Do what thou wilt shall be the whole of the law перевод
Do what thou wilt shall be the whole of the law перевод
Соответствия по гематрии
Формула слова THELEMA (Θελημα, др.-греч. «воля»):
Θ (Тета, 9) + ε (Эпсилон, 5) + λ (Лямбда, 30) + η (Эта, 8) + μ (Мю, 40) + α (Альфа, 1) = 93
Формула слова AGAPE (др.-греч. Αγαπη, «любовь»):
Α (Альфа, 1) + γ (Гамма, 3) + α (Альфа, 1) + π (Пи, 80) + η (Эта, 8) = 93
Число 93 записывается еврейскими буквами Цадди (90) и Гимел (3). Эти буквы соответствуют Ату «Император» (IV) и «Верховная Жрица» (II). Медитация на эти карты поможет глубже понять значение числа 93. Император — символ отцовской Воли, а Жрица — символ материнской Любви и служения Высшему. Кроме того, арканы Таро под номерами IX и III — «Отшельник» (символ Воли) и «Императрица» (символ Любви).
93 — сумма числовых соответствий трех горизонтальных путей Древа: Далет (4), Тет (9) и Пе (80).
В Телеме фигурируют другие важные слова и формулы, дающие по гематрии число 93: OIVZ (имя ангела, продиктовавшего Кроули «Книгу Закона»), AUMGN, LAShTAL, FIAOF.
Кроме того, 93 = 3 х 31, а 31 — это число имени AL и ключ к «Книге Закона».
Некоторые телемические авторы отмечают связь между числом 93 и солнечной символикой (на том основании, что наше Солнце, источник света и жизни, удалено от Земли на 93 миллиона миль.
Телемическое приветствие
В эссе «Закон Свободы» («Liber DCCCXXXVII») Кроули дает следующие пояснения по поводу избранной им формулы приветствия (состоящей на английском языке из одиннадцати слов):
Меня часто спрашивают, почему я начинаю все свои письма именно так. Неважно, кому я пишу — своей возлюбленной или лавочнику, у которого я покупаю мясо, — я всегда начинаю с этих одиннадцати слов. А с чего еще, спрашивается, мне начинать? Какое еще приветствие прозвучало бы столь же радостно? Смотри, брат мой, мы свободны! Возрадуйся со мною, сестра, ибо нет закона кроме «Твори свою волю»!
Алистер Кроули. Liber DCCCXXXVII. Закон Свободы
Трактат TO MEGA QERION’а 666, Мага 9°=2° A.’.A.’.
Твори свою волю: таков да будет весь Закон.
I
II
Я пишу это для тех, кто не читал нашей Священной книги, «Книги Закона», а также для тех, кто ее прочитал, но почему-то не понял, как она совершенна. Ибо в Книге этой сокрыто многое, и многие Благие Вести разбросаны по всей этой Книге, как Звезды — по полю Ночи. Возрадуйтесь со мною, о люди! Книгу сию открывает великая хартия нашей божественности: «Каждый мужчина и каждая женщина — звезда» [I:3]. Все мы свободны, все независимы, все сияем ярким сияньем, каждый из нас — лучезарный мир. Не благая ли весть сие?
Затем идет первый призыв Великой Богини Нуит, Владычицы Звездного Неба, она же — Материя в глубочайшем метафизическом смысле этого слова, и она же — та бесконечность, в которой все мы живем и движемся и существуем. Внемлите первому Ее воззванию ко всем нам, мужчинам и женщинам:
«Выйдите, о дети, под звезды и досыта вкусите любви! Я — над вами и в вас. Мое блаженство — в вашем. Радость моя — видеть вашу радость» [I:12—13].
Затем Она раскрывает тайну скорби:
«Ибо я разделилась ради любви, дабы стал возможен союз. Так сотворен мир: боль разделения в нем — ничто, радость растворения — всё» [I:29—30].
И на каких же условиях обретаются эти радость, покой и величие? Проповедуем ли мы угрюмый аскетизм христианина, буддиста или индуиста? Живем ли мы в вечном страхе перед каким-нибудь «грехом», способным лишить нас «благодати»? Ничего подобного!
«А посему будьте прекрасны собою; облачайтесь в изысканные одежды; вкушайте обильные яства и пейте сладкие вина и вина пенные! Также досыта вкушайте любовь по воле своей, когда, где и с кем пожелаете! Но все это — во имя мое» [I:51].
Это единственное, о чем нужно помнить: что каждое действие должно было ритуалом, актом поклонения, таинством. Живите, как жили во все времена цари и князья мира сего, коронованные и некоронованные, как всегда живут владыки; но пусть это будет не просто потворство своим желаньям, — нет, пусть потворство своим желаньям станет вашей религией.
Когда вы пьете, танцуете и наслаждаетесь, вы не «ведете себя безнравственно», вы не «рискуете своей бессмертной душой», — нет, вы исполняете предписания нашей священной религии… но лишь при условии, что вы не забываете рассматривать свои действия именно в этом свете. Не унижайте себя, не губите и не обесценивайте свое удовольствие отказом от наивысшей радости, от осознания того Покоя, что превосходит всякое разумение. Вы обнимаете не просто Марианну или Мелюзину — вы обнимаете саму Нуит, ради вас сосредоточившуюся и воплотившуюся в человеческом облике, чтобы даровать вам бесконечную любовь, чтобы дать вам уже на земле вкусить Эликсир Бессмертия. «Но для тебя — экстаз и радость земная: неизменно Ко мне! Ко мне!» [AL, I:53].
И вновь Она говорит: «Любовь есть закон, любовь в согласии с волей» [AL, I:57]. Храни в чистоте свой высочайший идеал; вечно стремись к нему, никому и ничему не позволяя остановить тебя или отвлечь; так звезда мчится своей неисчислимой и бесконечной дорогой славы, и все сущее — Любовь. Закон твоей сути становится Светом, Жизнью, Любовью и Свободой. Все сущее — покой, все — гармония и красота, все — радость. Ибо, внемли, сколь благосклонна Богиня:
«Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность — а не веру — при жизни в том, что будет по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв» [AL, I:58].
У нас, принявших Закон Телемы, нет с ними ничего общего. Мы вняли Гласу Звездной Богини:
«Я люблю тебя! Я жажду тебя! Бледная или воспылавшая, сокрытая или сладострастная, я, в коей всё наслаждение, и царственный пурпур, и опьянение сокровенного чувства, желаю тебя. Расправь крылья и пробуди в себе величие, свитое кольцами: приди ко мне! Ко мне! Ко мне!» [AL, I:61].
И вот как Она завершает свой призыв:
«Пой восторженную песнь любви для меня! Возжигай для меня благовония! Носи для меня украшения! Пей во имя мое, ибо я люблю тебя! Я люблю тебя! Я — лазурновекая дочь Заката. Я — нагое сияние сладострастного неба ночи. Ко мне! Ко мне!» [AL, I:63—65].
И последние Ее слова:
«Завершилось Явление Нуит».
III
Следующая глава нашей книги — это речь Хадита, дополнения Нуит. Хадит — это вечная энергия, Бесконечное Движение Объекта, ядро и средоточие всего бытия. Проявленная Вселенная рождается от брака Нуит и Хадита; без этого союза не существовало бы ничего. Таким образом, их вечный, нескончаемый брачный пир есть сама природа вещей; и потому все сущее — это кристаллизация божественного экстаза.
«Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды» [AL, II:6], — говорит о себе Хадит. Итак, Он — ваше сокровеннейшее божественное «Я»; и это вы сами, а не кто-то другой, растворены в непрерывном блаженстве объятий Бесконечной Красоты. Немного далее Он говорит о нас:
«Мы — не для тех, кто нищ и печален; мы из рода владык земли.
Станет ли Бог жить во псе? Нет! но наивысшие — от нас. Будут радоваться они, наши избранные; кто скорбит — не от нас.
Красота и сила, переливный смех и сладостная истома, мощь и пламя — от нас» [AL, II:18—20].
И вот что говорит Он о смерти:
«Не думай, о царь, об этой лжи — что Должен Ты Умереть: воистину, ты не умрешь, но будешь жить. Да будет отныне известно: если тело Царя распадется, он пребудет в чистом экстазе навек» [AL, II:21].
Тому, кто узнал это, что остается, кроме восторга? И как нам жить до тех пор, пока не исполнилось это обетованье?
«Ложь сие, эта глупость себе же в ущерб. Будь сильным, о человек! вожделей, наслаждайся всем, что волнует чувства и несет упоение; и не страшись, что какой-нибудь Бог отвергнет тебя за это» [AL, II:22].
Снова и снова в других подобных словах Он побуждает к расширению и развитию души посредством радости. Вот календарь нашей Церкви:
«Вы же, о люди мои, восстаньте и пробудитесь! Да исполняются ритуалы, как подобает, с радостью и красотой» [AL, II:34—35].
Не забывайте, что все акты любви и наслаждения должны быть ритуалами.
«Есть ритуалы стихий и празднества времен года.
Празднество первой ночи Пророка и Невесты его.
Празднество трех дней написания Книги Закона.
Празднество в честь Тахути и во имя ребенка Пророка: тайна сие, о Пророк!
Празднество Высшего Ритуала и празднество Равноденствия Богов.
Празднество в честь огня и празднество в честь воды; празднество жизни и большее празднество смерти.
Празднество каждый день в ваших сердцах, упоенных моим восторгом.
Празднество каждую ночь ради Ну, и блаженство наивысшего счастья.
Да! веселитесь! ликуйте! нет ужаса после смерти. Там растворенье и вечный экстаз в поцелуях Ну» [AL, II:36—44].
Все здесь зависит лишь от того, принимаете ли вы этот новый закон; вас не просят уверовать во что бы то ни было, не просят принимать на веру глупые побасенки, не дотягивающие даже до интеллектуального уровня бушмена и морального уровня наркомана. Все, что от вас требуется, — быть самим собой, творить свою волю и радоваться.
«Ты потерпел неудачу? Ты сожалеешь? Страх в сердце твоем? — вновь говорит Он о том же. — Там, где я, этого нет» [AL, II:46]. И так далее в том же духе; процитированного выше вполне достаточно, чтобы понять, о чем речь. Но есть и еще одно предписание:
Восстаньте же, братья и сестры мои на земле! Отрясите с ног своих все страхи, все колебания, все сомнения! Восстаньте! Ступайте свободно и радостно, ночью и днем, творя свою волю, ибо «Нет закона кроме: “Твори свою волю”» [AL, III:60]. Восстаньте! Шествуйте с нами во Свете и Жизни, в Любви и Свободе, вкушая с нам блаженство, как подобает Царям и Царицам Небес и Земли. Солнце взошло; вековые призраки рассеялись. «Слово греха — Ограничение», или как еще было сказано в связи с этой книгой,
…Грешен тот,
Чей дух святой в цепях живет! 2
Вперед, вперед в силе твоей, и да не устрашит тебя никто на свете! 3
Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.
Перевод © Анна Блейз, 2009
1 На английском языке предписание «Твори свою волю: таков да будет весь Закон» состоит именно из одиннадцати слов: «Do what thou wilt shall be the whole of the Law». — Примеч. перев.
2 Из поэмы Алистера Кроули «Ага!». — Примеч. перев.
3 Аллюзия на AL III:46: «…вперед, вперед в силе моей! и ничто не заставит вас повернуть обратно!». —Примеч. перев.
„Do what thou wilt shall be the whole of the Law.“
I:40 This famous statement derives from several historic precedents, including that of François Rabelais in describing the rule of his Abbey of Thélème in Gargantua and Pantagruel: Fait ce que vouldras (Do what thou wilt), which was later used by the Hellfire Club established by Sir Francis Dashwood. It is also similar to the Wiccan proverb: An ye harm none, do what thou wilt; but the oldest known statement of a similar assertion is that of St. Augustine of Hippo: Love, and do what thou wilt.
Источник: The Book of the Law (1904)
Алистер Кроули 9
Похожие цитаты
— Aleister Crowley, книга The Book of the Law
The Comment; this is a summary combination and restatement of the assertions of I:40 and I:57.
The Book of the Law (1904)
— Robertson Davies, книга A Voice from the Attic
A Voice from the Attic (1960)
Golden Sayings of Epictetus
Контексте: Canst thou judge men. then make us imitators of thyself, as Socrates did. Do this, do not do that, else will I cast thee into prison; this is not governing men like reasonable creatures. Say rather, As God hath ordained, so do; else thou wilt suffer chastisement and loss. Askest thou what loss? None other than this: To have left undone what thou shouldst have done: to have lost the faithfulness, the reverence, the modesty that is in thee! Greater loss than this seek not to find! (91).
— Maimónides, книга The Guide for the Perplexed
Источник: Guide for the Perplexed (c. 1190), Part III, Ch.24
The True Levellers Standard Advanced (1649)
Tractatus VII, 8 http://www.newadvent.org/fathers/170207.htm
Latin: «dilige et quod vis fac.»; falsely often: «ama et fac quod vis.»
Translation by Professor Joseph Fletcher: Love and then what you will, do.
In epistolam Ioannis ad Parthos
Enclosed Garden Of Truth (Hadiqat al-Haqiqa wa Shari’at al-Tariqa): translated by John Stephenson, 1910
Волюнтаризм и Телема
Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности.
Краткое обозначение проблемы
К несчастью, таковое непонимание приняло тотальный характер, и именно это послужило толчком к написанию этой статьи, в которой мы надеемся дать обзор той информации, которая должна направить мысль изучающего телемитские писания в направлении, определенном их создателем.
Как же рассматривать волю в соответствии с замыслом Кроули? — Мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Wilt: филологическая сторона проблемы
В любом случае, переводить Do What Thou Wilt как «Воли» будет малопонятно и неблагозвучно. Поэтому мы будем оставлять данную фразу без перевода в тексте статьи (за исключением цитат, разумеется) — если же контекст потребует именно перевода, то мы будем передавать значение : «Поступай согласно своей воле».
Wilt — сакральная сторона проблемы
Раздел Раджнявалкьи, Гл. VII, Четвертая Брахмана: 5
Эта идея Канта произвела большое впечатление на Шопенгауэра, он отзывался о ней как об «учении, которое принадлежит к самому прекрасному и глубокомысленному, что когда-либо дал этот великий ум, да и вообще человеческий интеллект». Вот четкий и однозначный вывод Шопенгауэра (сделанный на основе как анализа кантовской концепции, так и собственных привнесений): «Хотя воля и свободна, но она свободна лишь сама в себе и за пределами явления; в явлении же она дана с определенным характером, которому должны соответствовать все ее деяния». Это согласуется с предполагаемой нами телемитской «свободой внутри ограничения» в мельчайших деталях.
Вспомнив Канта, нельзя не вспомнить Иоганна Готлиба Фихте, особенно если учитывать, что Кроули рассматривал волю «в том же смысле, что и у Шопенгауэра и Фихте».
Теперь — ближе к воле «по Шопенгауэру и Фихте». Оставим на совести Кроули постановку Шопенгауэра и Фихте в один ряд и посмотрим, что же такое эта «воля в том же смысле, что и у Шопенгауэра».
Таким образом, по Шопенгауэру, воля есть первоначало и первосущность быти. в??ля универсальна, воля контролирует все происходящее. Воля имеет способность объективизироваться. Две известные нам формы ее объективизации: мир и человек. Воля полагает себя в «свое иное» для самопознания («Человек есть орган самопознания природы, а природа есть орган самопознания Воли»).
Что же мы повседневно вкладываем в понятие «воля»? — Пожалуй, нечто противоположное шопенгауэровской Мировой Воле: способность контролировать поступки, сознание и т. п. Одним словом: разум.
У Гора есть тайное четверичное имя:
Ничто — Единичное — Многое — Все.
Хэн: На терпении построены великие империи.
Нет закона, кроме как поступать согласно твоей воле.
Страсть к результату искажает волю всеми способами.
Вот что говорит Кроули в Примечаниях относительно «Не откажи жене своей»: «Половой инстинкт это одно из наиболее глубоко укорененных проявлений воли, и он не должен быть ограничен; ни негативно — препятствиями к его свободному проявлению, ни позитивно — настаиванием на его непрямом проявлении. Что отвратительней — задержать естественный процесс роста или деформировать растущее?».
Смиряй себя перед своим Я.
Алистер Кроули, Liber Librae : 7
Но есть освобожденье.
Итак, мы можем с полной уверенностью говорить: изначальные предпосылки трактования воли в философии волюнтаризма и в учении Телемы в целом, равно как и во многих деталях, тождественны. Выводы, сделанные из анализа одинаковых предпосылок, разумеется, не одинаковы.
Телема совершенна, и формулировка «принадлежность [совершенной] Воли» к чему бы то ни было выглядит достаточно странно. Еще несколько наблюдений, относящихся к источнику, мы сделаем в подразделе «Сатанизм».
… Книга Jugorum заканчивается словами «Свяжи себя так, и станешь навсегда свободен» (3:3).
Эти слова применимы ко всей телемитской системе свободы воли.
Рассмотрение воли в иных системах
Пойми совершенство Нашего Закона еще через одно Небесное Искусство.
Liber Alef : 150
Мы кратко рассмотрим понятие Воли в аспекте сравнения с данным понятием в Телеме в нескольких субъективно отобранных пост-шопенгауэровских (в контексте, правда, не очень важно их отношение к волюнтаризму) системах, проекция на которые, каковая, как нам кажется, имеет место[15], может искажать некоторые аспекты Телемы (следует обратить внимание читателя на то, что в подзголовках — «Телема и…» — имеется в виду именно, т. е. Воля, а не все телемитское учение.). — Мы добавляем эти небольшие заметки главным образом ради того, чтобы осветить именно телемитскую Волю — но не разнообразные системы, которых мы касаемся — как можно более полно.
Интересен тот факт, что в многочиленных пост-шопенгауэровских философских (и психологических) системах понятие «воля» рассматривалось как нечто вполне сопоставимое с «Мировой Волей» Шопенгауэра.
Карл Густав Юнг в предисловии к своей работе «Сознательный разум» говорит: «Такие функции, как мышление, воля и т. п., еще не дифференцированы ; они до-сознательны».
Уильям Джеймс в статье «Воля» выводит почти шопенгауэровское понятие: «при волевом усилии нам кажется, будто в каждую минуту мы могли бы сделать это усилие большим или меньшим по сравнению со сделанным нами. Другими словами, нам кажется, будто усилие не зависит постоянно от величины сопротивления, которое оказывает известный объект нашей воли; будто по отношению к окружающим обстоятельствам (к мотивам, складу характера и т. д.) оно представляет то, что на математическом языке называется независимой переменной». Сравните с уже цитировавшимся выше вопросом Шопенгауэра «Свободно или само желание?».
В самом деле, вопрос о свободе воли на почве чисто психологической неразрешим.
Психология оставляет без внимания проявления свободы воли, не отрицая, безусловно, их возможности. На практике, конечно, это сводится к отрицанию свободы воли, и большинство современных психологов действительно, не колеблясь, отвергают существование свободы воли.
«Итак, вопрос о свободе воли может быть в психологии оставлен без внимания. Как мы заметили выше, свобода воли, если только она существует, всецело сводится к более или менее продолжительному, более или менее интенсивному созерцанию известного представления или известной части представления. Перевес в продолжительности или интенсивности одного из мотивов, равно возможных для осуществления, и придает этому мотиву решающее значение, реализуя связанный с ним акт воли. Такое усиление или ускорение мотива может иметь огромное значение для моралиста или историка, но для психолога, рассматривающего явления с точки зрения строго детерминистской, проявления свободы воли могут быть отнесены к числу бесконечно малых»[16].
Телема и ницшеанство
Фридрих Ницше, Песни Заратустры: 20
Итак, философия Ницше в аспекте Воли имеет несколько пересечений с Телемой, но все же как в основе, так и в некоторых проявлениях несовместима с учением Кроули.
Телема и христианство
Отношение Кроули к мировым религиям известно, — см. Liber AL, III:49–56 — и мы лишь весьма поверхностно пройдемся по основным вехам понимания воли в христианской теологии, — постаравшись выделить именно малочисленные общие с Телемой элементы этого понимания, нежели многочисленные расхождения (поскольку наличие последних ясно уже из слов Ра-Хоор-Куита о необходимости уничтожения современного христианского мировосприятия). Также данный подраздел добавлен для упреждения недопустимого проведения параллели «Воля Сатаны — Воля бога».
Углубляться в христианство несомненно означает насмехаться над ним.
Алистер Кроули, Солдат и Горбун: I
«Воля божья» последняя понимается исключительно внешней волей, вторгающейся в личные устремления индивидуумов: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42), «избавь меня от лукавого и да будет во мне воля Твоя» (из молитвы «Боже, очисти меня…»).
Поздние толкования новозаветных мифов дают еще одно основание считать, что в христианстве Воля первична по отношению к богу: бог Христос несколько раз говорит о том, что он покоряется Воле (в связи с этим богословам была разработана доктрина подчинения «Сына» «Отцу», и «Духа» — «Сыну»).
Телема и сатанизм
Воля человека, с точки зрения успеха в магии, очень важна. Но сильная воля не должна быть спутана с упрямством. Почти все сегодня — страшно упрямые зомби, пугающие остальных по чужой воле.
Антон Шандор ЛаВей
Записная Книжка Дьявола
Данная тема уже неоднократно поднималась, и мы коснемся лишь неисследованного в ней вопроса Воли.
[2] «Учитель Зверь» (лат. и греч.) — одно из многочисленных прозвищ Кроули.
Basileus O.T.O.
Do what thou wilt shall be the whole of the law
ЕНОХИАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ДУШУ
Несмотря на свою многогранность, от низших до высших уровней человеческая душа является уникальной и неповторимой сущностью. В своём самом глубинном состоянии душа человека – это часть Божества и манифестация Бога в мире. Мир в целом может рассматриваться как божественная манифестация, но он остается чем-то отличным от Бога, в то время как душа в её глубинах – часть Бога. На самом деле только человек, благодаря достоинствам его божественной души, имеет потенциал и некоторые действительные способности Бога в себе. Этот потенциал представляет способность идти за пределы существования, двигаться свободно и выбирать пути, давая возможность человеку взлететь до предельных высот, либо пасть в глубины бездны. Иначе говоря, это сила желать и творить.
Свободная воля человека обладает своим уникальным потенциалом в связи с тем, что она – часть Божественной Воли, не имеющей предела и ограничения. Творческая сила человека также возникает из Божественной силы уничтожать уже существующие вещи и творить то, что никогда не существовало прежде. В этом смысле человек создан по образу Бога.
Естественно, Бог не проявляется в человека во всей бесконечности бытия, я говорю лишь про аспект Бога или про Божественную Искру, формирующую саму сущность внутренней жизни человека.
В более широком смысле человечество можно также считать проявлением Бога в мире. Каждый человек – свойственная часть этого божественного источника света, точка сущности. Эта точка сущности и источник известны как Божественная живительная сила, оживляющая мир. Поэтому можно сказать, что каждая душа – фрагмент Божественного Света. Подобно искре, содержащей часть целого, целостность души может быть достигнута через усилие, через работу с большим целым.
Несмотря на все связи индивидуальной души с высшим источником или с любой другой душой, каждая душа является уникальной и неповторимой в условиях самой её сущности и способностей. Нет двух душ, которые бы совпадали в их «действиях», «функциях» и самих «путях». Душа не может занять место другой души. Именно поэтому, кстати, Енохианская Магия испытывает глубокое уважение к жизни. Жизнь человека – это то, что нельзя ни заменить, ни обменять, ничто и никто не может занять её место.
Душа человека как основа существования (ещё до её соединения с физическим миром) уже является отдельной духовной сущностью – специальной комбинацией различных уровней из разных миров. Никакая душа не принадлежит только одному миру – даже при том, что в каждой душе есть тенденция в большей степени проявлять себя в одном мире, нежели в другом. Души – продукт комбинаций среди миров, и в одной душе могут быть сотни и тысячи таких комбинаций в обширном разнообразии форм. Так человеческие души могут быть слишком разными из-за отличий в мирах, создающих свои комбинации, а также непосредственно из-за самих комбинаций и уровней миров, в которых проявлена душа. Всё из этого касается лишь мира духовного и абстрактного.
Принципиальное «действие» души заключено не в абстрактности или отдаленности её от физического мира, а в её контакте с материей мира живых существ. В пределах чрезвычайно сложной системы отношений между душой и миром материи в целом (особенно отношений с её собственным телом), душа способна достигать намного более высоких уровней, чем она может достигнуть в её абстрактном состоянии отделённой сущности, которое известно как райское состояние вне тела.
Процесс объединения души с телом (называемый «спуском души в материю») есть в некотором смысле глубокая трагедия души. В связи с потребностью воплощения душа ужасно рискует, дабы впоследствии совершить желаемый подъём к неизвестным для неё высотам. Это риск и опасность, ибо соединение души с телом и контакт с материальным миром позволяет душе спуститься и в таком состоянии уничтожить мир. Душа – это единственный фактор, который является свободным, душа не ограничена детерминизмом физического закона и способна выбирать и двигаться свободно. В действительности самосозидание и творение человека является точно таким же риском – спуском ради подъема.
Душа нематериальна, она находится не только вне материи, но также и вне того, что считают духом, она также вне интеллекта на его самом высоком уровне и за пределами того, что можно достигнуть, понять или разъяснить самому себе. Душа не должна восприниматься как некоторая запертая в теле определённая сущность или точка, или материальная субстанция, скорее она – непрерывная линия духовного существа, берущая начало из общего источника всех душ за пределами определённого тела конкретного человека. Соединение между телом и душой подобно концам луча света, освещающим тёмное тело. Душа – это не отдельная точка в космосе, она не должна рассматриваться как обособленное существо, имеющее только одно качество или характер, душа – наличие многих экзистенциалий на разнообразных духовных уровнях. Душа дает телу жизнь и существо – ту жизненную составляющую, которая отличает всё живое и реальное. Также она обеспечивает каждого человека его особым характером и обретает возможность участвовать в действительности мира.
Другими словами, человеческая душа (на её первоначальном уровне) делает возможным бытие в условиях силы жизни, движения и распространения вида. На другом уровне душа действует как источник способности человека думать, воображать, мечтать и рассматривать. Божественная искра или душа оживляет животную сущность человеческого тела таким способом, который является значительно более сложным и мощным в сравнении с другими формами жизни. Несмотря на сравнительную сложность разума и эмоций человека, сей уровень души упоминается как «животная душа» из-за схожести с душами других живых существ по функциям, мыслям и знанию о себе как о обособленном сосуде тела. В то же время изначальная природная животная душа человека не обязательно связана лишь с животными потребностями или физическими аспектами жизни, она есть источник специфических для каждого человека качеств.
На более высоком уровне, над простой душой, в каждом человеке есть душа Божественная. Это – первая искра сознания по ту сторону зоологических особенностей (даже вне психики высших животных), она непосредственно связана с Божественной Сущностью. Эта связь Божественной души подобна исходящему сверху потоку, который простирается к основному уровню – «Душе» («Нефеш»), существующей в той или иной форме в каждом человеке. Душа («Нефеш») существует в каждом и всяком индивидуальном бытии, спрятанная или скрытая подобно искре высшего восприятия и устремления. Эта Душа соприкасается с более высоким для неё уровнем «Духа» («Руах»). Этот уровень соответствует миру, расположенному над миром действия («Ассия»). Мир «Духа» представлен енохианской Сторожевой Башней Воздуха и соответствует миру Йецира – Миру Формирования в Кабале. Таким образом, уровень «Духа» в душе человека соответствует в своей сущности уровню ангела в енохианской Сторожевой Башне Воздуха или Миру Формирования в Кабале.
Кроме того, существует и третий уровень, называемый «Высшей Душой» («Нешама»), который соответствует енохианской Сторожевой Башне Воды и миру Брия – Миру Творения в Кабале, этот уровень ещё более тонкий и чистый. Над уровнем «Высшей Души» есть ещё уровень под названием «Хия», он соответствует действию сил енохианского Универсума в енохианской Сторожевой Башне Огня, которая соответствует миру Ацилут или миру Эманаций в Кабале. И за пределами всего этого наиболее внутренней точкой Божественной искры является «Йехида», которую можно рассматривать как точку соприкосновения между душой и самой сущностью Божества. «Йехида» соответствует действию сил енохианской Доски Союза, которая, в свою очередь, соответствует «АЙН» или «АЙН СОФ» в Кабале.
Подобно тому, как объединение тела и души даёт жизнь телу, так и тело становится оболочкой души в материальной субстанции, обеспечивая её возможностями физического тела. Это, однако, не односторонний процесс. Душа не только даёт что-то телу (жизненную силу и саму жизнь), она и получает что-то от тела, от контакта тела с материей и формой, это касается физических способностей, каналов восприятия и различных связей тела с материальными и нематериальными мирами. Душа, безусловно, ограничена телом, но от этого образуется новая форма существования и новая точка зрения. Контакт и взаимная привлекательность между телом и душой создаёт сопряженность качеств и отчетливо уникальную ситуацию, генерируя самого человека, который есть ни тело, ни душа, но объединение двух. Это сочетание может достигнуть многого, даруя экспрессию славы телу для подъёма из инертности материи, и получая взволнованный ответ души на этот взаимный контакт.
Диаграмма 1. Кабалистические и енохианские соответствия на Древе Жизни.
Кроме того, самость — не особенная точка, а пересечение в пространстве или специфическая сущность, она отличается для всех людей, и даже для одного и того же человека непосредственно в различных стадиях его развития. На первых стадиях, например, существование самости сконцентрировано почти полностью в жизни тела, в то время как более высокие уровни разума и духа не проявляют себя, если только не в бессознательной форме. С ростом и развитием физических и духовных возможностей человек всё больше узнает о более высокой сущности его души в соответствии с его способностями. Личность может реализовать свой духовный потенциал и выйти за пределы, если она предпримет усилия по достижению Бога в себе. При этом она будет всегда оставаться в пределах своей жизни и сознания возможностей, отдаленных от тела, от контакта тела с материей и с различными физическими и духовными существами в мире. Часть этого находится в самости как форма сознания, а часть не осознается. Бессознательные сущности бытия также сохраняются в более высоких аспектах души. Поэтому продвижение к совершенствованию зависит от собственной способности поднять самость к уровню идентификации её с более высоким разумом по ту сторону контакта между материей и духом. Это подъем высшего сознания, который пролегает от областей «Духа» («Руах») к «Высшей Душе» («Нешама») и, в чрезвычайно редких случаях, к ещё более высокому уровню «Хия», что соответствует уровню пророческого откровения, когда самость получает силу и полноту непосредственно и сознательно от енохианской Сторожевой Башни Огня — кабалистического Мира Эманаций.
Таким образом сознание, принимая когда-либо новую идентификацию по жизненному потоку души, является путём подъема человека по лестнице Достижения. Чем больше подъёмов, тем скорее наступает реализация наивысшей цели отдельного существа. Было бы верным сказать, что очень немного людей когда-либо достигали этих высочайших уровней, и даже когда они достигают их, то должны не оставаться там, но испытать случайную вспышку понимания в пределах высшего существования. Только самые величайшие из людей – через целую жизнь усилий и постоянства – достигают этого уровня, где самостоятельно существуют в условиях сознания на самых высоких уровнях енохианской Сторожевой Башни Огня – кабалистического Мира Эманаций. Остальная часть человечества живёт на уровне мира действия (физический мир) или едва выше его. Она может немного подняться, если и вообще сумеет, только на основании своего выбора, дел и самых искренних усилий. Этот уровень – енохианская Сторожевая Башня Земли, которую также называют Миром Проявления в Кабале.
Душа имеет внутреннюю сущность Енохианской Вселенной, которая, в свою очередь, соответствует Древу Жизни. Это значит, что в реальной жизни необходимо проявить структуры Доски Союза, Четырёх Сторожевых Башен и Доски Хаоса, все из них имеют соответствие со Сфирот Древа Жизни. Доски Союза, Четыре Сторожевые Башни и Доска Хаоса, равно как и Десять Сфирот Дерева Жизни – это инструменты Высшего Всемогущества. Поэтому жизнь человека в состоянии совершенствования отражает целый мир и Высшую Енохианскую Вселенную. Когда совершенствование человека происходит без искажения его существа, души и отношений между душой и телом, тогда он может сказать: «И я во плоти моей узрю Бога.» (Иов. 19:26). Человек в своей чистоте должен быть способен чувствовать весь порядок отношений между Богом и миром, а также порядок отношений в пределах Енохианской Вселенной (Доски Союза, Четырёх Сторожевых Башен и Доски Хаоса), поскольку это отражено в микрокосме его человеческого существования. Аналогично тому, как это происходит более высоком мире, порядки существуют в человеческой душе, от их взаимосвязей получается и проявляется весь широкий диапазон мыслей, чувств и опыта человека.
Прежде чем продолжить, следующим шагом необходимо построить вышеизложенную диаграмму следующим образом:
Кабалистические обозначения
Сфира на Древе Жизни