Экологические акции для детей в школе
Экологическая акция в школе
Привлечение внимания детей, родителей, всех жителей нашей планеты к экологическим проблемам – дело не одного дня и не одной акции, поскольку экологическая культура каждого человека взращивается в течение всей жизни. Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагали. Вот почему каждому нужно бережно относится к природе, ее богатствам, во избежание катастрофы на Земле.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая акция в школе »
МБОУ «Кваркенская СОШ»
Составили: совет старшеклассников
Руководитель Павлушкина Е.Ю.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Задачи: -понимание совершенных проблем окружающей среды; — развитие критического отношения к результатам деятельности человека; — умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды; — воспитание доброты, ответственного отношения к природе и к людям, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни к себе.
Экологические акции проходят под девизом:
«Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!»
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Одним из приоритетных направлений в школе является экологическое направление. Много добрых и полезных дел провели волонтёры школы. Ребята приготовили презентации для всех обучающихся школы, выпустили стенгазету и распечатали листовки-памятки. С газетой и листовками ребята выступили на родительских собраниях и донесли экологическую проблему до жителей села. Все учащиеся школы принимали активное участие в экологических акциях, субботниках по благоустройству территории школы и села.
Акция в селе проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники.
Акция «За чистоту родного края»
Убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем Парк Победы, территорию школы, село.
Акция «Украсим планету цветами»
В праздник «День земли»учащиеся сеют семена цветов и выращивают цветы
«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
22 марта – Международный день воды
Акция «Каждому певцу по дворцу!»
Совместно с родителями мастерим скворечники.
Можно прикрепить во дворе своего дома, в школе.
на экологические темы
в школьной библиотеке
В теплый солнечный день учащиеся с 5 по 8 класс вместе с классными руководителями выходят на сбор шиповника
«Давайте друзья, везде, где живём, Деревья посадим, сады разведём. Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым лучшим своим друзьям!»
Статья «Организация природоохранных акций в школе»
Тип ресурса: Публикация
Вид ресурса: статья.
Автор:
Трефилова Раиса Поликарповна,
руководитель школьного экологического центра «Эндемик»,
учитель биологии МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с.Карагай, Пермский край
Целевое назначение: заместителям директора по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-предметникам, руководителям детских объединений, педагогам дополнительного образования, студентам.
Аннотация: В статье освещены вопросы организации природоохранных акций в школе, идеи сотрудничества с социальными партнёрами, показана результативность наиболее массовых акций, их значение для достижения целей и задач экологического образования.
Ключевые слова: экологическое образование, природоохранная акция, экологическая культура, социальное партнёрство, сотрудничество, проектная технология.
Экологическое образование является приоритетным направлением деятельности в нашей школе. Большое значение мы уделяем организации природоохранных акций, которые рассматриваем как воплощение экологических знаний в практической работе. Наши учащиеся помнят слова А.П.Чехова: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» [1]. Организация и проведение акций – это действенный инструмент педагогики сотрудничества, объединения различных социальных групп в созидательной деятельности, развития социального партнерства. Начинать подобную работу необходимо с начальных классов, что будет способствовать формированию нравственно-ценностных установок, развитию навыков экологической культуры.
В данной статье представлен опыт работы по организации природоохранных акций в сотрудничестве с социальными партнёрами. При разработке акций используется проектная технология. «Продуктом» акции может быть аллея из деревьев и кустарников, очищенные от бытового мусора лесные массивы, берега рек и прудов, обустроенные родники, сборники научно-практических конференций, отчеты детских экологических объединений, листовки, буклеты, видеофильмы, презентации, подписанные петиции в защиту редких видов животных и др.
В школе разработано «Положение об экологической акции [2]. Для того, чтобы акция прошла успешно, необходимо придерживаться определённых этапов по её подготовке и проведению. Каждый этап важен и имеет свое значение.
1. Выявление проблемы, определение цели и задач, выбор объекта, времени проведения акции, состава участников, социальных партнёров, ожидаемого результата, возможных рисков;
2. Сбор и анализ информации для успешного проведения акции;
3. Формулирование возможных вариантов решения проблемы;
4. Определение критериев эффективности;
5. Выбор оптимального варианта решения проблемы и источников финансирования акции;
6. Организационная деятельность (план акции, ответственные);
7. Реализация (проведение) акции;
8. Аналитический этап.
9. Освещение результатов акции в СМИ.
10. Использование результатов акции для дальнейшей работы школы, экоцентра, экологических объединений.
Существует несколько типов акций: локальные, масштабные, краткосрочные, долгосрочные и др. Мы придерживаемся уровневой классификации: от школьного до Международного уровня. Подобный подход позволяет отработать алгоритмы подготовки акции на школьном уровне, затем продолжить участие в акциях более высоких уровней.
На школьном уровне, начиная с младших классов, проводим акции по благоустройству и пришкольной территории и очистке микрорайона школы от бытового мусора, привлечению птиц, озеленению. С методикой проведения акции ребята знакомятся в 4-5 классах. Используя проектную технологию, учащиеся 5 класса успешно разработали и реализовали акцию «Мы вас ждём, товарищ птица». Пятиклассники привлекли к своей акции администрацию школы, с которой обсудили варианты расположения птичьих гнездовий на пришкольной территории. Убедили индивидуального предпринимателя доставить лесоматериал для изготовления птичьих домиков. Родители активно включились в эту акцию, помогли развесить птичьи домики, изготовленные детьми. Учащиеся среднего и старшего звена разрабатывали акцию по ресурсосбережению. Школьники контактировали с организациями, которые снабжают школу водой, теплом, энергией, выявили способы экономии этих ресурсов в школе, провели просветительскую работу в классах. Мониторинг показал эффективность данной акции, т.к. потребление электроэнергии в школе сократилось.
Учащиеся ежегодно активно подключаются к краевым акциям: «Дни защиты от экологической опасности», «Батарейки собери – ёжиков спаси», «Зелёные символы». Экологический совет «Эколидер» принимает решение об участии в этих акциях, определяет объём участия и распределяет участки работы. Очень заинтересовала акция «Батарейки собери – ёжиков спаси», учащимися за неделю собрано 1200 батареек.
Продолжается работа по акции «Зелёные символы Пермского края». Здесь мы сотрудничаем с факультетом лесоведения ПГСХА и Пермским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры». Лиственница объявлена зелёным символом Карагайского района. На пришкольной территории имеются посадки этого дерева. Учащиеся провели исследование посадок лиственницы в селе и районе, у жителей села узнали историю этих посадок, выявили их экологическое состояние, оформили буклеты об этом дереве, распространили среди населения. В рамках движения «Друзей заповедных островов» участвуем в мероприятиях заповедника «Басеги». Продолжаем наше давнее сотрудничество с краевым эколого-биологическим центром, который организует для учащихся края экологические конкурсы в акциях «Чистая вода», «Зелёное лето», «Лидер в экологии» и др.
Более 15 лет учащиеся школы участвуют в российских и международных акциях «Марша парков» Центра охраны дикой природы. В течение четырёх лет сотрудничаем с Неправительственным экологическим Фондом имени В.И. Вернадского по организации акции «Зелёная весна». Природоохранную акцию «С любовью к России мы делами добрыми едины» проводит Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета». На базе нашей школы создано региональное отделение ООДЭД «Зелёная планета». К этой акции вместе с нами ежегодно подключаются многие детские экологические объединения Пермского края. В ходе акций осуществляется благоустройство и озеленение пришкольных территорий, парков и скверов. Саженцы для дендрария предоставляют родители учащихся и индивидуальные предприниматели, занимающиеся выращиванием декоративных кустарников и деревьев, саженцы для высадки на улицах села – Карагайский лесоучасток.
Результаты природоохранных акций освещаются на сайте школы, в школьной газете «Экологический вестник», в районной газете «Приобвинский край», в сборниках экологических конференций, буклетах и листовках.
Хорошо организованные и подкреплённые сотрудничеством с социальными партнёрами природоохранные акции имеют большой воспитательный эффект. Школьники осознают значимость своего труда, видят позитивные результаты природоохранных акций, ощущают поддержку социальных партнеров. Участие в природоохранных акциях, сотрудничество с организациями-партнерами повышает имидж школы, позволяет учащимся расширить горизонты познания окружающего мира, содействует самореализации наших школьников, что помогает им определять и поддерживать свою «экологическую нишу» в социуме.
Перечень мероприятий экологической направленности
экологической направленности, проведенных
в 2016-2017 учебном году в
МАОУ «Вахтанская средняя школа»
Экологический урок «Хранители воды»
Цель : донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы ;
— расширить и обогатить кругозор учащихся о воде.
— раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод.
— развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.
— воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Устный журнал «Живая газета «Зеленые странички»»
Цель: знакомство с полезными свойствами растений.
Задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире;
• обогащать словарный запас детей;
Цели : расширение и углубление экологической культуру детей
Цель : формирование положительного отношения к изучению окружающей среды.
Задачи:
— формирование у детей умений и навыков мыслительной деятельности,
— расширить кругозор учащихся в игровой форме,
-формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к природе.
— формировать умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других.
Экологическое мероприятия «Экологический калейдоскоп»
Цели: воспитывать чувство любви к природе, уважение ко всему живому Задачи:
— помочь детям осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли,
— формировать экологическую культуру,
— способствовать формированию у детей представление о планете Земля как общем доме для всего человечества, где нужно правильно и разумно распоряжаться имеющимися богатствами.
«Вотчина жизни», «Заповедные места России»,
«Они нуждаются в защите»
Цель: расширение кругозора детей, воспитания экологической культуры и ответственности за родную землю
Внеклассное мероприятие «Экология и культура – будущее России»
Цель: Обсудить проблемы охраны атмосферы и возможные последствия её загрязнения для природы и общества
1.Стимулировать познавательную активность обучающихся
2. Содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции
3. Развивать интерес к биологии, химии
4.Воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать коллективно
Внеклассное мероприятие « Экологические проблемы современности».
Цель мероприятия: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества.
Проекты экологической направленности
Цель: Закрепить и проверить знания детей о видах экологических проблем и способах их решения.
Вызвать стремление деятельности школьников по защите природы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Задачи:
— разработать и защитить экологический проект;
— закрепить навыки проектной деятельности;
— развить творческие способности и творческую индивидуальность учащихся;
— ответить на вопросы тестов.
— понимают и формулируют проблему как самостоятельно, так и с помощью учителя,
— формулируют самостоятельно или под руководством учителя цель и задачи для решения поставленной проблемы;
— планируют собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
— самостоятельно оценивают правильность выполнения действий,
— вносят необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— самостоятельно контролируют свое время и управляют им.
— работают в группах: распределяют спланированные действия в соответствии с поставленными задачами;
-осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую помощь;
— высказывают собственную точку зрения, ее доказывают или опровергают;
— слушают и слышат другое мнение, ведут дискуссию, оперируют фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения;
-анализируют и оценивают информацию;
-находят нужную информацию: выделяют главное, сравнивают фрагменты;
-знакомятся с разными видами профессий;
-строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
— осознание значимости в коммуникативной компетентности в общении между детьми старшего и младшего возраста;
— формирование ответственного отношения к учению ; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— понимание потребности в самообразовании и самовоспитании.
Всероссийский экологический флешмоб
Программа тематически разделена на две части: инфраструктурную и просветительскую. Инфраструктурная включает в себя расстановку контейнеров и сбор пластика в школах, университетах и дворах. Просветительская часть, в свою очередь, направлена на обучение населения раздельному сбору отходов и развивает данную культуру на всех уровнях: от отдельного человека до общества в целом.
Участие в конкурсах
Всероссийский конкурс: Животные «Красной книги России»
Формирование экологической культуры и активной жизненной позиции подрастающего поколения по отношению к проблеме сокращения видового разнообразия растительного и животного мира отдельных регионов и планеты в целом.
1.. Привлечение внимания мировой общественности к существующим проблемам охраны окружающей природной среды;
2. Развитие международного детского сотрудничества в области экологии на основе обмена опытом по осуществлению разнообразной творческой и природоохранной деятельности;
3. Популяризация бережного отношения к природным богатствам планеты, России и своей малой родины средствами художественного изобразительного творчества;
4.Воспитание у детей разных стран и регионов бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям в соответствии с принципом сохранения культурного и природного разнообразия;
«География Большой Страны»
Наши цели и задачи
Активизация интереса учащихся в области экологии Воспитание любви и бережного отношения к природе Привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам России
Всероссийский интернет- проект «Экобум»
Цель – привлечение внимания молодежи к проблеме переработки отходов и
сбора вторичного сырья.
2. Задачами Конкурса являются:
3. Формирование экологического сознания и экологической культуры;
4. Воспитание ответственного отношения к природе;
5. Воспитание патриотизма к своей малой Родине;
4 Молодежный конкурс социальной экологической рекламы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
Конкурс проводится с целью приобщения учащихся к решению вопросов защиты окружающей среды, улучшению взаимодействия молодых людей с природным окружением, предоставления молодежи возможности посредством художественного решения выразить свое отношение к экологическим и социально-экономическим последствий от потери биоразнообразия в результате действия человечества, а также сокращения таких потерь, и привлечения молодых талантов к созданию социальной рекламы.
1) содействие формированию у молодежного сообщества принципов бережливого отношения к окружающей среде;
2) вовлечение молодежи в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания;
3) повышение экологической культуры молодежи посредством размещения социальных работ участников Конкурса в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации.
Международный конкурс «Экотрадиция 2017
Открытый Всероссийский конкурс детского экологического плаката, проводимого в рамках Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»
1. Целью Конкурса является реализация творческих идей для развития и популяризации защиты окружающей среды.
2. Становление и развитие экологического сознания, природосообразного поведения и творческой инициативы подростков.
Выявление и поощрение активных и талантливых учащихся образовательных организаций в возрасте 11-14 лет, участвующих в просветительских мероприятиях в области экологии, охраны, изучения природы и защиты окружающей среды. Демонстрация умений и достижений участников конкурса в изобразительном искусстве, искусстве плаката.
Открытый Всероссийский конкурс «Эколидер», проводимого в рамках Акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе»
Целью Конкурса является становление и развитие экологической культуры, экологического сознания и мышления школьников, поощрение творческой инициативы.
1. Мобилизация учащихся на реализацию программ улучшения экологической обстановки.
2. Выявление будущих активистов экологической сферы и формирование лидерских качеств среди учащихся старшей школы.
3.Стимулирование навыков самостоятельной исследовательской работы и активной природоохранной деятельности в партнерстве с профильными ведомствами и местными органами власти.
3.Стимулирование качественного и количественного роста школьных проектов, направленных на сохранение окружающей среды.
IV республиканский конкурс видеороликов PaZOOM-2017, посвященный Году экологии в России «Экология родного края»
Расширение кругозора, развитие наблюдательности, эстетического вкуса, творческого
подхода к решению поставленных задач.
Вовлечение молодежи в сферу социального творчества, нравственного и гражданского
Повышение интереса обучающихся к использованию современных информационных
Республиканский конкурс экологических видеороликов «Планета у нас одна!»
повышение экологической культуры общества;
содействие формированию у населения принципов бережного отношения к окружающей среде;
воспитания любви и ответственного отношения к природе;
совершенствование творческих навыков молодежи;
привлечения внимания населения к современным экологическим проблемам;
вовлечение молодежи в социально-значимую экологическую деятельность;
воспитание патриотизма населения;
популяризация лучших конкурсных работ социальной рекламы в СМИ.
Всероссийский интернет-проект «Многонациональная Россия – взгляд в будущее»
выработать у учащихся понимание необходимости внимательного и бережного
отношения к своим «корням», истории своей страны;
осуществить посильную пропаганду гуманистических, гражданско-патриотических, семейных ценностей, используя для этого современные
способствовать формированию активной позиции в сфере охраны природы;
способствовать воспитанию социальной культуры;
создать на базе школы комфортные условия для распространения современных информационно-коммуникационных технологий;
создать инициативную команду;
научить учащихся активным и продуктивным действиям по поддержанию единства нашей многонациональной страны, экологической безопасности нашей планеты;
воспитывать толерантные, дружеские отношения среди людей разныхнациональностей;
научить учащихся социальной активности, в том числе, с помощьюблаготворительных акций;
изучить возможности для самовыражения (в том числе, с использованиемсовременных информационно-коммуникационных технологий) при доброжелательном общении между разными людьми;
вовлечь в реализацию проекта как можно больше участников.
Участие в общепоселковой акции «Чистый посёлок»;
Цель: убедить учащихся в необходимости бережного отношения к окружающей среде и природе в целом.
— прививать экологическое мышление;
— сформировать основы экологической культуры;
— научить решать экологические задачи и проблемы;