гордон олпорт считал что функциональная автономия личности определяется избытком
Принцип функциональной автономии личности Гордона Олпорта
Многие люди, интересующиеся психологией, не раз слышали имя Гордона Олпорта – американского психолога, разработавшего теорию черт личности. Однако его имя связано и с ещё одной теорией – теорией изменяющихся мотивов. Учитывая то, что мотивы человека невозможно объяснять лишь принципами гедонизма или напряжения, которое вызывается побуждающей силой, теория изменяющихся мотивов непременно должна быть рассмотрена.
Принцип функциональной автономии
Теория изменяющихся мотивов или, как её обычно называют, принцип функциональной автономии, созданный Гордоном Олпортом, служит основой всей разработанной им теории мотивации.
Функциональная автономия определялась им как любая приобретённая система мотивации, где включённые в неё напряжения отличаются от предшествующих напряжений, которые и послужили причиной этой мотивации. Говоря иначе, то, что изначально было одним мотивом, через некоторое время может стать другим, исторически продолжающим первый, но функционально от него независимым. К примеру, человек может начать показывать ребёнку, как рисовать человечков, а потом увлечься портретной живописью и заниматься ей в своё удовольствие.
По мнению Олпорта, если мотив функционально автономен, он может служить объяснением поведения, и за ним не следует искать скрытых или первичных причин. А идея о том, что подавляющее число действий человека основывается на интересах текущего периода времени и его сознательных приоритетах, прекрасно отождествляется с популярным убеждением людей в том, что всё, совершаемое ими, делается просто по той причине, что им нравится делать то, что они делают.
Если не углубляться в подробности, принцип функциональной автономии заключается в том, что часть человеческих побуждений функционально не зависит от первоначальных мотивов, которыми обусловлено поведение.
Учёный указывал на то, что основу мотивов взрослых людей составляют сознательные, самодостаточные и соответствующие настоящему времени системы. И функциональная автономия является попыткой дать такой основе обоснование.
С функциональной точки зрения, автономные мотивы можно назвать своевременными, самодостаточными и вырастающими из предшествующих мотивов, но не зависящими от них функционально. Основным же критерием представленного принципа является то, что имеющийся мотив функционально автономен, пока находится в поиске новой задачи, что говорит о возможности человека вести себя точно так же, как и раньше, даже имея новую мотивацию.
К примеру, ребёнок учиться ходить, руководствуясь первоначальной мотивацией к развитию, однако после он сможет ходить для развития подвижности или приобретения уверенности в своих силах. Новые напряжения будут отличаться, и не будут зависеть от предыдущих. А достижение каждой текущей цели будет приводить к постановке новой, и активизировать вовлечённость.
Говоря о функциональной автономии, Олпорт выделял два её уровня:
Далее – несколько подробнее о каждом уровне.
Персеверативная функциональная автономия
Данный уровень характерен и для людей и для животных, а его основой являются простые неврологические принципы. В качестве примера Олпорт приводит крысу, которая сумела научиться пробегать по лабиринту для получения пищи, но продолжающая по нему бегать даже после удовлетворения чувства голода. На вопрос о том, почему крыса продолжает бег, Олпорт мог бы ответить, что она делает это потому, что, возможно, ей кажется это забавным.
Исследователь полагал, что к уровню персеверативной функциональной автономии можно отнести склонность человека к удовлетворению своих потребностей привычным способом, к примеру, следовать распорядку дня. Помимо этого, сюда же он относил и вредные привычки, такие как курение, употребление спиртного, приём наркотиков и т.п., в которых отсутствует реальная физиологическая потребность.
Рассматриваемый уровень берёт за основу механизмы обратной связи в ЦНС человека, что превосходно иллюстрирует так называемый феномен неоконченных дел. Когда-то начатое дело, прерванное позже по какой-то причине, влияет на человека, порождая новое напряжение, которое стимулирует человека к завершению начатого. И это новое напряжение будет разниться с изначальной мотивацией.
Проприативная функциональная автономия
Уровень проприативной функциональной автономии присущ только человеку и относится в области самодостаточных мотивов, которые входят в так называемый проприум (комплекс аспектов личности, делающий её уникальной) и благодаря чему превращаются в руководящую мотивационную систему, делающую личность целостной.
К примеру, многие люди относят свои личные привычки (коллекционирование, разгадывание кроссвордов и даже курение) к тому, что является «их личным», хотя всё это к проприуму не относится и находится на границе личности. Однако с другой точки зрения, личные интересы, хобби, увлечения и профессиональные занятия располагаются возле «ядра» личности, по причине чего многие мотивы, которые связаны с ними, можно назвать функционально автономными.
Так, например, молодой человек, несмотря на своё нежелание и отсутствие интереса, может поступить в университет, т.к. не хочет отправляться в армию. Но со временем учёба становится для него интересной и он с удовольствием посещает лекции, ходит в библиотеку и готовится к занятиям, причём даже в свободное время.
Но у функциональной автономии, какого бы уровня она не была, имеются свои пределы.
Границы функциональной автономии
Аналогично тому, как проприум представляет собой только часть личности, функциональная автономия может объяснить отнюдь не каждый мотив поведения человека. Гордон Олпорт выделил восемь процессов, не относящихся к функционально автономным:
Отметим также, что вынужденные действия, причиной которых служат расстройства личности, нередко похожи на пролонгированную функциональную автономию, однако они не являются самодостаточными, а значит, устранить их можно посредством модификации поведения и некоторых других методов терапии. Причины множества симптомов можно найти и в переживаниях детства, а, следовательно, они тоже не являются автономными функционально.
Но не все симптомы выходят за границы функциональной автономии. Часть их является элементом образа жизни людей и на текущий момент времени не зависит от породившей их причины и т.п. Но всё же функционально автономные симптомы невозможно устранить при помощи психотерапии, и они остаются неизменными, даже если у человека меняется представление о самом себе.
Указывая на то, что у функциональной автономии есть свои границы, Гордон Олпорт также говорил о том, что обычное нормальное поведение является автономным, а его мотивацией служат сознательные процессы, отделённые от бессознательной мотивации и обладающие своей индивидуальной поддерживающей и движущей силой. Сознание здоровых людей держит под контролем их поведение, и люди, которых можно назвать взрослыми с точки зрения психологии, руководствуются, главным образом, сознательными рассуждениями. Бессознательные же процессы в их жизни имеют несущественное значение.
ВОПРОС К ВАМ: А что бы вы сделали, если бы вам сказали, что у вас есть отличная возможность максимально подробно и во всех деталях разобраться в особенностях своей мотивации, и понять, что движет вами по жизни? А хотели бы вы научиться делать так, чтобы источник вдохновения и энергия для движения вперёд были у вас, так сказать, в наличии всегда и везде? Если вы человек, стремящийся к саморазвитию, то, скорее всего, вы воспользуетесь этими возможностями.
И вопросы эти мы задали совсем не случайно, т.к. подготовили для вас уникальный курс по самопознанию, который раскроет вам не только особенности вашей мотивации, но и многие другие тайны собственной личности, но не будем сразу раскрывать все карты – переходите по этой ссылке и узнайте всё сами. Мы уверены, что наш курс, которому, к слову заметить, практически нет аналогов, окажет вам существенную поддержку в саморазвитии и улучшении жизни.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Красова Ольга Сергеевна
Книга «Гордон Олпорт»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Юлия Александровна Петрова, Ольга Сергеевна Красова
Гордон Олпорт, один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления, полагал, что каждая личность уникальна и что эта уникальность лучше всего может быть понята через определение конкретных черт личности.
Он также большое внимание уделял тому, каким образом когнитивные и мотивационные процессы влияют на поведение человека. Рано проявивший свои способности и благополучный в течение всей жизни, он между тем считал себя социально изолированным индивидом.
Определения для Г. Олпорта – не то, с чем можно обращаться легко. Прежде, чем прийти к собственному определению личности, он собрал и обсудил около полусотни вариантов, предложенных различными авторитетами в этой области. Он классифицировал их в зависимости от того, соотносятся они с: 1) этимологией или ранней историей термина; 2) теологическим значением; 3) философским значением; 4) юридическим значением; 5) социологическим значением; 6) внешним проявлением; 7) психологическим значением. После детального обзора и критики, Г. Олпорт попытался собрать лучшие элементы определений, избегая общих недостатков. Во-первых, он предположил, что можно кратко определить личность как «то, чем в реальности является человек». Однако, соглашаясь, что это определение слишком кратко, чтобы быть полезным, он пришел к более известному:
«Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде».
Объясняя индивидуальность поведения человека, Г. Олпорт выдвинул концепцию черты. Он определял черту как «. нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Г. Олпорта гласит, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.
В системе Г. Олпорта личность характеризуется «чертами», или определяющими характеристиками. Он предложил восемь основных критериев определения черт личности:
Черты личности реальны: они существуют в людях, а не являются теоретическими абстракциями.
черта личности является более обобщенным понятием, чем привычка.
черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения, она мотивирует индивида.
существование черт личности можно установить эмпирически.
черта личности лишь относительно независима остальных черт, человек склонен реагировать на события и явления обобщенным образом.
черту личности нельзя связать с данной индивиду моральной или социальной оценкой.
Определенную черту можно обнаружить посредством исследования отдельных личностей либо по ее распространенности в группе или социуме.
То, что поступки и привычки не согласуются с чертами личности, не является доказательством отсутствия данных черт.
Г. Олпорт различал общие и индивидуальные черты.
Первые включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах определенной культуры.
Индивидуальные черты обозначают характеристики индивидуума, которые не допускают сравнении с другими людьми, т. е. это те нейропсихические элементы, которые направляют, управляют и мотивируют определенный вид поведения. Эта категория черт наиболее полно отражает личностную структуру каждого отдельного человека.
В дальнейшем Г. Олпорт назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями и выделил три их типа.
Радикальные диспозиции. Почти все поступки человека можно свести к влиянию врожденных черт.
Центральные диспозиции. Они не доминируют, но являются основой индивидуальности человека.
Вторичные диспозиции. Это черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и потому менее пригодные для характеристики личности. Например, предпочтения в еде и одежде, особые внутренние установки и т. д.
Г. Олпорт считал, что личность определяется единством и интеграцией индивидуальных черт, придающих ей своеобразие. Принцип, который организует установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое, он назвал проприумом.
Г. Олпорт выделил семь стадий развития проприума с детства до зрелости (общее представление о них дает таблица 1).
Стадии развития человека по Г. Олпорту
Г. Олпорт выделяет семь аспектов в развитии проприума или ощущения себя. На протяжении первых трех лет проявляются три аспекта: чувство себя телесного, чувство непрерывной самотождественности и самоуважение или гордость. В возрасте от четырех до шести лет появляются еще два аспекта: самопротяженность и образ себя. Между шестью и двенадцатью годами у ребенка развивается самоосознование настолько, что он может справиться с проблемами на основе рационального мышления. В отрочестве появляются намерения, долговременные планы и отдаленные цели. Они называются собственными стремлениями. Эти семь сторон Я образуют проприум.
Таким образом, подходя к загадке Я, Г. Олпорт надеется избежать спорной позиции многих теоретиков, для которых Я или эго подобны гомункулусу, «человеку в груди», который все организует, тянет за ниточки и управляет системой личности. Он признает важность всех психологических функций, приписываемых Я или эго, но всеми силами хочет избежать того типа теории, в котором появляются «доверенный слуга» или «провокатор». Для него «Я сам» или «эго» как понятия могут использоваться для указания на собственные функции в рамках всей личностной сферы как определения перед другими словами (само– и эго-) (многие функции не собственные, а просто «оппортунистические»), – но полагает, что эти термины нет нужды использовать как самостоятельные существительные. Нет эго и Я, действующих как сущности, отличные от остальной личности.
Основной в теории Г. Олпорта является идея о том, что индивид представляет собой мотивированную (с побуждениями) развивающуюся систему. Он предложил собственный анализ мотивации, перечислив четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации.
Мотивы должны быть согласованы во времени.
В человеке могут сосуществовать различные мотивы.
Сила когнитивных процессов является определяющей.
Мотивы в человеке уникальны.
Необходимым фундаментом для теории мотивации явилась концепция функциональной автономии, которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами.
Г. Олпорт различал два уровня функциональной автономии: устойчивая функциональная автономия, связанная с механизмами обратной связи в нервной системе, и собственная функциональная автономия, относящаяся к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Последняя является основой мотивации, которая обеспечивает постоянство стремлений человека.
Г. Олпорт предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам.
1. Принцип организации энергетического уровня, собственная автономия человека возможна, так как уровень энергии, которым он обладает, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособлении.
2. Принцип преодоления компетенции: любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в его же мотивацию (человек «возвышается» в собственных глазах).
3. Принцип проприотической системы: все собственные мотивы своими корнями уходят в структуру «Я» индивидуума (т. е. проприум).
Г. Олпорт отстаивал идеографический подход к изучению личности, в основе которого – уникальность каждого человека.
Глава 6. Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк.
Функциональная автономия: прошлое это прошлое.
Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Фактически он считал, что «любая теория личности основывается на анализе природы мотивации» (Allport, 1961, р. 196). Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации.
1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. Согласно Олпорту, в то время как знание нашего прошлого помогает понять ход нашей жизни на сегодняшний день, такие исторические факты бесполезны, если нельзя показать их динамически активными в настоящем. По его собственным словам, «мотивы прошлого не объясняют ничего, если они не являются также и мотивами настоящего» (Allport, 1961, р. 220). Таким образом, Олпорт не соглашался с точкой зрения Фрейда, что ребенок порождает взрослого.
2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. Многие теории утверждают, что человеческие мотивы могут быть сведены к одному виду как, например, редукция потребности, стремление к превосходству или потребность в безопасности. Будучи эклектиком, Олпорт чувствовал, что во всех этих формулировках мотивации есть доля правды, добавляя при этом: «Мотивы настолько разнообразны, что нам трудно найти здесь общий знаменатель» (Allport, 1961, р. 221). Следовательно, если мы собираемся понять сложную природу человеческой мотивации, необходимо использовать многие концепции мотивации. Однако невозможно свести это разнообразие к одному главному мотиву.
3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. Олпорт настаивал на том, что адекватная теория мотивации должна рассматривать перспективные цели человека, его представления и критерии, его намерения. И это совсем не удивительно. Он был убежден, что ключом к пониманию поведения человека на данный момент является ответ на вопрос: «Что ты хочешь делать (чем ты хочешь заниматься) через пять лет?» или «Какой ты стараешься сделать свою жизнь?» Мало кто из теоретиков, упомянутых в этой книге, придавал такое большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям, как Олпорт.
4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов. В противоположность теоретикам, предполагающим существование схемы мотивов, общей для всех людей, Олпорт считал, что изучение мотивации должно концентрироваться на том, как мотивы уникальным образом функционируют в жизни каждого человека. Кроме того, он считал, что мотивы человека должны быть определены скорее конкретно, чем абстрактно. Различие между конкретным и абстрактным описанием мотива иллюстрируется следующим примером.
Конкретно: Сьюзен собирается стать зубным врачом.
Абстрактно: Сьюзен сублимирует агрессивное влечение.
С точки зрения Олпорта, необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии, которая удовлетворяет четырем вышеописанным критериям. Во многих отношениях она составляет ядро его теории черт личности.
Концепция функциональной автономии означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами. Прошлое есть прошлое ничто с ним не связывает. Иными словами, причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого связи с прошлым исторические, а не функциональные. Понятно, что такой взгляд на мотивацию вызвал несогласие психоаналитиков и бихевиористов, уделяющих особое внимание периоду раннего детства и процессу обусловливания, как решающим факторам в функционировании зрелой личности.
Олпорт привел много примеров в поддержку своей идеи о том, что многое в поведении взрослого обусловлено функционально автономными мотивами. В качестве одного из примеров он использовал случай с неким молодым студентом, «который сначала выбирает специальность для изучения в колледже, потому что это необходимо и радует его родителей или потому, что для этого был какой-то благоприятный момент. Позже тематика его увлекает, и, возможно, увлеченность остается на всю жизнь. Первоначальные мотивы могут быть полностью утраченными. То, что было средством достижения какой-либо цели, становится целью само по себе» (Allport, 1961, р. 235).
Другие примеры поведения под контролем функционально автономных мотивов включают: а) квалифицированного мастера, повышающего качество продукции даже несмотря на то, что его доходы больше не зависят от столь чрезмерных усилий; б) скрягу, продолжающего копить деньги и жить в бедности, хотя у него уже есть некий капитал; в) деловую женщину, продолжающую напряженно работать даже после назначения ей солидного оклада. В каждом случае поведение, мотивированное когда-то потребностью в деньгах, сохраняется и при отсутствии этой мотивации. Иными словами, первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется. В этом состоит суть концепции функциональной автономии по Олпорту.
Два вида функциональной автономии.
Олпорт различал два уровня или типа функциональной автономии (Allport, 1961). Первый, устойчивая функциональная автономия, связан с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии. Явная склонность людей к удовлетворению своих потребностей известным и привычным образом (например, есть и ложиться спать каждый день в одно и то же время) представляет пример этого типа функциональной автономии.
В противоположность повторяющимся действиям, характеризующим устойчивую автономию, собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста. Собственная автономия предполагает также, что люди не нуждаются в постоянном вознаграждении за то, что они не оставляют своих усилий.
«Как несерьезно думать об отношении Пастера к награде или к здоровью, пище, сну или семье как о первоисточнике его преданности своему делу. Длительное время он забывал обо всем этом, растворясь в белой горячке исследовательской работы. И та же страсть прослеживается в историях гениев, которые при жизни так мало или вовсе ничего не получали в награду за свой труд» (Allport, 1961, р. 236).
Собственная функциональная автономия является, таким образом, шагом вперед по сравнению с простым «поддержанием существования человека». Она представляет собой стремление к целям и ценностям, восприятие мира через эти цели и ценности, а также чувство ответственности за свою жизнь.
Концепция функциональной автономии была объектом серьезных нападок и возражений. Она весьма обеспокоила психоаналитиков и бихевиористов, а представители других теоретических направлений интересовались, насколько адекватно данная концепция трактует естественно вытекающие из нее вопросы. Например, как эволюционирует собственная автономия? И как конкретно мотив отрывается от своего источника в детстве и все же сохраняется как актуальный мотив? А как развивается мотив? Олпорт ответил на эти вопросы, отметив, что феномен функциональной автономии не может быть понят до тех пор, пока не будет пролит свет на участвующие в нем нейрофизиологические процессы. Тем не менее, он предположил, что процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам.
1. Принцип организации энергетического уровня. Этот принцип утверждает, что собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления. В качестве примера можно привести пенсионера, направляющего свою энергию на новые интересы и виды деятельности.
2. Принцип преодоления и компетенции. Согласно Олпорту, зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных перед собой целей. Отсюда следует, что любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.
3. Принцип построения проприотической системы. Этот принцип указывает на то, что все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума (проприум). В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные. Построение проприотической системы является объединяющей тенденцией внутри личности, и эта идея раскрывает взгляд Олпорта на личность как на сущность, находящуюся в процессе непрерывного изменения и становления.
Читайте еще:
И вот все эти мелкие моменты у пары, когда они только-только, только-только начинают встречаться, в каждой паре развиваются по-разному. Бывает, люди встретились в кафе, посмотрели друг другу в глаза, сказали две-три фразы, понимают – мы единомышленники. Поговорили там, о Творце, прикоснулись.
3% Отреагирование (асИп; ош) — один из защитных психических механизмов, заключающийся в интенсивном катартическом переживании сильных чувств без ясного осознания их источника (термин психоанализа).
Клиническая история и психический механизм болезни навязчивости стали нам, однако, известны благодаря психоанализу. История болезни в типичном случае страха прикосновения гласит: в самом начале, в самом раннем детстве проявляется сильное чувство наслаждения от прикосновения, цель которого.
ЖЕСТ – движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние или указывающее на какой-либо объект во внешнем мире.
Терапевт побуждает пациента видеть в домашнем задании неотъемлемую, сущностно важную часть терапии. Домашнее задание — это не просто дополнение к терапии и не факультативная процедура. Время и усилия, потраченные терапевтом на объяснение пациенту смысла конкретного задания и.
Л. С. Славина, известный советский психолог, на изящном эксперименте показала, как много значит для успеха конкретизация цели, хотя бы указание объема работы. Двум совершенно одинаковым группам ребят дали одинаковую работу — клеить коробки. Объяснили, что работа необходима для развития ручных.
У младенца до 3 лет (согласно Кернбергу; Кляйн и Винникотт считали, что и вовсе до 1 года) еще нет интегрированного Self. Вместо этого у него имеются расщепленные субъект-объектные репрезентации. Если интеграции Self так и не произойдет, или она окажется очень непрочной (то есть подвергнется.
Сексуальная неудовлетворенность и несовместимость в браке стоят на втором месте среди причин, толкающих женщин на измену. И здесь вина не только мужа, который не проявляет должного внимания и чуткости к потребностям женщины, но и жены, которая не хочет признаваться мужчине в существующей.
Ведущая роль в НЛП отводится приемам введения собеседника в состояние мягкого гипноза. Это состояние характеризуется тем, что ни сам собеседник, ни окружающие его люди, если они незнакомы с приемами нейролингвистического программирования, даже и не подозревают о применении в отношении их.
Елена С. искала работу главного бухгалтера. На вопрос о ее сильных качествах она рассказала интервьюеру, что достаточно инициативна и привыкла сама решать возникающие проблемы. Елена прекрасно прошла тестирование и собеседование по профессиональным компетенциям. В конце встречи рекрутер.
Я слышала даже о том, как вместо проведенного газопровода новый владелец обнаружил, что продавец подключил газовую печку к вкопанному в землю баллону с газом, хотя были и трубы, и уверения хозяина в том, что дом газифицирован.
Не важно, насколько трудным это может казаться, решите сознательно смотреть в глаза вашему страху. Не умирайте, не ощутив на 100 % лихого приключения, на которое нацелена ваша жизнь. Вы можете обанкротиться. Вы можете не раз испытать поражение и отказ. Вы можете перенести множество не правильно.