гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.

Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».

Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.

Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре.

Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».

Источник

Знакомим ребенка с гласными и согласными буквами русского алфавита

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

Источник

Учим ребенка произносить гласные звуки

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку Елена Телешова
Учим ребенка произносить гласные звуки

Учим ребенка произносить гласные звуки

Речевой материал, предложенный в статье, способствует чёткому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи. При изучении гласных звуков детям предлагаются слова, в которых данный звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более длительно, вырабатывается умение выделять звук голосом.

1. Знакомимся с гласным звуком «А» произносим, широко открывая ротик, как бегемотик, как птенцы; голос звучит (положить руку ребёнка на горло при произнесении звука, поёт, значит, звук «гласный«.

— А-а-а!- заплакала Алёнка

Алый цветик сорвала и Алёнушке дала!

Астры прелестные, астры чудесные, очень похожи на звёзды небесные.

Учите детей произносить ударный звук «А» более длительно (заплааакала, сказааала, ааастры).

Учите детей произносить ударный звук «У» в словах более протяжно.

Утром мы в реке поймали новой удочкой уклейку (название рыбы,

А потом уж повстречали уток целую, семейку.

Утка на пруду учит своих утят:

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится: ну, что из них получится?

А коровы в лад ему затянули:»Му-му-мууу»!

Как кукует кукушка? (Ку-кууу, ку-куу).

У леса на опушке, высоко на суку,

С утра поёт кукушка: ку-кууу, ку-ку-кууу!

3. Знакомимся с гласным звуком «О». Когда мы его поём, делаем «бублик»- губы округлые и чуть вытянуты вперёд. Произносим звук «О» делаем губы круглыми, как колесо. Учите детей произносить ударный звук «О» в словах более протяжно.

Что с тобою?- Я плохая!

Я ногой толкнула кошку,

На пол бросила картошку,

Кашу манную не ела.

Быть хорошей надоело!

Не пора ли Оле спать,

Чтоб опять хорошей стать?

Заглянула к нам овца,

Очень добрые глаза.

4. Знакомимся с гласным звуком «Ы». Когда мы его поём, то растягиваем губы «улыбаемся», видно зубы. Голос звучит, поёт, значит, звук гласный. Учите детей произносить ударный звук «Ы» в словах более протяжно.

Мышка мыла мылом нос,

Мыла уши, мыла хвост,

Мыла так, что стала белой

И от счастья мыло съела.

Мышка, мышка, длинный хвостик, ты не прячься глубоко,

Приглашает кошка в гости пить парное молоко.

Мышка в норке пропищала:

-Пусть поищет чудака, я достала крошку сала,

Обойдусь без молока.

Задайте детям вопросы: что и чем мыла мышка? (Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост). Как она всё это мыла и что с ней стало? (Мыла так, что стала белой и от счастья мыло съела).

Добивайтесь от ребёнка ответов строчками из стихотворения.

Белый столб стоит на крыше

И растёт всё выше, выше.

5. Знакомимся с гласным звуком «Э». Это гласный звук, поём, открыв рот. Спойте звук,которому не нравятся шалуны: э-э-э-э-э. Пропойте звук «Э»в словах: эхо, эскимо, этикетка, экран, экскаватор. Неторопливо прочитайте стихотворение

От сильной жары эскимо потекло

Надо скорее кушать его.

Задайте ребёнку вопросы: от чего потекло эскимо (От сильной жары эскимо потекло). Что ним надо сделать? (Надо скорее кушать его). Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.Выучите:

Эта кнопка и шнурок –

Сладкоежка буква Э.

У меня живот. (болииит).

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему. (штанииишки).

Не поеду без. (бензииина).

Посмотрите на рисунок: кто здесь нарисован? (Курица с цыплятами).Как пищат цыплята, когда хотят есть (Пи-пи-пиии).Предложите ребёнку пропищать, как цыплята. Следите за тем, чтобы звук «И» произносился более протяжно. Прочитайте и заучите с ребёнком стихотворения:

Индюк из города идёт,

Игрушку новую везёт.

Игрушка не простая –

Играл воздушный шар с иглой

И вот лежит он чуть живой.

Игрушки, всем вам ясно?

Играть с иглой опасно!

Итак, мы с вами познакомились с гласными звуками. А теперь повторим пройденный материал и закрепим. Добиваться от ребёнка чёткого, правильного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) при произнесении гласных звуков («А», «О», «У», «И»). Учить произносить стихотворение, не спеша, чётко выговаривая каждое слово. Добиваться, чтобы ребёнок произносил текст стихотворения правильно. Теперь дайте задание назвать нарисованные предметы, чётко произнося первый звук в каждом слове (аарбуз, уутюг, ииголка, оослик). Вспомните, какие животные и птицы умеют произносить эти звуки (кваа, каар, гаав, муу, уу-гу-ух, ии-аа, и-го-гоо, чик-чирик, пии). Подумайте, и вместе с ребёнком вспомните, какие имена девочек и мальчиков, начинающиеся на эти звуки, вы знаете (девочек: Аанна, Аалла, Аалиса, Аанфиса, Ульяна, Иирина, Иинна, Оольга, Ооксана, Оолеся и др. ;мальчиков: Аалександр, Аартём, Аалексей, Аантон, Аандрей, Иигорь, Ииннокентий, Ииван, Иилья, Оолег). Какие фрукты начинаются на эти звуки (аапельсин, аананас, аабрикос, аавокадо, аайва; уурюк; иинжир). Посмотрите вокруг себя названия, каких предметов начинаются на эти звуки.

Использованы материалы Колесниковой Е. В.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенкуКонспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенкуКонспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «гласный.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенкуКонсультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенкуЛогопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенкуМастер-класс по изготовлению книжки «Гласные звуки» Авторы: Медведева Надежда Федоровна Баринова Валентина Павловна Чернявская Надежда Федоровна Дидактическая книжка из фетра «Гласные буквы».

Источник

Лучший способ изучения букв. Часть 1

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенкуСергей Поляков автор методики раннего обучения детей

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его научили: Бэ, Вэ, Гэ. или Бы, Вы, Гы. иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: «Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?» Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких «уроков», построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто «гласными»). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю. Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не «спотыкался» на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

Урок № 1: гласные буквы а-я, о-ё

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё.

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: «Это — А«. Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: «Это — Я«; потом — «Это — О«; а потом — «Это — Ё«. Каждую карточку показывайте не дольше секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

«Это — А«

«Это — Я«

«Это — О«

«Это — Ё«

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова «Это. » нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить «это А» или «буква А«. Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

игра. «Ветер». Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: «Налетел ветер и перемешал всех братиков». Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

игра. «Прятки». Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: «Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я

игра. «Перепрятки». Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

игра. «Ворона». Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: «Ворона летела, летела, летела, летела и. буковку съела». Быстро накройте ладонью одну из букв: «Какую букву ворона съела?» Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: «Рядом с О. Правильно, Ё!» Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

игра. «Карты». Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: «Что это?» Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, АЯ и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: «В другой раз доиграем».

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

«Это — А«

«Это — Я«

«Это — О«

«Это — Ё«

«Это — У«

«Это — Ю«

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день.

Урок № 3: гласные у-ю, ы-и

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

«Это — А«

«Это — Я«

«Это — О«

«Это — Ё«

«Это — У«

«Это — Ю«,

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показ трех пар гласных (О — Ё, У — Ю, Ы — И).

Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А — Я, достаньте следующую изготовленную вами пару Ы — И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.

Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы,— И).

гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Смотреть картинку гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Картинка про гласные буквы что это такое как объяснить ребенку. Фото гласные буквы что это такое как объяснить ребенку

Урок № 4: закрепление всех гласных

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

АЯ
ОЁ
УЮ
ЫИ

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не «встречаются» при показе: когда «пришла» буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже «ушла». Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *