градация что это в литературе
Градация в литературе и других сферах — что это такое на примерах
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы раскроем значения термина «градация». Само по себе это слово должно быть многим знакомо. Оно имеет латинские корни, а переводится «gradatio» как «постепенное повышение».
С этим термином мы знакомимся еще в школе на уроках математики, когда просто перечисляем различные числа. Например, «2, 10, 255» и так далее.
Также градацией можно описать и различные предметы, которые меняются в размерах и тем самым создают ряд «от меньшего к большему». Например, наручные часы – будильник – часы с кукушкой; чайная ложка – десертная ложка – столовая ложка.
Градация в литературе — это.
Предыдущие примеры в целом должны быть понятны большинству людей, но оказывается, что термин «градация» активно используется и в литературе. И вот тут многие не сразу скажут, о чем идет речь. Хотя суть остается неизменной:
Градация – это художественный прием, который заключается в наращивании смысла и значимости отдельных слов или целых словосочетаний. Позволяет создать более яркий образ и акцентировать внимание на конкретных моментах повествования.
Ничего не понятно? Попробую сказать иначе:
Градация — это нанизывание однотипных синтаксических единиц (слов, фраз, предложений), при котором их значимость и эмоциональность возрастают либо убывают.
Опять не понятно? Ну, тогда может быть такое определение с примером поможет разобраться:
Один из самых ярких и знакомый многим пример градации можно найти в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О золотой рыбке». Вспомните пожелания старухи, как она хотела получить все больше и больше:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой…
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей…
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою…
Это тот случай, когда на градации строится все произведение. В этом плане сказка Пушкина является уникальной.
Чаще всего превосходные степени одного слова или действия расположены в одной или соседней строчке. В качестве примера приведем одно из самых известных стихотворений Сергея Есенина:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охвачен,
Я не буду больше молодым.
Здесь примером градации является первая строчка. С помощью глаголов «не жалею, не зову, не плачу» поэт хочет показать, насколько сильно он мог бы грустить об уходящих годах (хоть и не делает этого). А расположение именно в такой последовательности лишь усиливает потенциальную скорбь.
В приведенном видео вы найдете исчерпывающую информацию по теме, но мы с вами все же продолжим и посмотрим на примерах из литературы, какие бывают виды градаций и как они усиливают художественность образа.
Примеры градации разных видов
В литературе используется два варианта градации:
Восходящая градация (та, которая усиливает) называется климаксом, а ее обратное значение – антиклимаксом.
Термин этот также иностранный, но имеет древнегреческие корни. Так, слово «κλῖμαξ» буквально означает «лестница», что очень верно отражает суть этого художественного приема.
Примеры восходящей градации:
Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его. (А.П. Чехов)
В заботе сладостно-туманной
Не час, не день, не год уйдет… (Е.А. Баратынский)
Не думай сбежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу! (В.В, Маяковский)
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу к ним бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута, и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин)
В последнем примере у нас снова Пушкин, и снова пример немного нестандартной градации. В данном случае поэт усиливает не значение какого-то отдельного слово. Он рассказывает целую цепочку событий, которые приводят к «рождению» стихотворений.
Примеры нисходящей градации:
Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой. (текст «Интернационала»)
Все грани чувств,
Все грани правды стёрты
В мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
Настанет день — печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят… (М.И. Цветаева)
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Г. Бергольц)
Еще раз подчеркнем, нисходящая градация, или антиклимакс, встречается не так уже часто в произведениях. Но, как и у восходящей – ее основная цель усиливать образ и делать эпизод более эмоциональным.
Градация может встречаться и в пословицах. Например, известная фраза «Пришел, увидел, победил». Также сюда можно отнести выражение «Мал, мала, меньше», которое является примером антиклимакса.
Применение градации в других областях
О градациях в литературе мы рассказали. А в начале этой статьи привели и простейший пример градации в математике. Но только этими сферами данный прием не ограничивается:
В данном случае речь идет о различных тонах одного цвета, которые применяются при написании картин. Именно поэтому градацию в изобразительном искусстве часто называют «цветовой». Один из ярких примеров – картина Н.П. Крымова под названием «Изменение отношений по цвету и по тону в пейзаже в разное время суток».
Суть градации – усилить рассказ о товаре, чтобы он еще больше заинтересовал потенциальных покупателей. Например, в рекламе стиральных машин встречались такие слова:
«Когда она работает, ее не замечаешь. Она практически бесшумная. Рядом с ней сможет спать даже кошка».
Тут с каждой новой фразой все больше внимания уделяется главной характеристике стиральной машины, которая превосходит аналоги.
Вот и все, что можно только рассказать о таком термине как «градация».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Я как технарь объясню техническим языком, что означает слово «Градация».
Например — надо заменить поршня в двигателе трака. Они имеют четыре градации, то есть диаметры разнящиеся на 0.1 мм. Меряют «стаканы» изнутри очень точным инструментом и подбирают поршня по градации, одной из четырех. Если ни одна не пойдет, то «стаканы» меняют.
Градация. Примеры градации в художественной литературе
Градация является одним из художественных средств создания образной речи. Это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим.
Латинское слово gradatio переводится как «постепенное повышение». Этот лингвистический термин обозначает фигуру поэтической речи, в которой используются синтаксические повторы и такое расположение слов и выражений, что происходит нарастание смысловой значимости предшествующего слова или нисхождение смысла выражения.
Восходящая, или прямая, градация называется климаксом, а вид убывающей градации — антиклимаксом. Чаще писатели используют прямую градацию.
Градация в художественной литературе
Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой;
Не хочу быть столбовой дворянкой,
А хочу быть вольной царицей;
Не хочу быть вольной царицей,
А хочу быть владычицей морскою.
Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдается в строках А.П. Чехова:
Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить.
Экспрессией усиления смысла высказывания обладают вот эти строки современного поэта В.Луговского:
Песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны.
Нисходящая градация с ослаблением концентрации изобразительных средств прослеживается в строках В. Маяковского:
Приведем еще один пример использования стилистической фигуры — градации- в творчестве этого поэта:
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
М.Ю. Лермонтов использует антиклимакс в этих строках:
Ему обещает полмира, а Францию только себе.
Поэт А. Белый создает выразительный поэтический образ с помощью нисходящей градации:
Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах.
Найдем антиклимакс в творчестве известной поэтессы Марины Цветаевой:
Настанет день — печальный, говорят! —
Отцарствуют, отплачут, отгорят…
Использование градации делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у слушателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Литературная Система 3. 17. Градация
Градация
Ух, сложная штука =))
Средство выразительности художественной речи, заключающееся в постепенном усилении или ослаблении выразительности эпитетов или метафор в тексте.
Тем не менее, данный приём вполне имеет право на существование, хотя применяется не так часто, как гипербола. И ещё реже применяется в прозе. В стихах градация более выразительна.
Примеры у классиков:
Жёлто было от листа берёзового, плавно и осторожно падающего. Ярко, пламенно, раскалённо было на дорожках от листа кленового и ясеневого. (Астафьев, «Блажь»)
Замелькали последние минуты, считанные, бесповоротные.
Описываются похороны и ощущения маленького мальчика, когда хоронят его мать. За счёт приёма автор усиливает печаль. (Б. Пастернак, «Доктор Живаго»)
Гроб закрыли, заколотили, начали опускать.
В то же время в том же месте…
Хорошая градация у Булгакова. Воланд сначала говорит, что человек «смертен», а потом – что он «внезапно смертен».
Ещё пример: Она была там, во враждебном мире, который он не признавал, презирал, ненавидел. (Ю. Бондарев)
Общее резюме – вещь полезная, использовать можно. Часто использовать и невозможно и бессмысленно. Однако – уметь делать, я считаю, надо.
Тренировка навыка происходит по тому же принципу, что и с другими литприёмами. Нарабатываем базу. Придумываем градации с определёнными словами и заносим в список.
Например, эмоциональная градация по шкале гнева:
Недовольство, раздражение, злость, гнев, ярость, бешенство.
Для радости:
Удовлетворение, радость, веселье, ликование, упоение
Вообще, сделать градации на семь базовых эмоций будет весьма полезно. Как для отработки литприёма, так и для понимания лексического выражения силы тех или иных эмоций. Эмоции в литературе – вещь, стоящая близко к первому месту.
Ещё пример:
Небо хмурилось, рыдало, свирепело.
Придумал на ходу и довольно неуклюже, но более-менее понятна основная мысль: сначала дождик собирался, потом он пошёл, а затем – ещё и гроза началась. Всё это мы в одно предложение уместили, сократив тем самым описание, и одновременно сделав его ярче.
В общем – градацию отрабатываем. А вставляем «по вкусу».
ГРАДА́ЦИЯ, градации, жен. (лат. gradatio) (книжн.). Размеренная последовательность при переходе от одного к другому. Градация музыкальных тонов.
Толковый словарь Ушакова
Градации серого цвета. Иллюстрация: blog.allo.ua
Я часто говорил вам, что плохо разбираюсь в отдельных градациях социалистического настоя, и особой разницы между большевиками и другими социалистами не вижу.
Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945-1955)
Градация как риторический прием
Составлять градацию могут отдельные слова, словосочетания, целые фразы. А бывает, что вся композиция произведения построена на градации. Например, в сказках нередко похожие события повторяются трижды, становясь все более драматичными.
Пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» строится как раз на том, что аппетиты старухи постоянно растут: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовой дворянкой»; «Не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу быть вольной царицей»; «Не хочу быть вольной царицей, а хочу быть владычицей морскою». Старик, снова и снова приходя с просьбами к Золотой рыбке, видит, как все больше волнуется море, напряжение растет.
Восходящая и нисходящая градация: климакс и антиклимакс
В литературе используется два варианта градации:
Градация в поэзии: градация и анафора
Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!
Строго проведенная градация встречается редко. Зачастую средние члены градации не образуют строгого нарастания, но за счет общей мелодии стиха создается впечатление постепенного усиления:
На градации может строиться целое стихотворение. Тютчев использует строфическую градацию с анафорой: «Восток белел. Восток алел. Восток вспылал. »
Градация в русской литературе: примеры
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов
А.С. Грибоедов
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла
А. Блок
Путеец подскочил к нему и, поднимая вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить его.
А.П. Чехов
Не думай бежать!
Это я вызвал.
Найду.
Догоню.
Доконаю.
Замучу!
В.В. Маяковский
Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
«Интернационал»
Присягаю ленинградским ранам,
Первым разоренным очагам.
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Г. Бергольц
Градация
ГРАДАЦИЯ — расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся ( см. Климакс) или понижающейся ( см. Антиклимакс) смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Например у Блока:
«Но чернеют пламенные дали —
Не уйти, не встать и не вздохнуть» (климакс),
«Все грани чувств, все грани правды стерты:
В мирах, в годах, в часах» (антиклимакс).
Впечатление Г. усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (см.). Так у Бальмонта:
«Люблю тебя капризною мечтой,
Люблю тебя всей силою души,
Люблю тебя всей кровью молодой,
Люблю тебя, люблю тебя, спеши!»
Иногда средние члены Г. по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление Г., к-рое в этом случае более явственно при декламации. Напр. у Тютчева:
Во всем разлитое, таинственное зло —
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима».
И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения Г. Напр. у Жуковского:
«Были и лето, и осень дождливы,
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал,
Сделался голод, народ умирал».
Г. может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая Г. с анафорой у Тютчева в стихотворении: «Восток белел. Восток алел. Восток вспылал. » Г. бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п. Наиболее распространена трехчленная Г.
Библиография: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Томашевский Б., Теория литературы, изд. 4-е, Гиз, Л., 1928.