грайм рэп что это
Грайм
гринди, ритм-н-грайм, электро-грайм
Грайм (англ. grime ) — музыкальный жанр, возникший в начале 2000-х годов в восточном Лондоне (Ист-Энд) на стыке гэриджа и хип-хопа. Грайм характеризуется темпом около 138 ударов в минуту, минималистичным брейкбитом с ярко выраженными малыми барабанами, «консольными» футуристическими электронными звуками и глухими раскатистыми басами. Как правило, поверх этих музыкальных зарисовок, так называемых «риддимов», идёт скоростная ритмичная читка или пение в стиле современного ар-н-би; атмосфера треков часто очень мрачная и агрессивная. В период становления эту музыку также называли саблоу (sublow), эйтбар (8-bar) и эскибит (eskibeat). Нередко грайм-риддимы путают с дабстепом, другим преимущественно инструментальным ответвлением гэриджа, пришедшим с юга Лондона; в то же время дабстеп-композиции зачастую используют в качестве основы для вокальных грайм-треков — путём наложения поверх типичной читки.
Изначально термином грайм, несущим уничижительный оттенок (grime — грязь), обозначали новую волну гэриджа низкого качества от продюсеров из небогатых районов, пишущих свою музыку используя «базовые пакеты» таких программ для персональных компьютеров как FruityLoops и Reason, а также на дешёвых грувбоксах или вовсе на игровых консолях. Однако к 2002 году грайм оформился в цельную эстетическую форму. Композиции в этом жанре ротируются на музыкальных телеканалах и попадают в хит-парады. Некоторым представителям грайма удалось подписать контракты с крупными лейблами звукозаписи и спонсорские контракты с известнейшими компаниями спортивной одежды и обуви. В 2003 году ярчайший представитель грайма Dizzee Rascal стал обладателем престижной британской музыкальной премии Mercury Prize за свой дебютный альбом «Boy in da Corner».
Основной метод распространения грайма — это так называемые «микстейпы» и пиратское радио, хотя эта музыка представлена и на некоторых легальных альбомах и радиостанциях (Kiss 100, BBC 1Xtra, BBC Radio 1 и т. п.). Мощнейший рупор грайма — спутниковый телеканал Channel AKA (в прошлом — Channel U).
Основные представители
Наиболее известные представители грайма:
Grime – голос Туманного Альбиона
“Грайм для меня это я и мои парни. Мы просто чиллим.
Все что мы делаем – это грайм.”
JME
Грайм – жанр родившийся в нулевых на окраинах Лондона, на стыке классического юк-гэриджа, драм-н-бэйса и джангла. Вышедший из подвалов, гаражных студий, блоков социального жилья, соединивший в себе ломанный бит, агрессивный флоу (flow – ритмика читки), остросоциальные текста, жанр стал истинно британским ответом хип-хопу из-за океана.
Содержание
Историю жанра принято делить на две волны – условные Grime 1.0 и Grime 2.0. Первая волна не принесла грайму глобальной известности, но вторая, начавшаяся в 2013-2014 годах, захлестнула все уголки земного шара. Канье Уэст выходит на одну сцену с легендами жанра, Скепта сотрудничает с Асап Роки и Ксавьером Вульфом, а его коллаборации с Nike собирают многочисленные кемпы.
Но обо всем по порядку.
Grime 1.0
Начавшись в конце 90-тых, когда Willey первым стал читать поверх джангл-музыки, первая волна грайма быстро захватила многих МС Туманного альбиона. Как и панк, грайм произрастал снизу, от людей, чей голос не был отражен в популярной культуре. Пытаясь быть услышанными, битмейкеры писали музыку без профессионального оборудования на старых компьютерах и игровых приставках, семплируя звуки индустриального Лондона, полицейские сирены и грохот выстрелов, а МС записывались в своих комнатах. Пиратские радиостанции, подпольные рэйвы и подвальные грайм-клэши – людям это нравилось, они доверяли историям, рассказанным в треках, ведь артисты читали по-английски, с английским акцентом. Формировалась идентичность британской уличной музыки, использующей местный слэнг и раскрывающей лондонские реалии. Сотни молодых парней смогли выйти из тени и рассказать всей британии о вещах, по-настоящему волнующих их.
Благодаря специфике бита и текстов казалось, что жанр никогда не выйдет из андерграунда. Однако в 2003 Dizzie Raskal выпускает свой альбом «Boy in da corner», звучание которого идеально подошло как для рэйвов, так и для обычного прослушивания и грайм выходит из подполья на британскую мейнстрим-сцену, захватывая клубы, радиоротацию и телевизор.
Grime = Crime
Одновременно с зарождением грайм-сцены был организован отдел полиции Trident,он же «Трезубец», на счету которого множество отмененных рэйвов и выступлений. Также была введена скандально известная форма 696, обязующая владельцев площадки информировать Трезубец о предстоящем мероприятии. В ней необходимо было указывать почти все персональные данные артиста, тем самым устанавливая тотальный контроль за сценой. Существовала даже практика, когда полиция анализировала треки МС, и если его криминальные текста оказывались правдой, то артист оказывался за решеткой.
Даже отсидев свои сроки, исполнители не могут легально выступать, потому что Трезубец всячески препятствует выступлению. Так, например, легендарный Giggs, арестованный за ношение девятимилиметрового и вышедший из тюрьмы в 2003, вынужден выступать в качестве секретного гостя, выходя на сцену всего на несколько треков и после скрываться в неизвестном направлении.
На волне давления со стороны органов правопорядка сцена претерпевала изменения, со временем приведшее к тотальному упадку жанра. Некогда пионер Диззи, как и многие другие легенды, ушел в более попсовое звучание, открестившись от маргинального слова Grime и выступая вместе с Шакирой на MTV EVA в 2012.
Но грайм не умер. Перебравшись на просторы Soundcloud’а, музыканты все больше и больше экспериментировали со звучанием, а роль MC отошла на задний план. В 2013 году вышел сборник Grime 2.0, комментарий к которому очень четко характеризовал происходящее в жанре на тот момент: “В то время, как MC всеми силами искали способы продаться подороже, грайм-сцена развивалась усилиями изобретательных битмейкеров. Влияние хип-хопа, джангла, а также самой прогрессивной электроники было должным образом абсорбировано новым поколением битмейкеров”. Выход данного сборника является знаменательной вехой развития жанра, ведь именно с него принято отсчитывать вторую волну, открывшую для грайма весь мир.
Grime 2.0
Настоящий успех и выход в свет для жанра случился в 2015 году. Тогда поп-икона и мастер перфоманса Канье Уэст вышел на сцену BRIT Awards (важнейшей британской ТВ-премии) в окружении группы мужчин, одетых во все черное с огнеметами в руках и исполнил трек All Day. В толпе публика узнали грайм-ветеранов, таких как Skepta, JME, Stormzy, Novelist (которому на момент выступления было 18 лет) и многих других. После этого музыкальные издания заговорили о возрождении жанра.
Однако некоторых сей перфоманс шокировал, стоит вспомнить легендарное интервью девушки, вдохновившее Skepta на один из самых известных своих треков “Shutdown”: ”A bunch of young men all dressed in black dancing extremely aggressively on stage. It made me feel so intimidated and it’s just not what I expect to see on prime-time TV.”
Со своим Shutdown Skepta повел грайм в Америку, срывая sold-out’ы на каждом своем выступлении. Благодаря своей дружбе с Drake, который кстати сделал татуировку Boy Better Know (грайм-лейбл младшего брата Skepta – JME) жанр пробился и в американский мэйнстрим, став единственной британской музыкой, которой это удалось.
Последние три года грайм у всех на слуху, Stormzy становится четвертым исполнителем в истории, весь дебютный альбом которого «GANG SIGNS & PRAYER» попадает в top-100 британских чартов, фит Skepta и Asap Rocky держится в топе эплмьюзик, а икона американского андерграунда и отец клауд рэпа Xavier Wulf записывает со Skepta ремикс на свой легендарный Check it Out.
В России же интерес к грайму рос с 2015 года, когда московская группировка Zuluwarrior разбавила засилье техно в клубах сочными басовыми миксами, в которых успешно смешивался юкей гэрэдж, грайм и басслайн. Волну британской музыки быстро подхватили и вот уже сам Skepta выступает на Пикник-Афиши 2016, а хэдлайнером FACES&LACES 2017 становится Giggs.
Сейчас грайм стал неотъемлемой частью современной культуры и проник почти во все ее области. Галереи вывешивают холсты с легендами жанра в аристократических нарядах (ссылка), а американские рэперы активно сотрудничают с британскими эмси. Скепта участвует в показах знаковых дизайнеров и уже третий раз выпускает коллаборацию с Nike. Так и Zuluwarrior, в этом году сделавшие со спортивным гигантом совместную коллекцию, посвящённую уличному футболу.
С чего начать знакомство с граймом Skepta, JME, Kano, Novelist и другие величины жанра, а также издания, где о них можно читать
6 мая вышел новый альбом Skepta — пожалуй, самого важного сейчас британского грайм-исполнителя. Обойти его вниманием сложно: грайм продолжает набирать популярность, а в Москве последний год проходят регулярные грайм-вечеринки. В новом выпуске нашей образовательной рубрики мы решили рассказать, как появился грайм и на каких его представителей стоит обратить внимание в первую очередь.
основатель cообщества о грайме Zuluwarrior
Многие называют грайм британской версией рэпа, но это cовсем не так. Этот зародившийся на окраинах Лондона в начале 2000-х стиль — самобытное музыкальное направление. У истоков грайма стоят принесённые на территорию Британии выходцами с Ямайки рэгги и дэнсхолл, а также гэридж и драм-н-бэйс — чисто британские жанры.
Мрачный, тёмный звук грайма, агрессивная читка и звучание инструменталов, а также лирическое содержание треков сильно отличались от предшествовавшего ему клубного гэриджа. При этом они куда правдивее отображали жизнь музыкантов, создававших свою музыку на полуподвальных студиях и выступающих на пиратских радиостанциях. Для понимания, что из себя представляет грайм, к прослушиванию обязательны первые альбомы Wiley, Dizzee Rascal и Kano — пионеров жанра, стоявших у истоков. Из классиков необходимо отметить JME — младшего брата Skepta, сооснователя ведущей грайм-группировки Boy Better Know. А также D Double E, Footsie, P Money, Rude Kid, Spooky. Из представителей новой волны и молодого поколения выделяются Novelist, Stormzy, Faze Miyake и Murlo.
До наших дней грайм претерпел несколько этапов развития — это и подпольное время становления классического грайма, и клубно-попсовая эстетика, коснувшаяся многих грайм эмси в конце 2000-х: ведущие артисты выпускали совместные треки с Пи Дидди, Тайо Крузом, Армандом ван Хельденом и даже Шакирой. Сейчас грайм возвращается к своим истокам, к уличной истории, подчёркивая свою уникальность и самобытность.
В нашей стране грайм не особенно популярен. Если кто-то из исполнителей и на слуху, так это Skepta — самый раскрученный и мейнстримовый. Есть молодые продюсеры, создающие достойную музыку, которую включают в эфиры британских радиостанций, но здесь они по большому счёту никому не известны.
Что читать и смотреть о грайме
Как грайм стал главным жанром уходящего года
Ёмкий русскоязычный материал о том, что из себя представляет грайм вообще, что происходит с этим жанром сейчас и почему он становится популярным не только среди давних поклонников. Сюда же стоит идти за миксами с классическим и не очень граймом.
Дискуссия «Грайм и Америка»
Круглый стол Boiler Room о резком росте популярности грайма в США — стране, где до появления грайм-звёзд на одной сцене с Канье Уэстом английских эмси не очень-то воспринимали всерьёз. Дискуссия поможет разобраться в сложных отношениях грайма и рэпа и в общем расскажет о переменах в жанре. Для тех, у кого сложно со слуховым восприятием, у записи есть и расшифровка с примерами самых важных треков.
Серия Noisey London о становлении грайма
Один из выпусков проекта Noisey, в рамках которого журналисты издания Vice рассказывают о главных музыкантах того или иного города. В серии про Лондон рассказывают как раз о развитии грайма, затрагивая Giggs, Skepta, Jammer и других важных артистов жанра.
Поток Grime Ting на The Flow
Следить за новостями из мира грайм-музыки можно в специальном потоке Grime Ting на сайте The Flow. Короткие подборки о самом главном выходят примерно раз в месяц, чего вполне достаточно для тех, кто просто хочет оставаться в курсе музыкальной повестки.
Куда ходить в Москве
Грайм в Москве всё ещё не так популярен, как, скажем, техно, но постепенно набирает обороты. Первыми продвигать этот жанр стало движение Zuluwarrior с регулярными вечеринками в городских клубах. Организаторы отмечают, что прогресс уже налицо: если прошлым летом к ним ходили с десяток-другой друзей, то сейчас это пара-тройка сотен человек.
Грайм рэп что это
Грязь и правда улиц: 10 граймовых MC, за которыми нужно следить прямо сейчас
Грайм в последние годы переживает настоящий ренессанс. За это стоит благодарить новое поколение талантливых и свирепых MC, которые постепенно приходят на смену известным всем старикам.
С улиц Лондона жанр успел выйти на международный уровень, а постоянно растущее количество совместных работ с рэперами из Штатов только добавляет грайму популярность. Дошло до того, что специально для своего шоу Канье Уэст просит в массовку целую свору молодых ребят, облоченных во все черное. Кажется, именно сейчас жанр переживает свое второе рождении.
Несмотря на невысокую популярность грайма в нашей стране, игнорировать его становится уже совсем неприлично. Недавно британский журнал Fact (а уж кому как не им этим заниматься) подготовил свой список граймовых MC, которые находятся буквально в шаге от успеха. Мы внимательно ознакомились с творчеством представленных артистов (хоть у некоторых из них нет и единого релиза) и посчитали, что они действительно заслуживают вашего пристального внимания. Продукт в наших краях диковинный, но от этого он не становится ни на каплю хуже. Поехали!
Jammz
Один из самых востребованных молодых MC Британии. В свои неполные 22 года Jammz уже частенько мелькает на волнах британских радиостанций и говорит, что он, по сути, и есть радио. Амбиций юному таланту с улиц Лондона не занимать, и его стремительно развивающаяся карьера тому главное подтверждение. Настоящий рэп по мнению Jammz не должен зацикливаться на рифмах, а уделять внимание истории или какой-то проблеме – личной или же общественной. Его преданность делу позволила получить как протекцию старожил жанра в лице P Money и Spooky, так и уважение представителей новой школы грайма (совместки с Moleskin и Finn тому прямое подтверждение). Также в активе у Jammz есть крепкий EP «Hit The Run».
Отличный рэпер из Ноттингема, о котором на данный момент мы практически ничего не знаем. В его пользу говорят сравнения с такими монстрами, как D Double E (участник коллектива Newham Generals, которого вы могли слышать, например, на прошлогоднем альбоме электронщика Rustie). Такие комплименты в сторону Mez вполне заслуженые, а сам исполнитель при любой возможности старается оправдать выданные ему авансы. Послушайте хотя бы, как он отлично вписывается на ремиксы нашумевших песен – Jon Phonic «Ghoistn’» или вышеупомянутого Jammz «Hit The Run».
Row D
На грайм-сцене всегда есть место для талантливых белых парней – один Plan B или Delvin чего стоят. И Row D имеет все шансы стать следующим большим артистом, чья кожа отличается от цвета английской ночи. Пока трудно предсказать, как будет развиваться его карьера в будущем – станет ли он известен в широких кругах и подпишется на мейджор, или же превратиться в культового андеграунд персонажа. Оба варианта хороши по-своему, но уже сейчас понятно – в грайме парень надолго. Главным аргументом в пользу Row D является его универсальность – он умеет одинаково хорошо звучать как на классических для грайма битах под 140 ударов в минуту, так и на привычных хип-хоп инструменталах.
The Square
Лондонское объединение The Square, возглавляемое уже добившимся признания рэпером и продюсером Novelist — это настоящая сокровищница талантов. Помимо их лидера здесь хватает ярких и самобытных персонажей. Загибайте пальцы: рвущий всех в клочья хриплый Faultsz, скалящий зубы дерзкий Hilts/Murkilla, а также Deejillz и Elf Kid. Внушительный список, не находите?! Учитывая их талант и голод до больших побед, о ком-то их этих ребят мы еще обязательно услышим в этом году.
Следующая локация на новой грайм-карте Великобритании – Нортгемптон. Именно оттуда наш следующий герой. Izzie Gibbs. Помимо того, что он отличный фристайлер, он также обладает слухом на цепкие мелодии. В отличие от большинства своих коллег он умеет сочинять хорошие современные припевы, а это немаловажно для построения успешной карьеры, согласитесь. Хуки, которым сразу хочется подпевать, без автотюна не обходятся, но кто сейчас без этого грешка?! Вполне возможно, что вскоре мы наконец-то услышим от него хит международного масштаба.
Mic Ty
Этому MC всего 19, но он уже успел обзавестись поддержкой Spooky, Slimzee и Logan, а также делил микрофон с новыми звездами вроде Novelist. Его техничные дуэли вкупе с глубоким голосом создают впечатление человека, который повидал на своем веку все (и не забывайте сколько парню лет!). Именно это сочетание юношеского задора и брутальной, не по годам взрослой подачи и делают Mic Ty таким уникальным MC.
Перспективное трио с севера Лондона, которое состоит из Saint P, Lyrical Strally и PK. Они стабильно наводят шум на локальный мероприятиях и буквально вгрызаются в микрофон, чтобы доказать – они именно та молодая сила, с которой нужно считаться. Парням не хватает всего немного: чуть больше ротаций и парочки действительно разрывных треков, которые бы вывели их на качественно новый уровень.
Madders
Kwam
История Kwam берет свое начало на северо-востоке Лондона. В свое время в узких кругах он был известен, в первую очередь, как продюсер. И только позже выяснилось, что он еще и отличный рэпер. Глубокая лирика, отточенный флоу, который, то несется вместе с битом, то соскакивает с него и бежит рядом – вот полный набор для будущей звезды. Видно, что свои амбиции Kwam еще в полной мере не реализовал, однако уже сейчас понятно, что до крупного успеха ему осталось совсем немного. Прошлогодний проект «People Power» тому прямое доказательство.
Продюсер Oddkut выбирает лучшие грайм-треки и рассказывает о важных исполнителях жанра
Балаковский грайм-продюсер Oddkut, он же Никита Куценко из московской бэйс-тусовки United и проекта Taэt Vremya выпускает треки на лейбле крестного отца жанра DJ Slimzee. В преддверии петербургского сета 21 августа он собрал плейлист из 10 неочевидных хитов грайма и рассказал о важных представителях жанра, про которых вы могли не знать.
Squarewave делает музыку с 16 лет — его ранние треки получили поддержку легендарной пиратской станции Kool FM и известной джангл-команды Full Cycle из Бристоля, а его группа Nasha Experience выиграла Best Alternative Act на UK Asian Music Awards в 2011 году. Запустил лейбл New World Audio в 2010 году, также вел еженедельную передачу на культовой радиостанции Kool FM.
Музыкант сначала был диджеем Тинчи Страйдера, затем стал грайм-продюсером, а его почерк — sounds of the sir — чуть ли не одна из фирменных фишек-тегов в грайме. Одна из последних его работ — хит Stormzy «Big for Your Boots».
Sir Spyro вел передачу про новинки грайма на Rinse FM (центр притяжения британского грайма и другой urban music) с 2005 по 2017 год. Сейчас Sir Spyro ведет собственную программу на лондонском радио BBC Radio 1Xtra.
Лондонский эмси, ветеран грайма. Вошел в легендарную группу Roll Deep, когда ему было 22. В 2007 году трек Killa P «Skeng» с его кузеном Flowdan от The Bug буквально разлетелся по миру, это один из фирменных дабстеп-треков. Сейчас артист концентрируется на сольной карьере.
Пионер грайма, начал читать в возрасте 13 лет. Stormin MC — основатель коллектива N.A.S.T.Y. Crew, в который потом вошли Kano, D Double E и Jammer (ныне топовые МС). Одним из первых артист стал использовать гэридж-инструменталы (uk garage) и писать агрессивные тексты — он, по сути, приложил руку к рождению фирменного звучания грайма. Stormin MC часто выступал в маске под псевдонимом Teddy Bruckshot. Артист умер от рака в возрасте 34 лет, после его смерти артисты и фанаты скорбили по нему в социальных сетях — Скепта, Диззи Раскал, Example и Rag’N’Bone Man отмечали его влияние на андеграундную сцену Великобритании.
Lady Chann — одна из наиболее известных британских женщин-эмси наряду с Lady Leshurr и Ms Dynamite. Для нее характерен напористый флоу с неповторимым ямайским акцентом. Время от времени появляется во фристайлах на BBC Radio 1xtra и NTS Radio. Vice называет ее «женским лицом» дэнсхолла в Великобритании, а Guardian — «королевой дэнсхолла». Из видных хитов — фит на дабстеп-треке от Zomboy «Here to Stay».