город золотой про что песня
История ещё одной мистификации: Песня «Город Золотой» Бориса Гребенщикова
Мы уже писали об одной мистификации, когда композитор Ремо Джазотто выдал своё произведение за „Adagio Альбиони». Сегодня речь пойдёт о более «свежем» примере подобной мистификации.
Я думаю, что практически все наши читатели знают песню «Город золотой», которую исполнил Борис Гребенщиков в культовом фильме Сергея Соловьёва «АССА». Многие до сих пор считают, что он и является автором этого музыкального произведения, но это – не так!
Известный израильский бард Зеев Гейзель провёл собственное расследование и обнаружил настоящих авторов песни «Город золотой».
Автор музыки “Золотой город”
В начале 70-хх годов прошлого века фирма «Мелодия» выпустила пластинку с лютневой музыкой. В описании указывалось, что автором произведений является выдающийся лютнист Франческо да Милано. Первая композиция диска называлась «Канцона», однако, по мнению специалистов, она отсутствовала в списке опусов композитора. Кроме того, можно смело утверждать, что данная композиция была исполнена не на лютне, а на гитаре.
Исполнителем был Владимир Вавилов – знаменитый гитарист-семиструнник, который виртуозно владел гитарой. Именно он стал автором музыки знаменитой впоследствии композиции. К сожалению, Вавилов скончался в 1973 году и не дожил до триумфа своей композиции.
Автор текста “Золотой город”
В конце 1972-го года в Ленинграде Анри Волохонский – химик по профессии и поэт-философ по призванию – не мог найти себе места из-за пластинки лютневой музыки: ему не давала покоя та самая «Канцона». В его памяти стали всплывать невиданные звери – орёл, лев и телец, а также Иерусалим. В итоге всего за пятнадцать минут родились строчки стихотворения, которое автор назвал «Рай».
Однако был ещё один человек, которого можно смело считать соавтором. Это – Алексей Хвостенко. Именно он совместил музыку «Канцоны» с текстом Волохонского, в результате чего на свет появилась песня «Город золотой». Кроме того, он стал первым исполнителем данной композиции, слегка упростив припев.
«Над небом голубым» или «Под небом голубым» — “Золотой город”
Существует два варианта первой строчки. Борис Гребенщиков поёт «Под небом голубым», но в оригинале написано «Над небом голубым». В одном из интервью он говорил, что «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно». Однако Анри Волохонский считал иначе, хотя мы знаем массу случаев, когда исполнители в корне меняли текст оригинала. Например, Алла Пугачёва заменила слово в строчке Шекспира «Твоей любви лишиться навсегда» на «Моей любви лишиться навсегда», что полностью меняет смысл.
Исполнители песни “Золотой город”
Я упоминал первого исполнителя «Города» Алексея Хвостенко, а также Бориса Гребенщикова. Кроме этого, данную композицию исполняла и певица Елена Камбурова. Она тоже изменила текст и пела первую строчку так: «Над твердью голубой есть город золотой…».
Песня «Город» переведена на разные языки мира – английский, иврит, украинский и т.д.
Автор: Евгений Кудряц, журналист
Рай — текст Анри Волохонского
Есть город золотой,
С прозрачными воротами
А в городе том — сад:
Всё травы да цветы.
Гуляют там Животные
Одно как рыжий огнегривый лев,
Другое — вол, исполненный очей.
Третье — золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
Она твоя, о Ангел мой,
Кто любит — тот люби́м.
Кто светел — тот и свят.
Пускай ведёт звезда твоя
Доро́гой в дивный сад.
Тебя там встретят огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей.
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый…
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Смысл песни «Город золотой»?
Песни группы «Аквариум» нередко вызывают трудности в собственном толковании смысла. Иногда он так глубоко вплетен в слова, что вытащить его оттуда является настоящей проблемой. Песня «Город золотой» как раз является одним из таких произведений. Мы же решили все-таки попробовать вдуматься в смысл строк и вынести оттуда смысл. Думаем, это поможет лучше осознать всю глубину музыкального произведения. Давайте же начнем!
Смысл песни «Город золотой»
На самом деле, как бы фанаты не заявляли об удивительной сложности осознания смысла, он лежит достаточно на поверхности, нужно лишь немного «копнуть».
Золотой город — это рай. Он необыкновенно красив, в нем существует лишь гармония всех его элементов. Тут и красиво, и животные водятся фантастические, и звезда освещает все небесно ярким светом.
Но самое главное, это описание способа попадания в рай. Только самые добрые, светлые душой смогут войти в это чудесное место. Иным вход попросту закрыт. Жизнь в раю — высшая ценность для каждого верующего человека. Именно здесь он сможет найти покой после своей смерти.
Если вдуматься, перед нами достаточно простое описание рая. Здесь не описывается его устройство и иные нюансы. Мы не видим точное описание. Однако, скорее всего, это сделано намеренно. Исполнители лишь задали основной вектор понимания этого места, а дальнейшее его описание — лишь плод вашей фантазии. Возможно, это говорит нам о том, что рай может «подстраиваться» под желания попавших в него людей (или же их душ). Но, несмотря на размытое описание, рай представлен сугубо добрым и светлым местом. В нем нет пошлости и похоти, а лишь духовное умиротворение, которого всегда не хватает в жизни. Однако сейчас у душ есть полноценная возможность отдохнуть и понять себя. Рай — вечен, как и жизнь в нем, поэтому времени на это предостаточно.
А что, если в песне говорилось не про религиозный рай? Существует и такая теория расшифровки смысла. Она гласит, что это место — ничто иное, как фантазии и мечты человека. Они устремляются прямо в небо, поэтому и находятся там. Мир грез — невероятен, тут может быть абсолютно все. Поэтому мы и видим диковинных животных и звезд нереальной красоты.
В таком случае, песня показывает нам, что мысли человеческие, если они направлены в доброе русло, сродни отдельному миру. Они — прекрасны и фантастичны, поэтому и обладают настолько положительной энергетикой.
Однако эта теория вряд ли имеет право на существование, ведь в самой песне нередко используются религиозные образы — тот же ангел. Тогда стоит понимать, что единственной правильной теорией относительно смысла является именно толкование о рае. Это фантастическое место не имеет аналогов ни в одном из уголков Земли. Но нужно понимать, что попасть туда не так просто — для этого нужно прожить действительно праведную жизнь. Исполнители песни «Город золотой» как раз и советуют сделать это. И, самое главное, нужно понимать, что начать жить правильно никогда не поздно.
Сложно вспомнить настолько же глубокое произведение! Группа проделала огромную работу над текстом, что только положительно сказалось на всей песне. Ее приятно и слушать, и разбираться в ее смысле. Вот это музыка в самом положительном смысле этого слова!
История и смысл песни «Город золотой»
Наверное, мало кому не известна песня «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова:
«Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:
Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.
А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый».
Всё романтично, красиво, изумительно и…бессмысленно. О чём речь? Что за город? Что за животные? Великий и могучий наш язык! Берегите его, — одно неверное слово может исказить смысл целого произведения! Исказить нечаянно или нарочно? Что за мистификация?
В переводе Волхонского стихи начинаются словами: «Над небом голубым…». Конечно же, ведь речь в них идёт о Небесном Граде Иерусалиме, то есть о Рае! Первоначально стихи так и назывались «Рай»! В этом и есть сокровенный смысл стихов, на которые написана песня «Город золотой». Теперь всё встаёт на свои места:
В Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе) описаны четыре апокалиптических существа — стражи четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов Рая. Они являются существами самыми близкими к Богу. Они- Церковь Божия.
Образ каждого существа символически выражает различные аспекты деятельности Иисуса Христа, которые, в свою очередь, представлены в четырех Евангелиях.
В такой интерпретации человек символизирует воплощение Сына Божия, бык – страдание, лев – воскресение из мертвых, а орел – восшествие на небеса. Иначе говоря, в них отражено, что Христос сначала стал человеком, потом умер как жертвенный бык, затем воскрес как лев и вознесся ввысь как орел).
Четыре образа, которые в книге Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсисе) представлены сверхъестественными существами, со временем стали символизировать четыре книги Евангелия и их авторов: лев – Марка, телец – Луку, Ангел – Матфея, орел – Иоанна.
Каждое из существ имеет крылья и держит в руках Евангелие
Миниатюры из Хитрова Евангелия, предположительно написанные Андреем Рублёвым
История песни «Рай» («Город золотой»)
8 апреля 2017 года на восемьдесят втором году жизни умер Анри Волохонский. Он четверть века посвятил науке, с конца пятидесятых писал стихи, песни и пьесы, около десяти лет работал на «Радио Свобода». Широкой публике Анри Гиршевич известен, прежде всего, как автор стихотворения «Рай», которое впоследствии стало знаменитой песней «Город золотой» («Над твердью голубой», «Город»).
Несмотря на огромную популярность музыкальной композиции, браться за статью о ее истории долгое время не хотелось, так как на разных сайтах давно опубликованы интересные и содержательные исследования, посвященные созданию и толкованию смысла произведения. Но оставить без внимания легендарную песню, тем самым не почтив память замечательного поэта, было бы с нашей стороны просто неприлично.
Давайте разбираться, как была написана великолепная песня и почему многие до сих пор считают ее детищем Бориса Гребенщикова.
История мелодии песни «Город золотой»
Но начнем мы не со стихотворения, которое легло в основу будущей песни, а с музыки. В 1972 году советский монополист грамзаписи, фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков» советского композитора, лютниста и гитариста Владимира Вавилова.
Открывала сборник «Сюита для лютни: Канцона и Танец». Ее автором был указан Франческо да Милано, однако позже выяснилось, что автором произведения был сам Вавилов. Он же сочинил почти все остальные композиции, вошедшие в пластинку, кроме «Спандольетты» и «Зеленых рукавов».
О причинах, заставивших его скрыть авторство, говорит Тамара Вавилова, дочь Владимира Федоровича:
Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии.
Композитор умер 11 марта 1973 года, приблизительно через год после выхода пластинки.
История текста песни «Город золотой»
Еще до смерти Вавилова, в ноябре 1972 года, Анри Волохонский сочинил стихотворение «Рай», начинавшееся словами «Над небом голубым…».
Колоритные образы родились у поэта благодаря историям из Ветхого Завета. Его воспоминания помогут понять, о чём песня «Рай» («Город золотой»):
Аксель [художник Борис Аскерольд] делал тогда это самое «Небо на земле» [мозаичное панно в Таврическом саду]… А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем, довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая.
По воспоминаниям автора, строчки будущего хита появились на свет за четверть часа. Положить их на «Канцону» Владимира Вавилова помог Алексей Хвостенко, соавтор и близкий друг Волохонского.
Версии песни «Город золотой»
Первым исполнителем песни стал также «Хвост», спевший «Рай» в характерной для него манере.
Впоследствии магнитофонная запись передавалась из рук в руки. Композицию пели Елена Камбурова, несколько изменившая слова песни, Виктор Луферов и другие барды.
Борис Гребенщиков включил ее в свой репертуар лишь в 1984 году, услышав песню в спектакле «Сид» театральной студии «Радуга». Считается, что впервые он спел композицию в Харьковском университете. Лидер «Аквариума» изменил первую строчку текста, перенеся «город золотой» с небес на землю.
Анри Волохонской воспринял подобную интерпретацию философски:
Видимо, у Гребенщикова была плохая копия [записи Хвоста]. Что-то он, возможно, заменил ради музыкального благозвучия, как он его видел. А вот что касается «Над небом голубым» – мне кажется, что они опасались антирелигиозной цензуры, вот и заменили это…
Вот еще одна цитата автора по теме:
Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю — БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает. Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, «Хасбулат удалой». Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже. Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел.
Алексей Хвостенко высказался более резко:
Да, подпортил текст – он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе – что же делать…
Борис Борисович пытался объяснить изменение в словах песни таким образом:
А тогда мы сравнивали наши версии: я, не расслышав, пел «Под небом голубым», а у него [Хвостенко] – «Над небом голубым». Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: «Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле». По-моему, он оценил мою точку зрения.
Композиция, озаглавленная как «Город», вошла в альбом «Десять стрел» группы «Аквариум».
А после того, как песня «Город золотой» вошла в саундтрек культового фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева, она стала невероятно популярна на территории всего СССР.
Интересные факты
«Рай», Анри Волохонский
Над небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и яркою стеной
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы
Одно – как желтый огнегривый лев,
Другое – вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый
А в небе голубом горит одна звезда
Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад
Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый
Цитаты о песне
Я ему [Борису Гребенщикову] исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд — чушь.
Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно.