годекан в дагестане что это
Годекан
Смотреть что такое «Годекан» в других словарях:
годекан — сущ., кол во синонимов: 1 • площадь (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Этнографический словарь
годекан — годекан, центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Словарь этнографических терминов
ГОДОБЕРИНЦЫ — ГОДОБЕРИНЦЫ, народ в Российской Федерации, относится к андийским народам (см. АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ), коренное население Западного Дагестана. По оценкам 1994 насчитывалось 3 тысячи годоберинцев. В переписи 2002 они учитывались в составе аварцев. По… … Энциклопедический словарь
ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ — (дидойские народы), группа народов Восточного Кавказа в составе андо цезских (андо дидойских) народов Дагестана. К цезским народам относятся дидойцы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность около 50 тысяч человек (2002, оценка).… … Энциклопедический словарь
Адалло Али — (Алиев) (15 февраля 1932, Урада, Гидатль, Дагестанская АССР) дагестанский поэт, прозаик, публицист. Известен как классик аварской поэзии и один из самых жёстких критиков существующего в Дагестане политического строя, ведущего по его словам курс… … Википедия
Годоберинцы — Современный ареал расселения и численность Всего: около 8000 чел … Википедия
Цезские народы — (дидойские народы) группа народов в Российской Федерации в составе андо цезских (андо дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Цезские языки образуют подгруппу в составе нахско дагестанских языков.… … Википедия
Гунзибцы — Самоназвание гьунзалъ, хунзалис, энзеби, унзо … Википедия
Этоc годекана: почему лучше быть, чем казаться?
Когда петляющая ввысь горная дорога врезается в окрестности родного аула, помимо кристально чистого высокогорного воздуха со звенящей безмолвной тишиной, вы зачастую натыкаетесь на годекан с неизменными седовласыми аксакалами, бесстрастно созерцающими белоснежные вершины гор.
Прерывая своим приветствием их аскезу, я всегда поначалу чувствовал себя неловко, но их живое, энергичное рукопожатие и эмпатическое исследование всех моих жизненных перипетий и обстоятельств, благополучия и успехов детей мгновенно погружали в знакомую атмосферу того, что мы называем Родной землёй, Родиной.
Их запредельное мистическое спокойствие, симбиотичность задрапированной пассионарности и мягкой силы ретроспективно переносит в героические тысячелетия побед, государственности, суфийской мистики и эзотерической поэзии, которые выпестовали духовные и этические картограммы дочерей и сыновей нашего народа.
Эго проецировалось на превалирование мягкой силы (а в случае применения жесткой силы впечатляла её пропорциональность), силы примера над примером силы, силы авторитета над авторитетом силы. Не было необходимости в демонстрации силы, потому что она давно осью вплелась в горский этос (в первую очередь, ментальная и психологическая) с проекцией на достижения нашего героического народа.
Великим сыном своего народа и своих замечательных Родителей является наш Хабиб, совсем не проект (даже такой респектабельной и успешной организации как UFC). Его доминирование и бойцовский интеллект в самой конкурентной организации мира и в самом конкурентном весе были недосягаемы и безоговорочны.
Он был признан не просто лучшим бойцом вне зависимости от категории, он стал лучшим спортсменом мира 2020 г. по версии уважаемого глобального агентства. Он давно уже себе всё доказал, а это первично и фундаментально.
Я надеюсь, что от седин и безмолвной медитации на годекане его отделяют ещё много десятков продуктивных лет и правильных дел. Ведь сила и нужна Человеку для реализации праведных дел.
Его путь жизненный и пример, несомненно, будут вдохновлять. Пример горца, покорившего недосягаемые, высоченные пики гор.
Этот путь будет вдохновлять нашу талантливую молодёжь добираться до самых запредельных и кажущихся недосягаемыми вершин образования, науки, технологий, бизнеса, спорта, филантропии и искусства.
Тысячелетиями наш фенотип и характер формировались под влиянием горских адатов и этического кода, исламской ортопраксии (где ключевым является не вербальная декларация, а твои поступки). Так будет и впредь: лучше быть, чем казаться. ]§[
Годекан
Все мы знаем «Кавказ» и как у них всё там устроено. Мужчины все джигиты! Женщина – ты это, молчи женщина! Вот и всё! А ещё есть кавказское долголетие.
Жизнь в горах никогда не бывает простой. В трудах, от рассвета до заката проходит вся жизнь. Уклад тесно связан с природой, его ритмом. Обязанности и работа не будут ждать лодыря. Проспал сезонную работу останешься без продуктов питания, или будешь мёрзнуть в сыром доме.
Вот такой режим и формировал то самое долголетие, которым славен Кавказ и сегодня.
А еще, на Кавказе, у всех народов, присутствует особенное уважение и почтение в «старым». Чем же заняться когда силы в руках и ногах стало меньше, а опыт накопился большой – вести долгие, праведные беседы на годекане.
Годекан
Годекан – это место на котором собирались жители села и могли просто поговорить или обсудить что-то важное в их жизни. Чаще всего это небольшое пространство на свежем воздухе, на котором устраивались скамейки и, возможно, навес от дождя.
В основном собирались аксакалы, чью работу уже делали их дети и внуки и им не нужно было много трудится. Молодые мужчины в сезон когда работы меньше, например зимой.
Беседы о сельском хозяйстве, содержании скота, может быть про зверьё в лесу, о дорогах и родниках, гостях и поездках и так далее.
Годеканы есть и сегодня, на них также ведут беседы. Пока живо еще старшее поколение не признающее смартфоны, но видимо уже близко время когда на годекане включат WiFi.
У женщин на Кавказе есть свои годеканы для бабушек. Девушки, правда, на них не ходят совсем. Это связано с особенность отношения к женщинам на Кавказе. Не считалось допустимым и приличным такое препровождение времени для горянки
Годекан — вчера и сегодня
Люди растут, стареют и умирают, но сельский годекан остается прежним. В старину каждое село имело свой годекан. У дидойцев он являлся одной из народных форм общественного воспитания. Здесь в свободное от домашней и сельскохозяйственной работы время собирается мужская часть населения.
Сельский годекан – это народный университет, где учатся у аксакалов; место для умных и интересных разговоров. Кроме того, он формировал общность интересов, коллективизм, товарищество, сплачивал людей и наглядно демонстрировал молодому поколению силу и единство народа. На годекане давали оценку всему происходящему в селе: и хорошему, и плохому. И оценка эта была судом высшей инстанции.
Годекан обеспечивал соблюдение традиционного порядка и дисциплины: определение почётных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодёжи и т. д.
Сельский джамаат, каждая семья ответственна за поведение человека на годекане. Действенным показателем такой ответственности считалось внушение детям с ранних лет того, что годекан – это место, где из суммы частных мнений вызревало разумное общественное мнение; где совместными усилиями мудрейших готовятся ответы на возникшие вопросы, решаются частные и общие проблемы; где на тебя смотрят, за тобой наблюдают, тебя оценивают десятки глаз; где следует соблюдать общепринятые нравственные нормы.
После распада СССР и начатой в стране перестройки значение годекана в корне изменилось. Мой дедушка рассказывал, что когда они были маленькими, проходили через годекан, не останавливаясь, почти бегом. О том же говорят старожилы села.
А теперь?! На сельском годекане можно увидеть и детей, и подростков. Сидят два старика, рядом с ними — школьники, пьяницы, все, кому дома делать нечего. Молодёжь иногда до утра буянит, кричит на годекане, и никто не обращает на них внимания.
Не вина ли это родителей, которые не следят за своими детьми? Очень редко встретишь таких, кто учит детей, как вести себя на сельском годекане. Нынешняя молодёжь не знает, кому уступить место, как общаться со стариками и младшими. Именно семья и джамаат призваны наставлять детей, подростков и юношей, как соблюдать этикет на годекане, кого и как приветствовать, выражать пожелание, благодарность, сочувствие.
Нам, дидойцам, нужно вернуть к жизни правила поведения на годекане. Уверен, при его высокой организации там могут проходить удивительно поучительные уроки нравственности. Сегодня в каждом ауле открыты мечети, и в течение суток они пять раз призывают верующих для исполнения молитвы. Загляните в этот час в мечеть – там можно увидеть 10 — 15 старейшин, а молодёжь в это время сидит на годекане…
Годекан
Годекан запись закреплена
BUSTAN AVARISTAN | Аварцы | Дагестан
Прошло два года, но мы так и не получили даже имен тех, кто выпустил в детей по 8 и 15 каждому.
Репост важен, нельзя давать забыть трусам, что народ помнит и не простил.
Годекан запись закреплена
BUSTAN AVARISTAN | Аварцы | Дагестан
Черкесия сегодня отмечает наш общий день траура.
153 года назад генерал Граббе провел парад на «Красной поляне», знаменуя окончание Кавказской войны и изгнание выживших черкесских народов со своей родины. В ходе этой войны и последовавшего геноцида погибло свыше миллиона черкесов, абхазов, чеченцев, аварцев и представителей других кавказских народов, свыше полумиллиона оказались на чужбине.
Показать полностью.
Да смилостивится Аллах над нашими погибшими предками, простит их грехи, введет их в Рай и да накажет их палачей.
Россия принесла нам счастье и цивилизацию:
«Долина Хабля была одна из самых населенных частей этого края; поля ее были засеяны фруктовыми садами, а в покинутых саклях замечались следы не только довольства, но даже богатства и прихотей. Кроме огромных запасов хлеба, который жители не успели вывезти, в соседних рощах хранились целые склады воска, меда и тысячи улей, свидетельствовавших, что пчеловодство было одним из любимейших промыслов края. И все это цветущее пространство предано было огню и истреблению»
«Война шла с неумолимою, беспощадною суровостью. Мы подвигались шаг за шагом, но бесповоротно и очищая от горцев, до последнего человека, всякую землю, на которую раз становилась нога солдата.
Горские аулы были выжигаемы целыми сотнями, едва лишь сходил снег, но прежде, чем деревья одевалися зеленью (в феврале и марте); посевы вытравлялись конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его врасплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы и оттуда отправляемо к берегам Черного моря и далее, в Турцию. Сколько раз приходилось в опустевших при нашем приближении хижинах заставать на столе теплую кашу с воткнутою в нее ложкою, починявшуюся одежду с невыдернутою иголкою, какие-нибудь детские игрушки в том виде как они были разложены на полу, около ребенка. Иногда – к чести, впрочем, наших солдат, очень редко, – совершались жестокости, доходившие до зверства… Жестокости эти были тем возмутительнее, что были совершенно не в духе доблестных русских солдат – обыкновенно столь добродушных»
«Местопребывание Засса, крепость Прочноокопская, повергало в ужас не только закубанцев, но и всех проезжающих. Она окружена была высоким валом с частоколом по гребню, на котором во многих местах торчали головы черкесов»