для житейских психологических знаний характерно то что они

Житейская психология

для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они

для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они

для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они

Психологические знания и их типы

В первой главе характеризуется сфера психологических знаний в целом, показывается их специфика в житейской, научной, практической психологии, а также особенности психологических знаний, содержащихся в произведениях искусства и в различных видах иррациональной психологии.

Мир психологических знаний

Психология — это знания о психике как внутреннем мире людей, о психологических причинах, объясняющих их поведение. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего субъективного опыта. К числу этих фактов относят разнообразные проявления душевной (психической) жизни человека:

Психические явления бывают осознанные и неосознанные. Психологические знания как знания о душевном мире человека могут иметь разные источники. Пять основных типов психологических знаний отличаются методами получения, особенностями построения, способами выражения и обоснования, а также критериями истинности:

Житейская психология

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях.

Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Они характеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Источник

Житейская психология

Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности.
Герберт Спенсер

Житейская психология – это такая психология, в которой каждый человек может быть психологом. Ведь она представляет собой совокупность верований, взглядов, изречений, обычаев, пословиц, афоризмов и прочих подобных знаний о жизни и людях, которых придерживается основная часть населения. Мы все что-нибудь знаем о жизни и о людях, об их поведении и закономерностях этого поведения, благодаря своему личному опыту и опыту хорошо знакомых нам людей. Эти знания по-своему ценны, но далеко не ко всем ситуациям применимы. Ведь в большинстве случаев они основаны на стихийных наблюдениях и носят интуитивный характер. Поэтому то, что закономерно в одной ситуации, совершенно неприменимо для другой. Иными словами, житейские знания всегда конкретны. Но несмотря на это, они весьма полезны для каждого из нас в отдельности и для общества в целом, поскольку житейская психология всегда практична, так как она передает нам в весьма простой и понятной большинству людей форме опыт многих поколений. Что же, давайте вместе посмотрим, чем житейская психология может быть нам интересна.

Первым делом мне хочется сказать вам, уважаемые читатели, что житейская психология не так проста, как кажется, и порой над теми знаниями, которые она в себе несет и которыми делится с нами, размышлять нужно не меньше, чем над научными знаниями, чтобы получить от них пользу. Те же народные пословицы и поговорки нуждаются в толковании, нельзя использовать их во всех более или менее подходящих под них жизненных ситуациях, чтобы действовать грамотно и эффективно. Научные знания тоже не универсальны, хоть наука и стремится к обобщению, поэтому их также необходимо применять в жизни осторожно, продуманно, постепенно. А уж житейский опыт и подавно весьма ситуативен, даже когда речь идет о вашем личном опыте, который неоднократно повторялся. Поэтому если вы, к примеру, много раз видели, как люди на сделанное им добро отвечали злом – не нужно сразу подгонять эти наблюдения под известные поговорки и окончательно определяться в отношении добрых поступков и реакции на них со стороны других людей. Иначе вы не сможете принять правильное решение в той ситуации, когда рядом с вами окажется человек, способный достойно оценить вашу доброту и многое вам за нее дать взамен. А ведь именно такие люди делают нашу жизнь счастливой, именно их мы хотим видеть рядом с собой. И подобных примеров полно. Так что те прописные истины, на которых основывается житейская психология – не всегда истинны. Помните об этом.

