джерри янг и дэвид файло что создали

Джерри Янг: краткая история Yahoo в 18 шагах

6 ноября 1968 года родился Джерри Янг, который вместе со своим товарищем Дэвидом Фило основал корпорацию Yahoо. Хороший повод, чтобы оглянуться на историю интернет-гиганта. Ведь её путь связан с путём Web, во многом это и есть история интернета. Итак, краткая биография корпорации Yahoo в 18 датах.

1994

Два студента Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило запускают собственный сайт «Jerry and David’s Guide to the World Wide Web», представляющий собой иерархически организованный каталог ссылок на их любимые ресурсы и поиск по ним. Дэвид и Янг не преследовали никаких далекоидущих целей: это было их хобби. Сайт стал набирать известность и неожиданно превратился в один из самых популярных для своего времени.

1995

1996

Запуск «MyYahoo» и персонализированной стартовой страницы, что отображает новости, погоду, биржевые сводки и прочее, основываясь на интересах пользователя. Теперь Yahoo не просто поисковик: сайт превращается в портал, стартовую страницу для миллионов пользователей, с которой они начинают посещение Сети. Корпорация выходит на биржу, мгновенно сделав своих владельцев мультимиллионерами. В сентябре открывается первое представительство — в Великобритании.

1998

Yahoo покупает электронную почту Rocketmail и на её основе создаёт свою почтовую службу Yahoo Mail.

1999

2000

Yahoo решает прекратить развитие собственного поисковика и лицензирует на 4 года поиск от Google. В результате пользователи всё чаше обращаются напрямую к поиску Google — в обход Yahoo, и корпорация постепенно теряет славу поисковой машины и аудиторию. В этом же году Yahoo упускает возможность купить eBay. Стоит ли говорить, что в компании об этом не раз пожалели…

2001

2003

2004

Yahoo успешно внедряет систему контекстной рекламы, основанной на принципах «behavioral targeting», то есть связывает показ рекламы с поисковыми запросами и вкусами пользователя. Корпорация запускает отдельные новостные, развлекательные, спортивные сайты, буквально пытаясь подменить собой весь интернет..

2005

Yahoo запускает Yahoo Music, музыкальный сервис, и Yahoo 360, блогер-платформу, пытаясь развиваться во всех направлениях сразу. Компания приобретает Flickr, в то время главный фотосайт. Перейдя под управление Yahoo, сайт стремительно теряет популярность. Руководство умудряется настроить против себя даже самых ярых его поклонников. За Yahoo постепенно закрепляется репутация убийцы интернет-проектов. Та же судьба, что и Flickr, ждала Delicious, Konfabulator и многих других. Само её имя становится нарицательным:

— Что с ним случилось?
— Yahoo.

2007

Тим Симил покидает свой пост, на смену ему приходит Джерри Янг. Корпорация опять проигрывает битву Google, на сей раз за DoubleClick, одного из лидеров в сфере интернет-рекламы. Google начинает доминировать на рекламном рынке, акции Yahoo падают.

2008

2009

Проработав всего полтора года в качестве CEО, Джерри Янг покидает пост. На смену ему приходит Кэрол Братц; начинается кадровая чехарда, свойственная новейшей истории Yahoo.

2010

2011

Правление увольняет Кэрол Братц. Основная причина: сотрудничество с Microsoft не принесло плодов.

2012

Новым CEO назначен Скотт Томпсон, бывший президент отделения PayPal в eBay. Yahoo применяет старую добрую тактику: не можешь купить конкурента — уведи его людей. Не проработав, однако, и полгода, Томпсон уходит с грандиозным скандалом. Журналисты выяснили, что его резюме не соответствует действительности: у Томпсона нет степени по компьютерным наукам, о которой он заявлял. Рецессия даёт о себе знать: Yahoo увольняет 2 000 человек, 14% от своего персонала по всему миру. Джерри Янг со словами: «Настало время мне пожить отдельно от Yahoo» навсегда покидает основанную им компанию. А на место СЕО приходит бывший вице-президент Google Марисса Майер.

2012–2013

С приходом Мариссы Майер корпорация Yahoo вновь начинает активно мелькать в лентах новостей. Но не благодаря инновациям и технологическим прорывам, а из-за эксцентричного стиля управления Майер, напоминающего разбушевавшийся торнадо.

И, как ни странно, все это работает: стоимость акций Yahoo достигла пятилетнего максимума, что довольно странно, ведь прибыль не растёт. Эксперты связывают это с тем, что Майер удалось развернуть имидж корпорации: теперь это не сборище замшелых динозавров, которые последовательно упустили все возможности, а снова молодая динамичная компания с огоньком в глазах. Насколько хватит этого задора и выльется ли это во что-то более реальное — посмотрим.

Источник

Как основатель Yahoo сделал лучшую инвестицию в истории Кремниевой долины

Джерри Янг проводит блиц-экскурсию по конференц-залу своей частной инвестиционной компании в Пало-Альто. Стены украшены фотографиями и памятными сувенирами, скопившимися за 20-летнюю карьеру предпринимателя в Кремниевой долине. Перед лежащей на низком столике стеклянной табличкой в честь одной из сделок 45-летний миллиардер, сооснователь Yahoo, останавливается: «Понятия не имею, что это». Потом присматривается получше: «Эту сделку заключили уже без меня. Кажется, это было последнее, над чем я работал в Yahoo».

Резко меняя тему, Янг обращает внимание на фото на стене: «Стэнфорд! Знаете, я до мозга костей стэнфордский парень».

А где же все памятные знаки Yahoo? Янг улыбается: «Мы приходим сюда, чтобы работать. Это же не музей. Я считаю, что в этом месте мы должны больше думать о будущем, а не увлекаться воспоминаниями о прошлом».

В этом весь Джерри Янг: скромный и невозмутимый настолько, насколько только может быть умник-инженер. Когда будет писаться (или переписываться) официальная история Кремниевой долины, трудно будет выбрать самое значительное достижение Янга: то, что он создал Yahoo, или то, что он вовремя поставил на Джека Ма, председателя совета директоров и генерального директора Alibaba.

«Не то чтобы я сделал что-то особенное», — говорит миллиардер, пожимая плечами.

Он считает, что все заслуги полностью принадлежат Ма и его заместителю Джо Цаю: «Это они создали компанию, не я».

джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть фото джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть картинку джерри янг и дэвид файло что создали. Картинка про джерри янг и дэвид файло что создали. Фото джерри янг и дэвид файло что создали

Но угадайте, кто со стороны Yahoo получит место в совете директоров Alibaba после IPO? Никто, кроме Янга. Его проницательность и уверенность в проекте Ма заставляют по-иному воспринимать роль Джерри как агента влияния в Долине.

После ухода из Yahoo Янг вложил средства в 50 с лишним стартапов, включая Evernote, Wattpad и Tango, через свою инвестиционную компанию AME Cloud Ventures (где AME произносится как «а-ме», что в переводе с японского означает «дождь» — символ заинтересованности Янга в облачных технологиях).

«Я хотел работать в собственном темпе, делать ошибки, до которых никому нет дела. Люди, которые видят меня каждый день, говорят, что сейчас я намного счастливее».

Он сейчас также намного сильнее.

Янг родился в Тайбэе. Когда ему было два года, его отец умер от легочной болезни. Джерри и его брат остались с матерью, преподавательницей английского языка и театрального искусства. Когда в конце 1970 года возникла опасность присоединения Тайваня к материковому Китаю, она перебралась в Калифорнию. Янг, которому тогда было 10 лет, сменил имя с Чи-Юан на Джерри. Пока мать зарабатывала на жизнь преподаванием английского в школе для иммигрантов, его воспитывала бабушка и другие переехавшие в Сан-Хосе родственники разной степени дальности.

В старших классах Янг, у которого были проблемы с английским, отдавал предпочтение математике и точным наукам. В результате он еще в школе собрал свой первый компьютер, а потом поступил в Стэнфорд, где изучал инженерное дело. Там он познакомился со вторым сооснователем Yahoo Дэвидом Файло. В январе 1994 года они создали «Путеводитель Джерри и Дэвида по Всемирной Сети», который представлял собой первый сырой вариант каталога ссылок. Через несколько месяцев Янг и Файло переименовали свой сервис в Yahoo.

Удачной встречи Yahoо с Alibaba могло бы не случиться, если бы не японский телеком-магнат Масайоши Сан, который в 1995 году посетил Маунтин-Вью и встретился там с молодыми Янгом и Файло.

Его SoftBank только что купил специализирующуюся на компьютерной тематике издательскую компанию Ziff Davis, которая ранее планировала вложить деньги в Yahoo, но после продажи Сану не могла этого сделать. Если верить биографии Сана под названием «Стремиться ввысь», он был в своем номере в одном из отелей Лас-Вегаса, когда спросил у своего ассистента Масахи Иноуэ, что тот думает о стартапе Янга. «По моему, это неплохая интернет-компания», — ответил тот.

Все это время Янга забрасывали предложениями японские компании, которые хотели создать первый веб-портал в стране. Примерно через месяц после первой инвестиции Сана Иноуэ нанес еще один визит в Калифорнию. Он не привез с собой никаких официальных документов, так что просто сформулировал предложение на словах. «Давайте сделаем Yahoo Japan, ­— сказал он Янгу. — Мы можем начать с двух-трех человек, а если понадобится, наймем еще».

Янгу понравилось то, что Иноуэ был готов приступить к делу немедленно, и они пожали друг другу руки. В следующем месяце Yahoo и SoftBank создали совместное предприятие Yahoo Japan, первый в стране веб-портал, и в апреле он запустился на основе поискового движка Yahoo. Президентом компании стал Иноуэ.

В 1997 году, когда Yahoo Japan начал завоевывать миллионы пользователей, Янг впервые побывал в Китае.

Младшему сотруднику министерства экономики КНР поручили провести для Янга экскурсию по Великой Китайской стене. Этим сотрудником был Джек Ма.

На тот момент Ма был всего лишь бывшим учителем английского языка, который безуспешно пытался запустить в Китае аналог справочника «Желтые страницы». «Джек был одним из первых, с кем я познакомился в Китае», — говорит Янг.

Во время прогулки они разговорились на тему развития всемирной сети: «Его очень интересовало, что происходит с интернетом и каким может быть будущее сети». Спустя несколько месяцев Ма занялся разработкой нового стартапа, в основе которого лежала грандиозная и еще не вполне четко оформленная идея связать китайские компании со всем миром. Он назвал проект Alibaba.

К весне 1999 года, на пике пузыря доткомов, Yahoo превратился в самый популярный сайт планеты, а Сан на короткий период стал почти таким же богатым, как Билл Гейтс. По сравнению с ним предприятие Ма было смехотворно незначительным ­­— всего лишь горстка людей, работающих из квартиры в Ханчжоу.

джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть фото джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть картинку джерри янг и дэвид файло что создали. Картинка про джерри янг и дэвид файло что создали. Фото джерри янг и дэвид файло что создали

Сан и Yahoo вышли из кризиса живыми, хотя и изрядно потрепанными. Из обоймы выпал генеральный директор Yahoo Тим Кугл, на смену которому пришел голливудский магнат Терри Семел. В период его правления компания в течение короткого периода демонстрировала стремительный рост, но в конечном счете и этот топ-менеджер не смог соперничать с поисковой империей Google. Yahoo достаточно рано начала предпринимать попытки выхода на азиатские рынки, создав в КНР портал, представляющий собой «перевод» американского контента, а потом купив местный браузер 3721, чтобы застолбить место в китайском интернете. Обе стратегии оказались провальными — привлечь пользователей в Поднебесной компании не удалось.

В мае 2005 года Янг наконец заключил спасительную для Yahoo сделку. Янг и Ма оба были приглашены на саммит для предпринимателей Китая и Кремниевой долины в Пебл-бич. Ма чуть было не отказался от поездки, так как мероприятие пришлось на «золотую неделю» ­— государственные выходные в Китае. Организатор саммита, венчурный бизнесмен Фен Ден лично звонил Джеку, чтобы переубедить его.

«Мы правда думаем, что вам стоит приехать, — сказал Ден. — Может произойти много интересного». Ма согласился в последнюю минуту.

Янг приехал на четвертый день, чтобы принять участие в игре в гольф и заодно начать диалог с Baidu. «Робин сказал, что не может заключить сделку с Джерри, — говорит один из участников встречи, который слышал это непосредственно от Ли, — потому что Baidu уже был достаточно крупным».

Пока банкиры, рассчитывая отхватить кусок от IPO Baidu, выстроились в очередь, чтобы закатить шар в лунку, Ма, не игравший в гольф, стоял в стороне. Он даже стал объектом насмешек.

Большинство ставили на Ву. Ма смотрел, как тот несколько раз прицелился и когда наконец ударил клюшкой, шар не слишком далеко откатился. Джек же лишь слегка прикоснулся к шару — и ко всеобщему удивлению выиграл пари. Эта игра стала предвестником исхода борьбы Alibaba и EachNet.

джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть фото джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть картинку джерри янг и дэвид файло что создали. Картинка про джерри янг и дэвид файло что создали. Фото джерри янг и дэвид файло что создалиВечером того же дня на коктейльном приеме Янг заговорил с Ма, своим давним гидом. Некоторые подозревают, что их встречу косвенно организовал Сан, но Янг не комментирует эти слухи.

Вскоре предприниматели вдвоем выскользнули из дверей патио, не дожидаясь обеда со стейками и морепродуктами, и направились к пляжу, расположенному в пяти минутах ходьбы. Через полчаса они увлеченно обсуждали — преимущественно по-китайски — планы партнерства, которое изменит судьбу обеих компаний.

Через несколько недель Yahoo запустила проект Project Pebble для изучения перспектив взаимоотношений с Alibaba. Янг даже убедил правление создать конкурирующий с Alibaba сайт электронной торговли, отчасти чтобы заманить Ма за стол переговоров.

Уловка сработала. Когда Alibaba выразил готовность к партнерству, в Китай направили делегацию представителей руководства Yahoo. Янг и Семел общались непосредственно с Ма, а главный операционный директор Yahoo Дэн Розенсвайг, финансовый директор Сью Декер и директор по стратегическим вопросам Тоби Коппел — с Джо Цаем.

Позднее Ма рассказывал, что совершенно не планировал вести с Джерри переговоры на Пебл-бич. «Они просто болтали и в какой-то момент договорились до того, что это хорошая идея, — пересказывает Фен Ден слова Ма. — Решение они приняли быстро».

Ян отказывается обсуждать, как ему удалось наладить отношения с Ма, но для него это должно было быть непросто как для американца тайваньского происхождения, взрослевшего в Кремниевой долине, ведь большинство представителей деловой элиты в Китае — выпускники китайских университетов. «Китайская экосистема сильно отличается от естественной среды обитания Джерри, — говорит Кармен Чан, адвокат, которая помогала осуществлять инвестиции Google в Baidu в 2005. — Ему приходилось прилагать больше усилий».

Переговоры были невероятно сложными, обе стороны несколько раз были на грани отказа от сделки. На конференции генеральных директоров в марте этого года Ма вспоминал, как в конце концов Янг пригласил его на обед в маленький японский ресторанчик и окончательно уговорил за графином саке.

Сделка с Alibaba всегда выглядела довольно рискованной. Даже Янга изначально пришлось убеждать в ее целесообразности. Половина стоимости Alibaba относилась к Alipay, платежному онлайн-сервису, и Taobao, онлайн-магазину, который конкурировал с принадлежащим eBay EachNet. И тот и другой теряли деньги. Однако Янг говорит, что главным аргументом в пользу покупки был основатель сайта.

«Когда встречаешь такого предпринимателя, как Ма, главное твое желание — сделать на него ставку, — говорит Янг. — Такие решения легко принимать».

Когда о сделке объявили, аналитики выражали сомнения на ее счет, но команда Yahoo была довольна. «Все думали, что это очень грамотная сделка, — говорит Рич Рейли, бывший исполнительный вице-президент Yahoo, который сейчас руководит музыкальным приложением Shazam. — Западным компаниям тяжело завоевывать лидерские позиции на таких рынках, как китайский, и казалось, мы выбрали правильный путь».

Так оно и было. У EachNet, который некогда грозился уничтожить Alibaba, дела шли так же плохо, как у того мускулистого гольфиста в Пебл-бич. Руководство eBay настаивало на том, чтобы контролировать китайскую компанию из Сан-Хоcе, требуя 3% за размещение и стандартизацию на базе своих технологий, что замедляло работу сайта. Ма учился на их ошибках.

Янг сохранил место в совете директоров и продолжал курировать отношения с Китаем, однако критики осуждали его за то, что он не помешал Ма вывести Alipay из группы в 2011-м. Инвесторы начали сомневаться в способности Yahoo наращивать стоимость азиатских активов. Влиятельный управляющий хедж-фонда Дэн Леб провел рыночный блицкриг и получил три места в совете директоров Yahoo. Он объявил охоту на Янга и в январе 2012 года получил голову неугодного топ-менеджера: Джерри официально покинул советы директоров Yahoo, Yahoo Japan и Alibaba.

Все это время Ма стремился выкупить долю, проданную Yahoo (и SoftBank). Новый генеральный директор Yahoo Скотт Томпсон был рад ему в этом помочь, хотя бы для того, чтобы умилостивить Леба и не потерять работу. Он поручил финансовому директору Тиму Морзе, который заменил Янга в совете директоров Alibaba, начать подготовку к сделке.

«В некотором смысле американцев использовали, — говорит бывший инвестор Yahoo Эрик Джексон. — Когда в Yahoo запаниковали, Масайоши Сан просто пригнул голову. Если бы Джерри оставался в компании, он тоже наверняка смог бы увидеть ситуацию в долгосрочной перспективе».

Находясь теперь в положении стороннего наблюдателя, Янг утверждает, что «понятия не имеет», как нынешний генеральный директор Yahoo Марисса Майер должна распорядиться полученными деньгами. Некоторые говорят, что ей стоило бы вложить их в успешные каналы, такие как финансы и спорт, либо заключить новые партнерские соглашения с азиатскими компаниями, такими как Tencent и Baidu. Несмотря на всю проделанную ею работу, Facebook, Google и Twitter продолжают отнимать огромные куски рекламной прибыли Yahoo. По прогнозам eMarketer, доля компании на мировом рынке в этом году упадет до 2,5% по сравнению с 3,4% в 2012-м.

Янг говорит, что они с Мариссой поддерживают дружеские отношения, но встречаются не очень часто.

«Я не хочу вникать в происходящее в компании. Мне не нужна инсайдерская информация. Я не хочу знать ничего, что делало бы меня частью Yahoo».

В ответ на вопрос о том, насколько он уверен в Майер, Джерри колеблется. «У нее хороший послужной список в Google, — говорит он и добавляет. — Она впервые занимает должность генерального директора». Судя по всему, больше уверенности Янгу внушает то, что второй основатель компании, Дэвид Файло, до сих пор занимает кабинет в Yahoo и имеет место в совете директоров.

Он говорит, что Alibaba, в офисе которой в Ханчжоу все еще висит фото 1997 года, где запечатлены Янг и Ма на Великой Китайской стене, — «хороший буфер» для Yahoo.

Инвестиционный фонд Янга превратился чуть ли не в туристическую достопримечательность для всех приезжающих из Азии стартаперов, стремящихся выйти на американский рынок, хотя Янг не готов вкладывать деньги в тех, кто не планирует переезжать в Сан-Франциско. Азиатские компании обеспечивают ему достаточный поток денег, чтобы AME не приходилось покидать Пало-Альто.

«У Янга уникальная способность помогать выстраивать мосты с инновационным сообществом Кремниевой долины», — говорит генеральный директор Lenovo Ян Юаньцин.

Джерри, который входит в совет директоров поставщика корпоративного ПО Workday и является вице-председателем совета Стэнфордского университета, отмечает, что Кремниевая долина может получить от азиатских компаний не только деньги, но и новые бизнес-модели.

«Китайский интернет перерос период копирования американских сервисов», — говорит он. Такие герои, как Alibaba, смогли «избежать этапа сложной платежной логистики и продаж», которые тормозили развитие Amazon и eBay, кроме того, они несколько раз в месяц обновляют свои продукты в соответствии с фидбеком от клиентов.

Китайский сайт Shijiebang, одна из немногих азиатских компаний, получивших инвестиции от Янга, стартап бывшего главы Yahoo China, продает автоматически подстраиваемые под потребности пользователей планы путешествий для туристов. «В Китае, по мере того как растет покупательная способность, у людей появляется потребность ощутить, что они получают не просто массовый продукт. Вопрос в том, сможете ли вы разработать продукты и услуги, которые бы удовлетворили эту потребность». Янг убежден, что такая имитация «индпошива» в области ПО может привести к буму в сфере IT-предприятий или образования.

Сегодня Янг вновь увлекся каллиграфией, которой его заставляли заниматься в детстве, примерно в то же время, когда он нашел общий язык с современными лидерами азиатского бизнеса соцсетей, такими как Ма и Сан.

У каллиграфии и соцсетей много общего, говорит Янг. Лучшие мастера часто дополняют работы друг друга и иногда даже комментируют их на свитках.

Ни в его офисе, ни дома нет ни одной из его 200 каллиграфических работ. После выставок в Сан-Франциско и Нью-Йорке они отправятся в специальное хранилище. Когда Янг говорит о своей коллекции, отхлебывая зеленый чай, окончательно проступает его новый образ китайского оракула Кремниевой долины: «Пока они у меня, я их хранитель».

Источник

История поискового сервиса Yahoo!

джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть фото джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть картинку джерри янг и дэвид файло что создали. Картинка про джерри янг и дэвид файло что создали. Фото джерри янг и дэвид файло что создалиджерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть фото джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть картинку джерри янг и дэвид файло что создали. Картинка про джерри янг и дэвид файло что создали. Фото джерри янг и дэвид файло что создали джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть фото джерри янг и дэвид файло что создали. Смотреть картинку джерри янг и дэвид файло что создали. Картинка про джерри янг и дэвид файло что создали. Фото джерри янг и дэвид файло что создали

Yahoo! официально распрощалась с одним из своих ключевых бизнесов — поисковым. На всех подконтрольных компании площадках движок Yahoo! Search уступает место Microsoft Bing. Сделка, заключенная на десять лет, позволит двум компаниям более эффективно противостоять монополии Google. Аналитики считают, что альянсу Microsoft-Yahoo! по силам занять второе место на мировом рынке интернет-рекламы и поиска. Но это потом, в будущем, а пока мы прощаемся с былой Yahoo! и вспоминаем, с чего все начиналось и чем заканчивается.

История легендарного ресурса началась в 1994 году, когда студенты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Файло, заядлые интернет-серферы, создали страничку со ссылками на свои любимые сайты. Подборку приятели назвали «Путеводителем Джерри и Дэвида по Всемирной паутине». В то время база данных хранилась на университетской рабочей станции Янга. А за хостинг поискового движка отвечал компьютер Файло (интересный факт: машины назывались «Акэбоно» и «Конишики» — в честь известных борцов сумо).

Каталог быстро разрастался — даже в те дремучие времена интернет уже мог предложить вагон интересностей, главное, чтобы поиск не занимал слишком много времени. Вскоре первоначальный список стал непомерно длинным, друзья разбили его на категории, потом — на подкатегории, добавили простенькие средства поиска по содержимому. У странички стала появляться внятная структура. И чем больше становилось ссылок, тем выше рос трафик — посетители оценили идею по достоинству.

Слоган «Do you Yahoo!?» так и не стал популярным, несмотря на все старания рекламных агентств. Международное «Google it», кажется, уже не переплюнуть никому.

Как-то раз во время очередной бессонной ночи будущие доктора наук решили придумать каталогу более простое и короткое название — от громоздкого «Путеводителя» нужно было отказываться. Есть много вариантов происхождения названия, но Файло и Янг настаивают, что взяли слово «yahoo» из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта — в этой книге описываются дикие человекоподобные существа, которых автор называет йеху. Словарь Мерриама-Вебстера сообщает, что слово «yahoo» обозначает грубого, неотесанного человека, — и Янга с Файло такое положение дел вполне устраивало: Джерри любил ввернуть матерное словцо в разговор, да и Дэвида многие считали резким в высказываниях. Так в трейлере-прицепе на окраине стэнфордского кампуса родился легендарный бренд.

Впоследствии приятели придумали «yahoo» расшифровку, и слово превратилось в аббревиатуру фразы «Yet Another Hierarchical Officious Oracle», которая переводится как «Еще один иерархический назойливый оракул».

Дети и родители

Поисковый движок Microsoft Bing заменит алгоритмы Yahoo! на всех подсайтах некогда легендарного проекта. Может, оно и к лучшему — хоть кто-то попробует составить конкуренцию Google.

Вскоре с Янгом и Файло связался Марк Андриссен, сооснователь корпорации Netscape Communications, и предложил перенести хостинг сервиса на более мощные серверы. 18 января 1995 года был зарегистрирован домен Yahoo.com. Компьютерная сеть Стэнфорда наконец-то вздохнула с облегчением, активность студентов-умников сильно мешала нормальному функционированию университетских систем.

С переездом друзья поняли, что пора бы монетизировать бизнес, и начали предлагать рекламные места на своем сайте. Сервис становился все популярнее, однако вести все дела вдвоем экс-студенты уже не могли. Они занимались поддержкой каталога, обновлениями, доработками. Для привлечения новых рекламодателей и построения бизнеса проекту требовался грамотный менеджер. Вести административные дела пригласили еще одного выпускника Стэнфорда — Тима Кугла, успевшего поработать в Motorola, и видного управленца Джеффа Маллетта.

Новоявленные директора начали превращать Yahoo! из доморощенного каталога ссылок в один из самых известных информационных ресурсов. Янг и Файло придумывали и продвигали инновационные идеи, а Кугл и Маллетт находили, как заинтересовать инвесторов и рекламодателей. Чуть позже аналитик The San Francisco Chronicle Андреа Виллиамс назовет Кугла и Маллетта вдумчивыми родителями Yahoo!, а Янга и Файло — креативными непослушными детьми.

Проснуться миллионерами

Невероятный рост популярности интернета для бизнеса помог прозорливым веб-сайтам стать максимально популярными за короткий промежуток времени.

В то время основная прибыль Yahoo! шла от продажи мест под баннеры на главной странице. Новая бизнес-модель быстро привлекла внимание — к Сети начали присматриваться серьезные компании. Баннеры позволяли отправить нового потенциального клиента прямиком на сайт рекламодателя всего за один клик. Тогда как раньше компаниям приходилось полагаться на одностороннюю связь с будущими клиентами посредством радио, телевидения или уличных растяжек.

Кроме того, Yahoo! стала предлагать часть своего немаленького трафика менее известным ресурсам. Например, интернет-магазинам, которые хотели побыстрее раскрутиться и начать продавать свои товары. Yahoo! обеспечивала им клиентов и получала процент от продаж партнера.

Так начала развиваться ранее неизвестная миру концепция бесплатного для посетителей интернет-портала. Серферы могли назначать Yahoo! своей стартовой страницей — сервис работал в роли хаба, сборника интересных ссылок для дальнейших переходов. По аналогичной схеме тогда работали и конкуренты Yahoo! — сервисы Excite, Lycos. Посетителям очень нравилась такая система: за услуги порталов не нужно было платить — все оплачивали рекламодатели. А вот бизнес-модель, предлагаемая компаниями America Online (AOL), Prodigy и Microsoft (MSN), которые просили деньги за месячную подписку на свои услуги, оказалась неуспешной.

Трудно представить, насколько сложно Джерри Янгу дались последние годы работы в Yahoo!: создателю пришлось покинуть свой же бизнес по прихоти инвесторов.

Вполне возможно, своим грандиозным успехом Yahoo! обязана крайне удачной рекламной кампании на американском телевидении — в 1996-м Янг и Файло годовой рекламный бюджет ухнули на ТВ-ролики. Сервис продвигали как идеальную площадку для поиска самой разной информации. Было запущено сразу несколько видеозарисовок о людях, которые ищут и находят в интернете полезные советы (обычные житейские истории: рыбак, выловивший несколько больших рыбин, лысый субъект, отрастивший пышную шевелюру, и т.д.). Ролики выходили под девизом «Do you Yahoo!?» — вероятно, имелся в виду вопрос: «А вы с Yahoo!?».

По всей стране начали появляться рекламные постеры — на стадионах, концертных и строительных площадках некуда было деться от йеху-рекламы. Татуировку с логотипом Yahoo! даже сделал один из сотрудников компании — правда, на спор.

Секрет успеха

Стартовая страница Yahoo! скопила ссылки на множество подсайтов — погода, гороскопы, новости и, конечно, игры, игры, игры.

Добавляя к порталу все новые и новые сервисы, в Yahoo! пришли к тому, что разрабатывать их собственными силами не всегда эффективно и выгодно — куда проще вложиться и получить все готовенькое. Скажем, всем известная Yahoo! Mail получилась из уже готового сервиса Four11 RocketMail. Yahoo! — вновь одной из первых — предложила всем посетителям совершенно бесплатные почтовые ящики.

Главная страница ресурса быстро обрастала важными функциями — здесь появлялись новостные колонки, предложения интернет-магазинов, зоны для общения в реальном времени. Кроме того, сайт можно было персонализировать: страница My Yahoo! позволяла посетителям увидеть информацию, отобранную на основе их интересов (и это в конце девяностых, когда о виджетах никто и не слышал!). Конечно, некоторые попытки расширить функциональность с треском провалились. К примеру, Yahoo! так и не удалось открыть собственный интернет-магазин вместе с компанией Visa. Также не получилось создать интернет-журнал Yahoo! Internet Life вместе с известным издательским агентством Ziff-Davis.

Приобретение различных мелких сервисов и заключение контрактов с поставщиками услуг позволили Yahoo! существенно увеличить трафик — к концу 1998 года посетители просматривали 95 млн страниц портала ежедневно. Компания продолжала наращивать потенциал.

На руку Yahoo! сыграл и кризис доткомов, когда многие компании начали переориентироваться на взаимодействие с клиентами в Сети. Простое прибавление «.com» к названию фирмы могло моментально и существенно повысить стоимость ее акций. Немудрено, что многие обращались к Yahoo! за услугами: все хотели стать успешными при помощи уже раскрученного сервиса.

Глядя на громадного сумоиста Конишики, понимаешь, почему один из студенческих компьютеров Дэвида и Джерри был назван в его честь.

В интернете все еще можно найти скриншоты очень старой версии стартовой страницы Yahoo!. Так выглядели интернет-сайты 15 лет назад: текстовая информация — и ничего больше.

Начало конца

В конце девяностых на рынке обозначились первые серьезные конкуренты Yahoo!: Microsoft вкладывала деньги в развитие MSN, CNET приобретала поисковые движки, AOL купила Netscape вместе с порталом Netcenter. Все хотели откусить большой кусок от денежного пирога и не остаться в стороне во время дележки интернета. Yahoo!, в свою очередь, приобрела проект GeoCities — один из самых известных ресурсов в западном интернете и по совместительству прародителя современных социальных сетей.

Новый исполнительный директор Yahoo! Кэрол Барц быстро нашла общий язык с Microsoft и инвесторами. На фото довольный Стив Балмер, генеральный директор Microsoft, радуется успешной сделке.

А дальше. дальше у Yahoo! начались проблемы. Компания вступила в конкурентную борьбу с нахальной Google. К примеру, решение увеличить объем почтовых ящиков Yahoo! Mail с 4 Мб до 1-2 Гб было принято исключительно из-за того, что Google представила почтовый сервис Gmail с ящиками очень большой емкости.

Попытки Yahoo! выйти за пределы интернет-браузеров при помощи приложений-виджетов с треском провалились. Впрочем, аналогичные пакеты Google тоже не стали популярными.

Параллельно Yahoo! продолжала активнейшим образом скупать технологии — к сервисам прикручивались модные движки на основе достижений Web 2.0, службы сообщений интегрировались с почтой. В 2005 году Yahoo! попыталась выйти на рынок продаж музыки с сервисом Y! Music, в марте того же года компания купила популярнейший хостинг фотографий Flickr.com и в декабре — известный на Западе закладочный сервис del.icio.us.

Бесконечные покупки сторонних компаний привели к тому, что Yahoo! частично утратила связь с миром. В то время как Google успешно захватила поисковый бизнес и начала развивать свои сервисы. Последних лет пять Yahoo! играет роль догоняющего, но расстояние продолжает увеличиваться. В январе 2008-го Yahoo! официально признала, что сильно отстает от Google, и сообщила, что сократит штат из 14 300 человек на тысячу. Однако впоследствии без работы остались 1520 человек — компания делала все возможное, чтобы остаться на плаву во время всемирного финансового кризиса. Аналитики считают, что Yahoo! справилась с оптимизацией бизнеса намного лучше других. Однако вернуть ей былую популярность это уже не помогло.

Пришествие гиганта

Стильный логотип с неоновой подсветкой не помог Yahoo! — акции компании продолжают дешеветь, а перспективы крайне туманны. Удастся ли проекту выжить?

Версия стартовой страницы Yahoo! не такого уж далекого прошлого больше нравилась посетителям, но не могла вместить всего содержимого. Да и вездесущий Web 2.0 навязал свои правила.

Современная стартовая страница Yahoo! нашпигована контентом по самые уши. Здесь можно сделать что угодно — хоть обновить браузер, хоть перейти на один из множества подсайтов.

Слияние поисковых сервисов уже началось и должно завершиться к концу 2010 года. На смену старому поисковому движку Yahoo! Search придет новый, Microsoft Bing. Главная страница легендарного ресурса, в свою очередь, превратится в некий социальный портал — там появится интеграция с Facebook, чтобы посетители могли читать ленту обновлений Facebook в своей почте или через виджет на стартовой странице Yahoo!.

Перспективы ресурса туманны, особенно если учесть, что социальные сервисы уже начали отнимать часть трафика даже у всемогущей Google. В любом случае Yahoo! еще какое-то время продолжит существовать — измененный совет директоров ведет проект по новому курсу. Хватит ли у компании сил конкурировать с куда более популярными ресурсами современности? Ответа никто не даст.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *