет необходимости в государственном вмешательстве.
Эффективное распределение ресурсов, высокоэффективное производство.
Равенство возможностей для участников рынка. Свобода предпринимательства.
Недостатки совершенной конкуренции
К недостаткам рынка чистой конкуренции относятся:
Нестабильность рыночной системы. Разорение производителей, проигравших в конкурентной борьбе.
Сосредоточенность каждого участника на личной выгоде, отсутствие внимания к общественным издержкам.
Товары совершенной конкуренции
В реальности рынков совершенной конкуренции не существует, признают экономисты. Число производителей и покупателей не бесконечно. Их продукция почти всегда в чем-то отличается. Действуют бюрократические и экономические ограничения на вхождение в отрасль. Фирмы обладают разной информацией, находятся в неравных условиях. Какие-то из компаний могут обладать рыночной властью и диктовать цены.
Однако к совершенной конкуренции приближаются рынки следующих товаров:
Сельскохозяйственная продукция. Например, зерно, которым торгуют на товарных биржах, однородно. Его предлагает множество производителей, которые вынуждены мириться с рыночными ценами.
Ценные бумаги. Цена акций и облигаций, которые торгуются на бирже, зависит от спроса и предложения. Ни владелец ценных бумаг, ни покупатель не может установить биржевые котировки по своему желанию, а принимает их как данность.
Рынок товаров и услуг малого бизнеса тоже иногда можно рассматривать как рынок чистой конкуренции. Ларьки, автосервисы, фотомастерские, ателье, обувные мастерские в масштабах рынка крайне малы, их услуги и товары не уникальны, так что им приходится принимать существующие на рынке цены.
Характеристика рынка совершенной конкуренции: черты, максимизация прибыли, конкурентные стратегии фирмы
23.10.2021 No Comments Posted in
Рынок совершенной конкуренции представляет собой идеальную модель и поэтому встречается крайне редко. С большими допущениями к рынку совершенной конкуренции можно отнести фондовый рынок и рынок сельхозпродукции.
Но, несмотря на видимую идеальность, у рынка совершенной конкуренции есть как достоинства, так и недостатки.
Достоинствами являются:
Но помимо всех вышеперечисленных достоинств, рынок совершенной конкуренции имеет ряд недостатков:
Рынок совершенной конкуренции и его характерные черты
Характерными чертами рынка совершенной конкуренции являются:
1) Присутствует значительное количество продавцов и покупателей, которые свободно вступают в отношения купли-продажи.
2) Это рынок стандартизированного продукта, то есть такого, который не имеет близких заменителей. Вследствие стандартизации отсутствует основание для неценовой конкуренции — конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламы, стимулировании сбыта и т.д.;
3) Цена товара устанавливается путем свободного взаимодействия рыночного спроса и предложения.
4) Отсутствие барьера для входа на данный рынок или препятствий для выхода с него.
5) Отдельная фирма не может влиять на уровень цены.
6) Совершенная информированность продавцов и покупателей о состоянии рынка.
7) Мобильность производственных ресурсов.
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Максимизация прибыли конкурентной фирмы
Фирма, осуществляющая свою деятельность в условиях совершенной конкуренции, называется конкурентной.
Ее основная цель – максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками за определенный период.
Совокупный доход — сумма дохода, полученного фирмой от продажи определенного количества товара.
Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданного блага. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен цене:
Предельный доход – отношение изменения совокупного дохода к изменению объема продаж.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене:
График совокупного дохода
Угол наклона прямой зависит от цены.
Совокупный доход возрастает прямо пропорционально объему продаж, поэтому его график имеет форму луча выходящего из начала координат.
График среднего дохода, предельного дохода и цены
В условиях совершенной конкуренции никто из производителей не может влиять на цену продукции. Цена складывается независимо от производителей и объемов их производства, поэтому график зависимости цены, среднего дохода, предельного дохода от объемов продукции изображается в виде прямой, параллельной оси абсцисс:
Рынок совершенной конкуренции: конкурентная стратегия фирмы в краткосрочном периоде
Целью деятельности большинства фирм является максимизация прибыли.
Прибыль Pr равна разнице между совокупным доходом (выручкой от реализации) и совокупными издержками производства:
Чтобы достичь максимума прибыли от реализации своего товара или услуги, фирма для начала должна найти ответы на следующие вопросы:
Таким образом, главной задачей фирмы является выбор наиболее оптимального объема производства. Сделать это можно, используя один методов:
1 МЕТОД. Сравнение совокупного дохода и совокупных издержек
Анализируя график, можно сделать следующие выводы:
Итого, оптимальный объем производства соответствует участку максимального отдаления линий совокупного дохода и совокупных издержек.
2 МЕТОД. Метод сравнения предельного дохода и предельных издержек
Выбор варианта поведения фирмы может осуществляться также на основании сравнительного анализа предельного дохода и предельных издержек фирмы.
Равновесие производства и максимизация прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек:
Если предельный доход больше предельных издержек, то дополнительная прибыль от реализации каждой дополнительной единицы продукции имеет положительное значение, увеличивая массу общей прибыли, поэтому производство следует продолжать:
Если предельный доход меньше предельных издержек, то реализация каждой дополнительной единицы продукции убыточна. Дополнительная прибыль отрицательна, тогда следует то, что уменьшается размер общей прибыли, производство необходимо сокращать:
MR
График положения равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Изображение на обложке статьи — freepik.com
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!
Совершенная конкуренция – что это такое?
Совершенная конкуренция считается идеализированной моделью рыночной экономики. Это такая рыночная структура, где продавцы и покупатели приспосабливаются к имеющимся рыночным условиям и не могут оказывать влияние на цену, но формируют её своим суммарным вкладом в рыночный спрос и предложение.
При данной модели конкурентная борьба между продавцами достигает своего пика. Так как участники рынка практически не оказывают влияние на условия продажи, экономика становится устойчивой к возникновению инфляции, безработицы и других негативных процессов.
Суть понятия и основные признаки
Совершенной (чистой, свободной) конкуренцией называется процветающее состояние рынка, когда на нём полностью отсутствует монополия и большая часть продавцов предлагают одинаковые товары либо услуги. Данный вид конкуренции характеризуется равновесием спроса и предложения, благодаря чему рынок регулируется самостоятельно, ни продавцы, ни покупатели не могут оказывать влияние на ценообразование.
Для получения более высокой прибыли от реализации товаров или услуг необходимо использование каких-либо передовых технологий, как при изготовлении данных товаров, так и их продаже, отчего понизится себестоимость, а прибыль увеличится.
Для наглядности приведём пример совершенной конкуренции. Представим огромную сельскохозяйственную ярмарку, на которую много фермеров привезли на продажу морковь. Вся морковь одного качества. Каждый фермер одинаково проинформирован о состоянии дел на рынке, а именно о ценах, спросе, конкурентах и издержках. Можно в любой момент начать продажу моркови или же покинуть рынок.
В подобной ситуации невозможно установление желаемой цены на свой товар и её нельзя самостоятельно повысить. Если стоимость товара будет боле высокой в отличие от цен на этот же товар у других продавцов, спроса на морковь не будет и её никто не купит. Договориться со всеми об одинаковой цене тоже нельзя, т.к. слишком много конкурентов. Поэтому в итоге устанавливается равновесная цена.
Совершенную конкуренцию можно отличить от других видов конкуренции по следующим признакам:
По мнению современных экономистов, совершенная конкуренция – идеальная экономическая модель, существующая только в теории. В реальной экономике наиболее походит на рынок совершенной конкуренции фондовая биржа, на которой множество продавцов продают одинаковые ценные бумаги. Именно здесь данная модель позволяет с достаточной точностью предугадать поведение продавцов и покупателей.
Рынки, максимально приближённые к совершенной конкуренции
В действительности конкуренция несовершенна. Число продавцов и покупателей не может быть бесконечным. В большинстве случаев продукция каждого производителя имеет свои отличия. Действуют экономические и бюрократические ограничения, касающиеся вхождения в отрасль. У каждой фирмы разная информация о состоянии дел на рынке и они находятся в неравных условиях. Некоторые компании обладают рыночной властью и диктуют цены.
На сегодняшний день свободную или совершенную конкуренцию можно наблюдать на рынках, торгующих следующими товарами:
Помимо вышеперечисленного, к рынку совершенной конкуренции можно отнести рынки товаров и услуг малого бизнеса. Например, автомастерские, ларьки, ателье, мастерские по ремонту обуви в масштабах рынка слишком малы и их услуги и товары не являются уникальными, и поэтому они вынуждены принимать действующие на рынке цены.
Плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
Отсутствует завышение цен | Рыночная система нестабильна |
Все участники рынка обладают равными возможностями | |
Рынок регулируется самостоятельно | Имеется риск перепроизводства |
Как можно заметить из таблицы, практически все недостатки совершенной конкуренции сводятся к тому, что при наличии равных возможностей невозможно достижение равного результата.
Происходит это потому, что каждый участник рынка по-своему занимается организацией производства и распределением ресурсов, использует маркетинговые компании и инновационные технологии. Поэтому успех приходит к тем, кто может грамотно организовать процесс производства и реализации, а также пользуется передовыми технологиями, чтобы обойти конкурентов.
Для достижения экономической эффективности, в первую очередь необходимо добиться эффективности производства и распределения ресурсов, которых с лёгкостью можно достичь в условиях совершенной конкуренции. Именно по этой причине данный вид конкуренции считается идеальной рыночной моделью, хотя в реальности её практическое воплощение почти не встречается.
Соблюдение таких условий, как минимум издержек, эффективность распределения ресурсов, саморегулирование процессов и отсутствие дефицита невозможно в долгосрочной перспективе.
Тест по теме Рыночные отношения. Конкуренция.
Тест по теме: Рыночные отношения. Конкуренция.
Равновесная цена:
а) возникает в условиях конкуренции
б) устраивает только продавцов
в) устанавливается государством
Найдите черты совершенной конкуренции:
а) рынок делят между собой несколько крупных фирм-производителей, государство оказывает значительное влияние на цены
б) цены устанавливает небольшое число крупных производителей, на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей
в) отсутствует контроль за ценами со стороны государства, на рынке присутствует большое количество продавцов и покупателей
Неценовая конкуренция включает в себя:
а) рекламу
б) увеличение прибыли благодаря повышению цен
в) увеличение прибыли благодаря небольшому спросу
Монополист, реализуя свой продукт по разным ценам различным группам потребителей, осуществляет:
а) ценовое регулирование
б) ценовой демпинг
в) политику выравнивания цен
Монополистическая равновесная цена по сравнению с ценой рынка совершенной конкуренции будет:
а) выше
б) ниже
в) такой же
Предприятие, на рынке монополистической конкуренции, в краткосрочном периоде может:
а) работать при убытках, превышающих постоянные издержки
б) максимизировать прибыль
в) получать нормальную прибыль
Монополистический рынок характеризуется:
а) свободой входа
б) одним предприятием
в) дифференциацией продукта
Рынок чистой конкуренции характеризуется формой конкурентной борьбы:
а) ценовая
б) реклама
в) лидерство в ценах
Предприятие в условиях долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции:
а) возмещает общие издержки
б) получает экономическую прибыль
в) не возмещает переменные издержки
Единственная структура на рынке, не способная влиять на цены – это…
а) чистая монополия;
в) монополистическая конкуренция;
г) чистая конкуренция.
Тема : Рыночные отношения: конкуренция.
1.Для рынка совершенной конкуренции характерно, что:
а) фирмы осуществляют неценовую конкуренцию;
б) фирмы не имеют собственной политики в области установления цен;
в) фирмы производят дифференцированную продукцию
2. Олигополистическая взаимозависимость означает, что:
а) каждая фирма производит продукцию, похожую, но не идентичную той, которую производят конкуренты;
б) все фирмы производят одну и ту же продукцию;
в) каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов, когда она проводит определенную ценовую политику;
г) каждая фирма несет убытки из-за неустойчивости рыночных цен.
3. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите буквы, под которыми они указаны (несколько правильных ответов)
а) рынок средств производства
д) олигополистический рынок
4. Совершенная конкуренция:
а) наличие единственного производителя на рынке
б) существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции
в) присутствие на рынке множества производителей, выпускающих однотипную продукцию
5. Монополия:
а) наличие единственного производителя на рынке
б) существование нескольких крупных производителей, делящих рынок определенной продукции
в) присутствие на рынке множества производителей, выпускающих однотипную продукцию
6. Неценовая конкуренция включает в себя:
а) увеличение прибыли благодаря небольшому спросу
б) совершенствование продукта
в) увеличение продаж от понижения цены
7. Модель рынка совершенной конкуренции характеризуется:
а) дифференциацией продукта
б) разной степенью доступности рыночной информации
в) множеством мелких фирм
8. Тип рынка, если на нем в качестве покупателя выступает лишь одно предприятие:
а) монополия
б) монопсония
в) олигополия
9. Наилучший пример чистой монополии — это:
а) булочная рядом с вашим домом;
б) производитель пива;
в) единственная авиалиния между вашим городом и столицей страны;
г) городское предприятие водоснабжения.
10. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его общая прибыль:
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Оглавление
2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.
В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.
В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.
В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков
Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.
Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).