годекан в дагестане что такое
Годекан
Все мы знаем «Кавказ» и как у них всё там устроено. Мужчины все джигиты! Женщина – ты это, молчи женщина! Вот и всё! А ещё есть кавказское долголетие.
Жизнь в горах никогда не бывает простой. В трудах, от рассвета до заката проходит вся жизнь. Уклад тесно связан с природой, его ритмом. Обязанности и работа не будут ждать лодыря. Проспал сезонную работу останешься без продуктов питания, или будешь мёрзнуть в сыром доме.
Вот такой режим и формировал то самое долголетие, которым славен Кавказ и сегодня.
А еще, на Кавказе, у всех народов, присутствует особенное уважение и почтение в «старым». Чем же заняться когда силы в руках и ногах стало меньше, а опыт накопился большой – вести долгие, праведные беседы на годекане.
Годекан
Годекан – это место на котором собирались жители села и могли просто поговорить или обсудить что-то важное в их жизни. Чаще всего это небольшое пространство на свежем воздухе, на котором устраивались скамейки и, возможно, навес от дождя.
В основном собирались аксакалы, чью работу уже делали их дети и внуки и им не нужно было много трудится. Молодые мужчины в сезон когда работы меньше, например зимой.
Беседы о сельском хозяйстве, содержании скота, может быть про зверьё в лесу, о дорогах и родниках, гостях и поездках и так далее.
Годеканы есть и сегодня, на них также ведут беседы. Пока живо еще старшее поколение не признающее смартфоны, но видимо уже близко время когда на годекане включат WiFi.
У женщин на Кавказе есть свои годеканы для бабушек. Девушки, правда, на них не ходят совсем. Это связано с особенность отношения к женщинам на Кавказе. Не считалось допустимым и приличным такое препровождение времени для горянки
Годекан
Смотреть что такое «Годекан» в других словарях:
годекан — сущ., кол во синонимов: 1 • площадь (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Этнографический словарь
годекан — годекан, центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Энциклопедия «Народы и религии мира»
ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Словарь этнографических терминов
ГОДОБЕРИНЦЫ — ГОДОБЕРИНЦЫ, народ в Российской Федерации, относится к андийским народам (см. АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ), коренное население Западного Дагестана. По оценкам 1994 насчитывалось 3 тысячи годоберинцев. В переписи 2002 они учитывались в составе аварцев. По… … Энциклопедический словарь
ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ — (дидойские народы), группа народов Восточного Кавказа в составе андо цезских (андо дидойских) народов Дагестана. К цезским народам относятся дидойцы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность около 50 тысяч человек (2002, оценка).… … Энциклопедический словарь
Адалло Али — (Алиев) (15 февраля 1932, Урада, Гидатль, Дагестанская АССР) дагестанский поэт, прозаик, публицист. Известен как классик аварской поэзии и один из самых жёстких критиков существующего в Дагестане политического строя, ведущего по его словам курс… … Википедия
Годоберинцы — Современный ареал расселения и численность Всего: около 8000 чел … Википедия
Цезские народы — (дидойские народы) группа народов в Российской Федерации в составе андо цезских (андо дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Цезские языки образуют подгруппу в составе нахско дагестанских языков.… … Википедия
Гунзибцы — Самоназвание гьунзалъ, хунзалис, энзеби, унзо … Википедия
Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева
«Иди тогда на годекан и приноси шапку любимого, отдадим за него»: картинки из девичьей жизни
Период «девушки в ожидании замужества», как назвал это время известный кавказовед Юрий Карпов в своей книге, посвященной женскому пространству в культуре народов Кавказа, один из самых насыщенных и динамичных периодов девичьей жизни.
Подготовка к браку, выбор подходящего по статусу жениха, постепенный мягкий выход из круга незамужних или непросватанных сверстниц составляют его основное содержание.
В городах и в горных селах особую роль в подготовке брака, поисках жениха или невесты играли посредницы, женщины старшего или среднего возраста. И если в городах их услуги воспринимались как норма, то в горах на сводничество смотрели неодобрительно.
Часто родители сами присматривали своим детям подходящую партию; матери поощряли встречи девушки с достойными, по их мнению, молодыми людьми, но окончательное решение принимал отец.
Женщины часто присматривали своим сыновьям подходящую невесту при походе за водой. Дагестан
В Дагестане, в Ахвахе к девушкам на выданье в определенный день заходили все юноши, нацеленные на создание семьи. Отец и братья девушки покидали на время дом, а принимала гостей мать с дочерью. После пары часов ритуальных посиделок с матерью, юноши уходили из дома, но каждый из них оставлял свою папаху. Девушка, осмотрев папахи, выбрасывала их на улицу за исключением одной, чей владелец и становился женихом.
Если на западном Кавказе девушки практически не могли напрямую публично заявить о своем желании выйти замуж, то у лакцев и цахуров девушка, желая выйти замуж, приходила на сельскую площадь (годекан) или поднималась на крышу располагавшейся тут же мечети и оповещала сельчан о своем намерении. Для этого она произносила соответствующие словесные формулы и имя выбранного жениха. После этого сельские авторитеты обсуждали с родственниками избранника вопросы урегулирования ситуации, но отказ со стороны последнего не допускался.
Молодой человек всегда следовал решению сельских авторитетов в вопросах заключения брака. Да и как можно ослушаться таких стариков? Дагестан.
У андийцев был другой обычай – представитель джамаата поднимался на крышу дома, в котором жила девушка брачного возраста и через дымоход просил ее назвать имя избранника. В тот же вечер родителей последнего ставили в известность о намерениях девушки, последним ничего не оставалось делать, как начать приготовления к свадьбе, т.к. для юноши отказ считался предосудительным.
Подобная активность девушек в решении своей судьбы воспринимается исследователями как пережиток некой мифической эпохи амазонок, как отголосок преданий, когда девушки сражались на равных с мужчинами в бою…
В некоторых аварских и цезских селениях названные в ходе такого опроса мужчины могли откупиться от брака солидным штрафом – зерном, мукой, курдючным салом, все это шло в доход общества.
Интересно, что в свое время имам Шамиль был обеспокоен ростом числа незамужних женщин, резким уменьшением браков среди населения имамата и поэтому специальным указом уменьшил размеры свадебных платежей.
В свою очередь и девушки активно использовали атрибуты мужчин для выражения своих чувств – абхазка, желая отказать мужчине, при первой встрече вынимала из его черкески газырь и бросала его на землю.
После обручения девушка остепенялась, больше времени проводила дома, старалась меньше показываться на людях.
У осетин осенние свадьбы приурочены к дням чествования Святого Георгия – покровителя мужчин. В этом была своя логика – такие браки якобы отличались прочностью, поскольку Георгий – образцовый мужчина-воин.
Годекан — вчера и сегодня
Люди растут, стареют и умирают, но сельский годекан остается прежним. В старину каждое село имело свой годекан. У дидойцев он являлся одной из народных форм общественного воспитания. Здесь в свободное от домашней и сельскохозяйственной работы время собирается мужская часть населения.
Сельский годекан – это народный университет, где учатся у аксакалов; место для умных и интересных разговоров. Кроме того, он формировал общность интересов, коллективизм, товарищество, сплачивал людей и наглядно демонстрировал молодому поколению силу и единство народа. На годекане давали оценку всему происходящему в селе: и хорошему, и плохому. И оценка эта была судом высшей инстанции.
Годекан обеспечивал соблюдение традиционного порядка и дисциплины: определение почётных мест для уважаемых аксакалов, для семейных мужчин, для молодёжи и т. д.
Сельский джамаат, каждая семья ответственна за поведение человека на годекане. Действенным показателем такой ответственности считалось внушение детям с ранних лет того, что годекан – это место, где из суммы частных мнений вызревало разумное общественное мнение; где совместными усилиями мудрейших готовятся ответы на возникшие вопросы, решаются частные и общие проблемы; где на тебя смотрят, за тобой наблюдают, тебя оценивают десятки глаз; где следует соблюдать общепринятые нравственные нормы.
После распада СССР и начатой в стране перестройки значение годекана в корне изменилось. Мой дедушка рассказывал, что когда они были маленькими, проходили через годекан, не останавливаясь, почти бегом. О том же говорят старожилы села.
А теперь?! На сельском годекане можно увидеть и детей, и подростков. Сидят два старика, рядом с ними — школьники, пьяницы, все, кому дома делать нечего. Молодёжь иногда до утра буянит, кричит на годекане, и никто не обращает на них внимания.
Не вина ли это родителей, которые не следят за своими детьми? Очень редко встретишь таких, кто учит детей, как вести себя на сельском годекане. Нынешняя молодёжь не знает, кому уступить место, как общаться со стариками и младшими. Именно семья и джамаат призваны наставлять детей, подростков и юношей, как соблюдать этикет на годекане, кого и как приветствовать, выражать пожелание, благодарность, сочувствие.
Нам, дидойцам, нужно вернуть к жизни правила поведения на годекане. Уверен, при его высокой организации там могут проходить удивительно поучительные уроки нравственности. Сегодня в каждом ауле открыты мечети, и в течение суток они пять раз призывают верующих для исполнения молитвы. Загляните в этот час в мечеть – там можно увидеть 10 — 15 старейшин, а молодёжь в это время сидит на годекане…
годекан
годекан, центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода.
Смотреть что такое «годекан» в других словарях:
годекан — сущ., кол во синонимов: 1 • площадь (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Этнографический словарь
Годекан — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Этнографический словарь
ГОДЕКАН — центральная площадь у народов Кавказа, место общинного схода … Словарь этнографических терминов
ГОДОБЕРИНЦЫ — ГОДОБЕРИНЦЫ, народ в Российской Федерации, относится к андийским народам (см. АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ), коренное население Западного Дагестана. По оценкам 1994 насчитывалось 3 тысячи годоберинцев. В переписи 2002 они учитывались в составе аварцев. По… … Энциклопедический словарь
ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ — (дидойские народы), группа народов Восточного Кавказа в составе андо цезских (андо дидойских) народов Дагестана. К цезским народам относятся дидойцы, гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность около 50 тысяч человек (2002, оценка).… … Энциклопедический словарь
Адалло Али — (Алиев) (15 февраля 1932, Урада, Гидатль, Дагестанская АССР) дагестанский поэт, прозаик, публицист. Известен как классик аварской поэзии и один из самых жёстких критиков существующего в Дагестане политического строя, ведущего по его словам курс… … Википедия
Годоберинцы — Современный ареал расселения и численность Всего: около 8000 чел … Википедия
Цезские народы — (дидойские народы) группа народов в Российской Федерации в составе андо цезских (андо дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Цезские языки образуют подгруппу в составе нахско дагестанских языков.… … Википедия
Гунзибцы — Самоназвание гьунзалъ, хунзалис, энзеби, унзо … Википедия