господский двор что это
Господский двор что это
Как вы уже успели, наверное, заметить, большинство кладоискателей тянет в неизведанные и древние земли. Местности с богатой историей, особенно притягивают их. Древние рынки, стоянки кораблей, остановки купцов и т.д. Очень большую ценность для копателей имеют древние дома, как простых крестьян, так и зажиточных дворян. Мы уже рассказывали в другой статье о том, почему поиски в домах интересны и прибыльны. Но не каждый дом, может похвастаться обилием находок. В каких-то уже побывали десятки искателей и всё опустошили, в каких-то и в помине не было никаких ценностей. Если вы начинаете свои поиски в доме бедного крестьянина, то вряд ли вы сможете найти что-то больше, чем предметы утвари, которых у них так же было не много. Поэтому выбирая дом для поиска, нужно владеть информацией о том кто в нём жил.
Как правило, это усадьба зажиточных землевладельцев, которая располагалась отдельно, вблизи деревни. Так было устроено потому, что в деревнях жили только крестьяне. Богатые дворяне не хотели располагать свои дома в бедных окрестностях и создавали свои населённые пункты, называемые сельцом. В XIX веке, сельца получили новое название и стали отмечаться на картах, как “Господские дома”. Большинство таких господских домов, носило одинаковое название с деревней, рядом с которыми они располагались.
К XIX веку, владеть господскими домами стали не только дворяне. После отмены крепостного права, их стали выкупать купцы, мещане и зажиточные крестьяне. Они так же строили и новые дома. Как правило, господский дом – это не одинокое строение. Рядом с ним воздвигалось огромное количество различных помещений. Конюшни, мельницы, маленький церкви, дома для слуг и т.д.
Учитывая всё это, можно сделать вывод, что господские дома были очень богаты.
Дворяне любили хорошо пожить, поэтому использовали только хорошую посуду и предметы быта. Кроме того, не редко закапывали клады во дворах и домах, ведь деньги надо было где-то хранить. Из всего этого следует, что господские дома – отличное место для проведения поисков.
Если вы первооткрыватель такого дома, то будьте уверены, вы будете хорошо вознаграждены. Но чаще всего, все эти дома уже видели десятки кладоискателей ещё в эпоху войны. Хотя, по утверждениям многих опытных искателей и историков, на землях нашей огромной страны, ещё остаются много господских домов, которые не отмечены на картах, либо мало где упоминаются. Поэтому, вооружайтесь информацией, исследуйте местности и говорите с местным населением. Ведь вся информация, которую вы получите, может оказаться бесценной и привести вас к большому кладу.
Господские дома
Господские дома
Как вы уже успели, наверное, заметить, большинство кладоискателей тянет в неизведанные и древние земли. Местности с богатой историей, особенно притягивают их. Древние рынки, стоянки кораблей, остановки купцов и т.д. Очень большую ценность для копателей имеют древние дома, как простых крестьян, так и зажиточных дворян. Мы уже рассказывали в другой статье о том, почему поиски в домах интересны и прибыльны. Но не каждый дом, может похвастаться обилием находок. В каких-то уже побывали десятки искателей и всё опустошили, в каких-то и в помине не было никаких ценностей. Если вы начинаете свои поиски в доме бедного крестьянина, то вряд ли вы сможете найти что-то больше, чем предметы утвари, которых у них так же было не много. Поэтому выбирая дом для поиска, нужно владеть информацией о том кто в нём жил.
Особой популярностью среди кладоискателей, любящих поискать в домах, являются господские дома.
Как правило, это усадьба зажиточных землевладельцев, которая располагалась отдельно, вблизи деревни. Так было устроено потому, что в деревнях жили только крестьяне. Богатые дворяне не хотели располагать свои дома в бедных окрестностях и создавали свои населённые пункты, называемые сельцом. В XIX веке, сельца получили новое название и стали отмечаться на картах, как «Господские дома«. Большинство таких господских домов, носило одинаковое название с деревней, рядом с которыми они располагались.
К XIX веку, владеть господскими домами стали не только дворяне. После отмены крепостного права, их стали выкупать купцы, мещане и зажиточные крестьяне. Они так же строили и новые дома. Как правило, господский дом – это не одинокое строение. Рядом с ним воздвигалось огромное количество различных помещений. Конюшни, мельницы, маленький церкви, дома для слуг и т.д.
Учитывая всё это, можно сделать вывод, что господские дома были очень богаты.
Дворяне любили хорошо пожить, поэтому использовали только хорошую посуду и предметы быта. Кроме того, не редко закапывали клады во дворах и домах, ведь деньги надо было где-то хранить. Из всего этого следует, что господские дома – отличное место для проведения поисков.
Если вы первооткрыватель такого дома, то будьте уверены, вы будете хорошо вознаграждены. Но чаще всего, все эти дома уже видели десятки кладоискателей ещё в эпоху войны. Хотя, по утверждениям многих опытных искателей и историков, на землях нашей огромной страны, ещё остаются много господских домов, которые не отмечены на картах, либо мало где упоминаются. Поэтому, вооружайтесь информацией, исследуйте местности и говорите с местным населением. Ведь вся информация, которую вы получите, может оказаться бесценной и привести вас к большому кладу.
Что такое Господский двор?
Что такое Господский двор!
Помогите срочно нужно.
Господским двором, как правило, называли большое дворянское
или боярское поместье, которое могло включать в себя целый комплекс пристроек и
В этом дворе был дом самого барина, его конюшни и обязательно
пристройка для размещения различного рода слуг, от поваров до конюхов и
Что такое «господский двор»(коротко), пожалуйста, помогите?
Что такое «господский двор»(коротко), пожалуйста, помогите!
Помогите с историей что такое поместье господский двор брок угодья?
Помогите с историей что такое поместье господский двор брок угодья.
Кто такие конкискадоры?
Кто такие конкискадоры?
Помогите срочно, что такое сторожовщина?
Помогите срочно, что такое сторожовщина?
Что такое утнапишти срочно помогите?
Что такое утнапишти срочно помогите.
Помогите пожалуйста назвать что такое религия срочно нужно?
Помогите пожалуйста назвать что такое религия срочно нужно.
Что такое господский двор?
Что такое господский двор?
Что такое дивиденды помогите срочно?
Что такое дивиденды помогите срочно.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НУЖНО?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НУЖНО!
Мужчины с утра охотились, женщины были хранительница очага, поддерживали огонь, кормили детей и тд.
Потому что в СССР людей пытались напугать людей что бы не было бунтов и одновременно защитить ( не говорили о больших происшействиях). Поэтому все говорили только на словах чтобы напугать и для того что бы народ поднимал Культуру СССР.
Средневековая деревня и ее обитатели
Урок 14. Всемирная история 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Средневековая деревня и ее обитатели»
В период Средних Веков основной ценностью была земля. Она кормила и одевала средневековых людей.
В IX–X веках вся земля в Западной Европе оказалась в руках феодалов. Леса, реки, выгоны для скота, водоёмы тоже стали их собственностью.
Постепенно возникла феода̀льная во̀тчина (помѐстье) – потомственное земельное владение феодала.
Центром вотчины был госпо̀дский двор. В него входили: дом (позднее замок) феодала, хозяйственные постройки, скотный двор, птичник, мастерские ремесленников, мельница, сад.
Вся земля вотчины делилась на две части: госпо̀дскую и крестьянские надѐлы.
За пользование наделами крестьяне несли повѝнности – выполняли определённые работы для феодала.
Основными повинностями были ба̀рщина и обро̀к.
Ба̀рщина – это все работы крестьян в хозяйстве феодала. Обработка господской части вотчины, урожай с которой целиком шёл феодалу, ремонт и строительство зданий, хозяйственных построек, мостов.
Обро̀к заключался в выплате феодалу продуктов, полученных с крестьянского надела или денег.
Полученные наделы и господские земли крестьяне обрабатывали своими орудиями труда.
Были и другие виды повинностей. Феодал мог взимать с крестьян пошлину за вступление в брак, за помол зерна на своей мельнице, за пользование своими лесами и озёрами.
Также крестьяне платили десятѝну – налог в пользу церкви в размере 1/10 части своего дохода.
Несмотря на обилие повинностей, средневековый крестьянин, в отличие от раба, имел определённые права. Если он исправно выполнял повинности, господин не мог забрать его надел.
Жизнь и имущество крестьянина охранялись законом. Феодал не мог его казнить, продать или обменять без земли и отдельно от семьи, произвольно увеличивать повинности.
Чтобы заставить крестьян исправно платить налог, феодалы закрепили за собой право суда.
За плохую работу на барщине, за не вовремя сданный оброк, крестьянину могли назначить штраф или другое наказание.
Крестьяне были объединены в общѝну. Она играла огромную роль в жизни крестьян. Все вопросы, за исключением тех, которые должен был решать сеньор, решались при участии общины.
Община занималась хозяйственными делами, оказывала помощь нуждающимся, поддерживала порядок, разбирала споры членов общины, наказывала нарушителей, организовывала праздники.
На сельском сходе в рамках общины крестьяне решали свои дела.
Поля крестьян располагались наиболее близко к домам.
Деревенская пашня делилась на участки (по̀лосы), составлявшие крестьянские наделы.
Чтобы у общинников были равные условия для ведения хозяйства, их земли «нарезались» в разных местах, создавая чересполо̀сицу.
За пашней располагались уго̀дья: луга, леса, реки и озера.
Между феодалами и крестьянами часто возникали конфликты.
Чрезмерные требования феодалов вызвали сопротивление крестьян. Оно считалось справедливым, поскольку нарушались нормы обычаев, договоренности между крестьянами и владельцами земли, установленные очень давно.
Земледелие было основным занятием людей в эпоху Средневековья, поэтому большая часть населения Европы (около 90%) проживала в деревнях.
Средневековые деревни были небольшими – они насчитывали по 10–15 дворов. В землях, где был благоприятный климат, в деревнях было до 50 дворов.
Двор состоял из жилища крестьянина и хозяйственных построек: амбара, хлева, сарая. Ко двору примыкал приусадебный участок.
Материал, из которого строили дома крестьян, был разным и зависел от местности, в которой его возводили.
На севере дом чаще всего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной. На юге больше применяли камень.
Беднейшие крестьяне могли жить и в землянках. Крышу дома покрывали соломой.
Окна на ночь и в непогоду закрывали ставнями.
Дом состоял из одной комнаты с нишами для кроватей и кухни.
Обстановка дома состояла из большого ларя, грубо сколоченного стола, нескольких лавок или кроватей для сна.
Также в доме находился очаг. Он служил источником тепла, на нём готовили пищу.
Питание средневекового крестьянина всегда было скудным.
Обычной пищей крестьян были хлеб, каши, овощи, различные похлёбки. Реже ели мясо, рыбу и сыр.
Неурожаи и голод – постоянные спутники Средневековья.
Зерна собирали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Урожай зависел не только от труда крестьян, но и от погоды.
Холода и засухи губили посевы, после чего наступал голод. Он мог длиться годами. Поэтому население Европы почти не росло.
Положительные изменения начались только в XI веке. Они связаны с улучшением климата в Европе.
Орудия труда оставались практически неизменными на протяжении всего Средневековья.
Пахал крестьянин лё̀гким плу̀гом. Он не переворачивал пласты земли, а только её бороздил.
Плуг тянули волы. Почву рыхлили бороно̀й. Урожай срезали серпа̀ми, потом молотили цѐпом. Зерно провеивали и затем мололи на мѐльнице – господской или чаще ручной. В итоге получалась мука, из которой пекли хлеб.
Крестьянин не мог содержать в своём хозяйстве много крупных животных (волов, лошадей), для них не хватало корма. Поэтому преобладал мелкий скот: свиньи, овцы, козы. Также крестьяне держали кур, уток, гусей.
Крестьяне и ремесленники обеспечивали продуктами своего труда не только себя, но и феодала. Вместе они же и потребляли все эти продукты.
Тип хозяйства, где всё необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натура̀льным.
Натуральное хозяйство являлось основой феодального общества.
Но некоторые продукты и изделия не могли быть произведены в вотчине. Поэтому железо, соль, предметы роскоши для феодалов приходилось покупать или выменивать.
Вся жизнь крестьян была наполнена тяжёлым трудом.
Они сами строили жилища и делали мебель, обрабатывали продукты питания, изготавливали одежду.
Именно на крестьянском труде основывалась экономика Средневековой Европы.
Сословие «тех, кто работает», являлось основой благосостояния средневековых государств.
Жилища
Основной единицей застройки в XIII-XV вв. как в городе, так и в деревне была усадьба с жилым домом и хозяйственными постройками. Мы очень мало знаем о деревенском жилище того времени, так как современных изображений почти не сохранилось, если не считать миниатюр Радзивиловской летописи, которые, как известно, трудно использовать для реконструкции жилища из-за условной манеры изображения зданий. Археологические раскопки также не дают достаточно ясной картины деревенской усадьбы и жилища. Селища пока еще недостаточно исследованы, сохранность жилищ плохая, поэтому описание общей планировки усадьбы и отдельных построек дано преимущественно по материалам раскопок городов.
Усадьбу феодала зачастую дополняла собственная церковь, при которой, конечно, стоял поповский двор. Деревенские церкви были деревянными. Об их характере позволяют судить сохранившиеся до наших дней церкви северных русских погостов.
Мы в точности не знаем обычного плана усадьбы, но в ряде случаев ее постройки располагались по периферии двора, центром которого была жилая изба. Деревенский двор, учитывая специфику сельских поселений того времени, должен был быть замкнутым, окруженным забором, особенно, когда он стоял одиноко.
Можно предполагать, что распространившийся впоследствии в северных и. восточных русских областях комплекс жилых и хозяйственных построек, объединенный однорядной, двухрядной или трехрядной связью, с крытым хозяйственным двором, также восходит к древнему периоду. Если в центральных и южных землях крестьянскую усадьбу следует представлять похожей на сохранившуюся до наших дней в южновеликорусских и североукраинских селениях застройку с жилым домом, стоящим несколько поодаль от улицы (за забором), с хозяйственными постройками, рассредоточенными по усадьбе и не связанными непосредственно с домом, то на севере Руси, в Старой Ладоге и Белоозере, дома с примыкавшими к ним, по всей вероятности, крытыми хозяйственными дворами существовали в домонгольское время. В Белоозере такая постройка с глаголеобразным двором была возведена не ранее XII в.; стало быть, она могла существовать и в XIII-XV вв. ( См. Л. А. Голубева. Белоозерская экспедиция. КСИА, вып. 81. М., 1960, стр. 81.). В Новгороде встречены сени-хлев столбовой конструкции, соединявшиеся с домом; в Москве в одной усадьбе XV в. к избе непосредственно примыкал столбовой покрытый соломой скотный двор ( См. П. И. 3асурцев. Усадьбы и постройки древнего Новгорода. МИА, № 123. М., 1963, стр. 52; М. Г. Рабинович. О древней Москве. Очерки материальной культуры и быта горожан в XI-XVI вв. М., «Наука», 1964, стр. 212.). Однако у большинства московских усадеб хозяйственные постройки с домом не были связаны ( Того же мнения придерживается Г. Г. Громов, анализировавший данные писцовых книг Тверского уезда XV-XVII вв. См. Г. Г. Громов. Русское крестьянское жилище XV-XVII веков по письменным источникам. ВМУ, си, 1965, № 6, стр. 48.).
Археологические исследования древнерусских городов, ведущиеся в больших масштабах в течение ряда лет, дали богатый материал для изучения городских построек. Однако только в послевоенные годы в Новгороде, Смоленске и Москве вскрыли полностью или в значительной части целые усадьбы, принадлежавшие представителям различных классов населения города. Недавно появились и первые обобщающие исследования, посвященные отдельным городам ( См. П. И. 3асурцев. УК. соч.; М. Г. Рабинович. УК. соч.; Л. П. Гуссаковский. Древнерусское жилище VIII-XIII вв. Автореф. канд. дисс. М., 1956; Г. Г. Громов. История крестьянского жилища Владимирского края IX-XIX веков. (К вопросу о формировании типов русского крестьянского жилища). Автореф. канд. дисс. М., 1954. Частично к этому периоду относятся работы: А. Л. Монгайт. Старая Рязань. МИА, № 49. М., 1955; его же. Рязанская земля. М., Изд-во АН СССР, 1961.), но пока еще нет работ, характеризующих русские жилища XIII-XV вв. в целом (более ранние и более поздние постройки изучены несколько лучше). Поэтому многие высказанные нами положения будут нуждаться в дальнейшем уточнении.
Макет усадьбы московского сапожника XV в. Реконструкция. (ГИМ, экспозиция. М. Г. Рабинович. О древней Москве. Очерки материальной культуры и быта горожан в XI-XVI вв. М., ‘Наука’, 1964, стр. 231, рис. 101, 1).
В усадьбе были и добротные амбары для хранения разного рода запасов, а также бани. Крупные феодалы имели иногда и свою домашнюю церковь. В городской усадьбе, как и в деревенской, разводили огород и фруктовый сад.
Другая усадьба, относящаяся к середине XV в., принадлежала сапожнику. Она тоже была окружена частоколом; здесь открыты остатки жилого дома, погреба и рядом с погребом остатки углубленного в землю рабочего помещения под навесом.
Внутренняя планировка усадеб зависела от многих обстоятельств. Усадьба феодала по самой планировке отличалась от усадьбы купца, приказного человека или ремесленника. В ней господский дом находился в глубине двора, а на улицу выходили глухие стены хозяйственных построек, тын ограды и ворота, Такая планировка подсказывалась замкнутым характером хозяйства феодала; она обнаружена как в археологически изученных усадьбах XVI в., так и в сохранившихся планах усадеб XVII в. В ней можно видеть корни традиционного плана застройки дворянских владений XVIII в. с почетным «чистым» двором перед домом, хозяйственным двором и садом позади него.
Усадьба, примыкавшая к перекрестку Великой и Холопьей улиц в Новгороде. (Коллекция НАЭ. П. И. Засурцев. УК. соч. МИА, № 123).
Для усадеб ремесленников, купцов и приказных по мере развития рыночных отношений становилось все более типичным положение жилого дома в ближайшем к улице ряду построек. Раскопки последних лет в Новгороде показали, что от этого, в общем, верного положения имеются отклонения. Жилые дома на перекрестке Великой и Холопьей улиц располагались в XI-XVII вв. и вдоль улиц и в глубине участка.
При выборе положения жилого дома имели значение и многие случайные обстоятельства, о которых мы сейчас можем лишь догадываться. Так, в мастерской литейщика естественно было домницу поместить во дворе, в мастерской сапожника нахождение дома в глубине двора не мешало мастеру принимать заказчиков, так как его рабочее помещение (по крайней мере, летом) было у самых ворот под навесом. Князья Сулешовы выдвинули свои каменные палаты на передний план, чтобы показать всем москвичам свое богатство.
Говоря о планировке усадеб, нужно отметить еще одну деталь: колодцы зачастую располагались внутри усадьбы. Но иногда они, как видно, обслуживали несколько владений. Так, между двумя московскими усадьбами, сгоревшими при пожаре 1468 г., был оставлен узкий (менее 2 ж шириной) проход, в котором находился колодец. С обеих сторон в этот проход выходили сплошные частоколы заборов.
Очевидно, и ремесленники имели небольшие огороды, как об этом сообщают некоторые источники.
Приведенные нами материалы показывают, что как деревенские, так и городские усадьбы XIII-XV вв. представляли замкнутые хозяйственные единицы, содержавшие в себе все необходимое для жизни и производства. Однако усадьбы ремесленников были более связаны и с соседними усадьбами и с городским рынком по всему укладу жизни своих владельцев. По-видимому, не случайно, что именно в Новгороде с его чрезвычайно развитыми торговыми отношениями боярский дом еще в XV в. мог выходить на улицу, а погреба встречались сравнительно редко ( См. П. И. 3асурцев. УК. соч., стр. 163.). Наверное, замкнутость хозяйства здесь была меньшей, к рынку обращались чаще.
Фрагмент крыши из дранки. Москва, Кремль. (Раскопки Н. Н. Воронина и М. Г. Рабиновича 1950 г. Музей истории и реконструкции Москвы. М. Г. Рабинович. УК. соч., стр. 203, рис. 90).
Граница преобладания срубного жилища в X-XIII вв. примерно совпадает с границей ландшафтных зон леса и лесостепи. В районе Суздаля она входит в зону смешанных лесов, но и в этой области, получившей название «ополья», было мало хорошего строевого леса ( См. М. Г. Рабинович. УК. соч., стр. 237; И. В. Маковецкий. Архитектура русского народного жилища. Север и верхнее Поволжье. М., Изд-во АН СССР, 1962, стр. 29.). В подзоне широколиственных лесов в Московской и Рязанской землях открыты и срубные избы и полуземлянки ( См. М. Г. Рабинович. Древний ландшафт и жилище. СЭ, 1969, № 2.).
В XIII-XV вв. ни один из указанных типов жилища не господствовал безраздельно. Так, в Перыни под Новгородом было открыто несколько полуземлянок. Подобные факты можно объяснить и переселением в ту или иную область жителей, привыкших у себя на родине к определенной манере постройки дома. Вообще в XIII-XV вв. расширилась территория со срубными жилищами. Они прочно укрепились, например, в Смоленщине и Суздальщине, где в древности преобладали землянки и полуземлянки. Да и на юге в землянках и полуземлянках жили лишь бедные люди, а дома знати строили так же, как на севере.
Основой дома являлась рубленная из бревен примерно квадратная клеть, образовывавшая нередко единственную жилую комнату от 3,5×3,5 до 6×6 м. Как показывают археологические раскопки, в древности подавляющее большинство жилищ рядового населения были однокамерными, то есть состояли всего из одной комнаты.
Дальнейшее развитие жилого дома шло по линии увеличения числа помещений. К избе пристраивали сени, иногда имевшие даже не срубную, а более легкую столбовую конструкцию; при необходимости пристраивали и другой сруб, соединявшийся с избой дверями. Большую давность имеют и цельнорубленные двухкамерные срубы, в которых капитальная бревенчатая пятая стена отделяла сени от избы. В Новгороде они преобладали уже в XI- XII вв. В XIII-XV вв. наряду с однокамерными и двухкамерными жилищами распространяются и трехкамерные постройки, обычно из двух срубов, соединенных сенями, но даже в Новгороде Великом они не составляют большинства построек (отдельные трехкамерные постройки в Новгороде были и в XII в.).
В северорусских домах в жилых комнатах и сенях пол настилали из толстых, тесанных топором деревянных досок, причем направление их обычно было от входа к противоположной стене помещения. В южнорусских жилищах нередко был плотно» утрамбованный земляной пол. Потолок также делали из брусьев или плах, опиравшихся на стену и центральную балку-«матицу». По некоторым данным, над потолком засыпали землю для сохранения тепла. Позднее, в XVI в., для молодоженов устраивали на первую ночь специальное помещение, чтобы они не оказались «под землей».
Остатки сгоревшего московского дома XV в. Видны доски пола и столбы опечка. Москва, Зарядье.
Опечек из четырех столбов. Реконструкция. (П. И. Засурцев. УК. соч. МИА, № 123, стр. 31, рис. 16Б).
Дверь новгородской постройки XIV в. (П. И. Засурцев. УК. соч. МИА, № 123; стр. 41, рис. 25, 1).
Дверь московской постройки XV-XVI вв. (Москва, Зарядье. Раскопки М. Г. Рабиновича. М. Г. Рабинович. УК. соч., стр. 217, рис. 96, В).
Бани были почти в каждой северорусской усадьбе. Их строили также из бревен, но иногда на постройку бань шли отходы от других строений. Так, в Москве, в Зарядье, была открыта баня, сгоревшая при большом пожаре 1468 г. Ее венцы срублены из бревен неравной толщины, уже бывших ранее в какой-то другой постройке; пол устроен из тонких неотесанных жердей, неплотно прилегавших друг к другу для лучшего стока воды, как в современных деревенских банях. Такими жердями была выстлана земля перед срубом; это можно объяснить известным обычаем выходить во время паренья из бани на свежий воздух. Баня была невелика (3,60×3,80 м). Большую часть ее занимала глинобитная печь. Найденный возле бани обгорелый деревянный желоб позволяет предположить наличие каких-то водоотводных приспособлений, соединявшихся с каким-либо из более крупных водостоков. В бане были, по всей вероятности, как и в более поздние времена, жбаны с водой, деревянные ушаты и ковши.
Погреб XIV в. Москва. Зарядье. Раскопки М. Г. Рабиновича 1949 г.
Баня XV в. (М. Г. Рабинович. УК. соч., стр. 207).
Из парадных помещений известна «горница». Таких горниц и повалуш в княжеском дворце, по-видимому, было несколько, так как упомянутая в 1479 г. княжеская горница названа «среднеи» ( ПСРЛ, т. XXV, стр. 325.). Неоднократно встречавшиеся в источниках «повалуши» представляли, по-видимому, как и позже, высокие башнеобразные постройки в несколько этажей. В повалушах могли помещаться и парадные, украшенные росписью горницы.
В XIV в. слово «сени» обозначало еще, как и раньше, крытую галерею верхнего этажа, а не прихожую (в этом значении оно встречается позднее). Летописец, повествуя о восстании в Твери против татарского баскака Чолхана в 1327 г., сообщает, что побежденный в сражении тверичами Чолхан «побеже на сени. Князь же Александр зажьже сени отца своего и двор весь, и згоре Щолкан и со прочими татары. » ( ПСРЛ, т. XXV, стр. 168.).
По-прежнему дворец увенчивался богато украшенным теремом. Когда в 1380 г. из Московского Кремля выступила рать на борьбу с монголо-татарами, жена князя Дмитрия Ивановича долго провожала ее глазами, сидя «в златоверхом тереме своем» на рундуке возле «стекольчатого окна», выходившего на юг ( Повести о Куликовской битве. Издание подготовили М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев. М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 55.) (возможно, что в тереме были и другие окна, выходившие на другие страны света). Терем этот, наверное, был довольно обширным, так как княгиня поместилась в нем со всей своей свитой, а незадолго до этого сам великий князь Дмитрий Иванович пировал здесь с двоюродным братом Владимиром Андреевичем, князем Серпуховским и Боровским.
Фундамент дома новгородского посадника Юрия Онцифоровича.(Вид раскопок). (П. И. Засурцев. УК. соч. МИА, № 123, стр. 69, рис. 35).
К дому примыкало крыльцо, покоившееся на толстых деревянных столбах. Через него можно было попасть и в подклет и в жилой второй этаж, вдоль которого шли деревянные сени, шириной около 3 м, также опиравшиеся на столбы. Возможно, что дом имел еще и третий этаж.
Княжеский дворец XV в. в Угличе (В. Н. Иванов. Ростов Великий. Углич. М., ‘Искусство’, 1964, стр. 175).
Каменные палаты в середине XV в. стали строить и духовные иерархи. Так, в 1442 г. новгородский архиепископ Евфимий построил «комнату каменну в своем дворе» ( НПЛ, стр. 423.). В Москве лишь через 8 лет, в 1450 г., «митрополит Иона заложил на своем дворе полату камену» ( ПСРЛ, т. XXV, стр. 271.). Представление о характере каменных комнат в деревянных дворцах дают сохранившиеся до наших дней каменные части дворцов конца XV в. (Угличский дворец и Грановитая палата Московского дворца).
Позднее упоминаются каменные палаты купца Тарокана у Фроловских ворот Московского Кремля. Их строили также на подклетях (но каменных) и основные помещения находились, таким образом, на уровне остальных дворцовых построек, с которыми соединялись площадками или переходами. Нижние этажи-подклеты этих каменных зданий также использовали для хозяйственных целей, а сами палаты, по всей вероятности, были залами для парадных приемов, как это достоверно известно о Грановитой палате. Для жилья долгое время предпочитали более здоровые деревянные помещения.
Грановитая палата княжеского дворца XV в. в Москве (В. Н. Иванов, П. Н. Максимов, С. А. Торопов. Сокровища русской архитектуры. М., Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950, № 37).
Внешние украшения домов знати в XIII-XV вв. сосредоточивались, очевидно, в верхней части зданий, которая лучше всего видна (особенно в тех случаях, когда дом стоял в глубине двора). Они выражались как в сложных фигурных формах кровли и даже позолоте теремов, так и в орнаментации карнизов, фризов и наличников окон, резьбой по дереву и камню, а возможно, и в устройстве резных колонн на сенях и крыльцах, подобных более ранним великолепным колоннам, найденным в Новгороде. На крыше были и дымовые трубы с фигурными резными дымарями ( См. И. Е. Забелин. УК. соч., стр. 25.). Резьбой украшали также ворота.
Кирпичная печь с трубой тоже очень рано должна была стать не только источником тепла, но и важным элементом украшения интерьера. Народный обычай белить печи и расписывать их различными узорами и рисунками на разные сюжеты, по-видимому, весьма древний. Позднейшие изразцовые печи, получившие широкое распространение, уже в XVI-XVII вв., по всей вероятности, сменили печи расписные.