Лично я очень уважаю житейскую психологию, потому что считаю, что какими бы конкретными не были житейские знания их можно обобщить, можно создать из этих знаний определенную систему, имеющую свои доказанные практикой закономерности. Собственно говоря, научная психология в значительной мере опирается на житейский психологический опыт, как на опыт, сформировавшийся в течение многих поколений людей. Это, сами понимаете, довольно-таки солидный опыт. Поэтому житейские знания можно упорядочить таким образом, что они превратятся в знания научные, то есть, в более обобщенные, более точные, в проверяемые и практичные знания. В житейской психологии многие знания хоть и истинны, и во многом полезны, но к сожалению – не очень хорошо упорядочены. Они недостаточно гибки и недостаточно полны, чтобы их можно было использовать при решении сложных жизненных ситуаций. Некоторые из этих знаний не проверены практикой, экспериментами и основываются на вере людей в истинность этих знаний. Плюс к этому, некоторые житейские знания представляют собой утверждения, которые охватывают довольно-таки обширную область человеческой жизни, но при этом не имеют поправок на различные особенности конкретного человека и той жизненной ситуации, при которых эти утверждения являются верными. Ну, вы наверняка замечали, что, скажем, те же пословицы, поговорки и разного рода народные предсказания частенько противоречат друг другу. Никогда не задавались вопросом, почему оно так? Дело не в том, что одни поговорки правильные, а другие неправильные, что одни пословицы истинные, а другие нет, что одни предсказания сбываются, а другие не сбываются. Дело в ситуативности житейской психологии. Каждая конкретная ситуация со всеми ее особенностями, отражена в отдельно взятой пословице и поговорке. Каждая конкретная закономерность отражена в отдельно взятом предсказании. Поэтому житейские знания верны при определенных обстоятельствах, но не всегда. Жизнь слишком сложна и люди достаточно сложны, чтобы можно было представить все знания о них и их поведении в нескольких строгих и нерушимых законах о жизни. Даже научная психология, как всякая наука, хоть и стремится к обобщениям, все же надо признать, что и она не способна все без исключения жизненные ситуации объяснить с помощью общих для всех подобных ситуаций законов и закономерностей. Поэтому в любом случае – анализ той или иной ситуации требует глубоких размышлений над ней, для полного ее понимания, независимо от того, какими знаниями мы руководствуемся при ее анализе, научными или житейскими, или и теми, и другими. Если бы всеми ситуациями в жизни можно было бы управлять с помощью нескольких алгоритмов, если бы в жизни не было неопределенности и новизны, то всю нашу жизнь можно было бы рассчитать с помощью математических формул и управление людьми можно было бы смело доверить компьютерам.

Между тем, большим преимуществом житейской психологии является то, что она всегда практична, так как имеет прямое отношение к тем событиям и условиям, в которых вырабатывалась. Сложных теорий в ней нет, есть только примеры из жизни, которые люди подмечают и фиксируют в своем и общественном сознании с помощью пословиц, поговорок, примет, обычаев, обрядов и тому подобных вещей. Из этого следует, что у любого человека можно чему-то научиться, так как каждый из нас имеет ценный опыт, который способен уберечь других людей от множества ненужных ошибок. Беда людей заключается в том, что им не всегда удается эффективно передать свои знания и опыт другим людям и в частности последующим поколениям. А другие люди не всегда готовы эти знания принять и даже не всегда проявляют к ним интерес. Мы вообще очень неохотно друг у друга учимся, предпочитая больше учить и наставлять других людей, чем учиться у них. Собственно, именно наша лень, гордыня, невнимательность, беспечность, тормозят наше развитие. Житейская психология многое дает каждому из нас, как и психология научная, но работать с этими знаниями и применять их в жизни хотят не все. Только подумайте, каких бы мы с вами добились успехов в жизни, как каждый из нас по отдельности, так и все вместе, если бы мы охотно учились на ошибках друг друга. Это был бы просто грандиозный прорыв в эволюции – это была бы революция человеческого развития. Ведь сегодня, как никогда раньше, это может сделать каждый. Мы все можем учиться новому постоянно, мы можем перенимать опыт друг у друга, не выходя из дома, благодаря современным информационным технологиям. Но, увы, действительность такова, что большинство людей даже на своих собственных ошибках не всегда учатся, тем самым лишая себя возможности добиться впечатляющего успеха в жизни. И многие из нас совершают одни и те же ошибки по нескольку раз. А мы с вами знаем, что история часто повторяется, и у этого повторения есть своя цель. Жизнь будет преподносить людям один и тот же урок до тех пор, пока они его не усвоят. Мы многие уроки проходим по нескольку раз, потому что не усваиваем их ни с первого, ни со второго, ни порой даже с десятого раза. И это, при всем том обилии знаний, которым мы располагаем благодаря в том числе и нашим предкам, которые из поколения в поколение накапливали и передавали ценные житейские знания. Вот такие мы, люди. Наверное, в этом есть свой смысл – всему свое время.

Мы все делаем свой вклад в житейскую психологию, когда активно делимся своим опытом с другими людьми. У нас у всех есть прошлое, которое чему-то нас научило, есть познания жизни, которые, конечно же, не являются полными, но зато весьма практичными. Всем этим мы можем делиться друг с другом, чтобы просвещать друг друга в различных областях. Многие житейские знания такие же ценные, как и знания научные, так как они указывают на такие истины, которые неизменны на протяжении всей нашей истории. Зная эти истины, человек может продвинуться в своей жизни значительно дальше, чем его предшественники, ведь он уже будет знать – что ждет его за тем или иным углом. Не все эти истины прописаны в учебниках, многие из них передаются из уст в уста и постоянно ложатся на наш слух, но мы не всегда их в полной мере осознаем. Дело в том, что если человек много раз в своей жизни о чем-то слышал, то у него возникает ложное представление о том, что он понимает, о чем идет речь. А в действительности, осознания услышанного, увиденного, прочитанного, нет, но человек считает, что вот эту-то прописную истину он точно усвоил, поэтому она ничего нового для него не несет и уделять ей свое внимание не нужно. При этом человек может поступать вопреки этой истине, но не замечать этого. Уверен, вы неоднократно сталкивались с этим в своей жизни. И подмечали, уж если не за собой, то за другими людьми точно, что говорить они могут одно, правильно говорить, мудро, а поступать вопреки сказанному, даже не допуская ошибочности своих действий. Это я к тому, что многое из того, о чем житейская психология нам сообщает, мы можем знать с детства, но при этом, эти знания, эти прописные истины не идут нам на пользу, потому что мы им не следуем, а не следуем мы им по той причине, что не понимаем их. Понаблюдайте за собой, вдруг вы именно так и живете, когда вроде знаниями полезными владеете, но при этом не руководствуетесь ими в своей жизни. Тогда, возможно, у вас появится повод задуматься над тем, что вы знаете, чтобы осознать это.

Стоит также сказать, что у житейской психологии имеется много общего с практической психологией. Житейская психология всегда имеет отношение к психологии практической, но практическая психология не полностью состоит из психологии житейской. Все дело в конкретности житейской психологии, из-за которой она не ко всем ситуациям применима. А практическая психология в немалой степени опирается на научные эксперименты, которые носят универсальный характер, насколько это возможно.

Свои житейские знания мы всегда можем проверить личным опытом и этот опыт на самом деле бесценен. Я давно заметил, еще после того, как отучился на психолога, что многое в жизни можно понять только благодаря собственному опыту, что многое из того, чему нас учат не имеет полного сходства с реальной жизнью. Тут уж и житейская и научная и практическая психология, да и вообще любая наука, проверяется жизнью. Мы, конечно, можем организовывать эксперименты, можем проводить профессиональные наблюдения, которые дадут нам массу полезной информации, объясняющей те или иные закономерности этого мира. И все равно, в процессе жизни, мы будем постоянно поражаться новым комбинациям тех или иных закономерностей, делающих нашу жизнь непредсказуемой. Поэтому я считаю, что каждому из нас следует ценить и приумножать свой опыт, который по сути является – проверенными жизнью знаниями.

Не стоит ждать от житейской психологии стопроцентной точности, ведь какую бы мудрость она в себе не несла, ко всем жизненным ситуациям она не применима. В общем-то, и научная психология не так точна и универсальна, как хотелось бы. Поэтому в любой науке нужно полагаться не только на чужие знания и даже не всегда на свои собственные знания, но и на интуицию, как это делают настоящие ученые. А в жизни нам всем часто приходится быть немного учеными, ибо порой жизнь такие задачи перед нами ставит, что для их решения нам никакие знания из учебников и никакой опыт предков не поможет. В этом и заключается прелесть жизни – она загадочна и непредсказуема, что хоть и пугает нас в ней немного, но зато делает нашу жизнь чертовски интересной.

Источник

Для житейских психологических знаний характерно то что они

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:

1) житейская психология,

3) научная психология,

4) практическая психология,

1.1.житейская психология

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек — хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии сдругими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией.Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

1.2.психологические знания в искусстве

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами, по мнению немецкого философа Вильгельма Дильтея (1833—1911), являются писатели, историки, актеры. Он желал появления психологии, способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в существовавших тогда учениях о душе. Писатели и поэты в сюжетах, образах, действиях героев пытаются отразить типичные особенности внутреннего мира (психологии) людей. «Какой художник, и какой психолог!»— говорила Жорж Санд о Льве Толстом, имея в виду его способности передавать в художественных произведениях тончайшие движения человеческой души. При этом творческие личности пользуются своими наблюдениями, размышлениями, а также мудростью житейской психологии.

Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя. Если они находят в произведении искусства, в том или ином образе, отражение типичных особенностей внутреннего мира человека, то это психологическое знание считается верным. Особенности таких знаний — конкретность, образность, эмоциональность, фрагментарность. Но через них человек видит типичность. Использование понятий нехарактерно. Однако психологические знания, отраженные в литературе, представляют большую ценность. Поэтому профессиональные психологи всегда обращались к этому источнику (Сироткина,1998).

Когда речь идет о житейской психологии или об отражении психологии людей в искусстве, слово «психолог» используется метафорически (например, применительно к Л.Н. Толстому, Ф.М. Достоевскому и др.).

В строгом смысле слова психолог — это человек, который профессионально занимается этой наукой в теоретическом и практическом плане, осуществляет практическую помощь людям в различных жизненных ситуациях.

1.3. научная психология

Третьим источником психологических знаний является наука. В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности. Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

1.4. практическая психология

Четвертый источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Практическая психология изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста. Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, на их основе формируется концепция. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определенного типа и способы психологической помощи им. Практический психолог в своей работе всегда опирается на какую-либо концепцию и применяет ее с учетом конкретной ситуации. Особенностями знаний в практической психологии можно считать целостность, сочетание обобщенности и конкретности, практичность, опору на опыт работы специалистов. В то же время практический опыт далеко не всегда обеспечивает достаточную доказательность тех или иных идей. В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

Пятым источником психологических знаний назовем парапсихологию, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К эзотерическому относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны и недостаточно систематичны. Правдоподобность — главный критерий истины. Особенностями этих знаний служат: целостность мировоззрения, сочетание конкретности и неопределенности, практичность выводов, опора на тайное знание. Научная проверка достоверности эзотерического психологического знания может существенно дополнить сведения о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (Дружинин,1995).

Источник

Житейская психология

для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что ониЖитейская психология – это информация, факты, полученные посредством субъективных наблюдений. Это индивидуальное понимание особенностей мироздания и психологических закономерностей. Иначе житейскую психологию именуют мудростью. Другими словами житейский подход к пониманию сути человеческой души и людского взаимодействия являет собой донаучную дисциплину, где каждый человек примеряет на себя амплуа психолога. Он сочетает опыт и совокупность воззрений, верований, изречений, убеждений, пословиц, обычаев, традиций, афоризмов, а также иную подобную информацию, знания о жизни и людях, которые использует большая часть жителей планеты.

Что это такое

Научное ученье, изучающее закономерности зарождения, созревания и функционирования психических явлений, выделилось в форме отдельной научной дисциплины сравнительно недавно. Поэтому вполне закономерен вопрос – неужели ранее не существовало стрессоров, негативно сказывающихся на человеческом здоровье, неврозоподобных состояний, конфронтаций, проблем в людском взаимодействии? Конечно, были. И психологическая поддержка существовала уже тогда, однако носила она больше характер жизненной мудрости, наблюдений, опыта.

Таким образом, житейская психология определение имеет следующее. Она представляет собой представления, убеждения, информацию, знания о душе, понимания сущности её психики и принципов функционирования, приобретённые в обыденном бытие и соединяющие в себе житейский опыт отдельного человека, а также иных людей.

Источниками житейской психологии являются:

– взаимодействие с окружением;

Житейской психологии присущи нижеприведённые признаки:

– интуитивность – недостаточное понимание происхождения имеющихся знаний;

– конкретность – соотнесение с конкретными людьми, привязка к определённым ситуациям бытия, условиям, проблемам бытия;

– ограниченность знаний – смутное понимание свойств некоторых психологических явлений, областей их действия;

– фундамент основывается на личных размышлениях и субъективных наблюдениях – багаж знаний научно не обоснован;

– ограниченность в информации – человек не соотносит личные психологические выводы, знания, воззрения с подобными сведениями, которыми обладают иные субъекты.

для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они

При этом житейский опыт накапливается и приобретается не лишь посредством взаимодействия с окружением, но и при помощи литературы, искусства, отображающего духовный мир всех людей.

Отсюда понятие житейская психология являет собой результат восприятия субъективного опыта человека, однако такой результат совсем необязательно подойдет другим людям. Главным способом познания в «психологии повседневной жизни» считается метод экспериментов и следующих за ними промахов.

При этом житейская и научная психология тесно взаимосвязаны. Вторая просто невозможна без первой. Основой научной дисциплины является её житейский аналог. Ведь субъект постоянно сталкивается в процессе бытия с психологическими феноменами: необходимостью нахождения общего языка с социумом, воспитанием детей, потребностью понимать личные желания, стремления и устремлять их в направлении верного курса, семейными проблемами.

Знания, которые таит в себе житейская психология и которыми она делится с человечеством, необходимо подвергать ничуть не меньшему анализу, нежели научные факты, дабы получить пользу от них. Так, например, народные поговорки, афоризмы нуждаются в интерпретации, нельзя бездумно их применять в любых отчасти подходящих под их смысл жизненных обстоятельствах, дабы действовать эффективно и верно.

Особенности

Ученье о внутренней составляющей человека в качестве некой формы житейского знания зародилась давно, практически одновременно с зарождением человеческого социума. Накопление жизненного багажа знаний и повседневного опыта в последующем стало фундаментом для зарождения науки психология, опирающейся на научные факты.

Таким образом, житейская психология являет собой знания, накапливаемые в процессах бытия и используемые в жизнедеятельности. Она включает досужие рассуждения, людские наблюдения, личные умозаключения касательно определённой ситуации. Например, малыши прекрасно умеют манипулировать близкими взрослыми, но подобные действия не срабатывают с чужими людьми.

Ниже приведены особенности житейской психологии:

– иррациональность выводов (практически всегда заключения совершаются людьми интуитивно);

– ограниченность и ошибочность обобщения (часто люди ошибочно все подобные обстоятельства сводят к одной типичной ситуации, например, если человек одевается неформально, то его автоматически бабушки, отдыхающие под подъездами, относят к преступным элементам);

– убеждения основываются на субъективных переживаниях, страхах;

– суждения обусловлены слухами, настроениями, модой;

– знания основываются на случайности обстоятельств, размышлениях;

– недостаточность культурного уровня рассматриваемого варианта психологии, приземлённость суждений нередко с примесями суеверий.

Ещё одна характеристика житейской психологии заключается в подаче людьми своих «открытий» в качестве истины. Люди обычно убеждены в собственной правоте, считая себя лучшими психологами, грамотными учителями, сведущими наставниками. Ярчайшим примером этому служат блогеры либо известные ведущие популярных «мыльных» телепередач. Они подают информацию не в качестве личных измышлений, а в качестве единого и непреложного факта. Они убеждены в собственной правоте, хотя их знания поверхностны, а умозаключения базируются исключительно на собственном опыте, который всегда субъективен, поэтому информация, которую они несут в массы, не может служить ориентиром либо поведенческим паттерном для всех людей.

Отличия житейской от научной психологии

Описываемое понятие можно рассматривать в качестве фундамента научного ученья о душе. Ведь учёные деятели, обращая внимание на какой-либо феномен, встречаемый в бытие, впоследствии поддают его всеобъемлющему анализу. Научные данные применяются в жизнедеятельности с целью разрешения проблемных ситуаций. Отсюда житейская и научная психология характеризуются массой точек соприкосновения.

Научный эквивалент ученья о душе анализирует сходства, различия, ситуации, становящиеся базисом получения информации о внутренней составляющей индивидов и человеческом взаимодействии, а также производит сравнение житейской и научной психологии.

Ниже приведены ключевые отличия одного ученья от другого. Прежде всего, эти две разновидности психологии рознит объект изучения. Обыденная житейская психология изучает условия либо конкретного субъекта, научная – психические процессы. Например, первая – говорит, что абсолютно все индивиды разные, а научная – это утверждение объясняет спецификой психических процессов (темперамент).

для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть фото для житейских психологических знаний характерно то что они. Смотреть картинку для житейских психологических знаний характерно то что они. Картинка про для житейских психологических знаний характерно то что они. Фото для житейских психологических знаний характерно то что они

Житейская психология обрисовывает конкретные обстоятельства и конкретных субъектов, что зачастую носит абстрактный либо стереотипный характер. Научная дисциплина обобщает, группирует, систематизирует.

Житейская психология использует самонаблюдение и неорганизованное наблюдение. Научный подход имеет в собственном арсенале множество различных инструментов: анкетирование, организованное наблюдение, эксперимент, проведение опросов, тестирование.

Следующее различие между житейской и научной психологии состоит в доступности знаний и способе их сохранения. Отсюда, какая информация считается более доступной? Та, которую люди самостоятельно берут либо получают от иных индивидов в процессе обмена опытом. На этом базируется бытовая психология. Если не вдумываться, то может казаться, что более доступно житейское ученье о душе, однако в действительности, проще взять специальную литературу и прочесть интересуемое, нежели получить жизненный опыт от окружения.

Научная дисциплина передает накопленный опыт, знания, полезную информацию через педагогов в университетах, посредством учебной литературы и иных обучающих материалов. Бытовые же знания передаются, как правило, устно, например, от старшего поколения младшему либо при помощи народного искусства, сказок, былин, легенд.

Научная психология транслирует знания, передаёт информацию, используя специальные термины, обозначения, понятия, житейская – при помощи обычных общепонятных слов и формулировок.

Помимо различий приведённых выше, можно выделить и сходства между житейской и научной психологией. И прежде всего их схожесть заключается в направленности. Ведь целью этих двух подходов всегда является помощь людям в лучшем понимании друг друга, решении повседневных проблем.

Научный подход черпает свои знания именно из своего житейского аналога. Рассматриваемые психологические учения направлены не на противостояние друг к другу, а на дополнение. Именно в этом и скрывается ключ к успешному пониманию загадочной человеческой души.

Примеры

Понятие «житейская психология» опирается на приобретённые знания посредством рефлексии, наблюдений за поведенческой моделью окружения, родных, коллег, многообразными социальными ситуациями. Восприятие мироздания людьми в донаучной дисциплине определялось их обыденными занятиями с последующим накоплением опыта и его передачей потомкам. Об особенностях психических явлений и характерах окружения ранее можно было судить лишь по их действиям и поведенческому паттерну.

Обычаи, обряды, присловья, афоризмы, присказки, поговорки, пословицы, мифы, былины, легенды, народные сказки и иной фольклор – это ярчайшие примеры житейской психологии. При этом часто несколько источников знаний могут противоречить друг другу. Так, например, каждая пословица может иметь свою смысловую противоположность: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и «Умная ложь лучше глупой правды».

Многие паблики в социальных сетях, различные тематические форумы, статьи в мировой паутине – всё это также является продуктом житейской психологии. Ведь в них вкладывается всегда чей-то субъективный опыт, повседневные наблюдения, описания жизни, истории промахов и взлётов конкретных людей.

Инструменты донаучной психологии представлены творчеством, искусством. Так, люди передают собственный опыт либо понимание мироздания посредством картин, кинофильмов, стихотворений. Каждый человек, столкнувшийся с произведением искусства того либо иного творца, составляет собственное представление о том, что хотел автор донести, что он за человек, какова его жизнь. И в этом процессе нет места специальным терминам или определениям. Здесь лишь субъективное восприятие. Интуитивно сделанные заключения, основанные на личных размышлениях, наблюдениях, субъективном опыте являют собой главный продукт житейской психологии.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *