гражданско патриотическое воспитание что это

Доклад «Патриотическое воспитание детей и молодежи»

Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты

суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно

определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как

«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о

благе его, отчизнелюб, отечественник».

Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.

В российскую политику возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы в России к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания – служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга, признано значение воспитание патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Гражданско – патриотическое воспитание в современной России актуально.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательнойработы можно выделить целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Формы гражданско-патриотического воспитанияобучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

• беседы, классные часы, читательские конференции;

• тематические утренники, проведение совместных праздников;

• торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

• экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

• смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

• конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

• ролевые игры, проигрывание ситуаций;

• встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

• мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

• празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов

• обращение к государственной символике;

• сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

• знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К. Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания,но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из образовательных учреждений, но в 90-е годы оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» образовательные учреждения получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.

Задачи волонтерской деятельности:

• предоставить студентам возможность проявить себя, реализовать свой потенциал;

• развить созидательную активность молодежи;

• организовать патриотическое воспитание студентов;

• сформировать и отработать общие и профессиональные компетенции.

Военно-спортивные соревнования оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствуют развитию общественной активности детей, формируют качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, воспитывая их на героическом прошлом нашей Родины. Народ, который не помнит прошлого, не имеет и будущего и то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания молодежи.

Чрезвычайно важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее синзитивным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культура России включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.

Сухомлинский В. А., раскрывая понятие «Родина», увязывает его с понятиями «человек», «труд», «долг», «семья», «родное слово», «природная среда», «красота», «любовь», «верность», «традиции» и др. Отсюда можно сформировать цель и задачи гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников.

А. С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».

Достижение общей цели – формирования основ гражданственности у детей дошкольного возраста –предполагает последовательное решение ряда задач:

воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– развития интереса к русским традициям и промыслам;

– формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

– знакомства с государственной символикой России;

– расширения представлений о городах и регионах России;

– формирования чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формирования уважения к другим пародам и их культуре.

Как показывает анализ практических наработок отечественных педагогов,существенную роль в грамотном решении данных задач играет учет следующих принципов:

– принципа от близкого к далекому;

– принципа учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю.

Таким образом, наиболее оптимальным сценарием построения работы по патриотическому воспитаниюдошкольников видится следующая модель:

«семья детский сад родная улица родное село родная страна».

Для решения задач патриотического воспитания в детском саду необходимо также охватывать как можно более широкий круг форм работы. Это могут быть беседы, викторины, игры, праздники, чтение, труд на природе и т. п. Большое значение в формировании патриотических чувств у детей может иметь грамотно организованная экскурсионная и музейная деятельность, главное при ее осуществлении – избежать формализма.

В процессе реализации задач можно получить следующие результаты:

— повысить уровень развития дошкольников;

— обеспечить комплексный подход к развитию патриотических чувств у дошкольников;

— повысить познавательный интерес у детей к родному краю, к своей стране;

— повысить значимость патриотического воспитания в глазах родителей воспитанников.

Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными семейными и родовыми наклонностями»

Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы. Доклад на тему «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе». Из опыта.

Доклад «Патриотическое воспитание дошкольников» Доклад на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному.

Патриотическое воспитание детей в детском саду Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему.

гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть фото гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть картинку гражданско патриотическое воспитание что это. Картинка про гражданско патриотическое воспитание что это. Фото гражданско патриотическое воспитание что этоНравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего «Свято Никольского» детского сада. С детьми в группе.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте на основе развивающихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Пед. Опыт. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Педагогическийопыт работы воспитателяМБДОУ «ЦРР – д/с «Сказка» Ковылкинского.

Источник

Гражданско-патриотическое воспитание

гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть фото гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть картинку гражданско патриотическое воспитание что это. Картинка про гражданско патриотическое воспитание что это. Фото гражданско патриотическое воспитание что это

После падения советской идеологии и ценностей, образовательные реформы спешно удалили из учебных заведений все то, что касалось воспитания, оставив за школами чисто образовательные функции. Отказ от воспитания, как целенаправленного педагогического процесса, привел к всплеску детской преступности, отсутствию нравственных ориентиров у подростков и молодежи.

Воспитание нового поколения россиян, патриотически настроенного с гражданским сознанием, находится в особом приоритете у образовательных структур и государства в целом.

Понятие «гражданственность» и «патриотизм»

гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть фото гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть картинку гражданско патриотическое воспитание что это. Картинка про гражданско патриотическое воспитание что это. Фото гражданско патриотическое воспитание что это

Гражданственность проявляется в поведении отдельной личности, но становится заметной в социуме и в нем же развивается. Гражданское воспитание воспитывает гражданина своей страны – сознательную, законопослушную личность со свободным критическим мышлением.

Понятие «патриотизм» знакомо всем очень хорошо.

Патриотизм выражается в единении духовности, социальной активности в совокупности с гражданственностью. Формируется он в процессе обучения и воспитания детей от дошкольного до старшего школьного возраста. Чувство патриотизма у молодежи – это не просто полученные знания о своей Родине, это образ мышления, стиль жизни, основы поведения в обществе.

гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть фото гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть картинку гражданско патриотическое воспитание что это. Картинка про гражданско патриотическое воспитание что это. Фото гражданско патриотическое воспитание что это

Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ

Дошкольный возраст определяется, как важный период становления личности. В этом возрасте открываются возможности для формирования у детей нравственных чувств, одно из которых чувство патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников является основной целью социально-коммуникативного развитие, как образовательной области. Его цель – приобщить детей к социальным и культурным нормам общества, к традициям семьи и народа.

Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ ориентировано на:

Для дошкольного учреждения, гражданско-патриотическое воспитание – задача сложная и требует комплексного и слаженного подхода. В силу своего возраста, дошкольники пока не способны осознать всю глубину понятия «патриотизм». Их нравственные качества еще только начинают формироваться, поэтому сам процесс воспитания достаточно сложен, и, по сути, является только первой, отправной ступенью. Основная роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит школе.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

В общеобразовательной школе этот процесс становится целенаправленным, нравственно обусловленным и комплексным. Он готовит учащихся к жизни, к взаимодействию, труду и полноценному функционированию личности в обществе, к участию в социальной жизни государства. Формирует чувство ответственности за свой нравственный и правовой выбор (в том числе, политический), за развитие своих способностей и достижений жизненных целей.

Как видите, цели у воспитания глобальны, поэтому государственная образовательная система уделяет гражданскому воспитанию столь большое внимание.

гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть фото гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть картинку гражданско патриотическое воспитание что это. Картинка про гражданско патриотическое воспитание что это. Фото гражданско патриотическое воспитание что это

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе ведется на протяжении всего учебного процесса. Она планируется при организации учебных занятий, классной (на уроках и на классных часах) и внеклассной работы в соответствии с заявленной учебной программой.

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников

Программа выделяет свои цели и задачи, как приоритетное направление в системе образования в целом. В содержании программы излагаются идеи, которые определяют направленность, ценности и другие составляющие гражданской позиции учеников.

Цель программы – создание условий для развития личности будущего гражданина – патриота своей Родины, формирование у него нравственных ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание делится на три возрастных этапа, каждый из которых отличается своими методами и особенностями.

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе

Работа по гражданскому воспитанию в школе ведется не отдельно, само по себе, а в полном взаимодействии с учебным процессом и внеклассной работой. Задачи гражданского воспитания реализуются в учебной деятельности (на уроках истории, литературы, родного языка, музыки, изобразительной деятельности) и во внеклассной работе. Мероприятия эти планируются как каждым из педагогов отдельно, так и всей школьной системой в целом:

гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть фото гражданско патриотическое воспитание что это. Смотреть картинку гражданско патриотическое воспитание что это. Картинка про гражданско патриотическое воспитание что это. Фото гражданско патриотическое воспитание что это

Центры гражданско-патриотического воспитания

Проблема гражданского патриотического воспитания настолько важна и глобальна, что его реализация стоит в приоритете у государства. В помощь школам и семьям в городах и районах открываются волонтерские центры гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи. Все чаще инициативу берут в свои руки молодые люди, студенты, подростки, осознавая свою роль в будущем нашей страны.

Цель подобных центров:

Источник

Патриотизм есть не что иное, как желание

трудиться на пользу своей страны.

И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

— помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, район, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

— вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Сегодня воспитательная работа в классе организуется и проводится на основе с учетом профиля, назначения и воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков.

В связи с этим и разработана программа

«Гражданско – патриотическое воспитание как основа становления личности»

Программа обусловлена следующими причинами:

актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;

ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.

Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.

Программа ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.

В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить несколько направлений:

2. Растим патриота и гражданина России.

По всем направлениям апробированы отдельные акции, системы мероприятий классного, общешкольного и сельского уровня.

В направлении «Связь поколений» сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальные вечера, посвященные Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

Знания, полученные на уроках истории, в ходе поисковой работы закрепляются на Уроках мужества, общешкольных митингах и других мероприятиях. В школу с беседами приходят очевидцы военного лихолетья, их приглашают ребята из клуба «Звезда».

Учащиеся любят встречаться с ветеранами в ходе различных акций, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего народа.

«Растим патриота и гражданин России».

Цель направления заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, изучение Конституции. Была проведена совместные конференции с молодыми депутатами, где просматривались проблемы села, на таких встречах формируются также понятия гражданского общества, участия граждан в делах государства, т.к. учащиеся класса получили задание создать проект по благоустройству села.

Здесь же происходит прикладное изучение избирательного закона, основ демократии, формирование демократической культуры. В преддверии выборов в Госдуму и Президента учащиеся выступали с агитбригадной программой «Не стой в стороне!» и «Я – избиратель», где в занимательной форме излагались основные положения Избирательного закона, содержался призыв к избирателям быть активными.

Активно стараемся реализовывать экологическое движение: выпускаются листовки, газеты, учащиеся класса работают вожатыми на детской площадке в ДК летом, где реализуется экологическая программа «Солнышко». Здесь они не только формируют лидерские навыки, но и расширяют свои знания по экологии, воспитывают патриотические чувства и у себя, и у своих подопечных.

Надеюсь, реализация основных направлений программы позволяет решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

Все учащиеся класса являются членами историко – патриотического клуба «Звезда». В рамках этого клуба они действуют уже в рамках села, района. Так, в 2009 году принимали участие в Социальном форуме «Акше родной» с презентацией проекта «Символика России», в 2010 году – в этом же форуме с презентацией программы экологического воспитания.

Клуб «Звезда» существует в школе уже более 6 лет.

— углубленное изучение темы Великой Отечественной войны, истории своего села, края, расширение кругозора;

— развитие исследовательских, поисковых, коммуникативных умений в ходе осуществления проектной деятельности;

— развитие общественной активности в силу практического применения результатов исследовательско – поисковой, творческой работы;

— развитие креативных умений, инициативы, ответственности;

— воспитание патриотизма, гражданственности.

Ребята изучают историю Афганской войны, встречаются с ее участниками. Газета «Из пламени Афганистана» заняла 2 место в муниципальном конкурсе.

Традиционными стали встречи членов клуба с выпускниками, обучающимися в военных училищах.

Ребята на протяжении всего учебного года проводят познавательные конкурсы, викторины, организовывают конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, акции «Подарок солдату», «Ветеран живет рядом».

Ежегодно осуществляется проект по изучению символики государства.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение, которого выбирает патриотизм

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *