Экономическое обоснование скидки пример
Экономическое обоснование целесообразности реализации товара на условиях предоставления скидки с отпускной цены
Лекция 4. СКИДКИ С ОТПУСКНЫХ ЦЕН В ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Виды скидок с отпускных цен, предоставляемых поставщиками
При реализации товаров
Скидка (от англ.discount) –сумма, уступаемая продавцом товара покупателю с целью расширения рынка сбыта и увеличения объемов продаж, покрытия отдельных затрат.
Широкое распространение получили следующие виды скидок с отпускных цен, предоставляемых поставщиками (организациями-производителями (импортерами)) при реализации товаров.
Скидка за объем партии – скидка со сформированной в установленном законодательством порядке отпускной цены, предоставляемая поставщиками покупателям за разовое приобретение ими товара одного наименования в определенном количестве (весе, объеме) или на установленную сумму, превышающую установленную величину минимальной партии.
Накопительная скидка за оборот (бонусная скидка) – скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщиками, как правило, постоянным покупателям при приобретении ими товара в определенном количестве или на установленную сумму не единовременно, а в течение определенного периода времени (месяц, квартал), при котором суммарный объем закупок должен достичь установленного договором размера оборота для предоставления бонусной (накопительной) скидки (системы бонусных скидок).
При этом в порядке применения скидок должно быть дано определение постоянного покупателя (например, постоянный покупатель – покупатель, который приобретает товар не реже 1 раза в месяц (квартал) и т.п.
Скидка за количество или серийность (прогрессивная) – скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщиками, как правило, постоянным покупателям при регулярном приобретении ими заранее определенного количестваоднотипного (серийного) товара.
Скрытая скидка – скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщиками, как правило, постоянным покупателям дополнительных сервисных услуг, бесплатных образцов товаров, льготных или беспроцентных кредитов, увеличение гарантийного срока обслуживания и т.п.
Специальная скидка– скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщиками, как правило, постоянным привилегированным покупателям, в заказах которых они особо заинтересованы, за длительность отношений, регулярность или устойчивость заказов и т.п.
Дилерская скидка – скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщиками, как правило, крупными фирмами-производителями (импортерами) своим постоянным представителям или торговым посредникам по сбыту (например, диллерам, дистрибьютерам) за реализацию ими товаров, продвижение которых к конечному потребителю требует повышенных затрат, например, на рекламу, складирование и других затрат.
Скидка за условия (сроки) оплаты товара– скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщикамипокупателям за предварительную или авансовую оплату товара, а также при оплате товара в полном объеме или по частям ранее установленного договором предельного срока.
Сезонная скидка – скидка с отпускной цены, предоставляемая поставщиками покупателям при приобретении товара вне сезона или накануне завершения соответствующего сезона, при продаже вышедших из моды, устаревших товаров (моделей), а также при продаже овощей и фруктов в сезоны их заготовки и т.п.
Экономическое обоснование целесообразности реализации товара на условиях предоставления скидки с отпускной цены.
Предоставление скидки с установленной отпускной цены осуществляется поставщиками за счет снижения размера плановой прибыли от реализации товара, учитываемой при определении отпускной цены.
Прирост размера фактической прибыли от реализации каждой дополнительной единицы товара по отпускной цене, установленной с учетом предоставляемой скидки, может быть обеспечен за счет роста объемов его производства и продаж. При этом нижний предел предоставляемой скидки должен обеспечить безубыточную реализацию товара, т.е. применение отпускной цены, сниженной на размер предоставленной скидки, не должно привести к убыточности производства (реализации) этого товара (группы товаров).
В связи с этим экономическое обоснование целесообразности реализации товара на условиях предоставления скидки с отпускной цены осуществляется путем определения величины (процента) прироста объемов его производства и продаж (в натуральном выражении), необходимого для получения размера плановой прибыли, учитываемой при определении цены без учета скидки, по формуле:
где – величина (процент) прироста объема производства и продаж товара (в натуральном выражении) при его реализации поотпускной цене, сниженной на размер предоставленной скидки, %;
– размер скидки, предоставляемой субъектом предпринимательской деятельности с установленной отпускной цены на товар, %;
– удельный вес переменных (прямых) расходов, непосредственно связанных с производством товара, в структуре отпускной цены, %.
Мероприятия, необходимые для достижения эффективности предоставления субъектами предпринимательской деятельности – организациями-изготовителями или импортерами скидок с установленных отпускных цен:
– поиск резервов роста объема производства и реализации товаров (его максимизация);
– организация производства в многосменном режиме (в вечернюю (ночную) смену));
–совершенствование производственных мощностей и оборудования, необходимых для производства дополнительного объема товара;
–наличие достаточной численности квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для производства дополнительного объема товара;
–наличие собственных и (или) необходимость привлечения заемных источников финансирования, необходимых для производства дополнительного объема товара;
– минимизация издержек производства и реализации товаров (применение эффективных технологий и др.);
– детальное изучение конъюнктуры рынка;
– проведение маркетинговых мероприятий по совершенствованию ценовой политики, поиску рынков сбыта товаров и др.;
– проведение рекламных мероприятий;
– оптимизация сбытовой и товарной политики;
– другие мероприятия, способствующие улучшению финансового состояния организации.
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Как рассчитать экономическую эффективность скидки
Дмитрий Гурьев Управляющий партнер консалтинговой компании UCS Group
Журнал «Sales business» № 12 за 2005 год
Принципы применения скидок
Прежде чем перейти к непосредственному описанию видов скидок и к их экономической оценке, следует остановиться на принципах их применения, выполнение которых должно обеспечивать эффективность всей системы скидок.
Во-первых, применение системы скидок должно привести к положительному экономическому эффекту. То есть скидки не должны восприниматься как неизбежное зло, с которым приходится мириться компании. Напротив, они должны служить, по крайней мере, сохранению уровня прибыльности, а лучше — его повышению.
Во-вторых, предоставляемая скидка должна вызывать у покупателя реальный интерес и стремление к выполнению оговоренных условий.
В-третьих, система скидок должна быть проста и понятна клиентам и сотрудникам компании. Наличие в одной системе одновременно большого количества разных видов скидок может создать путаницу и непонимание у покупателя и значительно затруднить работу отдела продаж.
Основные виды скидок
Прогрессивные скидки при больших объемах закупки
Это наиболее распространенный вид скидок. Компания устанавливает их прогрессивную шкалу в зависимости от объема партии товара или объема закупок за определенный период. Однако в большинстве случаев такие системы составляются интуитивно и очень часто являются недостаточно эффективными.
Для расчета шкалы скидок может служить принцип не уменьшения уровня прибыли — прибыль при цене со скидкой и новым объемом продаж должна быть не меньше, чем при начальных значениях цены и уровня продаж.
Учитывая этот принцип, можно вывести формулу для расчета скидок.
где текущая маржа — это выручка за вычетом переменных затрат для производственного предприятия или стоимость закупки для торговых компаний. Если у торговой компании большая величина собственных переменных затрат, то их так же следует добавлять к стоимости закупки;
желаемый прирост маржи — это показатель желаемого прироста маржи по отношению к текущему уровню.
Как видно из формулы, для расчета шкалы скидок используются укрупненные данные (маржа и процент наценки) по товарной категории. При этом в самой товарной категории может содержаться большое количество товарных позиций с разными ценами, единицами измерения и объемами продаж.
Использование исходных данных по категории продуктов делает формулу легко применимой на практике, так как шкалу скидок приходится разрабатывать целиком для категорий товаров, а не для отдельных позиций.
Возможны два варианта применения формулы:
- 1) если клиент просит дополнительную скидку, то компания должна решить, какие встречные условия предложить, для того чтобы как минимум сохранить уровень прибыли;
2) разработка общей шкалы скидок для всех клиентов по определенной товарной категории.
ПРИМЕР 1
Клиент просит дополнительную скидку
Допустим, клиент ежемесячно закупает определенную категорию товаров на сумму 40 000 рублей с учетом предоставленной клиенту скидки 2 %. То есть по прайс-листу такая партия стоит 40 816 рублей (40 000 руб/(1–2 %/100 %)). Средняя торговая наценка по данной товарной категории составляет 25 %. Таким образом, закупочная цена рассматриваемой партии товара равна 32 653 рубля (40 816 руб/ (1 + 25 %/100 %)), а текущая маржа 7347 рублей (40 000–32 653).
Итак, клиент просит большую скидку. Например, 4 % или 7 %. Какие встречные условия должна предложить компания для того, чтобы сохранить уровень прибыли? Допустим, для уровня скидки в 7 % и более компания установила желаемый прирост маржи в 1000 рублей по сравнению с предыдущим уровнем 7347 рублей. Рассчитаем по приведенной выше формуле необходимый объем продаж в денежном выражении для каждого уровня скидки (см. табл. 1).
Показатель |
Показатель |