год век эра что дальше
Хронологические периоды и эпохи в истории человечества
Исторические эпохи и стадии развития человечества в правильной хронологической последовательности
Исторические периоды и эпохи
Первобытное общество
до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Палеолит и мезолит
Неолит
Бронзовый век
Железный век
Древний мир
3000 г. до н. э. — 476 г. н. э. (падение Римской империи)
Эллинизм
Древний Рим
Средние века
476 — конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков)
Высокое (классическое) Средневековье (середина XI — конец XV веков)
Раннее Новое время (или позднее Средневековье)
конец XV в. — 1789 (начало Великой французской революции)
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Началом эпохи Возрождения считается начало XIV века в Италии, XV—XVI век—в других странах Европы.
Окончанием эпохи историки считают последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Реформация (XVI век— начало XVII века)
Часть эпохи Просвещения
Новое время
1789 — 1918 (окончание Первой мировой войны)
Часть эпохи Просвещения
Относительно датировки этой мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие — к середине XVIII века.
В XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815).
В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).
XIX век
Новейшая история
1918 — наши дни
Основные периоды мировой истории, традиционно выделяемые в рамках школьной программы (Россия)
Период
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Предыстория
Эпоха первобытных отношений
2,5 млн лет назад-3-е тысячелетие до н.э.
1. Появление и становление человека
2. Создание орудий труда
3. Зарождение скотоводства и земледелия
4. Начало выплавки металлов
5. Переход к производящему хозяйству
Древний мир
Расцвет локальных (местных) цивилизаций
3-е тысячелетие до н.э. – V в. н.э.
1. Переход от родовой к соседской общине
2. Образование государств
3. Отделение ремесла от сельского хозяйства
4. Появление городов и возникновение письменности
5.Зарождение мировых религий
6. Существование рабовладения
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Эпоха господства феодальных отношений
V – конец XV века
1. Великое переселение народов
2. Образование европейских государств
3. Складывание иерархической структуры общества
4. Рыцари и крестовые походы
5. Христианство – основа культурной и духовной жизни общества
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эпоха становления и развития капиталистических отношений
XVI – начало XX в.
1.Великие Географические открытия
2. Эпоха Возрождения
3. Колонизация Америки, Африки, Азии
4. Реформация
5. Буржуазные революции в Европе
6. Возникновение идеологии Просвещения
7. Промышленный переворот и становление индустриального общества
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Современная эпоха XX – начало XXI века
1 Переход к индустриальному и постиндустриальному обществу
2. Мировые войны
3. Революции в России
3. Противостояние двух мировых систем
4. Ликвидация колониализма
5. Распад СССР
Исторические эпохи в искусстве
Примерное обозначение эпох в хронологическом порядке
Период (эпоха) | Временной отрезок |
Древний период | с момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. |
Античность | с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. |
Средневековье | |
романский стиль | 6-10-й века |
готика | 10-14-й века |
Возрождение | знаменитые 14-16-й века |
Барокко | 16-18-й века |
Рококо | 18-й век |
Классицизм | формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век |
Романтизм | первая половина 19-го века |
Эклектизм | вторая половина 19-го столетия |
Модернизм | начало 20-го века |
Модерн- довольно обобщенное название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения. |
Летоисчисление и хронология
Общепринятой в большинстве стран является хронология на основе Христианской эры («наша эра» — с момента предполагаемого рождения Иисуса Христа).
Наша эра, н. э. (также называют «новая эра») — текущий период времени, начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям. Предшествующий ему (заканчивающийся до начала первого года) — период до нашей эры, до н. э.
Название часто используется в религиозной форме «от Рождества Христова», сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «до Рождества Христова», «до Р. Х.».
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях — так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана ошибка в несколько лет.
Века по тысячелетиям
Тысячелетия
Века
До нашей эры (до н. э.)
12-е тысячелетие до н. э.
11-е тысячелетие до н. э.
10-е тысячелетие до н. э.
9-е тысячелетие до н. э.
8-е тысячелетие до н. э.
7-е тысячелетие до н. э.
6-е тысячелетие до н. э.
5-е тысячелетие до н. э.
4-е тысячелетие до н. э.
3-е тысячелетие до н. э.
2-е тысячелетие до н. э.
1-е тысячелетие до н. э.
Наша эра (н.э.)
1-е тысячелетие н.э.
2-е тысячелетие н.э.
3-е тысячелетие н.э.
Какие годы относятся к каким векам
Какие годы относятся к каким векам
❑ ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ
Фоксфорд
foxford.ru
онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ
Инглекс
englex.ru
занятия по английскому с сильными преподавателями
Ваш Репетитор
repetitors.info
профессиональные репетиторы по всем предметам
Тетрика
tetrika-school.ru
онлайн-репетиторы для высоких результатов
Skyeng
skyeng.ru
онлайн школа – английский язык
TutorOnline
tutoronline.ru
сервис занятий с репетитором в формате онлайн
Postupi.online
postupi.online
сервис для старшеклассников (абитуриентов)
Смотрите также
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Основные исторические эпохи и периоды развития мирового искусства.
ГЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Лучшие сайты, сервисы, приложения, видеоканалы для школьников
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На вопрос: «какая сейчас эра?», любой человек, не задумываясь, ответит – «наша». А до этого была «до нашей эры». Все помнят когда и по какому поводу начали делить «нашу эру» и ту, которая была до?
Во времена Римской империи летоисчисление велось по разным системам. Каждая часть государства могла отсчитывать года, опираясь на привычные для нее традиции. Как правило, в качестве точки отсчета брали день, связанный с каким-то важным событием, или приходом к власти определенного правителя и т.д. Например, распространенными вариантами были отсчеты от основания Рима или разрушения Иерусалима. В восточной части империи были свои эры: после Александра Македонского, от сотворения мира и др. Одной из часто используемых считалась эра, которая начиналась со дня прихода к власти Диоклетиана.
Римский император Диоклетиан
Это был римский император с 284 по 305 год. С ним связано начало нового периода в государстве – домината. Именно Диоклетиан сделал власть императора неограниченной и неоспоримой. Также он известен тем, что начал гонения на христиан в 303 году, а продолжались они вплоть до 313. Летоисчисление велось от 29 августа 284 года даже после того, как Диоклетиан оставил престол. Этим методом пользовались как астрологи, так и епископы из Александрии. В частности на основе этих подсчетов они определяли дни празднования Пасхи.
Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?
Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.
В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов. Появилась необходимость придти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.
В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния. Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.
Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”
Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями. Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.
Интересный факт: в России переход на новое летоисчисление произошел благодаря указу Петра I (1699 г.н.э.). С момента его издания новый год начинался 1 января 1700 вместо 1 марта 7208.
Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.
Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье. На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.
Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века. Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.
Пять веков Вселенной: в каком мы живем и что это значит?
Каждое живое существо на нашей планете рождается, взрослеет, становится старше и в конечном итоге умирает. Все эти законы действуют и за пределами Земли – звезды, солнечные системы и галактики тоже со временем погибают. Разница существует лишь во времени – то, что для нас с вами кажется вечностью, по меркам Вселенной полная ерунда. Но что на счет самой Вселенной? Как известно, она родилась после Большого взрыва 13,8 миллиардов лет назад, но что происходит с ней сейчас? Каков жизненный цикл самой Вселенной и почему исследователи выделяют пять этапов ее развития?
В жизненном цикле Вселенной существует 5 эпох. Прямо сейчас мы находимся во второй эре.
Пять веков Вселенной
Астрономы считают, что пять этапов эволюции являются удобным способом представления невероятно долгой жизни Вселенной. Согласитесь, во времена, когда нам известно всего 5% о видимой Вселенной (остальные 95% занимает таинственная темная материя, существование которой только предстоит доказать), судить об ее эволюции довольно сложно. Тем не менее, исследователи пытаются понять прошлое и настоящее Вселенной, объединив достижения науки и человеческой мысли двух последних столетий.
Если вам посчастливилось оказаться под ясным небом в темном месте безлунной ночью, то при взгляде вверх вас ждет великолепный космический пейзаж. С помощью обычного бинокля можно увидеть умопомрачительное небесное полотно из звезд и пятен света, которые накладываются друг на друга. Свет от этих звезд достигает нашей планеты преодолевая огромные космические расстояния и пробивается к нашим глазам через пространство–время. Такова Вселенная космологической эпохи, в которой мы живем. Она называется звездная эрой, но есть еще четыре других.
Изображение составлено исследователями Принстонского университета, основываясь на снимках, полученных космическими телескопами NASA
Чтобы всегда быть в куре последних новостей из мира популярной науки и высоких технологий, подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Существует множество способов рассмотреть и обсудить прошлое, настоящее и будущее Вселенной, но один из них больше других привлек внимание астрономов. Первая книга о пяти веках Вселенной была опубликована в 1999 году, под названием «Пять веков Вселенной: внутри физики вечности». (последние обновления внесены в 2013 году). Авторы книги Фред Адамс и Грегори Лафлин дали название каждому из пяти веков:
Необходимо отметить, что далеко не все ученые являются сторонниками этой теории. Тем не менее, многие астрономы находят разделение на пять этапов полезным способом обсуждения столь необычайно большого количества времени.
Первобытная эра
Первобытная эпоха Вселенной началась спустя секунду после Большого взрыва. Во время первого, очень маленького отрезка времени, пространства-времени и законов физики, как полагают исследователи, еще не существовало. Этот странный, непостижимый интервал называется планковской эпохой, считается, что она длилась 1044 секунды. Важно принимать во внимание и то, что многие предположения о планковской эпохе, основаны на гибриде общей теории относительности и квантовых теорий, называемой теорией квантовой гравитации.
На изображении все пять эпох Вселенной обозначены разными цветами
В первую секунду после Большого взрыва началась инфляция – невероятно быстрое расширение Вселенной. Через несколько минут плазма начала остывать, и субатомные частицы начали образовываться и склеиваться. Через 20 минут после Большого Взрыва – в сверхгорячей, термоядерной Вселенной – начали формироваться атомы. Охлаждение шло быстрыми темпами, пока во вселенной не осталось 75% водорода и 25% гелия, что похоже на то, что происходит сегодня на Солнце. Примерно через 380 000 лет после Большого Взрыва Вселенная остыла настолько, что начали формироваться первые устойчивые атомы и появилось космическое фоновое микроволновое излучение, которое астрономы называют реликтовым излучением.
Звездная эра
Мы с вами живем в звездную эпоху – в это время большая часть материи, существующей во Вселенной, принимает форму звезд и галактик. Первые звезды во Вселенной – недавно мы рассказывали вам о ее обнаружении – были огромными и закончили свою жизнь в виде вспышек сверхновых, что привело к образованию множества других, более мелких звезд. Движимые силой гравитации, они сближались друг с другом образовывая галактики.
У звезд и галактик, как и у нас с вами, свой срок жизни
Одна из аксиом звездной эры состоит в том, что чем больше звезда, тем быстрее она сжигает свою энергию, а затем умирает, как правило, всего за пару миллионов лет. Более мелкие звезды, потребляющие энергию медленнее, дольше остаются активными. Ученые предсказывают, что наша галактика Млечный Путь, например, столкнется и объединится с соседней галактикой Андромеды примерно через 4 миллиарда лет, чтобы сформировать новую. Кстати, наша Солнечная система может пережить это слияние, но возможно, Солнце погибнет гораздо раньше.
Эра дегенерации
Следом идет эра дегенерации (вырождения), которая начнется примерно через 1 квинтиллион лет после Большого Взрыва и продлится до 1 дуодециллиона после него. В этой период во Вселенной будут доминировать все видимые сегодня остатки звезд. На самом деле на космических просторах полно тусклых источников света: белые карлики, коричневые карлики и нейтронные звезды. Эти звезды гораздо холоднее и излучают меньше света. Таким образом, в эпоху дегенерации Вселенная будет лишена света в видимом спектре.
Тусклые остатки когда-то ярких звезд будут преобладать во Вселенной в эру дегенерации
В течение этой эры маленькие коричневые карлики будут удерживать большую часть доступного водорода, а черные дыры будут расти, расти и расти, питаясь остатками звезд. Когда водорода вокруг будет не достаточно, Вселенная со временем станет тусклее и холоднее. Затем протоны, существовавшие с самого начала Вселенной, начнут погибать, растворяя материю. В результате во Вселенной в основном останутся субатомные частицы, излучение Хокинга и черные дыры.
Излучение Хокинга – гипотетический процесс излучения черной дырой разнообразных элементарных частиц, преимущественно фотонов; назван в честь британского физика-теоретика Стивена Хокинга.
Эра черных дыр
В течение значительного периода времени черные дыры будут доминировать во Вселенной, втягивая в себя остатки массы и энергии. Однако в конце концов они испарятся, хотя и очень медленно.
К концу этого периода останутся фотоны, электроны, позитроны и нейтрино.
Авторы книги полагают, как пишет Big Think, что когда черные дыры наконец испарятся, возникнет небольшая вспышка света – единственная оставшаяся энергия во Вселенной. В этот момент Вселенная будет почти историей, содержащей только низкоэнергетические, очень слабые субатомные частицы и фотоны.
Темная эра
В конечном итоге электроны и позитроны, дрейфующие через пространство будут сталкиваться друг с другом, иногда образуя при этом атомы прозитрония. Эти структуры являются нестабильными, однако и их составные частицы в конечном итоге будут уничтожены. Дальнейшее уничтожение других низкоэнергетических частиц будет продолжаться, хотя и очень медленно. Но этой ночью взгляните в ночное небо, полное звезд и ни о чем не беспокойтесь – они еще очень долго никуда не денутся, а наше понимание Вселенной и времени в будущем может измениться.
Новое в блогах
Три кита хронологии. Кит первый. Дата сотворения мира.
Академик С.В. Бахрушин (1882-1950) в «Беседе об исторической науке» писал: «История – не только наука, но и искусство. Она не только изучает и исследует, она живописует прошлое. И чем ярче и полнее картина прошлого, тем больше она даёт материала для обобщённых заключений«.
В 1902 году Теодор Моммзен (1817-1903) получил Нобелевскую премию в номинации за лучшее литературное произведение, каковым был признан его капитальный труд «История Рима». Но для того времени ничего в этом странного нет. Сам Теодор Моммзен утверждал: «История, как частное, входит в обширное понятие филологии«. Как видим, тогда было в порядке вещей, что за научно-исторический труд номинируют, как за литературное произведение. Только с 1880-х гг. в университетах Франции впервые стали готовить историков, а до этого историками становились те, кого готовили, как филологов. Вот после этого история начала отделяться от филологии. Но к 1902 году этот процесс ещё не завершился, примером чему – Нобелевская премия Моммзена.
Задолго до этого Джонатан Свифт (1667-1745) писал в «Путешетвии Гуливера»: «Там я открыл недобросовестность и невежество тех, кто берётся писать анекдоты или секретную историю; кто отправляет стольких королей в могилу, поднося им кубок с ядом; кто пересказывает происходившие без свидетелей разговоры государя с первым министром; кто открывает мысли и ящики посланников и государственных секретарей, но, к несчастью, постоянно при этом ошибается«. О чём это нам говорит? О том, что история не была наукой, а была литературой, допускающей вымысел, и даже лучших людей удивляло только то, что, домысливая историю, писатели «постоянно ошибаются».
Ещё раньше Рене Декарт (1596-1650) не принимал никаких исторических утверждений, полагая их все основанными на субъективных мнениях и произвольных построениях.
Существует и ещё довольно много свидетельств маститых учёных и литераторов, высказывания которых я не привожу здесь, утверждающих, что история строилась как произведение искусства. Но есть и свидетельства, что история – это серьёзная наука. Не будем приводить обширной библиографиии по этому вопросу, а посмотрим, каковы те «три кита» (или «черепахи», или «слоны»), на которых держится вся история и хронология до середины ХVII века. А потом сделаем свои выводы.
Глава 1. Кит первый. Дата сотворения мира.
Р.Дж.Колингвуд (1889-1943) в исследовании «Идея истории» писал о христианском хронологе Евсеи Памфиле: «В своих «Хрониках» он ставит перед собой задачу создать универсальную историю, все события которой включены в единые хронологические рамки. Его работа была компиляцией, но она очень сильно отличается от компляций языческих ученых. так как ее вдохновляет новая цель – доказать, что события, хронологически упорядоченные таким образом, образуют закономерную последовательность, в центре которой – рождение Христа«.
Каким же образом она возникла, такая хронология?
В Библии в книге Бытия приведена длительность жизни библейских патриархов от Адама до Иосифа. В Книге Судей приведена длительность правления судей. В 1-4 Книге Царств дана длительность правления библейских царей. «Начала», даты рождения Адама, от которой можно было бы вести хронологию, разумеется, не было и быть не могло, но зная длительности жизни библейских праотцов от Адама до Иосифа, можно было рассчитать её общую длительность до начала Израильского царства (1-2 книга Царств). Что и сделали христианские хронологи, а далее определили промежуток времени от падения Иудейского царства (4 кн. Царств, 2 кн. Паралипоменон) до Рождества Христова на основании книги Даниила 9 ; 25-27, где написано: «Итак знай и разумей: с того времени, когда выйдет повеление о востановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины«.
Даниил утверждает, что от повеления о востановлении Иерусалима, случившегося в конце Вавилонского плена, до Христа насчитывается 7 х (7 + 62) = 483 года. Мистический корень числа 483 – шестёрка ( 4 + 8 + 3 = 15; 1 + 5 = 6), символизирующая божественную аналогию. Кроме того, число 483 раскладывается на половину числа Бога – 360 и числовой ряд 123, символизирующий начало. Всё вместе понимается как начало, угодное Богу. Евангелия о времени рождения, возрасте, смерти и «воскресении» Иисуса Христа дают следующую информацию.
О времени рождения: «Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (от Матфея, гл. 2, ст.1). Когда царю сказали, что родился царь Иудейский, «Ирод. разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме. от двух лет и ниже» (там же, ст. 16). Наконец, «в те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею» (от Луки, гл. 2, ст. 1-2).
О возрасте Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати» (от Луки, гл. 3, ст. 23). И ещё в одном месте: «Сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» (от Иоанна, гл. 8, ст 57).
О жизни, смерти и воскресении говорится, что Христос начал проповедовать «в пятнадцатый. год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее» (от Луки, гл. 3, ст. 1), что проповедовал он три года, и что арестовали его в дни празднования еврейской пасхи. После короткого суда, который вершил Понтий Пилат, Христос был казнён в пятницу, «воскреснув рано в первый день недели» (от Марка, гл.16, ст.9 ), то есть в воскресенье.
Таким образом, Книга Даниила Библии даёт одну твёрдую дату: восстановление Иерусалима в 483 год до Р.Х., а в Евангелиях нет ни одной точной даты. Но в них упоминаются исторические фигуры римской империи Август, Тиберий, Квириний, Пилат, Ирод. Поэтому история Древнего Рима стала основой современной хронологии. Иначе говоря, Откровение Даниила позволило не только создать всю библейскую хронологию, но и, привязав к этой «сцепке»: восстановление Иерусалима и Рождение Иисуса (между которыми 483 года) все остальные события, высчитать даты вообще всей мировой истории.
Существует момент Х, или дата Сотворения мира, когда появился Адам. Далее ведётся такой счёт:
ANNO HOMINIS EVENT REFERENCE
0 Adam created Gen. 5:1
130+ Age of Adam at birth of Seth Gen. 5:3
130 Seth born
105+ Add age of Seth at birth of Enos Gen. 5:6
235 Enos born
90+ Add age of Enos at birth of Cainan Gen. 5:9
325 Cainan born
70+ Add age of Cainan at birth of Mahalaleel Gen. 5:12
395 Mahalaleel born
65+ Add age of Mahalaleel at birth of Jared Gen. 5:15
460 Jared born
162+ Add age of Jared at birth of Enoch Gen. 5:18
622 Enoch born
65+ Add age of Enoch at birth of Methuselah Gen. 5:21
687 Methuselah born
187+ Add age of Methuselah at birth of Lamech Gen. 5:25
874 Lamech born
182+ Add age of Lamech at birth of Noah Gen. 5:28
1056 Noah born
600+ Add age of Noah at the Flood Gen. 7:6
1656 The Flood – Shem aged 98 Gen. 11:10, see Chapter 5
2+ Add the years after the Flood when Arphaxad was born Gen. 11:10
1658 Arphaxad born, Shem aged 100
35+ Add age of Arphaxad at birth of Salah Gen. 11:12
1693 Salah born
30+ Add age of Salah at birth of Eber Gen. 11:14
1723 Eber born
34+ Add age of Eber at birth of Peleg Gen. 11:16
1757 Peleg born
30+ Add age of Peleg at birth of Reu Gen. 11:18
1787 Reu born
32+ Add age of Reu at birth of Serug Gen. 11:20
1819 Serug born
30+ Add age of Serug at birth of Nahor (Abram’s grandfather) Gen. 11:22
1849 Nahor, Abram’s grandfather, born
29+ Add age of Nahor at birth of Terah Gen. 11:24
1878 Terah born
130+ Add age of Terah at birth of Abram Gen. 11:26,32; Gen. 12:4; Acts 7:4
2008 Abram born
Я привёл версию, которой придерживалась Британская энциклопедия 1771 года. Читатель может обратиться к книге Martin Anstey и посмотреть другие версии.
Д. Прозоровский в 1862 году дал в журнале «Странник» хронологию до Р.Х. по летоисчислению 70 толковников. Привожу её в Таблице 1.
Таблица №1. Библейская хронология по 70 толковникам.
Итак, чтобы хронология Библии обрела исторический смысл, необходимо было иметь дату Сотворения мира. И она, естественно, появилась, и не одна. По данным Климишева, существует около двухсот дат Сотворения мира, по которым длительность промежутка от Сотворения мира до Рождества Христова колеблется от 3483 до 6984 годов. Разброс в датах составляет 3501 год.
После Потопа образовались различные царства: египетское, ассирийское, афинское и т.д., а поскольку Потоп был в 1656 году от Сотворения мира, получается, что по максимальной шкале от Сотворения мира в 6984 году до. Р.Х., египетское царство могло быть образовано в 5328 г. до н.э.(6984 минус1656), а по минимальной шкале – в 1827 году до н.э. (3483 минус 1656). Лютеранский хронограф 1680 года, исходя из даты Сотворения мира по Ушеру – 4004 до н.э., поместил Потоп в 2348 год до н.э. (4004 минус 1656), поэтому у него египетское царство основано в 2188 до н.э., ассирийское царство – в 2230 до н.э., причём ассирийский царь Немрод был назван первым царём на Земле (Лютеранский хронограф, л.68) Остальные древние царства также привязываются к указанным цифрам.
После наполеоновского похода 1809-1813 годов в Египет, во Франции вышли 24 фолианта под названием «Описание Египта» (1809-1828). В. Замаровский об этом пишет так: «С величайшей тщательностью был собран и опубликован богатейший материал: зарисовки египетских строений и скульптур, пейзажей, животных, растений, и прежде всего длинных иероглифических надписей. Изумлённая Европа поняла, что не знает об этом крае ничего. Эти труды показали Египет, но не объяснили его. Памятники его были тут как на ладони. Но о его истории не говорилось ни звука. Тогдашние египтяне, жившие под знаком «феллахского внеисторизма«, не знали о ней ничего. Древний Египет могли объяснить нам лишь древние египтяне«. Привезённый после похода в Египет Розеттский камень с текстом, начертанным иероглифическим, демотическим и греческим письмом, позволил Ж.-Ф. Шампольону (1790-1832) найти в 1822 году метод расшифровки иероглифической письменности. Он составил первую грамматику и первый словарь древнеегипетского языка. Открытие Шампольона ознаменовало рождение египтологии, а дешифровка иероглифического письма была завершена Р. Лепсиусом и Г. Бругшем. Основанная Р. Лепсиусом немецкая школа приступила к изучению древнеегипетской истории и хронологии. Это – XIX век.
О древней истории Египта существуют только книги на греческом языке: «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, «География» Страбона, «Об Осирисе и Исиде» Плутарха, и «История греко-персидской войны» Геродота. Ещё сохранились отрывки из труда жреца Манефона у Иосифа Флавия и церковных историков Африкана и Евсевия. Какова историчность перечисленных трудов, неизвестно совершенно. Вы помните, что ещё и в XIX веке история проходила по ведомству филологии, и сочинялась. Что до древнеегипетской хронологии, то вся она привязана к хронологии римско-греческой истории, и если рухнет римско-греческая история, то рассыпется и египетская, а за ней все остальные не менее древние истории.
Полного согласия все исследователи Древнего Египта достигли только в отношении завоевания Египта персами – это случилось в 525 году до н.э. Дату определили на основе «Канона царей» Птолемея.
Следующая привязка в состовлении хронологии Древнего Египта – это совпадение астрономического и гражданского года, которое происходило в Египте всего один раз в 1460 лет. Дело в том, что гражданский год у египтян существенно отличался от астрономического. Он состоял из трёх сезонов: Наводнение, Всходы, Сушь, каждый из которых включал в себя четыре месяца из тридцати дней. С добавлением пяти праздничных дней год составлял 365 дней. Солнечный же год длиннее гражданского на четверть суток. Поскольку у египтян не было представления о високосном годе, в течение каждых четырёх гражданских лет возникало отставание на один день. Начало астономического и гражданского годов совпадали в так называемый период Сириуса или, на древнеегипетском, Сотиса. В этот день утренний восход Сириуса над Мемфисом наступал одновременно с началом разлива Нила – то есть тогда, когда начинался новый год.
Цензорин в работе «О дне рождении» писал, что совпадение восхода Сириуса и день наступления нового года выпало на 139 год н.э., а всего таких совпадений было четыре. Получилось: 139 год н.э, 1321, 2781 и 4241 годы до н.э. Как уж учитывали в своей жизненной практике эти совпадения сами египтяне, сказать невозможно, а хронологам вычисленные таким способом даты стали точкой опоры для хронологических построений. Впрочем, это им не много помогло: египтологи датировали объединение Египта царём Мени (Менесом), которую сами древние египтяне (?!) считали началом своего исторического пути, с громадным разбросом: от 5867 года до н.э. (в редакции Шампольона) до 2225 года до н.э. (в редакции Палемера). Разница в 3642 года! Позже египтологи нашли «золотую» середину между долгой и краткой хронологиями Египта, и «практически все исследоватеи склоняются к мысли, что исходную дату (учитывая погрешность в 150 лет) допустимо отнести к 3000 г. до н.э» (Фисанович, 23). Как видим, современные египтологи находятся в парадигме XVII–XVIII веков, когда даты правления египетских фараонов определяли расчётным путём.
Патриархи, Аркары. и даты
По Торе, или Пятикнижию, на земле жило до патриарха Ноя девять библейских патриархов. Прожили они: 1. Адам – 930 лет; 2. Сиф – 912; 3. Енос – 905; 4. Каин – 910; 5. Малелеил – 895; 6. Иаред – 962; 7. Енох – 365; 8. Мафусаил – 969; 9. Ламех – 777 лет. Всего в сумме они прожили 7625 лет.
По Таро, Великие Арканы соотносятся с двадцатью двумя иероглифами древнееврейского алфавита, символизирующими собой двадцать две тайны Мироздания, а именно: двенадцать знаков Зодиака, семь священных планет, и три Буквы-Матери по Сефир-Иецире каббалистической традиции. Каждый Великий Аркан есть Божественная Тайна, выражающая собой тот или иной аспект Абсолюта, проявляющийся как в отношении к самому Божественному Абсолюту, так и в отношении человека к природе, к его истории, к его настоящему и будущему.
Существует большое количество работ по каббале и аркарологии, и нам нет резона излагать эти учения в данной работе. Ограничимся лишь теми моментами в аркарологии, которые применются при хронологических построениях. Для простоты изложения запишем наименования Великих Аркаров Таро через названия 22-х нумерованных карт вне мастей.
Каждый Аркар Таро состоит из комбинации получисла Бога – 360, и получисла Зверя – 333. (Впервые на нумерологическую комбинацию получисел Бога и Зверя обратили внимание Д.В. Калюжный и А.М. Жабинский.) Их, как уже сказано, 22:
1. Фокусник: 360 + 333 = 693
2. Жрица: 360 + 333 х 2 = 1026
3. Царица: 360 х 2 + 333 = 1053
4. Царь: 360 х 3 + 333 = 1413
5. Первосвященник: 360 х 4 + 333 = 1773
6. Искушение: 360 х 5 + 333 = 2133
7. Колесница: 360 х 5 + 333 х 2 = 2446
8. Справедливость: 360 х 5 + 333х 3 = 2799
9. Отшельник: 360 х5 + 333 х 4 = 3132
10. Колесо Фортуны: 360 х5 + 333 х 5 = 3465
11. Сила: 360 х 6 + 333 х 5 = 3825
12. Повешанный: 360 х 6 + 333 х 6 = 4158
13. Смерть: 360 х 7 + 333 х 6 = 4518
14. Время: 360 х 7 + 333 х 7 = 4851
15. Выбор: 360 х 8 + 333 х 7 = 5211
16. Башня: 360 х 8 + 333 х 8 = 5544
17. Звезда: 360 х 9 + 333 х 8 = 5904
18. Луна: 360 х 9 + 333 х 9 = 6237
19. Солнце: 360 х 10 + 333 х 9 = 6597
20. День Суда: 360 х 10 + 333 х 10 = 6930
21. Мир: 360 х 11 + 333 х 10 = 7290
22. Безумный: 360 х 11 + 333 х 11 = 7623
962 + 2799 = 3761, а 3761 – это год от Сотворения мира до начала н.э. по иудейскому календарю.
Ирландский архиепископ Джеймс Ушер (1581-1656 ) высчитал в 1650 году, что мир был создан в 6 часов вечера 23 октября 4004 года до нашей эры (Annales veteris testamenti a prima mundi origine deducti, 1650; The Annals of the World, iv, of 1658 ). Подлинные слова Ушера: «from the evening ushering in the first day of the World, to that midnight which began the first day of the Christian era, there was 4004 years, seventy days, and six temporarie hours». При определении первого дня недели он исходил из еврейской традиции, где первый день недели был воскресенье.
Современник Ушера, английский богослов Джон Ляйтфут уточнил: Бог закончил творить мир в 9 часов утра 23 октября 4004 года до Рождества Христа. Католическая и протестантские церкви приняли эту дату. А закончил Бог творение, как известно, создав Адама из персти земной, по образу и подобию Своему. Число 243 является «священным числом в кабаллистической и гностической традициях, число Небесного Человека, Адама Кадмона» (Ключников, 102).
Если сложить число 243 и иудейскую дату Сотворения мира, то получим новую дату Сотворения мира:
В 1752 году Джон Кеннеди опубликовал «Physiological Chronology», где дата Сотворения мира была определена на 4007 год до н.э. Британская Энциклопедия 1771 года использовала эту дату в своих хронологических построениях.
Число 24 является священным числом в восточной и западной мистической традиции, оно есть сакральный символ мироздания. Мистический корень числа 24 – шестёрка, символ космического равновесия. Если запишем цифру 24 вместе с её мистическим корнем 6, то получим число 246.
Сложим число 246 с иудейской датой Сотворения мира 3761:
При близости дат сотворения мира Ушера (4004) и Кеннеди(4007) каббалистический смысл цифр 4004 и 4007 – разный. Мистический корень числа 4004 – восемь (4 + 0 + 0 + 4 = 8), что символизирует большие метафизические весы как символ равновесия и кармы, понимание прошлого и будущего через нумерологию, при этом все события должны быть сбалансированными. Мистический корень числа 4007 – одиннадцать (4 + 0 + 0 + 7 = 11). «Библейский смысловой символизм, разработанный Августином, говорит, что если десятка – это закон, то число одиннадцать несёт в себе революционное попрание всякой идеи законности. В сакральном эзотерическом смысле является числом, символизирующим понятие очищения, знак жизни и смерти, открывающий путь в высшие сферы бытия» (Ключников, 83). Цифра одиннадцать отрицает сбалансированность событий, свойственную цифре восемь, и, тем самым, все исторические построения, выполненные в середине XVIII века, отвечают тем революционным преобразованиям, для которых они предназначаются. Иначе говоря, по каббалистическим построениям истории с 1650 (от Ушера) по 1752 годы (до Кеннеди) существуют общепринятые механизмы расшифровки (и зашифровки?) событий, что позволяет по историческим книгам того периода востановить реальность событий. Что же касается исторических построенией каббалистов после 1752 года, то в них не соблюдается этот принцип.
4. Вариант Кальвизия или Скалигера
В.Н. Татищев (1686-1750) в середине ХVIII века писал в «Истории Российской», в главе «О счислении времени и начале года»: «Рождество Христово по Калвизиеву счислению произошло 3947-го«. Упомянутый тут Сетус Кальвизий (Calvisius Sethus, 1556-1617) – немецкий астроном, автор труда по хронологии «Opus chronologicum ex autoritate s. scripturae ad motum luminarium coelestium contextum» в 4-х томах. Считается, что было семь изданий этогог труда с 1605 по 1685 годы.
Но в ХIХ веке начали считать, что эта дата – 3947 года от Сотворения мира до Рождества Христова – установлена Жозефом Скалигером (1540-1609) в «Исправление хронологии», написанной в 1583 году. При определении первого дня недели Скалигер, как и Ушер, исходил из еврейской традиции, где первый день недели был воскресенье. По Скалигеру первый день начался 26 октября 3947 года до н.э., в 6 часов вечера, в субботу.
Чтобы понять, откуда взялась эта дата, от числа 4007 вычтем символ Божественного равновесия – число шестьдесят. При вычитании мистический смысл числа не меняется. Получим:
Однако, дату Сотворения мира 4007 до н.э. обнародовал Кеннеди в 1752 году! Кальвизий, который умер в 1617 году, не мог знать эту дату, обнародованную через сто тридцать лет после его смерти, и рассчитать свою дату Сотворения мира. Значит, труд Кальвизия мог появиться после 1752 года, и по 1768 год. Потому что первые две части I тома «Истории» В.Н. Татищева были изданы впервые в 1768-1769 годах в Москве Г.Ф. Миллером. Императорский историограф академик Г.Ф. Миллер мог в этот период прочесть написанную работу Кальвизия, и вставить дату Сотворения мира в труд Татищева, который он издал в 1768 году. (Скалигер появился как литературный герой в середине ХIХ века, о чём будет расказано ниже.) То, что Миллер дополнял и исправлял рукописи, это известный факт. А.Б. Каменский пишет: «. в 1762 г.: одиннадцать номеров заняты «Топографией Оренбургской» Рычкова. В 1763 г. на смену Рычкову приходит Ф.И. Соймонов: с января по ноябрь печатается его «Описание Каспийского моря и чиненных на оном российских завоеваний, яко часть истории Петра Великого». Следует заметить, что при издании трудов Рычкова и Соймонова Миллер не просто воспроизводил чужой текст, но и редактировал его, по мере необходимости дополняя и исправляя (цветом выделено мной. – И.Ш.)» (Каменский, 392).
5. Вариант Византийской эры
В.Н. Татищев в «Истории Российской» в главе «О счислении времени и начале года» писал о дате Сотворения мира: «по греческому 5500-го. Следственно, от рождества у греков с римским разница 8 лет, которое Димитрий Ростовский в Келейном его летописце трудился исправить и погрешность изъяснить, но оставил неисполненным«. Таким образом, по римскому счислению год Сотворения мира был 5508 до н.э.
Дмитрий Ростовский (1651-1709) с 1684 по1705 годы создал многотомный свод жития святых «Четьи-Минеи», использовав русские, греческие и латинские материалы. С 1702 года был митрополитом в Ростове. Для Дмитрия Ростовского вопрос даты Сотворения мира по римскому календарю был актуальным. И вот почему.
Профессор Е.К. Дулуман во второй половине ХХ века писал: «Император Юстиниан Первый (482-565) ввёл в Византийской империи христианское летоисчисление от Сотворения Мира, которое по подсчётам преданных императору Отцов Церкви произошло 1 сентября 5508 года до Рождества Христа. Согласно с этой датой начали фиксироваться все события, в том числе и в наших древнерусских летописях. Этого летоисчисления до сегодняшнего дня придерживается Православная церковь. Согласно церковному календарю Новый год начинается не 1-го января, как то было по юлианскому календарю, и не 1-го марта, как то отмечалось в большинства народов умеренного географического пояса (в том числе – в России до 16 столетия), а 1-го сентября«. Тем самым, год сотворения мира 5508, который был у Татищева – римским, стал – византийским или константинопольским.
А.И. Соболевский в работе «Славяно-русская палеография» в главке «Число лет между С.М. и Р.Хр.» писал: «Но многие в Москве принимали цифру 5500 (александрийский счет). Геннадий, архиепископ новгородский в послании 1489 г., говоря о летосчислении, пишет: » у Латыны нашего больше осмию леты«. Здесь обычный счёт назван латинским. В статейке 1534 г. об отношении русского летосчисления к латинскому, принадлежащей едва ли не Максиму Греку, мы читаем: «по нашему русскому счёту от создания Адамля до воплощения Христова лет 5500». В печатных Потребниках патриархов Филарета и Иоасафа говорится, что Христос родился в 5500 году по создании мира. В Сборнике гр. Уваровых № 1816 дата такова: «написася в лето от создания мира 7123, а от воплощения Сына Божия 1623, совершися месяца февраля 27»; она должна быть переведена на наш счёт 16l5 годом. Во второй половине XVII в. известный Спафарий (родом Румын, но греческого образования) держался цифры 5500. Но в это время обычный счёт получил преобладание, и наши старообрядцы держатся его, кроме впрочем федосеевцев (у них сохраняется цифра 5500)«.
Патриарх Филарет правил с 1619 по 1634 годы, а патриарх Иоасаф – в 1634-640 годах. В Требнике патриарха Филарета в «Чине приходящих от ересей» говорится: «Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое«. Святцы патриарха Иосифа определяли дату Рождества следующим образом: «Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду«. В «О начале войн и смут в Московии» (М.: Рита-принт, 1997, с.453) также отмечается разнобой в цифрах, который потверждает, что в первой половине ХVII веке в Московии применялся календарь, который имел разность с европейским в 8 лет. В настоящее время только старообрядцы в своих календарях продолжают указывают годы по «греческому» календарю – 5500 год до Р.Х. (Старообрядческий церковный календарь на 1986 г., с.36).