джентльмены удачи чем закончилось
В чем секрет легендарной комедии «Джентльмены удачи»
Исполняется 46 лет с того дня, когда 13 декабря 1971 года на экраны кинотеатров вышла легендарная комедия «Джентльмены удачи» режиссера Александра Серого.
Премьера состоялась в кинотеатре «Россия», затем фильм показали чуть ли не во всех кинотеатрах страны. Успех «Джентльменов» был потрясающим! Только за следующий 1972 год комедию посмотрели около 65 миллионов зрителей. Расходы на съемку фильма окупились в десятикратном размере!
Очевидцы рассказывали, что в кассы стояли огромные очереди, билеты достать было трудно: их скупали спекулянты, а потом продавали по три рубля, что было в 10-15 раз дороже, чем их официальная стоимость. В конце концов в некоторых кинотеатрах стали ограничивать количество билетов, которые продавали в одни руки.
Да и потом, когда фильм начали демонстрировать по телевидению, вся страна буквально прилипала к экранам, хотя к тому времени «Джентльменов удачи» все уже знали наизусть. В чем же секрет такого феноменального успеха комедии?
Запретный плод и великолепные актеры
Когда фильм вышел на экраны, сработал эффект запретного плода, считает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин: «Этот фильм возник во времена, когда тюремная эстетика была под запретом. Песни Владимира Высоцкого распространялись полулегально, Клавдию Шульженко клеймили за упадническую лирику. Руководству страны нужен был сплошной позитив! И вдруг снимается кинолента, которая полна тюремной лексики! В которой главные герои – беглые преступники». Это поставило в тупик чиновников от кинематографии.
Чиновники хохотали на просмотрах, но не хотели выпускать фильм на экраны. Спасло только заступничество лично Леонида Брежнева, который сказал, что эту лексику знают даже дворовые мальчишки, поэтому ничего страшного, можно выпускать!
«В то время публика воспринимала кино совсем не так, как сейчас – не как зеркальное отражение жизни. И была абсолютно права, – говорит кинокритик. – Кино – это игра, это условное зрелище. В «Джентльменах удачи» есть уголовная тема, но эта картина всегда воспринималась в полном отрыве от реальности, как веселая, изобретательная игра-авантюра с запретными мотивами и популярнейшими актерами».
Кстати, известно, что почти все роли в этом фильме должны были исполнять совершенно другие актеры. Только Евгений Леонов был утвержден на свою роль сразу. А вот воров-рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков и Юрий Никулин. Но они по разным причинам отказались. В результате появились новые претенденты: на роль Хмыря пробовался Лев Дуров, на роль Василия Алибабаевича рассматривали Фрунзика Мкртчяна. Менялся и сценарий. Директора детского сада в нем изначально вообще не было. Перевоспитывать уголовников силой убеждения должен был капитан милиции. Сейчас сложно себе представить, что любимая комедия могла оказаться совсем другой!
«В этом фильме фантастический кастинг! – говорит киновед, кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова. – Что ни актер, то в яблочко! То, как играет Георгий Вицин, это сперва до безумия смешно, а потом до слез трагично. От сцены, когда Хмырь получает письмо от своей семьи, буквально дух захватывает! Раднэр Муратов – очень хороший актер, но если сейчас зажмуриться и попытаться вспомнить его роли в кино, то сразу всплывет лишь «Время, вперед!» и Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи», а ведь он сыграл около сотни ролей! Если вспоминать о Савелии Крамарове, то первое, что всплывает в памяти – как он, замотанный в шарф, идет на каблуках и пытается познакомиться с девушкой. И как ему Светлана Старикова отвечает: «Ну и дура!».
«Эта картина неотрывна от фильмов Леонида Гайдая, – говорит Валерий Кичин. – Только что отгремели комедии этого великолепного режиссера, и вот снова на экране Георгий Вицин и другие звездные актеры. Евгений Леонов на пике своей славы, и он снимается сразу в двух ролях». Плюс Савелий Крамаров. «Конечно, чтобы посмотреть фильм с участием таких звезд, народ валом валил в кино», – отмечает Ирина Павлова.
Западная эксцентрическая комедия на советской почве
Город Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич («там тепло, там мой дом, моя мама»), ныне переименован в Тараз (Казахстан). Там на Базарной площади установлен памятник «Джентльменам удачи», как символ того, что герои все же дошли до родины одного из главных героев.
«Должно было много звезд сойтись, чтобы получился такой бессмертный хит, как «Джентльмены удачи», – говорит кинообозреватель газеты «Известия» Николай Корнацкий. – Одним талантом создателей подобный феномен не объяснить. По многим причинам это кино стоит особняком среди советской комедийной классики. Например, почти все российские комедии повествуют о любви. Этот же фильм – о дружбе, спонтанной вспышке симпатии между совершенно чужими взрослыми людьми. Кроме того, «Джентльменов удачи» отличает уникальное сочетание популярного советского мотива перевоспитания «неподдающихся» и чисто западного жанра эксцентрической комедии.
Для Георгия Данелии, который выступил здесь одним из сценаристов и худруком, это была возможность отдохнуть от привычного серьеза. Разрыв с его прошлым творчеством подчеркивает подзаголовок названия во вступительных титрах: «НЕлирическая комедия». Как известно, собственный жанр лирической комедии Данелия придумал ранее. Что до «Джентльменов удачи», те были вызывающе, гомерически смешны!
Плотность и смелость гэгов была невероятной по меркам отечественного кино тех лет. Рокировка двойников, шутки с переодеванием в женскую одежду – и в то же время есть погони, драки, есть даже убийство! Сцены в тюрьме довольно точно воспроизводят быт зэков, герои «ботают» по настоящей «воровской» фене, хотя и облагороженной сценаристами. Режиссер Александр Серый сам отсидел в тюрьме несколько лет (влез по молодости в драку), поэтому знал, что снимал. Редко какая комедия так точно говорит о реальности. И еще реже предлагает настолько объемных персонажей».
Можно без конца читать, как снимался этот фильм. Например, Евгению Леонову никак не удавалось проехать на верблюде. Тогда дрессировщику, спрятанному от камер за верблюдом, пришлось самому провезти его на закорках. А как верблюд плюнул в Савелия Крамарова! Планировалось, что актера просто измажут в пене и снимут последовательно сперва верблюда, а потом обтекающую физиономию. Но Савелий Крамаров так раздразнил верблюда, что тот в сердцах плюнул в него по-настоящему!
Сцены на снегу, когда главные герои натирают друг друга снегом и орут, вообще не было в сценарии. Это была чистая актерская импровизация! Планировалось снять просто зарядку на снегу. Крамаров решил подшутить над Муратовым – подкрался к нему и начал натирать снегом. Василий Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и сделал то же самое с Крамаровым. В таком виде дубль и вошел в картину.
Чиновники от кино очень серьезно раскритиковали диалоги в сценарии фильма. От авторов потребовали максимально вычистить «блатной жаргон». В результате создателям фильма пришлось сочинить свой собственный, квази-блатной язык.
«Там блестящий текст: все реплики сразу стали крылатыми, – говорит кинокритик Ирина Павлова. – А учитывая, что этот текст произносят Георгий Вицын, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Эраст Гарин, фильм был просто обожаем! Фразы героев вызывают гомерический хохот. Даже когда классическая «падла» из соображений цензуры меняется на «редиску», оказывается, что «редиска» еще смешнее!»
Данелевский фильм режиссера Александра Серого
Почему же у режиссера Александра Серого получился такой данелиевский фильм?
«Рука Георгия Данелии в этом фильме очень чувствуется, – говорит Валерий Кичин. – Он же не только наблюдал, он вторгался в процесс, помогал расставить нужные акценты. В то время были в ходу смешанные жанры: и смех, и драма. Трагикомедийные киноленты – это высший пилотаж!»
Но такой смешной картины у великого режиссера никогда не было, считает Ирина Павлова. «У Данелии всегда фильмы щемящие. Его комедии пропитаны грустью и его поистине космическим гуманизмом, – говорит она. – Все его фильмы были грустными комедиями, а тут драматизм возникает фрагментами, а вся картина в целом безумно смешная! И вся эта смеховая стихия никого не оставляет равнодушным. Все люди любят посмеяться, даже если они в этом не признаются. А тут смех высшей пробы!».
«Отдавая должное таланту Георгия Данелии и его соавтору Виктории Токаревой, не стоит забывать и про самого режиссера Александра Серого, талантливого человека трагической судьбы, – говорит Николай Корнацкий. – Как уже сказано, он побывал в свое время за решеткой, из-за чего долго не мог получить постановку. Фильм «Джентльмены удачи» его друг Данелия пробил только при условии своего художественного руководства».
Ирина Павлова: По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки!
Вся картина, несмотря на то, что это криминальная комедия, проникнута духом любви. И все действие показано как бы глазами воспитателя детского сада. Это невозможно не полюбить, не растрогаться, не умилиться. «Я не могу себе представить человека, которого не увлекла бы история про директора детского сада, который перевоспитывает трех уголовников, – говорит Ирина Павлова. – Под сюжетом про поиски сокровищ мы обнаруживаем историю о том, как очень добрый, милый и мягкий человек, разыгрывающий из себя бандита, восполняет пробелы воспитания у взрослых людей, не умеющих самых элементарных вещей. Обучает их быть вежливыми, добрыми, заботливыми, трудиться – пусть даже и под видом грабежа детского сада».
По словам Ирины Павловой, «Джентльмены удачи» – это фильм-перевертыш. Фильм о том, какими неожиданными методами добро побеждает зло. И то, как Евгений Леонов играет двух персонажей, из которых один – беспримесный негодяй, а другой – чистый ангел, это тоже великолепно! В высоком кинематографе всегда считалось, что хорошо и правильно снимать доброе кино. «Джентльмены удачи» – яркий пример того, что изучать мир и поступки доброго человека – в высшей мере увлекательно, нужно и правильно. То, что делает Евгений Леонов в роли директора детского сада, трогает буквально до слез! Причем и мужчин, и женщин, и детей, и взрослых».
«По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки, – добавляет кинокритик Ирина Павлова. – Он похож на очень хороший, наваристый бульон. Пересматривать этот фильм можно сколько угодно. Смеяться над тем, что уже знаешь наизусть, и обнаруживать новое! Благодаря этому такие ленты и не стареют. И каждое новое поколение зрителей обнаруживает в нем нечто прекрасное для себя и совсем иное, чем их родители. Потому что там очень много режиссерских и сценарных находок. Фильм всем этим буквально переполнен!».
К дню рождения фильма «Джентльмены удачи» программа «Наше кино. История большой любви» подготовила выпуск об этой знаменитой кинокартине. Смотрите передачу в пятницу, 15 декабря, в 8:35 на телеканале «МИР».
«Джентльмены…» и удача
«Джентльмены…» и удача
Билеты на «Джентльменов удачи» спекулянты продавали в 15 раз дороже номинала. В 1972 году фильм посмотрело 65 миллионов зрителей. По кассовым сборам картина оказалась на 12-м месте среди всех лент советского кино. Кто поверит, что идея будущего бестселлера кардинально отличалась от воплощения?
В реальности комедию о приключениях осужденных снимал вчерашний заключённый. По теме это было совпадением, а по жизни – подарком судьбы, к которому в немалой степени приложил руку Георгий Данелия. С Александром Серым он был знаком по Высшим режиссерским курсам. Но вместо диплома сокурсник получил срок. В тюрьму «загремел» из-за женщины – приревновал свою будущую жену и серьезно избил соперника (для одного из посетителей ресторана, где отдыхала пара, драка закончилась инвалидностью). Тяжкие телесные повреждения повлекли наказание в шесть лет лишения свободы, из которых Серый отсидел четыре и освободился досрочно. Невеста Марина, кстати, ревнивца дождалась и после свадьбы родила мужу дочку. Но после освобождения у Серого было больше проблем, чем веры в себя: ни работы, ни денег, еще и запятнанная репутация. Никто бы не дал снять фильм уголовнику, если бы не участие Данелия. Сценарий и художественное руководство он оставил за собой, и мог заменить на площадке режиссера, когда того подводило здоровье (у Серого обнаружили лейкемию).
Он же снабдил картину запомнившимися по личному опыту плакатами про «честный труд – дорогу к дому» и блатным сленгом: «рога поотшибаю», «пасть порву», «моргалы выколю», «канай отсюда» и пр. А когда милицейские рецензенты сделали замечание, что лента пропагандирует криминальную лексику, на смену тюремному жаргону пришли менее экспрессивные выражения типа «нехороший человек – редиска».
Антиподом махрового уголовника Доцента стал внедренный в воровскую среду заведующий детсадом Трошкин. Мирный добряк – одно лицо с бандитом, похитившим у археологов золотой шлем Александра Македонского. Из-за этого сходства герой Евгения Леонова и попадает в опасную авантюру, помогая милиции в розыске реликвии. Актер, под которого писался сценарий, сыграл двух персонажей сразу.
Из сценарной заявки остался лишь Савелий Крамаров (карманник Косой). Но актер чуть не слетел с роли… из-за сомнений худсовета в его актерском потенциале. Комиссию волновало, хватит ли у артиста выразительных ресурсов для остальных сцен. За комедийный талант Крамарова поручился Георгий Данелия, успешно снимавший его в предыдущих картинах. А второй раз режиссер и сценарист «спас» своего протеже после его эмиграции в США. Когда «предателя Родины» хотели вырезать из фильма, Данелия отстоял кадры с Крамаровым, пояснив начальству, что оставить отщепенца в роли порицаемого персонажа будет идеологически правильно.
В роли Василия Алибабаевича планировался Фрунзик Мкртчян, но его не отпустили на съемки из-за занятости в Ереване. Нашли замену в Ташкенте, но кандидат на роль оказался под следствием. Пробовали Владимира Этуша и Илью Рутберга – не убедили оба. Время поджимало, и от безнадёги присмотрелись к артисту Театра киноактера Раднэру Муратову, который хотел сыграть Али-Бабу, но был приглашен на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Так сбылись оба желания – актера о роли и режиссера об актере.
Самая колоритная сцена в фильме – побег героев из тюрьмы в цистерне с жидким цементом. Поклонников комедии больше всего волновал вопрос – неужели актеров и вправду «закатывали в цемент»? В настоящий цемент опускали одежду актеров, которую герои пытались отстирать и высушить. Когда раствор застыл, штаны встали колом навсегда. С живыми людьми такое вытворить, конечно, не могли. Поэтому сначала залили цистерну пивом, а когда эффект не устроил, – манной кашей. Каша напоминала цемент больше, чем пиво, но только… в горячем состоянии. Чтобы сцена выглядела натурально, актеров пришлось бы заживо сварить в кипятке. Остывшая каша сбивалась в комочки, и ни о какой правдоподобности говорить не приходилось. Тогда на помощь киношникам пришли химики. Они подсказали натуральный состав, который по виду не отличался от цемента, но его не страшно было набрать в рот и выплюнуть. На вид теплая и вязкая масса напоминала смесь манной каши с бражкой, а на деле оказалась подкрашенной луковой шелухой хлебной закваской.
Не планировалось и «моржевание» героев на даче «у барыги» (снимали, кстати, на даче одного из членов съемочной группы). Экспромт с растиранием снегом – «месть» Крамарова Муратову. Крамаров, Вицин и Леонов отказались раздеваться на морозе, а опоздавший на съемку Василий Алибабаевич, ничего не зная о договоренности, выбежал на снег в одних трусах. Пришлось и остальным соответствовать. С мыслью проучить Муратова за то, что из-за него все мерзнут, Крамаров стал тереть его снегом. Али-Баба от неожиданности заорал, а в это время Вицин «угостил» снежком и Крамарова. Режиссеру импровизация понравилась, и дубль с «подлянкой» вошёл в фильм.
Картину сняли всего за три месяца. Премьера состоялась 13 декабря 1971 года, но «несчастливая» дата не повлияла на успех комедии у зрителей, выкладывавших спекулянтам «трёшку» за билет ценой 20 копеек.
Да что говорить о зрителях, если даже актеры не могли сдержать эмоций и постоянно «кололись» в кадре от смешных ситуаций. «Таксист» Олег Видов признавался, что «запорол» не один дубль, содрогаясь от смеха в разговоре с Косым-Крамаровым, на которого старался не смотреть, чтобы не испортить отснятый материал.
После успеха фильма сценаристке Виктории Токаревой добавили к выплаченному гонорару в 6000 рублей еще 2000.
Хвалил создателей сам Брежнев. Генсек посмотрел «Джентльменов удачи» с главой МВД в канун Дня милиции. Претензии у главы державы вызвал только золотой шлем, показавшийся Леониду Ильичу чересчур бутафорским. А вот тем, кто прихватил реквизит в качестве сувенира, и такой сошел. Шлем у директора картины попросила перерисовать знакомая художница, но неожиданно умерла, а шлема и след простыл.
«Джентльменам удачи» установлен даже памятник – в казахстанском Джамбуле (ныне Тараз), на родине героя фильма Василия Алибабаевича («Почему Джамбул?» – «Там моя мама, там тепло…»). Как оказалось, оттуда родом и исполнительница песни для фильма «Проснись и пой» Лариса Мондрус.
Тюрьма – настоящая, а цемент – из манной каши: закулисные истории «Джентльменов удачи»
Наступил очередной Новый год, и, по уже сложившейся традиции, многие каналы покажут любимую всеми комедию – «Джентльмены удачи».
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Впервые этот фильм вышел на экраны в 1971 году. И с тех пор, кажется, ни один Новый год не обошелся без «Джентльменов». Давайте вспомним некоторые интересные моменты о съемках.
Фильм сняли за 3 месяца
С работой киношники справились в рекордные для того времени сроки – с февраля по апрель. При этом для съемок тюремных сцен и побега пришлось ехать в Самарканд, дачу, на которой жили жулики, снимали в Серебряном Бору, а все остальные сцены – в Москве.
Режиссер-уголовник
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Многие до сих пор уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. Между тем, режиссер фильма – Александр Серый, Данелия в соавторстве с Викторией Токаревой написал сценарий. Серый отсидел в тюрьме за то, что сильно избил парня, пристававшего к его девушке.
Выйдя на свободу, он не мог найти работу. Тогда ему помог Данелия (он учился вместе с Серым на Высших режиссерских курсах) – предложил товарищу вместе снять фильм. И у них получилось!
Василием Алибабаевичем мог стать Мкртчян
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Фрунзик Мкртчян. Кадр из фильма «Мимино», 1977 г.
Роль Василия Алибабаевича изначально писалась под Фрунзика Мкртчяна. И любимый многими актер очень хотел сниматься. Но не смог приехать – Армянская ССР отмечала 50-летие образования, и Фрунзик должен был участвовать в праздничных торжествах.
А Раднэр Муратов должен был играть начальника тюрьмы. Когда стало ясно, что Фрунзика не будет, Раднэр сам предложил сыграть Алибабаевича.
Леонов конспектировал слова заключенных
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Чтобы вжиться в образ, Евгений Леонов приходил в Бутырскую тюрьму и проводил много времени, подглядывая за сидельцами в глазок камеры. При этом он старательно записывал, о чем заключенные разговаривают и какие слова используют.
В тюрьму – под конвоем
Съемки вели в настоящей тюрьме строгого режима. Поскольку ситуация была действительно серьезная – в камерах сидели настоящие опасные рецидивисты – женщинам из съемочной группы запретили там появляться. Мужчин – актеров, операторов и остальных – постоянно сопровождал усиленный конвой.
Вместо цемента – манная каша
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Только представьте себе, сколько понадобилось сварить манной каши, чтобы наполнить ею цистерну! А ведь именно манная каша, смешанная с бражкой, исполняла роль цемента, в котором сидели беглецы. По крайней мере, об этом рассказывали участники съемок в интервью.
Этот состав посоветовали киношникам химики, — по их словам, смесь должна была получиться похожей на цемент и при этом безвредной для артистов.
А вот вещи пришлось заливать настоящим цементом. «Какой хороший цемент, не отмывается совсем…».
Зарядка на снегу
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Снимать сцену зарядки на даче договорились в одежде – стоял сильный мороз. Но Раднэр Муратов об этом не знал – он опоздал и появился в кадре в одном белье. Тогда и остальным актерам пришлось раздеться, чтобы ему соответствовать.
Решив отомстить Раднэру, подкравшийся Савелий Крамаров начал растирать его снегом, тот от неожиданности закричал. А Георгий Вицин удачно подыграл, шлепнув пригоршню снега на спину Крамарова. Эта потрясающая актерская импровизация и вошла в фильм.
Шампунь для Крамарова
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Савелию Крамарову пришлось не раз соприкасаться с этой пенистой жидкостью во время съемок. Сначала вспененным шампунем заменили «плевок» верблюда в лицо артиста. А затем, уже на даче, ему пришлось набирать в рот настоящий шампунь, — просто не смогли придумать, чем его можно заменить.
Почему таксист не смотрел на Крамарова
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Все, кто смотрел фильм, заметили: когда герои катаются на такси по Москве и не могут найти нужный адрес, Олег Видов, исполняющий роль таксиста-милиционера, старательно смотрит только вперед, не поворачивая головы в сторону Крамарова. И при этом разговаривает чуть ли не сквозь зубы.
На самом деле сцену пришлось снимать долго – Видов не мог сдержать хохота, когда Крамаров отпускал свои реплики. Фраза «Карту купи, лапоть! О, нашел, нашел, вон мужик в пиджаке, а вон дерево!» доводила актера буквально до истерики.
А какая сцена из фильма больше всего нравится вам?
tele@kp.ru
Телефон редакции: +7 (495) 777-02-82
127287, г. Москва, Петровско-Разумовский Старый проезд, д. 1/23, стр.1
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Возрастная категория 16+