готовимся к причастию и исповеди что читать

Подготовка к причастию

про­то­и­е­рей Димит­рий Кар­пенко

доклад на XX съезде духо­вен­ства Бел­го­род­ской и Ста­ро­ос­коль­ской епар­хии

…если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день ( Ин. 6:53-54 )

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство! Все­чест­ные отцы, братья и сестры!

Еван­гель­ская запо­ведь, данная нам Хри­стом Спа­си­те­лем о необ­хо­ди­мо­сти вку­ше­ния Его Тела и Крови, явля­ется тем осно­ва­нием, на кото­ром сози­ждется Цер­ковь. Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина это утвер­жде­ние пред­став­ля­ется настолько оче­вид­ным, что, каза­лось бы, оно не тре­бует какого-то спе­ци­аль­ного дока­за­тель­ства, ведь дей­стви­тельно, без таин­ства при­ча­ще­ния невоз­можна истин­ная духов­ная жизнь. В то же время, в цер­ков­ной среде до сих пор нет одно­знач­ного мнения по поводу того, как часто сле­дует веру­ю­щему пра­во­слав­ному народу при­сту­пать к таин­ству при­ча­стия и какова должна быть под­го­товка к этому таин­ству.

Для начала хоте­лось бы при­ве­сти несколько цитат: Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния цер­ков­ного (9 Апо­столь­ское пра­вило). По объ­яс­не­нию круп­ней­шего тол­ко­ва­теля кано­нов пат­ри­арха Фео­дора Валь­са­мона «опре­де­ле­ние насто­я­щего пра­вила весьма строго. Ибо отлу­чает быва­ю­щих в церкви, но не оста­ю­щихся до конца и не при­ча­ща­ю­щихся. И другие пра­вила (80 пра­вило VI Все­лен­ского Собора, и 11 пра­вило Сар­ди­кий­ского Собора) подоб­ным обра­зом опре­де­ляют, чтобы все были готовы и достойны при­ча­ще­ния, и под­вер­гают отлу­че­нию не при­ча­ща­ю­щихся в три вос­крес­ных дня».

Таким обра­зом, мы видим, что при­ча­стие пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, совесть кото­рого не отя­го­щена смерт­ными гре­хами, за каждой литур­гией явля­ется кано­ни­че­ской нормой Церкви, отступ­ле­ние от кото­рой чре­вато отпа­де­нием от Церкви.

Сего­дня мы можем наблю­дать, что все боль­шее коли­че­ство наших при­хо­жан стре­мятся к тому, чтобы при­сту­пать к свя­тому при­ча­стию не от случая к случаю (раз в посту), а регу­лярно. Неред­кими ста­но­вятся случаи, когда миряне выска­зы­вают жела­ние при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Вместе с этим воз­ни­кают вполне закон­ные вопросы о том, какова должна быть норма под­го­товки к таин­ству при­ча­ще­ния.

Сло­жив­ша­яся цер­ков­ная прак­тика гово­рит нам о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния трех-днев­ного поста перед при­ча­стием, вычи­ты­ва­ния после­до­ва­ния состо­я­щего из трех кано­нов и пра­вила к свя­тому при­ча­ще­нию, вечер­них и утрен­них молитв, обя­за­тель­ной испо­веди нака­нуне, либо в сам день при­ча­стия. Разу­ме­ется, при­ча­щаться воз­можно лишь нато­щак. Данная прак­тика, кото­рая стала почти что цер­ков­ным пра­ви­лом, стала нормой для боль­шин­ства при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. При этом мы должны пони­мать, что данная прак­тика не явля­ется древ­ней и не имеет ста­туса собор­ного поста­нов­ле­ния.

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е. Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак, 9 пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния.

Под­водя итог можно ска­зать, что согласно кано­нам Церкви пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может при­сту­пать к при­ча­стию нато­щак (не вкушая пищи с полу­ночи), для тех пра­во­слав­ных хри­стиан, кто состоит в браке, нака­нуне при­ча­стия необ­хо­димо супру­же­ское воз­дер­жа­ние. Объем молит­вен­ного пра­вила, необ­хо­ди­мость соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ная испо­ведь перед при­ча­стием кано­нами Церкви не регла­мен­ти­ру­ются.

Все это, конечно, не гово­рит о том, что молит­вен­ное пра­вило, пост­ные дни и испо­ведь должны отсут­ство­вать в жизни пра­во­слав­ных хри­стиан. Суще­ству­ю­щая в Рус­ской Церкви прак­тика под­го­товки к при­ча­стию, в том случае, если чело­век при­ча­ща­ется лишь несколько раз в году, совер­шенно понятна и оправ­данна для тех, кто при­ча­ща­ется редко. Дей­стви­тельно, если чело­век боль­шую часть цер­ков­ного года не живет цер­ков­ной жизнью, не соблю­дает посты уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью, не имеет опыта домаш­ней келей­ной молитвы, для него будет полез­ным про­ве­сти опре­де­лен­ную духов­ную работу над собой, перед тем как при­ча­ститься. Вопросы воз­ни­кают тогда, когда миряне, живу­щие пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью, посе­ща­ю­щие регу­лярно бого­слу­же­ния, соблю­да­ю­щие все уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, изъ­яв­ляют жела­ние при­ча­щаться на каждой вос­крес­ной литур­гии. Как быть в этом случае с обя­за­тель­ным трех-днев­ным постом, учи­ты­вая, что пост в суб­боту вос­пре­ща­ется 64 Апо­столь­ским пра­ви­лом (Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единые токмо (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен)?

Не думаю, что будет боль­шим сек­ре­том ска­зать о том, что гото­вя­щийся к совер­ше­нию литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тель не соблю­дает допол­ни­тель­ных пост­ных дней перед при­ча­стием, кроме тех постов, кото­рые уста­нов­лены Цер­ко­вью. На это можно услы­шать воз­ра­же­ние о том, что свя­щен­ник не может совер­шать литур­гию не при­ча­стив­шись, но ведь именно об этом гово­рят каноны и в отно­ше­нии мирян. 9 Апо­столь­ское пра­вило мы уже при­во­дили. Что каса­ется под­го­товки к при­ча­стию, то свя­щен­ники не имеют какого-либо осо­бого при­ви­ле­ги­ро­ван­ного поло­же­ния, о чем и пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Но есть случаи, когда свя­щен­ник не отли­ча­ется от под­на­чаль­ного, напри­мер, когда нужно при­ча­щаться Св. Тайн. Мы все оди­на­ково удо­ста­и­ва­емся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал свя­щен­ник, иное народ и где не поз­во­лено было народу при­об­щаться того, чего при­об­щался свя­щен­ник, людям запре­ща­лось соучаст­во­вать в том, что было для свя­щен­ни­ков. Ныне не так — но всем пред­ла­га­ется одно Тело и одна Чаша…».

Таким обра­зом, мы видим, что воз­ни­кает опре­де­лен­ная кол­ли­зия – свя­щен­ник совер­ша­ю­щий литур­гию осво­бож­да­ется от необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием, миря­нин, изъ­явив­ший жела­ние при­ча­щаться каждый вос­крес­ный день вынуж­ден помимо прочих постов соблю­дать трех­днев­ный пост перед при­ча­стием, нару­шая при этом 64 Апо­столь­ское пра­вило, запре­ща­ю­щее пост в суб­боту.

Как обстоит дело в других Помест­ных Церк­вах? Сразу сле­дует ска­зать, что нам не уда­лось про­ве­сти все­объ­ем­лю­щего иссле­до­ва­ния в отно­ше­нии прак­тик всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. В миро­вом пра­во­сла­вии нами условно были опре­де­лены две основ­ные тра­ди­ции – условно гре­че­ская и условно рус­ская. Гре­че­ская прак­тика, к кото­рой мы отно­сим при­ходы Кон­стан­ти­но­поль­ской, Алек­сан­дрий­ской, Антио­хий­ской, Иеру­са­лим­ской, Эллад­ской, Кипр­ской Церк­вей пред­по­ла­гает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян за литур­гией без обя­за­тель­ной испо­веди. При­хо­жане ста­ра­ются при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье, при этом испо­ведь совер­ша­ется в отдель­ное от литур­гии время и никак не свя­зана с при­ча­стием. Более того, испо­ве­до­вать может не всякий свя­щен­но­слу­жи­тель, а только тот, кто полу­чил спе­ци­аль­ную гра­моту от архи­ерея, кото­рая дает право на совер­ше­ние испо­веди. Обычно подоб­ное раз­ре­ше­ние выда­ется свя­щен­но­слу­жи­телю, кото­рый уже имеет доста­точ­ный пас­тыр­ский опыт. Сам факт руко­по­ло­же­ния в свя­щен­ники в гре­че­ской тра­ди­ции еще не озна­чает, что ново­ру­ко­по­ло­жен­ный батюшка сразу полу­чает власть «вязать и решить».

В Серб­ской Церкви нет еди­но­об­ра­зия: все зави­сит от того, где «батюшка учился». Выпуск­ники гре­че­ских духов­ных школ пере­ни­мают тра­ди­ции Эллад­ской Церкви, а свя­щен­ники рус­ской школы счи­тают испо­ведь непре­мен­ным пред­две­рием при­ча­ще­ния, а во вне­пост­ное время многие из них при­ча­щаться не сове­туют.

Самая моло­дая Помест­ная Цер­ковь – Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­рике, кото­рая еще в про­шлом веке имела те же самые про­блемы, кото­рыми мы зада­емся в данном выступ­ле­нии, в насто­я­щий момент явля­ется одной из наи­бо­лее дина­мично раз­ви­ва­ю­щихся Церк­вей в Север­ной Аме­рики. Под­го­тов­кой к при­ча­стию явля­ется сама Литур­гия по слову свя­того Нико­лая Кава­силы: «псалмы и чтения Писа­ний преду­го­тов­ляют нас к освя­ще­нию Свя­тыми Тай­нами». Каждый верный при­ча­ща­ется за каждой Литур­гией. Канон ко свя­тому при­ча­ще­нию и молитвы ко при­ча­ще­нию входят в домаш­нее молит­вен­ное пра­вило.

Допол­ни­тель­ного поста не тре­бу­ется. Соблю­де­ние поста по средам и пят­ни­цам, а также боль­ших постов явля­ется доста­точ­ным. Т.е. к верным предъ­яв­ля­ются те же тре­бо­ва­ния, кото­рые выпол­няют сами свя­щен­ники (цитату из Свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на этот счет мы уже при­во­дили).

Испо­ведь тре­бу­ется регу­ляр­ная (по совету свя­щен­ника – раз в один-два месяца), по соб­ствен­ному жела­нию веру­ю­щего (в боль­шин­стве храмов всегда можно поис­по­ве­ды­ваться до начала литур­гии или после вечерни), в случае если верный впал в смерт­ный грех (убий­ство, пре­лю­бо­де­я­ние, идо­ло­по­клон­ство – вклю­чая уход из церкви на дли­тель­ный период). В Вели­ком Посту испо­ведь обя­за­тельна для всех.

Еще в 70‑х годах про­шлого сто­ле­тия пра­во­слав­ные хри­сти­ане Аме­рики жили в тра­ди­ции «неча­стого» при­ча­стия. Бла­го­даря уси­лиям таких про­слав­лен­ных пас­ты­рей как про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман и про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф сего­дня посе­ща­е­мость вос­крес­ных литур­гий и празд­ни­ков в Пра­во­слав­ной Церкви в Аме­рике (кото­рая не имеет ника­ких других ресур­сов кроме, соб­ственно, цер­ков­ных) – самая высо­кая среди всех пра­во­слав­ных юрис­дик­ций США.

Увы, не во всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах ситу­а­ция столь бла­го­при­ят­ная. Многим из нас зна­кома совре­мен­ная прак­тика Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­рой после­до­ва­ние литур­гии почти повсе­местно исклю­чает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян, т. к. предъ­яв­ля­е­мые тре­бо­ва­ния для при­ча­ще­ния неоправ­данно строги – месяц поста перед при­ча­стием. След­ствием этого стали полу­пу­стые храмы Бол­га­рии.

Хочет ли Рус­ская Цер­ковь пойти по стопам пра­во­слав­ных Бол­га­рии или нет – зави­сит от той пози­ции, кото­рую будет отста­и­вать духо­вен­ство нашей Церкви. Нам пред­став­ля­ется, что суще­ству­ю­щее раз­но­об­ра­зие бого­слу­жеб­ных тра­ди­ций в раз­лич­ных Помест­ных Церк­вах есть совер­шенно нор­маль­ное и объ­яс­ни­мое явле­ние. Но отно­ше­ние к таин­ствам не может быть тра­ди­цией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем гово­рить лишь о том, кто более, а кто менее соот­вет­ствует тому, что назы­ва­ется Пре­да­нием Церкви.

Разу­ме­ется, речь не идет о том, чтобы снять все воз­мож­ные огра­ни­че­ния и при­ча­щать всех подряд без раз­бора. Как мы уже и гово­рили, для людей при­ча­ща­ю­щихся редко суще­ству­ю­щая прак­тика явля­ется вполне оправ­дан­ной. Но задача пас­тыря в том, чтобы вдох­нов­лять верных для посто­ян­ного уча­стия в Таин­ствах и помочь выра­бо­тать разум­ное и посиль­ное пра­вило под­го­товки. В том случае, если сам верный хочет более пол­ного уча­стия в Таин­ствах, мы должны вся­че­ски под­дер­жи­вать такое стрем­ле­ние и выра­бо­тать разум­ные пас­тыр­ские под­ходы. В этом вопросе нам весьма необ­хо­димо то, что в пра­во­слав­ном бого­сло­вии назы­ва­ется consensus patrum, т.е. «согла­сием отцов». И если свя­то­оте­че­ский consensus patrum по данной про­бле­ма­тике одно­зна­чен, согла­сие отцов ныне здрав­ству­ю­щих не всегда оче­видно.

Пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным, опи­ра­ясь на каноны Церкви, опре­де­лить инди­ви­ду­аль­ный подход для каж­дого при­хо­жа­нина, учи­ты­вая име­ю­щийся у него опыт цер­ков­ной жизни. В том случае, если чело­век изъ­яв­ляет жела­ние регу­ляр­ного при­ча­стия за каждой вос­крес­ной литур­гией (что идеале должно стать нормой для всех при­хо­жан) воз­можно пре­по­да­ние бла­го­слов­ле­ния на при­ча­ще­ние без допол­ни­тель­ного трех-днев­ного поста (разу­ме­ется, с обя­за­тель­ным соблю­де­нием име­ю­щихся в Церкви постов). Объем молит­вен­ного пра­вила должен быть не меньше име­ю­ще­гося в наших молит­во­сло­вах Пра­вила ко свя­тому при­ча­ще­нию, вклю­ча­ю­щее в себя три псалма, канон и молитвы перед при­ча­ще­нием. Чтение трех кано­нов должно быть остав­лено на усмот­ре­ние гото­вя­ще­гося к при­ча­стию.

Вопрос об обя­за­тель­ной испо­веди, конечно, один из наи­бо­лее дели­кат­ных. Испо­ведь не явля­ется слу­жеб­ным таин­ством по отно­ше­нию к при­ча­ще­нию, и осо­бенно печально, когда испо­ведь мно­гими при­хо­жа­нами по мет­кому заме­ча­нию о. Алек­сандра Шме­мана вос­при­ни­ма­ется как «билет на при­ча­стие». Разу­ме­ется, что и здесь воз­мо­жен инди­ви­ду­аль­ный подход, осо­бенно в тех слу­чаях, если при­хо­жане (согласно 66 пра­вилу VI Все­лен­ского собора) желают при­ча­щаться во все дни Свет­лой сед­мицы. Пыта­ясь огра­дить мирян от фор­ма­ли­за­ции таин­ства при­ча­стия мы, по сути, фор­ма­ли­зуем таин­ство испо­веди, кото­рое из таин­ства «вто­рого кре­ще­ния» ста­но­вится одним из усло­вий для при­ча­стия.

В любом случае пас­тырь всегда должен пом­нить, что он не имеет права тре­бо­вать от пасо­мых того, что он сам не испол­няет. Не лишним для нас было бы пом­нить слова Христа: «…Вам, закон­ни­кам, горе, что нала­га­ете на людей бре­мена неудо­бо­но­си­мые, а сами и одним пер­стом своим не дотра­ги­ва­е­тесь до них» ( Лк. 11:46 ).

И завер­шить свое выступ­ле­ние хоте­лось бы сло­вами архи­манд­рита Ефрема, игу­мена Вато­пед­ского мона­стыря, ска­зан­ные им во время при­не­се­ния в Россию Пояса Пре­свя­той Бого­ро­дицы:

«Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще».

Источник

Как правильно подготовиться ко Святому Причащению

готовимся к причастию и исповеди что читать. Смотреть фото готовимся к причастию и исповеди что читать. Смотреть картинку готовимся к причастию и исповеди что читать. Картинка про готовимся к причастию и исповеди что читать. Фото готовимся к причастию и исповеди что читатьК таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

Соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
Прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению).
• Посещение вечернего Богослужения накануне Причастия чтобы исповедаться. (Полезная статья на эту тему) Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди. Можно исповедаться утром на Божественной Литургии. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
Соблюдать евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития с полуночи 00.00 до Святого Причащения).
• Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
• К Святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди сложить крестообразно – правую поверх левой. Подходя к Чаше перекреститься следует заранее, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Назвать своё полное имя, данное при крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши (низ) и без крестного знамения и целования икон спокойно отойти на запивку.
• После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

готовимся к причастию и исповеди что читать. Смотреть фото готовимся к причастию и исповеди что читать. Смотреть картинку готовимся к причастию и исповеди что читать. Картинка про готовимся к причастию и исповеди что читать. Фото готовимся к причастию и исповеди что читать

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

три канона:

Примечание 1. Начинать молиться ко Святому Причащению нужно с начальных молитв. Мирянин читает левую половину со слов: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. » и далее по тексту.

Примечание 2. В православных молитвословах бывает можно встретить совмещенный канон ко святому Причащению, состоящий из трех. Обычно он имеет длинное название «Три канона в соединении: канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю» либо просто «Каноны, читаемые накануне Святого Причащения». Здесь нет противоречия. Можно выбрать: читать три канона по отдельности либо три канона в соединении и далее Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Святым Причащением и во время Причастия

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Святого Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

В документе «Об участии верных в Евхаристии» (Скачать), одобренном на Архиерейском Совещании РПЦ 3 февраля 2015 года, говорится о подготовке к причащению на Светлой седмице:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению«.

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Для примера молитвенного правила могу привести практику Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, по которой за повечерие с канонами и за вечерние молитвы пропевается (вычитывается) дважды пасхальный час (имеется в канонниках и многих молитвословах), и потом собственно последование ко Святому Причащению. Относительно же поста… Как в Евангелии Спаситель говорит, «сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених»… А Светлая седмица… не такое ли это время? Но, если человек смущается, может накануне Причастия поужинать растительной пищей.

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

«Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом».

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *