двадаши что это такое
Что такое экадаши?
Экадаши (санскр. एकादशी — одиннадцать) — 11 лунный день после каждого полнолуния и новолуния, иными словами 11 и 26 лунные дни. Дни экадаши — самые подходящие для поста, духовных практик, молитв и очищения. Аюрведическая медицина советует поститься в экадаши, чтобы очиститься не только физически, ну и духовно, приблизиться к богу и обрести знание. Говорится, что пост в экадаши помогает не только предупредить, но и излечить многие болезни. По мнению последователей индуизма, совершение поста в дни экадаши может освободить человека от цикла смертей и перерождений (сансары) и духовно его возвысить. экадаши — это лучшая из лучших возможность обрести милость Бога и духовно возвыситься.
История Экадаши
Согласно писаниям, верховный бог Вишну сотворил богиню лунного дня экадаши. Он наделил живых существ возможностью освободиться от грехов и материального существования, достичь духовного мира, почитая богиню экадаши. Олицетворенному греху Папапуруше стало негде жить, и он обратился к Вишну с просьбой приютить его. Вишну дал ему возможность скрываться в зернобобовых в дни экадаши. С тех пор считается, что те, кто почитает экадаши, освобождается от всех грехов, а те, кто в дни экадаши принимает зернобобовые, принимает в себя грех. Пост в 11 лунный день после новолуния и полнолуния духовно возвышает.
Как соблюдать пост в дни экадаши?
Наилучший способ соблюдать пост в дни экадаши — полностью воздерживаться от еды и питья. Тому кто сомневается в своих силах, рекомендуется есть пищу, которая не содержит зерна и бобовых, и желательно один раз в промежутке между одиннадцати до часу дня. Такая пища может состоять из любых корнеплодов, (исключая свеклу), фруктов, орехов, сахара, воды, молочных продуктов и всех овощей кроме грибов. Если вы соблюдаете не полный пост, постарайтесь есть и пить не больше одного раза. В одном из текстов индуизма описано, что тот, кто соблюдает пост полностью, получает награду полностью, а тот, кто ест пищу без зернобобовых — только половину.
Чего стоит избегать в дни экадаши?
Чтобы получить максимальный результат от поста в дни экадаши, следует выполнять следующие рекомендации:
Если в пост вы употребляете пищу, то след. рекомендации также сделают пост более эффективным: помимо зерновых и бобовых также стараться избегать
В индуистских писаниях сказано, что каждый старше 5 лет должен соблюдать пост в дни экадаши. Тем, кто по каким-то причинам не могут его соблюдать, рекомендуется найти духовного человека и что-то ему пожертвовать. Также можно просто слушать голос святого человека, ведические аудио лекции, узнавать о значении экадаши.
Как выходить из поста экадаши?
После того, как кончился 11 лунный день после новолуния или полнолуния, нужно прервать пост после восхода солнца на следующий день. Иначе пост считается на соблюденным. Если вы случайно пропустили экадаши, вы можете провести его на след. день — день двадаши и прервать пост на день трайодаши. Для того, чтобы прервать пост, достаточно принять любой продукт, запрещенный в дни экадаши, например съесть кусок хлеба.
Блага от соблюдения поста экадаши
В писаниях говорится, что тот, кто сделал пожертвования в день экадшаи, получает награду в сто тысяч раз больше, че мот обычного пожертвования. Однако, те, кто просто соблюдает пост в дни экадаши получает те же благие результаты. Пост в экадаши дает тот же результат, что и посещение святого места во время солнечного или лунного затмения. Кроме того, соблюдающий пост экадаши получает блага в сто раз больше, чем от совершения ашвамедха-ягьи (жертвоприношения коня в ведийской религии). Более того, тот, кто хоть раз совершенным образом соблюдал пост экадаши, заслуживает того же, что и кормящий тысячу нищих каждый день в течение 60 тыс. лет. Человек, который полностью соблюдает экадаши, получает благо в 10 раз выше, чем благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. Благо от соблюдения поста в экадаши можно сранивать бесконечно, и просто невозможно измерить или сравнить!
Двадаши что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Экадаши
«Соблюдение поста в день экадаши — это важная составляющая процесса бхакти.
В дни экадаши (каждый 11-й день лунного кален даря) в продукты из зерновых и бобовых
входят все грехи мира, и тот, кто ест зерно-бобовые в экадаши, оскверняется грехом.
Нужно всегда отмечать в своем календаре дни экадаши (два раза каждый месяц)
и внимательно следовать обету экадаши. Необходимо помнить, что существует разница
между тем, как понимают и соблю дают обет экадаши материалисты (карми), и
как его понимают и со блюдают шуддха-вайшнавы. Экадаши, как и другие
обеты, следует соблюдать для удовлетворения Господа Хари: Вишну примата кара- нам.
Поэтому у экадаши есть и другие названия — харивасар и мад хава-титхи.
Трансцендентная слава обета экадаши и результаты, которые он дает, хорошо описаны
в ведических шастрах.
Если человек не может поститься в день экадаши полностью (полный пост —
идеальное условие), то он может соблюдать ану-калпу, то есть второе условие при
следовании обета, что также счи тается приемлемым. В «ХБВ» есть такие слова
(цит. «Махабхарата», Удйога-парва): аштаитанйавратагхнани апо мулам пхалам
пайах/ хавир брахмана камйа ча гурор вачанам аушадхам, «Восемь вещей не
прерывают экадаши-врату— вода, фрукты, корнеплоды, молоко, гхи, желание
брахмана, наставление Гуру и лекарство». Таким образом, в экадаши можно
принимать в пищу немного воды, фруктов, орехов, корнеплодов, молока или
молочных продуктов, и это не будет считаться отклонением от поста, особенно
для тех, кто не может поститься полностью — дети, старики, больные и слабые
(неспособные) люди. Однако, если вы что-то едите в экадаши, внимательно
следите за тем, чтобы на этой пище не было крупиц или частичек зерно-бобовых продуктов.
На санскрите пост называется упавас, что дословно переводит ся «жить вблизи».
В день поста человек должен «жить вблизи» Гос пода, рядом с Ним, отказываясь от
всякого чувственного наслаж дения. «ХБВ» гласит: «Слово упавас (пост) означает
воздерживать ся от всяких грехов и чувственных наслаждений».
В экадаши вайшнавы не принимают даже маха-прасад из храма Джаганнатхадева
в Пури, если он состоит из зерновых или бобовых. Если вам дают его в день
экадаши, нужно сохранить его до следующего дня. Вот, что пишет Шрила
Прабхупада Сарасвати Тхакур в комментарии к 15 гл. Ади-лилы «Шри Чайтанья-чарита-
мриты»: «Махапрабху сказал, что если человек пренебрегает обетом экадаши, то он
сам губит свою жизнь. В день экадаши нужно просто выразить свое почтение прасаду,
состоящему из зерновых, но не есть его, а сохранить до следующего дня, поскольку
на следу ющий день в зерновых больше нет того дурного влияния, как в день экадаши.
Благочестивые вайшнавы удовлетворены просто тем, что пьют нектар святых Имен
Кришны в день экадаши. Они не занимаются никаким наслаждением чувств, не
разговаривают на бессмысленные темы и отвергают всякие материальные радос ти.
Служить прасаду— это вечная деятельность чистых вайшнавов, и они никогда
не принимают ничего, что не было предложено вначале Господу. Но в день экадаши
преданные должны полностью поститься и принимать прасад Господа только на
следующий день. В особых случаях вайшнавы могут принимать в день экадаши
тот прасад, в котором нет зерновых. Те, кто не являются вайшнавами, день и
ночь заняты удовлетворением своих чувств под предлогом «почитания прасада».
Такие люди общаются с грешниками, едят зерновые в экадаши и так пренебрегают
обетом экадаши. Но если вы с почтением следуете ангам преданного служения,
то сможете обрести милость Бхакти-деви. Оставьте общение с непреданными и
строго соблюдайте этот обет экадаши, посвящая себя воспеванию святого Имени Господа».
Вечером в день дасами следует произнести перед Божеством Господа Хари такую
молитву:
этадгрихитам говинда майа тватпурато вратам
сидхим гаччхату нирвигнам тава паданукампайа
ати-чанчала-читто ‘хам лобха-мохамайо нарах
шакломйетад вратам картум ким тавануграхамрите
«О Господь Говинда, перед Тобой я принимаю этот обет соблюдения экадаши
. Пусть Твоей милостью он будет успешен и пройдет без всяких препятствий.
Я очень беспокойное и подверженное иллюзии существо, и без Твоей милости я не
способен соблюсти этот обет». Затем предложите лотосным стопам Господа цветы и
прине сите Ему поклоны.
В день экадаши не рекомендуется следующее: оскорбления дру гих, сплетни,
рискованные предприятия, дневной отдых, лживые изречения, гнев и дерзость, общение
с грешниками. Весь день следует повторять/петь харинаму, читать Писания и слушать
хари- катху. Некоторые из вайшнавов бодрствуют и всю ночь в экадаши, а на утро,
после поклонения Господу в храме, в положенное время прерывают пост.
Перед постом экадаши не переедают. Если трудно пропустить вечерний прасад, то
можно принять немного, чтобы легко переварилось. Если вы переедаете вечером накануне
экадаши, то этот излишек зернобобовых не переварится, и на следующий день греховные
реакции войдут в эти непереваренные зернобобовые, которые у вас остались в желудке.
Поэтому те, кто любят «хорошо поесть перед постом», обманывают сами себя.
С вечера накануне нужно более тщательно почистить зубы, чтобы во рту не
оставалось зерновых. Титхи экадаши начинаются с восхода солнца и заканчиваются
после восхода следующего дня (см. время парана). Но считается, что начало экадаши —
с брахма- мухурты. Поэтому серьёзную ошибку совершает и тот, кто ест ра но утром в
экадаши, думая что оно начинается только с восхода. (К тому же принимать пищу до восхода
и в сумерки в любом случае считается очень неблагоприятным.) Если вы соблюдаете сухой
пост без воды (нирджал), то утром в день экадаши и в двадаши (до пара на) зубы нужно
чистить просто водой и пальцем, но так, чтобы не проглотить воду. Если вы не можете
поститься в экадаши полностью, можно пить немного воды. Если не можете и так, то можно
выпить сок. Если не можете так, то можно съесть немного фруктов. Если не можете так,
то можете проеть еще и овощи, орехи, молочные продукты. Такой прасад называется анукалпа
(то есть, то что допускается как уступка тем, кто не может поститься полностью). В экадаши
утром, по возможности, лучше ничего не есть. Все время стараться посвящать шраванам-киртанам,
увеличить число повторяемых кругов харинамы. Днем можно принять экадашный прасад (анукалпа),
лучше один раз в день, и, избегая дневного отдыха, постоянно воспевать Наму и читать Писания.
В экадаши спать днем не рекомендуется, это считается нарушением обета. Если вы порезались
в день экадаши, и вышла хоть капля крови, это тоже считается нарушением экадаши. В экадаши
нельзя бриться и стричься. Также не рекомендуется мыться полностью с мылом в день экадаши,
умащать тело маслом и пр. — то есть ограничить ту деятель ность, которая связана с телом.
Ачаман не прерывает пост нирджал, если делать его согласно «Пурохит-дарпане» (то есть капля
воды в ладони лишь слегка касается губ, но не принимается внутрь). Ут ром в день двадаши, после
своих утренних духовных обязанностей, нужно прервать пост в положенное время (паран),
обязательно зерновыми, если вы в экадаши принимали прасад или пили воду. Если постились
полностью и без воды (нирджал), то пост может прервать вода или фрукты (но лучше всегда
прерывать зерновыми). Если вы соблюдаете экадаши правильно, вы почувствуете огромное
духовное благо, который приносит соблюдение этого обета. Этот день лучше выделять только
для садханы-бхаджана и избегать поез док и других дел. Если вы в Дхаме, то в дни поста
лучше не покидать храм (кроме парикрамы) и не выезжать из Дхамы. В том случае, если
вы должны в эти дни делать какое-то тяжелое служение и вам требуются физические силы,
вы можете принимать прасад сколько вам требуется, но если такого служения в этот день нет,
то лучше соблюдать пост как описано выше.
Более высокий стандарт следования экадаши (который не обязателен для всех и которому
следуют не все вайшнавы) — по жела нию можно соблюдать «правило трех дней», дасами,
экадаши и два даши. Все эти три дня считаются священными и особыми, поэтому экадаши
соблюдается вместе с предшествующим дасами и последующим двадаши — тогда пост
считается завершенным. Основные правила таковы. В день дасами принять обычный дневной
прасад (с зерно-бобовыми) и потом уже больше ничего не есть и днем стараться не спать.
Совершать больше шраванам-киртанам и молиться перед Божеством, прося Гурудева и
Господа благословений об успешном совершении обета экадаши (см.выше). В «правиле трех
дней» вечером перед постом экадаши не едят. На следую щий день, в экадаши, целый
день ничего не есть и не пить. Все вре мя стараться посвящать шраванам-киртанам,
увеличить число повторяемых кругов харинамы, избегать дневного отдыха, постоянно воспевать
и читать Писания. Ночью отдыхают, но не слишком долго. (А если взять совсем высокий
стандарт следования, то и ночью в экадаши не спят). Утром в двадаши, после поклонения
Господу можно прервать пост в положенное время парана. В двадаши принимают прасад
(зерно-бобовые) один раз в день, а также воздерживаются от дневного сна, посвящая свое время
шраванам-киртанам. Следует снова отметить, что «правило трех дней», как и полный пост в
экадаши, не обязательно для всех преданных, и что ему следуют по желанию и по
способности. Но обязательным условием для экадаши является воздержание от зерно-бобовых
и других запрещенных продуктов, усиленное шраванам-киртанам в этот день и своевременное
прерывание поста (паран).
Бытует заблуждение, что если случайно пропустил или нарушил экадаши, то можно поститься
на зернобобовые в день двадаши, и что это будет «то же самое», как пост в экадаши. Такое
мнение надуманно, поскольку экадаши-титхи — это период с определенного до определенного
времени, и если это время упущено, его уже не вернёшь — совершена апарадха Экадаши-деви
и Бхагавану. Однако можно поститься в двадаши в качестве признания своей вины и раскаяния
за совершенную ошибку. Это смягчит реакции, но нельзя считать это равноценным посту в день
экадаши. Поэтому никогда не следует пропускать экадаши-титхи.
Дни явления вишну-таттв (Рам-навами, Нрисимха-Чатурда-ши, Джанмаштами,
Вамана-двадаши, Нитьянанда-трайодаши, Ад-вайта-саптами и др.) отмечаются в «Гоудия Веданта
Самити» постом с воздержанием от зернобобовых как и в экадаши. Экадаш-ный прасад в эти дни
можно принимать в указанное в календаре время (например, в полдень, после наступления сумерек
и т.д.). На следующий день после явления вишну-таттвы нужно прервать пост (паран) в указанное
время. В дни явления шакти-таттвы (Шри Радхаштами, Шри Гададхар) и в дни явления и ухода
вайшнавов поста нет.
Для прерывания поста (паран) нужно смотреть вайшнавский календарь (панджика) и стандартный
отрывной календарь вашего региона, где указано точное время восхода солнца для каждого дня года.
Со времени восхода солнца, соответственно вашему региону, нужно прервать пост зерновыми в тот
промежуток времени, который указан в панджике.
Двадаши что это такое
Начинают пост за день, в дашами. В этот день воздерживаются от секса. С восходом Солнца в экадаши начинается пост и заканчивается на следующий день в двадаши. В течение двух часов после восхода в двадаши нужно прервать пост.
В экадаши воздерживаются от секса и зернобобовой пищи, т.к. в этот день олицетворенный грех имеет право входить в зернобобовую пищу.
Строгое соблюдения поста подразумевает полный отказ от пищи, воды и сна на все сутки поста. Кто не может соблюдать пост строго (болен, стар, питта конституция), могут пить в этот день воду или молоко.
Так же очень благоприятно читать в этот день поста сказания о каждом экадаши, а на двадаши сказания о дхруве махарадже (которые также очень очищают от греха и даруют огромные блага (см.документы)_)
Всевышний Господь сказал: “О самая достойная женщина, да будет так. В этом мире все Мои преданные будут поститься в твой день, прославившись этим в трех мирах, и, в конце концов, придут ко мне и останутся в Моей обители. Так как ты, Моя трансцендентная энергия, явилась на одиннадцатый день убывающей луны, тебя будут звать Экадаши. Если кто-то постится в экадаши, Я сожгу все его грехи и дарую ему Свою трансцендентную обитель. (Бхавишья-уттара Пурана)
Женщинам рекомендуется держать этот пост с благословения мужа или старшего!
Махадвадаши.
При определенных обстоятельствах врата соблюдается или переносится на двадаши (двенадцатый день лунного месяца). Одну из причин этого переноса мы рассмотрели ранее. Помимо случая с вриддхи-экадаши есть и другие причины по которым врата переносится на двадаши (в этом случае двадаши называют махадвадаши). Существует восемь махадвадаши.
Унмилани-махадвадаши.
Если экадаши-титхи начинается с арунодайи одного дня и продолжается или длится после восхода Солнца следующего дня (то есть экадаши является вриддхи или увеличенным), то второй из двух дней будет называться Унмилани-махадвадаши и в этот день будет соблюдаться экадаши-врата.
Вьянджули-махадвадаши.
Если, после шуддха-экадаши, двадаши-титхи начинается до следующего восхода Солнца и продолжается после следующего восхода (то есть двадаши является вриддхи), то первый двадаши-титхи называется Вьянджули-махадвадаши и экадаши-врата проводится в этот день.
Триспарша-махадвадаши.
Если экадаши-титхи приходится на восход Солнца одного дня, а двадаши-титхи заканчиваются до следующего восхода Солнца (то есть в тот же день начинается трайодаши-титхи), этот день, во время которого касаются три титхи, называется Триспарша-махадвадаши. Экадаши-врата проводится в этот день.
Пакшавардхини-махадвадаши.
Если дни новолуния и полнолуния являются вриддхи и захватывают два восхода Солнца, то предыдущий двадаши-титхи называется Пакшавардхини-махадвадаши и экадаши-врата проводится в этот день.
Джая-махадвадаши.
Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Пунарвасу и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Джая-махадвадаши.
Джайанти-махадвадаши.
Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Рохини и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Джайанти-махадвадаши.
Папа-нашини-махадвадаши.
Если день гаура-двадаши-титхи продолжается до заката, если в момент восхода Солнца присутствует накшатра Пушья и длится до следующего восхода Солнца, такой день называется Папа-нашини-махадвадаши.
«Что такое пост? Пост заключается не столько в том, чтобы воздерживаться от пищи, сколько в том, чтобы воздерживаться от нечистых мыслей, чтобы поститься мысленно, духовно». (Фаддей Витовницкий)
«Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах». (Святитель Василий Великий)
«Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста». (Святой Иоанн Златоуст)
«Душа ни чем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище». (Авва Пимен)
«Пост тела есть пища для души». (Святой Иоанн Златоуст)
«Сколько отнимаешь у тела, столько придаешь силы душе». (Святой Василий Великий)
«Только досыта ничего не вкушай, оставь место Святому Духу». (Св. Серафим Саровский)
«Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести её одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает что воздержание нужно, для того чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями». (Авва Серапион)
«Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить». (Святой Василий Великий)
«Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». (Святитель Иоанн 3латоуст)
«Если, постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей нашей части, когда т.е. мы бываем неисправны тою частью нашего естества, которая, собственно, соделывается жилищем Святого Духа. Ибо не плоть тленная, а сердце чистое соделывается обиталищем Богу и храмом Духа Святого. Итак надлежит нам, когда постится внешний наш человек, и внутреннего удерживать от вредных вкушений». (Преподобный Кассиан Римлянин)
«Без смирения, хотя бы кто много постился, или удручал себя тяжкими подвигами, или старался исполнить заповеди, все труды тщетны». (преподобный авва Исаия)
«Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами». (Епископ Игнатий Брянчанинов)
«Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться». (Святитель Иоанн Златоуст).
«Пост приносит пользу тем, кто разумно к нему приступает, и вредит начинающим его неразумно. Потому заботящиеся о пользе поста должны беречься вреда его, то есть тщеславия, чтобы, вкушая ежедневно понемногу, мы могли покорить плоть и укрепить сердце для молитвы. Таким образом, сохраненные силой Божией от возношения, мы постараемся всю жизнь пребывать в смиренномудрии, без которого никто не может благоугодить Богу». (Преподобный Марк).
«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния». (Святитель Иоанн Златоуст)