граффити для чего рисуют
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
Если у тебя в подъезде появилась непонятная кривая надпись со странными закорючками, то это еще не значит, что в вашем доме поселился замечательный вандал. Возможно, это был настоящий уличный художник. В этой статье мы расскажем тебе об особенностях граффити и научим немного в нем разбираться.
Уличное искусство, или Искусство на улице
Прежде всего нужно понимать, что стрит-арт и граффити — это не одно и то же. Стрит-арт (дословно «уличное искусство») — понятие более объемное: он включает в себя различные рисунки, постеры, трафареты, стикеры, инсталляции, вписанные в городскую среду, которая этого, может быть, особо не желала. А граффити — это одна из разновидностей уличного искусства, и в классическом понимании она относится именно к надписям на городских холстах. Надписях, которые превратились из актов вандализма в начале XX века в мощнейшую уличную культуру современности — со своими особенностями и правилами.
Граффити традиционно называют одним из столпов хип-хоп культуры (что справедливо), но важно сказать, что и без хип-хопа эта культура жила самостоятельной жизнью еще с 1920-х годов в виде надписей на товарных вагонах. А в дальнейшем становилась все популярнее — во многом благодаря распространению известных тэгов по типу «Kilroy was here», «Bird lives» и «L’ennui est contre-révolutionnaire». Пока однажды граффити не стал незаменимой деталью Нью-Йоркского метро и крупной частью массовой культуры. И да, плотно начал «сотрудничать» с культурой хип-хопа.
Кажется, что в понятиях мы немного разобрались, а это значит, что нам пора двигаться к видам и стилям граффити.
Виды граффити
Writing — «это знать надо, это классика». Райтинг — основной способ нанесения граффити, отсюда и слэнговое название уличных художников — райтеры. Здесь нет ограничения в стилях и инструментах: подготавливаешь эскиз заранее или в своей голове и начинаешь творить, используя вертикальные плоскости. Произведения такого вида принято называть скетчами.
Tagging — вид граффити, при котором художник использует собственный тэг (имя) для обозначения своего присутствия на этом месте или в качестве подписи к основной работе. То, чем в основном заполнены бетонные заборы нашей необъятной родины, — это все в большинстве своем имена. Хотя бессмысленное развешивание тэгов принято считать обычным вандализмом. У этого вида граффити есть своя разновидность (pissing), при которой художник заправляет огнетушитель краской и с его помощью может рисовать огромные тэги.
Bombing — нелегальное и иногда экстремальное граффити. Мало какие рисунки и надписи на стенах можно назвать легальными, но этот вид относится к запрещенным в большей степени. Движущиеся вагоны, сложнодоступные опоры, фасады охраняемых зданий — чем сложнее цель, тем лучше. Работы такого вида в силу объективных причин не отличаются повышенным вниманием к деталям. Но если говорить терминологией из фигурного катания, то тут баллы выдаются не за технику или артистизм, а за сложность выполненной программы.
Scratching — вид граффити, для изображения которого не нужны краски, ведь надписи делаются с помощью царапин. Просто портишь поверхность острым предметом, получая то, что ты задумал изобразить. Не особо уважаемый вид граффити именно из-за этого жестокого обращения с «холстами».
Clean Advertising — искусство на службе у рекламы. Когда что-то становится частью массовой культуры, то рано или поздно это начнут продавать. Авторы берут деньги за изображение, в котором, естественно, будет присутствовать реклама. Что ж, если художник уличный, то не обязательно он должен быть голодным.
Стили граффити
Bubble letters — они же дутые буквы. Этот стиль распознать достаточно просто, даже интуитивно. Если видишь надпись из букв, которые будто сделаны из воздушных шариков в одном стиле с малым количеством цветов, то это и есть bubble letters. Один из самых распространенных стилей.
Blockbuster — простой и лаконичный рисунок с малым количеством цветом и большим размером букв. Он должен быть без особых изысков и легко читаемым, ведь этот стиль используют уличные группировки райтеров для обозначения своих территорий.
Character (или просто кэрэк) — граффити с использованием персонажей. Это могут быть как придуманные автором уникальные герои, так и заимствованные из массовой культуры. Для изображения лиц, как ты понимаешь, требуются некоторые более серьезные навыки из художественной школы.
Throw-up — простейшие граффити с использованием двух цветов, один из которых для заливки, а второй — для контура. Простые в написании и понимании тексты, которые особенно популярны у любителей бомбинга.
3D/FX — один из наиболее молодых стилей, суть которого в придании дополнительного объема рисункам с использованием игры света и тени.
Творить по кодексу
Можно бесконечно спорить о том, является ли это все вандализмом или искусством. Сторонники первого подхода будут говорить о новых фасадах исторических зданий, на которых изображено имя какого-нибудь Мастера Пети, а вторые будут жаловаться на коммунальные службы и городские власти, которые уничтожают действительно полноценные художественные работы.
Но всем будет полезно знать, что суть граффити не в том, чтобы испортить какую-нибудь чистую поверхность своим именем и тем самым заявить прохожим о своем существовании. Настоящие мастера граффити понимают, что век их произведений недолог, а подобная слава стоит слишком дешево, чтобы к ней стремиться. По сути, культура граффити создана для своих — для тех, кто в теме. Граффити — это способ общения между райтерами, а город — просто их огромный бетонный мессенджер. Оставляя свою новую работу, автор делает высказывание или просто говорит: «Видал? Можешь так?», — а остальные считывают эту информацию и показывают на других объектах уже свои умения, пытаясь добиться признания у сообщества.
Это не оговорено, но граффитчикам также нельзя портить исторические памятники, детские площадки, отреставрированные фасады. Да и сами они стремятся для своих творений использовать маловостребованные холсты: мусорные баки, полуразрушенные здания, трубы.
Если тебя заинтересовало это течение и ты хотел бы увидеть наиболее яркие произведения современных авторов, то могу тебе предложить карту московских граффити, которую составил журнал Furfur. А для большего погружения в культуру стрит-арта прочти нашу статью о самых ярких художниках российских улиц.
А как ты сам относишься к граффити?
Искусство на стене. Почему подростки рисуют граффити на домах и остановках
Я художник, я так вижу
Когда вижу непонятные закорючки на стене подземного перехода или на остановке общественного транспорта, на ум приходят слова из шуточного стихотворения Успенского: «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне!» Похоже, что оставлять свои теги на всех плоскостях, до которых дотягивается рука, многим так же необходимо, как слушать любимую музыку. Вот только не все задумываются, что наказание за такие художества отнюдь не шуточные.
Рисунок Анатолия Щеголева
Новостные сводки регулярно пополняются новыми случаями подобных хулиганств: так, в январе 25-летний минчанин осквернил памятник Пушкину, вымазав ладони поэта красной краской. А пару месяцев назад недохудожники из Орши расписали из баллончика вагон пассажирского поезда: наказана была вся компания, а инициатор получил штраф в размере 70 базовых.
Интересно, чем руководствуется молодежь, оставляющая свои автографы на мемориалах, бигбордах, стенах зданий? Педагог-психолог Республиканского центра психологической помощи Илляна Матвиенко видит различные причины:
– Первая – стремление к эмансипации, мол, посмотрите, я достаточно смелый и крутой, чтобы нарушать закон. Вторая – получение порции адреналина: ребятам кажется, что если они совершат что-то противоправное, это выделит их из толпы и подарит острые ощущения. Также в этом перечне – желание самовыражения, стремление показать свою принадлежность к определенной субкультуре.
Известный художник Евгений Сосюра, чьи муралы попадают в топы лучших в мире, уверен, что увлечение стрит-артом (разумеется, в законном виде) очень полезно:
– Ребята учатся сочетать цвета, работать в различных художественных техниках, «прокачивают» усердие и упорство. Но я говорю именно об искусстве, а не о мазне, оставленной наспех, например, на автобусной остановке. Каждый, кто берет в руки баллончик, должен спросить себя: украсит ли его картина то или иное здание, стену, пространство. Приступать к работе нужно только в том случае, если ответ положительный.
Евгений уверен, что ни один уважающий себя уличный художник не станет рисовать на зданиях в исторической части города, памятниках, обелисках или остановках общественного транспорта.
За такие, казалось бы, невинные «шалости» грозит вполне серьезное наказание. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, ответственность за незаконное нанесение рисунков влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин.
При значительном размере ущерба художники могут понести уголовную ответственность. Статья «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества» предусматривает наказание вплоть до ограничения свободы на срок до двух лет. Но чаще всего граффитисты отделываются административными штрафами и возмещением материального ущерба организациям.
Нередки случаи, когда райтерам вместе с родителями приходится отмывать стены от своих художеств.
Первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Михаил Гаухфельд убежден, что городские здания должны украшать профессионалы:
– Ответственные проекты нужно поручать только людям с опытом и безупречным вкусом, а молодым художникам надо выделять в каждом районе небольшие площадки, где ребята смогут набивать руку. Согласен с тем, что за непрофессиональную роспись, которая портит облик города, необходимо штрафовать.
Стрит-художников нужно воспитывать, уверен проект-менеджер творческого объединения художников Zadelo Дмитрий Веселин:
– Я бы не стал называть вандалами всех ребят, которые оставляют граффити на городских зданиях. Зачастую начинающие райтеры просто не знают, где можно рисовать, а где нельзя, не владеют базовыми навыками, поэтому их картины со стороны кажутся несуразной мазней. К сожалению, сегодня в стране нет ни одного объединения по интересам для тех, кто увлекается стрит-артом.
К слову Дмитрий проводит мастер-классы для воспитанников детских домов. Курс обучения рассчитан на 12 занятий. Зимой подростки осваивают теорию, а уже с апреля у них начинется практика. Масстер обещает предоставить краски и найти площадку для нанесения рисунков. Дмитрий сетует, что это бывает непросто:
– Наши города пока не готовы принимать уличных художников. Большинство граффити остаются жить в блокнотах, потому что найти площадку и согласовать эскиз очень сложно: даже у меня, взрослого человека с высшим образованием, на это порой уходит несколько лет. А когда эскиз согласован, часто выясняется, что место не подходит для рисования. Например, это бетонное ограждение площадки, на которой стоят мусорные контейнеры, и прежде чем его расписывать, придется его хорошенько отмыть и продезинфицировать.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УВЛЕКСЯ ГРАФФИТИ?
Советует художник Евгений Сосюра
1. Разберитесь в мотивации. Постарайтесь понять, что именно интересует сына или дочь в культуре уличного искусства. Ими могут двигать не только творческие порывы, но и потребность в адреналине или уважении друзей.
2. Поговорите об ответственности. Объясните, что за все действия, которые выходят за рамки закона, придется отвечать.
3. Заинтересуйте искусством. Если подростком движет художественный интерес, подтолкните к изучению истории искусств: сходите в галерею или музей, купите альбом с работами классиков или современных авторов.
4. Предложите учиться. Посоветуйте ребенку пойти в художественную школу или пройти курсы компьютерной графики, живописи и скульптуры.
5. Поддерживайте. Хвалите ребенка и вникайте в его интересы, а самое главное – не пытайтесь «задушить» в нем художника. Просто направьте его стремление в мирное русло.
Что нужно знать начинающему райтеру
Если есть желание и немного способностей, то нарисовать граффити не составит особого труда. Для начала рисуем скетч (эскиз), затем, с помощью краски, переносим его на стену. Очень часто между эскизом и конечным результатом (граффити на стене) есть существенные различия. А некоторым эскизы вообще не нужны, они просто берут в руки баллон с краской и импровизируют. Так уж сложилось, что для надписей в граффити используют латиницу, хотя есть и такие, кто выполняет красивые надписи на русском.
Искусство граффити многогранно и в нем, как и в любом другом искусстве, есть несколько направлений. Уметь рисовать по всем направлениям довольно сложно, а и вовсе не обязательно, хотя некоторые профессионалы считают, что настоящий мастер должен уметь все. Итак, что же это за направления?
• Тегинг – нанесение своей собственной подписи (тега) на стены, вагоны другие, понравившиеся тебе поверхности. Она может быть как одним словом, так и целой фразой. Тегинг – это предок современного граффити, зародившийся в 70х годах в Нью-Йорке.
• Скрэтчинг – нанесение своего тега на стекла. Это направление похоже на предыдущее, но надпись в последнем случае делается не краской, а камнем (в основном для заточки ножей) или, например, грубой наждачной бумагой на стекле. Стереть или удалить такой рисунок (скрэтч) невозможно и это, пожалуй, единственный его плюс.
• Бомбинг – быстрое нанесение рисунков на любые поверхности. Здесь главное – скорость, все нужно делать максимально быстро. Вообще-то, бомбинг нелегален, и те, кто «бомбардируют», рискуют угодить в милицейский «бобик», и поэтому они рисуют в основном по ночам, когда их никто не видит, и, конечно, делают это очень быстро.
• Реализм (фотореал) – как понятно из названия это направление подразумевает максимально реалистичный рисунок на стене, это может быть как портрет, так и изображение автомобиля, самолета. Рисунок получается максимально приближенным к живому.
• Концепт-рисунок – наиболее сложное направление в граффити, чем-то похожее на традиционную живопись. Это сложные работы, совмещающие в себе и надписи и рисунки. Чаще всего, выполнение таких рисунков легально, так как требует большое количество временных и денежных затрат.
Рисуй стильно
Помимо направлений, существуют еще и стили граффити. Вот самые основные:
• Old School – простые стили ближе к классике.
• Flat – плоский рисунок. Рисуя в таком стиле, работа получается плоская, а не объемная, буквы перекрывают друг друга. Обычно рисуют в двух цветах и не детализируют картинку.
• Bubble style – история названия этого стиля очень длинная. Название пошло от первых рисунков, буквы на которых выглядели как огромные пузыри. Сейчас так называется все простое граффити, никаких сложных элементов, цветовая гамма ограничивается, как правило, двумя – тремя цветами. Буквы друг друга не перекрывают, иногда изображаются в «объемном» стиле. В основном этот стиль граффити используется для бомбинга. Что называется, просто и быстро.
• Blockbusters и Throw-up – тут размер имеет определяющее значение. Надписи, сделанные в этом стиле, огромны. Для их рисования используют валик и широкие кэпы.
• Newschool – более современные и усложненные стили.
• Wild style – стиль высокой сложности. Переплетения букв создают сложные и оригинальные узоры, присутствует некая иллюзия трехмерности, есть детали, которые затрудняют понимание рисунка, огромное разнообразие цветов. Все это приводит к тому, что рисунок понять могут далеко не все, труднее всего не знакомым с граффити людям.
Многие граффитчики помимо надписей в своих работах используют объекты. Объект может красоваться на рисунке, заменяя одну букву, или присутствовать на картине в добавок к надписи. Еще райтеры рисуют кэрэкс (сharacs) – созданный ими персонаж, их «визитная карточка».
Буква закона
Выбор места для рисунка
Очень важно найти хорошую поверхность для рисования. Во-первых, ты рисуешь не только для себя, но еще и для того, чтобы твое творение увидели, заметили. Следовательно, тебе нужна поверхность в людном месте. Во-вторых, не забывай о безопасности. Вот здесь возникает вопрос: как найти баланс между этой самой безопасностью и популярностью твоих рисунков? Попробуй найти такое место, где рисунок увидят, а тебя (во время создания этого рисунка) – нет. Это нелегко, но возможно.
Месторасположение – не единственный критерий, по которому выбирают поверхность для граффити. Очень важен и тип материала, на котором ты собираешься рисовать. Неровная поверхность вроде забора с орнаментом, металл или неокрашенное дерево не подойдет для рисования. Не рисуй на ржавчине или побелке, так как тогда твои рисунки неля будет назвать долгожителями, они исчезнут вместе с верхним слоем. А вот что действительно подойдет, так это пористый бетон (не перепутай с бетонными плитами). А если хочешь создать максимально пригодную для рисования поверхность, загрунтуй ее. А если все-таки решил рисовать не металле, то стоит потрудиться его обезжирить, чтобы краска легла лучше. Старайся не рисовать в дождь и холод. Поверхность должна оставаться сухой. А в холод краска плохо ложится и медленно сохнет. И рукам тоже холодно.
Чем рисовать
Сначала поговорим о красках. Они продаются в баллонах разного объема (от 50 мл до 1 литра). Вот самые распространенные:
Раньше на прилавках часто встречались следующие аэрозольные баллоны:
Новички обычно для контуров берут «Артон», а для заливки Easy. Получается прилично и недорого. Раньше на контур брали «Монтану» и на заливку «Абро», но времена меняются. Настоятельно советую не покупать в автомагазинах краски Fiesta, King или Pride, она попросту не подходит для настенных рисунков. Она слишком жидкая и медленно сохнет, поэтому будет течь, и нижний цвет перекрыть не сможет.
Для обводки в бомбинге также можно импользовать уникальный продукт, который продается у нас – Мастику от Sprayer. Большой объем, низкая цена. Также, не забывайте, что 1000 мл баллоны в монохромных цветах есть у бренда EASY.
Существует еще возможность смешивания красок. Занимаются этим, в основном, профессионалы. Очень хороший способ экономии и получения нужного цвета. Например, смешивают дорогую и дешевую краску или, когда в разных баллонах осталось мало краски, то ее переливают из одного баллона в другой. Технология переливания не отличается простотой, поэтому новичкам не стоит экспериментировать. В общих чертах переливают краску так: баллон, откуда переливают краску, нагревают, а баллон, куда переливают краску – охлаждают, затем соединяют стержнем от шариковой ручки и нажимают.
Как ты уже понял, одной краской не обойтись. Да и помимо краски есть еще много интересных штучек.
Кэпы – насадки на баллон для распыления краски.Они бывают тонике и широкие. Первые предназначены для рисования контуров, а вторые – для создания хорошей, равномерной заливки, это особенно помогает при работе с большими поверхностями. В принципе, этих кэпов для создания граффити вполне достаточно, но если хочешь больше разнообразия и оригинальности, то можешь приобрести набор каллиграфических кэпов. Они предназначены для прописных шрифтов, у них вращается распылитель, с помощью них можно выводить линии различной толщины под разным углом. Кэпы бывают двух видов: male и female. Female-кэпы имеют отверстие в основании и надеваются на штырек на верхушке баллона. Male-кэп, наоборот, оснащен таким штырьком. Все становится предельно ясно, если знаешь перевод слов male и female). Для баллонов Mоntana, Molotow, Arton, MTN94, One Take, Trane, Easy, Sprayer, Belton и Abro подходит male-кэп, для Abro Sabotage – female. Имей ввиду, что кэпы имеют свойство забиваться краской, поэтому на всякий случай имей при себе запасной вариант. Некоторые мастерят кэпы самостоятельно. Например, чтобы сделать кэп ultra-skinny (тонкий), достаточной впаять иглу от шприца в дырку-распылитель. Но средняя цена одного кэпа – около 20 р., поэтому легче пойти в магазин и не париться с паяльником.
Респиратор – надежное средство при хим.атаке) А если серьезно, то он незаменим при работе с краской, она крайне вредна для легких. Его рекомендуется надевать как при работе в замкнутых пространствах, так и на открытом воздухе. Без него и астму можно заработать. Что касается выбора респиратора, то в основном выбор падает на фирму 3M. Ассортимент бренда предлагает как многоразовые полумаски с серьезными угольными фильтрами, так и одноразовые варианты по дешевой цене.
Трафарет – готовый шаблон для твоего рисунка. Вырезать его можно дома из куска линолеума или картона. Сначала нужно придумать эскиз, затем перенести его на картон или линолеум. С помощью трафарета можно наносить на стену оригинальные рисунки или рисовать тэги за предельно короткое время.
Перчатки – чтобы остаться чистым. Как бы ты ни старался рисовать аккуратно и по всем правилам, все равно испачкаешься. Краска при распылении все равно будет ложиться тебе на руки или капать с верха баллона, особенно если ты давно не менял кэп. Если все-таки не боишься испачкаться и у тебя нет аллергии на краску, то летом перчатки можешь не надевать.
Чтобы не совершать ошибок
Итак, ты купил краску, нашел подходящую поверхность для рисования и жаждишь начать работу. Ничего не забыл? Тебе стоит предусмотреть еще кое-что:
• Не закрашивай надписи на стене однотонным цветом, если того не требует скетч. Краска для граффити непрозрачна, поэтому закрасит все, что угодно. Даже белый может закрасить черный.
• Не забывай про фон! Многие начинающие райтеры совершают такую ошибку, начинают с контура, а потом закрашивают его краской. В результате получается,мягко говоря, не слишком красиво. Чтобы у тебя не получилось то же самое, рисуй сначала эскиз цветом фона основной надписи, потом фон, потом контур.
• Кэпы нужно чистить после каждого использования. Для этого переверни баллон и в течение пяти секунд подержи кэп нажатым. Краска перестанет выходить, и тогда можешь смело отложить баллон в сторону. Но если ты этого не сделал, кэп можешь выкидывать, он уже ни на что не годен.
• Перед началом работы опробуй краску, иначе ты можешь испортить рисунок. Брызни краской на землю или на другой участок стены, который тебе не понадобится, чтобы проверить, все ли в порядке с кэпом, правильно ли он установлен и т.д. А если баллон новый, то меры предосторожности необходимы вдвойне, так как в первые секунды рисования он может «поплеваться» краской.
• У райтеров тоже есть свой «кодекс чести» и его нужно соблюдать. Ни в коем случае не трогай чужие работы, какими бы они ни были. Не подписывайся под чужими рисунками и не порти чистые стены.
• Начинать лучше всего с грунтовки рабочей поверхности, чтобы краска лучше ложилась и ничего лишнего на стене не осталось (например, старые рисунки). Для грунтовки можно использовать эмаль или водоэмульсионную краску. Эмаль – более выигрышный вариант, так как она более стойкая, чем водоэмульсионка, и цвета на ней получаются ярче. Ее можно использовать как фон, добавив немного другой краски, создав тем самым нужный цвет.
Граффити – что это такое?
Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?
История граффити: от древнего мира к новому времени
Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.
Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.
Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.
Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки
Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.
Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.
Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.
Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.
Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.
Зарождение современного граффити
Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.
Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е
Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.
Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)
Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.
Центр распространения граффити-культуры
Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Мировой опыт противостояния граффити и государства
Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.
В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.
Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art
В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.
При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.
Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.
Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014
Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.
Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве
Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.
Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.
Материалы и техника создания
Современными райтерами используется целый ряд инструментов:
В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.
Виды и стили классического граффити
Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.
“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.
Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях: