говоря о лоббизме можно утверждать что где
Лоббизм
Лоббизм также присутствует в судебных органах. Лоббисты подают суду свои заключения в качестве «друзей суда», спонсируют стороны по нужным им делам, а также оказывают влияние на назначение (или избрание) судей.
По правовому регулированию лоббизма страны делятся на три группы. В первой группе (Канада, США) лоббизм жестко регламентирован законодательством, а лоббисты в обязательном порядке регистрируются и отчитываются о своей деятельности. Во второй группе (некоторые страны Европы) лоббизм полностью (или только в отдельных органах власти) регулируется в рамках мягкого права, регистрация лоббистов необязательна. В третьей группе стран (к ней относится большинство современных государств) лоббизм не регламентирован специальным законом. Однако в большинстве стран (вне зависимости от того, есть ли в их национальном законодательстве понятие «лоббизм») правовой основой лоббизма является закрепленное конституционным актом право на подачу петиции в орган власти.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Аналити́ческие це́нтры («мозговые центры», «фабрика мысли», «мозговой трест»; англ. think tanks, англ. brains trust) — научно-исследовательские организации, которые, как правило, сосредоточивают свои усилия в области гуманитарных наук — политики, экономики, социологии, права и тому подобное.
Grassroots (рус. корни травы) — термин современной американской политологии, так в США называют спонтанные движения «снизу». Под grassroots понимаются условно говоря «истинные» движения, организованные гражданами для борьбы за свои права.
Лоббизм: естественная закономерность или угроза?
Данная тема достаточно актуальна, так как часто приходиться слышать о таком понятии, как «лоббизм», оно мелькает в СМИ, появляется в различных политико-правовых статьях и слышится в речах государственных и общественных деятелей. Поэтому авторы статьи решили раскрыть его и разобраться в различных аспектах этого политико-правового явления. Помимо термина «лоббизм», в нашей статье рассматриваются такие понятия, как «лоббисты», «лобби» и «лоббирование». В работе есть небольшой исторический очерк, который касается зарождения лоббизма в мире, и этимология этого слова. Приведены примеры зарубежной практики, и показана ситуация с лоббистской деятельностью в России. Рассмотрены проблемы и предложены пути решения по улучшению лоббирования в РФ. Разграничиваются понятия «коррупции» и «лоббизма», так как многие люди бывает, не видят разницы, ведь у лоббистской деятельности достаточно размытые границы дозволенного, особенно в России, поэтому под видом лоббизма могут проходить какие-либо коррумпированные процессы.
Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (27), август ‘21
Мы часто слышим на телевидении в словах государственных и общественных деятелей, такие слова, как «лоббизм», «лоббисты» и «лоббирование», но что это такое и зачем нужно до конца не понимаем, а следует в этом разобраться, так как эти понятия не «пустой звук» или модные иностранные слова для красоты речи. Некоторые исследователи говорят о лобби, как об еще одной палате парламента или дополнительной ветви власти, так как лоббистская деятельность очень сильно воздействует на общественные отношения и государство в целом, следовательно, имеет реальную политическую власть и может влиять на ход событий в мире.
В «Профессиональном словаре лоббистской деятельности» П. А. Толстого есть определение лоббизма, которое хорошо отражает его суть: «Лоббизм — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения» [11].
Существуют и другие трактовки этого политико-правового явления, например К. К. Киселев, который является профессором Уральского федерального университета, думает, что лоббизм — это некая важная система взаимосвязи государства и общества. По его мнению, основанием для появления лоббистской деятельности является общественно оформленный интерес в структуре социума. [1, с. 67].
Следуя логике, «лоббирование» — это установление связи и ведение переговоров с должностным лицом от имени другой стороны с целью повлиять на его решение, а «лоббисты» — люди, которые занимаются лоббистской деятельностью.
Если поддаться в этимологию термина «лоббизм», то мы узнаем, что оно произошло от английского слова «лобби», что обозначает первый, чаще проходной этаж многоэтажных строений, то есть коридор, что кажется очень символично, ведь, когда мы налаживаем с кем-то связь, то мы создаем «коридор», по которому, если пройти, можно достигнуть желаемого. Также у «лобби» есть второе значение, которое несет иносказательный характер: так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях [4].
Изучив истоки термина «лоббизм», мы узнали, что он уже был в Англии в далеком XVII веке, только существовал в несколько другой форме. Все происходило намного проще, чем сейчас, после заседаний члены парламента выходили в коридор, там их встречали люди, которые были заинтересованы в разных сделках с властными лицами. Вот здесь и становится понятно, откуда произошло слово.
В более современном политическом значении лоббизм появится в конце 20-х годов XIX века в Америке. В это время там был президентом У. Грант, который любил отдыхать со своей командой помощников в лобби отеля Willard. Об этом сразу же прознали различные бизнесмены, предприниматели и другие просящие, которые начали приходить в гостиницу и в непринужденной обстановке обсуждать что-либо и переговариваться с властями. Они просили защиты и пособничества в их делах, хотели заручиться поддержкой должностных государственных лиц и как-то влиять на законодательный процесс государства и это все, конечно, было не бесплатно [5].
Вначале такую деятельность США осудили другие страны, так как это выглядело, как «покупка» законов, но вскоре термин «лоббизм» позаимствовало большинство развитых государств. Поэтому просителей стало больше, они уже были по всему миру, стали объединятся в группы в зависимости от интересов.
Мы заметили тенденцию, что у людей лоббизм часто ассоциируется с коррумпированными махинациями, мошенничеством и разнообразными преступными схемами, а лоббисты выступают, как очень богатые люди в дорогих костюмах и с кейсами, в которых лежат миллионы. Но на самом деле, коррупция препятствует истинному лоббизму, и настоящие профессионалы в своем деле работают легально и открыто. Лоббизм — это работа, требующая много высококвалифицированных навыков, и лоббисты — не мошенники и взяточники [14].
Следовательно, лоббист является неким проводником между бизнесменами и государственными органами власти, он знает, что нужно обеим сторонам таких отношений и умело находит пути решения, чтобы все остались довольными. Слова М. Ходорковского, что «интересы бизнеса должны быть представлены как общественности, так и органам власти», полностью совпадают с приведенными доводами.
Если обратиться к практике лоббизма в США и ЕС, то можно увидеть, что такая деятельность там совершенно легальна, основные функции лоббиста — представление и отстаивание интересов своих клиентов. Это все прописано в НПА. В США в Lobbying Disclosure Act 1995 года, в ЕС – в European Transparency Initiative 2007 года. Помимо всего этого, важным моментом выступает то, что лоббист там — это профессия. В США около 15 тысяч легальных лоббистов, то есть зарегистрированных при конгрессе. Оборот рынка лоббистской деятельности образует три миллиард долларов в год. Все лоббисты должны в обязательном порядке отчитываться о своих доходах и расходах [13, с. 309–311].
И если уж мы начали говорить про США и ЕС, то можно сказать, что влияние лоббизма как политического института значительно увеличилось в последнее время за рубежом. Особенно видно это в США, закон о лоббизме там еще был принят в 1946 году. Это полноценный закон, который раскрывает требования к профессии лоббиста.
Конечно, у этого закона были и свои недостатки, поэтому в 1995 году приняли новый закон «О раскрытии лоббистской деятельности». Его высоко оценили президент Клинтон и американские юристы, и это неспроста, там был призыв к открытому лоббизму, который был представлен тем, что лоббисты получают определенную заработную плату за свои услуги, ничего не должно быть скрыто. Когда закон был только опубликован, числилось 6550 легальных специалистов, на данный момент их количество возросло до 56000, тем самым теневого лоббизма стало меньше, при этом улучшилась система отслеживания фальсифицированных лоббистских кампаний методикой штрафов [6].
Лоббизм в Европе практически ничем не отличается от политической модели Америки. Самым важным документом является «Межинституциональное соглашение Еврокомиссии и Европарламента о едином реестре прозрачности» от 2011 года, на его основе образовалась база лоббистов.
Например, в Германии хоть и нет закона о лоббизме, но лоббистская деятельность регулируется с помощью «Основного закона для Федеративной Республики Германия», «Кодекса поведения члена Бундестага», подзаконного акта «Положение о регистрации союзов и их представителей при Бундестаге» и другими НПА. В Германии можно организовывать общественные слушания, на которых присутствуют члены групповых союзов, которые заинтересованы в сотрудничестве со властью. Самое интересное то, что большое преимущество приобретают зарегистрированные лоббисты, так как депутат во время данного мероприятия обращается только к ним. Именно из-за этого теневой лоббизм здесь особо не поможет, ведь без регистрации лоббисты не смогут донести интересы своих клиентов до представителей власти.
Во всех странах процесс развития лоббизма проходит по-разному, но стоит заметить, что во многих странах до сих пор идет детализация в НПА по поводу лоббистской деятельности, а где-то закладываются еще только ее основы. Интересно и то, что в большинстве стран Европейского союза изначально правовое регулирование носило диспозитивный характер, во многих аспектах этой деятельности был самоконтроль, но сейчас в отношении лоббистов значительно ужесточили регулирование. Например, в ЕС есть инициативы о появлении обязательного реестра специалистов в этой деятельности. Если мы обратимся к таким странам, как Польша и Литва, то увидим, что дела у них с лоббистской деятельностью идут не очень хорошо, так как там сразу были введены императивные методы, что совсем не помогало развитию лоббизма, а только усугубило данную ситуацию. Из этого можно сделать определенный вывод о том, что сначала нужно вводить диспозитивные методы и потом понемногу их ужесточать, так как такая «комбинация» способствует совершенствованию лоббистской деятельности [10, с. 28].
Что касается России, то следует сказать, на данный момент на законодательном уровне в РФ отсутствует прямое регламентирование лоббистской деятельности, то есть она негде официально не закреплена. Прежде был представлен ряд законодательных инициатив депутатами Государственной Думы: «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» от 1996 года; в 1997 году В.И. Зоркальцев, Г.Н. Махачев и А.В. Чуев представили законопроект «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»; последние поползновение в области регулирования лоббизма было в лице Б.Е. Немцова, Б.Б. Надеждина и И.М. Хакамады в 2003 году. Однако основной официальной причиной их непринятия является плохая проработанность и противоречивость другим НПА [12, с. 119].
Посему единственной в России основой правовой регламентации лоббизма выступает Конституция РФ: п. 1 ст. 30 («каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»), п. 2 ст. 45 (право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом), ст. 33 («граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления») [3].
Не упоминается в международно-правовых актах термин «лоббизм», соответственно они напрямую это политико-правовое явление не регулируют.
Ошибочным будет утверждение, если его нет на законодательном уровне, то его в России вовсе нет. Есть люди, которые занимаются посредничеством между бизнесом и государством, добиваются принятия необходимых им законов и отстаивают интересы предпринимателей. Где-то это делается легально, а где-то нет, с помощью определенного давления. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в России существует две формы лоббизма:
2. Теневой лоббизм. Эта форма лоббизма больше всего распространена в нашей стране, реализуется в процессе скрытой борьбы различных группировок, которые хотят переманить на свою сторону того или иного чиновника, чтобы достичь своих целей. Такая деятельность очень сильно мешает процветанию легального лоббизма, именно из-за этого пути в России негативно относятся к лоббизму и сравнивают его с коррупцией.
Все 28 лет в России обсуждается закон о лоббизме, что, к сожалению, в итоге ни к чему не привело, предлагавшиеся три законопроекта не были одобрены. В связи с этим, политический деятель Борис Надеждин полагает, что основная первопричина провала этих законопроектов и других антикоррупционных инициатив в том, что отсутствует политическая воля, вследствие чего господствующая партия каждый раз купирует нелицеприятные власти инициативы. Как рассуждает Б.Н. Надеждин, роялизм бюрократического начала власти В. В. Путина в значительной своей величине фиксируется на коррупции. Оказавшись в этой системе, человеку только и приходится подстраиваться под нее, то есть участвовать в различных незаконных махинациях [8].
Полагаясь на мнение экспертов, можно сделать вывод, что есть весомые причины, почему не был принят ни один из законопроектов о лоббизме в РФ, просто Россия еще не готова к этому, ведь у нас не заложены даже основы и предпосылки лоббизма, а в самой политической системе «кавардак», в которой процветает коррупция.
Говоря о коррупции, следует понимать, о чем идет речь и чем она отличается от лоббизма.
Взаимосвязь понятий «лоббизм» и «коррупция» индуцирует у общественности непоследовательность во мнении и спорах, вопрос остается подвешенным. Одни понимают лоббизм и коррупцию, как нечто единое. Другие полагают, что лоббизм одна из конфигураций коррупции, а иные авторы говорят, что лоббизм обладает «теневым» и «световым» смыслом в зависимости от его действия [9, с. 13].
Лоббизм теневого характера, в свою очередь, демонстрирует собой нечто незаконное, он неразрывно связан с коррупцией, точнее является ее составляющей. Н.М. Колосова предлагает даже ввести в научный оборот понятие «коррупционный лоббизм» и закрепить его законодательно. «Коррупционный лоббизм», по ее мнению, это «использование уголовно и административно наказуемых методов давления на органы государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц для отстаивания незаконных интересов» [2,с. 54].
Коррупционный лоббизм существует не просто так, он есть, потому что в России такая социально-экономическая и политико-правовая обстановка, которая выступает катализатором процветания коррупции в нашей стране. В РФ большой процент экономики задействован в теневом секторе, опирающийся на подкупы и взятки, а также происходит разрушение прежней системы негосударственного контроля деятельности государственных структур и их служащих.
Наша позиция такова, что лоббизм выполняет очень важную роль некого «коридора» между государственными органами власти и обществом, который необходим людям для реализации и защиты собственных интересов, участия в политической и экономической жизни государства. Но мы категорично выступаем против распространения и процветания «теневого лоббизма» с элементами коррупции. Посему мы считаем, что нужно предпринять ряд мер для его минимизации и контроля со стороны государства. На наш взгляд для этого есть три основных пути решения:
1. Полномасштабная акция порицания в лице государства подобных явлений и процессов действия «теневого лоббизма» и проведение образцово-показательных уголовных процессов.
2. Переустройство государственного строя и политической системы, преобразование законодательной базы, суровая правоприменительная практика реализации этого законодательства с деятельным участием общественности, как говорится на «местах».
3. Построение принципиально нового контрольно-надзорного механизма пресечения проявления и распространения «коррупционного лоббизма».
Следовательно, из всего этого можно резюмировать, что в России нужно принять закон о лоббизме, ведь он сможет регулировать лоббистскую деятельность в нашей стране с помощью строгой регистрации и учета участников, установления противоправных форм деятельности лоббизма, прав и обязанностей лоббистов и определения видов наказания за нарушения правил лоббистской деятельности. Без закона люди, претворяющиеся лоббистами, будут и дальше под «маской» лоббистской деятельности притворять в жизнь различные коррупционные махинации. Также нужно сделать данную деятельность в России открытой и публичной для общественности, так как это поможет в искоренении нелегального лоббизма и поспособствует улучшению мнения российского общества о таком политико-правовом явлении, поможет лучше контролировать лоббистскую деятельность.
Лоббизм (по материалам лекции)
Лоббизм в России и мире
Тема «лоббизм» необъятна и сложна. В некоторых ВУЗах на некоторых программах читают целые спецкурсы для студентов. Сегодня мы сможем затронуть только верхушку айсберга.
Немного теории
Термин «лобби» пришел в английский язык из средневековой латыни и первоначально обозначал крытую площадку для прогулок, коридор. С 1553 г. так стала называться прогулочная площадка в монастыре, столетие спустя – помещение для прогулок в палате общин в Англии. Политический оттенок это слово приобрело через два столетия в США, когда им начали называть покупку голосов за деньги в коридорах конгресса.
Рассмотрим несколько определений понятия «лоббизм»:
Определение лоббизма, которое мне не нравится (слишком узкое) — давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта.
Лоббизм это не только давление, там целый инструментарий. Объектом лоббизма может быть не только лишь парламентарий, а любое ЛПР с соответствующими запросу полномочиями.
Определение лоббизма, которое мне нравится — действия, предпринимаемые в интересах той или иной группы населения, организации, учреждения и т.д., и направленные на оказание воздействия на представителей органов власти, в т. ч. депутатов, с целью добиться от них принятия или непринятия какого-либо решения.
Остальные определения это вариации этих двух. Таким образом, существует традиционное понимание лоббизма как воздействия только на представителей законодательной власти с целью принятия нормативного правового акта в виде закона. Также есть современное понимание лоббизма как воздействия на лицо принимающее решение на любом уровне в любой государственной структуре. Кто-то расширяет это толкование и говорит о лоббизме даже внутри частных компаний, но мне кажется, это уже научный изврат.
Исходя из того, что уже было сказано, лоббизм имеет два измерения – лоббизм это профессиональная и во многом экспертная деятельность, также лоббизм это своеобразный набор инструментов для оказания воздействия на представителя власти.
