двоедане в старообрядчестве назывались так потому что

Двоеданство

двоедане в старообрядчестве назывались так потому что. Смотреть фото двоедане в старообрядчестве назывались так потому что. Смотреть картинку двоедане в старообрядчестве назывались так потому что. Картинка про двоедане в старообрядчестве назывались так потому что. Фото двоедане в старообрядчестве назывались так потому что

Двоеданство (также двоеданничество) — исторический термин, обозначающий уплату дани двум государствам или уплату двойной дани.

Двоеданство лопарей

В 1251 новгородский князь Александр Невский заключил договор с Норвегией, позволявший как Великому Новгороду, так и Норвежскому королевству собирать фиксированную дань с лопарей (не более 5 беличьих шкурок с охотника), живших на территориях Финнмарка и Терского берега. Это двоеданничество приводило к неопределенности статуса данных земель и к периодическим столкновениям между Данией (в унии с которой с 1380 г. была Норвегия) и Русским государством в XVI—XVII веках (Лапландский спор).

В 1602 году датский король Кристиан IV приказал не пропускать русских данщиков в Финнмарк. Ответным шагом кольского воеводы стал аналогичный запрет пропускать датских (норвежских) данщиков на Мурман, пока король не отменит своего указа. Датский король этого не сделал, и, таким образом, с этого года 350-летнее двоеданство лопарей прекратилось. Однако лопари Нявдемского, Пазрецкого и Печенгского приграничных погостов, ежегодно выезжавшие на рыбный промысел в норвежские воды, продолжили «по старине» платить подати и тому, и другому государству.

Джунгарские двоеданцы

На сибирской границе в XVII-XIX веках были жители, платившие дань одновременно России и Китаю.

В XVII веке в Сибири на короткие времена устанавливалась ситуация троеданничества: так, в районе Верхнего Енисея в конце 1620-х годов кыргызы одновременно платили дань России, ойратам и хотогойтам. Система двоеданства в Южной Сибири и Барабе формировалась в течение всего XVII века, особенно после образования Джунгарского ханства. Длительное равновесие сил России и Джунгарии привело к существованию двоеданства, при котором коренное население попало в зависимость и от России, и от ойратов. Система российско-джунгарского двоеданства закончилась с ликвидацией Джунгарского ханства Цинским Китаем в 1755–1758 годах.

После китайского завоевания Джунгарии в бассейнах рек Чуя, Аргут и Чулышман Россия и Китай не препятствовали друг другу в сборе податей. При этом телесы, а также чуйские и аргутские теленгиты оказались в русско-китайском двоеданстве.

Алтайские двоеданцы были известны как «зюнгорские» (джунгарские) двоеданцы. Двоеданство на Горном Алтае прекратилось только в 1860-х годах, когда Цинская империя была ослаблена после поражений в Опиумных войнах и восстания тайпинов. Двоеданцы перестали платить дань Китаю в 1866 году, после подписания в 1864 году Чугучакского протокола. Они стали подданными России.

Двоеданцы-кочевники

В Средней Азии кочевые племена платили ясак, в ходе кочевий, Хиве и России.

Двоеданство в старообрядчестве

Старообрядцы назывались (и называли себя) двоеданцами или двоеданами, потому что Пётр I повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они ни проживали, и обложить их двойной податью» и до 1782 года старообрядцы платили двойную подать.

«Двоедане» как народное название старообрядцев сохранилось и позже, от него произошло одно из значений слова «двоеданить»: придерживаться раскола скрытно.

Двойное налогообложение

В современном мире для описания двоеданства принято употреблять термин «двойное налогообложение».

Источник

Непростая судьба двоедан в Сибири

«Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, может быть , не меньше, чем защита Отечества на поле брани» , – писал один из лучших писателей Сибири Валентин Распутин.

Неудивительно, что многие из них добрались до Сибири и основали здесь свою новую малую родину. До сих пор в этих краях многие жители считают себя продолжателями обычаев и традиций своих предков. Не стала исключением и земля Казанская. Многие жители здесь до наших дней остаются верны тому, что завещали им их родители.

Епископ из Пешнёво

В 2014 году вышла в свет брошюра «Храмы Казанского района», изданная на основе архивных документов из фондов Казанского районного краеведческого музея, воспоминаний старожилов и данных, собранных краеведами.

Данные о н е м есть в базе многих интернет-источников современной русской православной староверческой церкви, он попал даже в Википедию. Вот вкратце то, что я нашла об этом батюшке в сети.

Епископ Арсений ( в миру Антоний Романович Давыдов) родился в 1873 году в с. Гагарьевском Ишимского уезда Тобольской губернии. С 1901 по 1906 г од служил рядовым в царской армии. Получил чин ефрейтора. С 1906 года в Шамарском Вознесенском монастыре был его игуменом. В конце 1914 г ода призван в действующую армию (что интересно, он, служитель церкви, подавал прошение об освобождении от воинской службы, но оно не было удовлетворено). После Октябрьской революции, когда Шамарский монастырь был ликвидирован, инок Арсений служил в де ревне Пешнёво Ишимского уезда (до 1923 г ода ). В 1923 году отец Арсений (Давыдов) был хиротонисан во епископа Минусинского и Урянхайского.

В 1933-м был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации оперсектором О ГПУ Минусинска и сослан в Нарым на пять лет. Обвинялся в активном участии в Ишимском восстани и 1920–1921 годов. В бумагах следствен ного дела было написано, что «… сам участия в расстрелах не принимал, а приговор е нных к расстрелу перед расстрелом благословлял».

Вот оно, как было дело! Оказывается, священнослужитель вовсе не благословлял убийц на кровавое дело, а благословлял перед смертью их жертв, давая им последнее напутствие (возможно, даже с риском для собственной жизни, учитывая переменчивость настроений загнанных в угол и озлобленных крестьян-повстанцев). Так что в вину священнику поставили только то, что он исполнял свои прямые пастырские обязанности.

Как бы то ни было, нашему бывшему земляку зачли нахождение на охваченной восстанием территории (отягощающим обстоятельством был его священный сан) и осудили спустя 10 лет после этого. Есть свидетельства о том, что, когда он ш е л по этапу, у него изо рта шла кровь от изнеможения, а ведь прежде это был весьма сильный человек: по воспоминаниям односельчан, он копну сена поднимал зараз.

В 1937 году он был арестован во второй раз. При обыске у него изъяли кадило, дарохранительницу и крест. В числе немногих личных вещей у епископа Арсения отобрали две фотографии. Возможно, одна из них – та самая, которую вы видите на этой странице, пастырь запечатл е н на ней с сельскими прихожанами – не пешнёвцы ли это? Расстрелян был их бывший священник 3 октября 1937 года на 64-м году жизни. В старообрядческой церкви ныне он поминается как священномученик.

Тоже православные

Двумя перстами указывает Л. Е. Абросимова место, где раньше в Пешнёво была часовня

Несмотря на то, что раньше приверженцы дораскольного православия, мягко говоря, настороженно и недоверчиво относились к православным « никонианской » церкви, я вс е же надеялась встретиться и пообщаться со староверами. Особенно после того, как обнаружила, что многие современники из местных двоеданских родов ходят в наши обычные православные храмы, крестятся троеперстием – «щёпотью» – и даже являются активистами церковной жизни. А иные – вовсе нецерковные люди, хоть и знающие, и уважающие историю своих предков.

Лифан Баимов (1900–1990 гг.) был одним из «последних могикан»-двоедан в Пешнёво

Во время экскурсии в Пешнёво я узнала, что до сей поры в некоторых двоеданских семьях помнится разделение на «наших» (таких же староверов) и «м и рских», с ударением на первый слог (некрещ е ных или «никониан», что для старых людей было практически одно и то же). В прежние строгие годы даже кружки, чтобы воды напиться пришлым, у пешнёвских двоедан были отдельными, самим пить из них возбранялось. Нынче таких вопиющих отличий вроде бы не делается, но вс е же…

Филат Егорович был расстрелян «по социальному признаку», в рамках борьбы с кулачеством как классом – в 20-х он держал торговый магазинчик, ветряную мельницу, было у него большое хозяйство, а как раз с такими крепкими хозяевами-единоличниками и боролась советская власть. Поэтому среди репрессированных огромное количество староверов – ведь они были людьми непьющими, не признавали табак («курить, – говорили, – чёрту кадить»), трудились н а совесть, потому что искренне верили в Бога. Поэтому и семьи, и хозяйства у них были большими. До определ е нной поры. В 1930-м году семью Филата Медведева по решению местных органов власти раскулачили, отобрали вс е нажитое и выслали в Свердловскую область, до этого глава семейства уже был лиш е н избирательных прав как классово чуждый элемент. Но и этого оказалось мало…

Акценты для читателя

Старообря́дчество, или староверие – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 17 веке патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Богослужебная реформа вызвала раскол в русской церкви. Людей, выступивших против реформы, стали называть «раскольниками» и жестоко преследовать. Поэтому староверы селились в глухих и окраинных местах страны, к которым когда-то относилась Тобольская губерния. Впрочем, и сами они ни государство, ни официальную церковь особо не жаловали. Никон за свои деяния получил у них прозвище «антихрист». Тех, кто отступил от дедовских традиций, стали звать «мирскими». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *