гонзо это что такое
Гонзо
Все люди, интересующиеся жизнью и тем, что в ней происходит, в той или иной мере знакомы с гонзо-журналистикой, даже если не знают, что это такое. Пришло время разобраться с мало кому понятным словом гонзо.
Сразу оговорюсь, носатое существо из «Маппетс-шоу» по имени Гонзо к теме сегодняшнего обзора не имеет никакого отношения.
Понятие «гонзо-журналистика» – калька с английского словосочетания gonzo journalism, введённого в употребление застрелившимся год назад Хантером С. Томпсоном, знаменитым американским журналистом и писателем. Доктор Гонзо – главный герой его автобиографичного романа «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» – получил своё имя благодаря редактору еженедельника The Boston Globe Биллу Кардоза. Это именно он назвал раннее творчество Томпсона «чистейшим Гонзо».
Говорят, что на сленге бостонских ирландцев словом «гонзо» называли победителя «пивного марафона», того, кто дольше других участников продержится в вертикальном положении. Изначально же лексема заимствована, по всей видимости, из итальянского gonzo – «дурак, глупец».
Гонзо-журналистикой называют такой стиль ведения репортажа, когда журналист оказывается в центре описываемых им событий и принимает в них самое активное участие, причём повествование ведётся в неординарной манере – вызывающе, без стеснения в средствах выражения своих мыслей и ощущений. Впрочем, сейчас на Западе, говоря о гонзо, не обязательно подразумевают исключительно журналистику. Появились такие направления, как гонзо-фотография и гонзо-кинематограф, характеризующиеся непосредственным участием фотографа или оператора в процессе съёмки, когда в кадре появляется он сам, целиком или фрагментарно.
Не знаю, насколько здесь уместен следующий экскурс, но во время написания обзора мне вспомнилось, что в детстве мы часто использовали сленговое словечко «гонза», обычно нарекая им человека, который «гонит», то есть несёт чушь, врёт и тому подобное. Любопытное совпадение, не правда ли?
Гонзо-журналистика
Гонзо-журналистика — это направление журналистики, отражающее глубоко субъективный взгляд репортера на происходящие события. Отличается агрессивностью повествования, ведущегося от первого лица, нецензурной речью, сарказмом и преувеличением. Автор (часто находясь под воздействием психотропных веществ) является непосредственным участником событий, которые и происходят вокруг него.
Этот стиль зародился в Америке в 60-х годах. Его основоположником является Хантер Стоктон Томпсон.
Содержание
Происхождение термина [ править ]
Термин гонзо впервые был употреблен Биллом Кардосо в 1970 году в его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Там промелькнула фраза «это чистый Гонзо-журнализм». Позже Кардосо объяснил, что он взял слово из ирландского сленга и оно обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор говорил, что корни слова гонзо — исходят из искаженного французского gonzeaux, что в дословном переводе означает «сияющий путь». Также, в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера.
Особенности статьи «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона, состоят в том, что Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, просто не видел саму гонку лошадей, поэтому они работали с тем, что происходило вокруг скачек — вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате, и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.
Так же считается, что когда Томпсон не успевал дописать свою статью в срок, он просто отдал свой блокнот с записями этих событий редактору. Они были настолько субъективны, что статья получилась не похожей на журналистскую вообще. Существует мнение, что Хантер поступил так намеренно, ограничившись собственными заметками и набросками Стедмана, чтоб более точно передать атмосферу скачек.
Суть стиля [ править ]
Гонзо — чаще всего репортаж, зачастую даже там, где нет события для репортажа. В этом стиле нет ограничений и правил, он не поддается канонам и рамкам, автор находится в центре происходящего, он не просто рассказчик, он главный герой события.
Структура текста тоже не имеет никаких ограничений, в тексте присутствуют цитаты, сарказм, неприкрытые обвинения. Отсутствие какой-либо цензуры является неотъемлемой частью стиля, так же как и смазанные воспоминания, отрывистые впечатления и сумбурный пересказ событий. Для гонзо важнее всего свобода.
В отличие от стандартной, скудной на эмоции, журналистики, гонзо-журналистика не может быть полезной в научных целях, она настолько субъективна, что не дает трезво оценить описываемое событие. Но с культурной точки зрения, стиль гонзо незаменим в возможности вместе с автором погрузиться и прочувствовать атмосферу объекта репортажа. Целью данного стиля является не описание событий, а то, как они ощущаются, и какие эмоции испытывает сам автор.
Символ Гонзо [ править ]
Символом Гонзо-журналистики и самого Хантера Томпсона является шестипалый кулак, в котором зажат цветок пейота — кактуса, из которого производят мескалин. Кулак переходит в меч, гардой которого является слово Gonzo. Знак был введён Хантером Томпсоном как нетленный символ свободной литературы и отвязного образа жизни в начале 70-х годов XX века.
Последователи [ править ]
Кроме Хантера, среди важнейших авторов Новой Журналистики выделяют Тома Вульфа, известнейшего в США писателя (в его беллетристских произведениях также можно встретить наркотики как почти самостоятельных героев повествования).
Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок-критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все — от коротких эссе до написания сценариев. И Джона Бирмингема, представителя уже современной публицистики, выросшего во времена расцвета гонзо-культуры.
Произведения [ править ]
Наиболее известными произведениями в стиле гонзо являются произведения Хантера Томпсона, такие как:
Комикс Transmetropolitan тоже про гонзо-журналистику, собственно его и характеризуют как «Хантер Томпсон в 23 веке».