движение эмо что это
Субкультура эмо. Программирование детей на смерть
Каждый современный человек хотя бы раз в жизни встречал странно выглядящих подростков, имеющих следующие внешние признаки: черные волосы, прическа с длинной челкой, прикрывающей глаза, одежда в черно-розовых цветах, многочисленные татуировки и пирсинг, узкие брюки или джинсы, что называется, «в обтяжку», кеды и ремень в черно-белую или черно-розовую клетку.
Причем вышеперечисленные черты в стиле одежды одинаково характерны как для девушек, так и для юношей. Чаще всего эти подростки являются представителями субкультуры «эмо» (от англ. – emo), что является сокращением от слова «эмоция» (англ. – «emotion»). Данное направление появилось в России в начале 2000-х годов под влиянием западной поп-культуры.
Представителям этого движения, как правило, до 18 лет. Они слушают определенные жанры музыки (эмокор, поп-панк, хардкор, постхардкор, скримо и т.д.), «тусуются» в компаниях с людьми, разделяющими их взгляды, ходят на рок-концерты, часто плохо успевают в школе.
Кто-то скажет: «Подростковая мода. Перерастут». Кто-то согласится: «Да-да. Когда-то были в моде бунтари-панки. А эти эмо хоть спокойные».
Но так ли безобидно движение «эмо», каким кажется на первый взгляд?
Давайте разберемся по порядку и постараемся вникнуть глубже в мир этой субкультуры.
1) Бисексуальность. Это довольно распространенное явление среди «эмо-кидов». Размытые границы между полами, мальчики похожи на девочек, девочки похожи на мальчиков, которые похожи на девочек. порой и не отличишь. Это всё выражается в одежде и стрижке «уни-секс»: оказывается, среди эмо распространен обмен одеждой между мальчиками и девочками, отсутствует понятие «мужская одежда», «женская одежда», «мужской характер», «женский характер». Ни разу вы не услышите из уст эмо слов: «мужественность», «женственность». Отражено это и в наименовании субкультуры: представители обоих полов именуются одинаково, существительным СРЕДНЕГО рода – эмо.
«Моя жизнь ничего не стоит,
Лишь тишина меня успокоит.
В твоём плену перерезав вены,
Я с пеной у рта бросался на стены..»
3) Жестокость. Как к окружающему миру, так и к самим себе. Философия эмо такова, что «Мир жесток и враждебен. Ничего изменить нельзя. Люди сволочи, которые не понимают и не принимают тебя таким, какой ты есть. Даже родители тебя не понимают. Они тоже сволочи. Просто порежь себе вены и забудь все это».
Перевод песни «Go!» группы «Asking Alexandria»:
«Вы, бл**ь, сошли с ума, если думаете, что я когда-нибудь изменюсь.
Я – это я, и я никогда не изменю своё поведение.
Я – чудовище, и останусь таким!
Осуждённый на вечное проклятие, которое было предопределено.
Вечное проклятие!
Я не хочу, чтобы вы плакали, я даже не хочу, чтобы вас это волновало.
Не смейте молиться обо мне, ни за что!
Всё это я похороню внутри, чтобы оно не вышло на свет,
Не смейте за меня молиться!
Я так давно погряз в пьянстве, и не могу оторваться от бутылки.
Чёрт побери, зачем беспокоиться? Мне не видать улучшения.
Я так долго ждал, чтобы заявить: «Мне наплевать, даже если я умру сегодня!»
Перевод текста песни «Love is murder» группы «Drop dead gorgeous»:
4). Наркотики. Достаточно широко распространены среди эмо алкоголь, табак и другие наркотики. Многие начинают принимать наркотики опять же под влиянием своих эмо-товарищей и текстов песен любимых эмо-групп. В субкультуре эмо наркотики чаще всего позиционируются как признак самостоятельности и средство «забыться в этом жестоком и чужом мире».
Текст песни «Closure» группы «Asking Alexandria»:
«Мы снова вернулись.
Вы знаете, мы не вы*бываемся.
В наших руках бутылки «Джека Дэниелса».
Постараешься идти в ногу с нами, дружок?
Давайте посмотрим, кто упадет первый.
Мы пили бухло,
Мы употребляли наркоту,
Всего и не упомнить, честно говоря.
Мы зашли слишком далеко, мы показали им всем,
И без нас вы упадете и угаснете.»
Неужели четырнадцатилетние дети сами придумали такую «моду»? Неужели дети сами захотели быть половыми извращенцами и заканчивать жизни суицидом?
Зачастую субкультуры появляются не в результате стихийный процессов, а как результат реализации технологий информационного моделирования общества через воздействие на сознание человека путём культурного переформатирования через СМИ и массовую культуру.
Субкультура эмо стала популярной в России в 2000-х годах, и именно в это время в нашей стране были запущены процессы по легализации однополых браков и нормализации извращений. И хотя в России защитникам традиционных ценностей пока удаётся противостоять этим тенденциям на Западе эти процессы уже реализованы в полной мере. В ряде стран на законодательном уровне даже запрещают слова «мама» и «папа», заменяя их на бесполые «родитель 1» и «родитель 2». На смену «мужчине» и «женщине» приходит бесполое понятие «гендер».
Субкультура эмо подозрительно точно шагает в ногу со временем: представители не делятся по половому признаку, имеют одинаковый внешний вид и носят бесполое наименование «эмо».
Всё это косвенно подтверждает, что субкультура эмо была создана и популяризирована как на Западе, так и в России с целью подготовки детей и молодежи к новому «бесполому миру».
Субкультура эмо направлена на:
— пропаганду бисексуальности и стирание различий между полам».
— пропаганду суицида
— пропаганду жестокости
— пропаганду наркотиков
Гид по эмо, часть 1: история появления, мировоззрение и внешний вид
Продолжаем серию материалов про субкультуры нулевых, и сегодня на очереди — самая неоднозначная субкультура, которая быстро обрела популярность и так же быстро ее потеряла, которую ненавидели другие неформалы и даже хотели ограничить на государственном уровне. Эта субкультура — эмо.
Мы подготовили подробный гид в трех частях и взяли интервью у Николая Савенкова, бессменного басиста самой популярной эмо-группы России нулевых — «Оригами». Интервью выйдет в третьей, заключительной части, обзора.
История
Как и большинство субкультур, эмо зародилась в среде поклонников определенного музыкального жанра. Произошло это в восьмидесятых годах прошлого века в США. Тогда на Западе был популярен хардкор-панк с тяжелым звуком и мощным вокалом. В этой среде появляется группа Rites of Spring, которая отличалась большой мелодичностью и лиричными темами в текстах. Многие считают Rites of Spring первой эмо-группой, однако сами музыканты открещиваются от таких ассоциаций.
Кадр из фильма: «EMOThe musical»
Тем не менее романтичная, ностальгическая и грустная лирика Rites of Spring оказала влияние на многих музыкантов и стала отправной точкой развития нового жанра — эмо-кора (сокращение от «эмоциональный хардкор-панк»). Еще одним заметным коллективом того времени стала группа Embrace, которая всего за год своего существования дала большой толчок к развитию жанра.
В девяностых эмо-музыка в США вливается в мейнстрим, и появляется много новых групп: Mineral, Jimmy Eat World, My Chemical Romance и многие другие.
А в нулевые движение эмо стало полноценной субкультурой, которая распространилась по всему миру, в том числе в России.
Расцвет популярности и критика
Источник:
https://pixabay.com/users/snbboy-1151139/
Не нравились эмо и представителям других субкультур. Готы не любили, когда их сравнивали и путали с эмо из-за похожих элементов стиля (черные волосы и одежда, пирсинг). Скинхеды, радикальные фанаты и просто гопники нередко били эмо за «неподобающий» внешний вид.
В июне 2008 года даже состоялись парламентские слушания в Госдуме, где обсуждали государственную политику в области духовно-нравственного воспитания детей. На слушаниях хорошенько досталось и молодежным субкультурам — эмо и готам. Их, по сути, приравняли к опасным скинхедам и футбольным фанатам.
В других странах эмо критиковали даже сильнее. В 2010 году в Армении Служба национальной безопасности начала кампанию против эмо, обвинив их в том, что они вредят воспитанию молодого поколения. По информации Русской службы BBC, на улицах Еревана даже задерживали молодежь-эмо.
Более радикальные методы борьбы с этой субкультурой применялись в Ираке. В 2012 году, когда по всему миру уже прошла волна популярности движения, эмо еще были популярны в этой стране. Из-за необычного внешнего вида эмо стали ассоциировать с гомосексуализмом, за который в Ираке полагалась смертная казнь. По сведениям BBC News, в 2012 году более 70 молодых людей эмо были похищены и убиты из-за принадлежности к субкультуре.
Мировоззрение
У эмо не было глубокой философии и единого списка принципов. Главный принцип основан на названии субкультуры: эмо — сокращение от «эмоциональный». Они жили эмоциями и ставили их на первое место — как положительные, так и отрицательные.
Поддерживали идеи любви к свободе, пацифизма. Для эмо чужд мачизм и агрессия, у них обостренное чувство справедливости. Из-за этого они часто страдали от столкновений с «циничным миром», который отказывался их принимать такими, какие они есть.
Эстетика эмо связана с романтизацией смерти, депрессией. Некоторые приписывали ей ревоспевание суицидальных настроений, однако многие представители эмо открещиваются от этого.
Атрибуты и стиль эмо
В одежде эмо отдавали предпочтение сочетанию двух цветов: черного и розового. Черный цвет преобладал и помогал подчеркнуть более яркие элементы гардероба: шарфы, значки, сумки, браслеты.
Одежда была облегающей, даже у парней. В моде у эмо были зауженные черные джинсы, рубашки в черно-розовую клетку, шарфы, сумки через плечо, покрытые значками с символикой любимых групп. Девушки часто носили полосатые черно-розовые чулки. Также модными были черные ботинки или кроссовки с розовыми шнурками.
Цвет волос должен был быть темным или темно-каштановым, у девушек допускались мелированные пряди. Обязательный атрибут прически — челка, закрывающая половину лица.
Макияж — темные круги вокруг глаз, розовые тени. Популярен был пирсинг: в носу и губах, тоннели в ушах у парней и девушек.
Еще несколько атрибутов эмо:
Promoband!
Субкультуры: Эмо (emo). Кто они?
Эмо (emo, от английского emotional — эмоциональный) молодежная субкультура, возникшая из фанатов музыкального направления эмокор (разновидность хардкора).
Обнаружен блокировщик объявлений!
Развитие нашего сайта возможно только благодаря показу рекламы нашим посетителям. Пожалуйста, поддержите нас, отключив AdBlock.
Её представителей называют эмо-киды (emo + англ. kid — молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо-бой (англ. boy — мальчик, парень), эмо-гёрл (англ. girl — девочка, девушка).
В наших краях приобрела большую популярность в 2006-2008 годах. Представители этой субкультуры можно увидеть и сегодня.
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек.
Почему возникли эмо?
Как и все «музыкальные» субкультуры, эмо возникли потому, что возник новый стиль музыки. В 1984 году группа Rites Of Spring начал эксперименты с хардкор стилем. В результате чего появилось новое направление, отличавшиеся резким вокальным переходом, от агрессивного крика до мелодичного пения. Такая музыка создавала сильные эмоциональные колебания, потому была названа эмокор, а позже просто эмо.
Наибольшей популярности, этот стиль, приобрел среди подростков, которые считаются наиболее эмоционально уязвимым и нестабильным возрастным периодом. Внутренние переживания стали выливаться наружу, формируя свой собственный стиль одежды и манеры поведения, в результате чего возникла новая субкультура.
Какая идеология у эмо?
Несмотря на то, что эмо-кор появился и развивался как подвид панк-рока, ценностные ориентации этих субкультур совершенно различны. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. Эмо-культура начисто лишена агрессивного мачизма, характерного для хардкора — прямого предка эмо. Идеология эмо это эмоции.
Чувственное восприятие как основа познания окружающего мира. Эмокиды пропускают через себя, воспринимая слишком близко: боль, переживания, грусть, страх, радость, любовь и тд. В них нет серых будничных ситуаций все густо приправлено эмоциями. Если радоваться то, прыгая и обнимая окружающих, если грустить, то в депрессии и даже с нанесением себе физической боли. Несовершенство мира, проблемы в личной жизни и в семье ставят уязвимых подростков в депрессию, и мысли о смерти.
Большинство эмо не доходят до самоубийства, хотя у них это и считается нормальным, но существуют неоднократные случаи суицида именно в этой субкультуре. В большинстве эмо мирный народ который больше углубляется в свои эмоциональные переживания чем пытается доказать кому-то что-то. Среди них часто встречаются сторонники направления Straight Edge (стрейт эйдж) т.е. не употребление алкоголя, сигарет и наркотиков, вегетерианство и жизнь без неразборчивых сексуальных связей.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у «готов», так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Некоторые исследователи субкультуры предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем «готы». По словам Грэхема Мартина, редактора австралийского журнала о психическом здоровье:
Несмотря на очевидные сходства (романтизация смерти, депрессивность, любовь к чёрному цвету, презрение к мачизму) и общие корни (готик-рок, как и эмо-кор, развился из панк-рока), между этими субкультурами есть много различий (так, «готы» активно используют «кладбищенскую» эстетику, стилистику барокко и готики, что для эмо-кидов никогда не было характерно).
Как одеваются эмо?
Распространенный образ эмо это особа одетая в черно-розовое с косым чубом на одном глазу. Волосы в основном черные с розовыми или фиолетовыми прядями. Здесь трудно разделить на одежду мужскую или женскую, потому что девушки и ребята одеваются похоже. В основном это зауженные черные брюки, два пояса (один из них в заклепках-пирамидках), футболка с детским рисунком или названием эмо группы, куча значков, браслеты которые якобы закрывают порезы вен, кеды, скейтера с розовыми шнурками или слипоны в черно-розовую шашечку.
Часто можно увидеть символику смерти (черепа и т.д.) на одежде и украшениях. Также эмо любят делать пирсинг, особенно на лице (губы, брови) Все эмо используют косметику, красят ногти и глаза, поэтому иногда трудно понять к какому полу принадлежит конкретный человек.
Наиболее типичная одежда
Для эмо характерны следующие атрибуты
Символика
Характерные жесты
Какую музыку слушают эмо?
Эмо слушают эмо (эмокор), это основа их субкультуры. В настоящее время эмокор разделился на несколько видов, отличающихся друг от друга «тяжестью». Есть даже группы музыку, которых можно назвать поп-эмо.
В основном эмо музыку делят на:
В наше время можно встретить представителей этой субкультуры на улице. Хотя, как это бывает во всех субкультурах, молодежь иногда просто одевается, как эмо хотя даже не понимает или не принимает их поведение. Просто им нравится выглядеть, по молодежному, модно.
Среди многих молодёжных субкультур существует неприязненное отношение к «эмо», которое выражается в высмеивании внешнего вида, критике идей и музыкальных предпочтений эмо-кидов, а также в создании сайтов «анти-эмо» направленности, сочинении песен и т. п. Так, например, большую известность в кругах интернет-пользователей получил клип, снятый группой «Ёптыть» — «Emoyob». Песня под названием «Эмобой» с ироническим содержанием есть у некоторых российских рок-групп, в частности у Clockwork Times и Infornal Fuckъ.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Originally posted 2017-08-10 13:57:48.
Эмо (субкультура)
Субкультура окончательно сформировалась и пережила пик популярности в 2000-х, но расцвет был кратковременным. В начале 2010-х стиль эмо вышел из моды, а многие старые поклонники утратили к нему интерес. Не последнюю роль в этом сыграло негативное отношение к стилю эмо со стороны как многих других субкультур, так и общества.
Связанные понятия
Фрик (англ. Freak — уродец, также фанатик, человек, помешанный на чем-либо). В современном понимании — человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением в результате отказа от социальных стереотипов. Фрики выделяются в отдельную субкультуру.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Растама́нами традиционно называют последователей растафарианства. Это религиозное движение, которое зародилось в среде афроамериканцев, включающее в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление.
Корпспе́йнт или ворпе́йнт (англ. corpsepaint, warpaint) — характерный чёрно-белый грим, используемый исполнителями блэк-метала на концертах или выступлениях.
Панк-рóк (или просто панк; англ. punk rock) — жанр рок-музыки, сформировавшийся к середине 1970-х годов на территории США, Великобритании и Австралии. Истоки жанра проистекают из гаражного рока 1960-х, а также других музыкальных форм, ныне известных как протопанк. С самого начала представители жанра противопоставляли себя помпезности мейнстримного рока 1970-х: как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры.
Миф о розовых деликатесах: прошлое и настоящее самой эмоциональной субкультуры
Субкультура эмо, стремительно набравшая популярность во второй половине нулевых, так же быстро сошла на нет к началу следующего десятилетия. Бывшие эмо-киды подросли, избавились от многочисленных значков и металлических ремней, разошлись по офисам и обзавелись детьми. Кто-то вспоминает свои юные годы, нервно смеясь и краснея, а кто-то ностальгически вздыхает, рассматривая фотографии, сделанные на камеру старенькой раскладушки. Кажется, эта субкультура исчезла безвозвратно, но некоторые считают иначе.
VATNIKSTAN поговорил не только с бывшими эмо, но и с теми, кто верен движению до сих пор.
18+. Внимание! Данный материал содержит упоминания селфхарма и суицидального поведения. Если данная тема является болезненной для вас, пожалуйста, почитайте что-нибудь другое.
Эмо-хардкор появился в США ещё в 1980‑е годы, но полноценная субкультура вокруг этого музыкального жанра сформировалась только в начале нулевых. В России эмо появились ближе к середине десятилетия, когда американские подростки уже вовсю отрывались на концертах My Chemical Romance и постили фотографии на MySpace.
Новая субкультура стала быстро набирать популярность в нашей стране. Этому также способствовало появление в 2005 году музыкального канала A‑One (сокращённо от «Alternative One» — так телеканал назывался первые несколько месяцев после запуска), где транслировали клипы групп «Психея», Jane Air, Stigmata, «Слот», My Chemical Romance, The Used и других. Под эту музыку, перемежавшуюся передачами с обаятельными VJ Chuck и VJ Hobbit, подростки выстригали себе косые рваные чёлки, красили в чёрный волосы, глаза и ногти. А ещё делали пирсинг в домашних условиях, целясь катетером в бровь или оттопыренную губу.
В ассортименте магазинов рок-атрибутики появились чёрно-розовые шарфы-арафатки и сумки-почтальонки. А также всевозможные значки и напульсники с названиями групп, шашечками, Губкой Бобом и Hello Kitty. Эмо-киды находили друг друга в аське и Вконтакте, собирались на сходках или срывали голос на концертах. Те, кто был помладше, общались на beon.ru, и писали друг другу заборчиком, перемешанным с каомодзи — «чМаФфКи я тЕбЯ ЛаФфКи (づ ◕‿◕ )づ».
Как у любой другой субкультуры, у эмо была своя философия. Вопреки всеобщему убеждению, её смысл вовсе не состоял в истеричном: «Жизнь — боль, меня никто не понимает, и я хочу умереть». Главным для эмо-кидов было другое — возможность выражать все эмоции (как отрицательные, так и положительные) честно и открыто.
Эмо — самая спорная субкультура не только в России, но и в мире. Едва оформившись как движение, ребята с длинными чёлками и подведёнными глазами сразу оказались под жёстким давлением со стороны окружающих. Их считали плаксами и слабаками, обвиняли в пропаганде суицида и навязывании негативного отношения к жизни. Парни-эмо постоянно сталкивались с гомофобией.
В России ребят ловили в переходах и подворотнях, отстригали или вырывали чёлки, избивали. Чаще всего это делали скинхеды, гопники и другие «неравнодушные». Пострадавшими могли оказаться не только парни. Так, в 2007 году в Петербурге было совершено нападение на группу эмо. После этого одну из девушек увезли в больницу с пробитой головой. Печальную картину дополняла известная многим разудалая песенка группы RuZone «Эмо-эмо…».
Не осталось в стороне и государство. Например, в 2008 году нижегородские школы получили от местного Министерства образования циркуляр с призывом обратить особое внимание на представителей субкультуры. Причины были названы следующие: «Мечта каждого эмо — умереть… В этой связи некоторые из них носят повязки, которые закрывают нанесённые раны». Сами эмо, обсуждая документ на форумах, называли его «полным бредом» и «выдумками чиновников, которым нечем себя занять».
В том же году ряд депутатов Госдумы предложили на обсуждение проект концепции политики по «защите нравственности детей». На страницах документа эмо и готы приравнивались к скинхедам, футбольным фанатам, нацболам и антифашистам. Представителям субкультур планировали запретить появляться в учебных заведениях в характерной одежде и атрибутике, делать пирсинг и татуировки. Предлагалось ввести комендантский час и тестирование на наркотики в школах. К счастью, концепция подверглась серьёзной критике и в итоге не была принята. Среди странностей документа — попытка приписать субкультуре готов заведомую склонность к бисексуальности.
К концу нулевых субкультура начала умирать. Музыкальные группы стали распадаться. Их поклонники по окончании школ и университетов обзаводились новыми друзьями и интересами. На смену эмо-кидам пришли хипстеры с папиным Зенит‑Е, болтавшимся на шее поверх вязаного дедушкиного кардигана. Топоча уггами, с «I♥NY» на груди и стаканчиком кофе в руке, хипстеров догоняли «ванильки», оставившие в прошлом подведённые глаза и розовые ободки в волосах.
Справедливы ли были обвинения в адрес эмо-кидов? И существуют ли эмо в России сейчас?
Лучше спросить об этом у тех, кто когда-то увидел субкультуру изнутри и продолжает наблюдать её сегодня. Относят ли они себя к эмо в наши дни, или оставили это в прошлом — так или иначе, им есть что сказать.
Настоящие эмо до сих пор есть, просто их стало меньше
Те, кто вырос, но остался верен идее
Виктор, 28 лет, Волгоград
В 2006 году, когда мне было 13 лет, я активно слушал альтернативный рок — Linkin Park, Korn, Three Days Grace. В 2007‑м перешёл на поп-панк — Blink-182, Sum-41, The Offspring. В 2008‑м увидел на телеканале A‑One клипы Nevada Tan, они мне сразу понравились. От одноклассника я узнал про группы Stigmata, Amatory, Maio, Origami, AFI и т. д. И в 9‑м классе, когда мне было 15, серьёзно увлёкся этой музыкой.
Я стал искать единомышленников, у меня появилось много новых друзей. Начал ходить на концерты и сходки. Поменялся внешне — кеды, узкие джинсы, длинная крашеная чёлка, футболки с группами. Мои близкие и друзья отнеслись к этому спокойно. Мама говорила — возрастное, само пройдёт (не прошло). А лучший друг сказал, что ему вообще плевать на то, как я выгляжу, главное, что я — «нормальный пацан». Сам он, кстати, был типичным «чётким пацанчиком», слушал шансон и носил спортивные штаны.
От одногруппников я получил совсем другую реакцию. Как сейчас помню — 2009 год, я учусь в ПТУ на строителя. Прихожу на учёбу в зауженных джинсах, и сразу вопросы: «Надеть больше нечего, что ли?», «Джинсы у сестры взял?», «Чё, мужики нравятся?». В ПТУ контингент специфический, так что это было ожидаемо. И мне до сих пор смешно вспоминать, как на следующий год, 1 сентября, я пришёл на учёбу и увидел, что каждый второй теперь ходит в этих узких джинсах — модно же!
С тех пор прошло уже много лет. Я отучился, начал работать, но по-прежнему хожу на концерты и тусовки. Буквально месяц назад выбрался из Волгограда в Москву только для того, чтобы попасть на концерт любимых «-1». Сходки у нас в Волгограде есть до сих пор, людей приходит довольно много — 15–20 человек разного возраста, от 18 до 30 лет. Мы общаемся, музыку обсуждаем, кто-то на гитаре играет… Всё очень уютно и круто, как раньше. Одеваюсь я так же, тоннели оставил, только пирсинг с губы снял.
Мои музыкальные вкусы тоже практически не изменились. В 2011 году я узнал о «трушной» эмо-музыке (Orchid, Loma Prieta, La dispute), нашёл хороших отечественных исполнителей. До сих пор с большим удовольствием слушаю Namatjira, Состояние птиц, Marschak, Optimus prime, и более молодые группы. Например, «- 1» — одна из любимых. Жанр скримо периодически разбавляю более спокойной и мелодичной музыкой мидвест-эмо. Из зарубежных это Mineral, из наших — Пекинский велосипед и даша онзероад. Я сам уже долгое время мечтаю собрать группу и заняться музыкой, ищу единомышленников.
Субкультура эмо существует до сих пор благодаря тем, кто застал её расцвет в нулевых и помнит, как это было. Среди подростков тоже есть ребята, которым интересна эмо-музыка, нравится этот стиль, философия. А так называемый «эмо-рэп», типа Lil Peep, который сейчас все слушают, мне не близок — музыка должна пробирать до глубины души, а не служить фоном для пьяных тусовок.
Павел, 33 года, Новороссийск
До 2010 года я этой субкультурой не интересовался вообще. Стригся почти под ноль, носил всё серое, чтобы не привлекать к себе внимания. Всё изменилось, когда после армии я поступил в институт, где познакомился с девушкой-эмо. И вот, в 22 года мои увлечения, образ жизни и внешность стали меняться.
Всё свободное от учёбы время я отдавал своим хобби: трюкачил на BMX, записывал каверы на гитаре, учился играть на скрипке и пианино. Мы с девушкой начали всерьёз заниматься косплеем, которому, кстати, до сих пор посвящаем много времени и сил. Поначалу к нам присоединялись другие ребята с похожими интересами, но общение с ними не складывалось — весь их косплей состоял из кошачьих ушек на голове, зато они постоянно звали нас на сходки, весь смысл которых сводился к тому, чтобы напиться до беспамятства. Для меня это пустая трата времени, так что я всегда отказывался. И всё равно до сих пор появляются люди, которые зовут меня на подобные тусовки. Пусть развлекаются, у меня другие планы.
В моей семье к тому, как я выгляжу, относятся спокойно. Отец иногда позволяет себе какие-то шутки, но по-доброму, без агрессии. Посторонние реагируют по-разному. Конечно, есть люди, которым нравится то, что я делаю. А есть те, кто готов облить грязью любого, чья внешность хоть немного отличается от их собственной. Эти люди считают, что, раз я так выгляжу, то умею только ныть и резать руки, сидя на шее у родителей.
И ещё одна частая проблема — это, конечно, гомофобия. Хотя бывает и противоположная реакция — например, в социальных сетях мне пишут — ты гей? И, получив отрицательный ответ, расстраиваются.
Вообще, всё, с чем ассоциируют эмо, все эти ложные представления о том, что мы только и делаем, что плачем и жалуемся на жизнь — это глупо. К сожалению, даже самую яркую, интересную и светлую идею можно опошлить. Говорят же — ничто так не портит музыку, как её поклонники. Позеров в нашей субкультуре всегда хватало, именно из-за них и возникли эти глупые стереотипы, которые спровоцировали море агрессии и негатива по отношению к эмо в конце нулевых. На самом деле, идея этой субкультуры — не скрывать и принимать любые свои эмоции, чувствовать себя живым и искренне радоваться этому. Наш стиль имеет свою символику: чёрный — это тёмный и пугающий мир вокруг, а розовый — луч света, внутренний ребёнок.
К сожалению, для многих всё это было просто модой. В 2007‑м носили длинные чёлки, сейчас — стрижку андеркат. Потом будут носить что-то ещё. Но настоящие эмо до сих пор есть, просто их стало меньше.
Лина, 25 лет, Санкт-Петербург
Эмо-субкультурой я заинтересовалась в 2007 году, потому что всё чаще стала встречать эмо на улице, в школе и в интернете. Мне нравился их внешний вид, стиль, цветовые контрасты. И то, как они выражали себя через творчество, стихи. На тот момент мне было 11 лет, я была в 5 классе, училась в средней художественной школе.
Я стала делать косой пробор и носить ободок. В 6 классе у меня появилась сумка-почтальонка — одноклассница отдала за ненадобностью. Начала интересоваться музыкой, которая была популярна среди эмо на тот момент. Какое-то время наблюдала за этой субкультурой со стороны.
Когда подросла, начала экспериментировать с внешностью, ходила на сходки и концерты, выпивала, поздно возвращалась домой. Родители не могли принять мою новую внешность, регулярные походы на тусовки не одобряли. Одноклассники и одногруппники со мной почти не общались, но мне и одной было хорошо — лишний раз никто не потревожит. С новыми людьми я знакомилась на учёбе, в аське и социальных сетях. Там я тоже узнавала о сходках, которые, на самом деле, были пустым и бездарным времяпрепровождением. Были вписки, на которые я не ходила в принципе, но не только из-за строгости родителей — мне становилось не по себе от рассказов о том, что на этих вписках происходило.
Как-то после сходки я уговорила свою маму принять на ночь поддатую девочку, которая поссорилась с родными и не могла попасть домой. И эта девочка сделала мне филировку волос по всей длине лезвием «Спутник». Было больно, волосы рвало с корнями, концы секлись, но результат мне очень понравился. Потом она решила проколоть себе губу над раковиной — проколола. Оставалось только закрутить штангу и смыть кровь, но, увы, серьга выскользнула в водопровод…
Сейчас, конечно, многое изменилось. Я люблю проводить время на природе, постоянно слушаю музыку — везде и всегда ношу с собой наушники. До сих пор люблю гиги — когда несколько групп выступают на одной сцене, заодно и на билеты лишний раз тратиться не надо. С другими эмо общаюсь только на концертах и в соцсетях. Когда моя жизнь начала меняться, было грустно от того, что мой круг общения развалился. От алкоголя я отказалась, и решила попробовать собирать сходки без выпивки — несколько раз у меня получалось. К сожалению, впоследствии эту затею пришлось оставить — как оказалось, мои принципы уважал далеко не каждый. Зато во время сходок я познакомилась со своим будущим мужем, который пришёл как раз за тем, чтобы провести время в хорошей компании без алкоголя.
Я до сих пор не перестала экспериментировать с внешним видом: сама себя стригу (и других, кстати, тоже), делаю пирсинг. Медленно, но верно покрываюсь татуировками. Хочу реализовать себя в творчестве и зарабатывать этим. Правда, найти работу с такими внешними модификациями непросто. Но возможно.
Я считаю, что эмо всё ещё живы. Появляются новые группы, которые играют такую музыку — чаще всего мидвест, скримо и пост-рок, звучат они классно и качественно. Если тебе нравится эта музыка, интересна сама субкультура, её философия находит отклик в твоей душе, то возраст не важен. Я всё ещё называю себя эмо, но при этом остаюсь собой, радуюсь жизни и тому, что в своё время не последовала за другими по пути полного саморазрушения. Неважно, относишь ты себя к какой-то субкультуре или нет, главное — оставаться человечным, уважать вкусовые предпочтения и личные границы других людей, любить и беречь себя и своих близких.
Я чувствовала, что теряю свою индивидуальность
Рассказы тех, кто ушёл из субкультуры
Эля, 28 лет, Санкт-Петербург
Всё началось в 2007 году, когда я была в 7‑м классе. В то время я жила в Томске, и у нас было несколько клубов, где выступали Amatory, Stigmata, Jane Air и другие. Тогда же в городе появился местный музыкальный фестиваль, возникло много групп-подражателей. Вокруг всего этого начала формироваться отдельная группа поклонников со своими интересами и стилем одежды, куда затянуло и меня.
Сначала мы не отрезали чёлку, просто делали косой пробор, перебрасывали волосы на лоб и закалывали. Потом всё чаще стали покупать вещи в магазинах рок-атрибутики — нашивки, сумки-торбы, браслеты с шипами, напульсники. У меня было так много браслетов, что они могли занимать всю руку, до локтя. Волосы мне красить не разрешали, но я могла делать себе яркий макияж с чёрной подводкой. Носила многослойную одежду, платья поверх джинсов, футболки… Я всегда искала какие-то фишки, которые выделяли бы меня из толпы, не хотела носить то, что носили все — узкие джинсы, ремень с клёпками и худи. Но не всегда удавалось купить то, что хочется — то денег не хватало, то родители были против.
В семье мои увлечения не понимали. Говорили — вот ты вырастешь, всё это закончится, будешь смеяться над тем, какой ты была… Если 7 классе окружающие над нами только посмеивались, то в 8‑м мы стали аутсайдерами. Никто даже не пытался понять, что из себя представляет наша субкультура, все только смеялись и говорили что-то типа: «А, это те придурки, которые режут вены и плачут!» Это вообще не про эмо. Вся суть этой субкультуры в том, что ты позволяешь себе испытывать эмоции, быть искренним. Быть самим собой.
В конце 2007 — начале 2008 года на концертах и сходках собирались уже довольно большие группы людей. На концерты мы ходили постоянно: у нас весь год был расписан, так что деньги на билеты выпрашивались у родителей заранее. Помню, как к своему дню рождения я накопила денег и повела друзей, человек шесть или семь, на концерт Stigmata. Мне очень нравилась эта музыка и концерты, но были вещи, которые пугали — слэм, мош, стенка на стенку… На одном из концертов «Психеи» мне стало не по себе, когда я увидела парня, у которого был браслет с огромными острыми шипами: было страшно думать о том, что эти шипы могли вонзиться в меня, пока я толкаюсь в толпе. А на выступлении AMATORY я так сильно трясла головой, что повредила шею — она до сих пор начинает болеть при любых резких движениях.
Самый неприятный момент — вещества. Достать что-то серьёзное никто не мог, но все очень активно пользовались аптечными средствами. Все эти таблетки, капли ходили по школе. Как раз в 7‑м классе я посмотрела фильм «Детки со станции Зоо», и мне было жутко наблюдать за всем этим.
Постепенно мой интерес к эмо начал ослабевать. Я стала по-другому одеваться, перешла на другую музыку — Joy Division, The Cure. Сходки почти прекратились. Мне нравилась эта субкультура, её философия, музыка. Но я чувствовала, что теряю свою индивидуальность, сливаюсь с толпой одинаковых, несмотря на свою пестроту, людей. Мне хотелось слушать то, что хочется, носить те вещи, которые нравятся. Я до сих пор люблю выделяться, но сейчас чаще делаю это через макияж — каждый день придумываю что-то новое, использую косметику всевозможных цветов.
Сейчас эмо уже не встретишь на улицах, в отличие от тех же хиппи, например. Наверное, они существуют, просто в другой формации. Так, сейчас в социальных сетях появился тренд на «новую искренность», когда люди уже не стесняются открыто говорить о себе и своих эмоциях. Эта искренность осталась и со мной, перешла в мою профессию — драматургию. Таков один из кирпичиков, из которых я состою, и который останется во мне, наверное, уже навсегда.
Аня, 29 лет, Санкт-Петербург
В 2007 году, в 7 классе, я поехала в санаторий по путёвке. Там я приметила одну девочку, которая была старше меня. Она была очень круто одета — клёпаный ремень, длинная чёлка, чёрно-розовая одежда. Познакомиться с ней я так и не решилась, но мне очень хотелось выглядеть, как она.
Когда я вернулась из санатория, сразу стала самой модной в классе: купила себе тяжёлый металлический ремень, узкие штаны, толстовку, проколола бровь и губу. В школе приходилось носить форму, за этим строго следили. Нас постоянно вызывали к директору, отчитывали за внешний вид. Уроки географии, которые вёл сам директор, я просиживала с закушенной губой, чтобы спрятать серьгу.
Интернет тогда был дорогой, я могла сидеть в нём только ночью. Искала всякие картинки и гифки с эмо, черепушками, шашечками. Представляла, как приду в школу грустная, буду загадочно молчать… Слушала эмо-музыку, на уроках рисовала гробы в тетрадях. Когда мне сказали, что есть три главные эмо-группы — «Психея», AMATORY и Jane Air, — я сразу купила несколько MP3 со всеми их альбомами.
Включила эту музыку — какой же тяжёлой она мне показалась! До этого я слушала только Тату и Наталию Орейро… А потом я эти группы всё-таки полюбила. Была на всех концертах Психеи, даже познакомилась с их солистом. Как-то раз, в порыве танца, я разбила лоб об пол — настолько меня захватила музыка.
Постепенно моё увлечение стало сходить на нет. Я жила в Купчино, и тогда этот район был довольно опасным. Особенно для эмо — за длинную чёлку можно было получить по лицу. Мне вслед улюлюкали, говорили гадости. Постоянный поток агрессии и негатива был одной из причин, по которой субкультура начала постепенно умирать — из неё уходили даже «трушные» эмо, обещая вернуться, когда конфликты улягутся и станет безопаснее.
Мне до сих пор иногда хочется послушать эту музыку, что-то такое надеть. Недавно я купила несколько вещей в этом стиле. Сейчас я занимаюсь музыкой и пишу пьесы. У меня есть несколько произведений про то время — например, киносценарий, где девочка из сбегает из лагеря через лес, чтобы попасть на концерт Психеи.
Я думаю, субкультура эмо не просто жива — она бессмертна. Всегда будут группы, играющие эту музыку, и люди, которые станут ее слушать. Те, кто одевается в подобном стиле, делает пирсинг и носит косую чёлку. Эмо — уже часть нашей культуры, и от этого никуда не деться.
Яна, 27 лет, Санкт-Петербург
Мне было лет 15, когда я начала увлекаться всем этим. Отрезала чёлку, стала носить чёрно-розовую и чёрно-красную одежду, яркие рюкзаки, значки, напульсники… А ещё проколола язык. Несмотря на то, что у меня появилось много новых знакомых, моё поведение не переходило границы дозволенного. По ночам я не гуляла, домой в неадекватном состоянии не возвращалась, так что родители к моему новому увлечению отнеслись спокойно. Мой внешний вид изменился, а образ жизни — не особо.
Конечно, иногда я ходила на концерты и сходки, потому что на них было завязано всё наше общение. Ведь социальные сети в то время ещё не были так широко распространены. Но часто мне не хватало денег на все эти развлечения, а иногда было просто лень. Получается, что теперь даже вспомнить нечего…
И вот жизнь идет, меняется, мои детские увлечения прошли, впереди — скучная взрослая жизнь, работа экономистом в сфере здравоохранения.
Мне кажется, эмо-кидов уже не существует, и вряд ли они появятся снова. Это течение почти не подкреплено каким-либо материальным воплощением. Например, у панк-культуры есть чёткая и обширная музыкальная составляющая, благодаря которой панки никуда не исчезнут. А эмо или ска — это побочный продукт. Который, скорее всего, был сформирован под влиянием очень слабых ответвлений рок- и поп-культуры. Такое странное слияние жанров вряд ли получит продолжение — просто потому, что не найдёт отклик в музыке и других культурных проявлениях. В данный момент у молодёжи другие интересы, другое восприятие мира и вообще субкультур.
От автора
В 2005 году, когда мне было 15, интернета у нас ещё не было. Зато было кабельное и телеканал A‑One, благодаря которому я быстро переключилась с Ромы Зверя и «Смысловых Галлюцинаций» на My Chemical Romance и The Used. Я жила в маленьком городе, и новую музыку купить было практически негде. На рынке стоял один музыкальный ларёк, в котором продавали диски Трофима и сборники типа «200 танцевальных хитов для твоей вечеринки». Помню, как чуть не поссорилась с подругой из-за единственного диска AFI, который каким-то чудом туда попал.
Лена, автор материала
В 2007 я уехала учиться в Тверь. У меня уже была косая чёлка и чёрные кеды с розовыми шнурками, но на эмо я не тянула. Там, откуда я приехала, было сложно достать подходящую одежду — в основном, у нас были только магазины китайского ширпотреба и белорусской обуви. И как только я попала в первый настоящий магазин рок-атрибутики, то скупила всё, на что хватило денег — значки, напульсники, металлический ремень…
И там же приобрела билет на свой первый концерт. Это была группа Tracktor Bowling, которая мне не нравилась, но уж очень хотелось побывать в культовом для всех тверских неформалов клубе того времени — «От заката до рассвета». И с тех пор меня затянуло.
Как только появлялись деньги, я сразу же бежала за билетами. Была на 5diez, Jane Air, Origami… Лезла поближе к сцене, в слэм, не боялась толкаться со здоровыми дядьками, срывала голос и возвращалась в студенческое общежитие с синяками и звоном в ушах. После концертов мне становилось легко, я чувствовала себя счастливой. Как следует прокричавшись и напрыгавшись, освобождалась от всего, что болело и мучило. До сих пор обидно, что не удалось попасть на Психею — каждый раз, когда они приезжали, я либо простужалась, либо сидела без денег.
Потом у меня появился интернет — ночной безлимит. Я ложилась спать в четыре утра, в семь вставала и шла на учёбу, возвращалась и снова спала. Просыпалась ближе к полуночи, чтобы снова скачать несколько песен (один трек мог загружаться пять-десять минут), написать что-нибудь в блог, посидеть на форумах и ВКонтакте.
На первом курсе я часто попадала в дурные компании. Всё, что помню с того времени — это постоянные вписки, поездки на чужие дачи, посиделки в подъездах, дешёвое пиво и злые аптекарши. Весной 2008 года я попала в больницу, где пролежала три недели с больными почками, после чего надолго отказалась от алкоголя и всего остального.
Свой 18‑й день рождения я провела на улице под дождём — пришлось обойти несколько аптек в поисках катетера на 16. Тем же вечером мне прокололи губу. До этого я решалась только на проколы в ушах — их было пять или шесть. Кололи прямо на скамейке в парке, протерев пальцы и мочки ушей перекисью или хлоргекисдином. С ушами всё обошлось, а губа страшно воспалилась, так что через месяц, к радости родителей, серьгу пришлось вынуть.
Мама испугалась, когда я приехала домой с пирсингом и зачем-то сразу потребовала показать вены на руках — искала места уколов. Мой внешний вид родителям не нравился — меня называли пацанкой и говорили, что я выгляжу нелепо. А бывший одноклассник, как-то встретившийся мне на вокзале, спросил — это что ещё за покемон?
Я носила дедушкин галстук, увешанный значками, ярко-розовую джинсовую юбку, такие же гетры, сумку Hello Kitty и рваные чёрные колготки в сетку. Кто-то посмеивался надо мной, говорил колкости, но с открытой агрессией я никогда не сталкивалась. У меня появился небольшой круг друзей, не относивших себя к какой-то субкультуре. Они поддерживали меня и часто вытаскивали из всяких переделок. После трёх недель в больнице я перестала искать новые знакомства в неформальной среде, не посещала сходок, на концерты ходила одна.
В 2009 году моё увлечение начало угасать. Я всё ещё любила ярко одеваться, носила чёлку. Слушала ту же музыку, что и год назад. Но моя колючая стрижка постепенно превращалась в ровное каре, а кеды в прихожей уже соседствовали с балетками и туфлями на каблуках.
За решением своих внутренних проблем начала ходить не на концерты, а к психотерапевту. Не знаю, дошла бы я до него, если бы не моё пребывание с субкультуре — я научилась выражать эмоции открыто, не бояться чувствовать душевную боль, жить с ней.
С 14 лет меня постоянно мучили панические атаки, тревога, депрессия и суицидальные мысли. Я долгое время молчала об этом, от чего становилось только хуже. А потом научилась говорить о своих проблемах открыто и решилась, наконец, обратиться за помощью. Сейчас мне 31, и я до сих пор люблю вспоминать своё эмо-прошлое и не стыжусь его.
Для многих эмо остались в прошлом, но есть те, кому эта субкультура близка до сих пор. В сообществе Вконтакте «Верни мне мой 2007» ежедневно выкладываются посты со старой и новой эмо-музыкой. Его участники делятся своими селфи, на которых то и дело мелькают косые чёлки, разноцветные прядки и подведённые чёрным глаза.
В группе «Эмо-знакомства» каждый день ищут друг друга девушки и молодые люди разных возрастов — от 16-летних зумеров до 30-летних миллениалов. Не так давно эмо-культурой вдохновлялись в Тик-Токе e‑girls и e‑boys. А сейчас по хэштегу #emo там можно найти видео, посвящённые тому, что надеть, как красить глаза и зачёсывать волосы, чтобы стать похожим на эмо-кида конца нулевых. Появился новый музыкальный жанр — эмо-рэп. Он нравится далеко не всем, но музыка Lil Peep и XXXTentacion находит своего слушателя.
Так что утверждать, что эмо исчезли навсегда, точно не стоит. Их действительно стало меньше, но философия и эстетика движения до сих пор оказывает влияние на современную массовую культуру. И, скорее всего, ещё долго будет напоминать о себе.