джефф безос что у него с глазом
Джефф Безос — второй самый богатый человек в мире: что мы знаем об основателе Amazon
Новости
Рейтинг Forbes, вышедший на днях, очень порадовал 53-летнего основателя компании Amazon Джеффа Безоса: журнал назвал его самым богатым человеком в мире. Однако на первом месте он продержался недолго: всего через несколько часов Безос уступил главе Microsoft Биллу Гейтсу, которого сначала обогнал. Сейчас Джефф «всего лишь» второй самый богатый человек в мире. SPLETNIK.RU рассказывает об амбициозном миллиардере, который создал один из крупнейших интернет-сервисов, а сейчас увлекается космосом.
Джеффри Престон Безос родился 12 января 1964 года. Его матери, Жаклин, на тот момент было всего 17 лет, и она все еще училась в школе. Но беременность заставила девушку изменить планы: она вышла замуж и сосредоточилась на семье. Брак продлился всего год.
Через пару лет Жаклин снова вышла замуж, и на этот раз удачно: со вторым супругом, кубинским иммигрантом Мигелем Безосом, у нее сложились крепкие отношения. Мигель усыновил Джеффри и дал ему свою фамилию.
Важно лишь то, что я отношусь к нему, как к настоящему отцу. И я вспоминаю, что он не мой биологический отец лишь тогда, когда нужно заполнить медицинские документы. И это здорово, что все так сложилось. Я этого ничуть не стесняюсь,
— рассказывал Джефф в интервью журналу Wired в 1999 году.
Все свое детство Безос провел на ферме у бабушки с дедушкой по маминой линии в Техасе. Его дедушка, Лоуренс Престон «Поп» Гиз, работал региональным директором в Комиссии по атомной энергии США и стал примером для подражания в глазах Джеффа.
Дед научил меня тому, что быть добрым труднее, чем быть умным.
С самого детства будущий миллиардер очень ценил свою свободу: уже в шесть лет он сделал сигнализацию, которая срабатывала при попытке проникнуть в его комнату без разрешения — Безос рос одаренным ребенком
I won the lottery with my mom. Thanks for literally everything, Mom. pic.twitter.com/gEuVgxotdw
Образование и работа
Джефф Безос хорошо учился в школе и сдал все выпускные экзамены на отлично. Поступать он решил в Принстонский университет, где осознал, что сфера его деятельности — информационные технологии. В 1986 году он успешно окончил университет и сразу же начал работать.
Джефф Безос
С чего начался Amazon?
Первая работа Безоса после университета находилась на Уолл-Стрит. Выпускник работал специалистом в области IT. Вскоре Джефф начал заниматься международной торговлей и разработкой сети для нее. До 1994 года Безос был вице-президентом престижной компании D.E.Shaw & Co. Однако в какой-то момент Джефф понял, что будущее за интернет-торговлей, и решил основать свой магазин. Он бросил работу и занялся собственным проектом. И не прогадал: уже через месяц после открытия его интернет-магазин Amazon совершал доставку книг по всей территории США и в 40 с лишним стран. С каждым годом компания росла и становилась все успешнее, а в ассортименте появлялись все новые и новые позиции. Сейчас Amazon — один из самых успешных интернет-магазинов во всем мире, который торгует практически всем на свете.
Существует два типа компаний: те, которые стремятся брать с клиентов побольше, и те, которые требуют от них меньше. Мы принадлежим ко второму типу,
— говорит про свою компанию миллиардер.
По подсчетам аналитиков состояние Безоса сейчас составляет 89 миллиардов долларов. Он является вторым самым богатым человеком в мире после Билла Гейтса.
Я думаю, что бережливость способствует развитию инноваций — так же, как и другие сдерживающие факторы. Существуют всего несколько способов выбраться из непростой ситуации, и один из них — изобрести свой собственный способ это сделать.
Джефф Безос — любитель фантастики, а также страстно увлечен космосом. Первое он доказал, снявшись в одной из сцен фильма «Стартрек: Бесконечность» (Star Trek Beyond) в роли инопланетянина, а второе — финансируя проект Blue Origin, который специализируется на запуске частных космических кораблей.
В планах у Джеффа — создать большой многоразовый орбитальный корабль и наконец покорить космос.
Строительство производственного цеха для тяжелой ракеты-носителя New Glenn идет полным ходом,
— писал Безос в своем Instagram-аккаунте.
Джефф, конечно, увлекается и спортом: он отлично играет в теннис. И даже знаком с Анной Курниковой!
Анна Курникова и Джефф Безос
С личной жизнью у миллиардера тоже все впорядке: с 1992 года он женат на писательнице Маккензи. Годы брака оказались плодотворными для обоих: Джефф основал интернет-магазин, а его жена выпустила две книги — «Испытание Лютера Олбрайта» и «Ловушки», одна из которых получила Американскую литературную премию. Главным же достижением супругов являются четверо детей — трое родных сыновей и приемная дочь из Китая.
Макеензи и Джефф Безос
Богатейший человек в мире, уничтоживший книги. История основателя Amazon Джеффа Безоса
Как стать миллиардером и самым богатым человеком в мире (по крайней мере, официально)? Универсального рецепта не существует, каждый ищет свой путь и часто даже цели-то такой — «покорить мир» — перед собой не ставит. Впрочем, о том, какие процессы происходят в голове человека и чем он движим, можно только гадать. Джефф Безос — один из таких успешных бизнесменов, построивший империю на продаже книг — именно с этого все начиналось. Мы заглянем еще дальше в прошлое.
Содержание
День рождения
Джефф Безос родился 12 января 1964 года, его родителями стали Тед Йоргенсен и Жаклин Йоргенсен (Джайс). Девушке на момент беременности было лишь 16 лет, Теду — 18. В тот момент он не слишком горел желанием становиться отцом, заработка едва хватало на жизнь, к тому же парень увлекался алкоголем. Когда маленькому Джеффри исполнилось полтора года, молодые люди приняли решение пойти каждый своей дорогой.
I won the lottery with my mom. Thanks for literally everything, Mom. pic.twitter.com/gEuVgxotdw
— Jeff Bezos (@JeffBezos) May 14, 2017
Тед пропал на долгие годы, его не интересовала судьба сына, о котором он вскоре забыл. Лишь многие десятилетия спустя, в 2012 или 2013 году, когда Джефф стал успешным бизнесменом, а компания Amazon превратилась в монстра ретейла, Тед узнал, чего достиг его отпрыск. Мужчина планировал «наладить отношения» с Джеффом, признавая, что «хорошим отцом не был», однако вряд ли американскому миллиардеру было интересно ворошить прошлое.
И дело даже не в миллиардах: его настоящим отцом, который занимался воспитанием мальчика, стал совсем другой человек.
В 1968 году мать Джеффа вышла замуж за Мигеля Безоса, иммигранта, прибывшего с Кубы (говорят, он оказался в США в 1962-м, зная на тот момент по-английски лишь одно слово — hamburger). Мигель усыновил 4-летнего Джеффа, получившего фамилию человека, который остается рядом и по сей день. Усыновление произошло по получении согласия биологического отца Джеффа, после этого окончательно исчезнувшего из поля зрения Жаклин.
Как-то Джефф, еще только начиная восхождение к Олимпу интернет-торговли, сказал: «Моим настоящим отцом является Мигель. Я задумываюсь о том, кто он, лишь заполняя анкету у врача».
В совсем юном возрасте Джефф, как и многие мальчишки того времени, мечтал стать астронавтом: когда ему было 5 лет, состоялся запуск корабля «Аполлон-11», за которым с замирающим сердцем следили, наверное, все американцы. Позже мечты немного трансформировались, но все так же были устремлены в космос.
Детство Джефф проводил на ранчо дедушки в Техасе, где возился с местной животиной. И именно дед привил парню интерес к технике и компьютерам: Лоуренс Престон Джайс до ухода на пенсию в 1968 году занимал пост регионального директора Комиссии по атомной энергии США, а до этого трудился на DARPA, где корпел над созданием системы ракетной обороны и космическими технологиями.
Изобретательный Джефф
Парню нравилось придумывать новые «штуковины», изобретать различные устройства. Все это было частью игры, однако — благо была возможность — многие из девайсов оказались действительно собраны и даже работали. Для маленького Джеффа покупали так называемые Heathkit (комплекты электроники и других технологичных компонентов для энтузиастов), гараж ломился от всевозможных запчастей, «поставляемых» дедом.
Может создаться впечатление, что все прихоти мальчика исполнялись по первому желанию, но на деле это было не так. К примеру, он был одержим устройством под названием Infinity Cube, которое представляло собой гаджет с актуаторами и подвижными зеркалами. Девайс позволял взглянуть в «бесконечность», но стоил 20 баксов, что по тем временам было немало (хотя деньги в семье водились).
Вопрос решился просто: компоненты стоили куда дешевле, и в итоге Джефф собрал свой Infinity Cube самостоятельно. Подобным образом он поступил, соорудив сигнализацию для своей комнаты, чтобы отвадить от жилища брата Марка и сестру Кристину, которым так хотелось поиграть с «игрушками» Джеффа.
Немного заучка, немного несграбный — таких не слишком любят в школе. Родители пытались помочь ему в меру своих сил адаптироваться среди сверстников. Получалось с переменным успехом.
Как это принято в США, еще во время учебы Джефф отправился зарабатывать деньги. Первым местом летней работы стал «МакДональдс», где ему не слишком понравилось, хотя и было интересно изучить некоторые вопросы автоматизации. Как несложно предположить, он модернизировал систему под свои нужды (среди прочего — соорудил извещатель о готовности продуктов). А на следующий год Джефф с подружкой начал свой первый бизнес, организовав летний лагерь Dream Institute для младших школьников. Кое-что удалось заработать — при шестистах-то долларах с человека.
В 1982 году Джефф успешно окончил школу в Майами, получил престижную возможность выступить на выпуске с прощальной речью от имени класса (подобной чести в США удостаиваются лучшие ученики). Тогда он озвучил мечту — увидеть когда-нибудь космические гостиницы, парки и колонии за пределами Земли. Первый шаг к ее воплощению Джефф сделал в 2000 году, основав Blue Origin.
Последовало поступление Джеффа в Принстонский университет, где он приступил к изучению физики. Однако вскоре отказался от нее в пользу компьютерных дисциплин и инженерного дела, подрабатывая программистом летом. И вновь успех: парень получил диплом с отметкой summa cum laude, чего в Северной Америке добиваются не более 5% студентов.
После университета — сразу в вице-президенты
В 1986 году парень приступил к поиску «взрослой» работы. Выпускнику престижного вуза было из чего выбирать, он отказался от нескольких интересных предложений и ушел кодить в телекоммуникационный стартап Fitel, ориентированный на создание инфраструктуры для проведения международных электронных финансовых операций. Два года пролетели незаметно, и, будучи 11-м сотрудником компании, он дорос до должности главы разработки, а затем директора клиентского департамента. Правда, стартап не «взлетел».
Еще пару лет Джефф набирался опыта, трудясь разработчиком в Bankers Trust и став вице-президентом компании в 1990-м. Как, почему? Очевидно, что не за красивые глазки. Тем более тогда Джеффу Безосу было 26 лет, что сделало его самым молодым топ-менеджером в истории одного из крупнейших банков США прошлого века.
Одновременно он вел поиски родственной души, проявив одну из необычных черт характера. Ничего необычного в желании, конечно, нет, однако подходы разнятся: Безос хотел встретить «женщину, которая стала бы для него ресурсом». Тогда едва ли кто-то мог понять Джеффа, да и сам он объяснять толком не хотел. Чтобы найти «ту самую», он просил друзей организовывать ему «слепые свидания»…
После очередной смены работы в 1990-м Джефф оказался в хедж-фонде D. E. Shaw, откуда, к слову, через четыре года ушел, будучи уже главным вице-президентом. Здесь же в 1992-м он встретил девушку по имени Маккензи — ту самую родственную душу и «женщину-ресурс».
Свадьба не заставила себя долго ждать, а Маккензи стала одной из первых, кто узнал об амбициозных планах создания онлайнового книжного магазина и одним из первых его сотрудников.
Интернет правит миром
Интернет становился все более ощутимой силой. На глаза Джеффу Безосу попалась информация о росте всемирной паутины на 2300% в год. Куда уж более перспективное направление, а «пузырь доткомов» тогда находился в зародыше (да и самого термина еще не существовало).
Бизнесмен решил отправиться в самостоятельное плавание: лучше попробовать и потерпеть неудачу, чем не попробовать вовсе. Выбор пал на книги неспроста. Джефф любил почитать, а доставка чтива почтой работала так себе: то условия неинтересные, то нужной книги нет.
И вот в 1994 году он ушел из D. E. Shaw, перебравшись из Нью-Йорка в Сиэтл, где впоследствии и расположилась штаб-квартира Amazon.
В 2013 году Маккензи заявила в одном из интервью: Джефф был чрезвычайно увлечен идеей, в его словах звучали восторг и страсть. В этом она поддерживала мужа, испытывая неподдельную радость. Вместе они составили бизнес-план, параллельно велся поиск инвесторов для нового предприятия.
Невероятно, но факт: первым офисом компании стал гараж снятого Безосом дома. Такое ощущение, что это тот самый ингредиент успеха технологического стартапа: нужны гараж, пару талантливых человек, амбиции и немного денег. Так, напомним, появились Microsoft, Apple, Google, Hewlett-Packard, Dell и немало других компаний.
17 интересных фактов про Джеффа Безоса, которых вы могли не знать
В 1994 году 30-летний на то время Джефф Безос оставил позицию самого молодого вице-президента компании D.E. Shaw & Co. на Уолл Стрит и зарплату с шестью нулями, чтобы основать Amazon в Сиэттле. Сегодня он богатейший человек в мире. Entrepreneur собрал самые интересные факты о нем, которые не так известны в широких кругах.
1. Amazon мог называться иначе
Безос — огромный фан «Звездного пути». По его словам, на создание Alexa его вдохновила именно поп-культура, и что у него даже был аксессуар, как у инопланетянина из «Стартрек: Бесконечность». А еще он чуть не назвал Amazon MakeItSo.com, после того, как эту фразу произнес Капитан Пикард в «Звездный путь: Следующее поколение».
2. Он был в «Симпсонах»
Безос появился в эпизоде «Симпсонов» в 2008 году вместе с Марком Кьюбаном, который также озвучивал себя сам. Безос и Кьюбан в этом эпизоде тусовались со злобным богачом Мистером Бернсом в «Лагере Миллиардеров».
3. Воплотил детскую мечту
Безос основал собственную компанию космотуризма Blue Origin в 2000 году — спустя десятилетия после того, как в детстве заявил учителям и друзьям, что хочет стать «космическим предпринимателем», когда вырастет.
4. Космический энтузиаст
Джефф увлечен NASA во времена миссий Mercury и Apollo настолько, что снарядил и профинансировал подводную экспедицию с целью обнаружения и изъятия обломков ракет Apollo.
5. Не пользуется будильником
Он не использует будильник и стремится спать полные восемь часов в сутки. Никаких ночных пожаров и ранних подъемов для этого СЕО.
6. Хороший отец
В детстве Джеффа усыновил его отчим Мигель Безос. Сегодня у предпринимателя у самого четверо детей с его женой Макензи: три сына и дочь, которую пара усыновила в Китае.
7. Он прошел долгий путь
В подростковом возрасте Безос работал в McDonald’s, где готовил картошку фри. Тогда же он основал маленький летний лагерь для учеников младших классов DREAM Institute.
8. Требовательный к женщинам
У Джеффа были высокие требования к кандидаткам на роль спутницы жизни. В интервью Wired он сказал, что искал ту, что «вытащит его из ловушки Третьего мира».
9. Альтруист, но не сильно
В то же время, будучи богатейшим человеком на земле, Безос занимает последнее место в рейтинге топ-10 миллиардеров благотворителей.
10. Большой поклонник чтения
Любимая книга Безоса — «Остаток дня» Кадзуо Исигуро.
11. Клиенты — на первом месте
12. Первые столы для себя и сотрудников Amazon Безос сделал сам
Позволить себе дорогую мебель в начале пути он не мог, поэтому сколотил столы для первых сотрудников сам, используя деревянные двери вместо столешниц и доски для ножек. Теперь эти столы стали чем-то вроде артефакта в компании — уже более 20 лет в Amazon используют различные вариации того исторически нехитрого дизайна для рабочего стола.
Компания даже учредила премии Door Desk Award, которые дает авторам «удачных идей, позволяющих предложить потребителям самые низкие цены».
13. Не фанат дорогих авто
Несмотря на то, что после основания Amazon дела Безоса стремительно пошли в гору, он не стал подобно многим покупать себе яхты и дорогие авто и долгое время оставался верен своему Chevrolet Blazer 1987 года, на котором поначалу лично развозил доставки. В 1997 году, когда компания вышла на IPO, он наконец поменял старенькое авто на новую модель Honda Accord.
14. Заглянул в глаза смерти
В 2003 году Джефф Безос практически заглянул в глаза смерти. Он как раз искал землю под строительство тестовой площадки для Blue Origin, когда в туре по Техасу его вертолет потерпел крушение. СЕО Amazon получил ряд незначительных травм и быстро поправился, но после этого долго не летал на вертолетах.
«Ничего особого мне в голову не пришло. Я тогда думал лишь о том, какой это глупый способ умереть», — рассказал Безос в интервью Fast Company в 2004 году.
Это не стало каким-то жизнеопределяющим опытом для меня. Боюсь, я вынес довольно прозаический урок: по мере возможности избегай вертолетов! Они не так надежны, как воздушный транспорт с крыльями».
15. Ранний инвестор в Google
16. Верит только цифрам
Причем, с самого детства. В 11 классе в рамках проекта по математике Безос составил рейтинг учителей в своей школе. Причем, оценки основывались не на том, насколько ему нравился тот или иной учитель, а на том, насколько эффективно они преподавали. Данные он собрал из первых рук — через своих одноклассников.
17. Цель №1 — исследование космоса
Не хочу, чтобы мои внуки и внуки моих внуков жили в цивилизации застоя.
Ранее мы публиковали подборку из 15 интересных фактов про Марка Цукерберга, которых вы могли не знать.
11 секретов Джеффа Безоса
Сегодня, если оглянуться назад, колоссальный успех Джеффа Безоса кажется почти неизбежным. Основатель и генеральный директор Amazon неустанно стремился построить самое могущественное и клиентоориентированное предприятие в современной истории. Кстати, изначально он даже собирался назвать свою компанию Relentless.com (в переводе с английского — «неустанный»).
1. Используйте систему минимизации сожалений
Когда Безосу впервые пришла в голову мысль переехать с одного конца страны на другой и открыть там книжный онлайн-магазин, он воспользовался мысленным упражнением, которое сам же назвал «системой минимизации сожалений». Его суть в том, что нужно представить себя 80-летним и оглянуться на прожитую жизнь. Безос объясняет: «Я хотел свести к минимуму количество своих сожалений. И я знал, что в 80 лет не стану жалеть о том, что попробовал это сделать. Я не собирался жалеть о своей попытке воспользоваться возможностями интернета, которому я прочил большое будущее».
2. Найдите подходящую возможность
Изначально Безос планировал создать интернет-бизнес, а не книжный магазин. Еще работая в нью-йоркской инвестиционной фирме D.E. Shaw, он услышал, что использование интернета растет ежегодно на 2300%. На самом деле эта цифра была в корне неверной. Интернет рос в 2,3 тыс. раз, то есть в реальности рост составлял 230 тыс. процентов. Но даже ошибочные подсчеты сработали.
Безос не был большим фанатом книг, но они показались ему подходящим товаром для использования взрывного роста интернета. Когда Amazon запустился в 1994 году, каталог печатных книг был практически бесконечным и насчитывал более 3 млн наименований. Это был бизнес с «длинным хвостом», хорошо подходящий для электронной торговли. Доставка книг также была относительно простой и не слишком дорогой. Первоначальная задумка была вполне разумной.
3. Будьте одержимы клиентами
Многие компании полностью ориентируются на клиента. Безос буквально жил этой философией. «Секретный ингредиент Amazon заключается в нескольких принципах компании. И самый главный из них — обсессивно-компульсивный фокус на клиенте», — рассказал Безос в 2018 году в интервью Дэвиду Рубенштейну во время вашингтонского форума The Economic Club.
Он не говорил о хорошем сервисе. Речь шла скорее о создании компании, без которой люди не могли бы жить. «С самого начала мы фокусировались на том, чтобы предложить клиентам убедительные преимущества», — написал глава Amazon в письме к акционерам компании в 1997 году.
Убедительные — значит ясные. Например, часто упоминают о том, что Безос настойчиво требовал от своей команды писать для каждого нового продукта шестистраничную памятку и образец пресс-релиза. «В Amazon мы не делаем презентации в PowerPoint, — однажды написал Безос. — Вместо этого мы пишем памятки на шести страницах с повествовательной структурой. Мы читаем их в начале каждой встречи в своего рода „учебной аудитории“».
Безос уверен, что с помощью повествовательного формата лучше проясняется стратегия. Кроме того, написание пресс-релиза в самом начале вынуждает команду взглянуть на новый продукт глазами покупателя.
4. Ваши преимущества для клиентов должны превышать все затраты
В начале эры онлайн-магазинов заказ через интернет был ужасным испытанием как для продавцов, так и для покупателей. Только около трети домохозяйств имели компьютеры, и большой скоростью они не отличались. У еще меньшего числа был доступ в интернет, а сайты были сделаны из рук вон плохо.
Убедить кого-то сесть за компьютер, чтобы выйти в интернет и совершить покупку, было практически нереальной задачей. Для этого нужно было предложить клиенту достаточные преимущества: низкую стоимость товаров, безграничный ассортимент и безупречное обслуживание. В противном случае покупатели просто отправились бы в обычный магазин.
Даже когда доступ к интернету стал проще, оставался актуальным вопрос: ваш сайт каким-либо осязаемым образом облегчает или улучшает жизнь клиентов? Если да, скорее всего, у вас будут покупать. Так было и в случае с Amazon.
5. Бойтесь клиентов, а не конкурентов
«Не бойтесь конкурентов — это не они приносят вам деньги, — однажды сказал Безос своей команде. — Бойтесь клиентов, потому что деньги находятся у них». Другими словами, сфокусируйтесь на том, что действительно важно.
6. Сосредоточьтесь на долгосрочной перспективе
В 1997 году Amazon все еще была относительно небольшой компанией — она обслужила около 1,5 млн клиентов. Письмо Безоса акционерам в том же году стало сигналом для Уолл-стрит, что его не волнуют квартальные доходы. Компания демонстрировала этот подход в течение многих лет.
«Мы считаем, что фундаментальным показателем нашего успеха будет акционерная стоимость, которую мы создаем в долгосрочной перспективе, — написал Безос. — Эта ценность будет прямым результатом нашей способности расширить и укрепить свою текущую лидерскую позицию на рынке».
Обслуживание подписчиков сервиса, плативших относительно скромную цену, было затратным. Те, кто покупал подписку на Prime, обычно становились постоянными покупателями и заказывали много товаров. А значит, расходы компании на доставку могли быстро превысить стоимость подписки. В этом и был смысл затеи. Рост продаж, даже если в краткосрочной перспективе он был сопряжен с потерей денег, создавал задел на будущее. И эта стратегия оправдалась. В течение долгого времени Amazon реинвестировала полученные средства обратно в бизнес, отдавая предпочтение росту, а не прибыли. Этим часто были недовольны на Уолл-стрит. Однако Безоса это нисколько не волновало.
7. Раскрутите маховик
Книги были только началом. Чтобы привлечь больше клиентов, Безос планировал расширить перечень товаров, продававшихся по низким ценам и с отличным обслуживанием. По его замыслу, увеличение количества клиентов должно было привлечь на платформу сторонних продавцов, что расширило бы ассортимент, — и так до бесконечности. Чем больше товаров продавала Amazon, тем эффективнее становились ее процессы и системы. Чем выше объем продаж, тем лучше цены, которые она могла получить от поставщиков, а сокращение затрат означало больше средств для роста. Amazon не была изобретателем такого маховика — Walmart делала всё то же самое. Однако Безос и компания заставили этот маховик вращаться быстрее.
8. Нанимайте миссионеров
Вам нужны миссионеры или наемники? Вот в чем вопрос. «Как нанять хороших людей и удержать их в компании? — вопрошает Безос. — Дав им миссию — то, что имеет реальную цель, имеет смысл».
9. Защищайте свою культуру
Жестокая корпоративная культура Amazon ни для кого не является секретом. Есть истории о ненормированных рабочих графиках, невыносимых условиях труда и атмосфере, которая толкает людей за пределы их возможностей. «Почти все, с кем я работал, в какой-то момент времени рыдали за столом», — рассказал бывший сотрудник компании в разоблачительной статье, которая в 2015 году вышла в New York Times. В то же время Amazon продолжает привлекать талантливых людей, создающих продукты и услуги, которые оказывают огромное влияние на мир. «Мы не утверждаем, что наш подход правильный, но он наш. За последние два десятилетия мы собрали большую группу единомышленников», — написал Безос инвесторам в 2016 году.
Отвечая на критику по поводу сверхжесткой культуры Amazon, Безос говорит правильные вещи. По его словам, культура «медленно создается с течением времени людьми и событиями, историями прошлых успехов и неудач, которые становятся частью знаний компании». Важно признать эту историю и тщательно ее охранять.
10. Понимайте, какое решение вы принимаете
Amazon разделяет все решения, которые необходимо принять, на два типа. «Есть решения, которые необратимы и имеют большое значение; мы называем их односторонними дверями или решениями второго типа», — объясняет Безос в своей книге Invent & Wander.
Безос называет себя «главным специалистом по замедлению темпов роста». В случае с решениями второго типа он всегда ищет дополнительную информацию, поскольку каждое такое решение очень важно, и после его принятия пути назад уже не будет. Но чаще, по словам Безоса, приходится иметь дело с двусторонними дверями, или решениями первого типа. Они менее значимые. Даже если выбор неверный, есть возможность откатиться назад. По словам Безоса, проблема — в путанице между двумя разновидностями решений, что может привести к лишней трате времени на решения первого типа.
«Это дверь в одну или две стороны? — спрашивает Безос. — Если это дверь с движением в обе стороны, принимайте решение с небольшой командой или даже с одним высоко компетентным человеком». Каждый предприниматель должен избегать смешения двух типов решений.
11. Прислушивайтесь к критике, но без фанатизма
Люди, у которых есть миссия, готовы к критике. «Если вы боитесь быть неправильно понятым, не делайте ничего нового или новаторского», — говорит Безос. Он также дает совет по поводу того, как реагировать на критику. «Во-первых, посмотрите в зеркало и решите, правы ли ваши критики, — говорит Безос. — Если они правы — меняйтесь».