джамаат таблиг что это
Джамаат Таблиг
Джамаат Таблиг — (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ ) аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом.
Деятельность движения одобрена и поддерживается многими авторитетными учеными ислама, которые считают, что Джамаат Таблиг (ДТ) выполняет большую функцию по возрождению ислама в мире. Например, доктор Сано Кутуб Мустафа, профессор в области фикха и его принципов Международного исламского университета Малайзии, говорит следующее:
«Пусть Аллах Всемогущий благословит каждого, кто работает на благо Ислама, независимо от названия и организаций. Конечно, ДТ вносит огромный вклад в дело распространения Ислама по всему миру. Да благословит их Аллах».
Следует отметить, что Джамаат делает упор не на призыве иноверцев и атеистов в ислам, а работает в среде так называемых «этнических мусульман». Движение видит свою цель — в оживлении религии в среде народов, традиционно исповедующих ислам. Это правило касается и России, где ислам — одна из традиционных религий.
Содержание
История
В 1926 году в провинции Индии, Мевате, исламский богослов деобандийского направления Маулана Мухаммад Ильяс основал ДТ, позиционируя его как добровольное, пацифистское и независимое исламское движение. Его лозунгом были слова: «О мусульмане! Будьте мусульманами!»
Организованное в Дели, движение получило широкое распространение почти в 150 странах мира, и по средним оценкам насчитывает около 70-80 миллионов последователей. [2]
Шесть принципов исламского благочестия
Ученые, разработавшие концепцию и порядок (тартиб) совершения призыва, считают, что сегодня мусульманам (особенно на Западе), достаточно трудно придерживаться полной религии (дин) и выделяют так называемые «шесть принципов исламского благочестия», неуклонно придерживаясь которых, человек достигнет счастья как в этом бренном мире, так и в будущем вечном (ахирате):
1. Шахада — принятие сердцем и произнесение языком слов «Свидетельствую, что нет никакого божества (достойного поклонения), кроме Аллаха и Мухаммад — его раб и посланник»;
2. Совершение пятикратной молитвы (намаза) с должным вниманием;
3. Приобретение исламских знаний (ильма) и частое поминание Аллаха (зикр);
4. Уважение брата-мусульманина (икрам). (Здесь следует отметить, что участники движения сторонятся разногласий, стремятся к единству мусульман и не отвечают на обвинения других);
5. Искренность (ихлас) при совершении благих поступков. То есть то, что их следует совершать только ради довольства Аллаха;
6. Участие в призыве к Исламу других (дагват).
Для выполнения последнего пункта участники движения совершают проповеди в той местности, где живут, а также выезжают с этой целью в другие города или даже страны.
Критика
В России
В 2009 году Верховный суд России признал экстремистской и запретил деятельность международной религиозной организации ДТ на территории РФ. Как сообщает официальный сайт Генпрокуратуры РФ, судом установлено, что «деятельность структурных подразделений ДТ «угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности РФ».
Однако ведущие эксперты заявляют, что ДТ не имеет ничего общего с радикализмом. «Существует мнение, что эта организация проповедует ислам радикального толка. С другой стороны, она всегда занималась исключительно пропагандой и никогда не была замечена в каких-то террористических, экстремистских действиях», – заявил IslamNews известный российский историк-востоковед, руководитель Центра арабских исследований ИВ РАН Виталий Наумкин.
«ДТ – это проповедническая организация, берущая свое начало на Индостане. Она далека от каких-то политических заявлений, политических доктрин, основной задачей ее деятельности является проповедь среди людей ценностей ислама», – говорит мусульманский общественный деятель, председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов.
«Я знаю это движение не один десяток лет, и никогда не замечал за ними каких-то радикальных или экстремистских идей. «Таблиговцы» тщательно дистанцируются от каких-то политических дискурсов, постоянно заявляют, что они вне политики», – сказал Саляхетдинов в беседе с IslamNews. [4]
Муфтий Мукаддас Бибарсов заявил, что в Саратовской области представителей запрещенного на днях Верховным судом РФ движения «Таблиги джамаат» несколько десятков, и никакого вреда либо проблем они не несли. [5]
В Таджикистане
В Таджикистане в 2006 движение ДТ было признано экстремистским,и его деятельность была официально запрещена. [7]
В Кыргызстане
В 2009 году Совет безопасности Киргизии рекомендовал Верховному суду республики рассмотреть вопрос о запрете на территории Киргизии религиозной организации ДТ. В совбезе считают, что данная организация опасна и несет угрозу национальной безопасности. По мнению директора государственного агентства по делам религий Каныбека Осмоналиева, ДТ «выступают в качестве оппозиции официальному духовенству». [8]
Джамаат таблиг что это
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, учитель Ибн База говорил:
“В джама’ате таблиг нет никакого блага, поскольку это джама’ат нововведения и заблуждения! Причитав их книги, мы нашли в них заблуждения и нововведения, а также призыв к поклонению могилам и многобожие!”
См. “Фатауа уа расаиль” 1/268.
Шейх Хамуд ат-Тууейджири о джамаате таблиг сказал:
“Джамаат таблиг – это сообщество нововведения и заблуждения. Они – не на пути посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и последовавших за ними. Однако, несомненно, они – на пути суфиев и еретиков”. См “аль-Каулюль-балиг фи-тахзири мин джамаат ат-таблиг” 30.
⃣ Спросили шейха аль-Альбани: «Каково ваше мнение по поводу джама’ата таблиг?»
«Джама’ат таблиг не основан на манхадже Книги Аллаха, Сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и того, на чем были наши предшественники (саляфы). И по этой причине не дозволено выходить вместе с ними. Они не основывают свой призыв на Коране и Сунне, хоть и заявляют об этом. И у этого джама’ата нет манхаджа основанного на истинном знании!»
См. «аль-Фатауа аль-имаратия» 38.
Шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи о джама’ате таблиг сказал:
“Они приверженцы нововведений и следуют тому, на чем кадариты и им подобные, и выход вместе с ними – это не выход на пути Аллаха!”
См. “Фатауа уа расаиль” 1/174.
Шейх Салих аль-Фаузан в ответ на вопрос о джама’ате таблиг, сказал следующее:
См. “Салясу мухазарат”.
Шейх ‘Абдуллах ибн Гъудаян сказал:
«Не следуйте за джама’атом таблиг, следуйте за Книгой Аллаха и Сунной Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!»
Сл. «Фатауа аль-уляма филь-джамаат»
Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал:
«Это течение новоизобретенное, зародившееся в Индии. У них есть заблуждения и в ‘акиде и в пути, и среди них есть и суфии и аш’ариты, которые не на манхадже ахлю-Сунна уаль-джама’а ни ‘акидой, ни путем!»
Сл. «Фатауа аль-уляма филь-джамаат»
Шейх Салих аль-Люхайдан сказал:
«Джама’ат ихуан и джама’ат таблиг не являются приверженцами правильного манхаджа. Поистине, все эти джама’аты с их названиями не имеют никакого основания. И первым джама’атом, давшим себе названия, были шииты»
Сл. «Фатауа аль-‘уляма филь-джама’ат».
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) о джама’ате таблиг и их следующих деяниях:
«Они собираются в мечети по два и более и читают десять последних сур Корана;
Постоянно совершают и’тикаф (затворничество) по четвергам;
У них установлен срок хуруджа (выходя для призыва): три дня каждый месяц, сорок дней каждый год и четыре месяца в течение жизни;
И они постоянно совершают совместную мольбу (ду’а).
Так можно ли мне выходить с этим джама’атом и сотрудничать с ними?»
«Все что ты упомянул из деяний этого джама’ата, является нововведением! И не дозволено сотрудничать с ними, пока они не вернутся на манхадж Корана и Сунны и не оставят нововведения!»
См. «Фатуа аль-лляджна» № 17776.
(Шейх Ибн Баз, ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зайд)
ПРО ДЖАМААТЫ «ИХВАНУЛЬ-МУСЛИМИН» И «ТАБЛИГ»
Шейх Абдуллах аль-Гудаян, да помилует его Аллах, сказал:
«Эта страна (Саудовская Аравия) никогда не знала джамаатов. Однако к нам приехали люди из-за границы и распространили здесь то, что было в их странах. У нас сейчас есть например те, кого называют «ихван аль-муслимин», так же у нас есть например «джамаат таблиг» и ещё много джамаатов! Каждый создает джамаат и желает, чтобы люди следовали его джамаату. Они запрещают следовать другим джамаатам, всячески мешают этому, и утверждают, что именно они следуют истине, а другие пребывают в заблуждении.
В таком случае, сколько же истин в мире?
Конечно же одна!
Как я говорил вам, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что его умма (община) разделится на 73 группы и все они окажутся в Огне, кроме одной»
Сподвижники сказали: «О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Кто же они, спасшиеся?» Он ответил: «Это те, которые будут придерживаться того, на чем сегодня я и мои сподвижники»
Каждый джамаат определяет для себя законы и выбирает руководителя. Эти джамааты приносят присягу и стремятся к власти. Они разделяют общину на группы, и сами делятся также, и ты видишь, как эти группы враждуют друг с другом!
Конечно же это не имеет отношение к религии. Потому что едиными являются и религия, и истина, и община мусульман.
Поистине, эти джамааты, приехав в нашу страну, совершили много порицаемых поступков и испортили людей, а особенно молодежь. Они не ведут дела с пожилым населением. В основном они привлекают учащихся средних и высших учебных заведений. Мы видим, как джамаат ихван и таблиг ведут свою деятельность в этих заведениях и даже в заведениях, отведенных для женщин.
В таком случае, почему же люди не следуют по пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?»
О ДА’УАТЕ ДЖАМААТА ТАБЛИГ
Шейху Салиху аль- Фаузану был задан вопрос:
«Достопочтенный шейх, есть братья, которые причисляют себя к «Джамаату Таблиг». Они часто призывают нас выйти с ними на «Хурудж». Они доказывают свою правоту тем, что во всем мире многие люди, как кафиры, так и некафиры, становятся на истинный путь. Что нам ответить на это?»
Ответ: «Мы ответим им так: кто встал на истинный путь посредством вас в вопросе таухида (единобожия)? Встал или нет хоть один из неверных, или нововведенцев, или могилопоклонников на верный путь посредством «Джамаата Таблиг» и оставил многобожие, покаялся Аллаху за многобожие, познал таухид?! Они призывают людей покаяться за грехи, однако они абсолютно не сопротивляются многобожию и не предостерегают от него. Именно поэтому в их странах распространилось поклонение мертвым и могилам, однако они не сопротивляются этому! Что это такое?! И что это за да’уат такой?! Они призывают людей покаяться за грехи, а сами вводят их в нововведения, которых они придерживаются в своем известном манхадже».
См.: Шарх аль-усуль ас-ситта, 46.
ИХВАНЫ, СУРУРИТЫ И ТАБЛИГИ САМИ ВИНОВАТЫ В СВОЕМ ЗАБЛУЖДЕНИИ, ТАК КАК ОНИ ОТВОРАЧИВАЮТСЯ ОТ УЧЕНЫХ
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах
Вопрос: «Этот спрашивающий говорит: «Заметно, что многие молодые люди из этой страны находятся под впечатлением различных отклонившихся призывов, таких как таблиг, суруриты, джихадисты, ихваны. При том, что известно, что ученые этой страны на правильном саляфитском манхадже, прикладывают усилия в наставлении и обучении людей. Какова наша обязанность в отношении этого явления?»
Ответ: «Поскольку ученые разъяснили правильный манхадж, то тем самым доведен довод отклонившимся. Ученые, вся хвала Аллаху, объяснили, расписали и разъяснили правильный манхадж.
А кто не принимает истину, то ответственность за это только на нем самом. Да»
ПРО ДЖАМААТ «ТАБЛИГ»
«Они призывают к поклонению могилам и ширку. Нельзя молчать об этом. Поэтому мы, ин ша Аллах, напишем опровержения, открывающие их заблуждения и ложь».
(24.01.1382 г. хиджры, 1964 г. х.э.)
ШЕЙХ АЛЬ-АЛЬБАНИ О СЕКТЕ ДЖАМААТ ТАБЛИГ
Вопрос, заданный Шейху Мухаммаду Насируддину Альбани, да смилуется над ним Аллах, следующий:
Вопрос: «Каково Ваше мнение о джамаате таблиг? Можно ли учащемуся и другим присоединяться к их выходу на призыв с целью призыва к Аллаху?»
Ответ: «Джамаат таблиг не является стоящим на пути Книги Аллаха и Сунны Посланника, да благословит и приветствует его Аллах, а также направлении праведных предшествеников. Раз это так, нельзя выходить вместе с ними, ибо они отвергают наш путь в доставлении пути праведных предшественников.
На путь призыва к Аллаху должен выходить ученый. Однако те, кто выходит с ними, обязаны учиться в мечетях своего края. Когда придет их очередь призывать к Аллаху, пусть выходят ученые из них. В подобном положении дел учащийся должен на своей родине направлять приверженцев джамаата таблиг изучать Коран и Сунну, а также призывать людей к этому.
Иногда может возникнуть вопрос: «Ведь труд джамаата таблиг стал причиной возвращения многих людей к Аллаху. Многие немусульмане стали под их влиянием мусульманами. Не достаточно ли уже этого для разрешения выходить с ними и соучаствовать с ними в том, к чему они призывают?» Мы знаем эти слова и много слышим их. Мы знаем эти слова и от суфиев. Например, там есть один шейх, с испорченным вероубеждением. Он не знает из Сунны ничего. Напротив, он ест чужое неверными способами. Несмотря на это, много нечестивцев раскаиваются под его влиянием. У каждого джамаата, призывающего к добру, есть его последователи.
(Фатва аль-Альбани о матуридизме. 73-вопрос, 38-с.)
Чем опасен «Таблиги джамаат»?
До 80% радикалов вышли из рядов таблиговцев
Зададимся вопросом – в чем заключается подлинная цель организации, построенной на столь жесткой вертикали власти? Не будем наивными, чтобы предполагать об осведомленности в этом вопросе рядовых членов. Ответ на этот вопрос могут знать только люди, добравшиеся до вершины организации. Чрезвычайная скрытность, многочисленность движения, распространенность на огромном количестве стран вкупе с централизованной структурой порождают сомнения в том, что единственной целью «Таблиги Джамаат» (запрещенная в РФ организация – прим. ред.) является духовное развитие последователей организации.
Существует множество фактов, свидетельствующих о том, что «Таблиги Джамаат» не столь уж безразличен к политике. Влияние на политический процесс этой организации особенно ощущается в Пакистане и Бангладеш. Известно, что отец пакистанского премьер-министра Наваза Шарифа является одним из влиятельнейших членов организации. Именно благодаря ему в 1998 г. президентом страны стал Мухаммед Рафик Тарар, другой лидер «Таблиги Джамаат». Кроме того, после очередного ухода с поста премьер-министра Наваза Шарифа в 1995 г. и прихода к власти Беназир Бхутто, являвшейся серьезным раздражителем для радикально настроенных исламистов, пакистанские силы безопасности сумели предотвратить государственный переворот. Выяснилось, что его организаторами являлись представители высших военных и политических кругов. Как оказалось, все они были членами «Таблиги Джамаат».
Близость организации к школе деобанди, отличающейся высокой степенью политизированности, привело к тому, что среди участников движения «Талибан» в Афганистане имеется немало таблиговцев.
Примечательно, что основной книгой, которую используют таблиговцы для получения знаний, является не Коран или, допустим, книги классиков исламского богословия, а разработанный специально для последователей организации труд «Таблиги Нисаб».
Идеология этого движения строится на том, что мусульманская умма, якобы, требует «излечения» для чего необходимо обратиться к миссионерскому «джихаду», который объявляется единственной обязанностью каждого истинного мусульманина в течение земной жизни. Люди, вставшие на путь «таблига», противопоставляются остальному обществу, объявляются «лучшими» среди людей (в том числе среди других мусульман), сохраняющими «истинный» ислам.
Зачастую, «Таблиги джамаат» называют мирным движением, занимающейся лишь призывом и проповедями. Внешне все выглядит именно так, но в идеологии этого движения концентрация усилий на проповедях лишь временная мера ввиду временной невозможности ведения военного «джихада».
И здесь необходимо затронуть проблему связи «Таблиги Джамаат» с различными террористическими группировками. Некоторые исследователи высказывают мнение, что эта организация стала едва ли не двигателем радикализма псевдоисламской направленности. Рассмотрим два основных аспекта этого вопроса.
Кроме того, было установлено, что таблиговцы причастны к проведению нескольких взрывов в Ташкенте. В итоге было принято решение запретить деятельность «Таблиги Джамаат» в Узбекистане. Такой же участи организация удостоилась в Таджикистане, Казахстане и России. В нашей стране «Таблиг» решением Верховного Суда РФ от 7 мая 2009 г. признан международным религиозным экстремистским объединением, деятельность которого направлена на нарушение территориальной целостности Российской Федерации и дискриминацию граждан России по религиозному признаку, оказание поддержки международным террористическим организациям.
Еще одна опасная сторона рассматриваемого движения заключается в том, что «Таблиги Джамаат» очень часто используются в качестве фасада, помогающего террористам под надежным прикрытием подготавливать свои ужасающие акции. В некоторых странах таблиговцы ведут деятельность вполне легально, государственные органы не видят в этой организации никакой опасности ввиду ее кажущейся аполитичности, однако на деле очень часто радикалы разных мастей укрываются в рядах «Таблиги Джамаат». Они получают соответствующую помощь при пересечении границ в Пакистане, Кашмире или Афганистане.
Опасность «Таблиг» заключается именно в том, что это движение часто используется в качестве прикрытия разнообразными преступными военизированными организациями, заграничными спецслужбами, да и просто преступными группировками. «Таблиги Джамаат» выступает своеобразной «визой» для легального пересечения границ. По сути, «Таблии Джамаат» представляет собой один из ключевых инструментов, интегрирующих все экстремистские группы.
Истории примкнувших к «Таблиги Джамаат» и далее подвергшихся радикализации лиц демонстрируют одну из траекторий становления экстремистом, лицемерно прикрывающегося исламом. Как показывает печальный опыт радикализации выходцев, в том числе и из Татарстана, причина этого процесса часто лежит в искреннем желании посвятить свою жизнь религии. Эта искренность зачастую приобретает черты юношеского максимализма, когда в погоне за внешними проявлениями и подчеркивании своей приверженности исламу теряется понимание религии, ее направленности на созидание. Отсутствие необходимого образования в этом плане играет крайне негативную роль, поскольку радикальные вербовщики и идеологи используют рвение «новичков в религии» в нужном для себя русле.
Другая траектория характеризуется ситуацией, когда молодые люди покидают родные края и едут за рубеж получать религиозное образование. В 1990-е годы основным пунктом их образовательных вояжей была Саудовская Аравия. Культурный и в целом мировоззренческий шок, который по возвращению на родину испытывают молодые люди, уехавшие получать образование за рубеж без должного понимания отечественной специфики и местных традиций, очень часто провоцирует к принятию радикальных оценок относительно российской реальности.
Относительно однородная мусульманская среда Саудовской Аравии, в которой процент практикующих религиозные предписания, безусловно, выше по сравнению с Россией, закладывает в умах молодых людей только одну, чрезвычайно ограниченную картину мира. Способность к осмыслению иностранного опыта и понимание специфических аспектов жизни мусульман в разных частях мира могут закладываться только после получения качественного исламского образования в России. К счастью, осознание важности этого момента присутствует у людей, кто должен в соответствии с занимаемой должностью заниматься вопросами исламского образования.
Способом избежать пагубного влияния со стороны вербовщиков из «Таблиги Джамаат» и других радикальных организаций является просвещение. На сегодняшний день у всех желающих есть возможность удовлетворить потребность в духовном развитии без помощи сомнительных проповедников. Мусульмане в России богаты своим богословским наследием, работа по восстановлению которого ведется очень активно.
