глина глину ворует предания о лазаре что значит
Вопрос, который перед нами ставит Великая Среда: где живут современные иуды и каиафы?
Последней точкой, побудившей утвердить смертный приговор, стало воскрешение Лазаря и многолюдное, почти всеобщее почитание Христа за Мессию. Представители иудейской элиты боялись Его. Но не из-за страха Божьего. Сегодня мы бы сказали, что они «дрожали за свои кресла». Еврейские старейшины испугались того, что Воплотившийся Бог отнимет у них власть, деньги и положение в обществе. Поэтому корыстный интерес был облечен в форму народного блага и национальных интересов. Иудейская аристократия увидела во Христе не Бога, но конкурента. И поэтому решилась на убийство Господа.
О, какое страшное преступление совершили люди!
Воистину это было духовным продолжением и войны диавола против Бога, и грехопадения первых людей, которое произошло из-за того, что человечество отвернулось от Всевышнего и влюбилось в тварь, в материю и в те страсти, которые разжигаются с помощью нее.
Церковное Предание нам повествует о том, что святой праведный Лазарь Четверодневный, бывший епископом острова Кипр, никогда не смеялся после воскрешения. Четыре дня его душа провела в аду. Он там насмотрелся такого! Конечно, ему было не до смеха. Святой засмеялся только один раз, когда увидел, что человек на рынке ворует глиняный горшок. И это была горькая улыбка. Лазарь сказал: «“Глина” глину ворует». Удивительные слова!
Душа человеческая вместо того чтобы возлюбить Бога и оживотвориться-обожиться на пути к Нему, просветиться Его Нетленным Светом и просветить Им всю тварь, стала рабыней этой твари и добровольно обрекла себя на муку и на ад. Обрекла в первую очередь потому, что предмет ее обожания будет разрушен, а страсть, питаемая им, будет жить и пламенным огнем пожирать своего носителя-человека. Это и есть добровольный ад, на который обрекают себя люди и который начинается еще здесь, на земле.
Иуда Искариот становится духовным «сродником» еврейских старейшин и первосвященников. Может быть, даже он был и кровным их родственником. Ведь Кариот – это город в Иудеи, а Иуда был именно из Кариота. Как только он чувствует опасность, как только «видит» уже нарождавшуюся на горизонте земного странствования Спасителя Голгофу, увенчанную Крестом, то понимает, что не быть ему министром в царстве Машиаха. А голову надо класть на плаху за какое-то невидимое Царство. Иуда надеется переиграть ситуацию в свою пользу. И предает Христа за довольно большие деньги.
Но, дорогие братья и сестры, хочется сказать, что эта история имеет не только конкретно исторический смысл, но и духовный смысл для каждого из нас. Разве не было у нас в жизни случая, когда мы предаем Господа за страсти свои и обладание материальными благами, ради насыщения ненасытимого греха? Разве мы не проводим внутри своего сердца действительно фарисейский совет, на котором ищем путей, как бы обойти заповеди Божии и одновременно и совесть успокоить, и грех насытить, нарядив его в «благостненькую» одежду?
Разве этого не происходит с нами и в нас? Разве часто мы не приходим в храм только лишь за решением частных материальных вопросов, а не для общения с живым Богом?
Глина глину ворует предания о лазаре что значит
Казанско-Предтеченский-Храм Г-Катав-Ивановска запись закреплена
Есть церковное предание о Лазаре: он жил потом на Крите и был впоследствии епископом. Лазарь, братья и сестры, никогда не смеялся. Память загробного пребывания, этой жуткой реальности, его ужаснула навсегда легла на его душу тяжким грузом. Говорят, что только один раз засмеялся Лазарь, когда однажды увидел, как человек ворует горшки глиняные. Его спросили о причине смеха, и Лазарь ответил: «Глина ворует глину!» И еще говорит предание, что он во рту носил всегда какую-нибудь сладость, мед или изюм, потому что гортань его всю жизнь помнила горечь преисподней. Вкус ада был во рту Лазаря.
Лазарь был жителем Вифании, местечка рядом с Иерусалимом. Его и двух его сестер, Марию и Марфу, Христос часто посещал. Незадолго до Пасхи Лазарь заболел; Христос в это время был далеко. Сестры Лазаря отправили Иисусу печальную весть: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Христос ответил загадочно: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией».
Но в Вифанию Христос пришел лишь тогда, когда Лазарь уже преставился. Первой его встретила безутешная Марфа. Она обратилась к нему со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». Спаситель ответил ей странно: «Воскреснет брат твой». А когда перед ним предстала Мария и другие скорбящие родственники Лазаря, Иисус прослезился и спросил, где Лазарь погребен. Вместе со всеми подошел он к пещере, в которой покоилось тело Лазаря, и велел убрать камень от входа. Марфа заметила, что брат ее умер уже четыре дня назад и обратила внимание на запах телесного тления. Однако Христос совершил молитву и по окончанию ее громко произнес: «Лазарь, иди вон!»
Трудно представить, что испытали люди, собравшиеся у места захоронения, поскольку они, как писал святитель Амфилохий Иконийский, «своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак».
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВОСКРЕШЕНИЯ
Таким образом, воскресив Лазаря, Христос показал силу Бога и доказал возможность Спасения и Воскрешения.
События, которые последовали за этим, были трагическими. На следующий день Иисус вошел в Иерусалим, тот город, что принял его как Царя, но затем подверг истязаниям и мученической смерти. Но после чудесного возвращения Лазаря к жизни пройдет неделя, и случится главное чудо мира — воскресение Христа.
А потом пройдет еще немного времени, и праведник Лазарь покинет Иудею, спасаясь от гонений. Он найдет пристанище на Кипре в 33 году нашей эры, и вскоре станет там епископом Китиона (Ларнака).
До последнего своего дня Лазарь был верен вере Христа и проповедовал ее. Он умер спустя тридцать лет после первой своей смерти и удивительного воскресения, и завершил свой жизненный путь на том же Кипре. Лазарю было 63 года.
Обретение мощей Лазаря состоялось в 890 году. На мраморной раке было написано «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Спустя восемь лет император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. К началу X века над его могилой в Ларнаке возвели Церковь Святого Лазаря. А менее полувека назад, в 1972 году, во время раскопок в церкви была обнаружена мраморная рака с останками человека. Их идентифицировали как мощи святого Лазаря: очевидно, при Льве Мудром останки святого были перевезены не полностью.
Сегодня первой могилой Лазаря — тем местом, где произошло его Воскресение — владеют мусульмане, которые также относятся к этому месту как к святыне. Неподалеку от этого места расположены две церкви — католическая и православная. Вифания, где жил когда-то Лазарь и его сестры, также сменила название — одно время она называлась Лазарионом, а позже стала Эль-Азарией.
По чужим
следам
Каждая страна, большая или маленькая, очень дорожит своими легендами и сказаниями. А их герои порой становятся настоящим достоянием нации! Илья Муромец, Робин Гуд, Жанна д’Арк, Зорро. Конечно, граница между вымышленными персонажами и реально жившими на свете личностями сегодня почти стерлась. Ведь когда читаешь о странствиях и приключениях, чудесных деяниях и подвигах, совершенных сотни лет назад, сложно представить, что всё это происходило в действительности. И уж тем более представить, как оно происходило! А что если мы покажем вам места на Кипре, где разворачивались удивительные события легенд и преданий? Что если отведем вас туда, где когда-то побывали герои известных религиозных, исторических и литературных сюжетов, и поможем увидеть мир таким, каким его видели они?
Часть первая.
По следам Лазаря Четверодневного, друга Христа и архиепископа Китийского
Началась эта история за пределами Кипра, на Святой земле. Неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания, жил с сестрами Марфой и Марией некто Лазарь (или Елеазар, что с древнееврейского переводится как «Бог мне помог»). Чем он занимался, как выглядел, каким человеком был, достоверно неизвестно. Зато известно, кто был его другом, а это, как нас учили в детстве, может рассказать о многом! Согласно Евангелию от Иоанна, в доме Лазаря часто гостил Иисус Христос, считавший его своим другом. Однажды, когда Лазарь, которому к тому моменту было около тридцати лет, тяжело заболел, Марфа и Мария послали Иисусу тревожную весть: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». Но тот ответил, что болезнь эта не ко смерти, а к славе Божьей.
Через несколько дней всевидящий Христос, узнавший без всяких посланий, что друг его скончался, сказал ученикам: «Лазарь умер, и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали». Вместе они отправились в Вифанию. Туда же пришли и многие из иудеев, желавших утешить Марфу и Марию в их горе. Шел четвертый день со смерти Лазаря. Иисус попросил показать ему место захоронения друга, а затем повелел отодвинуть камень, закрывавший вход в гробницу. Господь произнес: «Лазарь! Иди вон», и Лазарь, живой, вышел из склепа, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами — этот сюжет запечатлен на полотнах многих художников и иконописцев. Лазаря освободили от пут, и он отправился домой.
Конечно, увидев своими глазами такое чудо, многие иудеи примкнули к числу последователей Иисуса Христа. А иудейские первосвященники, испугавшись распространения новой веры, начали преследовать и воскрешенного Лазаря, живое доказательство чудотворной силы Господа. В разгар гонений Лазаря посадили на лодку без вёсел и отправили в открытое море. С этим событием и стартует маршрут нашего путеводителя, ведь по легенде Божий промысел привел лодку к берегам Кипра.
Древний Китион
Христианские предания (а в Священном Писании имя Лазаря больше не упоминалось) гласят, что Святой Лазарь прожил на острове еще около 30 лет и обрел здесь в итоге покой. Считается, что друг Христа достиг берегов Кипра где-то в районе гавани Китиона (др.-греч. Κίτιο) — древнего города-государства, основанного, по одной из версий, правнуком Ноя, Киттимом. Центр Китиона лежит примерно в 500 метрах от Археологического музея современной Ларнаки — лежит в прямом смысле, так как располагается под ногами у киприотов: руины античного города, который ведет свое летосчисление еще с XIII века до нашей эры, были обнаружены английскими учеными в 1879 году во время осушения местных болот. В археологическом парке Китиона можно увидеть фрагменты медных плавилен, пяти языческих храмов, в том числе храма Астарты площадью более 200 квадратных метров, украшавшие их скульптуры, гигантские камни, из которых была воздвигнуты городские стены, и даже кладку порта Китиона, куда, вероятно, и прибыл в 33 году от Рождества Христова наш герой.
Каким Китион предстал перед Лазарем, мы никогда не узнаем. Но именно здесь, где веками поклонялись Афродите, Гераклу, Асклепию, египетским божествам Гору, Хатхору, ему предстояло проповедовать христианство.
Соленое озеро
Едва спасшийся от преследований фарисеев Лазарь искал в окрестностях шумного портового Китиона уединенное место для жизни и молитв. В один из жарких дней он набрел на большой виноградник и попросил хозяина владений дать ему винограда — утолить жажду. Тот отказал путнику: мол, какой виноград — засуха, урожая нет. Тогда Лазарь указал мужчине на полную винограда корзину, стоявшую в отдалении. Но жадный хозяин решил солгать и на этот раз, ответив, что в корзине всего лишь соль. В наказание за скупость и жестокосердие Лазарь превратил виноградник в соленое озеро, не способное утолить жажду.
Разумеется, никаких документальных подтверждений этому сказанию мы не найдем. Вот только и сегодня в пяти километрах от Ларнаки, недалеко от аэропорта, в засушливые месяцы сверкают под солнцем кристаллы соли — так выглядит летом огромное Солёное озеро (греч. — Aliki). Паломники приезжают сюда прикоснуться к легенде о друге Христовом, но и со скептически настроенными туристами Солёное озеро готово поделиться своими природными чудесами. В сезон дождей водоем принимает гостей — прилетевших на зимовку розовых фламинго, лебедей, уток, цапель.
Через несколько столетий после превращения виноградника в маленькое море (11 километров по периметру!) хозяева этих мест, наверное, стали поминать своего жадного предка добрым словом. Такой вот каламбур: Солёное озеро, возникшее из-за человеческой скупости, начало приносить огромный доход — в Средневековье местной солью бойко торговали со всей Европой, куда ежегодно отправлялись несколько десятков кораблей с дарами Лазаря.
До наших дней дошло предание и о том, что праведный Лазарь в годы своей жизни на Кипре всю пищу принимал с медом, чтобы подсластить свою тоску по своему другу, Иисусу.
Встреча с апостолами и Пресвятой Богородицей
Спустя несколько лет после прибытия Лазаря на Кипр, христианское учение, стихийно распространявшееся, но по-прежнему подавляемое, приобрело на острове более официальную форму. Случилось это вот как. Примерно в 45 году сюда прибыли апостол Варнава (кстати, уроженец Кипра), почитаемый как основатель Кипрской церкви, апостол Павел и племянник Варнавы Марк. Апостолы высадились в Саламине, в 6 км к северу от современной Фамагусты, откуда прошли, проповедуя, весь остров с востока на запад. Лазарь повстречал странствующих Варнаву, Павла и Марка где-то за пределами Китиона. На безымянной тропинке, которую сейчас ни на какой карте не сыщешь, апостол Варнава рукоположил Лазаря Четверодневного в сан епископа Китийского — первого епископа Кипра.
В посланиях апостолов термин «епископ» обозначал старшего наставника отдельной общины последователей Иисуса Христа. Епископы, в отличие от апостолов — странствующих проповедников, присматривали за паствой в определенной локации — городе или провинции.
Чуть больше подробностей известно о произошедшей на Кипре встрече Лазаря с Пресвятой Богородицей. Навсегда покинув Иерусалим, Лазарь был отлучен не только от родины, от близких, от братьев по вере — горче всего ему было от того, что он не может видеть больше Матерь Божью. В «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы», изданных в XIX веке в Пантелеймоновом монастыре на Афоне, говорится, что Пресвятая Богородица, узнав о печали Лазаря, попросила прислать за нею корабль. Дело было тотчас сделано, и Дева Мария со спутниками отправилась на Кипр. В пути корабль застал сильнейший шторм, с которым даже искусные моряки не смогли совладать. Божьей волей судно отнесло в сторону от Кипра, в Эгейское море, где он в целости и сохранности причалил к берегам Афонской горы — почитаемой теперь православными всего мира как Удел Богородицы, «жребий» Божией Матери на земле. По легенде Пресвятая Дева вышла на берег и силой проповеди, а также чудесными деяниями обратила местных жителей в евангельскую веру.
Но и про друга Сына своего, Лазаря, Богородица не забывала. Положив начало монашеской жизни на Афоне, она вернулась на Кипр, где благословила созданную апостолами местную церковь и вручила Лазарю сшитый ее руками омофор (в этом чудесном одеянии Лазаря можно увидеть на всех иконах).
Омофор или нараменник — часть богослужебного облачения епископа, широкая лента, украшенная крестами, которая надевается поверх саккоса, основной одежды. Омофор не просто аксессуар, он имеет глубокий смысл: это метафора овцы, заблудшей и принесенной добрым пастырем на плечах в дом, омофор символизирует спасение Иисусом Христом человеческого рода.
«Глина крадет глину»
В народе говорили, что во время четырех дней пребывания в аду Лазарь видел мучения грешников и так ужаснулся им, что после своего чудесного воскрешения ни разу не засмеялся. Но однажды, гласит легенда, Лазарь на одном из рынков увидел женщину, укравшую глиняный сосуд и. кротко улыбнулся. «Глина крадет глину», — заметил он, напоминая себе и окружающим, что Бог создал человека из глины, и все мы глина в Его руках.
Церковь Святого праведного Лазаря в Ларнаке
Земной путь Святого Лазаря завершился 16 октября. Он был погребен в мраморной гробнице неподалеку от места, где жил и проповедовал. Возможно, вся жизнь праведника так и осталась бы для нас отголосками не подтвержденных фактами легенд, если бы в IX веке (что, конечно, тоже очень-очень давно!), в ходе строительных работ около Китиона не был обнаружен саркофаг. А на нем надпись — «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Тогда по приказу византийского императора Льва IV Мудрого над захоронением была возведена небольшая каменная церковь. Мощи Лазаря, во всяком случае основная их часть, в 898 году были торжественно доставлены в Константинополь. Перенесение мощей даже стало православным праздником, который верующие отмечают 17 (30) октября. Но миновало всего двести лет, а вот уже крестоносцы во время очередного похода вывозят останки Святого из Константинополя в Марсель, где те впоследствии благополучно теряются.
Но вот перед нами она, Церковь Святого Лазаря, украшение современной Ларнаки и любимица жителей, одна из трех сохранившихся на Кипре византийских церквей с трехсторонней апсидой на фасаде. Разумеется, за тысячу с лишним лет этот аккуратный храм, имевший изначально три нефа и три купола, не раз менял свой архитектурный облик — в основном вынужденно. Купола оказались разрушены (может, османскими завоевателями, может, землетрясением), появилась высокая колокольня, ныне утраченная, была пристроена аркада, которая украшает церковь с южной стороны и по сей день.
Во время правления на острове династии Луизиньянов на территории церкви был разбит Бенедиктинский монастырь, принадлежащий Римско-католической церкви. Тогда-то слева от входа и появилась крытая галерея с арками. Затем храм захватили турки, пришедшие на Кипр в 1570 году, и якобы превратили его в мечеть. В 1589 году храм был возвращен Православной церкви (ну как возвращен — продан за 3000 серебром!). При этом католикам все еще позволялось совершать богослужения в маленькой часовне в северном боковом нефе: даже и сейчас над северным входом в храм можно обнаружить иерусалимский крест, он же «Крест крестоносцев» — пятикрестную эмблему, символизирующую, по одной из трактовок, Иисуса Христа и четырех апостолов.
В 1773 году искусный резчик по дереву Хаджи Саввас Талиадорос из Никосии приступил к работе над барочным иконостасом церкви. Лишь спустя девять лет он был закончен, позолочен и покрыт росписью. Церковь прошла через многое, но иконостас сохранился: и в XXI веке перед прихожанами, паломниками и туристами на фоне изящнейшей резьбы предстают 120 уникальных икон. Здесь можно увидеть пеликана у основания Распятия — символ Христа и милосердия (истоки образа скрыты в античной легенде, согласно которой пеликан, чтобы спасти от смерти своих птенцов, отравленных ядом змеи, кормит их своей кровью, которую он источает из нанесенной себе клювом раны), написанную в 1734 году икону Святого Лазаря в ризе епископа, икону, изображающую воскрешение Лазаря, 300-летнюю икону Святого Георгия авторства критского иконописца Яковоса Мососа.
Есть такой обычай у верующих — приносить к мощам и к чудотворной иконе Святого Лазаря отлитые из воска фигурки людей и частей тела и оставлять их с мольбой об избавлении от болезни или в знак благодарности о свершившимся исцелении. Кстати, свечная лавка находится на соседней улице, там производят и продают восковые фигурки и разные свечи для религиозных ритуалов.
Но для православных главная святыня — мощи Святого Лазаря Четверодневного. В 1970 году в храме случился сильнейший пожар, от которого серьезно пострадало внутреннее убранство. Но, как мы помним, «шторм» не происходит просто так: во время ремонта церкви в ноябре 1972 году под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками — так были вновь обретены мощи Святого Лазаря.
Теперь мощи бережно хранятся в позолоченной раке с небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Чтобы поклониться другу Христову, нужно спуститься в укромную подалтарную часть. Здесь в тишине, под журчание святого источника, можно обратить свои молитвы Святому праведному Лазарю, нашедшему успокоение в этих самых местах почти две тысячи лет назад.
Вербному воскресенью у православных предшествует Вербная или Лазарева суббота — день, когда верующие воспоминают чудо воскрешения праведного Лазаря, которое Иисус Христос совершил в знак грядущего всеобщего воскресения. Столетия назад в Ларнаке в день Святого Лазаря процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Возглавлял шествие мальчик, исполняющий роль Святого Лазаря. Его наряд украшали красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, которые на Кипре называли «лазарос».
Обычай ушел в прошлое, но кое-какие традиции все еще соблюдаются: в Лазареву субботу ломают вербы, освящают пальмовые ветви — там, где их можно достать. А греки, например, пекут на церковный праздник «лазаракиа» («лазарчики») — печенье или булочки в виде человечков из сладкого, сдобренного ароматными приправами теста.
Кипрос. Друг Божий, епископ Киттийский
Второй по величине остров Средиземного моря, колыбель христианства, сокровищница произведений искусства, дивная страница Божией книги — природы… Все это — Кипр.
Богатство же кипрское — киприоты. Это их сердца, обращенные к Богу, любят и берегут свои святыни, помнят и чтут святых предков, и тех, кто родился на острове, и тех, кто обрел здесь вторую родину.
Говорят, после своего воскрешения Лазарь никогда не улыбался. На фресках и иконах лик друга Божьего скорбен. Изможденность и внутренняя углубленность прошли вместе с ним по жизни, как свидетельства памяти смертной, ибо те четыре дня во гробе остались с ним навсегда. Лишь однажды, увидав, как присвоил чужой горох, улыбнулся. И сказал: «Глина ворует глину».
В Ларнаке, древнем Китионе, я очутилась в субботу акафиста. Впереди ждала шестая седмица поста, она же седмица ваий, а для меня — неделя праведного Лазаря, где каждый день — новая веха, приближающая к субботе, его воскрешению. Я вспоминала, шагая узкими улочками древнего города, что во вторник вечером в православных храмах пропоют: «Днесь издше Лазарь, и рыдает его Вифания», в четверг — «Двоеденствует Лазарь во гробе»…
А в субботу воскрешения, с иконой, где праведник — в святительских одеждах, духовенство и почти все население торжественным шествием обойдет улицы Ларнаки. Киприоты будут радоваться как дети и пожимать друг другу руки. Ибо вера их — искренняя, радостная и простая, а в характере — ничего не делать напоказ, а хранить сокровища в сердце, для Сердцеведца.
Площадь перед храмом встречает ароматом цветущих деревьев, весёлыми флажками — киприоты уже начали готовиться к Пасхе — и голубями, облепившими крышу апсиды над гробом Лазаревым и алтарем. Сюда стекаются узкие дороги и тропинки, здесь веет тишина и укрощает нрав буйный, от моря, ветер. Здесь издревле бьется сердце православного Кипра.
Слова Господни, сказанные четверодневному мертвецу: «Лазаре, гряди вон» призывали к новым страданиям и прославлению имени Божьего, ибо злоба и зависть бесовские, овладевшие фарисеями, заставили их люто возненавидеть праведника и изгнать его. Пристанище он обрел на Кипре, апостолы Павел и Варнава поставили его епископом Китиона. Паствой он управлял восемнадцать лет, снова, во второй уже раз, умер, был погребен под алтарем и до девятисотого года почивал здесь мощами.
Галерея залита светом, в храме же — полумрак. Один только свечник следит за порядком, да и тот полудремлет. Из бокового нефа неспешно проходит в алтарь священник. А в правом нефе, у солеи — глава святого Лазаря, обретенная недавно.
После 900 года византийский император Лев Мудрый возжелал, чтобы мощи праведника перенесли в Царствующий град. Скорбь киприотов была велика, и они, отправляя раку с мощами, утаили честную главу. Но так хорошо ее скрыли, что целое тысячелетие она пролежала под спудом. Ее искали и не находили, но накануне оккупации северного Кипра, в 1972 году, святой, будто в утешение и радость, послал ее любящим его сердцам.
В склепе под алтарем хранятся два гроба. По преданию один из них — Лазарев, тот самый, в котором он почил в первый раз, но какой — неизвестно точно, — паломники прикладываются и к тому, и к другому. В полумраке склепа качается одна из лампад. Пахнет ладаном. Камни молчат.
И вспоминаются святые слова Постной Триоди: «Двоеденствует Лазарь во гробе, сущия от века видит умершия, тамо зрит страхи страшныя, множество неисчетное адовыми держимое узами… Спасе, помилуй нас».