джордано бруно чем занимался
Джордано Бруно
Биография
В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность Бруно настолько неоднозначна, что о его роли в мировой науке и философии спорят до сих пор. Джордано развил теорию Коперника о строении Вселенной, уверяя, что звезды представляют собой движущиеся небесные тела, а Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Но даже Галилея с его гелиоцентрической картиной мира инквизиция наказала лишь арестом. За что же сожгли Бруно?
Портрет Джордано Бруно
Ситуация интересна еще и тем, что за последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. Так за что же так невзлюбили Джордано служители церкви? Было ли дело в его научных взглядах или причина кроется гораздо глубже?
Детство и юность
Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано.
При монастыре Филипп детально изучил книгу Коперника «О вращении небесных сфер» и выступил против традиционных убеждений Аристотеля и Птолемея, указывая на их несоответствие данным практических наблюдений. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси.
Памятник Джордано Бруно
Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Он покинул территорию Италии в 1574 году и 17 лет блуждал по территории Европы. За эти годы Бруно посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.
Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.
Наука
Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.
Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».
Страница из рукописи Джордано Бруно
Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.
В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.
Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде Бэкона и Шекспира. Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.
В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.
Выступление Джордано Бруно
Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.
Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.
Личная жизнь
О личной жизни Бруно практически ничего не известно. Джордано не был женат, не имел детей, и даже учеников и последователей у мыслителя не было. Некоторые биографы допускают предположение о гомосексуальных наклонностях философа. Впрочем, это не удивительно для нравов средневековья и, в частности, для служителей церкви.
Самое известное изображение Джордано Бруно
На фото сохранившихся портретов Джордано предстает хрупким молодым человеком с задумчивым выражением лица. Эта задумчивость, увлеченность науками и мистикой заменила мужчине прелести светской жизни и плотских утех в объятиях женщин.
Смерть
Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.
Суд над Джордано Бруно
Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.
Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.
Смерть Джордано Бруно
Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.
Интересные факты
Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Иисуса Христа Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.
Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью. На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях.
Памятник Джордано Бруно
Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.
Джордано Бруно: биография и учение итальянского философа
Джордано Бруно, философия которого до сих пор является предметом научных дискуссий, вошел в историю как мученик, пострадавший ради науки, которого казнили за прогрессивные взгляды. Современные историки сомневаются в том, что мыслителя преследовали за научные теории. Ни Галилей, ни Коперник, исповедовавшие схожие с Бруно взгляды на устройство Вселенной, не закончили жизнь на костре. Расскажем подробнее о жизни и воззрениях философа.
Джордано Бруно: биография философа
Сегодня каждый школьник знает, кто такой Джордано Бруно. Вокруг его личности сложилось множество мифов. Материалы его судебного процесса были частично утрачены, что порождает споры о том, что послужило причиной сурового приговора. Вот основные факты из его биографии:
Внешность и характер Джордано Бруно
Школьные учебники изображают Бруно молодым человеком. Помещенные в них изображения основаны на гравюре 1715 года. Итальянский историк Вирджинио Сильвестрини назвал ее единственным известным портретом мыслителя и предположил, что она основана на некоем раннем оригинале, который был утерян.
Помимо гравюры, дошли несколько противоречивых описаний внешности Джордано Бруно. Так, архиепископ Кентерберийский Джордж Эббот писал о том, что его имя длиннее тела, намекая на миниатюрный рост ученого. Из записей инквизиции 1592 года известно, что у Джордано был средний рост и светло-коричневая борода.
Сохранились данные о том, что современники верили в феноменальную память Бруно. Он якобы знал наизусть более тысячи текстов — от Священного Писания до трудов арабских философов.
Бруно защитил две докторские диссертации, преподавал в восьми европейских университетах и пешком исходил почти всю Европу.
Известно, что Бруно не отличался легким характером. Историк Мордехай Фейнгольд писал, что он был напыщенным и высокомерным, высоко ценил лишь свое мнение и мало проявлял терпения к любому, кто даже слегка был с ним не согласен.
Происхождение и юность Бруно
В 1548 году в городе Нола родился мальчик Филиппо. Его отцом был солдат Джованни Бруно, а матерью — Фраулисса Саволино. В некоторых источниках Бруно называют ноланцем по городу, из которого он родом.
Семья не могла похвастать достатком. Годовой доход Джованни составлял 60 дукатов, что в пять раз меньше дохода чиновника средней руки в те времена. Детство Бруно закончилось в 11 лет. Чтобы дать сыну образование, родители отправили Филиппо в Неаполь. Он посещал монастырскую школу, где обучение было бесплатным.
В 1565 году юноша принял монашеский постриг и получил имя Джордано. Он стал членом доминиканского ордена. Неофициальное название ордена Domini canes, что в переводе с латинского означает ‘Псы Господни’. Доминиканцы взяли на себя борьбу с ересями и стали основой инквизиции Римско-католической церкви. Суровость инквизиции к Бруно можно объяснить и тем, что он нарушил клятву ордена и сам стал еретиком, что стало серьезным ударом для доминиканцев.
В 1752 году Джордано Бруно был рукоположен в священники. Уже тогда он прославился своей мнемонической системой, позволявшей запоминать огромное количество информации, и был приглашен рассказать о ней папе Пию V.
Спустя три года монастырское начальство заподозрило Бруно в чтении запрещенных книг и непочтении к иконам. Кроме того, он высказывался в пользу арианской ереси, представители которой считали, что Бог отец и Бог Сын не одна и та же сущность. Бруно покинул монастырь и начал странствовать.
Европейские путешествия философа
Бруно больше десяти лет странствовал по Европе. Из-за сложного характера нигде не мог найти постоянное место работы.
В 1579 году он работал в Женевском университете, но долго там не продержался. Его изгнали за еретические взгляды. По некоторым данным, в Женеве Бруно перешел из католицизма в кальвинизм. Позже на суде он отрицал этот факт, утверждая, что имел в Женеве полную свободу действий без необходимости переходить в протестантизм.
В начале 1580-х Бруно оказался во Франции. Некоторое время преподавал в Сорбонне, но умудрился нажить себе серьезных врагов в местном ученом сообществе. В Париже Бруно встречался с Генрихом III, который желал освоить мнемоническую систему философа. Когда пребывание Бруно во Франции стало нежелательным, король дал ему рекомендательные письма и отправил в Англию.
В 1583–1585 годах Бруно жил на Туманном Альбионе. Здесь он написал несколько книг и пытался получить должность преподавателя в Оксфорде. Однако испортил отношения с руководством учебного заведения и влиятельным священником Джорджем Эбботом. Впоследствии тот стал архиепископом Кентерберийским. Философа обвинили в плагиате.
В 1585 году философ возвращается в Париж, где пишет 120 тезисов, направленных против аристотелевского естествознания, и конфликтует с математиком Фабрицио Морденте, написав несколько критических брошюр о нем. Покровителем Морденте оказался могущественный герцог Карл I де Гиз, и Бруно вынужден был бежать из страны.
В Германии философ был преподавателем в Виттенбергском университете, но долго не проработал. В 1588 году Бруно оказался в Праге. Он пытался стать преподавателем в местном университете. Здесь он написал трактат о магии. Император Священной Римской империи Рудольф II должности ему не предоставил, но выдал 300 талеров. Некоторое время Джордано поработал в Хельмштедтском университете в Нижней Саксонии, но и оттуда был изгнан.
Возвращение в Италию и арест
В начале 1590-х Джордано Бруно возвращается на родину. В Падуе он безуспешно претендовал на должность преподавателя университета. Интересно, что спустя год ее получил Галилео Галилей.
В 1592 году аристократ Джованни Мочениго пригласил философа приехать в Венецию и обучить мнемоническим техникам. Спустя некоторое время он написал несколько доносов по поводу еретических воззрений Бруно. Местная инквизиция арестовала философа. На первых допросах Джордано объяснял происхождение доносов нежеланием Мочениго платить за обучение. В 1593 году философа отправили в Рим, где семь лет шло следствие.
В 1600 году состоялась казнь Бруно. Его сожгли на одной из римских площадей.
Фото: commons.wikimedia.org: UGC
Тайна приговора
Поскольку документы по делу философа не сохранились в полной мере, его приговор интригует ученых несколько столетий. По свидетельствам некоторых источников, Бруно заявлял, что его обвинители боятся выносить приговор. После его смерти по Риму пошли слухи, что философа казнили «за лютеранство». Это бы поставило под сомнение религиозный мир, наставший в Европе лишь в 1598 году, когда по Нантскому эдикту католики и протестанты получили равные права.
Сохранились сведения о том, что философу действительно ставили в вину переход в протестантизм, что он это отрицал. Не соответствуют действительности и заявления о том, что философа казнили за приверженность взглядам Коперника и идею о существовании множества миров. Книги Джордано церковь объявила еретическими лишь спустя три года после его казни. Труды Коперника были запрещены лишь через 16 лет после смерти Бруно. А идею о множественности миров выдвигал святой Фома Аквинский еще в XIII веке.
Главным пунктом обвинения была ересь. Европа только пережила последствия Реформации. Религиозный мир между католиками и протестантами был достигнут, но ненависть и взаимные подозрения лишь возросли. Поэтому взгляды бывшего доминиканца, противоречащие официальной доктрине, воспринимались как предательство.
Итальянский историк Луиджи Фирпо попытался реконструировать пункты обвинений. По его мнению, инквизиция ставила в вину Бруно:
Доподлинно не известно, что утверждал Джордано Бруно в действительности, но перечисленных обвинений достаточно для серьезного приговора.
Отношение церкви к Бруно после его смерти
В 1870 году Рим стал частью Королевства Италия. Церковь потеряла власть над столицей. Городской муниципалитет принял решение возвести памятник Джордано Бруно. Его открыли в 1889 году на месте казни мыслителя.
Католическая церковь в ХХ веке выразила сожаление по поводу преследования ученых в прошлом, но Бруно Джордано в их список не попал. До 1948 года его труды входили в Индекс запрещенных книг церкви.
В 1942 году римский кардинал Джованни Меркати нашел несколько документов по судебному процессу над философом, которые ранее считались утраченными. Изучив их, он сделал заявление, что церковь справедливо осудила мыслителя. Кардинал Анджело Содано в 2000 году назвал казнь философа «печальным эпизодом», но подтвердил, что обвинители поступили правильно.
Ученый и академик Владимир Арнольд рассказывал, что на аудиенции у Папы Иоанна Павла II поинтересовался, реабилитировала ли церковь Джордано Бруно. Папа, известный либеральными взглядами, предложил вернуться к разговору о реабилитации, когда ученые найдут инопланетян.
Фото: flickr.com: UGC
Джордано Бруно: философия кратко
Джордано Бруно, книги которого вплоть до середины ХХ века были запрещены Римско-католической церковью, не был ученым по меркам XVI века. Спустя несколько десятилетий после смерти Бруно Ньютон сформулировал главный критерий новоевропейской науки: мысли необходимо подтверждать фактами и вычислениями, тогда открытие будет считаться научным. В период жизни Бруно действовал похожий принцип: в трудах ученого должны быть гипотезы с расчетами. В трудах Джордано Бруно расчетов не было, поэтому современники воспринимали его как философа.
Он формулировал философские идеи и, обладая литературным талантом, придавал им формы художественных образов. Он не был ни физиком, ни астрономом и, как утверждают биографы, был лишь поверхностно знаком с трудами Коперника.
Перу Бруно принадлежит немало произведений. Его интересовали следующие темы:
Искусство памяти
В 1580-х философ написал несколько произведений о том, как запоминать и вспоминать. Его интересовала возможность развития образной памяти. В произведениях «Печать печатей» (1583) и «О сочетании образов, знаков и идей» (1591) он рассказывал об использовании образов и символов для запоминания информации.
Философия
Бруно не просто занимался философией, он пытался упорядочить философские идеи и термины своего времени. В 1598 году он издает прообраз энциклопедического словаря под названием «Свод метафизических терминов».
Философ издал несколько произведений об античных философах. Во время пребывания во Франции он представил произведение «О тенях идей» (1582), в котором изложил собственный взгляд на знаменитую концепцию мира идей Платона. Также его перу принадлежит «Лекция по физике Аристотеля в образах» (1585).
Помимо систематизации философских знаний и анализа античного наследия, Джордано Бруно исследовал ключевые понятия современной ему метафизики. Среди произведений этого направления следует назвать «О причине, начале и едином» (1584), «О монаде, числе и фигуре» (1591).
Магия
Историки предполагают, что одним из пунктов обвинений Бруно на суде было занятие магией. У инквизиции были на то основания. Его перу принадлежат несколько книг, посвященных этой теме. В пражский период философ издал трактат «О естественной магии» (1588), позже произведение о магии медицинской — «Луллиева медицина» (1591).
Также его интересовало прошлое оккультного знания. Этой теме посвящена книга «Каббала Пегаса» (1585).
Полемика и риторика
Непростой характер Бруно толкал его на споры с учеными мужами своего времени. Он издавал полемические произведения против перипатетиков (1586), математиков и философов (1588).
Помимо философских трактатов, Бруно обладал литературным талантом. Его перу принадлежат пьеса «Светильник» (1582) и сборник сонетов под названием «О героическом энтузиазме» (1585).
Фото: picryl.com: UGC
Философия Джордано Бруно — это смесь натурфилософских и мистических учений своего времени.
Вот основные ее положения:
Взгляды на устройство Вселенной
Мыслитель утверждал, что Вселенная бесконечна. Она вечна и состоит из множества миров. Благодаря этому некоторые исследователи считают его предтечей многомировой интерпретации, существующей в квантовой механике ХХ века.
Определение божественной сущности природы
Взгляды Бруно на природу сходны с пантеизмом — учением о тождестве мира и бога. Он утверждал, что природа наделена божественными свойствами. Тем самым стирал границу между Творцом и Творением, характерную для христианского вероучения.
Отношение человека с Богом
Бруно наделял людей божественной природой. Он говорил, что человек есть смертный Бог. Соответственно, Бог — это человек, достигший бессмертия. Он считал, Бог создал мир, правила по которым он развивается и подчинил его управлению человека.
Бруно также считают сторонником герметизма — оккультного учения, сторонники которого верили, что при помощи магии можно очиститься от животной сущности и достичь состояния, которым обладал Адам до грехопадения, то есть избавиться от первородного греха и стать вторым Богом.
Джордано Бруно, биография которого напоминает приключенческий роман, вошел в историю как свободомыслящий человек, пострадавший за свои взгляды.
Он стал символом жертвы ради истины. Не сделав ни одного научного открытия, Бруно прославился как ученый, выступивший против церковного мракобесия. Не все мифы о философе соответствуют действительности, но его роль в мировой истории очевидна.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Как то у нас был пост про то, действительно ли Галилея сожгли за фразу «А все-таки она вертится!»?, а теперь немного про Джордано Бруно.
Кто не знает о Джордане Бруно? Ну конечно же, молодой ученый, которого инквизиция сожгла на костре за распространение учения Коперника. Что здесь не так? Кроме факта казни его в Риме в 1600 году – все.
А ведь на самом деле Джордано Бруно: а) не был молодым, б) не был ученым, в) его казнили вовсе не за распространение учения Коперника.
Джордано Бруно родился в 1548 году, в 1600 году ему было 52 года. Даже сегодня такого мужчину никто не назовет молодым, а в Европе XVI века 50-летний мужчина с полным основанием считался пожилым. По меркам того времени Джордано Бруно прожил долгую жизнь. И она была бурной.
Он родился недалеко от Неаполя в семье военного. Семья была бедной, отец получал 60 дукатов в год (чиновник средней руки – 200-300). Филиппо (так звали мальчика) окончил школу в Неаполе и мечтал продолжить образование, но на обучение в университете в семье не было денег. И Филиппо пошел в монастырь, потому что в монастырской школе учили бесплатно. В 1565 году он постригся в монахи и стал братом Джордано, а в 1575 году пустился в странствия.
За 25 лет Бруно исходил всю Европу. Был во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Англии. Женева, Тулуза, Сорбонна, Оксфорд, Кембридж, Марбург, Прага, Виттенберг — он преподавал в каждом крупном европейском университете. Защитил 2 докторские диссертации, писал и издавал труды. Обладал феноменальной памятью — современники говорили, что Бруно знал наизусть более 1.000 текстов, начиная от Священного Писания и кончая трудами арабских философов.
Он был не просто известен, он был европейской знаменитостью, встречался с царствующими особами, жил при дворе французского короля Генриха III,встречался с английской королевой Елизаветой I и папой Римским.
Мало этот умудренный жизнью ученый муж напоминает молодого человека, глядящего на нас со страниц учебника!
В XIII веке Бруно несомненно считался бы ученым. Но в конце XVI века все гипотезы и предположения уже необходимо было подтверждать математическими выкладками. У Бруно в его трудах нет ни никаких расчетов, ни одной цифры.
Он был философ. В своих трудах (а их он оставил более 30), Бруно отрицал наличие небесных сфер, писал о безграничности Вселенной, о том, что звезды – далекие солнца, вокруг которых вращаются планеты. В Англии он издал свой главный труд «О бесконечности, Вселенной и мирах», в котором отстаивал идею существования иных обитаемых миров. (Ну не может быть, чтобы Бог, успокоился, создав всего-навсего один мир! Конечно же есть еще!) Даже инквизиторы, считая Бруно еретиком, одновременно признавали его одним из «самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить».
Его идеи воспринимали одни с восторгом, другие с негодованием. Бруно зазывали к себе крупнейшие университеты Европы, чтобы затем со скандалом изгнать. В Женевском университете его признали оскорбителем веры, выставили у позорного столба и две недели продержали в тюрьме. Бруно в ответ не стеснялся открыто называть своих оппонентов недоумками, глупцами, ослами как устно, так и в своих сочинениях. Он был талантливым литератором (автором комедий, сонет, поэм) и писал издевательские стихи о своих противниках, чем только плодил своих врагов.
Просто удивительно, что с таким характером и таким мировоззрением Джордано Бруно дожил до 50 с лишним лет.
Казнь на площади Цветов
В 1591 году Бруно приехал в Венецию по приглашению аристократа Джованни Мочениго. Наслышанный о невероятной способности Джордано Бруно запоминать огромные объемы информации, сеньор Мочениго воспылал желанием овладеть мнемоникой (искусством памяти). В то время многие ученые подрабатывали репетиторством, Бруно не был исключением. Между учителем и учеником установились доверительные отношения, и 23 мая 1592 года Мочениго, как истинный сын католической церкви, написал на учителя донос в инквизицию.
Почти год Бруно отбыл в подвалах венецианской инквизиции. В феврале 1593 года философ был перевезен в Рим. В течение 7 лет от Бруно требовали отречься от своих взглядов. 9 февраля 1600 года он был признан инквизиционным судом «нераскаявшимся упорным и непреклонным еретиком». Его лишили сана и отлучили от церкви и передали светской власти с рекомендацией казнить «без пролития крови», т.е. сжечь живым. По преданию, выслушав приговор, Бруно сказал: «Сжечь – не значит опровергнуть».
17 февраля Джордано Бруно был сожжен в Риме на площади с поэтическим названием «Площадь Цветов».
Миф 3: казнь за научные взгляды
Джордано Бруно казнили вовсе не за его взгляды на устройство Вселенной и не за пропаганду учения Коперника. Гелиоцентрическая система мира, при которой в центре находилось Солнце, а не Земля, церковью в конце XVI века пусть не поддерживалась, но и не отрицалась, сторонников учения Коперника не преследовали и на костер их не тащили.
Только в 1616 году, когда Бруно уже 16 лет как был сожжен, папа Павел V объявил модель мира по Копернику противоречащей Писанию и труд астронома был внесен в т.н. «Индекс запрещенных книг».
Не было для церкви откровением и мысль о наличие множества миров во Вселенной. «Мир, который нас окружает, и в котором мы живем, не является единственно возможным миром и не является лучшим из миров. Он лишь один из бесконечного множества возможных миров. Он является совершенным настолько, насколько в нем некоторым образом отражается Бог». Это не Джордано Бруно, это Фома Аквинский (1225-1274), признанный авторитет католической церкви, основоположник теологии, канонизированный в 1323 году.
Да и труды самого Бруно были объявлены еретическими только спустя три года после окончания процесса, в 1603 году! Тогда за что он был объявлен еретиком и отправлен на костер?
По сути, за что философа Бруно объявили еретиком и отправили на костер, неизвестно. В дошедшем до нас приговоре сказано, что ему ставили в вину 8 пунктов, но каких – не указано. Что же за грехи числились за Бруно, что инквизиция даже побоялась их огласить перед казнью?
Из доноса Джованни Мочениго: «Доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом». Это не просто ересь, это уже нечто вообще за пределами христианства.
Умный, образованный, вне всякого сомнения верующий в Бога (нет, не был он атеистом), известный в богословских и светских кругах Джордано Бруно на основе своей картины видения мира создавал новое философское учение, которое грозило подорвать основы христианства. Почти 8 лет святые отцы пытались склонить его к отречению от своих натурфилософских и метафизических убеждений и не смогли. Сложно сказать, насколько обоснованы были их опасения, и стал бы брат Джордано основателем новой религии, но выпускать несломленного Бруно на волю они сочли опасным.
Умаляет ли все это масштаб личности Джордано Бруно? Нисколько. Он действительно был великим человеком своего времени, сделавшим очень много для пропаганды передовых научных идей. В своих трактатах он шел гораздо дальше Коперника и Фомы Аквинского, и раздвинул для человечества границы мира. И конечно он навсегда останется образцом стойкости духа.
Миф 4, последний: оправдан церковью
В прессе часто можно прочесть, что церковь признала свою ошибку и реабилитировала Бруно и даже признала его святым. Это не так. До сих пор Джордано Бруно в глазах католической церкви остается отступником от веры и еретиком.
Владимир Арнольд, академик РАН и почетный член десятка иностранных академий, один из крупнейших математиков XX века при встрече с папой Иоанном Павлом II спросил, почему до сих пор не реабилитирован Бруно? Папа ответил: «Вот когда найдете инопланетян, тогда и поговорим».
Ну а то, что на площади Цветов, там, где 17 февраля 1600 года вспыхнул костер, в 1889 году был поставлен памятник Джордано Бруно, вовсе не означает, что римская церковь этому памятнику рада.