Экологическая акция по уборке территории школы
Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»
Экологический проект
«Мы порядок наведем и планету сберегем! »
Тип проекта: информационно – исследовательский.
Участники проекта: дети (13-15 лет).
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Актуальность проблемы
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Всё это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём»»
Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино
Токаревский район Тамбовская область
«Мы порядок наведем и планету сбережём»
Баченина Татьяна Владиславовна
Егорова Лидия Николаевна
«Мы порядок наведем и планету сберегем! »
Тип проекта: информационно – исследовательский.
Участники проекта: дети (13-15 лет).
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Конец 20 и начало 21 века стали переломными для жителей планеты Земля: катастрофы природные и техногенные, появление новых болезней, исчезновение лесов, засыхание рек и морей. Всё это привело к тому, что проблема не только экологической безопасности, но и экологической грамотности встало на первое место.
Поэтому в нашей школе уделяется большое внимание формированию экологической культуры обучающихся. Для этого мы используем всё новые и новые формы и методы работы с детьми. На вооружение мы взяли проектный метод и стали активно его внедрять. В качестве объекта исследований мы выбрали «мусор», так как проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать ее нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения. Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить, не обрывать на клумбах цветы, не разводить костры и т. д. поведение подростка должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, на поляне, улицах посёлка, он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого.
Цель проекта: Формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;
умение сортировать мусор из разного материала;
применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
1. Беседа «Планета Земля в опасности! »
2. Прогулка по экологической тропинке в парковой зоне и пляжном районе реки Бурначка
3. Экологическая акция «Мы порядок наведем и планету сбережём». Трудовой десант «Береги природу»
Беседа «Планета Земля в опасности! » Сегодня, наверное, нет человека, которого бы не волновали проблемы экологии: загрязнение воздуха, воды и всей окружающей нас среды. Но не все принимают участие в решении этих проблем. Есть люди, которые считают, что кто-то другой должен этим заниматься.
— Сравните эти два пейзажа.
Который из них вам по душе? Где бы вам хотелось прогуляться, отдохнуть? А почему вы отвергаете второй пейзаж?
Хочу прочитать стихи одного первоклассника.
Мы приехали на речку
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по берегу пошли
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки,
И, как будто нам назло,
Мы по бережку прошли,
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Но часто люди организовывают свалки возле своих же домов. Знакома такая картина? А нынешние обочины дорог. Как вам такой пейзаж нравится? Ведь самому недолго оказаться на этой свалке.
Мусор становится одной из глобальных проблем современности.
— Как вы думаете, как решить эту проблему? (вывозить на свалку…)
— Вывозить мусор и складывать вдали от населенных пунктов? Ветер быстро вернёт мусор на прежнее место. А если закопать под землю?
— А может сжигать? (нет, загрязняется атмосфера…)
— Что предлагаете вы? (сортировать мусор…)
— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы окружающий нас мир стал чище?
— (воспитывать с детства чистоте, участвовать на субботниках, в различных акциях по уборке территории посёлка, родников, обочин дорог, трасс от мусора, очистке молодых посадок от сухой травы…
— важно донести мусор до урны, мусоропровода или контейнера;
-не оставлять мусор там, где находишься;
-собирать и сдавать на пункты приема отходы, которые можно переработать);
найти вещам новое применение (косточками можно кормить соседских собак, а одежду и обувь отдать тем, кто нуждается).
Растущие изо дня в день мусорные свалки волнуют не только экологов, а всех здравомыслящих людей. Сейчас во всём мире разворачивается волонтёрское движение, особенно среди молодёжи, формируется новое мышление «природа – наш общий дом, и в нём должно быть чисто и уютно всем: и людям, и братьям нашим меньшим».
Волонтерами называют людей, добровольно взявших на себя некие обязательства, это прежде всего в проведении массовых акций по уборке мусора, работ по благоустройству, посадке деревьев, цветов, уходу за ними и т.д.
— Сегодня мы с вами будем участвовать в такой акциях.
Чистота для нас самих. Она начинается с каждого из нас, и мы должны понять
«Чисто не там, где убираются, а там, где не сорят».
Филиал МБОУ Токаревской СОШ №2 в д. Чичерино
Токаревский район Тамбовская область
Автор: Лаврентьева Ирина
Что такое бытовой мусор?
Итак, бытовой мусор — это предметы, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д.
А из чего состоит бытовой мусор: бумажные изделия, пластиковые и стеклянные бутылка, полиэтиленовые пакеты, сломанные и изношенные вещи, пищевые отходы и др.
Почему мы мусорим? У некоторых людей это происходит инстинктивно. Многие думают, что бумага – значит можно бросить на улице. Она не полиэтилен, значит, способна разложиться, но это не причина и не отговорка. Есть нормы и правила, которые помогают человеку соблюдать порядок и структуру, которая нужна в первую очередь им же.
С другой стороны, многое зависит от воспитания человека. Он может спокойно донести обертку от мороженого у себя в сумке до урны, если урны не оказалось поблизости. Идя по тротуару чистому и ухоженному, среди потока прохожих, любой человек вряд ли способен бросить мусор специально, во всяком случае, это будет невоспитанно и некультурно.
Изучив состояние окружающей среды, в своём микрорайоне и по пути следования в школу я подумала, хорошо бы узнать о состоянии улиц, домов, дворов в других микрорайонах. Это могло бы дополнить информацию и посмотреть на проблему более широко. Мне стало интересно, откуда берется мусор и как он влияет на экологию страны и моего города в частности. В результате социального опроса выяснилось:
Места наиболее замусоренные: улицы, дворы жилых дворов, торговые центры, школьные территории, зоны отдыха.
Кто больше всего мусорит? Ученики младших классов, подростки, молодёжь.
Что бы вы выбросили на улице? Пустую картонную коробку. Пустую банку или бутылку. Обертку от конфеты. Бумажный стаканчик. Шкурку от банана, апельсина.
Итак, наиболее загрязненными местами признаны улицы, скверы и торговые центры. При этом большинство опрошенных считают, что больше всего мусорят старшеклассники и молодежь.
Знаете ли Вы, что подвергаются разложению:
Пути решения проблемы.
Человек осознал опасность загрязнения окружающей среды. И конечно, главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду и почву. Ученые считают, что какого-то одного эффективного способа борьбы с мусором нет и не может быть в принципе.
С чего же начать? Во-первых, мусор должен попасть туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе. Число мусороперерабатывающих заводов в России пока можно пересчитать по пальцам. Следовательно, мусор должен попасть на специально оборудованную свалку. Она должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветры не дули со стороны свалки к жилым массивам. Это место не должно находиться вблизи охраняемых природных территорий и водоохраняемых зонах.
Работа мусороперерабатывающего завода.
Во-вторых, нужно научиться сортировать мусор уже дома. В каждом городе должны появляться разноцветные контейнеры для отходов (рис.4). Например, в синий контейнер бумагу, в желтый – пластик, в красный – крупный мусор (сломанную мебель, бытовую технику, сантехнику), а в зеленый – всё остальное, что нельзя переработать и т.д. Такой способ сортировки будет упрощать переработку бытовых отходов.
Разноцветные контейнеры.
В-третьих, человек должен бережно относиться к окружающей среде. Придет время, и в нашей стране построят много мусороперерабатывающих заводов, иначе мусор погубит нас. Но для того, чтобы не усугублять проблему сегодня, необходимы не только усилия властей. Мусоровоз не приедет в лес или на луг, чтобы убрать за вами пустую пластиковую бутылку, упаковку от жевательной резинки или шоколадного батончика. Нельзя где попало выбрасывать мусор. Его следует захватить с собой, чтобы он попал на свалку, где меньше будет разрушать нашу среду обитания.
Бережное отношение к природе.
Памятка.
Чистая среда — тоже памятка. Может быть, потому что это приятно, а может быть, потому что это бывает довольно редко, но мы замечаем, когда вокруг чисто. Поэтому отсутствие мусора само по себе является памяткой. В чистой окружающей среде становится более значимым правило «не мусорить», которое все мы выучили в школе и дома, но часто забываем выполнять в других местах.
Как избавиться от мусора?
Воспитывать культуру поведения у людей. Не сорить на улице, выкидывать мусор только в специальные контейнеры;
Поддерживать чистоту территории;
Строить сортировочные и перерабатывающие заводы;
Использовать упаковку, которая растворяется в почве;
Использовать вторично некоторые предметы (стеклянные банки, бутылки);
Организовать сбор металлолома и макулатуры.
Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Презентация к уроку
Введение
Одной из актуальных проблем современности становится поиск ответов на вопросы, которые ставит сама жизнь. Вопрос о том, как уберечь мир от экологической катастрофы назрел давно.
Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].
Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.
Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.
Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.
В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:
Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.
Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.
Описание проекта
Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:
Распределение обязанностей среди участников проекта:
Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.
План работы над проектом:
I. Подготовительный этап
1. Обсуждение актуальности темы проекта, обсуждение проблемы загрязнения улиц, озера. Определение цели и задач проекта, постановка гипотезы;
II. Информационный этап
III. Практический этап
Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)
IV. Заключительный этап
Подведение итогов работы над проектом на общешкольной линейке «Лестница успеха», награждение лучших.
Ожидаемые результаты:
Освещение работы школы по экологическому направлению:
Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма
В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.
С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.
Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.
Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].
Исследование: опрос, анкетирование, интервью.
Мы решили выяснить, как относятся к этой проблеме жители прилегающей зоны. Было опрошено 30 жителей ближайшей улицы: 5 чел. – 18-25 лет, 15 чел. – 36-50 лет, 10 чел. – старше 50 лет.
На вопрос «Как вы считаете, кто больше мусорит?»
Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:
Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:
Решение проблемы:
Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].
В прошлом году мы посетили озеро в Рудничном районе, чтобы очистить его берега и лес вокруг от мусора [см. приложение 2].
Пластиковые бутылки мы складывали в отдельные мешки. Всего у нас набралось 45 мешков, затем мы договорились с родителями, чтобы они вывезли и сдали этот пластик на переработку. За это, довольно простое, но очень полезное дело нас наградили грамотой за вклад в развитие экологической культуры населения г. Кемерово от ООО «Кузбасского Скарабея» и «Областной детской эколого-биологической станции» [см. приложение 3].
В 2016 году 7 сентября наш школьный отряд в количестве 35 человек снова отправился по натоптанным тропам, чтобы еще раз провести уборку, ведь это место стало частью нашего коллектива и хранило в себе воспоминания о прошлогоднем осеннем дне, где не было мусора, и мы решили, что так должно быть всегда. По пути мы расклеивали агитационные листовки под названием «Хорошие дела заразительны!», призывающие людей сохранять природу, которые изготовили самостоятельно.
Мы вручали их жителям со словами: «Давайте сохранять чистоту и порядок на водоёмах и берегах!». Всего было расклеено 35 листовок и роздано 54 брошюры [см. приложение 4].
Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.
Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.
Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.
Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].
А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.
Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.
У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:
Зачем сажать деревья?
Озеленение – один из путей улучшения городской среды.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой, их справедливо называют «легкими городов». Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего её плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, Зеленые растения смягчают климат. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна. Животные, исключая хищников, питаются только растениями. Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда радуют глаз человека [10].
Важно помнить, что зелень садов, лесов и парков может сохраняться и развиваться только при общем благоприятном состоянии окружающей среды. Поэтому все меры, направленные на улучшение экологического состояния воздуха, воды и почв, благоприятно влияют на зеленые насаждения. Мы заботимся о них, они помогают нам, вот такой круговорот «заботы» в природе получается.
Каждый год мы организуем акции по озеленению территории нашего района. За 2015-2016 год на территории школы было высажено 55 елей, заложены аллеи первоклассников. В рамках акции «Сирень победы» высажено 52 куста сирени.
В 2016г. по улице Серебряный бор вдоль дороги посажено 56 саженцев берёз. В рамках акции «Шахтёрский огонёк» высажено 46 рябин [см. приложение 16].
Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов
Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.
К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].
Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.
Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.
Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Чтобы обратить внимание жителей района на важность грамотно утилизировать отработанные батарейки, мы проводим информационные минутки и активно участвуем в городской природоохранной акции «Охотники за батарейками».
Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.
Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.
Перспективный план реализации проекта «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» на 2015-2016 г.