государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Федеративное устройство России. Основные принципы

Урок 6. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя (с изменениями от 1 июля 2020 года)

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Конспект урока «Федеративное устройство России. Основные принципы»

Федерализм – это теория и практика создания целостного союзного государства, образованного из ряда политически и юридически равнозначных частей на основе общих интересов, исторических судеб, договорных конституционных отношений.

Основные принципы федерализма в России изложены в третьем пункте пятой статьи Конституции: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Итак, основополагающими принципами федеративного устройства России являются:

· государственная целостность Российской Федерации;

· единство системы государственной власти;

· разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами;

· равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.

Наряду с этими четырьмя основными принципами можно выделить ещё один, который нашёл своё отражение в тексте конституции после внесения поправок в 2020 году, а именно принцип исторической, культурной и религиозной преемственности.

Давайте рассмотрим данные принципы более подробно.

Государственная целостность Российской Федерации

Согласно конституции нашей страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Делимитация – определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров.

Демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.

Редемаркация – проверка и восстановление государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.

В России – единое гражданство, единый государственный язык (русский), как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации. А также единое экономическое пространство. То есть в стране проводится единая денежная и налоговая политика. Государство даёт гарантии того, что внутри страны не может быть каких-либо таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Также на территории всей Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнёрство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Государственная целостность подразумевает и осуждение проявлений сепаратизма, то есть движения за отделение части территории страны с целью создания самостоятельного государства. Субъекты не имеют права выхода из состава федерации в одностороннем порядке.

Кроме того, конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

Вместе с тем Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечёт за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем конституции в Российской Федерации не подлежат исполнению.

Единство системы государственной власти.

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Согласно Конституции, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

Суверенитет, по смыслу статей Конституции, предполагает верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию нашей страны.

Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а органы федеральной власти и субъектов федерации составляют общую систему государственной власти.

Президент и правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Система органов государственной власти субъектов федерации устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя, а также общими принципами организации законодательной, исполнительной и судебной власти в субъектах федерации.

Президент Российской Федерации может приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов, если они противоречат Конституции и федеральным законам. В большей своей части централизованной является и судебная система государства.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и её субъектами

В исключительном ведении федеральных властей находятся:

В сфере внутренней гражданской политики:

· федеративное устройство и территория Российской Федерации;

· гражданство в Российской Федерации;

· регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· организация публичной власти;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

· формирование федеральных органов государственной власти;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

· федеральная государственная служба;

· установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

· федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь;

· метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;

· геодезия и картография;

· наименования географических объектов;

· официальный статистический и бухгалтерский учёт;

· государственные награды и почётные звания Российской Федерации.

В сфере внешней политики:

· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации;

· вопросы войны и мира;

· внешнеэкономические отношения Российской Федерации

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

В сфере обороны и безопасности:

· оборона и безопасность;

· производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

· обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных.

· установление правовых основ единого рынка;

· финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

· федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

· федеральные налоги и сборы;

· федеральные фонды регионального развития.

· принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

· установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;

· уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;

· амнистия и помилование;

· правовое регулирование интеллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право, то есть совокупность норм международного частного права, помогающих разрешить противоречия (коллизии), возникающие между теми или иными правовыми системами (национальными, международными) по одному и тому же предмету регулирования.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

В социальной сфере:

· общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики;

· координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью;

· социальная защита, включая социальное обеспечение;

· создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

В экономической сфере:

· вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами;

· разграничение государственной собственности;

· установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

· обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

· защита прав и свобод человека и гражданина;

· защита прав национальных меньшинств;

· административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

· охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

· особо охраняемые природные территории;

· охрана памятников истории и культуры;

· защита семьи, материнства, отцовства и детства;

· защита института брака как союза мужчины и женщины;

· кадры судебных и правоохранительных органов;

· установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

· координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

В сфере обороны и безопасности:

· обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

· режим пограничных зон;

· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Вне пределов ведения федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Равноправие и самоопределение народов нашей страны.

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности.

Значение этого принципа подчёркнуто в преамбуле Конституции. И это не случайно, ведь наша с вами страна многонациональна.

Равноправие народов нашей страны прежде всего проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, сохранение и использование родного языка, а также гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от социального положения, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Все народы, народности, этнические группы, проживающие на территории России, могут осуществлять право на самоопределение, например в области культуры или образования.

Историческая, культурная и религиозная преемственность

государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Смотреть картинку государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Картинка про государственная целостность как принцип российского федерализма означает что. Фото государственная целостность как принцип российского федерализма означает что

Согласно этому принципу, Российская Федерация является правопреемником Союза ССР на своей территории, а также правопреемником (правопродолжателем) Союза ССР в отношении членства в международных организациях, их органах, участия в международных договорах, а также в отношении предусмотренных международными договорами обязательств и активов Союза ССР за пределами территории Российской Федерации.

Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство.

Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Что такое федерализм?

2. Какие основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены в Конституции?

Источник

Федеративное устройство России

Понятие и принципы федеративного устройства России

1. Федерация – одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид – унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в территориальном аспекте).

Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).

Государственное устройство Российской Федерации в течение своей уже довольно длительной истории претерпело неоднократные изменения, в том числе и существенные.

Как известно, Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза ССР, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

Известно, что в истории национально-государственного устройства российской Федерации были мрачные страницы, искажения, деформации национальной политики. В годы культа личности Сталина некоторые народы были репрессированы, насильственно переселены, их национально-государственные образования упразднены, перекраивались границы. В наше время эти репрессии были признаны преступными и Верховным Советом СССР, и Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 1 июля 1993 г.).* Права народов восстановлены, воссозданы и их национально-государственные образования.

В последнее время происходили существенные изменения в национально-государственном устройстве России. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. В республики было преобразовано большинство автономных областей. Провозглашение государственного суверенитета не означало выхода из состава Российского государства, однако, имелись примеры заявлений со стороны органов власти некоторых республик об этом, о провозглашении независимости. Однако провозглашенная ими в одностороннем порядке (вопреки Конституции Российской Федерации) независимость не получила официального, в том числе международного, признания.

Стабилизировать национально-государственное устройство Российской Федерации должен был Федеративный договор. В Российской Федерации Федеративным договором называют три договора, заключенные федеральными органами государственной власти с органами власти суверенных республик в составе РФ, с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. Данные три договора при всей их схожести единым договором не являются.* Стороны заключили Федеративный договор, признавая свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории, стремления к качественному обновлению федеративных отношений.

Этот договор был подписан представителями всех субъектов Федерации, кроме Татарстана и Чечено-Ингушской Республики (она потом преобразовалась в Республику Ингушетия в составе РФ и Чеченскую Республику в составе РФ). В настоящее время между органами государственной власти Татарстана и федеральными органами РФ заключен договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, в котором отражены особенности отношений с этой республикой.

Федеративный договор одобрил Съезд народных депутатов РФ, и его текст был включен как составная часть в действовавшую тогда Конституцию РФ. Содержание Федеративного договора не полностью соответствует нынешней Конституции РФ. Этот Договор устанавливал не вполне равный статус разных видов субъектов, неодинаковое разграничение полномочий между различными видами субъектов и федеральными государственными органами. В настоящее время он действует в той мере, в какой соответствует нынешней Конституции РФ. В случае несоответствия его положений Конституции РФ действуют конституционные нормы.

2. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

Государственная целостность

2.1. Первым Конституция РФ называет государственную целостность, которая лежит в основе устройства Российской Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность – естественная черта независимых государств.

Современная Российская Федерация – государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое, централизованное, имеет многовековую историю. В течение длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

Единство системы государственной власти

2.2. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.

Структура государственной власти многосложна. Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции РФ эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных Конституции и законов и исполнять их.

Система государственных органов субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского государства в целом. Особенно большое значение для единства системы государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов

2.3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов – еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет: 1) перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями; 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения; 3) Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий Федерации по второй группе вопросов – предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты Федерации. Этот «остаток» федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми, субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и другие нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться*.

Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального Собрания, а также нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с субъектами ведению.

Последнее означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.

Принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации

2.4. В числе принципов федеративного устройства России – принципы равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. Значение их подчеркнуто в преамбуле Конституции РФ. Россия является многонациональным государством, и ее федеративное устройство это отражает. Мировой опыт федеративного строительства свидетельствует, что в некоторых случаях федеративная форма государственного устройства может быть обусловлена многонациональным составом населения (например, частично Индия, бывшие СССР, Чехословакия, Югославия). Однако многие федерации построены не по национальному принципу (например, США, Германия). Российская Федерация, а также бывший СССР рассматривались как государственно-правовые формы разрешения национального вопроса, как федерации, построенные по национально-территориальному принципу.

Многочисленные национальные государства и национально-государственные образования в Российской Федерации рассматривались как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение, воплощения суверенитета наций.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образован­ные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по террито­риальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). При этом население республик, автономных образований имеет многона­циональный характер; в краях, областях, двух крупнейших российских городах также живут представители многих наций и народностей (хотя в них в основном сосредоточено русское население). В современном федеративном устройстве России получает развитие территориальный (региональный) принцип. Указанные два принципа организации субъ­ектов Федерации (национально-территориальный и территориаль­ный) — также существенные характеристики федеративного устройст­ва России.

Равноправие народов проявляется в равных правах на националь­ное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им. Государство гарантирует всем народам нашей страны право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и разви­тия. Оно гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка. Каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обу­чения, воспитания, творчества. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории остается русский язык, но респуб­лики вправе устанавливать свои государственные языки. Они употреб­ляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях рес­публик.

Для осуществления принципа равноправия применительно к мало­численным народам большое значение имеет то, что согласно Консти­туции Российская Федерация гарантирует права коренных малочис­ленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

Что касается права наций на самоопределение, то оно закреплено в современном международном праве, в официальных актах Россий­ской Федерации. Самоопределение наций может осуществляться в раз­личных национально-государственных и национально-культурных формах. Способами реализации права наций на самоопределение могут быть: создание суверенного, независимого государства, свобод­ное присоединение к независимому государству, объединение с другим государством, установление любого другого политического статуса. Таким образом, суверенитет нации может проявляться в создании раз­ных форм государственности, но не всегда — суверенного государства; она может изменить форму своего государственного существования, жить в многонациональном государстве.

Право наций на самоопределение не предполагает, что во всех слу­чаях оно реализуется в виде независимого государства. Современное международное право, признавая право наций на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независи­мых государств. Зарубежные конституции так же, как и Конституция РФ, не предусматривают права на отделение, выхода субъектов из со­става федераций, обеспечивая их территориальную целостность, не до­пуская расчленения независимых государств.

Формы национального самоопределения зависят от очень многих обстоятельств, экономических, политических, исторических, геогра­фических и других подобных факторов. Образование национального независимого государства иногда может быть нецелесообразно или даже практически невозможно. В мире существует более двух тысяч сравнительно крупных этнических групп, причем свыше 320 из них имеют численность более миллиона человек. Однако независимых го­сударств насчитывается около 200.

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный состав. Она имеет в своем составе много национальных государств и национально-государственных образований, в том числе 21 республи­ку, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые автоном­ные образования создавались как форма национальной государствен­ности не только одной нации (а, например, двух и более).

Население всех республик, автономий многонационально, причем в большинстве из них нация, давшая им название, составляет менее по­ловины населения. Российская Федерация олицетворяет государствен­ное объединение русского народа со многими нациями и народностями меньшей численности: татарами, чувашами, башкирами, мордвой и т.д. (по переписи 1989 г. русские в Российской Федерации составляли 120 млн. человек из 147 млн. 386 тыс. ее населения — 81,5%; вторая по численности нация в РФ — татары — 5,5 млн. — 3,8% всего населения РФ, из них в Татарстане около 1,8 млн. — 48,5% населения Татарстана).

Формами самоопределения многих народов, народностей выступа­ют республики, автономные образования в составе Российской Феде­рации — ее субъекты, организованные на основе национально-терри­ториального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право на самоопределение в области культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.

Народы, народности, проживающие в России, в том числе самый большой по численности русский народ, исторически самоопределились в одном крупном многонациональном федеративном государстве – Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Конституции РФ, закрепляющей статус России как цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что она принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Таким образом, Российская Федерация – это государственная форма самоопределения всего многонационального народа России и вместе с тем всех входящих в него народов, народностей.

Равноправие субъектов Российской Федерации

2.5. Равноправие субъектов Российской Федерации – принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление – равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации. Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в Федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как Федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

В России – несколько видов субъектов Федерации, это ее особенность. Общее число субъектов – 89. Конституция допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65).

Республики – субъекты Федерации

Республики – субъекты Федерации – это государства в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе Российской Федерации. К ним относятся:

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – это государственные образования в составе Российской Федерации, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных – по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения.

Статус данных видов субъектов Федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа – определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Для конституционного статуса этих субъектов Федерации характерно наличие следующих элементов:

Положение автономии может иметь особенности по сравнению с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных и исполнительных органов.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и органами власти края или области.

Пребывание в составе РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие всех субъектов Российской Федерации между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66).

Компетенция Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты Федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами, определяя, таким образом, и компетенцию Российской Федерации, и компетенцию ее частей – субъектов. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71) и ее полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В остальном компетентны субъекты Федерации.

Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти обладает полномочиями в различных сферах общественной жизни: в области государственного строительства, экономики и финансов, охраны природы, социально-культурной, защиты прав и свобод человека, в области международных отношений, обороны и безопасности. Вопросы ведения Федерации описаны в ст. 71 Конституции РФ. К ее ведению отнесены весьма важные вопросы государственного строительства, законотворчества, защиты прав и свобод человека:

К ведению Федерации отнесены также метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет.

К ведению федеральных органов государственной власти в области экономики, финансов, социально-культурной сфере отнесены:

В сфере международных отношений, обороны и безопасности, защиты границ к ведению федеральных органов государственной власти отнесены:

Совместное ведение Российской Федерации и субъектов Федерации

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации отнесены разнообразные вопросы:

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

Распределение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами выражает как общегосударственные интересы, суверенитет Федерации, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и в то же время широкую самостоятельность регионов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *