джеоргуыба что за праздник

Джеоргуба: как отмечают главный осетинский праздник

Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.

джеоргуыба что за праздник. Смотреть фото джеоргуыба что за праздник. Смотреть картинку джеоргуыба что за праздник. Картинка про джеоргуыба что за праздник. Фото джеоргуыба что за праздник

Фото: Константин Фарниев

джеоргуыба что за праздник. Смотреть фото джеоргуыба что за праздник. Смотреть картинку джеоргуыба что за праздник. Картинка про джеоргуыба что за праздник. Фото джеоргуыба что за праздник

Фото: Константин Фарниев

— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.

Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.

Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.

Источник

Джеоргуыба в Южной Осетии

джеоргуыба что за праздник. Смотреть фото джеоргуыба что за праздник. Смотреть картинку джеоргуыба что за праздник. Картинка про джеоргуыба что за праздник. Фото джеоргуыба что за праздникПамятник Уастырджи в Северной Осетии (Фото: Tatil, depositphotos.com)

Джеоргуыба (осет. Джеоргуыба) — осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Это самый большой праздник у осетин, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ.

Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».

Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств Уастырджи — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи — небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей — это залог мира и процветания в семье.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.

Другие праздники в разделе «Праздники Южной Осетии» джеоргуыба что за праздник. Смотреть фото джеоргуыба что за праздник. Смотреть картинку джеоргуыба что за праздник. Картинка про джеоргуыба что за праздник. Фото джеоргуыба что за праздник

Источник

Джеоргуба — осенний праздник в честь осетинского святого

джеоргуыба что за праздник. Смотреть фото джеоргуыба что за праздник. Смотреть картинку джеоргуыба что за праздник. Картинка про джеоргуыба что за праздник. Фото джеоргуыба что за праздник

Фото: Анна Кабисова

У входа в дзуар над аркой висят два старинных церковных колокола — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах

Каждый год в конце ноября в горное село Дзивгис в Северной Осетии съезжаются семьи со всей республики, чтобы помолиться вместе. Здесь, в сорока километрах от Владикавказа, располагается культовый комплекс, посвященный осетинскому святому Уастырджи. Святилище так и называется — «Дзывгисы Уастырджи дзуар» (в осетинском языке слово «дзуар» имеет несколько значений: крест, святилище, святой). Сюда приезжают в воскресенье во время праздника Джеоргуба — его отмечают в течение недели. Гостей встречает главный дзуарлаг (буквально «мужчина святилища»), то есть смотритель святого места, Казбек Елканов.

Праздник Джеоргуба в честь святого Уастырджи широко отмечается в Северной и Южной Осетии в последнюю неделю ноября. В 2019 году Джеоргуба был внесен в календарь праздников Северной Осетии и первый понедельник праздника стал официальным выходным.

— Праздник Джеоргуба у осетин считается одним из самых почитаемых и по традиции приурочен к осени, когда все сельскохозяйственные работы окончены. Люди режут быков и баранов, молятся, посещают святые места. Всю праздничную неделю каждая семья накрывает стол с тремя пирогами и мясом, приглашает друзей и соседей, — рассказывает он.

Святой Уастырджи считается покровителем мужчин и путников, защитником слабых и угнетенных. Многие жители Осетии ассоциируют образ Уастырджи с образом христианского святого Георгия — с осетинского языка Уастырджи переводится дословно так: «уас» — святой, «стыр» — великий, «джи» — Георгий.

джеоргуыба что за праздник. Смотреть фото джеоргуыба что за праздник. Смотреть картинку джеоргуыба что за праздник. Картинка про джеоргуыба что за праздник. Фото джеоргуыба что за праздник

Фото: Анна Кабисова

Казбек Елканов встречает всех прибывших молитвой и благословляет надочажной цепью — для осетин этот ушедщий в прошлое элемент домашней обстановки имеет сакральное значение. Считается, что цепи — связующее звено между Всевышним и человеком.

— Каждый осетин раз в год должен пройти обряд благословения надочажной цепью, которые даны нам Богом, — объясняет смотритель. — В этом месте сильная энергетика, и надочажная цепь избавляет человека от всего плохого, очищает его мысли.

Дзуар условно поделен на две части — женскую и мужскую. Мужчины подходят к столу, за которым стоит Казбек Елканов, и молятся вместе с ним. Стол в осетинской традиции — алтарь для молитвы. В этот день на нем по традиции только три пирога, три ребра жертвенного животного и осетинское пиво. После молитвы мужчины и мальчики подходят ко второму смотрителю, Казбеку Ваниеву, за благословением — в руках у него надочажная цепь. Женщин благословляет сам Казбек Елканов. Некоторые приходят с атласными лентами и повязывают их в дзуаре, обращаясь к святому с молитвами и просьбами.

Источник

Джеоргуыба что за праздник

Осенний праздник Джеоргуыба в честь осетинского святого Уастырджи, покровителя мужчин, путников, защитника слабых и обездоленных, отмечается 22 — 23 ноября. Это торжество является одним из главных в Осетии. К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остается неизменным многие века.
В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуыба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Накануне праздника, который всегда наступает в понедельник и продолжается до конца недели, каждая семья закалывает животное для жертвоприношения. Предпраздничное воскресенье так и называют — «день закалывания быка».
В понедельник к столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию. Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин. Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи.
Джеоргуыба — осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту.
Вначале к трапезе приступают старейшины семьи. Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.
Даже тогда, когда неделя торжеств заканчивается, никто не забывает про святого Уастырджи. Тосты и молитвы в его честь произносятся постоянно, независимо от того, какое происходит событие. Это может быть день рождения, юбилей, свадьба или даже корпоративная вечеринка.
Праздник Джеоргуыба у осетин основывается на нартском эпосе. Он пришел в страну из далекого прошлого, и сегодня никто точно не может сказать, когда именно зародилась традиция отмечать день святого Уастырджи. Известно только, что непосредственно само празднование ничуть не изменилось. На стол подаются те же самые блюда, традиции тоже остались аналогичными.
Поскольку Джеоргуыба — праздник в честь осетинского святого, в этот день принято обращать свои молитвы только к нему. Но отмечающие не забывают и про Бога. Несмотря на то что святой покровительствует мужчинам, поднимаются тосты и в честь женщин.
В 1995 году Уастырджи поставили памятник — образ человека верхом на коне. Это очередной раз доказывает, что праздник Джеоргуыба в Осетии действительно почитается. Вес памятника — 28 тонн. Обычно, когда машины проезжают мимо него, водители останавливаются, чтобы преклониться перед главным из своих святых.
Праздник Джеоргуыба каждый год проводится приблизительно одинаково. Разница заключается только в том, что не все семьи могут себе позволить большой размах. После того как его отметят в кругу семьи, осетины ходят в гости к соседям.
Во время празднования непосредственно за столом старший член семьи говорит тост за Всевышнего. Вторую рюмку выпивают за божественного посланника Уастырджи. К каждому из них во время произнесения тоста обращаются со словами, чтобы они сохранили всю семью в целом и каждого ее члена в частности.
Осетины очень почитают каждого из своих святых. Однако есть тот, который стал ближе народу, простым людям. Мужчины, путники, обездоленные, несправедливо обиженные — каждый человек мог обратиться к святому Уастырджи в своих молитвах. А то, что праздник Джеоргуыба у осетин до сих пор отмечается с большим размахом и соблюдением национальных традиций и обрядов, — прямое тому подтверждение.

Источник

Легенда о том как у осетин появился праздник «Джеоргуыба»

В те давние времена, когда горцы считали выше всех вершин Востока собственную честь, жили-были два друга. Одинаково статные и ловкие ДжиуæрЗассеты и ГуыбаАлборты были неразлучны. Часто вместе ходили и на охоту.

Так Джиуæр спас своего друга. Они принесли медвежат в село, и Гуыба рассказал старейшинам, как Джиуæр, рискуя жизнью, спас его от неминуемой гибели.

Старцы одобрили его решение. Затем Гуыба созвал всех на богатый пир, во время которого Джиуæр и Гуыба дали клятву верности и побратались.

И обратился Джиуæр к Гуыба:

— Ты прав, Джиуæр. Как мы будем смотреть в глаза друг другу и нашим соплеменникам, если проявим трусость?

И два названых брата повернули коней навстречу разбойникам. Те не ждали нападения спереди и на какое-то мгновение растерялись. Когда они спохватились, было уже поздно. Раздались выстрелы, и четыре всадника свалились с коней. С остальными тремя завязалась жестокая схватка. У Джиуæра в одной руке была сабля, а в другой кинжал. Как разъяренный тигр, бросился он на двух похитителей.

А Гуыба настигал третьего. Он боялся за друга и крикнул:

— Держись, брат! Я расправлюсь с этим проклятым Богом зверем и приду на помощь.

Гуыба с этими словами вонзил кинжал в сердце врагу, другие двое, увидев это, повернули лошадей и ускакали прочь. Но одного из них Джиуæр успел догнать и зарубить саблей.

Когда названые братья приблизились к ущелью, Джиуæр заметил погоню. Он понял, что вдвоем они не смогут выстоять. Надо было что-то предпринять, чтобы хоть один из друзей спасся.

Вход в ущелье был очень узким, с обеих сторон громоздились высокие скалы. Джиуæр обратился к Гуыба:

— Брат мой, нам понадобятся отвага и мужество. За нами большая погоня. Заряди все ружья и сложи их за утесом у входа, а потом быстрее гони скот. Я задержу погоню. За ущельем уже Кударгом. Услышав выстрелы, жители поспешат к нам на помощь.

— Джиуæр, мой названый брат, как я могу оставить тебя одного против такого врага? Мы будем сражаться вместе, и если нам суждено умереть, то умрем вместе.

Джиуæру приятно было услышать такие слова, и он сказал:

— Я благодарен Богу, что у меня есть такой храбрый брат. Но я старше, и ты должен послушаться меня. Сделаем, как я сказал. За меня не бойся, до подмоги я продержусь.

Гуыба больше не возражал, он крепко обнял брата и погнал стадо.

Джиуæр зашел за утёс, взвел курки и взмолился:

— О Всевышний Великий Бог! Пусть беды и печали обходят родную землю стороной. О златокрылый Уастырджи, собираясь в поход, мы принесли тебе в жертву быка. Тебе, как покровителю путников, мы доверили свою жизнь и судьбу. И весь наш путь был охраняем тобой. Мы просим и дальше не лишать нас своего покровительства.

Обращаюсь к тебе с милостивой просьбой охранять моего брата в пути, чтобы он невредимым добрался до дому.

Себе же молю, чтобы не умер в схватке с врагом позорной смертью. Сделай так, чтобы на ущелье опустился густой туман.

Джиуæр снова снял папаху и взмолился:

— О Уастырджи, я благодарен тебе за помощь. Теперь я могу умереть со спокойной душою. Но прошу выполнить, если это возможно, мою последнюю просьбу. Пусть камнепад закроет вход в ущелье. Сделай так, чтобы враги не надругались над моим телом, чтобы я еще живым попал на родную землю.

Увидев это, враги в панике бросились бежать, оставив на поле брани убитых и раненых.

К этому времени Гуыба пригнал стадо в Кударгом. Как раз подоспела подмога. И тут Уастырджи спустился и положил Джиуæра рядом с Гуыба. Подстелил под раненым свою бурку и снова взмыл в небо. Всадники, прискакавшие по тревоге, тоже стали свидетелями этого чуда.

Силы стали покидать Джиуæра, но он успел еще сказать:

— О, добрые люди, я умираю, но умираю с чувством исполненного долга. Я благодарен Богу и Уастырджи за все, я счастлив, что оставляю после себя верного брата и храброго воина.

Пусть наша молодежь будет достойна своих предков. Тогда даже в самые трудные и опасные времена для Родины Уастырджи всегда придет на помощь и будет нашим заступником и покровителем. И еще я прошу у Уастырджи, чтобы оберегал и охранял

путников. Пусть они всегда находятся под его крылом, пусть наша жизнь будет угодна ему.

После этих слов Джиуæр приподнял голову. Гордым взором он окинул родные горы, последний раз посмотрел в небо, куда поднялся Уастырджи. Затем на руках у Гуыба испустил дух.

Проводить Джиуæра в последний путь прибыли люди со всех уголков Осетии и похоронили его с большими почестями, бурку Уастырджи тоже положили с ним. В его память устроили скачки, в которых участвовало больше сотни лучших наездников.

На второй день, по завещанию Джиуæра, сделали куывд. Он длился семь дней. Старейшины обсуждали, кого посадить за старшего хистара стола в такой торжественный праздник. Выбор пал на БатразаХъæцмæзты, потому что как-то после удачной охоты он обедал с самим Уастырджи.

Вот с тех пор осетины каждый год в это время в честь Джиуæра и Гуыба устраивают куывд, совершают жертвоприношения. Обращаются к СтырХуыцау и Уастырджи.

Праздник, который длится 7 дней, начинается в воскресенье, в этот день режут быка. Каждая семья заранее готовится к празднику, приглашают соседей, родственников. Куывд устраивает каждое село, каждое ущелье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *