двойной обод велосипеда что это
В чём отличие двойного и обычного ободьев велосипеда
Про велосипедные ободья говорилось много разного и весьма интересного. Если вы следите за статьями, которые появляются на нашем сайте, то вас уже можно считать профессионалом в этой теме. Но вопросы всё равно остаются и некоторые моменты требуют разъяснения. Например, двойной обод велосипеда — что это? Чем он отличается от обычной модели? Что лучше выбирать и есть ли смысл переплачивать за двойной вариант?
Отличия в конструкции ободьев хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе
О разделении ободьев по количеству стенок в его конструкции вам наверняка уже известно. А если нет, то мы напомним. Присутствует условное разделение этого важного элемента в любом велосипеде:
Отличия в конструкциях этих различных экземпляров хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе.
Определение для каждого типа обода
Чтобы разобраться в отличиях между этими двумя типами элементов, необходимо детально остановиться на каждом из них.
Одностенный
Варианты с одностенной конструкцией являются самыми доступными по стоимости, но также и самыми недолговечными. О сроке их службы говорить сложно, поскольку всё зависит от характера езды. Агрессивное, неаккуратное катание с длинными заездами такие ободья точно не выдержат и будут ломаться несколько раз в сезон. А вот для аккуратной езды по ровным дорогам такие модели можно выбирать. Устанавливаются они на прогулочные и городские велобайки, которые не предназначены для больших нагрузок, а их владелец не предъявляет особых требований к прочности.
Одностенный обод велосипеда
А вообще, одностенные ободные профиля, которые создаются из стальной заготовки в виде полосы, встречаются на недорогих велосипедах от малоизвестных брендов типа Ашана. Такой момент позволяет наглядно увидеть подход производителей, суть которого заключается в использовании самого дешёвого и тяжёлого. Неудивительно, что подобные велосипеды «радуют» своих владельцев потребностью в ремонте спустя небольшой период. При этом даже не нужно прыгать по бордюрам или вести себя слишком экстремально за пределами города.
Двойной
Совсем другое дело — двойные ободья, которые ещё называются двухстенными по особенности конструкции. Такие детали на велосипед находятся в более высокой ценовой категории, что обусловлено их высокой прочностью и долговечностью. Как ни странно, вес двойных моделей может быть ниже, чем обычных. Сфера использования таких элементов распространяется на байки для кросс-кантри и выполнение скоростных спусков, известных как downhill. Если вдруг заявленная прочность покажется вам недостаточной, то её можно немного увеличить путём увеличения высоты обода. В этом случае вероятность образования восьмёрок будет несколько снижена.
Для создания конструкций такого типа чаще всего используется двустенный профиль из алюминия. Подобное изобретение стало большим шагом навстречу тому моменту, когда на велосипедах будут стоять такие жёсткие ободья, что им не будут страшны никакие препятствия, плохие дороги и рабочее напряжение.
Самыми прочными, а соответственно, и самыми дорогими являются тройные обода, которые производятся из трёхстенного профиля. Такие элементы встречаются редко, поскольку особой необходимости в их использовании нет. С бездорожьем и высокими нагрузками отлично справляются двойные конструкции.
Двойной обод велосипеда
Признаки двойного обода
Подобный вопрос интересует чаще всего тех людей, которые задумались о покупке велосипеда. Действительно, как-то ведь нужно разобраться с типом обода, который установлен. Не разрезать же его, в самом-то деле. Есть несколько признаков, по которым можно визуально определить количество стенок:
Отличия
Подводя итог всего вышесказанного, можно выделить следующую группу отличий, которые присутствуют между двойными и обычными велосипедными ободьями.
Понимание отличительных моментов, которые присутствуют между этими двумя типами ободьев, поможет сделать правильный и быстрый выбор, разобраться в ассортименте и не зависеть от консультации продавца.
Неприятность, которая поджидает каждого велосипедиста, заключается в образовании вмятин на ободьях. Дальнейшая езда становится невозможной или, по крайней мере, невыносимой. Покупка нового элемента на колесо может вылиться в приличную сумму. Так, может быть, стоит реанимировать повреждённый обод?
Пошаговая инструкция ремонта восьмёрки и яйца на колесе велосипеда. Полезные советы по уходу за спицами.
Каждый любитель велосипеда задаётся вопросом: как выбрать электрофонарь для велосипеда? На эти вопросы мы дадим ответ далее и укажем, какие необходимо совершить действия, чтобы купить качественный фонарь и не прогадать.
Двойной обод
Fixed Gear с «высокими» двойными ободами
2) Под шины-однотрубки.
1) Низкопрофильный (низкий) двойной обод
Как правило имеет высоту до 23 мм. Имеет более высокую жесткость, чем одинарный обод, так же по сравнению с одинарным ободом легче правятся восьмерки, его сложнее механически деформировать. Хорошо подходит для неэкстремальных шоссейников, циклокросса и гибридов. Из минусов: имеет больший вес, чем одинарный обод, стОит в два раза дороже одинарного обода. Как правило, изготавливается из алюминия, хотя изредка встречаются и стальные версии (которые любимы велотуристами).
2) Высокопрофильный (высокий, аэродинамический) двойной обод
Легко узнаваем тем, что в разрезе имеет форму конуса и высоту больше 23 мм. Имеет максимально возможную жесткость, позволяет хорошо рассекать воздушный поток, дает классный накат по идеально гладкому покрытию и. все. Потому что как правило имеет запредельный вес (более 650 грамм), а реальный хипстер на своем фиксе не сможет раскочегариться до 40 км/ч, когда такой обод начинает работать. Поэтому в 90% случаев такой обод ставится в связи с эстетической составляющей, а не для выигрыша сотой доли секунды на дистанции. Большая часть изготавливается из алюминия, для богатеньких буратин есть версии из пендосского карбона. По характеру поведения лучше всего становятся на фикседы.
ХВЗ «Старт-Шоссе» на низких ободах
О пользе двойных ободов
На самом деле двойные обода действительно необходимы только в спорте, например для шоссейных гонок, велотрека и велокросса. Спортвные (и околоспортивные) снаряды имеют высокую жесткость рамы, и им для согласованности компонентов нужны жесткие колеса, а обода являются их частью. Двойные обода позволяют реализовать шикарный накат на ровном асфальте (деревянном треке), но теряют свои преимущества на неровностях, причем даже н
ХВЗ «Старт-Шоссе» на высоких ободах
а брусчатке они вам уже начнут вытрясать душу и портить пломбы. Исключение циклокросс, потому что там одинарные обода просто не выдержат нагрузку. В остальных случаях уместнее будут одинарные обода, которые более упругие и позволяют не обращать внимание на мелкие неровности. На Стартоне ставились двойные обода, хоть одни были и под шины-однотрубки, при современной модернизации имеет смысл заменить их на аналогичные клинчерные.
Как подбирать обода на велосипед?
Из чего состоит колесо
Прежде всего, стоит узнать об устройстве велосипедного колеса. Независимо от его типа (горный, городской, спортивный и т. п.) устройство этой части идентично.
[править] Конструкция
Сечение одностенного обода
Сечение двухстенного обода
Материалы
Maxtal — фирменный сплав Mavic, отличается высокой жёсткостью. Такой обод тяжело погнуть, но обод становится чувствительным к усталости металла.
Тип профиля
Самые простые и дешевые ободья — одностенные (англ. single-wall). В простейшем случае, такой обод изготавливается из металлической ленты, свёрнутой в кольцо. Их прочность и жёсткость крайне невелика, нынче они встречаются только на велосипедах самого низкого уровня, а также на фэт-байках, где использование двустенного обода нерационально.
Двухстенные ободья (англ. D-wall, double-wall) имеют коробчатую структуру, что значительно увеличивает их прочность и жёсткость. Современные алюминиевые ободья производятся методом экструзии, то есть продавливания расплава материала через формующее отверстие. Таким образом, есть возможность создания сложной внутренней структуры обода — многие модели имеют несколько камер, продольные распорки, рёбра жёсткости и т. п.
Соединение
После экструдирования горячая заготовка сворачивается в кольцо, которое может быть соединено двумя способами: сваркой и с помощью продольного штифта или вставки.
После соединения ободья могут проходить дополнительную механическую обработку (англ
machining) для сглаживания стыка, что важно для мягкой работы ободных тормозов.
Пистонирование
Пистонированный обод в разрезе
Для борьбы с вырыванием ниппелей спиц из обода из-за усталостного разрушения отверстий применяется установка во внешнюю стенку обода металлических вставок — пистонов (англ. eyelets), распределяющих нагрузку от спицы по большей площади стенки обода. Эта технология применяется практически во всех ободьях уровнем от среднего. Существуют отдельные модели ободьев с двойным пистонированием, где пистон соединяет обе стенки.
В гоночных ободьях вместо пистонирования иногда применяется локальное упрочнение стенок обода путём дополнительной механической обработки. Также встречаются резьбовые пистоны, вкручиваемые во внешнюю стенку обода, при этом внутренняя не сверлится, что делает обод совместимым с бескамерными шинами без модификаций.
Какое давление качать?
Сколько забивать атмосфер, определяется опытным путем. Я беру с собой на трейл маленький манометр и начинаю катать, постепенно снижая давление, пока не станет хорошо и в плане мягкости хода, и в плане сцепления, и в плане наката. Как только накат упал и шина начала «плавать» — стоп, вернуться на предыдущий уровень. Всё просто, один раз проэкспериментировать и потом уже держаться этих значений.
До того, как я начал пользоваться бескамерками, у меня на велосипеде стояло какое-то среднее давление для всех дорог, Теперь, перед тем, как выехать из дома, я накачиваю шины под конкретный стиль текущей покатушки. Так как я чаще всего агрессивно катаю по жестким каменистым трейлам, у меня стоит МТБ сетап, как я уже писал ранее — 14/21psi, но если собираюсь далеко катнуть по асфальту, то набиваю 20/28psi. Уж очень разное поведение покрышек на разном давлении, хочется выжимать максимум.
Шов и боковины
В процессе изготовления обода металлический профиль сгибается в окружность, и его концы скрепляются швом. Шов может закрепляться как при помощи сварки (сварной шов), так и на специальных штифтах (клёпаный вариант). Клёпаный шов менее прочный сварного, но при разнице в стомости почти в два раза, нужно понимать, что нет необходимости в избыточной прочности ободов для прогулочных велосипедов или при эксплуатации велосипеда в городском цикле.
Шов никогда не бывает идеальным, и как правило ширина обода в его области немного отличается от остальной. На новом ободе в первое время при использовании ободных тормозов может появляться характерное биение колодок при прохождении через место нахождения соединительного шва. Через некоторое время колодки и обод притираются, и характерная неровность сглаживается.
Где-то в 90−х годах, компания Mavic представила свою разработку ободов под названием SUP (Soudé Usine Proces — с фр.«процесс сварки и фрезеровки»). В рамках данной технологии обода производятся немного более широкими в области тормозной поверхности, и после сварки помещаются на специальный станок, где сбоку снимается лишний металл.
Позже некоторые компании частично скопировали этот процесс, применяя фрезеровку ободов как к сварным, так и клёпаным конструкциям.
Первый шаг — колеса
Итак, важнейший узел, нуждающийся в облегчении — это колеса. Скорее всего, вы все-таки недовольны весом вашего байка, поэтому начните именно с колес, а не с титановых болтиков в держателе бутылки, как это чаще всего бывает.
Если вы ездите на велосипеде начального среднего сегмента, то скорее всего на нем установлены дешевые широченные шины с тяжелыми камерами. Так как я советую всем начинающим полуслики, то только на смене покрышек и камер можно сэкономить до полкилограмма.
Это огромная разница, так каждый лишний грамм на колесе для велосипедиста — это то же самое, что лишний вес на обуви для марафонца. Дело в том, что при каждом ускорении, при каждом градусе подъема велосипедисту приходится раскручивать инертную систему — колесо.
Тут действительно облегчение крайне важно. Пока свежий- незаметно, но через некоторое время лишние граммы начинают казаться килограммами
Как водится, самая практичная и самая эффективная мера облечения потребует наименьших денежных трат.
Покрышки
Однако смотрите, не покупайтесь на слишком низкий вес покрышки. Чем физически меньше в ней резины, тем сильнее она будет колоться и резаться стеклами и прочим хламом, который в избытке лежит на обочинах наших дорог.
Нормальным весом для не слишком облегченной летней шины будет 450 гр. (26″), 650 гр. (29″) и для зимней велосипедной резины 900-1000 грамм, в зависимости от диаметра колеса.
Хорошо, когда под беговой дорожкой имеется антипрокольный слой. Хорошие производители резины: Continental, Michelin, Schwalbe.
Вилсет (пара колес)
Затем, если душа требует дальнейшего облегчения велосипеда, следует приобрести новые колеса. Вес самого колеса уже не так важен, как вес резины, так как влияние веса на катимость (не накат) растет с удалением от центра вращения. То есть — важен вес обода, менее важна масса спиц, а втулка практически не оказывает влияния на инерционную систему.
Типичный вилсет (термин означает набор из двух колес, без резины) на байке обсуждаемого здесь уровня весит 2.2-2.5кг. Нормальный крепкий, надежный и не слишком дорогой вилсет потянет на
1.7-1.8кг и примерно 300-400$ денег.
Дорогой, но еще по прежнему надежный и прочный
1.5кг и что-то вроде 800$. Как видите, весьма незначительная экономия в весе обойдется вам в весьма приличную сумму.
Если вы собираетесь и дальше заниматься велосипедизмом, учтите, что покупка хорошего реалистичного вилсета — прагматичное вложение средств. Даже если у вас со временем появится желание купить более дорогой байк, купленный вилсет можно оснастить тоненькой шоссейной резиной 28мм, накачать до 10атм и ставить его в случае дальнобойной покатушки или велопохода.
Вот, например байк моей жены Мурзика, на котором она путешествует. Для обычного катания у нее другой вилсет, с широкими шинами:
На велофорумах на тему дальнейшего облегчения ведутся жесточайшие споры: фетишисты утверждают, что уменьшение даже статичного веса байка влияет на катимость. Я не стану оспаривать эту точку зрения, замечу просто, что форсируя горку, велосипедист попросту борется с силой тяжести: ему нужно доставить общий вес самого себя и байка наверх.
На мой взгляд, нет разницы, где этот вес — на раме или в гидраторе за спиной. Чем меньше общий вес — тем легче. Считаю, что похудев на пять килограмм, велосипедист почувствует гораздо большую катимость, чем если сядет на самый легкий велик в мире.
Герметик для бескамерных велосипедных шин
Герметики бывают разные, как минимум четыре-пять известных брендов делает «молоко», они обладают немного разными свойствами. Два главных требования: чтобы быстро заклеивал проколы и не высыхал долгое время.
Я читал где-то сравнение всех основных герметиков и там пришли к выводу, что эти две претензии слабо совместимы: или не сохнет, или хорошо клеит. Поэтому большинство велокатальцев-бескамерников пользуются старым, проверенным Stan’s Notubes (или Schwalbe Doc Blue, что одно и то же). Он подсыхает и раз в два-три месяца нужно чутка подливать, но это издержки технологии.
Всю мелочь он клеит мгновенно, порезы, конечно, хуже, но тоже неплохо. Есть еще рецепт добавления в герметик декоративных блесток, чтобы сгустить консистенцию и улучшить скорость заклейки, но лично мне хватает того, что есть.
Как выбрать обода и спицы для велосипеда
Зачастую при выборе велосипеда обращают внимание на что угодно – кривизну руля, удобство сиденья, красивый рисунок на резине – в общем, на все, кроме ободов. А ведь они первые смело принимают на себя все удары от ям, кочек и прочих дорожных неровностей. Чем качественнее обода для велосипеда, тем дольше «проживут» колеса, и тем меньше денег вы потратите на ремонт велосипеда
Чем качественнее обода для велосипеда, тем дольше «проживут» колеса, и тем меньше денег вы потратите на ремонт велосипеда
А ведь они первые смело принимают на себя все удары от ям, кочек и прочих дорожных неровностей. Чем качественнее обода для велосипеда, тем дольше «проживут» колеса, и тем меньше денег вы потратите на ремонт велосипеда.
Хороший обод – крепкое колесо. Тут даже не поспоришь.
Жесткость колеса, возникновение его деформаций и возможность использования ободных тормозов зависят от конструкции обода. Все они делятся на три группы:
«Жизнь» велосипедного обода сладкой не назовешь – любой наезд на кочку, камень или попадание в яму могут обернуться для него крупнейшими неприятностями. Велосипедисты называют эти неприятности «восьмерками»
Поэтому, важно, чтобы обод для велосипеда был:
Прочность определяется не только ударостойкостью и жесткостью обода, но и качеством и количеством спиц, а также правильностью их натяжения. Для еще большей прочности обода для велосипеда применяют метод анодирования.
Слово сложное, но все довольно просто – поверхность обода обрабатывается дополнительными веществами, в результате чего, к примеру, алюминиевые анодированные обода имеют не светлый, а черный цвет.
Само собой разумеется, что и стоят велосипеды с такими ободами дороже обычных.
Физика проста – чем тяжелее колесо, тем больше усилий придется затрачивать при езде
Так что велосипедистам, гоняющимся за каждым граммом своего металлического коня, в первую очередь, следует обратить внимание именно на обода для велосипеда, вес которых зачастую может достигать килограмма
Если говорить о материалах, из которых изготавливаются обода для велосипедов, то основным можно назвать алюминий и его сплавы. Алюминиевые обода легкие, прочные и не бояться коррозии. К тому же, они обеспечат лучшее торможение при использовании ободных тормозов. Также часто встречаются и стальные обода.
Но, в отличие от алюминиевых, их можно встретить на городских велосипедах и самых дешевых моделях горных велосипедов. Дешевые стальные обода для велосипеда так же прочны, как, например, пластмассовый молоток, а ждать хорошей работы ободных тормозов с такими ободами точно не стоит.
Иногда можно встретить углепластиковые моноблочные колеса, в которых обод, 4-5 широких плоских спицы и корпус втулки составляют цельную деталь.
Вывод: предлагают стальные обода для велосипеда – бегите. Куда? За алюминиевыми, конечно. Да и стоят они не намного дороже.
Не менее важная деталь велосипедного колеса – спицы. Они дополняют амортизацию шин и обеспечивают жесткость и прочность колеса. Хорошие спицы должны слегка пружинить, чтобы нагрузка, возникающая при ударе, распределялась по ободу равномерно.
Вы же не хотите купить некачественные спицы? Тогда читайте внимательно
Качественные спицы для велосипеда изготавливаются из нержавеющих сталей, в основном хромомолибденовых. Более дорогие варианты – из титановых сплавов, самые дешевые – из конструкционных сталей с никелевым напылением.
Прочность спиц напрямую зависит от типа резьбы. Она может быть накатанной или нарезанной в теле спицы.
Спицы для велосипеда с накатанной резьбой прочнее, но из-за сложности исполнения значительно дороже.
Как подобрать покрышки в зависимости от стиля езды.
Давайте рассмотрим варианты покрышек для каждого типа велосипедиста.
Покрышки для езды в городе.
Обратите внимание на пуленепробиваемые широкие покрышки, для которых ямы на дорогах не представляют большой проблемы. Типичная ширина городских покрышек в диапазоне от 28 до 35 мм для 700 покрышек и от 1″ до 2″ для 26″ покрышек. Покрышки пошире немного устойчивей, но они также и медленней
Покрышки пошире немного устойчивей, но они также и медленней.
На некоторых городских покрышках протекторы с маленькими шипами, которые реально не нужны за исключением тех случаев, когда маршрут пролягает по грязи или гравию. Такие покрышки быстрее полностью истираются, чем слики или покрышки с инвертированным проетктором. Гладкий протектор быстрее и более устойчив на поворотах.
В покрышках с защитой от проколов под протектором встроен защитный слой, который усиливает защиту против проколов строительным мусором, колючками и битым стеклом.
Покрышки для кросс-кантри.
Для длительных серьёзных покатушек крайне важен вес покрышек, как и любых других компонентов. Лучше всего подходят узкие шипастые покрышки шириной от 1.8″ до 2.4″. Гонщики больше отдают предпочтение покрышкам шириной до 2″, тогда как остальные кросс-кантрийщики из-за большей универсальности предпочитают покрышки шириной от 2″ до 2.4″. Кроме веса и ширины нужно учесть тип местности, где ты катаешься. Мягкий синглтрек (грязь, почва с корнями) и горная местность типа Сликрок требуют совершенно разных покрышек.
Горный велосипед для фрирайда и даунхила.
Для фрирайда нужны покрышки, которые хорошо держат на крутых склонах, каменистых трасах, которые могут выдержать часы прыжков в парках для горных велосипедистов. Требуется протектор с агрессивным рисунком и высокими шипами. Мягкий липкий резиновый компаунд обеспечивает отличное сцепление на любых участках, помогает проходить повороты, но он быстро изнашивается, что увеличивает затраты на покрышки!
Самые лучшие покрышки для фрирайда и даунхила имеют ширину от 2.5″ до 3″.
Езда по шоссе.
Для шоссейных гонок и велосипедного туризм требуются совершенно разные покрышки. Для гонок нужны лёгкие тонкие быстрые покрышки, а вторым критерием нужно рассматривать хорошее сцепление на поворотах. Если вы везёте груз, то потребуется покрышка шире, чем в случае отсуствия груза.
Туристы тоже захотят относительно быстрые покрышки, но комфорт и непробиваемость также будут главными факторами выбора. Для туризма обычно выбирают шириной от 32 до 35 миллиметров (для 700 покрышек).
[править] Классификация
Посадочный диаметр шины
Существует великое множество посадочных диаметров шины, выражаемых в различных системах измерения. Для неподготовленного человека такое разнообразие вносит путаницу, особенно если учесть, что, например, шины размером 28 х 2.00 и 29 х 2.00 — совместимы, а 26 х 1.75 и 26 х 13/4 — несовместимы.
Используется три способа обозначения посадочного размера:
В таблице приведены известные посадочные размеры и их соотношения между собой:
Размер по ISO, мм | Дюймовая система (пример) | Французская система |
---|---|---|
787 | 36 x 2.25 | |
635 | 28 x 11/2 | 700B |
630 | 27 x любое число, США | |
622 | 28 x 1.00…28 x 2.35; 29 x 1.75…29 x 2.35; Россия: 28 х 13/4, 28×11/2, 27×11/4 | 700C |
599 | 26 x 1.25, x 1.375 | |
597 | 26 x 11/4, 26 x 13/8 (S-6) | |
590 | 26 x 13/8 (E.A.3), Россия: 26×11/4 | 650A |
587 | 700D | |
584 | 26 x 11/2 | 650B |
571 | 26 x 1, 26 x 13/4 | 650C |
559 | 26 x 1.00…26 x 4.00, Россия: 26 x 13/4, 26 x 2 | |
547 | 24 x 11/4, 24 x 13/8 (S-5) | |
540 | 24 x 11/8, 24 x 13/8 (E.5) | 600A |
533 | Россия: 24 x 11/2 | |
520 | 24 x 1…24 x 11/8 | |
507 | 24 x 1.5…24 x 2.125, Россия: 24 x 2 | |
490 | 550A | |
457 | 22 x 1.75…22 x 2.125 | |
451 | 20 x 11/8; x 11/4; x 13/8 | |
445 | Россия: 20 x 11/4 | |
440 | 500A | |
419 | 20 x 13/4 | |
406 | 20 x 1.5…20 x 2.125, Россия: 20 x 13/4 | |
390 | 18 x 13/8 | 450A |
369 | 17 x 11/4 | |
355 | 18 x 1.25…18 x 2.00 | |
349 | 16 x 11/4…16 х 1.35 | |
305 | 16 x 1.25…16 х 2.00 | |
288 | 14 x 13/8 | 350A |
254 | 14 x 2.00 | |
203 | 121/2 x 1.75…121/2 x 21/4; 12 x 1.75 |
Наиболее распространены посадочные диаметры по ISO 559 мм (26″) и 622 мм (28, 29″). В шоссейных велосипедах малых ростовок и в горных велосипедах медленно набирает популярность стандарт 650В. В подростковых и экстремальных велосипедах иногда используется 507 мм (24″). В складных и детских велосипедах используются 305 мм (16″), 349 мм (Brompton), 355 мм (18″), 406 мм (20″).
Другие размерения
Ширина
Ширина обода влияет на его прочность и вес. Также в зависимости от ширины, выбираются рекомендованные толщины покрышек: слишком широкая покрышка для данного обода может подламываться в поворотах и даже слететь, а слишком узкая — будет иметь низкий профиль и может быть легко пробита.
Как правило, ободья маркируются по внутренней ширине согласно ISO:
Некоторые производители маркируют ободья по внешней ширине. Разница между ширинами — около 5-7 мм.
Зависимость ширины покрышки и обода
ERD и OSB
Эти параметры необходимо знать для выбора спиц при сборке колеса. Как правило, они приведены в документации на обод.
По совместимости с ободными тормозами
Если не указано иное, то обод как правило совместим с ободными тормозами. Однако есть и исключения: например, все MTB-ободья DT Swiss, кроме модели XR425, совместимы только с тормозами на втулке (дисковыми или барабанными).
Модели для ободных тормозов имеют плоские тормозные дорожки на боковинах, стенки соответствующим образом усилены. Разумеется, такой обод можно использовать и с тормозами на втулке. Дорогие ободья имеют тормозные дорожки с керамическим покрытием, значительно улучшающим работу тормозов. Модели, не совместимые с ободными тормозами, как правило, обозначаются словом Disc, не имеют тормозных дорожек и обычно несколько дороже и легче.
По количеству отверстий для спиц
На 559- и 622-мм ободьях, продаваемых в розницу, чаще всего встречается 28, 32 и 36 отверстий для спиц. Ободья в составе фабричных вилсетов обычно имеют меньшее количество отверстий.
Прочность и вес
Для дополнительного упрочнения ободов применяется поверхностное насыщение металла другими веществами гальваническим способом — анодирование. Поверхность анодированных алюминиевых ободов не светлая, а чёрная. Часто одна и та же модель обода предлагается производителем как в обычном, так и анодированном виде, которая стоит примерно на 10−20% дороже. Тормозные дорожки на современных ободах компании Mavic иногда покрываются керамическим слоем
Важно помнить, что для таких ободов требуется установка специальных колодок
Прочное колесо можно собрать, используя, высококачественные спицы или спицы с увеличенным диаметром сечения. Cуть их применения — в возможности высокого предварительного натяжения спиц, когда полезная нагрузка распределена по спицам более равномерно.
Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих ободах в отверстие устанавливаются специальные пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке. В двухстенные обода устанавливаются как обычные пистоны на внешней стенке, так и двойные — проходящие насквозь через обе стенки.
Раньше для большинства велосипедов стандартное колесо состояло из 36 спиц. Большее количество встречалось редко(например, на старых английских велосипедах и на тандемах), а меньшее (32, 28, 24) — только на шоссейных велосипедах и велосипедах с маленькими колёсами. Сейчас, с появлением качественных прочных спиц и жёстких ободов, проблема обрыва спиц уже не столь актуальна. В связи с этим для современного горного велосипеда стандартом являются 32 спицы в колесе. В случае использования радиального спицевого набора, количество спиц может быть ещё меньше. При сборке колеса необходимо убедиться в соответствии количества отверстий под спицы в ободе и втулке.
Как выбрать размер колеса велосипеда (диаметр) по росту?
Рост, см | Размер колеса (горные, дорожные, дорожные) | Размер колеса (складные) |
---|---|---|
80 | 12 | — |
90 | 14 | — |
100 | 16 | — |
110 | 18 | — |
120 | 20 | — |
130 | 20-24 | 20 |
140 | 24 | 20 |
150 | 26 | 20,24 |
160 | 26, 27,5 | 20,24 |
170 | 26, 27,5, 28, 29 | 20, 24, 26 |
180 | 26, 27,5, 28, 29 | 24, 26, 28 |
190 | 27,5, 28, 29 | 26, 28 |
В таблице приведены популярные размеры колеса велосипеда и рост для взрослых и детских велосипедов. Большие велосипеды в одном размере колеса выпускается в нескольких ростовках. В таблице приведены усредненные значение, выбрать диаметр колеса можно индивидуально по росту.
При езде по городу – лучше выбрать велосипед со средним размером колеса 24 или 26 дюймов. При езде по шоссе, асфальтовым дорогам и пересечённой местности надо выбрать колеса 26, 28, 29 дюймов. Большие колеса велосипеда уменьшают затраты энергии при движении на высоких скоростях и меньше передают вибрации на руль и седло.
Рекомендация: при росте около 150 см и ниже ограничьте выбор велосипеда размером колес 24 дюйма для езды по городу и 26 дюймов для езды по асфальтовым и грунтовым дорогам.
Велосипеды с размером колеса 20 дюймов удобен в хранении и транспортировке, но менее удобен при езде. При большом размере рамы (16 дюймов и выше – модели для взрослых людей) во время движения такие модели с небольшими колесами менее устойчивы на неровной дороге.
От размера колес велосипеда и конструкции рамы зависит положение центра масс и распределения веса велосипедиста. Во время движения происходит постоянный перенос веса велосипедиста между рулем, седлом и педелаями. На велосипедах с контактными педалями (зацепами или турклипсами) усилие ноги прилагает на обе педали одновременно. Для уменьшения усталости и нагрузки на коленный сустав выбирается меньший размер рамы или рама специальной конструкции. На велосипеде с обычной рамой может потребоваться изменение высоты, формы и выноса руля. Высота и ширина сидения велосипеда выбирается индивидуально.