Соответственно, центральной фигурой этого явления является лоббист, как лицо специально обученное, занимающееся этой профессиональной деятельностью непрерывно и за деньги.
Лоббизм в разных странах
США и Канада
Лоббизм в США и Канаде находится в совместном ведении федеральных и региональных уровней. В США на федеральном уровне основным актом является Закон о раскрытие лоббистской деятельности 1995 года, заменивший устаревший к тому времени закон о регистрации лоббистской деятельности 1946 года. В Канаде же основным актом является федеральный Акт о лоббизме (Lobbying Act), принятый в 1988 году.
В обеих странах существуют специальные реестры лоббистов и регистрация в качестве лиц, которые занимаются этой профессиональной деятельностью. Лоббисты обязаны публично отчитываться о своей профессиональной деятельности и доходах.
Электронная система регистрации и учета автоматически ведет статистику. Так, общее число зарегистрированных лоббистов на федеральном уровне Канады по состоянию на 2014 год — 5178. Из них консультантов — 780, сотрудников коммерческих организаций — 1762, иных организаций — 2635. По предмету деятельности больше всего лоббистов сосредоточили усилия в промышленности — 1221, в области налогообложения — 945, а меньше всего в области пенсионного обеспечения — 87, муниципальной политики — 65, религии — 8.
Евросоюз
Лоббизм в Европейском Союзе стал достигать тех же размеров что и в США, однако способы осуществления лоббистской деятельности в Европе и США сильно разнятся. Лоббизм США носит довольно агрессивный характер и рассчитан на скорейший результат, в то время как европейский лоббизм носит более долгосрочный и менее агрессивный характер.
На уровне ЕС успешное лоббирование проводится не благодаря политическому патронажу или финансированию избирательных кампаний, как, например, в США, а благодаря информационно-экспертному влиянию.
Другим интересным отличием лоббизма в ЕС является и то, что называется встроенным лоббизмом. Так, европейские парламентарии могут быть сотрудниками и владельцами бизнеса по совместительству с работой в представительном органе, а соответственно, могут сами лоббировать интересы организаций/отрасли в которых они работают. Самостоятельные лоббисты им не нужны.
В Японии нет специального лоббистского законодательства, но детально урегулированы право граждан на подачу петиций и порядок их рассмотрения. В Японии на 2016 год действует такой порядок: граждане имеют право по Конституции подавать в парламент любые петиции (кроме связанных с судебным иском), поэтому ежегодно в Палату представителей поступает 4 — 5 тыс. прошений. Петиция подаётся через депутата, который её передаёт в комиссию, которая отправляет её на заседание палаты парламента, а та решает посылать ли её в Правительство или самой рассмотреть петицию.
В Японии хорошо представлены специальные лоббистские организации. В 1946 году в Японии была создана Кэйданрэн (Федерация экономических организаций), которая эффективно представляла коллективные интересы крупного бизнеса в правительстве и в политических партиях. Японские министерства представляли в Кэйданрэн проекты законов о предпринимательстве для экспертизы и одобрения. Также в Японии действовали иные крупные ассоциации: Торгово-промышленная палата (выражала интересы малого и среднего бизнеса), Кэйдзай доюкай (клуб бизнесменов из крупных компаний) и Никкэйрэн (отношения между работодателями и служащими).
Еще одним интересным отличием японского лоббизма являются «депутатские кланы» — неформальные структуры, которые занимались согласованием интересов между предпринимателями и взаимодействием с чиновниками.
О лоббизме на примере России
Дальше я буду рассказывать о лоббизме уже на примере России, так как наше государство я изучил более подробно, в том числе на собственном опыте. У меня есть примеры лоббизма, которые происходили либо непосредственно на моих глазах, либо при моем непосредственном участии.
Настоящий традиционный лоббизм в России мертв. Ну или почти мертв. Этот тезис я буду доказывать на протяжении всего следующего монолога.
В России нет и, в этой политической реальности не будет, закона о лоббизме. В настоящий момент такое законодательство никому не нужно, так как отсутствует нормальный рынок этих услуг. И предложения не будет, пока не появится спрос.
Лоббист не нужен условному олигарху, который катает условного первого заместителя председателя правительства на яхте с представительницами известной профессии. Лоббист не нужен крупному строительному девелоперу, который купает в собственном бассейне условного директора Службы внешней разведки. И уж точно лоббист не нужен условному бывшему тренеру по дзюдо, который имеет прямой доступ в резиденцию Ново-Огарево.
Стоит сказать, что попытки принятия закона о лоббизме были и продолжаются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, в 90-е в Иркутской области существовал закон «О нормативных правовых актах Иркутской области», в котором лоббистская деятельность упоминалась. Существует ли этот закон в том же виде в настоящий момент, сказать затрудняюсь.
На федеральном уровне законы о лоббизме вносились как минимум два раза и оба раза не прошли дальше первого чтения:
1) Законопроект №97801795-2 О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти, внесенный депутатами Государственной Думы В.И.Зоркальцевым, Г.Н.Махачевым, А.В.Чуевым в 1997г. снят с рассмотрения в 2004 г. в связи с отзывом этими же депутатами своего детища.
2) Законопроект №396138-3 О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти, внесенный депутатами Государственной Думы Б.Б.Надеждиным, И.М.Хакамадой, Б.Е.Немцовым в 2003 году снят с рассмотрения в 2005 году в связи с отсутствием финансового обоснования и заключения правительства.
При том, что тема лоббизма сложна и требует регулирования просто потому, что тяготеет к коррупции, сейчас закон о лоббизме будет только мешать функционированию сложившейся системы.
А все потому, что лоббизм здорового человека в России проиграл лоббизму курильщика.
И в этой части можно рассмотреть инструменты лоббизма.
Условный лоббизм курильщика содержит в себе отрицательные по своему действию инструменты – подкуп должностного лица (и это не только деньги в наличном эквиваленте, но и оплата счетов, оказание разного рода услуг – в ресторане покушать, «лухари» отпуск за границей справить и пр.), шантаж (известный кейс с генпрокурором Скуратовым в 1999г.).
У лоббизма курильщика есть даже свой аналог лоббиста, прекрасное русское слово-синоним – «решала». Так вот, решала, это не лоббист. Если к вам приходит человечек и предлагает метнуться кабанчиком и обкашлять ваш вопросик за маленький чемоданчик «деняк» – гоните его, насмехайтесь над ним. Ведь это, во-первых, не специалист, а во-вторых, с большой вероятностью мошенник.
Известна прекрасная схема. Берет такой человечек деньги и просто ждет. Если вопрос клиента решается положительно, все лавры присваивает себе, если отрицательно – возвращает деньги. Как говориться, пацан сказал – пацан сделал, пацан не сделал – пацан не смог сделать. И такой человек всегда в выигрыше или, по крайней мере, ничего не теряет.
И методы отрицательного лоббизма это первое, что приходит на ум, когда мы говорим о лоббизме. Но от этого стоит отказаться в пользу лоббизма положительного или лоббизма здорового человека. Здесь настоящее раздолье в лоббистских методах, которые, конечно, зависят во многом от сферы лоббистской деятельности.
1. Социальные методы – петиции, обращения в органы власти, публичные акции и флешмобы. Это самые доступные методы для граждан и малого бизнеса. Но в России практически не работающие.
Если мы говорим о массовых акциях и протестах, то это фактически тупиковая ветка ваших действий. Все потому, что российская власть, по словам очевидцев, считает, что идти на поводу у протеста – значит проявлять слабость. А слабыми быть нельзя, ибо сами они уважают только силу.
Изобретение последних десятилетий – электронные петиции работают, но слабовато. Существует прекрасный ресурс «Российская общественная инициатива» (создан Указом Президента РФ от 04.03.2013 N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»). На 2017 год количество поданных петиций перевалило за 9,5 тыс. За все существования сервиса около 20 петиций набрали нужное количество голосов для рассмотрения органами власти, но рассмотрено было только несколько – петиция о запрете чиновникам покупать автомобили стоимостью более 1,5 млн. руб. (это инициатива Алексея Навального и Фонда, которого нельзя называть, петиция о зеленом щите вокруг Москвы и инициатива «Мой дом – моя крепость» (последняя хоть и была одобрена, но закон до сих пор не принят).
В сторону Чендж.орг можно даже не смотреть, этот ресурс, конечно, поизвестнее, но никаких гарантий рассмотрения в отличии от РОИ не будет.
Непосредственно обращения в органы власти могут сработать, если вы сами ножками будете ходить на приемы и писать письма.
2. Информационные методы. Это как раз о том, как СМИ влияют на законотворчество. И ответ тут один – практически не влияют. Опять же из-за особенностей нашей политической сферы складывается следующая ситуация. Средства массовой информации можно поделить на провластных — встроенных в машину государственной пропаганды и оппозиционных. Первые никогда лоббизмом заниматься не будут, а будут отрабатывать повестку, которая спустилась сверху. Они занимаются лоббизмом наоборот – всячески оправдывать то, что понапринимала действующая элита.
Помните пенсионную реформу? Я помню. Помню, как в кадр главных телеканалов страны заходили активные старушки всех возрастов с лозунгами – не хочу на пенсию, хочу работать. Или был пример местный. Пару лет назад разразился скандал о хищении в сфере грантов. Под каток попал председатель ассоциации малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин. Пока шло следствие мелкие сетевые СМИ непрерывно писали гаденькие статьи об этой структуре и о самом Халиуллине. Я был представителем в деле о защите деловой репутации, иск мы подавали к изданию Казанферст. И, да, благополучно проиграли. Таких примеров масса, что федерального масштаба, что регионального.
Независимые СМИ никто слушать не будет. Опять же по мотивам не показаться слабыми. Да и масштаб у них обычно небольшой по сравнению со СМИ, бенефициаром которого является большой брат.
Хотя есть два прекрасных лоббистских кейса последнего года-двух с положительным решением. Первый – Новая газета и обеспечение больных спинально-мышечной атрофией неподъемными по цене лекарствами и за счет государства. Второй – Эхо Москвы и продвижение электронного голосования на выборах. Но стоит оговориться, что успех связан не только с тем, что непрерывно делались публикации лоббистского характера, а главные редакторы этих СМИ, опять же, сами, ножками ходили, писали, встречались. А материалы в СМИ играли, наверное, второстепенную роль и были только подспорьем.
3. Экспертные методы. Круглые столы, конференции, слушания, экспертиза, заключения. Это уже набор методов, которыми пользуется бизнес. Условный депутат или госслужащий нуждается в этом примерно также, как муха в отходах жизнедеятельности. Депутату просто необходимо для своей карьеры вносить законопроекты. Но у него может их не быть по разным причинам и экспертное сообщество, лоббируя интересы бизнеса, с радостью поможет.
Или назревают отраслевые проблемы, которые требуют реформ. Профильное министерство просто оближет близкое к нему экспертное сообщество за разработанную федеральную или региональную программу или общественную антикоррупционную экспертизу своего законопроекта или подзаконного акта.
Для целей такого экспертного лоббизма часто создаются экспертные сообщества и общественные советы при органах власти, общественные палаты, сам бизнес может объединяться и создавать общественные объединения и ассоциации представителей бизнеса, в том числе отраслевые, профсоюзы. И когда мы говорили о квалификации лоббиста, она важна именно здесь. Лоббист должен быть экспертом в той отрасли, интересы которой он лоббирует.
Тоже пример из практики. В далеком 2014 году я был экспертом на круглом столе «Участие малого бизнеса в госзакупках», организуемом все той же Ассоциацией малого и среднего бизнеса РТ. Мной было сделано предложение о создании реестра малого бизнеса, оно было включено в итоговый документ с рекомендациями, который был направлен субъектам законодательной инициативы. Удивлению моему не было предела, когда в 2016 году такой реестр появился. Понятно, что такие предложения, скорее всего, звучали из каждого экспертного утюга, так как такое решение напрашивалось давно, и мое предложение было одним из многих. Но его реализация меня порадовала.
4. Метод личных контактов. Вот это традиционный лоббистский метод. Он почти на грани фола, так как вы лично должны знать основных должностных лиц, принимающих решения в вашей отрасли. А значит, скорее всего, вы как лоббист будете поить этих лиц в бане в присутствии жриц любви, что почти подкуп.
Но метод очень эффективный, хоть и недоступный обычному человеку.
Лоббизм и его структура в России
Лоббизм как явление, как деятельность, как людей можно разбивать по разному – по отраслям, по уровням, по ветвям власти.
Легче всего, конечно, лоббизм структурировать по уровням – муниципальный лоббизм, региональный лоббизм, федеральный лоббизм.
И чтобы понять, к компетенции какого уровня власти относится решаемая через лоббизм проблема, необходимо обратиться к законодательству. Разграничение предметов ведения или полномочий между субъектами федерации и федеральной властью указаны в ст.71-73 Конституции РФ. На муниципальном уровне находятся вопросы местного значения, указанные в главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Интереснее, конечно, изучать структуру по ветвям власти, так как здесь проблемы отечественного лоббизма и вылезают.
1. Лоббизм в законодательной власти. Самый традиционный из традиционных лоббизм. Здесь лоббисты по идее должны встречаться с депутатами и продавливать принятие необходимых законопроектов. В теории. На практике, законодательная ветвь власти это такой младший сын-дурачок, у которого одна функция – развлекать представителями своей флоры народ. Федеральное собрание в настоящее время полностью потеряло свою субъектность и самостоятельность. Ни один закон самостоятельно они принять не смогли бы даже если бы захотели. Соответственно, лоббизм в этой части госаппарата носит технический характер.
Вот скажите мне, куда бы вы обратились, если бы захотели протолкнуть в Госдуму закон на рассмотрение? Правильный ответ будет один – в правовое управление администрации президента. Без их визы, ни один закон дальше пыльной каморки у проходной здания на Охотном ряду не пройдет. А вот с одобрения администрации он не простой пройдет – он будет принят, одобрен, подписан и официально опубликован.
Вот когда я говорил, что лоббизм в России мертв, я говорил в первую очередь о лоббизме законопроектном, лоббизме в парламенте.
Есть еще одна проблема, тоже связанная с потерей субъектности Госдумой. Большинство принимаемых законов носят отсылочный характер, то есть реальных регулирующих норм не содержат. Яркий пример – недавно принятый закон о просветительской деятельности. А ведь там всего пара абзацев – первый о том, что такое просветительская деятельность, второй о том, что весь порядок согласования такой деятельности будет определять правительство. Так для чего нужны лоббисты в парламенте? Может сразу идти в правительство?
2. А вот в правительстве и министерствах вся жаришка и происходит. Ведь именно там, в коридорах дома правительства, решаются базовые экономические вопросы. Поэтому бизнес стремиться наладить контакты именно со структурами исполнительной власти. Соответственно, при исполнительной власти сосредоточены все сливки лоббизма – экспертное сообщество, отраслевые ассоциации и профессиональные объединения.
И если лоббизм в исполнительной власти вобрал в себя весь свет, то две следующие лоббистские сферы это сферы темной стороны силы. Именно там нашли свое место «человечки, которые решают вопросики».
3. Правоохранительный и судебный лоббизм. Тут просто. Это адвокаты-решалы, которые смогут отмазать вас, если вы вдруг намеренно или не очень попали под каток. Обычно это бывшие судьи, следователи и прокуроры, которые поименно знают всех нужных людей в городе, которым, если занести чемодан деняк, можно избежать правосудия, а это все те же, но уже действующие судьи, следователи и прокуроры. Светлую сторону силы в данном случае представляют обычные адвокаты-профессионалы (или просто юристы, если процесс не уголовный), которые пытаются защитить ваши интересы в соответствии с законом.
4. Еще выделяют сферу не связанную с разделением властей напрямую, но важную для упоминания — тендерная сфера. Хотя сюда можно отнести и сферы имущественных торгов, грантов и субсидий. То есть там, где выдаются деньги. Здесь тоже все непросто. Тоже в основном «решалы», которые могут говорить, что знают Игоря Ивановича, а поэтому вы выиграете все закупки Роснефти.
Сейчас, как человек, который профессионально занимается госзакупками, я вам расскажу, как в этой сфере отличить мошенника от эксперта. Первый будет гарантировать быстрый результат за чемодан деняк, а эксперт вам грустно улыбнется и скажет, что его функция в основном техническая, единственное, что он сможет сделать – правильно оформить и подать документы, отследить по необходимости результаты, проконсультировать вас, если вам будет что-то непонятно, дать вам рекомендации по предлагаемым вами условиям по закупке и инициировать спор, если заказчик надумает жульничать. И главный ужас клиента, который это слушает – тоже за деньги и без всякой гарантии результата. Больше половины разворачиваются и идут к решалам.
Итоги
Пара слов в заключение. Лоббизм тема сложная. Для глубокого изучения я вам оставлю источники.
Еще сложнее – та ситуация, в которой находимся мы – граждане и бизнес, у которых практически нет рычагов влияния на власть в данный момент. Но я верю, что все изменится. Когда-нибудь. И это будет уже совсем другая история о лоббизме в России.