голодный дух что это

Мир голодных духов

Видимость перерождения в мире голодных духов возникает из-за недобродетели, которую мы накапливаем под влиянием привязанности и страсти, то есть когда мы воруем или отнимаем что-то у других, когда мы постоянно «гребём под себя», стараемся получить для себя как можно больше всего, не гнушаясь никакими средствами.

Голодных духов делят на три вида: голодные духи, пребывающие на одном месте, голодные духи, блуждающие в пространстве, и третий вид — существа других миров, схожие с голодными духами.

Пребывающие на одном месте голодные духи обладают такими телами, которые они не могут перемещать.

Блуждающие в пространстве — это, в основном, те, кого обычно духами и называют: садаги (духи местности), цен и другие, а также сознания умерших. Они называются голодными духами, потому что не могут потреблять обычную пищу и получают питание только тогда, когда эта пища им подносится во время таких ритуалов, как, например, Чутор и Сур.

И третий вид — это голодные духи, схожие с другими видами существ. Например, можно сказать, что есть «человеческие» голодные духи. По факту, это человек, только очень жадный. Настолько жадный, что в банке у него могут лежать миллионы, но он их вообще не тратит — носит старую, драную одежду, питается непонятно чем, никакой благотворительностью не занимается, просто хранит эти деньги в банке и всё. Из-за подобной жадности в будущем он на самом деле перерождается голодным духом.

В России есть подобные люди? В Тибете таких довольно много. Когда такие люди перерождаются, то из-за привязанности к своим деньгам их сознание не уходит в следующую жизнь, а надолго ещё остаётся блуждать вокруг, как бы охраняя накопленное богатство, и такой блуждающий дух может даже начать причинять вред тем, кто начнёт этим богатством пользоваться.

В нашем поселении в Доланджи (речь о монастыре Менри и бонской общине на севере Индии — прим. ред.) был один тибетский дедушка из Амдо, который раньше занимался бизнесом. Он сумел накопить внушительную сумму денег, купил на них золота и положил в банк. Однако об этом никто не знал, и по внешнему виду все считали его нищим. Одевался он плохо, питался самой дешёвой едой. Когда монахи куда-нибудь собирались ехать на такси, он сразу просил: «Пожалуйста, возьмите меня!» Монахи сажали его в машину, при этом сам он за такси никогда не платил.

Когда этот дедушка умер, и оказалось, что на самом деле он был богачом, все, конечно, очень удивились. Вот это один из тех, кто является голодным духом в человеческом теле. В целом, человек он был хороший, со всеми дружил, и если бы не эта патологическая жадность…

Так же, как этот дед по сути своей уже являлся голодным духом, бывают и люди, которые при жизни похожи на существ других миров сансары. Например, если человек в силу каких-то причин лишён рук или ног, то это приравнивается к страданиям адов. Есть люди, которые вроде бы обладают человеческим телом, но сознание у них, как у животных. Есть люди, похожие на полубожеств — очень воинственные, постоянно с кем-то ругаются и дерутся. Есть люди, схожие с божествами — они всё время радуются, веселятся, вся жизнь — как один сплошной праздник.

То есть в силу кармы обретается тело человека, но из-за накопленных кармических отпечатков наблюдаются те или иные склонности существ других миров сансары.

Те голодные духи, которые пребывают на одном месте, бывают двух видов: испытывающие внешние препятствия и испытывающие внутренние препятствия.

У первых огромная голова и такой же огромный живот, но при этом очень тонкое горло, через которое пища не проходит, и очень тонкие руки и ноги. Даже если какая-то пища и проникает сквозь горло в их желудок, она тут же превращается в огонь и всё сжигает. То есть под внешними препятствиями здесь имеется в виду тело, которое, как им кажется, у них есть.

Внутренние же препятствия — это то, что связано с умом, с сознанием. У таких духов с телом всё в порядке, они могли бы принимать пищу, но у них другая проблема — им всё вокруг кажется отвратительным, грязным и абсолютно несъедобным.

По тексту: «Из ущербного ума еда и питье видятся как нечистоты» — это относится к духам с внутренними препятствиями, «изо рта вырывается пылающая вереница языков огня» — это относится к духам с внешними препятствиями, «вокруг возникают бессчётные ужасные и пугающие видения» — это о духах, блуждающих в пространстве.

Что за пугающие видения? Они у блуждающих духов бывают по двум причинам. Во-первых, такие духи просто не знают, куда им приткнуться; их некому защитить, некому им помочь; им просто страшно. И вторая причина — когда проводятся такие ритуалы, как, например, огненная пуджа, то если лама недостаточно сострадания испытывает ко всем этим духам, то во время этих ритуалов многие духи пугаются настолько, что погибают.

То же самое относится к начитыванию гневных мантр в больших количествах. Например, в нашей традиции есть определённая мантра, за счёт начитывания которой несколько миллионов раз голос человека приобретает такую силу, что если он крикнет, то огромное количество блуждающих духов может погибнуть, даже если он этого не хотел. Поэтому, когда проводится огненная пуджа, то сначала лама всегда произносит обращение к духам, прося их покинуть это место.

С этим же связано то, что для практик Дзогчена и Тантры обязательно должна присутствовать база из любви и сострадания, а если этой базы не будет, то практика, хотя и будет обладать силой, вместо принесения блага будет приносить вред. Духи — такие же живые существа, как люди, животные и все остальные, поэтому нанесение им вреда — такая же недобродетель.

Источник

Голодные духи

Ни для кого не секрет, что с незапамятных времён все народы земли, абсолютно все, занимались жертвоприношениями.

Что такое жертвоприношение?

Это умервщление живого существа с целью обрасти покровительство некоего божества, или духа.

С древнейших времён люди резали на алтарях живых существ. Резали кур, резали баранов, резали тельцов, а нередко и людей.

Много на свете всяких глупостей и суеверий. Очень соблазнительно списать всё на дикость и нелепые представления наших предков о мире.

Давайте не будем торопиться. Попробуем сначала разобраться в вопросе.

Итак, если это суеверие, тогда почему оно такое распространённое. Его не миновал ни один народ. Почему режут не только в Евразии, но и на всех других материках, кроме Антарктиды? Даже среди океана нет такого обитаемого клочка суши, где бы не было обряда кровавых жертвоприношений.

Вот, например, в странах юго-восточной Азии есть поверье, будто кошка на своём хвосте приносит несчастия. И в этих странах (Вьетнам, Тайланд) все кошки бегают с отрубленными хвостами.

Что это? Истина, или суеверие?

В Европе нет обычая отрубать кошкам хвосты. И это никак не сказывается на счастье, или несчастье европейцев. Следовательно, поверье ложное. Это местное юго-восточное суеверие. Не более.

Ацтеки считали, что жертву надо затащить на верхушку пирамиды, вырезать ещё живое сердце и сжечь его в жаровне с углями, голову отрубить и сбросить её с пирамиды.

Финикийцы считали, что жертву надо распять на кресте. И пусть она медленно умирает от солнечного удара и будет заживо пожираться слепнями и оводами.

Римляне сначала просто резали военнопленных на алтарях, потом им пришла идея заставлять пленников самих убивать друг друга. Так родились гладиаторские бои, которые всегда проводились во славу богов.

У карфагенян считалось правильным бросать жертву живьём в огонь во славу их бога Ваала. Причём, для счастливого брака считалось обязательным принести в жертву своего первенца.

Этот обычай шокировал римлян и вызывал отвращение. Но карфагеняне возражали, что для Господа им ничего не жаль. Даря богу своих детей, они якобы выражают свою любовь к Господу.

В общем, способы и ритуалы были разными, а суть одна: Лишить жизни живое существо, дабы заслужить этим покровительство божества, или духа.

Как назвать духа? Уициллопочтли, Кали, Уастырджи, Тенгри, не важно. Ведь роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет. То же справедливо и в отношении других пахучих предметов.

Так что же это? Бессмысленная жестокость, или в этом есть рациональное зерно?

Я так полагаю, если бы люди не видели никаких признаков помощи от мира духов, после жертвоприношения, если бы они не видели никакой разницы, то наверное, они бы перестали приносить жертвы.

Или мнения бы разделились. Обычай жертвоприношения не был бы всемирным, вроде обычая отрубать кошкам хвосты.

Но раз подобные обряды тысячелетиями практиковались на всей планете, значит, люди усматривали в этом какую-то выгоду для себя.

Давайте сделаем предположение. Допустим, в нашем мире, или в мире параллельном обитают некие невещественные сущности, или существа. Условно назовём их духами.

И этим духам для чего-то нужны насильственные смерти живых существ. Может быть, они питаются энергией, которая освобождается в момент смерти. Или они строят из этой энергии себе дома, шьют одежду, или извлекают какую-то другую пользу, которую мы, существа из плоти и крови, даже не можем себе вообразить.

Тогда естественно, между убийцей и таким духом возникает симбиоз. Что-то вроде торговли.
Я тебе зарежу барана, а ты мне дай дождик для урожая.

Соблазнительно было бы назвать их демонами, бесами, чертями. Но традиционно считается, что демоны охотятся за человеческими душами. А какая выгода демону от смерти праведника, который попадёт в рай? И уж тем более, какая ему выгода от смерти петуха, или барана?

Нет, те духи, о которых я рассуждаю, ищут не душ, а смерти живых существ, чтобы насытиться их энергией.

Потому предлагаю назвать их голодными духами.

Духами, потому, что бесплотные.

А голодными, потому, что кровь любят (в переносном смысле).

Нет, я лично никогда жертв не приносил. Все мои рассуждения носят умозрительный характер.

Если признать существование таких голодных духов, тогда многие явления истории станут понятными.

Возьмём для примера Библию, вернее, Ветхий Завет. Жертвоприношения там просто на каждой странице. Древние евреи там постоянно приносят жертвы. Аврраам даже в порыве религиозного рвения чуть собственного первенца не зарезал. Аналогию улавливаете? Ведь карфагеняне произошли от финикийцев, которые жили совсем рядом с евреями.

Правда, в последний момент Господь согласился заменить человечину бараниной, но совсем голодным остаться не пожелал.

Не находите ли вы, что для творца всего сущего, который одним словом своим воздвигает миры, это как-то слишком мелко наслаждаться смертью молодого барашка?

А вот для мелкого голодного духа, по-моему в самый раз.

А вот Иеффая Господь почему-то не остановил, и позволил ему принести в жертву собственную дочь.

Читая ветхий завет, я долго удивлялся бессмысленной, как мне тогда казалось, жестокостью древних евреев. В Библии много раз описано, как захватив очередной город, они предавали смерти не только мужчин, но часто и женщин, и детей, а в некоторых случаях, даже весь скот.

Ведь пленников можно заставить работать на себя. Боялись, что пленники восстанут? Или отвратят избранный народ от истинной веры?

Тогда можно было их выгодно продать, в тот же Египет, который вот он рядом, по ту сторону Суэцкого перешейка.

Деньги не помешают.

А скот зачем убивать? Скот уж точно не поднимет восстания, и ересью смущать евреев не будет.

Зачем убивали себе в ущерб?

Если за одну ночь перебить несколько тысяч человек и несколько десятков тысяч голов скота, к полудню следующего дня они начнут гнить, вонять, налетят мухи и грифы, разносчики заразы.

На кой это нужно было древним евреям?

Ответ чётко прописан в Библии. Такова была воля Господа!

Господи, ты поразил Содом и Гоморру огненным дождём, ты послал потоп на наши грешные головы. Так почему ты сам не покараешь этих моавитян? Почему твою обычную работу должны выполнять евреи?

Нет, такова воля Господа.

Что такое жертвоприношение? Убийство живого существа, с целью обрести покровительство некоего божества.

Вот и найдите мне десять отличий от того, чем занимались ацтеки. И докажите мне, что это было не жертвоприношение.

Потом времена изменились. Христианская церковь строго настрого запретила языческие жертвоприношения.

И тут же начала массово жечь вешать, топить еретиков и ведьм. Что это? Убийство живых существ с целью обретения божьей милости.

То же яйцо, только вид сбоку. Все признаки жертвоприношения налицо.

Естественно, что голодные духи в своих целях пытаются всячески оберегать тех кто их кормит. Да не оскудеет рука дающая.

Если мы предположим существование голодных духов, тогда многие жестокости, которые кажутся нам совершенно бессмысленными, предстанут перед нами в новом свете.

Источник

МИР ГОЛОДНЫХ ДУХОВ

МИР ГОЛОДНЫХ ДУХОВ

Мир голодных духов — это состояние крайней неудовлетворённости и невозможности осуществить свои желания. Страдания здесь не столь мучительны, как в мире обитателей ада (по крайней мере, голодные духи избавлены от ощущений абсолютной стеснённости и несвободы), но всё же очень сильны, ибо тяжесть негативных действий, повлёкших за собой перерождение в этом состоянии, велика.

Собственно «духи» — лишь один из множества классов существ, обитающих в этом мире. На санскрите существо этого класса называется претя, что означает просто «покойник». Первоначально «пре-той» называли дух умершего, над которым не совершили положенных погребальных обрядов и который из-за этого не может продолжить путь к месту своего перерождения или освобождения.

Он остаётся на кладбище или на площадке для кремаций, дожидаясь ритуальных подношений, которые освободят его. В несколько ином свете сущность прет представляет более поздний индийский миф, повествующий о боге Брахме, олицетворении творческой энергии желания. Силой мысли Брахма сотворил дочь — первую в мире женщину, и тотчас возжелал её, повинуясь побуждению своей природной сущности. Но, будучи также воплощением блага, истины и чистоты, он попытался побороть в себе это желание. Из капель пота, которыми покрылось его тело в этой напряжённой внутренней борьбе, возникли преты. В других вариантах мифа рассказывается о рождении других странных существ из осадка желания или гнева, преодолённых, но не уничтоженных без остатка. Иными словами, желание и гнев всегда порождают кармические последствия — духов, которые будут преследовать нас, пока мы не изживём эти последствия.

Термин «голодные духи» происходит от тибетского перевода этого санскритского слова (тиб. уi dvags)[85] и представляется мне весьма удачным, так как содержит в себе главную характеристику этого класса существ. В английском языке словом «дух» (ghost) обычно обозначается душа покойника, «застрявшая» между земной и загробной жизнью (подобно индийскому прете в первоначальном значении этого слова), поэтому следует помнить, что мир прет в буддизме — это не промежуточное состояние, а новая жизнь, новое перерождение. Но в остальном наше представление о духах достаточно хорошо согласуется с психологией буддийского мира прет. Все духи так или иначе голодны и не удовлетворены, они бесцельно блуждают в поисках того, что удовлетворило бы их жажду, и мучат других своими ненасытными желаниями.

Другой класс существ, обитающих в этом мире, — гандхарвы, таинственные сверхъестественные персонажи индийских мифов, связанные с луной и обладающие странной властью над женщинами. Они питаются только запахом благовоний и являются искуснейшими врачевателями, музыкантами и любовниками. Возможно, отождествление гандхарвов с духами умерших, ищущих чрево для нового перерождения, возникло именно из-за этих ассоциаций с женщинами. Сознание умершего, пребывающего в бардо существования, тоже называется «гандхарвой», и мир голодных духов соотносится именно с бардо существования. Гандхарвы в этом бардо пребывают вне контекста шести миров, ибо они ещё не переродились. Но если они пробудут в нём слишком долго, не входя в чрево, то в конце концов могут стать голодными духами в полном смысле этого слова.

Существует также весьма многочисленный класс вредоносных сущностей, вызывающих телесные и душевные заболевания. В тибетской медицине их нередко называют демонами и при диагностике и лечении болезней уделяют им большое внимание[87]. Между этими болезнетворными сущностями и их жертвами обязательно существует некая кармическая связь, тянущаяся из прошлого. Подобные связи могут возникать на основе мощной эмоциональной энергии или какой-либо фиксации, обретшей самостоятельную жизнь, а могут и порождаться страданиями, которые одно существо когда-то причинило другому.

Ещё одна разновидность демонов — ракшасы, плотоядные и кровожадные духи ночи. Ракшасов описывают как гигантских злобных чудовищ, исполненных алчности и похоти; это воплощённые силы зла, подобные демонам западной традиции. Там, где в переводах буддийских текстов говорится о богах и демонах, под последними обыкновенно имеются в виду ракшасы. Трунгпа Ринпоче говорил, что демоны олицетворяют всё, от чего нам хотелось бы избавиться, а боги и богини — всё, что мы хотели бы привлечь в свою жизнь. Но некоторые ракшасы стоят на более высоком уровне, ближе к второстепенным божествам или завистливым богам, и к этому классу принадлежит немало существ, не столь вредоносных и мятущихся, как голодные духи низшего уровня.

Иные из них наделены великим могуществом, которое могут обращать во благо, если захотят; но и они одержимы эгоистическими желаниями, а потому коварны и непредсказуемы.

Местные тибетские предания о сверхъестественных существах тесно переплелись с индийскими, как происходило и в других областях распространения буддизма. Ничто не мешает и нам представить по примеру тибетцев, что мир голодных духов населён всевозможными существами «маленького народца», фигурирующими в западных легендах: гномами и гоблинами, великанами, вампирами и всеми «призраками, и упырями, и длинноногими тварями, и всякой тварью, скачущей в ночи».[88]

Все эти бесчисленные духи обитают на земле и под землей, в море и в воздушных просторах. Они, как мы видим, весьма многообразны, однако для всех голодных духов в традиции принято стандартное изображение, в своём роде карикатурное и отражающее основное свойство их натуры — голод. У них крошечные рты, длинные тощие шеи и огромные вздутые животы, символизирующие не только крайнюю степень голода, но и жадность.

Неспособность утолить голод проявляется у голодных духов по-разному, в зависимости от того, что именно они воспринимают в искажённом свете: внешний мир, своё внутреннее состояние или же и то, и другое.

В первом случае духи тщетно рыщут в поисках пищи и питья. Одни словно бы видят пищу вдалеке, но стоит им приблизиться, как мираж исчезает. Другие садятся за накрытый стол, но стоит им прикоснуться к пище, как появляются чудовищные стражи и гонят их прочь.

Голодным духам второй категории пища и питье доступны, но рот и глотка у них такие маленькие, а желудок такой огромный, что им никогда не удаётся съесть и малой доли того, что могло бы их насытить. Своими длинными цепкими пальцами они лихорадочно хватают и тащат в рот всё, что подвернётся под руку, но муки голода терзают их всё сильней и сильней.

Голодные духи третьей группы подвержены разнообразным внешним и внутренним галлюцинациям, не позволяющим извлекать из пищи пользу. Одних пища и питье жгут изнутри огнём; у других они превращаются во рту в отвратительные вещества (кровь, гной, мочу) или несъедобные предметы (железо, солому); третьи вынуждены глодать собственную плоть.

Господствующее в этом мире субъективное переживание — всепоглощающее ощущение нехватки, чувство нищеты в сочетании с алчностью. Парадокс в том, что голодные духи окружены богатством и роскошью: у них есть всё, чего они только могут пожелать, но голод не даёт им насладиться этим изобилием. У них чрезвычайно силён инстинкт самосохранения, не позволяющий расслабиться и испытать чувство свободы и открытости. Голодные духи одержимы удовлетворением своих потребностей, а потому не способны ни сопереживать другим страдающим существам, ни проявлять хотя бы зачатки щедрости. К рождению в таких условиях приводят исключительная алчность, скупость и скаредность.

Отличительные черты мира голодных духов можно обнаружить во всех областях человеческой жизни: материальной и эмоциональной, интеллектуальной и духовной. Они не имеют никакого отношения к внешним условиям жизни: склад ума, типичный для голодного духа, может быть и у миллиардера. Люди, которые нажили состояние, трясясь над каждым грошом, зачастую не способны наслаждаться своим богатством по-настоящему: они всё время стремятся увеличить его и боятся потерять. Другие проявления этой тенденции в материальном мире — избыточное потребление и навязчивая страсть к коллекционированию. Поначалу приобретение желанных предметов доставляет удовольствие, но какое-то время спустя покупки превращаются в самоцель. Подлинного удовлетворения они больше не приносят — напротив, только возбуждают голод. Одежда без дела пылится в шкафах, а коллекция прекрасных произведений искусства томится под замком, не радуя даже глаз самого коллекционера.

Многие из нас с жадностью голодных духов поглощают ощущения, хотя такую привычку отследить и опознать труднее: ведь ощущения так эфемерны и мимолётны, почти что абстрактны! Такова, например, охватывающая нас временами страсть к красоте: упиваясь сочностью красок или ароматом цветка, мы глубоко вдыхаем, как будто пытаемся закрепить ощущение, вобрать его в себя и овладеть им всецело.

Столь же ненасытны голодные духи и в эмоциональной сфере. Встречаются такие люди, которые изо всех сил стремятся завязать дружбу с каждым новым знакомым, затем какое-то время требуют к себе безраздельного внимания, но довольно быстро теряют интерес и переходят к новому увлечению. Другие переживают столь же быстротечные любовные увлечения и никак не могут найти подходящего партнёра и успокоиться. Тип «вечного студента», постоянно стремящегося к новой информации, но не применяющего свои знания на практике, — образец голодного духа в сфере идей. В духовной сфере та же тенденция проявляется у людей, которые беспрестанно примеряют на себя всевозможные пути духовного развития, но так и не решаются остановиться на чём-то одном. Во всех этих случаях поиск, надежда и ожидание оказываются важнее достижения. Трунгпа Ринпоче говорил, что к миру голодных духов принадлежит, в сущности, любой процесс обучения и любая разновидность голода, будь то стремление к знанию, опыту или даже просветлению.

Различные психологические проявления мира голодных духов можно соотнести с традиционными тремя категориями искажённого восприятия. Некоторым людям кажется, что они станут совершенно счастливы, если найдут идеальное место жительства или место работы. Они подобны тем голодным духам, которые никак не могут найти себе пищу или для которых она оказывается миражом. К той же категории относится вечный поиск любви или совершенства. Голодные духи, которых отгоняют от накрытого стола чудовищные стражи, подобны тем людям, которые в глубине души не считают себя достойными искомой цели. В действительности им никто не мешает, но они сами измышляют всевозможные препятствия на пути к исполнению своих желаний.

Люди, не сталкивающиеся с внешними препятствиями, но и не получающие никакой выгоды от своих приобретений, подобны духам с огромными животами и крошечными ртами. Они покупают и накапливают всевозможные вещи, которые не приносят им ни пользы, ни удовольствия. Они поглощают гигантские объёмы информации, но не могут её переварить. Пытаясь сохранить какое-то впечатление на будущее, мы не даём себе вкусить его в полной мере в настоящий момент. Студент, торопящийся записать слова лектора, не успевает вникнуть в их смысл, а турист, деловито фотографирующий прекрасные виды, не успевает насладиться живой реальностью разворачивающейся перед ним сцены. Всё, что мы воспринимаем органами чувств, есть пища для всего нашего существа, но для того чтобы пища приносила нам пользу, она должна усваиваться полностью и правильно.

Не выполняя своей истинной функции, то есть не обеспечивая питание организму, пища причиняет только вред. Эту ситуацию и олицетворяет собой третья категория голодных духов. Если желание становится самоцелью, то, получив желаемое, мы тотчас теряем к нему интерес или вдруг понимаем, что оно нам не нужно, что на самом деле мы хотели чего-то совсем другого. Так пища во рту голодного духа обращается в солому. Иногда достигнутая цель оборачивается тяжким бременем, подобным железной глыбе, а иногда даже начинает казаться тошнотворной и отвратительной, как гной. Если мы будем злоупотреблять дарами и возможностями, которые предлагает нам жизнь, оскверняя их жадностью и скупостью, то в конце концов можем почувствовать себя обманутыми; мы дойдём до грани отчаяния, и горечь разочарования станет жечь нас изнутри. Чаще всего такое случается в духовной сфере. Для того, кто следует духовным путём с установкой на присвоение — то есть, по выражению Трунгпы Ринпоче, погряз в духовном материализме, — всякое вновь приобретённое знание может обернуться препятствием на пути к истинному пониманию.

Кредо голодного духа — «всё бери, ничего не отдавай». Голодный дух использует людей и ситуации в своих интересах и воспринимает всё и вся только как объекты потребления. В сказках духи наделяются способностью вытягивать всё тепло из окружающего пространства. Человек, пребывающий в состоянии сознания голодного духа, высасывает энергию из других живых существ, оставляя их истощенными и опустошёнными. Сколько ему ни давай, он требует ещё и ещё.

Мир голодных духов связан с родами Падма и Ратна. В «Освобождении посредством слушания» он соотносится с Амитабхой — буддой рода Падма. Путь, ведущий к нему, описывается как «порождённый страстью и скаредностью» и «взросший на великой страсти». Такие эмоции, как страсть, желание и жадность, обычно считаются характеристиками Падмы. Однако Трунгпа Ринпоче соотносит мир голодных духов с родом Ратна. В текстах «Сотня преклонений» и «Практика дхармы»[89], входящих в тот же цикл, что и «Освобождение посредством слушания», причинами перерождения в мире голодных духов называются только скаредность и корыстолюбие. А эти качества, будучи оборотной стороной щедрости и расточительности, соответствуют психологии Ратны. Из «ядов» с Ратной обычно ассоциируется гордыня, но в данном случае место гордости своим богатством занимает извращённая гордость чувством недостачи, неразрывно связанным со страхом нищеты. Это бездонная пропасть, жаждущая, чтобы её заполнили.

Будда, являющийся в мире голодных духов, носит имя Джвала-мукха — «Пламенноустый». Красный цвет его одеяния связывает его с родом Падма. Этот будда сияет безграничным светом Амитабхи, неистощимым теплом и неисчерпаемым состраданием. В руках его сосуд божественного нектара, удовлетворяющего любую нужду. Но этот дар совершенной пищи, раз и навсегда способной утолить голод, ставит духов перед предельной для них дилеммой: приняв этот дар, они прекратят своё существование в качестве голодных духов.

Выбор такого рода — выбор между надеждой и страхом, между присвоением и непривязанностью — отличительная черта бардо существования. Как показано на схеме колеса жизни, в основе существования лежит присвоение; голодный дух вечно ищет чего-то нового, жадно стремясь к новой жизни, но страшась потерять старую. «Просвет» этого бардо — мимолётная возможность отказаться от обеих крайностей: и от надежды, и от страха.

Читайте также

Царство голодных духов

Царство голодных духов Царство голодных духов (preta?loka) находится ниже Джамбудвипы, но выше царств ада<Садаката. «Buddhist Cosmology». С. 58.>. Оно в целом понимается как место пребывания мёртвых и управляется богом Яма. Считается, что рождённый в царстве прета попал туда в результате

ДУХОВ ДЕНЬ

ДУХОВ ДЕНЬ Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей Семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развивание венков, в Сибири в Духов день

1. Упражнение «Зов духов»

1. Упражнение «Зов духов» Встаньте прямо.• Руки согните в локтях и поднимите к плечам. Раскройте ладони, как бы показывая, что они пусты (как мы делаем, демонстрируя свои благие намерения, мол, в моих руках ничего нет).• Быстро, с шумным свистящим звуком вдохните через нос.

Пиршество духов

Пиршество духов Возьми, с Именем Владычицы на устах, два костяка (черепа) — мужской и женский возьми. Мужской — выбеленный ветрами, женский — земляной (потемневший от пребывания вСпили у них макушки — так, чтобы получилось две чаши, Соедини их затылками друг с другом, а с

Различение духов

Различение духов сл.. Духовные дары.

Чудо насыщения голодных

Чудо насыщения голодных 13 Услышав о случившемся, Иисус удалился на лодке в пустынное место, где Он мог бы побыть один, но многие люди узнали о том и из разных городов пешком последовали за Ним. 14 Выйдя на берег, Иисус увидел толпы людей и, сжалившись над ними, исцелил тех, кто

Чудо насыщения голодных

Чудо насыщения голодных 30 Апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему обо всем, что делали и чему учили. 31 И Он сказал им: «А теперь пойдите в какое — нибудь пустынное место, побудьте там одни и отдохните немного». Ибо приходило и уходило так много людей, что ученикам даже

Еще одно чудесное насыщение голодных

Еще одно чудесное насыщение голодных В те дни вокруг Иисуса вновь собралось много людей, а есть им было нечего. Тогда Он подозвал к Себе учеников и сказал им: 2 «Жаль Мне людей, ибо вот уже три дня они со Мной, а есть им нечего. 3 Если отпущу их голодными домой, они ослабеют в

Чудо насыщения голодных

Чудо насыщения голодных 10 Апостолы же, вернувшись, рассказали Иисусу обо всем, что они сделали. И Он, взяв их с Собой, пошел в сторону города, называемого Вифсаида, в то место, где они могли бы быть наедине с Ним. 11 Но когда люди узнали об этом, они последовали за Ним. И Он

Чудо насыщения голодных

Чудо насыщения голодных После того Иисус отправился на другую сторону Галилейского (по — другому — Тивериадского) моря. 2 За Ним следовала большая толпа: люди видели чудеса, совершаемые Им при исцелении больных. 3 Иисус поднялся на гору и сел там с учениками Своими. 4

МИР ДУХОВ

МИР ДУХОВ Нет в мире народа, который бы не исповедовал веру в многочисленные невидимые существа, населяющие небо, землю, подземный мир, обитающие близ человека, порою – в нем самом, или, напротив, населяющие самые глухие и труднодоступные области моря и земли, лесные

СОБИРАНИЕ ДУХОВ

СОБИРАНИЕ ДУХОВ Все приготовления заканчивались приходом на камлание многочисленных участников-зрителей. Шаманисты совершенно уверены, что чем больше людей собралось на камлание, тем приятней духам-помощникам и потому – тем удачней будет камлание. «Чем больше на

4.3.1.6. Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов

4.3.1.6. Мир падших духов, их отношение к человеку, отношение Бога к деятельности падших духов Гордость обрекает личность на тотальное одиночество. «У самого изобретателя зла пустота и холод одиночества обернулись завистью. Неистребимое в живом существе желание любви и

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *