говорящий грач пришвин чему учит
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Говорящий грач
Рассказ Михаила Пришвина «Говорящий грач»
Михаил Михайлович Пришвин работал в жанре прозы в малых формах – это короткие лаконичные рассказы. Иногда его произведения можно было назвать развёрнутыми анекдотами, когда писатель брался описывать какую-либо комичную ситуацию. Ярким примером может служить «Говорящий грач». Это увлекательный рассказ можно охарактеризовать и как комичный, ироничный, одновременно очень грустный и предельно честный.
Содержание рассказа
Существует мнение, что это произведение для детей основано на реальных событиях. История ведётся от первого лица. Пришвин рассказывает о голодных временах. В год описываемых событий у писателя из еды был лишь мешок гречки. Сразу обращает на себя внимание настроение автора – он не драматизирует эту ситуацию, а просто и спокойно повествует о непростых временах. Возможно, это голодное военное время, или послевоенный год. Читателю остаётся только строить догадки.
И вот каждый день автор питался только гречневой кашей, а тут повадился к нему галчонок прилетать на окошко. Наш герой каждый раз угощал птичку горсткой гречки. А пока новый пернатый друг клевал зёрнышки каши, он пытался научить птицу говорить. Известно, что грачи, как и некоторые другие птицы (в том числе попугаи), умеют подражать человеческому голосу, запоминать небольшие короткие фразы и воспроизводить их, порою совсем не к месту. Герой всё время спрашивал у птицы, хочет ли он каши, надеясь, что грач, в конце концов, ответит – хочу. Но птица упорно молчала, так что автор вскоре забросил ученье.
Пришла осень. С удивлением и огорчением герой заметил, что гречневая крупа у него пропала – обокрали рассказчика да «под чистую», даже огурец последний унесли. Этот факт ещё раз показывает, как тяжело жилось в тот год не только писателю, но и остальным горожанам. Совсем худо было, наверняка, раз отважился кто-то украсть у автора последнюю еду.
В эту ночь не смог уснуть главный герой – голод не давал. Утром заметил, что лицо позеленело. И вдруг, прилетел грач на окошко! Только мысли совсем другие завладели автором, и он об этом честно пишет: не угостить вознамерился он птицу, а подумал, что галчонок – это еда, настоящее мясо. Грустно читать эти строки, тем более, когда знаешь, как любил природу, животных, птиц сам Пришвин.
Галчонок улетел от героя на дерево, и тот в отчаянии полез за ним. Птица выше прыгает по веткам – и наш герой выше. И тут неожиданно птица произносит фразу, которую так часто повторял автор, потчуя птицу гречкой: «хочешь кашки, дурашка». Нам доподлинно неизвестно, чем закончилась история, но услышав свою фразу от птицы, вряд ли герой захотел бы съесть её, как бы голодно ему не было в этот момент.
Главная мысль рассказа
Сложно определить какую-либо центральную мысль рассказа. Скорее это не очень весёлая, хоть и довольно забавная история. Зато искренняя и душевная.
Читатель знакомится с главным героем и буквально с двух строчек понимает, какой он добрый, внимательный и щедрый. Имея только мешок с гречкой, он подкармливает птицу, а чтобы не впадать в уныние, развлекает себя «дрессировкой» пернатого друга. Но даже доброе сердце может предать человека, когда он оказывается на грани жизни и смерти. Вот-вот и птица могла бы стать обедом изголодавшего измождённого человека.
Но финал рассказа говорит нам, что всё-таки доброта и любовь, то есть высокие душевные качества, могут победить голод, физические потребности. Нужно лишь только напомнить человеку, кто он есть на самом деле, как это сделал грач, произнеся фразу нашего героя.
Любите окружающий мир, будьте щедрыми, добрыми и внимательными – вот главный посыл не только этого рассказа, но и всего творчества Михаила Михайловича Пришвина.
Читайте рассказ про «Говорящего грача» вместе с детьми онлайн на нашем сайте, бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!
Расскажу случай, какой был со мной в голодном году. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. Видно, сирота был. А у меня в то время хранился целый мешок гречневой крупы. Я и питался все время гречневой кашей. Вот бывало прилетит грачонок, я посыплю ему крупы и спрашиваю:
— Кашки хочешь, дурашка?
Поклюет и улетит. И так каждый день, весь месяц. Хочу я добиться, чтобы на вопрос мой: «Кашки хочешь, дурашка?» — он сказал бы: «Хочу».
А он только желтый нос откроет и красный язык показывает.
— Ну, ладно! — рассердился я и забросил ученье.
К осени случилась со мной беда: полез я за крупой в сундук, а там нет ничего. Вот как воры обчистили: половина огурца была на тарелке, и ту унесли! Лег я спать голодный. Всю ночь вертелся. Утром в зеркало посмотрел — лицо все зеленое стало.
Стук, стук! — кто-то в окошко.
На подоконнике грач долбит в стекло.
«Вот и мясо!» — явилась у меня мысль.
Открываю окно — и хвать его. А он — прыг от меня на дерево. Я — в окно за ним к сучку. Он повыше. Я лезу. Он выше — и на самую макушку. Я туда не могу, очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:
Пришвин «Говорящий грач»: как написать отзыв о рассказе?
Как написать отзыв о рассказе Пришвина «Говорящий грач»?
Что понравилось в рассказе?
Русский писатель Пришвин весьма знаменит своими рассказами о природе. Он, как прекрасный наблюдатель, умело представляет читателям в занимательном виде мир живой природы.
Коротенький рассказ «Говорящий грач» написан от первого лица. Автор рассказывает, без лишних преувеличений и прикрас, свою историю.
Конечно, автора жалко за то, что его обокрали и ему было плохо от голода. Но в целом рассказ получился юмористический, веселый. У Пришвина много замечательных рассказов о природе, я очень люблю этого автора.
Краткое содержание «Говорящий грач» Пришвина читайте ссылке.
Мне понравилось, что проворный галчонок сумел убежать от человека, а особенно забавно было представлять, как птичка вымолвила ему заветные слова. Думаю, рассказчик был несколько удивлен разговорившейся птицей, но удовлетворение от своего учительского труда получил.
Рассказ мне очень понравился и я теперь буду более бережно относиться ко всему живому, окружающему нас.
Отзыв к рассказу «Говорящий грач»:
В небольшом рассказе Пришвина «Говорящий грач» автор описывает историю, которая произошла с ним в реальной жизни. По сюжету он подкармливал маленького грачонка гречневой кашей и учил разговаривать. Автор хотел, чтобы на фразу «Хочешь кашки, дурашка», грачонок ответил «Хочу». Но он так и научился говорить. Однажды автора ограбили и унесли почти все. Есть было нечего и он голодным проспал всю ночь. На следующее утро как обычно прилетел грач, автор с голоду захотел его съесть, но грач взлетел на дерево. Автор последовал за ним и грач как бы с насмешкой крикнул ему «Хочешь кашки, дурашка».
Рассказ небольшой по содержанию, но очень интересный и наполнен смыслом. Автор иронично описывает случившуюся с ним историю. Из этой истории можно почерпнуть урок о том, что надо уважительно относиться к природе. Рассказ очень легкий и кроткий, его просто запомнить, поэтому он мне очень понравился.
Отзыв на рассказ Пришвина «Говорящий грач»:
Этот короткий рассказ представляет собой описание реального события, он автобиографичный. Мы знакомимся с маленьким грачонком, которого автор называет сиротой и тем самым вызывает у нас сочувствие к этому персонажу. Автор хотел научить грачонка говорить, просто так, из любопытства, но грачонок ел гречку, а говорить не спешил.
И вот автор приступает к описанию случая с воровством и своей попыткой поймать грачонка, для того, чтобы позавтракать им. Этот эпизод автор рассказывает с изрядной долей самоиронии, он признается, что замысел был некрасивым, неправильным. И поэтому, как мне показалось, с особой интонацией передает последние слова грача:
Кашки хочешь, дурашка?
Мне понравился этот рассказ, особенно то, что автор не пытается оправдать свой поступок, напротив он смеется над ним, и приглашает читателя разделить этот смех.
Написать отзыв можно так:
Рассказ «Говорящий грач» мне показался и забавным и грустным одновременно.
Главный герой в начале рассказа пытается научить говорить грачонка, однако от не спешит разговаривать. И вот приходит такой день, когда автор от голода решает поймать грачонка и съесть его, правда эта затея с треском провалилась, грачонок ловко сбежал от автора, да еще и насмешливо ему выкрикнул фразу «Хочешь кашки, дурашка». Это остудило пыл автора, он понял, что так нельзя поступать.
Сам автор нисколько себя не оправдывает, он откровенно рассказывает эту историю.
После прочтения рассказа есть над чем подумать, есть в этом рассказе и немного юмора, поэтому обязательно его прочтите.
По осени однажды автор оказывается без гречки: полез за нею, а в мешке ничего нет! А птичка прилетела и снова просила угощения. Статься, грач сиротою был, поэтому не стеснялся на просьбы.
Но вместо очередной порции гречки, мужчина, который накануне улегся спать не поев, полез ловить крылатого героя.
На этот раз подопечный отозвался, только вместо ответа, что желает гречки, передразнил мужчину:
Этот рассказ можно читать маленьким детям. Красивые иллюстрации еще больше наполняют рассказ смыслом и развивают фантазию.
Произведение учит внимательными быть с теми, кто слабее, поэтому не могут существовать без помощи человека. А еще этот рассказ написан с юмором и прост при прочтении. Детям обязательно понравится!
Рассказ совсем небольшой, но в нем описана интересная автобиографичная история. Речь идёт о том, что автор решил научить грачонка говорить. Но это ему долго не удавалось. И только когда возникла экстремальная ситуация и у автора украли все продукты, и он родубав, что сможет съесть хотя бы грачонка начал гоняться за ним грачонок заговорил, иронично прокаркав, повтор той фразы, которую ему говорили: » Хочешь кашки, дурашка». В рассказе много самоиронии, когда автор понимает, что был неправ, начиная гоняться за галчонком, а также в рассказе присутствует прекрасное описание птицы, которое вызывает смех и умиление.
Рассказ Михаила Пришвина «Разговор деревьев» я прочитала в считанные минуты и он произвел на меня впечатление. Автор описывает свои чувства от общения с природой так сочно, что мне захотелось попасть в весенний лес.
Мне понравилось, как красиво автор описал распускание почек на деревьях, и как пахнут почки с молодыми листиками. А затем он поведал нам о том, что оказывается, деревья общаются между собой. Мы говорим с помощью звуков, складываем их в слова. А деревья разговаривают ароматом, они могут звать друг друга, перешептываться вечерами и даже перекликаться.
Пришвин «Моя Родина» отзыв для читательского дневника
Произведение проникнуто любовью к Родине. Когда его читаешь, то представляешь все то богатство, которое необходимо и любить, и беречь.
Героем рассказа является сам автор. Сначала он дает перед нами одну из картин своего детства. Он полюбил вставать рано. Как здорово оказалось видеть, когда встает солнце и все пробуждается, начинаются заботы.
Мне понравился рассказ и потому, что он непринужденно призывает читателя также быть любопытным: увидеть мир таким, какой он есть, и при этом, конечно, бережно к нему относиться. Мне захотелось тоже встать рано утром и прогуляться по лесным тропинкам, увидеть пробуждение природы. Я буду стараться беречь все то богатство, которое подарила Родина.
Чехов тонко и с иронией мог отлично высмеивать далеко не лучшие качества людей. Например в рассказе «Радость» автор высмеивает в лице Мити Кулдарова глупость. Митя прибегает в 12 часов ночи на квартиру родителей и объявляет, что он теперь герой и знаменитость, раз о нем в газете написали целую заметку, а на самом деле там рассказали, как Митя пьяный под повозку с лошадью попал. Я читала этот рассказ и мне было грустно от всей этой глупости, которая Митей была выставлена на показ, и он этого не понимал. Беда в том, что времена идут, а таких «Митей Кулдаровых» становится только больше. Люди бравируют, гордятся и стараются прославиться на совершеннейшей ерунде выставляя на всеобщее обозрение далеко не лучшие свои качества.
Этот рассказ я прочитала быстро, он короткий и в тоже время интересный и поучительный. Больше всего мне здесь понравились ребята, которые своими усилиями построили горку. Они были сплоченные даже тогда, когда им Котька Чижов песком испортил горку. Они преподали ему хороший урок по трудолюбию и ему работать даже понравилось. Он не только исправил содеянное, но еще и дополнительно ступеньки к горке сделал. Я сделала с этого рассказа вывод, что прежде чем что-то сделать, надо хорошенько подумать к чему может привести поступок, к каким последствиям, чтобы не получилось как у Котьки. Рассказ «На горке» советую всем к прочтению.
Однажды начался дождь и мама-курочка заботливо расправила над детками свои крылья. А когда гроза закончилась, гусятам захотелось на волю и они одновременно вытянули свои длинные шейки. Пиковая Дама оказалась подвешенной на шеях гусят, как на столбах. После этого курица стала сторониться «цыплят» и отныне она гуляла отдельно от них.
Главная мысль рассказа Пришвина состоит в том, что нужно смотреть правде в глаза. Мы часто принимаем желаемое за действительное, но истина всегда побеждает. Рассказ учит, что нужно быть внимательными и стараться правильно оценивать ситуацию, даже если знать правду нам не очень хочется.
Пришвин «Говорящий грач» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Михаил Михайлович Пришвин — писатель, прозаик, публицист. Писал о человеке, природе, их взаимосвязи. Описывал быт человека, его судьбу, задавался вопросами смысла жизни и религии. Внес огромный вклад в отечественную литературу.
Юмористический рассказ «Говорящий грач» впервые был опубликован в журнале «Огонек» в 1924 году.
Краткое содержание
Главные герои
1) Автор — любитель зверей, в голодный год питался только гречневой кашей.
2) Грачонок – молодой желторотый грач, сирота.
Главная мысль
В рассказе автор показывает, что птицы умные, и они привыкают к человеку.
Читайте по теме:
Чему учит?
Рассказ учит жалости к осиротевшим, умению делиться, оберегать и уважать животных и птиц.
Пословицы
1) Худо тому, кто добра не делает никому.
2) Есть терпенье, будет и уменье.
3) Не будь щедр на слова, а будь щедр на добрые дела.
Отзыв
Рассказ мне показался очень смешным. Но у него глубокий смысл. Он показывает доброту автора, ведь он делился с осиротевшей птицей. Упорство автора, он учил грача говорить и добился своего. Думаю, что он не стал бы есть грача, ведь автор очень любит живую природу.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса.
Урок литературного чтения по теме «М.Пришвин «Говорящий грач»»
Тема: М. Пришвин «Говорящий грач»
Цели: Знакомство с произведением М. Пришвина «Говорящий грач»
Задачи: Знакомство с новым произведением, знакомство с писателем, развитие навыка правильного и осознанного чтения, умения ориентироваться в тексте, воспитание любви к чтению, к красоте природы.
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства)
Тип урока: Комбинированный.
Проверка домашнего задания. (чтение наизусть)
Пушкин. Буря мглою небо кроет…
Сообщение темы и постановка целей и задач перед учащимися.
-Расшифруйте слова, зачеркнув все английские буквы:
Z М F и Y х S а W и Q л S П U р V и L ш N в Y и W н Z
С каким писателем мы сегодня познакомимся?
Какие задачи мы должны выполнить?
• Что такое природа? (Все существующее во вселенной, органический и неорганический мир). Прочитайте цитату из книги «Дорога к другу» (1957г.) М. М. Пришвина.
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая
Солнца с великими сокровищами жизни.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверям — лес, степь, горы.
И охранять природу— значит охранять Родину.
Как вы понимаете смысл этих слов?
А сейчас послушайте биографию М.М.Пришвина.(дети рассказывают)
• Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873 г, в имении Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Но материальное положение семьи вынуждает уехать Пришвина в Тюмень к своему дяде, крупному сибирскому промышленнику. Сдав экстерном экзамены, поступает в политехникум. Мытарства по стране, смена рабочих мест и, наконец — Пришвин корреспондент петербургских газет:
Выставка книг автора.
• Сегодня мы познакомимся с произведением Пришвина. 0 ком рассказ?
Организация восприятия и осмысления новой информации, освоение исходных знаний.
Первичное чтение учителя.
О ком это произведение?
Чтение учащихся «цепочкой»
Какие чувства вызывает это произведение?
Чего хотел добиться от грачонка автор?
Удалось ли ему это?
Каких птиц можно научить говорить?
К какому жанру можно отнести данное произведение? Докажите.
Можно ли данные произведения назвать познавательными? Почему?
Пришвин «Говорящий грач»: какая главная мысль рассказа, чему учит?
Какая главная мысль рассказа Пришвина «Говорящий грач»?
Чему учит рассказ Пришвина «Говорящий грач»?
В рассказе «Говорящий грач» автор описывает случай общения человека с птицей. Он повествует о том, как человек учил грача говорить, подкармливая его кашей. Но когда рассказчик был голодный, то попытался птичку поймать и использовать её в качестве мяса. Нужно отметить, что дело происходило в голодный год, потому и появились такие крамольные мысли у рассказчика.
Маленький грачонок сумел избежать гибели, да еще подсмеялся над человеком, промолвив ему слова, которые тот ему постоянно твердил. Правда, автор сам был рад, что не успел совершить злую задумку.
Главная мысль рассказа заключается в том, что природе нельзя причинять вред. Обидеть живое существо может только глупый человек. А за дурные намерения природа обязательно отомстит, например, насмешкой.
Рассказ призывает нас бережно относиться к живым существам и ко всей природе в целом. Нужно быть добрым, гуманным и великодушным по отношению ко всему живому.
Рассказ Пришвина «Говорящий грач», как и все его рассказы? посвящен природе и животным. По сюжету, к автору каждый день прилетал грачонок и тот угощал его гречневой кашей. Так же автор учил птицу говорить, оно хотел, чтобы на вопрос «Хочешь кашки, дурашка» он ответил «хочу». Но грачонок так и не научился разговаривать. И вот однажды автора ограбили, унесли все, так что есть было нечего. Он уснул голодный, а на следующий день прилетел грач. Автор с голоду захотел его съесть, но при попытке поймать его, грач взлетел на дерево. Автор за ним. и тут грач сказал автору: «Хочешь кашки, дурашка».
Небольшой рассказ, который пропитан самоиронией учит нас тому, что нужно бережно и уважительно относиться к природе. Сначала автор пытался окрестить грачонка «дурашкой», но по иронии судьбы он сам удостоился этого прозвища. Главная мысль рассказа «Говорящий грач» в том, что не нужно причинять зло другим.
Рассказ Пришвина «Говорящий грач» повествует о попытках автора научить грача на вопрос «Хочешь кашки» отвечать «Хочу». Для этих целей автор старательно подкармливал птицу. Когда же мужчину обокрали и он чуть не умер с голоду, то решил поймать грача и съесть. Но ловкая птица забралась на верхушку дерева и оттуда прокричала «Хочешь кашки».
Главная мысль рассказа «Говорящий грач» в том, что нельзя требовать невозможного от птицы. Автор повторял одну фразу и птица научилась ее повторять, но она же не могла сама по себе говорить «хочу». Рассказ Пришвина «Говорящий грач» учит тому, что друзей есть нельзя. Дружба проверяется как раз трудными временами, а не когда гречки полный сундук. Заканчивается рассказ определенной насмешкой, если не сказать издевкой со стороны птицы над автором. Все потому, что он сначала хотел невозможного от птицы, а затем и от себя: нужно быть глупым человеком, чтобы лезть на дерево и ловить птицу, которая может улететь в любой момент. Важно правильно оценивать и свои силы в том числе.
Краткое содержание рассказа «Говорящий грач» Пришвина смотрите здесь.
В рассказе речь идёт о человеке, который долгое время кормил голодного грача гречкой. У мужчины был целый мешок, который в конце концов кончился. Сам не мог поесть и грачу нечего было дать. И вот однажды голодный мужчина всю ночь не мог уснуть. Прилетел грач и с голодухи мужчина даже пытался поймать грача, чтобы съесть. Но у него не получилось его поймать.
Честно сказать главная мысль у меня в голову приходит одна. Не стоит делать еду из того, кем делил её. В нашем случае мужчина и грач уже стали друзьями. Однако голод взял верх и мужчина не удержался перед соблазном отведать мяса. Автор хочет показать пример, что нельзя бросаться в крайности в плане еды. Тем более когда речь идёт о дружбе.
Этот короткий рассказ Михаила Пришвина чем то напоминает сказку.
Сюжет рассказа развивается вокруг грачонка, которого рассказчик подкармливал гречневой кашей и пытался научить его говорить, но грачонок, наевшись, улетал.
В один из дней, когда и самому рассказчику нечего было кушать, грач стал стучать в окно, первое что подумалось так это съесть откормленную птицу, но грач вырвался и сел на соседнее дерево. Рассказчик решил все-таки поймать грача и полез за ним, но птица перелетала с ветки на ветку и все повторяла слова, которые раньше ей говорил он сам:
Главной мыслью этого рассказа-сказки, я бы назвал то, что природа тоже имеет свою мудрость и чтобы общаться с ней, нужно избавится от своих коварных планов и черных мыслей.
Этот рассказ учит тому, что делая добро, не нужно ничего ждать взамен и только неумные люди могут осознанно вредить природе.
В рассказе «Говорящий грач» идет речь об одном человеке, который пытался научить разговаривать грача, он его постоянно подкармливал. Но случилось так, что мужчине ничего было есть и у него возникла мысль поймать грача и пустить его на суп. Но грач улетел, в ответ мужчине он лишь сказал «Хочешь кашку». Мужчина в этот момент понимает, что хорошо, что он не поймал грача, ибо он его кормил и уже привык к нему.
Рассказ «Говорящий грач» учит нас не предавать своих друзей, даже если и наступают порой трудные моменты в нашей жизни.
Главная мысль: мы в ответе за тех, кого приручили, автор своим рассказом показывает, что природу и животных нужно любить.
Этот рассказ учит нас тому, что животные и птицы все понимают, все чувствуют и могут испытывать самые разные эмоции. Он учит нас любить природу и относится к ней с уважением.