горизонтальное обучение педагогов что это
Горизонтальная карьера педагога: обретение обшей значимости сделанного каждым
В 2009 году в методическом объединении учителей-логопедов ДОУ Советского территориального управления комитета образования администрации Волгограда стартовал фестиваль презентаций «Моё педагогическое кредо» (Приложение 1). Этапы фестиваля стали смотром убеждений, взглядов, основ мировоззрения участников МО. Ведь «credo», в переводе с латыни означает «верую». А профессия педагога невозможна без веры в идеалы, в лучшее будущее, в свои силы и силы своих учеников.
В последнее время, в связи с происходящими в обществе процессами гуманизации, актуализировалась проблема становления педагога, обладающего качественно новым мышлением. Появился профессионал, способный конструировать логику педагогических процессов, анализировать их целостные свойства. Характер нового мышления определяется личностными источниками: потребностями, влечениями, установками и ценностями самого педагога. А это значит, что особенную актуальность приобретают рефлексивные процессы и оценки.
Интересна и трактовка рефлексии, как процесса удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов, содержанием коего выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.
Отечественные психологи отмечают, что для более глубокого понимания рефлексии её нужно рассматривать на сложных, многочисленных, реальных социальных группах, объединенных значимой совместной деятельностью, например, обучением и воспитанием детей. Это и есть педагогическая рефлексия.
Рассмотрим влияние педагогического опыта, стажа работы педагога на формирование его профессиональной позиции (Приложение 2). Рефлектируя, размышляя можно понять, что является главным для педагога на определённом этапе его карьеры, во взаимодействии с коллегами, с детьми и их родителями, что может окрылить его, подбодрить, дать ему почувствовать собственную значимость, ощутить свою неповторимость, индивидуальность. Эти размышления помогут нашему профессиональному сообществу наметить конкретные меры поддержки, в которых и молодые специалисты, и зрелые педагоги нуждаются и прямо, и косвенно.
Стаж работы от 1 до 5 лет характеризуется преобладанием знаний над умениями, концентрацией на собственных возможностях, склонностью к самоизменениям, открытостью всему новому, активным профессиональным поиском. Но одновременно, и преобладанием дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивостью в своих педагогических оценках.
Конечно, для начинающего учителя важны эмоциональная поддержка, постоянное развитие уверенности в своих силах, акцент на собственных, пусть небольших, достижениях, в продвижении по избранной стезе. И ещё очень важно доверие, открытость в отношениях.
В период от 6 до 10 лет работы у педагога происходит формирование устойчивой профессиональной позиции, расширение и совершенствование методов обучения и воспитания, повышение значимости выбранной профессии.
Всякому педагогу на данном этапе необходима помощь в осознании и реальных ограничений, и своей «звёздности», за которыми следует значительное расширение позитивных личных возможностей.
В период от 11 до 15 лет работы педагоги обычно осознают противоречия между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений. Возникают стереотипы в работе, одновременно расширяются коммуникативные умения.
Какова же реальная ценная поддержка для педагога на данном этапе? Это привлечение к наставнической и проектной деятельности, помощь в рефлексии достижений, расширение возможностей восприятия инноваций, привлечение к экспериментальной деятельности.
И на этом этапе педагогам нужно больше самостоятельности, творчества. Необходима помощь в обобщении опыта работы, в распространении данного опыта среди коллег, с целью повышения самооценки педагога.
Стаж от 21 до 25 лет отмечается наибольшей увлечённостью работой, сформированностью профессионально значимых качеств, но, одновременно, критичностью и настороженностью во взаимодействии с другими специалистами. Важную услугу здесь призвана оказать опора на авторитет педагога, его опыт, привлечение к наставничеству молодых коллег.
Только добиваясь чего-то вместе, мы осознаём себя общностью. Совместно разрабатываемые проекты, участие в конкурсах различного ранга сближает учителя, его воспитанников и их родителей крепко и надолго, работает на авторитет педагога.
Утверждают, что срок работы с детьми более 25 лет грозит возникновением синдрома «эмоционального сгорания», невосприимчивостью ко всему новому, нарушением взаимодействия с коллегами и воспитанниками, психоэмоциональным перенапряжением.
Во-первых, и такому зрелому педагогу необходима помощь в анализе своих достижений, демонстрации этих достижений коллегам, родителям и детям, педагогическая рефлексия (Приложение 3).
Во-вторых, освоение и использование в работе новых технологий, методик (Приложение 4), технических средств обучения является мощным стимулом и гарантией достижения новых профессиональных высот.
В третьих, одним из механизмов предотвращения эмоционального выгорания педагога является правильное построение собственной педагогической карьеры (Приложение 5).
В педагогике актуально сегодня «перемещение по горизонтальной плоскости». Логика здесь такова: сменяя участки работы, педагог лучше узнаёт всю структуру деятельности своего учреждения, расширяет профессиональный кругозор, спектр интересов и возможностей, повышает свою технологическую культуру, вносит коррективы, проектирует, ощущает себя нужным и значимым.
Горизонтальную карьеру необходимо рассматривать как переход от индивидуальных достижений к обретению общей значимости сделанного каждым. И это является важным и для педагогического, и для родительского и для ученического сообществ (Приложение 6).
Методический совет, методическое объединение призваны быть творческими двигателями. Рассматривая проблемы, они генерируют идеи. Идея, помогающая решить проблему, должна заинтересовать учителя, который имеет опыт в работе с проблемой и, соответственно, должен иметь право трансформировать идею, предложенную советом и объединением. Спускаясь в массы, идея трансформируется, без этого она нежизнеспособна.
А поможет нам и нашим коллегам (Приложение 8) в этом фестиваль презентаций «Моё педагогическое кредо».
Цифровой учитель: как педагогам вовлекать учеников с помощью технологий
Цифровизация — тренд, который охватывает все новые сферы, и образование — не исключение. Как показали результаты исследования Mail.ru Group и платформы «Учи.ру», 84% российских педагогов уверены: учитель должен в совершенстве владеть цифровыми технологиями. На фоне пандемии, заставившей всех перейти в онлайн, 74% учителей стали использовать их чаще. И больше половины (53%) планируют делать это так же активно и после возвращения школьников за парты.
Все больше учителей понимают важность и полезность технологий в учебном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников (об этом говорят 38% педагогов), повышают привлекательность уроков (также 38%) и экономят время (13%).
В образовании, как и в бизнесе, использование технологий дает мощное конкурентное преимущество. У преподавателя, который выходит за рамки меловой доски и домашних заданий из учебника, уроки будут интереснее и эффективнее, чем у его консервативных коллег.
Уже четыре года Mail.ru Group выбирает самого «цифрового» учителя России. Но технологии развиваются стремительно — и важно ничего не упустить в этом быстро меняющемся мире. Каким должен быть «цифровой» учитель сегодня, и главное — как им стать?
1. Любить технологии — искренне
Говоря языком подростков, «цифровой» учитель должен быть ИТ-френдли. Он должен умело жонглировать разными инструментами: создавать обучающие викторины, квесты, делать наглядные презентации, скидывать в «облако» материалы урока, быть доступным в соцсетях и мессенджерах и т.д.
При этом внедрять технологии в учебный процесс нужно нативно. «Цифровой» учитель хорошо понимает, что важно для современных детей и в каком формате это лучше преподносить. Это позволяет доносить до учеников информацию таким образом, чтобы они заинтересовались ею и сами захотели с ней что-то сделать не только на уроке, но и после него. Ведь цель педагога — не только и не столько научить, воспитать и развить ребенка, а сделать так, чтобы он сам захотел научиться, воспитаться и развиться.
Но одного умения правильно пользоваться технологиями мало. Обучение — очень тонкий процесс, потому что он направлен на детей, а дети всегда чувствую фальшь. Настоящий «цифровой» учитель использует технологии не потому что надо, а потому что не может не использовать. Ему самому это нравится. Если преподаватель любит свой предмет, это обычно происходит само собой, поскольку ему важно заинтересовать им своих учеников, и он находится в постоянном поиске новых методик и возможностей. А на этом пути рано или поздно он обязательно придет к применению технологий.
2. Искать возможности, а не оборудование
Сегодня нет ни одного предмета, в преподавании которого было бы неуместно применение технологий — как в дистанционном формате, так и в очном. Это касается даже физкультуры. Ведь учитель может, например, мониторить показатели учеников во время разных видов активности — для этого понадобятся только смартфон и фитнес-браслет. Кроме того, можно делать замедленную съемку выполнения упражнений и показывать детям ошибки при беге, подаче мяча и т.д.
Во время самоизоляции, когда уроки физкультуры тоже переехали в онлайн, учителя записывали упражнения и выкладывали их в сеть с тем, чтобы потом получить видеозаписи их выполнения от учеников, или проводили онлайн-трансляции. И это тоже пример внедрения технологий в уроки.
«Цифровой» учитель не обязательно использует суперсовременное дорогое оборудование вроде шлема виртуальной реальности, который, конечно, не каждая школа может себе позволить. Здесь речь скорее об умении работать с доступными устройствами и сервисами — о способности проявить креативность и придумать, как их эффективно встроить в учебный процесс и использовать по максимуму.
Например, у самого «цифрового» учителя 2020 года Дианы Минец есть собственный стикерпак — серия эмодзи, похожих на нее саму, которые она использует в своих презентациях. Подобные вещи привлекают внимание детей и повышают их интерес к учителю и предмету.
Диана Минец, учитель русского языка и литературы, самый «цифровой» учитель года России в 2020 году:
«Мне важно, чтобы на уроках всегда присутствовала визуализация. 90% информации мы получаем зрительно, поэтому любой учебный материал я стараюсь визуализировать: мелом на доске, инфографикой, 3D-макетом, плакатом и другими способами.
Мы недавно изучали «Кому на Руси жить хорошо». Объясняя материал, я мелом на доске рисовала маршрут путешествия некрасовских мужиков. А домашним заданием была расширенная интерактивная карта со всеми символами, персонажами, ключевыми фольклорными деталями, сделанная в графическом редакторе».
3. Использовать разные каналы связи и технологии
Много возможностей бесплатно предоставляют соцсети. Они выходят далеко за пределы групповых чатов с опцией обмена файлами. В них уже есть онлайн-трансляции, видеозвонки, опросы, образовательные игровые тренажеры и многое другое, что «цифровой» учитель может использовать, чтобы сделать свои уроки интерактивными и разнообразными.
Также в интернете есть много инструментов для создания квестов, квизов, опросников и викторин, которые нравятся ученикам. Геймификация помогает им лучше усваивать материал — находиться внутри игры и в ней делать всегда интереснее, чем просто слушать учителя.
Еще один доступный инструмент — чат-боты. Сегодня практически любой более-менее продвинутый пользователь интернета может написать решение под свои нужды — для этого даже не требуется знание языка программирования. Но пока этот удобный инструмент почему-то недооценен учителями. С помощью чат-бота легко проводить опросы среди учеников.
Для отработки навыков командного взаимодействия хорошо подходят интерактивные доски: каждый ученик делает свою часть работы, и из этих кусочков складывается общая картина.
Это те опции, который доступны всем. А если говорить о менее распространенных и более дорогих технологиях, то их возможности вообще безграничны. Например, с помощью технологий виртуальной реальности на уроке истории можно оказаться внутри пирамиды Хеопса, на астрономии — погулять по другой планете, на химии — увидеть, что будет, если смешать реактивы, которые нельзя смешивать, а на ОБЖ — продемонстрировать правильное поведение во время пожара.
4. Помнить о личном обаянии
Важный момент: все эти инструменты — только помощники учителя. 80% эффективности обучения все же определяются личностью педагога.
Чтобы преподавать математику, по сути, нужны только карандаш и бумага. Возможно, хорошему учителю и сегодня этого может быть достаточно. Но если мы хотим, чтобы у учеников появилось желание сделать что-то самостоятельно, погрузиться в тему, то одного знания предмета и харизмы педагога уже может не хватить.
Современные дети не способны концентрироваться на чем-то длительное время, они практически не пользуются бумажными источниками — у них с рождения есть интернет. В этом смысле учителю важно быть в тренде. Человека, который не знает, что такое «Википедия», а за информацией отправляет в энциклопедию с алфавитным указателем, представители поколения альфа и Z будут воспринимать как динозавра, которому едва ли можно доверять.
Если же педагог хорошо ориентируется в онлайне, это вызывает у его учеников уважение и доверие. А это очень важно не только с точки зрения эффективности обучения, но и с точки зрения авторитета учителя, который с более широким использованием полезных технологий будет только повышаться.
Диана Минец:
«Я считаю, что, если ты уважаешь собеседника, ты просто обязан быть ему интересным. Это касается и содержания разговора (контента урока), и личности учителя.
Цифровая грамотность важна для современного выпускника школы. Мои ученицы работают в сервисе для графического дизайна Canva, снимают и монтируют видеоролики, озвучивают их, создают квесты, пишут лонгриды. Выпускницы, которые уже учатся в вузах, активно используют свой «цифровой портфель». И это, я считаю, важнее любых наград, потому что переданные мной знания находят применение в жизни».
Куда расти учителю? Варианты горизонтальной карьеры для педагога
Юлия Русакова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Принято считать, что карьерные возможности учителя ограничены. Системе образования требуется не так много директоров и завучей школ, гимназий и лицеев, чтобы гарантировать карьерный рост каждому педагогу. Однако не стоит забывать о таком явлении, как горизонтальная карьера.
В отличие от вертикальной карьеры, которая представляет собой продвижение по иерархической лестнице внутри системы, горизонтальная ориентирована на профессиональное развитие в рамках одной должностной позиции. Педагог, оставаясь учителем, становится мастером своего дела, специалистом, у которого хотят учиться. В его классы записываются заранее, а попав, считают, что поймали удачу за хвост. Интересно, что строить горизонтальную карьеру можно как в школе, так и за ее пределами.
Карьера в школьных рамках
Возможностей для построения горизонтальной карьеры в школе одновременно много и мало. Много — потому что совершенствовать педагогическое мастерство можно бесконечно, мало — потому что современная система предлагает всего три категории (начинающий учитель, первой категории и высшей).
Сейчас учитель, перестав быть начинающим, получает либо первую, либо высшую категорию. Это дает небольшую прибавку к окладу и определенное положение. В планах Министерства просвещения вместо первой и высшей категории ввести статусы учителя-методиста и учителя-наставника. Присваиваться категории, как и сейчас, будут аттестационной комиссией.
Учителем-методистом сможет стать педагог, разрабатывающий и внедряющий новые технологии обучения, активно участвующий в работе методических объединений, готовый проводить открытые уроки и мастер-классы. Для того чтобы претендовать на звание учителя-методиста, педагогу потребуется пять лет работы по специальности и курсы повышения квалификации. Курсы надо пройти хотя бы за три года до аттестации.
Требования к учителю-наставнику несколько выше. Здесь потребуется уже семилетний стаж и те же курсы повышения квалификации. Аттестацию пройти будет проще, если претендент ранее имел высшую квалификационную категорию.
Карьера вне школы
Педагогическая деятельность вне школы равно подойдет любому учителю. Нередко она лучше оплачивается и оставляет больше свободного времени, но это можно ощутить далеко не сразу. Первые годы на новом поприще придется напряженно работать, а в некоторых случаях — пройти переподготовку.
Репетитор
При выборе этого направления есть два пути: искать клиентов самостоятельно или пойти работать в специализированное агентство. Преимущества агентства, кроме поиска клиентов, включают помощь в организации работы и в уплате налогов.
Если выбор сделан в пользу самостоятельного пути, то поначалу придется пользоваться услугами «сарафанного радио» и привлекать клиентов невысокими ценами. Позднее, наработав определенную репутацию, можно создать собственный сайт и заняться формированием личного бренда (раньше это называлось «сделать себе имя»). На этой ступени доходы становятся заметно выше школьной зарплаты, а клиенты начинают приходить сами. Минус только один — для такого результата придется много работать и осваивать новые направления (сайтостроение, дизайн, SMM и пр.).
Методист онлайн-школы
Эта карьера подойдет всем, кто имеет хорошие организаторские и коммуникативные навыки. Методисты в таких школах составляют расписание, согласовывают его с педагогами и родителями учащихся, консультируют самих учеников по организационным вопросам, занимаются аттестацией преподавателей и учащихся. У этой работы есть серьезный минус — во многих онлайн-школах методисты вынуждены не только составлять, но и продавать учебные курсы. Работа эта напряженная, нередко нервная и может привести к выгоранию, хотя оплачивается вполне достойно.
О том, как пройти собеседование в частную школу, читайте в материале по ссылке.
Преподаватель учебных курсов для взрослых
На сегодняшний день человек не может получить образование один раз и на всю жизнь. Постоянно меняющийся мир вынуждает взрослых людей постоянно учиться, а для этого нужны те, кто будет учить. Бесспорно, работа со взрослыми подойдет не всем педагогам, поскольку они уже не изучают общеобразовательные предметы. Однако навыки учителей иностранного языка, искусств, информатики непременно будут востребованы.
Подготовительные и развивающие курсы для детей
Раннее развитие детей сейчас популярно, как никогда: в некоторые школы и гимназии неподготовленного ребенка просто не примут. Курсы по подготовке к школе и раннему развитию постоянно набирают педагогов. Можно работать в этой области и самостоятельно, особенно учителям начальной школы и воспитателям детских садов.
О том, как создать успешные образовательные проекты, читайте в материале по ссылке.
Логопед
Работа логопеда хорошо оплачивается и дает множество возможностей для профессионального роста. Для ее выполнения учителю потребуется пройти переподготовку, которая займет несколько месяцев. Учиться можно онлайн. Работать можно, как и в случае с репетиторством, в образовательном центре или как самозанятый.
С чего начать
Построение карьеры — большая работа, но даже малый путь начинается с первого шага. Давайте посмотрим, что можно сделать уже сегодня.
В школе
Первый шаг — обратиться к администрации с просьбой отправить вас на курсы повышения квалификации. Проводятся они регулярно, информация об этом поступает директору образовательного учреждения. Если в ближайшее время курсов нет, или вас некем заменить, то стоит подумать о тех возможностях, что дает интернет. Сейчас немало порталов, где за небольшой взнос вы сможете запросить методическую помощь, принять участие в конкурсах профессионального мастерства и получить подтверждающие сертификаты.
Вне школы
Для построения горизонтальной карьеры за пределами школы, в первую очередь, определитесь с областью развития. Если вы планируете стать репетитором, то на первых порах лучше работать через агентство, а потом, получив опыт, уходить в свободное плавание. Найти агентство не сложно — наберите в поисковой строке «услуги репетитора», и на первых же страницах появятся их сайты.
Если же вы не хотите делиться процентом от заработка с агентством, обратите внимание на ресурсы вроде YouDo.com или Профи.ru. Также можно разместить объявление на своей личной странице в социальных сетях или дать рекламу в тематических группах. Тем же, кто решил начать с собственного сайта и создания личного бренда, стоит внимательно изучить опыт успешных коллег.
Человек проводит на работе почти треть жизни. Если продуманно построить горизонтальную карьеру, вы добьетесь высоких результатов в профессии и максимально реализуете собственные возможности.
Горизонтальная карьера учителя в школе: 3 принципа создания
Последние лет пять-семь в управленческих кругах довольно много говорят о том, что у учителя должна быть возможность выстраивать горизонтальную карьеру в школе. Далеко не все талантливые педагоги хотят идти на административные должности. Это и бумаги, и проверки, и непедагогические обязанности… Какие есть возможности выстроить профессиональный рост талантливых учителей? И какие при этом есть риски?
В последнее время в Министерстве образования и науки Российской Федерации часто речь идет о том, чтобы ввести дополнительные должности в школе. Например, старший учитель. Но буду честной, я не очень верю в то, что есть некоторое одно решение, которое подошло бы всем школам на просторах огромной России. Скорее всего, это сведется к аналогу квалификационной категории и/или очередному забегу по сбору красивых бумажек в портфолио, чтобы получить некоторую прибавку.
Решения в стиле «один размер подходит всем» обычно не подходят никому. В условиях тотального недоверия к учителям и школам это может свестись к очередной форме массивной отчетности в обмен на небольшую надбавку к зарплате. Реальные изменения могут оказаться далеко не в приоритете.
На мой взгляд, первый принцип выстраивания горизонтальной карьеры — это их внутришкольная адаптация. В ограниченном пространстве школы значительно проще понять, сделано что-то или нет, без громоздкой отчетности, сбора портфолио и имитации бурной деятельности. Это позволяет выстраивать систему горизонтального роста на доверии и личной ответственности, а не отчетности.
Даже если более высокие статусы учителя будут в ближайшем будущем внедрены на федеральном уровне, ответственность каждой школы — наполнить эти звания чем-то значимым для школы, понятным и важным. Например, локальные акты позволяют ввести некоторый список обязанностей и вознаграждение за их исполнение.
Второй принцип — наличие конкретной цели и обязанностей новой должности. На мой взгляд, профессиональный рост будет значительно эффективнее, если он основан на договоренности учителя со своей школой (в частности — с администрацией) о конкретных измеримых обязательствах. Например, что педагог поможет, например, пяти своим коллегам улучшить уроки за счет еженедельной обратной связи или внедрить технологию Х в течение года.
Более высокая должность должна подразумевать более широкий спектр ответственности и обязанностей, а не просто демонстрацию признания, былых заслуг и высокий статус педагога.
Третий принцип — обучение учителей основам работы со взрослыми. Этот принцип кажется не самым очевидным. Однако обучение детей и обучение взрослых — это разные типы работы.
Чтобы быть педагогическим, методическим лидером, учителю нужно иметь знания и навыки, которые помогают в работе со взрослыми. Например, уметь вести развивающие беседы, создавать доверительную атмосферу, давать безоценочную обратную связь. Парадоксально, но взрослые гораздо более чувствительны к критике и уязвимы.
Часто талантливые педагоги скорее «единоличники». Они умеют работать с классом, хорошо готовить детей, мотивировать их… Однако не всегда эти люди так же успешны во взаимодействии с коллегами. Просто назначение талантливого человека на «лидерскую» должность без подготовки к ней может наоборот закрепостить человека.
Надеюсь, это не прозвучит навязчиво, в Академии Директории уже полтора года существует курс, который позволяет учителям как раз развивать в себе навыки работы с коллегами на практике. Курс называется «Мастерство куратора: как развить потенциал педагогов». Стартует со следующей недели. Подробности тут >>