джин в исламе что это
Джинны
Общие сведения
Джинн (ед.ч. джинни; синоним джанн) – джинны, мифологические существа, одна из трех категорий сотворенных Аллахом разумных существ (две другие – созданные, соответственно, из света и глины – ангелы и люди). Согласно Корану, джинны созданы из бездымного огня, имеют воздушные или огненные тела, обладают разумом. Они могут приобретать любую форму и выполнять любые приказания. Джинны жили на земле еще до сотворения Адама, обычно враждебны людям. В Коране джинны упоминаются несколько раз – 6:112, 128-130; 15:27; 37:158; 41:29; 46:18/17; 51:56; 55:15/14.
Согласно преданию, джинны бывают мужского и женского пола, живут в пустынях, горах, лесах; имеют несколько категорий, среди них – гул, ифрит, силат. К джиннам мусульманское предание относит и шайтанов.
Согласно Корану, Мухаммад был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовала и стала распространять ислам. «Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: «Воистину, мы слышали удивительный Коран» (Коран. Сура 72. Аят 1). Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом, ангелом, низвергнутым с небес и ставшим врагом Аллаха, и составляли вместе с шайтанами его воинство. «В тот день Он соберет их вместе: «О сонмище джиннов! Вы ввели в заблуждение многих людей» (Коран. Сура 6. Аят 128).
В The Encyclopaedia of Islam говорится, что «отношения джиннов с Иблисом, и шайтанами в целом, неясны». В Коране есть аяты, в которых Иблис назван джинном: «Вот сказали Мы ангелам: Падите ниц перед Адамом!». Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» (Коран. Сура 18. Аят 50). Но есть и аяты, в которых он назван ангелом: «Вот мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран. Сура 2. Аят 34).
Как и все неверующие, джинны обречены на муки в джаханнаме (аду). Джиннам поклонялись язычники. По приказу Аллаха большое число джиннов служило кораническому персонажу мудрому царю Сулейману (в Библии – Соломону), они строили для него храм и дворцы, доставили в мгновение ока трон царицы Савской.
Мусульманская литература полна рассказов о джиннах, об их любовных историях, о хранимых ими сокровищах, об их попытках искушать аскетов. Джинны с их способностью творить чудеса были любимыми персонажами народной литературы и фольклора мусульманского средневековья, в частности сказок цикла «1001 ночь».
В сказках «1001 ночь», особенно в первой части, джинны проявляют свою враждебность по отношению к человеку. Скитаясь в ночи, они могут перемещать человека на большие расстояния, сбивать его с пути, превращать человека в собаку или обезьяну. Но, с другой стороны, джинны воскрешают человека, учат его тому, как избавиться от другого джинна и т.д.
Один из главных аспектов мусульманской магии – попытки подчинить себе джиннов и использовать их способность творить чудеса. Мусульманские теологи признают сам факт такого использования джиннов, хотя их суждения по поводу легитимности таких практик разнятся.
Джинны – почти полностью вошедшая в ислам часть доисламских народных верований Аравии. Для жителей внутренней Аравии VI-VII вв. весь окружающий их мир – пустыни, горы, камни и деревья – был населен джиннами. Они считались в основном враждебными людям, но их можно было задобрить, поклоняясь им и принося жертвы, у них можно было искать помощи.
Джинны, как и шайтаны, помогали прорицателям, кахинам и поэтам (шаирам) получать вдохновение из потустороннего мира.
Коран включил джиннов в мусульманскую картину мира, дав исламское объяснение тому, что для аравийцев начала VII в. было безусловной реальностью. В дальнейшем мусульманский образ джиннов вобрал в себя многие элементы фольклорного и религиозного наследия принявших ислам народов.
Джинны на Кавказе
Традиции изгнания джиннов распространены на Кавказе до сих пор. Исламский экзорцизм может проводиться как в мечетях, так и на дому, народными целителями. В 2018 году «Кавказский узел» рассказывал о смерти жителя Азербайджана Мурада Солтанова, из которого 6 человек изгоняли джинна палками.
Главный врач центра, богослов Адам Эльжуркаев, имам центральной мечети города Грозного «Сердце Чечни» уже 14 лет занимается исламским экзорцизмом 4 и утверждает, что лично изгнал из одержимых сотни джиннов. Одновременно с этим Эльжуркаев активно занимается «охотой на ведьм» в Чечне.
Директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская обратила внимание, что люди активно и всерьез обсуждают действия джиннов. Она связала это с многолетним давлением (включающим массовый контроль за поведением и моральное унижение) на жителей Чечни.
Источники:
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Джинны: Дети пламени
Таким образом, джинны оказываются причастны к самым важным тайнам. И даже сатана оказывается принадлежащим к их народу, а не падшим ангелом, как в христианской традиции.
Как гласит предание
О джиннах немало рассказывает и Коран. Например, Аллах сообщает людям, что джинны способны попадать за границу Вселенной. Но делать это они могут только по Божьей воле. Тем не менее иногда некоторые джинны рискуют без позволения пробраться за пределы неба, чтобы подслушать божественные указы ангелов. Когда таких ослушников замечает Аллах, то он сжигает их небесной звездой, низвергая на землю.
Самым известным и почитаемым «охотником» на джиннов в исламе считается, конечно же, царь Соломон (Сулейман). Способность подчинять себе этих могущественных существ дал ему непосредственно Аллах. Сулейман заставлял джиннов неустанно трудиться ради своего обогащения. Даже после его смерти джинны продолжали трудиться целый год, так как мертвое тело царя стояло, опираясь на посох, и им казалось, что он по-прежнему наблюдает за ними.
Джиннов можно встретить не только в исламе, но и в иудаизме. В Талмуде рассказывается о духах, которых Бог создал на шестой день творения. Из-за того, что наступила священная суббота, Творец не успел создать им тела. При этом, как ни странно, они, подобно людям, едят, пьют, размножаются и умирают. Согласно Талмуду, эти существа во многом подобны ангелам, могут перемещаться от одного края мира до другого и знают будущее. Священная книга иудеев предупреждает, что люди должны опасаться их.
Вся правда о джиннах
Аллах создал два вида существ, которые обладают свободой выбора: это человечество и джинны. Животные, птицы и другие существа не обладают данной свободой. Они совершают только то, что Всевышний вложил в них. Ангелы также не обладают этой свободой. Они были созданы для послушания Аллаху и не могут не подчиняться Всевышнему. Джинны же могут выбирать кому покориться – Аллаху или Иблису.
Слово «джинн» образовано от арабского слова, которое значит тайный, скрытый, так как обычно джинны невидимы человеческому глазу.
Джинны – отдельные от людей существа. У них свой мир со своими собственными животными. Они существуют в параллельной от людей вселенной. Но несмотря на то, что люди не могут «пересекать» или входить в мир джиннов, джинны могут проникать в мир людей и часто это делают. На самом деле, джинны имеют сильное влияние на события в жизни людей.
Вот некоторые дела, которые могут совершать джинны:
До Пророка Мухаммада (мир ему) джинны воровали тайны с небес. Они передавали эту информацию предсказателям, гадалкам и колдунам, которые использовали эти знания, чтобы обрести влияние над другими людьми. После прихода пророка (мир ему) с посланием ислама ангелы стали защищать небеса от джиннов, бросая в них метеориты.
В Коране сказано: «Мы достигли неба, но обнаружили, что оно заполнено суровыми стражами и пылающими огнями. Прежде мы садились там на седалищах, чтобы подслушивать. Но тот, кто подслушает сейчас, обнаружит, что его подстерегает пылающий огонь» (72:8-9).
Но многие джинны до сих пор знают тайны, которые они украли до ислама. Они передают эту информация предсказателям, которые, смешивая это с ложью, рассказывают людям.
Некоторые джинны мусульмане.
«Среди нас есть мусульмане и уклонившиеся. Те, которые стали мусульманами, последовали прямым путем» (72:14).
Как сказано выше, джинны, как и люди, обладают правом выбора. И имеют свободу выбирать религию, которую хотят исповедовать, также как и люди. Некоторые джинны мусульмане, некоторые – христиане, некоторые – иудеи. Также есть джинны, которые служат и поклоняются Иблису подобно некоторым людям.
Джинны сотворены из палящего пламени.
Аллах упомянул в Коране три вида существ, обладающих интеллектом, и также указал из чего они были сотворены:
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Ангелы сотворены из света, джинны созданы из чистого пламени, а Адам сотворен из того, что было описано вам (т.е. глины)».
«А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (15:27).
Этот аят свидетельствует, что Иблис также джинн. Он не является падшим ангелом, ведь ангелы безгрешны, среди ангелов нет падших, они не могут проявлять непокорность к Аллаху Всевышнему.
Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками? Ты возгордился или же принадлежишь к числу превозносящихся?» Иблис сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его сотворил из глины» (38:75-76).
Также в Коране сказано:
«Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Все они поклонились, кроме Иблиса. Он был одним из джиннов и ослушался воли своего Господа» (18:50).
Джинны обладают удивительными способностями.
Джинны не подобны людям. Они обладают способностями и силой за пределами человеческих возможностей. Например, когда пророк Сулейман (мир ему) захотел доставить трон царицы Билкис (Савской) к себе в знак доказательства силы и пророчества, дарованных ему Аллахом:
«Силач из числа джиннов сказал: «Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого» (27:39).
Этот сильный джинн ифрит мог донести трон царицы из Йемена в Иерусалим за мгновение. Некоторые джинны умеют летать, а некоторые – принимать облик животных.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Джинны бывают трех видов: одни летают по воздуху, другие принимают облик змей и собак, а третьи то поселяются где-нибудь, то уходят».
Джинны используются в колдовстве.
Люди, занимающиеся магией и колдовством, используют джиннов либо для того, чтобы причинить боль людям, либо для защиты.
«Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)» (72:6).
Джинны могут причинять вред людям, но только по воле Всевышнего, поэтому должны стремиться к помощи и защите Аллаха от них.
«Тайная беседа – от дьявола, стремящегося опечалить тех, которые уверовали. Но это нисколько не повредит им, если на то не будет соизволения Аллаха» (58:10).
Джинны в Исламе
Аллах 2 в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую создал джиннов из огня, а именно из чистого пламени, то есть из верхней части огня — из прозрачного «языка». Но это не значит, что тело джиннов это огонь (как и сказано, что Пророк Адам, мир Ему, создан из земли, но человеческое тело не является землей). Сказал Посланник Аллаха, мир Ему и благословение означающее: «Аллах создал Ангелов из света, джиннов — из чистого пламени, и создал Адама из земли».
В Кур’ане (Cypa 7, Аят 27) сказано означающее: «Он [шайтан] и его род [джинны] видят вас, но вы их не видите». Мы не видим джиннов в их настоящем облике, хотя есть признаки, которыми они выдают свое присутствие. Кроме того, джинны способны принимать вид некоторых животных или людей, но не могут оставаться в таком состоянии долгое время, и даже в образе другого существа у них есть недостаток или особенность. Например, джинн может принять образ человека, но при этом с козлиной ногой или с большими глазами и тому подобным. Однако важно помнить, что джинны не могут принимать образ Пророка ни во сне, ни наяву. Поэтому, кто увидел во сне Посланника Аллахa, тот на самом деле увидел именно Его.
Джинны во многом схожи с людьми: они нуждаются в пище, делятся на мужской и женский пол, женятся, имеют детей, болеют и умирают. Но они отличаются от людей тем, что размножаются, откладывая яйца, и живут намного дольше: по 1000, 2000 и даже 5000 лет. Джинны обладают удивительными способностями, например, за короткое время преодолевать большие расстояния и передвигать огромные и тяжелые предметы. Они могут возводить грандиозные сооружения и поднимать сокровища из морских глубин.
Среди джиннов есть верующие (т.е. мусульмане) и неверующие. Неверующие джинны называются шайтанами (черти, бесы, демоны) и их больше, чем верующих. Джинны-мусульмане бывают глубоко знающими в религии (мухаддисами), могут достичь степени святости, но среди них не бывает Пророков.
Подобно тому, как все люди произошли от Адама, все джинны — потомки Иблиса (сатаны, дьявола). Когда-то он был верующим джинном и жил в Раю, а его имя было ‘Азазиль (Иблис не является Ангелом и никогда им не был). Из-за высокомерия он отказался подчиниться Aллахy и отступил от Ислама. После этого он был проклят, с позором изгнан из Рая и низвергнут на землю. Он был назван Иблисом («лишенным милости»), так как никогда не будет прощен Аллахом. Иблис поклялся, что пока жив, будет пытаться сбивать людей с Истинного Пути.
Кто такой шайтан? В чём отличие между джиннами и шайтанами?
Всевышний Аллах относительно джиннов ниспослал в Коране целую суру, которая имеет соответствующее название. Нет никаких сомнений, что их существование является истиной, в которой должен быть убежден каждый мусульманин.
Некоторые заблудшие полагают, что джинны — это некая злая сила, а поэтому они не имеют своей сущности. Подобное мнение является явным заблуждением, поскольку Аллах сказал в Коране:
وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِن قَبْلُ مِن نَّارِ السَّمُومِ
«А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени» (15:27)
Из аята понимается, что джинны являются творениями Аллаха, которые имеют свою сущность и живут своей жизнью. Это подтверждается и историей об Иблисе, который был одним из джиннов.
Уместно также упомянуть об отличии шайтанов и джиннов. Некоторые люди путают эти понятия, что не является правильным.
وَكَذَلِكَ جَعَلْنَا لِكُلِّ نَبِيٍّ عَدُوًّا شَيَاطِينَ الْإِنسِ وَالْجِنِّ يُوحِي بَعْضُهُمْ إِلَى بَعْضٍ زُخْرُفَ الْقَوْلِ غُرُورًا
«Так Мы определили для каждого пророка врагов — шайтанов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения» (6:112)
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
«…от зла искусителя отступающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей» (114:4-6)
Из этих аятов мы понимаем, что шайтанами могут быть как люди, так и джинны, а объединяет их неверие и ослушание Аллаха.
Слово шайтан также применяется в арабском языке и к непокорным животным, которые ослушаются своего хозяина. Поэтому неправильно называть всех джиннов шайтанами, по причине того, что среди джиннов есть и покорные Аллаху мусульмане. Так, Аллах говорит в Коране, приводя слова джиннов о самих себе:
وَأَنَّا مِنَّا الصَّالِحُونَ وَمِنَّا دُونَ ذَلِكَ
«Среди нас есть праведные и те, которые ниже этого» (72:11)
قُلْ أُوحِيَ إِلَيَّ أَنَّهُ اسْتَمَعَ نَفَرٌ مِّنَ الْجِنِّ فَقَالُوا إِنَّا سَمِعْنَا قُرْآنًا عَجَبًا
هْدِي إِلَى الرُّشْدِ فَآمَنَّا بِهِ وَلَن نُّشْرِكَ بِرَبِّنَا أَحَدًا
«Скажи: «Мне было открыто, что несколько джиннов послушали чтение Корана и сказали: “Воистину, мы слышали удивительный Коран. Он наставляет на прямой путь, и мы уверовали в него и не будем приобщать сотоварищей к нашему Господу”»» (72:1-2)
Поэтому не всякий джинн является шайтаном, как и не всякий шайтан является джинном. На это нужно обращать внимание!