горы символ чего в психологии
Горы символ чего в психологии
СИМВОЛДРАМА. МОТИВ «ГОРА»
Мотив горы включает в себя четыре основные составляющие: рассматривание и точное описание горы издалека, подъем в гору, описание открывающейся с вершины горы панорамы и спуск с горы.
При рассмотрении горы со стороны важно как можно подробнее описать ее форму, высоту (приблизительно), что на ней растет, какие горные породы ее составляют, покрыта ли она снегом и т.д.
С точки зрения диагностики, мы можем одновременно рассматривать каждый образ как с объектной, так и с субъектной позиции.
С объектной точки зрения гора — это репрезентация наиболее важных для пациента объектов. Горы с острой вершиной связаны, прежде всего, с отцовско-мужским миром, а горы с округлой вершиной — с материнско-женским миром. В этом отношении подъем на гору особенно важен в плане прорабатывания половой идентификации, самоутверждения себя в роли мужчины или женщины.
С субъектной точки зрения высота горы характеризует уровень притязаний и самооценки пациента. У пациентов с заниженным уровнем притязаний и самооценки гора может оказаться всего лишь холмом, в некоторых случаях даже просто кучей песка или грудой снега. Явно завышенный уровень притязаний и самооценки проявляется, наоборот, в очень большой, высокой, покрытой снегом и ледниками горе.
Следующий этап — это подъем в гору. Для здорового пациента это, как правило, нс составляет большого труда. Символическое значение подъема в гору связано с теми задачами, которые ставит перед нами жизнь. Люди, предъявляющие к себе высокие требования, зачастую тщеславные, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело. Следует обращать внимание на крутизну подъема, необходимость карабкаться (возможно, с набором альпинистского снаряжения). Если пациент находит удобный, прогулочный путь или преждевременно утомляется и должен часто отдыхать, это указывает на то, каким образом данный человек привык решать задачи или добиваться своих целей. Другим характерным признаком нарушения может быть избегание восхождения вообще. Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой личности оказываются сразу же на вершине горы, сообщая психотерапевту, что они «уже наверху», тем самым как бы перепрыгивая в своей фантазии через трудности подъема в гору.
На вершине горы открывается панорама во все стороны, которую X. Лейнер назвал кататимной панорамой или, образно говоря, «ландшафтом души». Как показали различные эксперименты с кататимным переживанием образов, существуют определенные закономерные особенности в том, какой вид открывается в каждом из четырех направлений. В соответствии с культурно-лингвистическими механизмами символообразования, вид назад может символизировать взгляд в прошлое, вперед — ожидания от будущего, направо — акцентировать когнитивную, рациональную, а также мужскую установку, а вид налево — область эмоционального, интуитивного и женского.
Важным диагностическим критерием могут быть нарушения обозрения в каком-либо из четырех направлений или сразу в нескольких. Это типичное сопротивление, вызванное тем, что именно в той части психики, обозрение символического представителя которой нарушено в кататимной панораме, у пациента существуют особо значимые проблемы и конфликты. Так, обзор может быть затруднен облаками, туманом, другими горами, скалами, деревьями и т.п.
Другим диагностическим критерием является степень освоенности человеком ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента. В норме в открывающейся с вершины горы панораме должны присутствовать населенные пункты, дороги, возделываемые человеком поля и другие следы человеческой деятельности. Если же взору открываются только бесконечные леса, горы, степи и пустыни, это свидетельствует о социальной неадаптированность пациента.
В ходе курса психотерапии, длящегося 20—30 сеансов, мотив горы целесообразно повторять несколько раз. При этом ландшафт может обогащаться следами человеческой деятельности и структурированием природы: становятся видны деревни и поселки, вдали даже крупный город, внизу протянулись дороги и линии электропередач: нетронутые прежде части природы становятся все более и более окультуренными. Часто происходит смена времени года от весны к лету, ландшафт делается плодороднее, появляются реки и озера. Прежде крайне высокие горы и горные цепи становятся ниже, и взгляд может проникать все дальше. Такое развитие кататимной панорамы указывает на то, что в смене времен года отражается бессознательная оценка самим пациентом хода развития процесса психотерапии. Повышенная оживленность явно указывает на развитие и обогащение механизмов функционирования «Я» пациента с одновременным разрушением закостенелых структур. Параллельно расширяется радиус активных действий в реальном поведении пациента. Наблюдается определенная синхронность между преобразованием кататимной панорамы и развитием психотерапевтического процесса.
Для оценки кататимной панорамы и сравнения ее с последующим развитием в ходе дальнейших сеансов психотерапии пациенту предлагается нарисовать схему наблюдаемой с вершины горы панорамы.
Последний этап — спуск с горы. С диагностической точки зрения он показывает отношение пациента к потерям, неудачам, проигрышам, к понижению своего социального статуса и престижа. Особенно неохотно спускаются вниз пациенты с высоким уровнем притязаний.
При спуске вниз пациента просят описывать детали ландшафта, по которому пролегает его путь. После того, как пациент спустится вниз, его просят вновь описать окружающий ландшафт. При этом часто происходит так называемое синхронное преобразование: луг изменяется, трава, как правило, становится выше и сочнее, цветы раскрываются, погода улучшается, ландшафт становится шире и просторнее. Сама гора теперь кажется меньше и не такой неприступной. В основе таких положительных синхронных преобразований лежит, по всей видимости, тот факт, что удачное восхождение на вершину горы и переживание открывающейся с нее панорамы оказывают воздействие на бессознательные структуры переживания образов, усиливая «Я» пациента, способствуя его самоутверждению и идентификации. Мотив горы особенно показан в случае проблем соперничества, закомплексованности и неуверенности в себе, проблем достижения, в случае депрессивной пассивности, проблем со своей половой идентификацией, а также в случае заикания.
#психотехникикопилка #символдрама
Горы символ чего в психологии
Гора является символом уверенности, устойчивости, неизменности и нерушимости. В фольклоре народов, живших в непосредственной близости от горных пиков, бытовало представление о них как о чем-то священном, близком к небу и богам. Например, обиталищем славянского языческого бога Свентовита были так называемые Ясные Горы.
Позднее скалы стали считаться убежищем дьявола, местом, где колдуны и ведьмы творят свои шабаши. Индусы верят в существование волшебной горы Меру о трех вершинах: золотой, серебряной и железной, которая является троном Брамы, Вишну и Шивы. Согласно древней легенде, она расположена в самой середине Мира, под Полярной звездой. Именно там и происходят встречи богов со смертными людьми. Скандинавы же верили, что Вальгалла — место, куда отправлялись на пир с Одином погибшие воины, — также находилась на горе. Кроме того, на скале Химингбьёрг, возле самого входа в жилище богов Асгард, живет страж Биврёста Хеймдаль.
В исламской традиции упоминается о горе Каф, которая находится в средоточии дискообразной Земли и отделена от нее непреодолимой пропастью. Этот пик полностью создан из изумруда, и его сияние может ослепить человека. Именно здесь и проходит граница между видимым и невидимым мирами, которая служит символом истинной глубины правды о сущности природе человека. Также на Кафе находится гнездо сказочной птицы Симург — советчицы и помощницы царей и героев. Средневековый трувер Вольфрам фон Эшенбах в своем романе «Парсифаль» описал таинственную гору Монсоваж, на вершине которой находится Святой Грааль. Позже это произведение легло в основу оперы Вагнера.
Король под горой
В легендах и сказаниях многих народов мира гора являлась местом, где в таинственных пещерах спят короли или герои, чтобы однажды проснуться и освободить отечество от врагов. Таковы, например, предания о короле Артуре, Карле Великом и Фридрихе Барбароссе. Обычно о месте упокоения героя никто не знает, пока его не обнаруживает какой-нибудь пастух, разыскивающий пропавшее животное. Как правило, герой спрашивает нашедшего его усыпальницу: «Орлы (или вороны) все еще кружат над вершиной горы?» — «Да», — отвечает пастух. «Тогда уходи прочь! Не пришло еще мое время». После этой встречи пастух начинает быстро стареть и чаще всего умирает, завершив рассказывать свою историю кому-либо.
В сказочной повести Джона Рональда Руэла Толкиена «Хоббит» титул Короля Под Горой носит царь гномов Торин Дубовый Щит, в могилу которого был воткнут волшебный меч, светившийся при приближении врагов.
Священные горы китайцев
Издревле китайцы почитали пять великих гор, которые географически были расположены в форме креста и служили своеобразной основой для мифологического мировоззрения населения Поднебесной. Восточная гора Тайшань была наиболее почитаемой, в святилище на ее вершине приносил жертвы император.
Дух северной горы Бей Хэншань управлял водами и зверями. Повелитель западной горы Хуашань ведал обработкой металлов. Дух южной горы Нан Хэншань повелевал пахотной землей, звездами и рыбами. На центральной горе Суншань стоит знаменитый монастырь Шаолинь. С распространением в Китае буддизма приверженцы новой религии признали пять старых святых гор и ввели четыре новых, которые образуют треугольник. Его восточный угол образует гора Путошань, на основании расположена гора Цзюхуа-шань, западный угол — гора Эмейшань, а вершина треугольника — гора Утай-шань.
Гора Арарат
На протяжении многих веков гора Арарат являлась духовным центром армян, которые отвели ей значительное место в своем изобразительном искусстве. Также, согласно Ветхому Завету, к этой горе причалил ковчег Ноя после окончания Потопа.
Гора Олимп
Согласно греческой мифологии, гора Олимп расположена в Фессалии и служит местом обитания богов. На ее вершине находятся дворцы Зевса и других божеств, которые были построены и искусно украшены Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают горы, когда боги выезжают на золотых колесницах. Эта легендарная гора символизирует верховную власть нового поколения богов-олимпийцев, одержавших победу над титанами.
персональный сайт Людмилы Смирновой
ГОРА — сакральный символ власти и отшельничества, место соприкосновения неба и земли, а также это символ духовной высоты и центра мира, превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема, устремленности, вызова.
Согласно различным традициям, в горах сохраняются осколки древних рас и цивилизаций. В горах проживают высшие посвященные. Вера, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах, где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками.
Горы представлялись местом обитания богов, а также их связывали с героями и святыми пророками. Явление Бога Моисею на горе Синай у иудеев соответствует Нагорной проповеди Христа у христиан. На горе Кармел Илия торжествовал свою победу над жрецами Ваала, на горе Хорив он услышал голос Божий, на Масличной горе, по свидетельству евангелистов, Христос вознесся на небо. В средневековых легендах о Граале эликсир жизни хранился в замке на горе Сал-ват.
В Китае Гора Мира, Кинлун, считалась местом истока Желтой реки (Хуанхэ) и была символом порядка и гармонии, местом жительства бессмертных и верховного божества.
В индуистской традиции возникновения мира гора Мандара была основным местом сотворения мира из космических вод.
Греческие боги, как известно, обитали на горе Олимп. Фудзияма, чье изображение часто используют как эмблему Японии, была и остается до сих пор священным местом для синтоистов, которые совершают восхождения на нее для свершения религиозных обрядов.
Походы паломников к святым горам символизировали постепенное, шаг за шагом, освобождение от будничной жизни и духовное восхождение. Трудный путь совершенствования подобен подъему в гору. На вершине горы царствует одиночество. Горная вершина есть воплощение традиции, через нее осуществляется связь с высшими мирами. Оттуда, по различным мифологическим повествованиям, ведет лестница на небо. Гора — место откровения и посвящения. Но при этом она и место жертвоприношений, так как ближе других земных объектов располагается к богам. В горах таятся священные реликвии. Например, многие и в настоящее время верят, что на Арарате находится Ноев ковчег.
Символ горы
21); и на горе Фаран, где было излияние Духа Святого на старейшин (Втор. 33, 1), т.е. чудесное, наитием Святого Духа и спасительное» (Полный церковно-славянский словарь, М., 1993 г.).
«Гора» в символике наиболее распространенный аналог варианта «Древа Мирового», модель Вселенной, в которой заложены все элементы. Часто эти два понятия совмещаются: дерево на горе, или гора, покрытая лесом.
В астрологии схема «Горы» укладывается в поэтапное расскрытие Стихий Знаков Зодиака:
В законах постепенного развития, проявления Стихий все та же поэтапность понятия «Горы», восхождение от простого к сложному, от низкого к высокому, от начала к логическому завершению, от скрытого к явному, но на основе одной стихии и одной схемы развития.
Иносказания часто применяются в Священном Писании в отношении понятия «Гора»:
— Господь Бог легко и свободно устраняет всякие препятствия и затруднения в жизни человека: «Горы, как воск тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» (Псал. XCVI, 5).
— Вечность и непреложность Божественной Любви тоже сравнивается с горами: «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя». (Исайи LIV, 10).
— Когда Давид хотел выразить свою уверенность в благосостоянии и благоденствии своего царства, он говорил: «Господи, Ты укрепил гору мою» (XXIX, 7).
— Царство Мессии также сравнивается с горой в книге прор. Исайи (II, 2; XI, 9; Дан. II, 35).
Горы символ чего в психологии
Мифологические функции горы многообразны. Гора выступает в качестве наиболее распространенного варианта трансформации древа мирового. Гора часто воспринимается как образ мира, модель вселенной, в которой отражены все основные элементы и параметры космического устройства. Гора находится в центре мира — там, где проходит его ось (axis mundi). Продолжение мировой оси вверх (через вершину горы) указывает положение Полярной звезды, а ее продолжение вниз указывает место, где находится вход в нижний мир, в преисподнюю. Основание же горы приходится на «пуп земли». Характерно, что в мифологических традициях, где образ мировой (или космической) горы особенно развит, образ мирового древа либо несколько оттеснен, либо вовсе отсутствует, хотя и существуют многочисленные примеры их совмещения, дерево на горе или у горы, гора, покрытая лесом или садом (ср. висячий сад на Нефритовой горе китайской богини Си-ван-му, в котором находилось персиковое дерево бессмертия); нередко понятия горы и древа (леса) передаются словами общего корня. Мировая гора трехчлена. На ее вершине обитают боги, под горой (или в ее нижней части) — злые духи, принадлежащие к царству смерти, на земле (посередине) — человеческий род. Нередко наиболее детализированы описания в мифах верхней и нижней частей мировой горы, в ряде случаев очень близкие по структуре описаниям неба и нижнего мира. Наиболее классический тип мировой горы — величайшая гора Меру в индуистской мифологии и космографии.
Образ мировой горы обычно не соотносится с реальной горой, несмотря на то, что, например, у алтайских народов мифологизируются разные реальные горы и особенно сам Алтай, именуемый, в частности, «Князем» («Ханом») и олицетворяющий образ родины алтайцев, ее природы. При этом, однако, и реальные географические объекты часто не только почитались, обожествлялись и соотносились с особым божеством или духом-покровителем, но и дублировали мировую гору в ее функции моделирования вселенной (например, китайский культ пяти священных гор).
Две связанные друг с другом мифологемы — гора небо и гора-нижний мир — объясняют многие мифологические параллели и целую серию мифов. Гора как местопребывание богов — один из устойчивых мифологических мотивов, например, гора, обитаемая громовержцем в индоевропейском мифе и его вариантах в отдельных традициях (Перун, Перкунас, Зевс и др.). С горой связываются существенные мифологические мотивы и события, в частности потоп.
Нередко встречаются двойные горы (с двумя вершинами) или же две отдельные горы, часто противопоставленные друг другу. Иногда речь идёт об одной горе, на которой живут брат и сестра, вступающие в брак и дающие начало человеческому роду. Эта тема божественного инцеста (часто между близнецами) связывается с двумя горами или с одной горой (ср. тему, приуроченную к «спаренным» мировым деревьям).
Если божественные персонажи связаны с вершиной горы (персонажи более низкого уровня типа горных нимф — ореад или вил часто соотносятся с горой вообще, без дифференциации ее частей), то отрицательные персонажи (злые духи, разного рода подземные гномы, поверженные чудовища, змеи, драконы, титаны, принадлежащие к поколению, которое старше богов) обычно связаны с низом горы и даже с ее внутренностью, уходящей в под земное царство (правда, следует помнить и о другом варианте — злые духи на горе, если наряду с ней существует особая гора для добрых духов или богов; ср. в ряде иранских и кавказских традиций дэвов или каджей, связанных с горами). Иногда эти существа выступают как духи горы, стражи её сокровищ [вообще мотив горы как хранилища богатств или неких тайн (ср. сон или заключение в горе красавицы, братьев-героев, короля и т. п.; ср. фольклорный мотив «Принцесса в стеклянной горе», AT 530) — один из частых в мифологии], в других случаях они открыто враждебны человеку (напр., тролли), заманивают и убивают его, устраивают землетрясения, изрыгают огненную лаву. Ср. соответствующие оронимы типа Чортова гора, горы Семи дьяволов, Адская гора. С этими особенностями горы соотносим мотив горы как входа в нижний мир, как и параллельный ему мотив — гора как входа в верхний мир. В ряде сказок, как и в аналогичных им мифах, оба этих мотива обыгрываются порознь (ср. спуск под землю, в колодец, яму, пещеру или подъём на гору, на дерево, по лестнице, цепи, веревке) или даже совмещаются. Этим объясняется и культ пещер, распространенный в ряде традиций, и его теснейшая связь с культом гор. Старые китайские источники упоминают о «пещере Су» (пещере подземного прохода в царство мёртвых), связанной, как и корейский ритуал, с пережитками медвежьего культа. В частности, пещера — это место зачатия первопредка медведя. Вообще в качестве духов гор или пещер нередко выступают животные (ср. в этой функции тигра в ряде традиций Юго-Восточной Азии или медведя-гризли у индейцев Северной Америки). Точно так же культ гор не всегда отделим от культа камней, широко известного в горных районах Центральной и Восточной Азии [ср. кучи камней — обо у монголов, сонхвандан у корейцев и т. п. — часто с устройством алтарей, кумирен, изображений и т. п., воздвижением каменных столбов, стел, менгиров (напр., у нагов), принесением жертв на горе, на камнях, сопровождаемых просьбами о плодородии (в Корее у гор просят детей)]. С горой иногда связывается и мифологема о каменном небе.
В легендах, сказаньях и мифах многих народов горы считались вместилищем тайного царства мертвых или местом, где в таинственных пещерах спят таким же таинственным сном короли и герои, чтобы однажды проснуться и восстановить на земле справедливость или освободить отечество от врагов. Таковы легенды о короле Артуре с его «Круглым столом», о Карле Великом, Фридрихе Барбароссе, Фридрихе II Гогенштауфене, Болеславе Смелом, Стеньке Разине, чешских рыцарях спящих в недрах Татранских гор… Согласно Библии (Исайя 14: 13) «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов»; (Псалом 47: 3) «Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя», существовала гора Завета — Сион, на которой царь Вавилона хотел поставить свой трон… Гора Небесная (как противопоставление подземному Аду) — это свод (арка) небес, над которым высится трон Господа, Творца всего сущего: на иврите, это «Эль-Шаддаи», то есть «Бог Горы», «Бог Вершины». Гора в различных древних верованиях могла быть символом, как плодородия и плодовитости, так и бесплодия — как противопоставление понятия «жизненная долина», «долина жизни». Могла быть символом света и празднества — в противовес долине сумерек и смерти. Одиночество на горе оберегает от земной суеты, от мелких устремлений, наполняет дух чувством высоты. существует мнение, что горцы — самые свободолюбивые люди. Любое человеческое деяние с вершины горы может представиться мелким и ничтожным. Да и сам человек нередко ощущает робость перед горным массивом, ибо осознает величие снеговых вершин, которые, кажется, подпирают небо. Возможно, этим и объясняется постоянное стремление человека к покорению различных вершин, к подвигу восхождения, почти всегда связанному со смертельной опасностью.
У всех народов, знавших о существовании гор, бытовало представление о них, как о чем—то священном, близком к небу, а значит, и к богам. Обиталище славянского языческого бога Световита поэтому так и называлось: Ясные горы. Позднее горы считались убежищем дьявола, местом, где колдуньи и волшебники творят свои шабаши — тут можно вспомнить «Вальпургиеву ночь» из «Фауста» Гете, гору Брокен в немецком Гарце. Но в любом случае, горы оставались в сознании людей всех времен местом соприкосновения Неба с Землей.
Названия различных святилищ, священных мест нередко связывались с понятием «горы», «высоты», «вершины».
Храмы, построенные в виде горы, например, шумерские зиккураты, храмы боробадуров и инков, символизируют космический центр и восходящие планы бытия, а также планы восхождения души.
Двуглавая гора считается местопребыванием солнечных или астральных божеств. В шумерской традиции и Китае на двуглавой горе живут Солнце и Луна. У евреев существуют горы-близнецы: Хореб — гора Солнца, а Синай — гора Луны.
Все страны имеют священную гору, отвечающую потребности в чудесной (ниспосланной Провидением) защите: гора стран в Месопотамни, тибетская Потала, индусская Меру, Белая Гора кельтов, гора Табор евреев, Каф (вершина космической горы и место погребения Адама). В равнинных странах гора была заменена керном (грудой камней, укрывающих кельтские могилы в Галлии и Великобритании), курганом, пирамидой, памятником (индусская ступа, исламская Кубба, арабский памятник, состоящий из кубической основы, над которой возвышается сферический купол, воздвигаемый над могилой высокочтимой персоны; Омфалос в Дельфах; устремленный вверх камень: бетил, менгир и т. д.). Каланча, донжон, деревенская колокольня и т. д.— все это современные слепки космической горы. Храмы и города уподоблялись космической горе: храм Барабудур выстроен в форме горы, как и вавилонский зиккурат или буддистская пагода в 9 этажей в Китае. Вершина космической горы — это отправная точка Творения, пуп земли, где был создан первый человек. Гора воплощает также связь между небом и подземным миром. Одновременно центр и ось Вселенной, гора рассматривается в качестве вместилища божественного вдохновения. Ее вершина — это центр мира, точка соединения неба и земли. Восходя на нее, путник приближается к Центру мира и, когда он достигает высшей точки, то встречается с трансцендентным миром, выходящим за пределы мирского пространства, достигая тем самым «чистой земли». Гора — это символ трансцендентности, предел восхождения, духовного возвышения. Именно на вершине горы мудрец входит в контакт с божеством (Моисей получает Скрижали закона на горе Синай).
Вера, что божества обитают на вершинах гор или используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах, где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками. Таким горам столь же истово поклонялись, как и опасались их, как, например, в Африке. Горы представлялись не только местом обитания богов, их также связывали с героями и святыми пророками. Священные горы могли быть как реальными, так и фантастическими, как Белая Гора у кельтов, изумрудная Сафа у мусульман, гора Меру, вокруг которой, согласно индуистской космографии, обращается луна, солнце и звезды. Высокие горы считались и центром и осью мира, выраставшего от их вершин подобно большому перевернутому Мировому Древу. Вершина могла выглядеть и как пуп Земли, и как дыра, и как место, с которого начинается путешествие в загробный мир. Иногда горы были полыми внутри, и там спали бессмертные. Фантастические горы обычно представлялись ступенчатыми, ступени символизировали последовательные стадии духовного просвещения. (Для неподготовленного индивидуума количество ступеней духовного роста было огромным, сокращаясь по мере его духовного развития.) Храмы в форме горы выражают ту же самую мысль — как, например, грандиозные зиккураты в Месопотамии, или ступенчатые пирамиды в Центральной Америке, или ступы и пагоды Азии.
распространенный во всем мире символ близости к Богу. Она возвышается над повседневным уровнем человечества и достигает сферы неба. Закрытая облаками вершина волнует фантазию, а вулканы преимущественно рассматриваются как жуткие, внушающие глубокое благоговение места перехода в нечеловеческий мир. Священные горы или горы божественного откровения (Фудзияма, Эльбрус, Синай, Хорив, Фавор, Кармил, Гаризим, Кайлас, Олимп) уже во многом стали символами божественной силы и нашли свое отображение в изобразительном искусстве. Космос также во многих случаях изображается в виде горы с террасоподобными уступами. Паломничество к священным горам символизировало постепенное освобождение от повседневности и духовное вознесение. Широко распространены поездки паломников в горы. Таким образом, с одной стороны, гора ближе к небу, чем окружающая местность, и уже поэтому может быть представлена местом обитания богов, а с другой — на ней часто собираются облака, из которых низвергается дождь. Вершины гор представляются символами «возвышения» над «повседневностью», и, как гора на Крайнем Севере под Полярной звездой, вокруг которой вращаются другие звезды, также в большой степени напоминает о воображаемой оси мира.
Различные значения, связанные с символикой горы, проистекают не столько из неизбежной сложности, сколько из различных смыслов каждого из составляющих ее параметров: высоты, отвесности, массы и формы. Производными от первой идеи (высоты) являются интерпретации, сходные с трактовкой Ани Тейяр, которая отождествляет гору с внутренней «высотой» духа (56), перенося понятие подъема в духовную область. Вертикальная ось горы, проходящая от вершины к основанию, связывает ее с мировой осью и — по строению — с позвоночником. Но глубочайшая символика — та, которая делает символ горы сакральным, объединяя понятие массы как выражения бытия с идеей вертикали. Как и в случае с Крестом или Мировым Древом, местонахождение такой Горы — Центр земли. Сходный глубокий смысл распространен почти во всех традициях: достаточно упомянуть Гору Меру у индусов, Хара-березайти (железная гора) у персов, Синай израильтян, Химинбьорг германцев, упомянув только некоторые — и это далеко не полный перечень. Более того, горные храмы, такие, как Боробудур, месопотамские зиккураты, ступенчатые пирамиды доколумбовой Америки — все были построены по образу этого символа. Если смотреть сверху, гора постепенно расширяется, и в этом отношении она соответствует перевернутому дереву, чьи корни вырастают из неба, а листва направлена вниз; она символизирует множественность, расширение универсума, распад-и материализацию. Именно поэтому Элиаде говорит, «что вершина мировой горы является не только наивысшей точкой земли, но также ее пупом; точкой, где творение имеет свое начало» — корень (18). Мистический смысл вершины также проистекает из того, что это точка соединения неба и земли или Центр, через который проходит мировая ось, связывающая воедино три уровня. Кроме того, она служит также фокальной точкой инверсии — точкой пересечения огромного креста Св. Андрея, выражающей связь между различными мирами. Свящаш-ыми горами являются также Сумер урало-алтайских народностей, Каф в восточной мифологии — огромная гора, основание которой составляет единственный изумруд, называемый Сакрат (8). Считается, что гора Меру состоит из чистого золота и находится на Северном полюсе (8), таким образом идея Центра обосновывается и связывается с Полярной звездой — «отверстием», сквозь которое должны пройти все временные и пространственные вещи, чтобы лишиться мирских свойств. Эта полюсная гора должна также обнаруживаться в других символических традициях, всегда порождающих сходную символику мировой оси (25); ее мифические свойства, по всей вероятности, основывались на неподвижном положении Полярной звезды. Она также называется «белой горой», и в этом случае включает как основные символы горы со всеми*значениями, указанными выше, так и символику белого цвета (ум и чистота). Это господствующая трактовка горы Олимп (49), высшей, небесной горы, которая, как считает Шнейдер, соответствует горе Юпитера и тождественна принципу числа один. Существует другая гора, соответствующая символике числа два. — это гора Марса и Януса — то есть Близнецов; в основном они представляют две различные стороны одной и той же горы, но связаны друг с другом символикой «двух миров» или двумя существенными ритмическими сторонами явленного творения — света и тьмы, жизни и смерти, бессмертия и тленности. У этой горы две вершины, представляющие зримое выражение ее дуального или противоречивого значения. Сходный образ мы находим в традиционной мегалитической культуре, в особенности o в форме ландшафта, иллюстрирующего подобный мифу о Протее миф о Близнецах, отголоском которого являются разнообразные формы первобытной мысли и искусства. Эта гора является также формой мандорлы, состоящей из пересечения земной и небесной сфер; такая мандорла символизирует суровое жизненное испытание, включающее противоположные полюсы жизни (добро и зло, любовь и ненависть, верность и измену, утверждение и отрицание, числа 2 и II — оба равные сумме двух единиц — и наконец суждение и разрушение). Животные, соответствующие этому всеохватывающему значению мандорлы, — кит и акула. По индуистской легенде на этой горе был построен храм Индры, тогда как по римской легенде — это был храм Марса, дом грома, двуглавого орла и Близнецов. Она называлась «каменной горой» и была одновременно жилищем живого (внешняя часть горы) и мертвого (полость внутри горы) (50). Крапп подтвердил это наблюдением, что «внутренняя часть горы принимается за местонахождение земли мертвых: источник происхождения кельтских и ирландских волшебных гор и легенды, широко распространенной в Азии и Европе, о спящем внутри горы демиурге или герое, который однажды появляется и возрождает все земное» (35). Этот миф имеет явную связь с мифом о затерянности — о дворце, спрятанном в лесу, — а также с историей о «спящей красавице». Все эти мифы связаны с тайной исчезновения между появлением и воскрешением. Шнайдер перечисляет такие ремесла и профессии, связанные с Марсом: властитель, врач, воин, горняк, а также палач (51). В западной традиции гора-символ появляется в легенде о Граале: это Монсальват («гора спасения» или «исцеления») — и, кроме того, как полюсная гора, — «священный остров», согласно Генону; но она всегда недоступна или труднонаходима (подобно «центру» лабиринта) (28). В целом гора, холм и вершина горы связаны с идеей медитации, духовного возвышения и духовной общности посвященных. Некоторые из этих символов опираются на поэтическую традицию, являющуюся значимым свидетельством. С того момента, когда гора лишается своих земных и» материальных черт и становится воплощением идеи, к ней применимо правило: чем многочисленнее элементы, образующие идею, тем она полнее и весомее. Рассматриваемая как целое, гора является ослепительно белой; посредством этого она может быть отождествлена с «полярной горой» и всеобъемлющим образом всеобщности (который также олицетворяет символ пирамиды), ведущим к Единому (символизируемому вершиной) — если использовать понятия Николая Кузанского.
Среди многих гор, обретших в течение веков святость и определенный священный ореол, нельзя не назвать афинский Акрополь; Арарат; Атос на Халкидонском полуострове; Белую Гору древних кельтов; Боробудур — буддийскую святыню, расположенную в центральной части острова Ява; Дамарванд в Иране, из которой, разорвав цепи, когда-нибудь вырвется Азхи Дахака, чтобы уничтожить мир; горную цепь Эльбурс в том же Иране; вулкан Этну, поглотивший поверженных титанов; Эверест (Джомолунгму) в Гималаях, Фудзияму в Японии; Иду — священную гору античных греков, ибо на Иде Зевс прятался от отца своего — Хроноса; Кавказ, где был прикован Прометей. Следует также упомянуть Китайрон — гору между Мегарой, Аттикой и Беотией, посвященную Зевсу, Аполлону и Дионису; Ниссу в Эфиопии, где по преданию родился Озирис; Олимп — трон греческих Богов; Парнас — местопребывание Аполлона и всех девяти муз; наконец гору Потала в столице Тибета Лхассе, где до сравнительно недавнего времени была резиденция Далай-ламы, главы буддистов…
символы горы — треугольник, крест, корона, звезда и ступени или лестница.