говоря о соотношении мотивов и потребностей можно утверждать что
Соотношение потребности и мотива. Проблема классификации потребностей
Ответ:
Составляющие направленности: потребности, жизненные цели, мотивационная сфера и способности. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности.
В ходе жизни личности происходит дифференциация и интеграция мотивов, на базе одного из них формируются другие. Мотивы связаны с конкретной ситуацией и зависят от нее. У разных людей разное соотношение устойчивых и изменчивых мотивов. Развитие мотивационной сферы происходит по принципу «напластывания» одних мотивов на другие. Динамичным является уровень осознания различных потребностей, лежащим в основе мотивов.
Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие. Зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.
Социолог Томас (1924) отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать?», — перечисляет четыре основные потребности человека: 1) потребность безопасности, 2) потребность признания, 3) потребность дружбы и 4) потребность нового опыта.
1. Физиологические потребности — потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85 %.
2. Потребность самосохранения — уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.
3. Потребность в обществе и любви — потребность в общении с себе подобными, желание быть любимым. Она удовлетворяется на 50 %.
4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.
5. Потребность в самовыражении, в самоуважении — как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь на 10%.
Потребности низших уровней Маслоу называет нуждами, а высших — потребностями роста. Эта система строится на жесткой иерархии: более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Очевидно, что здесь Маслоу допускает ошибку: Не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации и уважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии Маслоу (1967) отказался от столь жесткой иерархии. Он объединил все потребности в два класса. Теория Маслоу оказала значительное влияние на теории менеджмента.
Взаимосвязь мотивации достижения и черт личности студентов факультета психологии
Соотношения между потребностями и мотивами, исходя из высказанных в психологической литературе точек зрения, можно систематизировать следующим образом:
1) между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредствованные отношения;
2) потребность дает толчок к возникновению мотива;
3) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т.е. после нахождения предмета, могущего ее
5) потребность и есть мотив (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и многие другие). [14]
Признавая, что потребность имеет отношение к мотиву, нельзя пройти мимо рядa моментов, мешающих отождествить потребность с мотивом.
Во-первых, потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка. Во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной (представляемой человеком) цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность.А.Н. Леонтьев по этому поводу пишет, что субъективные переживания, хотения, желания не являются мотивами, потому что сами по себе они не способны породить направленную деятельность. Действительно, в случае принятия потребности за мотив нельзя ответить на вопросы «зачем», «для чего» человек проявляет данную активность, т.е. не ясны цель и смысл активности. В-третьих, принятие потребности за мотив ведет к тому, что говорят об удовлетворении мотива, а не потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива, а не потребности, о наследственных и приобретенных мотивах (В.С. Мерлин), что не совсем корректно.
Таким образом, при принятии потребности за мотив остается много вопросов, неясностей и появляется некорректность в использовании терминов и словосочетаний. Поэтому закономерны попытки ряда психологов подойти к пониманию мотива с других позиций.
Мотив как предмет удовлетворения потребности.
Эта точка зрения выдвинута А.Н. Леонтьевым. Термин «мотив» употребляется А.Н. Леонтьевым не для обозначения переживания потребности, а как обозначающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность. Воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет приобретает свою побудительную функцию, т.е. становится мотивом. Следует отметить, что мотивом деятельности он называл как идеальный (представляемый), так и материальный предмет потребности.
«Опредмечивание потребности», как выражался А.Н. Леонтьев, придает этому побуждению смысл, и, по существу, побудителем деятельности выступает не сам предмет, а его значение для субъекта.
Но принять предмет-цель за мотив не представляется возможным. Во-первых, мы не получим ответ на вопрос, почему человек совершает данное действие, поступок; ведь одна и та же цель может удовлетворять разные потребности, т.е. соотноситься с разными причинами. Во-вторых, в связи с представлением о мотиве как предмете говорят о роли мотива в формировании потребностей, а не о роли потребностей в формировании мотива, т.е. процесс мотивации ставится с ног на голову.
Мотив как побуждение.
Мотив как намерение.
И. Божович намерения рассматриваются в качестве побудителей поведения в тех случаях, когда принимаются решения.
В даваемых определениях намерения подчеркивается сознательный, волевой характер побуждения к деятельности и поведению, которое, сохраняясь в течение длительного времени, является вектором активности человека, направленной на удовлетворение данной потребности. Следовательно, намерение выполняет при таком понимании роль мотивационной установки.
Однако, зная намерение человека, можно ответить только на вопросы что и как (планирование) хочет делать человек, чего стремится достичь (выдвижение цели), но нельзя получить прямой ответ на вопрос почему. Таким образом, задача опять решается лишь частично. [15]
Мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции)
В западной психологии устойчивые (диспозиционные) и переменные факторы мотивации (М. Мадсен), устойчивые и функциональные переменные (X. Мюррей), личностные и ситуационные детерминанты (Дж. Аткинсон) рассматриваются как критерии разделения мотива и мотивации. Авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы. Личностные диспозиции (предпочтения, склонности, установки, ценности, мировоззрение, идеалы) должны принимать участие в формировании конкретного мотива.
Ряд отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М. Ш, Магомед-Эминов) тоже считают, что в качестве мотивов, наряду с психическими состояниями, могут выступать и свойства личности. [16]
Г.А. Балл при разработке проблемы мотива и мотивации пошел дальше, чем критический анализ уже существующих трактовок мотива. Он предпринял попытку предложить, в дополнение к существующим, такую трактовку рассматриваемого понятия, которая бы: а) была достаточно четкой; б) помогала связать понятие мотива с другими ведущими психологическими понятиями и одновременно отграничить его от них; в) по возможности использовала конструктивные аспекты существующих трактовок; г) по возможности охватывала объекты, обычно рассматриваемые в качестве мотивов в практической и исследовательской работе психологов.
Взаимосвязь потребностей и мотивов. Рассмотрение мотивационной структуры личности и теории мотивации
На сегодняшний день психология как наука имеет множество интерпретаций термина «мотив». Мотивами называют:
А. Н. Леонтьев полагал, что мотивы деятельности определяются потребностями личности. Предмет, способный удовлетворить потребность человека, не имеет строгой сформированности. Нельзя понять, что необходимо для удовлетворения потребности, пока данная потребность не будет удовлетворена непосредственно. В результате обнаружения потребность становится предметной, а воспринимаемый предмет обретает побудительную и направляющую деятельность функции, следовательно, становится мотивом.
Развитие мотива и его функции
Развитие потребностей у животных зависит от расширения круга потребляемых природных предметов. У человека же потребности порождаются развитием производства. Производство и является потреблением по сути, которое, в свою очередь, создает потребность. Иными словами, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным представлением. В таком случае предмет является идеальным, внутренне побуждающим мотивом. Так, психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов.
Генетически предопределено несовпадение мотивов и целей, а их совпадение является вторичным явлением.
В отличие от целей мотивы не осознаются субъектом в должной степени, то есть, в процессе совершаемого действия, человек не имеет четкой мотивационной картины, которая побуждает к совершению того или иного действия. Мотивировку, в свою очередь, привести нетрудно, однако она не всегда может содержать указание на истинный мотив.
Даже неосознанные мотивы находят свое психическое отражение, приобретаю форму эмоциональной окраски действий.
А. Н. Леонтьев выделял две функции мотивов:
Одни мотивы придают деятельности личностный смысл, побуждая ее. Прочие, играя роль побуждающих факторов, нередко остро эмоциональных, даже аффективных, лишены смыслообразующей функции. Ученый дал название таким мотивам «мотивы-стимулы».
Иерархия мотивов
Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, которые характеризуют мотивационную структуру личности – иерархию мотивов.
На протяжении нескольких лет многие ученые пытаются объяснить поведение человека. В результате таких попыток появились многочисленные теории мотивации. На сегодняшний день проблема не только является актуальной, но и приобрела достаточно острую позицию. Такое положение спровоцировано запросами практики, поскольку в производственной сфере вопросы активизации и управления поведением человека, проблемы оптимального использования человеческих ресурсов, приобрели значительную важность и значимость. Тогда как исследования мотивации далеки от окончательных решений этих вопросов.
Самой популярной и часто применяемой считается теория А. Маслоу, который разграничил не отдельные мотивы, а целые их группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии, согласно их роли в развитии личности. Потребности высоких и высших уровней при этом трактуются как не менее врожденные, чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и оказывает на нее влияние.
При этом деятельность не столько внутренне обусловлена, сколько является результатом внешнего побуждения к возможности удовлетворения.
Смысл классификации А. Маслоу состоит в принципе относительного приоритета актуализации мотивов. Согласно ему, прежде чем активизируется и начнет определять поведение личности потребность высокого уровня, должны быть полностью удовлетворены потребности низшего порядка.
Уровни иерархической модели мотивации А. Маслоу следующие:
Данная иерархия начинается с физиологических нужд личности. Далее идут потребности в безопасности и социальных связях, затем самоуважения, самоактуализации. Самоактуализация, в свою очередь может быть мотивом поведения в случае удовлетворения всех предыдущих потребностей. В случае возникновения конфликта потребностей различного уровня, приоритетной окажется более низкая из конфликтующих.
Из всех выделенных мотивов основной интерес ученый обращает на потребность самоактуализации.
А. Маслоу утверждал, что удовлетворение потребностей не обязательно исключает повторного возникновения беспокойства и неудовлетворенности. Для того, чтобы быть в гармонии с собой, человек должен заниматься тем, для чего он предназначен. Музыкант, должен создавать музыку, пекарь, выпекать сдобу, поэт писать стихи. Ученый определил потребность человека быть тем, кем он может быть как самоактуализация. Она указывает на стремление человека самоосуществиться, а именно его стремление стать тем, чем он может быть.
Взаимосвязь мотивов и потребностей
Теоретические подходы в изучении мотивации попытался систематизировать Г. Мюррей, который, в свое время, являлся создателем тематического апперцептивного теста. Центральными понятиями, которые соотносятся друг с другом, являются личностная потребность и ситуативное давление. Потребность и давление схожи по своей сути и содержанию, взаимодействие данных факторов принято называть темой, что определяется как истинная единица анализа активности человека. Мюррей также определил различные основания для классификации потребностей:
Помимо этого Мюррей называл потребности приобретения, избегания обвинения, познания, созидания, обучения, признания, сохранения.
Первичные потребности, в отличие от вторичных, базируются на биологических процессах. Они возникают циклично, или в связи с необходимостью регуляции.
Помимо этого потребности делятся на:
В некоторых случаях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или входить в резонанс друг с другом или подчиняться одна другой.
Давление – это некое воздействие, которое оказывается на личность объектом или ситуацией и воспринимается как преходящий набор импульсов, принимающих вид угрожающее и полезное значение для организма.
При определении давления принято выделять:
Концепция мотивации Д. Макклелланда
В данной концепции рассматриваются несколько базовых групп потребностей:
Потребность во власти была введена в систему побудителей активности человека первоочередно. Ее рассматривают как синтетическую и производную от потребностей в уважении и самовыражении. Следующая ключевая потребность личности – в успехе.
Д. Макклелланд первым показал, что человеку свойственно не только просто хотеть чего-либо, но и определять для себя степень владения объектом желания – вырабатывать «планку» достижений.
Тяга или нужда в успехе является общей для всех, различается лишь мера ее развития, от которых зависят достижения человека. Кроме того, ученый полагал, что от степени развития данной потребности у граждан зависит процветание и могущество страны или государства в целом.
Мотивация, которая основывается на потребности в причастности по Маккелланду, близка по своему описанию социальной потребности в иерархиях А. Маслоу. Данная потребность находит свое удовлетворение в процессе взаимодействия и общения с социумом, обоюдного труда, поддержки и одобрения со стороны окружающих.
Теория ожидания В. Врума
В данной теории важное место в организации поведения человека отводится оценке личностью вероятности определенного события. При раскрытии структуры мотивации и самого процесса поведения, пристальное внимание следует уделить основным взаимосвязям.
Ожидания в отношении взаимосвязи затрат труда и результатов. Здесь предполагается, что если человек ощущает прямую взаимосвязь труда и результата, наблюдается существенный рост мотивации и наоборот.
Ожидания в отношении взаимосвязи результатов и вознаграждений. Здесь подразумевается предвкушение вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Если человек видит прямую взаимосвязь между этими факторами, мотивация увеличивается.
Субъективная валентность ожидаемого вознаграждения или поощрения.
Валентность – это прогнозируемая ценность получения положительных или отрицательных эмоций, возникающих вследствие определенной награды, поощрения.
Всякая человеческая деятельность побуждается не одним, а комплексом мотивов, то есть является полимотивированной. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.
Мотивация – процесс, который является связующим в отношении личностных и ситуационных параметров на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации соответствующего мотива, осуществления конкретного предметного отношения личности к сложившейся ситуации.
Подразумевается не только мотивация какой-либо деятельности, но и общая мотивация, которая будет свойственна данной личности, имея в виду совокупность стойких мотивов.
Направленность личности – это комплекс устойчивых мотивов, которые определяют избирательность отношений и активности человека, относительно независимых от сложившихся обстоятельств.
Направленность как подструктура личности может включать в себя различные побуждения, а именно:
При этом некоторые компоненты могут играть доминирующую роль, а другие будут второстепенными.
Побудители человеческого поведения
Мотивационная сфера личности представляется побудителями человеческого поведения, в качестве которых выступают:
Влечение – это первичное эмоциональное проявление потребности человека в чем-либо, побуждение, которое еще не опосредованно сознательным целеполаганием.
Отечественная психология рассматривает влечения как ступень формирования поведенческого мотива. Таким образом, оно выступает как явление переходящее, а представленная в нем потребность имеет свойство затухать, либо оно начинает осознаваться как конкретное желание. Исходя из этого, можно определить, что влечения обусловлены не только биологическими, но и социальными предпосылками. У человек с развитым сознанием влечения как мотивы поведения ведущей роли не играют, а скорее являются неким «строительным материалом» для осознанных побуждений, которым и принадлежит ведущая роль в поведении.
Влечение является одним из центральных понятий психоанализа, где ему отводится ключевая роль в активности и регуляции поведения человека.
Установка – это не осознанное состояние готовности к определенному поведению или деятельности.
Как правило, установка складывается в результате неоднократного повторения ситуаций, в которых реакция человека проявлялась определенным образом.
У Д. Н. Узнадзе есть теория, согласно которой возникающие при встрече потребности и ситуации установки определяют структуру поведения субъекта до того момента, пока выбранная линия поведения не наталкивается на какие-либо препятствия. В таком случае неосознанное поведение прерывается, и в действие вступают сознательные механизмы объективизации. Образовавшиеся трудности притягивают, посредством чего побуждают к осознанию. После осознанного нахождения нового алгоритма регуляции, поведение снова координируется через подсознательные установки. Такая непрерывная передача управления обеспечивает гармоничное и экономное взаимодействие сознательного и бессознательного.
Желание является формой мотивационного состояния, в основе которого заложена потребность, являющаяся содержательно осознанной, однако не играющая роль сильного стимула действовать.
При наличии силы побуждения, желание обостряет понимание поставленной задачи будущего действия и формирования его плана. Если удовлетворение желания по каким-либо причинам недоступно личности может возникнуть состояние фрустрации, которое сопровождается тревогой, разочарованием, раздражением и так далее.
Интерес – выражение познавательной потребности, которая состоит в избирательном отношении личности к объекту относительно его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Они формируют направленность личности на понимание целей деятельности, способствуя ориентировке, познанию чего-то нового, более полному и глубокому отражению действительности.
Содержательно интересы могут быть:
Разделение по объему включает широкие и узкие интересы. Они также могут быть глубокими, поверхностными, устойчивыми, неустойчивыми. В конечном счете, оценка интересов определяется их содержательностью и значимостью для конкретной личности.
Склонность – это избирательная направленность субъекта на конкретную деятельность.
В основу склонности положена глубокая и устойчивая потребность в данной деятельности и стремление совершенствоваться в ней. Как правило, склонности являются предпосылками для формирования способностей, хотя склонности и способности в некоторых случаях могут не совпадать.
Идеал – важная цель личностных стремлений человека, своеобразный пример, эмоционально обусловленный стандарт действия.
Мировоззрение – система взглядов человека на мир и его закономерности.
Идеалы и мировоззрение формируются у человека на основании его интересов и склонностей. Мировоззрение также служит высшим регулятором поведения личности, определяя не только общую ее направленность, но и целеустремленность.
Говоря о соотношении мотивов и потребностей можно утверждать что
Библиографическая ссылка на статью:
Хорошая В.С. К постановке проблемы соотношения потребностей и мотивов деятельности личности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/09/24341 (дата обращения: 22.11.2021).
В современном мире проблема определения потребностной деятельности человека имеет высокую актуальность. Понятие и сущность человеческих потребностей, ее специфика и влияние на человека, его социальное окружение, а также основания ее системы, основные закономерности функционирования и развития рассматривается в трудах многочисленных классиков психологии, социологии и других наук.
Рассматривая динамично изменяющиеся поведенческие характеристики личности человека такие, как его личностные потребности, мотивы деятельности, интересы, жизненные установки, ценностные ориентации, и т.д., т. е. то, чего хочет человек, к чему он стремится – можно понять и раскрыть содержание выполняемых им социальных ролей в социуме, его статус и позицию, которую занимает личность.
Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности [1, с. 518].
Таким образом, потребность – это неосознанный побудитель активности.
К. Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент» [2, с. 30].
Таким образом, по Марксу, человек начинает действовать только в том случае, когда его к этому побуждают потребности. Когда потребности отсутствуют, человек бездействует.
При рассмотрении потребности в качестве основной причины деятельности человека без учета посредствующих факторов, которые находятся между потребностью и результатом деятельности, а также не учитывая уровень развития общества и конкретной личности, формируется теоретическая модель человека-потребителя.
Недостаток этого подхода к определению системы потребностей человека заключается в том, что потребности личности выводятся из естественной природы человека, в которой он непосредственно существует, не учитывая роль существующего в данный момент и в данное время типа общественных отношений, выступающих в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производственных процессов, делая их человеческими потребностями.
В отечественной литературе (В.Д. Шадриков) потребности личности делятся по предмету потребностей. Среди них выделяются такие потребности как:
– материальные, т.е. физиологические (еда, укрытие), социальные (деньги, предметы обихода);
– социальные, т.е. потребность в общении, в самоактуализации, в служении обществу, в социальном признании;
– духовные, т.е. потребность в признании, в эстетическом наслаждении, в творчестве [3, с. 54].
Все эти виды потребностей взаимосвязаны между собой.
Оценивая связанные с мотивацией деятельность по осуществлению потребности, а также факторы, которые будут способные удовлетворить их, при этом учитывая собственные способности, а также условия мотивационной деятельности удовлетворения своих потребностей, индивид принимает решение осуществления того или иного вида деятельности, определение его направления и желаемого результата.
Осуществление деятельности по достижению цели порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования целостной системы мотивационной деятельности.
Наиболее известной и широко используемой системой потребностей личности является «Пирамида потребностей», предложенная А. Маслоу [4, с. 189]. В ней все потребности человека разделены по иерархическому признаку, т.е. от низших к высшим.
Согласно А. Маслоу, нижний уровень пирамиды потребностей составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, далее – потребность в любви, затем потребность в уважении и признании. На самом верху пирамиды находится стремление личности к самореализации.
Однако в настоящее время эти потребностями можно дополнить еще несколькими актуальными потребностями современного человека. Так, это могут быть потребности в познании, свободе, красоте и т.д.
Человек сознает свободу собственных действий, и это является следствием того, что ему начинает казаться, будто он имеет возможность выбора поступать тем или иным образом. Но познание людьми истинной причины своих чувств, мыслей и желаний нередко оказывается ложным. Люди не всегда могут ясно осознавать истинность мотивов и причин собственных поступков. Поэтому наряду с потребностями человека необходимо рассматривать и мотивы его деятельности.
Существуют различные подходы к классификации мотивов деятельности индивида, исходя из преобладающих социальных установок, направляемого вида деятельности, степени ее осознанности и т. д. Здесь мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности личности. Под мотивом также часто понимают причину, которая лежит в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность человека. Сами мотивы формируются из потребностей человека.
Мотивы человеческой деятельности могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее простой классификацией является классификация по отношению мотивов к деятельности. Если мотивы, побуждающие деятельность личности, не связаны с ней, то они определяются как внешние мотивы по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними мотивами. Также мотивы потребностной деятельности человека могут разделяться по уровню осознания человеком осуществляемой деятельности (т.е. осознаваемые и неосознаваемые) [5, с. 115].
Из этого следует, что индивид может сознательно двигаться к цели, но может и не осознавать, что заставляет его поступать и действовать тем или иным образом.
На основании этого, можно заключить, что мотив является основным средством на пути к достижению удовлетворения потребности человека. Мотив является причиной, побудителем деятельности по осуществлению потребностей. Невозможно рассматривать мотивы и потребности отдельно друг от друга.
Мотивация определяет выбор между различными возможными действиями, которые регулирует действия, направленные на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.
Разделяя потребности личности на первичные и вторичные, необходимо отметить, что первые являются фундаментальными и едиными для всех людей. Удовлетворение этих потребностей обуславливает динамичное развитие личности человека.
Система потребностей и мотивов деятельности отдельного индивида характеризует его индивидуальность, определяет смысл его существования. Изучение потребностей и мотивов человека имеет высокую актуальность также в связи с тем, что совокупность сформировавшихся потребностей личности и мотивов по их осуществлению оказывает значительное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития.