гласные звуки и гласные буквы чем отличаются
Что такое гласные звуки и буквы в русском языке?
Содержание:
Чем буквы отличаются от звуков?
Буква – способ обозначения слов на письме. Мы их видим и пишем. Речевой аппарат не участвует в создании графического символа.
Звуки человек произносит и слышит, они позволяют различать слова по значению, т.к. играют смыслоразличительную роль. Здесь требуется работа дыхательных органов.
В русском алфавите 33 буквы и 43 звука.
Что такое гласный звук?
Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:
Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
А, О, У, Ы, Э показывают, что впереди стоящий согласный будет твердым. И, Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость предшествующего согласного.
Сколько звуков может обозначать гласная буква?
Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель. Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).
Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.
Какие бывают гласные звуки?
Типы гласных звуков определяются позицией в слове:
Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:
Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:
Йотированные звуки произносятся с [j]:
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Таблица гласных букв и звуков
Буквы | Звуки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ударном положении | В безударном положении | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а | [а́] лавр [лавр] | [а] ло́дка [ло́тка] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
е | [’э́] те́сто [т’э́сто] | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ё | [’о́] пёс [п’ос] | не бывает | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
о | [о́] торт [торт] | [а] вода́ [вада́] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
у | [у́] стул [стул] | [у] пурга́ [пурга́] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ы | [ы́] пры́гнул [пры́гнул] | [ы] прыжо́к [прыжо́к] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ю | [’у́] лю́стра [л’у́стра] | [’у] слюна ́ [сл’уна́] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
я | [’а́] пять [п’ат’] |
Буквы | А | Е | Ё | И | О | У | Ы | Э | Ю | Я |
Гласные звуки | А | Э | О | И | О | У | Ы | Э | У | А |
Согласные звуки | Й | Й | Й | Й |
Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.
Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я
Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук [й]?
Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: [дом], [дым], [дача], [кот], [рыба]. Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.
Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: [рэка], [мот], [лубоф], [мач].
Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — [р’ э к а];
мёд — [м’ о т];
любовь — [л’ у б о ф’];
мяч — [м’ а ч’].
Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару
яблоко — [й’ а б л о к о].
То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ
Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: [к’иска], [м’иска], [л’иса]. В ударной позиции букве и соответствует звук [и]. Однако в разговоре звук [и] слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.
То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – [и].
Памятка «Гласные звуки и буквы»
Видео «Гласные буквы и звуки»
Кто ударил гласный?
Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:
Об этом выше было сказано: звук [и] может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – [м а л а к о];
серпантин – [с’ и р п а н т’и н];
вездеход – [в’ и з д’ и х о т].
Случилась странная история – в слове молоко звук [а] обозначен буквой о в безударных слогах, а звук [и] на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – [м а л о ч’ н’ и к].
В слове молочник под ударением остался звук [о], без ударения мы слышим [а]:
молоко – молочный ([м а л а к о]- [м а л о ч’ н’ и к]).
Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:
Подводим итоги
Подводя итоги, нужно вспомнить главное:
Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.
Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?
Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:
Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.
Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».
Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».
Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.
Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!
А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».
Гласные звуки и буквы
Что такое гласный звук?
Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв?
Какие гласные буквы могут обозначать два звука?
Какие бывают гласные звуки?
Как узнать, сколько в слове слогов?
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ | |||||
[а] | [о] | [у] | [и] | [ы] | [э] |
2. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв 10. Буквы А, О, У, Ы, Э обозначают твёрдость предыдущих согласных звуков, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е обозначают мягкость согласных звуков.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ | |
А О У Ы Э | Я Ё Ю И Е |
обозначают твёрдость согласных звуков | обозначают мягкость согласных звуков |