Как показывает опыт некоторых стран, радикальные течения, в том числе движение таблиговцев, не могут найти благодатной почвы там, где традиции межконфессионального уважения глубоко укоренены. Несмотря на десятилетия сложных отношений религии и советского государства, у нас есть возможность реанимировать тот опыт, который был накоплен нашими предками на протяжении целого тысячелетия с момента принятия ими ислама. Нам известно из Священного Корана, что:
َ ُنْف ِس ْهِم ُ َ وا ما بِأ ُ ِّغَي ُ َ م َ ا بِقْوٍم َ حَّت ٰى ي ُ ِّغَي ََّه َ ل ي ِنَّ الل إ
«Всевышний Аллах не изменит положения людей, пока они сами не изменят самих себя» (13:11).
«Джамаат Таблиг»: питательная среда для террористов и корона-диссиденты
Специальный корреспондент Федерального агентства новостей Аббас Джума рассказал о самой неуловимой и неоднозначной террористической организации в мире.
С недавних пор антииндийская информационная кампания разрослась до невиданных масштабов, буквально захлестнув соцсети и крупнейшие международные СМИ. Мусульмане по всему миру обвиняют Индию в исламофобии. Даже традиционный союзник — Иран — возмутился и пригрозил принять меры против Нью-Дели.
Но не все так просто
Работая в Индии, я получил прекрасную возможность изучить отношения индусов и мусульман. Побывав в нескольких провинциях, побродив по далеким от туристических мест районам, — в том числе и там, где живут преимущественно мусульмане — я так и не стал свидетелем исламофобии. Хотя и встречал мусульман-оппозиционеров. И, помнится, особенно яростно мы спорили о недавно принятом законе о гражданстве. Согласно новым правилам, мигрантам из Пакистана, Бангладеш и Афганистана для получения индийского паспорта нужно прожить в стране не 11, а шесть лет. Однако закон не распространяется на мусульман.
На первый взгляд, это действительно может показаться нечестным. Но если переставить акцент с «религии» на «меньшинства» (в законе речь идет именно о меньшинствах), то логика индийских властей становится понятной. Согласитесь, и в Афганистане, и в Пакистане и в Бангладеш мусульмане в большинстве.
Ну а в остальном, мечети работают, одеваться можно как угодно. И нет такой сферы в Индии, где мусульманин не смог бы добиться успеха. К такому выводу я пришел, беседуя с сопровождавшим меня дипломатом по имени Фахруддин. Он рассказал, что его единоверцев достаточно много и в МИД, и в Минобороны, и в спецслужбах. Мусульмане работают и в медицине, и в сфере образования, и, конечно же, в бизнесе. Особенно в шоу-бизнесе. Не все знают, что богатейшие звезды Болливуда — мусульмане: Салман Хан, Шахрук Хан, Амир Хан.
Однако все это не отменяет того, что столкновения с некоторыми мусульманами в Индии все-таки случаются. Это происходит, когда та или иная община ставит себя выше закона. В таком случае речь идет не о дискриминации верующих, а о борьбе с экстремизмом.
«Джамаат Таблиг»
Эта запрещенная в России и ряде других государств организация была основана в 1926 году в Индии проповедником Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви. Движение сложно идентифицировать, так как под брендом «Джамаат Таблиг»* («Таблиги Джамаат»*) собрались последователи разных религиозных направлений — салафиты, суфии и так далее. Даже ваххабиты относятся к «Джамаат Таблиг» более-менее терпимо.
Декларируемая цель организации — оживление ислама и возвращение этнических мусульман-суннитов в русло истинной религии. Об этом говорит и лозунг «Таблигов»: «Мусульмане, будьте мусульманами!». При этом последователи Кандехлеви также ведут работу по привлечению в ислам иноверцев.
Дело в том, что «Джамаат Таблиг» с самого начала создавался именно как движение против индуистских проповедников. И тактика заключалась в привлечении многочисленных (часто малообразованных, но активных) миссионеров, которых снабжали религиозной литературой и запускали в народ.
Аполитичные проповедники или исламисты?
Несмотря на то, что сами таблиговцы постоянно подчеркивают свою отстраненность от политики, организацию часто называют политической.
Во-первых, в «Джамаат Таблиг» существует жесткая вертикаль власти. Во главе движения стоит амир, которому подчиняются руководители структурных отделений. Действует Шура (Совет старейшин), заседающая в самой большой мечети, которая является еще и штаб-квартирой «Джамаат Таблиг». Там проводятся собрания адептов и обучение новобранцев.
Чему учат? Миссионерской работе. А когда курс пройден, агентов отправляют с персональными миссиями по деревням, селам, городам и даже странам.
На новом месте те начинают организовывать новые ячейки. И так, согласно плану, будет продолжаться до тех пор, пока мир не станет мусульманским.
Главные штаб-квартиры, откуда контролируется вся деятельность движения, находятся в Индии (Дели) и Пакистане (Лахор).
Во-вторых, многие члены «Джамаат Таблиг» занимаются политикой. Надо думать, принимая те или иные решения, они руководствуются в том числе и таблиговскими правилами. Если не в первую очередь.
Ну и наконец, многие исследователи связывают «Джамаат Таблиг» с различными террористическими организациями. Французский востоковед Марк Габорью (Marc Gaborieau) уверен, что единственной целью движения является завоевание мира в духе воинственного джихада.
Таким образом, мы имеем дело не просто с международным сообществом проповедников, но с опасной политической организацией, действующей в 150 странах мира и имеющей порядка 70-80 миллионов последователей.
В России «Джамаат Таблиг» запрещен с 2009 года. Верховный суд страны признал движение угрожающим межнациональной и межконфессиональной стабильности, а также территориальной целостности Российской Федерации.
«Таблиги» и корона-диссидентсво
Недавно миссионеров обвинили в распространении коронавируса. В марте в мечети Низамуддин Марказ в Дели (штаб-квартира «Джамаат Таблиг»), несмотря на запрет, продолжались коллективные молитвы. Причем съезжались люди из других регионов Индии и даже из других стран. Больше 2 000 человек, среди которых были и зараженные.
К середине апреля медики зарегистрировали более 4 000 подтвержденных случаев заражения коронавирусом и по меньшей мере 27 смертей. Очагом распространения COVID-2019 был признан район, в котором расположена мечеть.
Причем необходимости в коллективном намазе не было, о чем не раз говорили авторитетные суннитские богословы. Не даром мечети официально закрылись в ряде мусульманских стран, никто с этим не спорил.
Учитывая все это, удары палками, которые индийские полицейские щедро раздавали прихожанам, кажутся слишком мягким наказанием.
Пакистан подливает масло в огонь
По большому счету, члены «Джамаат Таблиг» отказались соблюдать общепринятые меры безопасности и подвергли риску весь многомиллионный индийский народ, чем вызвали у последнего праведный гнев. И исламофобия тут ни при чем. Полагаю, если бы индуисты или христиане собирались в своих храмах во время пандемии, общественная реакция была бы такой же.
Единственный, кто поддержал безумных таблиговцев — соседний Пакистан. Премьер-министр Имран Хан публично выступил за то, чтобы мечети в священный месяц Рамадан были открытыми. А в начале марта десяткам тысяч мусульман было разрешено собраться в храмах, что подстегнуло распространение вируса.
Таблиговцы продолжили свои собрания в Райвинде (к югу от Лахора). В середине марта там прошла ежегодная конференция, на которую, несмотря на пандемию, съехались десятки тысяч миссионеров со всего мира. А когда в городе начали массово заболевать люди, власти все-таки поместили Райвинд под карантин.
Сложно сказать, что помешало Исламабаду последовать примеру Саудовской Аравии, Ирана, Турции или Египта и закрыть мечети.
Разве что религиозные фанатики в Пакистане имеют больше влияния, чем ученые и врачи.
1 Организация запрещена на территории РФ.
6 Организация запрещена на территории России.
Данная статья является исключительно мнением автора и может не совпадать с позицией редакции.