джаз дуэт что значит

Джаз вдвоем: шесть ярких дуэтных альбомов

джаз дуэт что значит. Смотреть фото джаз дуэт что значит. Смотреть картинку джаз дуэт что значит. Картинка про джаз дуэт что значит. Фото джаз дуэт что значит

Джаз — жанр изобильный. Пышные оркестры, длительные импровизации, дуэли солистов, извивающаяся ритм-секция и тому подобное. Но не всегда чем больше, тем лучше. Когда джазмены себя сознательно ограничивают, подчас, получается чудо. Так что иногда и простой фортепианный дуэт может звучать широко, как оркестр. Сегодня мы подобрали для вас несколько альбомов, где всего два инструмента создают целую вселенную звука и драйва.

Charlie Haden & Brad Mehldau «Long Ago And Far Away»

Две эпохи джаза. Великий контрабасист Чарли Хэйден и популярный пианист-новатор Брэд Мелдау много сотрудничали, познакомившись еще в 1993. Хэйден всячески хвалил молодую джазовую звезду, ну а Мелдау, понятное дело, преклонялся перед контрабасистом, особенно отмечая — что неудивительно — его эпохальные фри-альбомы с Орнеттом Коулменом.

Но именно как дуэт коллеги-друзья дали всего один большой концерт. По счастью, он оказался записанным. Это — концерт 5 ноября 2007 года в германском Маннгейме, в Кристускирхе во время фестиваля Enjoy Jazz. Запись выпущена лейблом Verve только в этом году.

Хэйден, как известно, оставил ворох дуэтных альбомов — с Хэнком Джонсом, Гонсало Рубалькабой и другими. Везде его инструмент звучит по-особенному; здесь — ярко, с грувом и, в то же время, спокойно и углубленно. К тому же, он успевает дать высказаться коллеге, который ему в сыновья годится.

Впрочем, Мелдау тоже кое-что в экзотических дуэтах смыслит (в его дискографии записи с мандолинистом Крисом Тили, барабанщиком Марком Джулианой, гитаристом Пэтом Мэтини, классическими певицами и т.п.)

Хэйден и Мелдау когда-то нашли друг друга и совпали идеально. Так и в этой записи они прекрасно взаимодействуют — с естественной легкостью уважения друг к другу. Но чего говорить — включите один только этот трек — там все ясно с первых тактов.

Steve Lacy & Mal Waldron «At the Bimhuis 1982»

Концерт 1982 года в Амстердаме — далеко не единственная коллаборация сопрано-саксофониста Стива Лэйси и пианиста Мэла Уолдрона. Оба — люди, что называется, культовые, переигравшие со многими великими. Да и сами — иконы.

Программа начинается с задумчивой «Blues for Aïda» с ультразвуковым писком сопрано-саксофона. Далее «Snake Out» — эдакое жутковатое постапокалиптическое буги. Третья — задорная баллада «Reflections», и так далее, в том же духе карнавального триллера.

Archie Shepp & Dollar Brand «Duet»

Этот совместный альбом в 1978 году записали саксофонист Арчи Шепп и южноафриканский пианист Абдулла Ибрагим, которого в свое время в Штатах называли «Знак Доллара». Впрочем, коммерция здесь ни при чем.

Первый трек — «Fortunato» — тревожно-романтичный, с диссонансами в рамках приличия. Вторая композиция — «Barefoot Boy from Queens Town» — эдакий апокалиптический буги. А «Left Alone» вышеупомянутого Мэла Уолдрона — уже почти совсем блюз. Финальная «Monebah» начинается с каких-то неоклассических/минималистских фортепианных пассажей, но продолжается опять-таки плавной мелодией тенор-саксофона в теплом толстом звуке а-ля Бен Уэбстер. Вот вроде бы Шепп и Ибрагим — новаторы-авангардисты, а материал получился почти что фоновый. Но все же — только почти что.

Alexander von Schlippenbach, Manfred Schoof «Blue Hawk»

Романтичный авангард — такое бывает? А то! Ну, правда, не совсем авангард — просто выдающийся немецкий пианист-новатор, культовая фигура европейской импровизационной музыки. Везде разный, но всегда со своей немецкой чертовщинкой.

Этот альбом 2011 года — действительно, просто красивый и приятный. В каждой хрупкой ноте, в каждой плавной мелодии и задумчивом соло. Играют — как дышат, в общем.

Kenny Barron, Stan Getz «People Time» (Live At Jazzhus Montmartre, Copenhagen / March 3rd 1991)

Ну а это просто мой любимый альбом — из джаза, не-джаза, концертных, каких угодно. Купил пиратский двойник на «Горбушке» почти случайно, ради интереса — и все, до сих пор гоняю. Хотя, казалось бы, чего такого: Гетц с его теплым шершавым звуком, Бэррон с его классицизмом и жаром — не на одном альбоме такое можно услышать. Тем более тут «лабают» они в каком-то кафе в Копенгагене, где Гетц наслаждался жизнью с молодой женой. А может, потому-то этот альбом так хорош: свободные люди в свободной стране играют для публики — чуть ли не для приятелей-друзей — которая слушает их с любовью и уважением.

Интересно, что изначально программа была выпущена на одном LP. Потом уже, в эпоху тотального переиздания всего со всем и на всем, сделали 2 CD. И, как мне кажется, не переборщили.

John Hicks and Frank Morgan «Twogether»

Недавно мы обозревали запись удивительного человека по имени Френк Морган, его live-дуэт с пианистом Джорджем Кейблсом. Здесь он — в 2005 и 2006 годах дуэтом с пианистом Джоном Хиксом (оба умерли буквально через год-два после выхода альбома). Сравнивать тот и этот live довольно забавно и увлекательно. Они — совершенно разные по подходу, атмосфере, настроению и так далее. Хотя материал отчасти пересекается, но «A Night in Tunisia» здесь решена как нечто скоростное-головоломное. Вот явно любил старик Морган эту пьесу, всегда ее как-то особенно разделывал и заново собирал. С «‘Round Midnight» более предсказуемо — классическая баллада.

Вообще саунд тут примерно такой: представьте себе пейзаж с горочками. Горы слева и справа — это мощные аккорды и пассажи Хикса (удивительно, шагающий бас в его левой руке иногда звучит прямо-таки с контрабасовой атакой!), а проворный ручеек, несущийся меж ними, — сакс Моргана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *