греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

Греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначаетгреческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначаетгреческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначаетгреческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначаетгреческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Смотреть картинку греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Картинка про греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает. Фото греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Яковлевский политехнический техникум

Яковлевского района Белгородской области

«Дифференцированный зачёт»

/контрольно – измерительные материалы

по учебной дисциплине «История»

для проведения итоговой аттестации на I курсе/

Разработал

Бабынин Сергей Анатольевич

преподаватель истории и обществознания

«Яковлевский политехнический техникум»

г. Строитель Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Яковлевский политехнический техникум»

на МК гуманитарного цикла

Протокол методической комиссии

Разработал: Бабынин С.А.

Контрольно – измерительные материалы

по учебной дисциплине «История»

по профессии:

270802.09 Мастер общестроительных работ.

для обучающихся I курса.

Инструкция: выбери правильный ответ.

1. Следы древнейших людей, живших более 2 млн. лет на­зад, были обнаружены археологами:

а) в Северной Америке;

б) в Восточной Африке;

в) в Южной Австралии;

г) в Западной Европе.

2. Около 40 тыс. лет назад человек стал похож на современ­ного человека, и его назвали ученые:

б) «человек прямоходящий»;

в) «человек разумный»;

г) «человек малограмотный».

3. С изобретением гарпуна важ­ным занятием первобытных людей становилось:

4. Важнейшим условием выжить суровыми и морозными зимами первобытному чело­веку помогло:

а) умение пользоваться огнем;

б) умение строить землянки из глины;

в) использование пещер для жилья;

г) умение запасать продукты питания впрок.

5. Первобытные люди считали хранителями домашнего очага:

г) вождей родовой общины.

6. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:

7. В соседской общине каждая семья имела в личном пользо­вании:

8. У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:

9. Добыча меди и умение ее обработки способствовали возник­новению:

в) кожевенного дела;

10. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, со­ставляли:

а) человеческое стадо;

11. Первые государства образовались в долинах рек:

б) VI тыс. лет назад;

в) III тыс. лет назад;

г) II тыс. лет назад.

12. Служителями бога в египетском храме были:

13. Жители Египта использовали для письма:

а) пальмовые листья;

б) глиняные таблички;

в) бамбуковые дощечки;

14. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилона Хаммурапи правил:

а) с 1982 по 2001 гг. до н.э.;

б) с 1849 по 1799 гг. до н.э.;

в) с 1792 по 1750 гг. до н.э.;

г) с 1700 по 1760 гг. до н.э.

15. В древности индийцы селились на берегах рек:

16. В Индии божественной кормилицей, матерью называли:

17.Тонкие и воздушные шелковые ткани научились изготавливать:

18. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

19. Китайским мудрецом был:

20. Древневавилонская книга представляла собой связку:

а) пальмовых листьев;

б) расщепленного бамбука;

в) глиняных табличек;

21. Большую часть территории Греции покрывают:

а) крутые и обрывистые горы;

б) плодородные равнины;

в) труднопроходимые джунгли;

г) огромные пустыни.

22. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а) троянцы разбили войско греков;

б) греки разрушили и сожгли Трою;

в) греки заключили перемирие с троянцами;

г) троянцы запросили мира у греков.

23. Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

24. Спартанцы считались хорошими:

25. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога:

26. Греческие колонисты называли южную часть Апеннинского полуострова Италией, что обозначает:
а) «страна ягнят»;
б) «страна слонов»;
в) «страна телят»;

27. Выражение «Гуси Рим спасли» возникло в связи:
а) с борьбой патрициев и плебеев;
б) нашествием на Рим латинов;
в) нашествием на Рим галлов.

г) нашествием на Рим варваров.

29. Первым диктатором Рима был:

30. Переводом древних языков занимается наука:

31. Раскол христианства произошел:

32. История средних веков закончилась:

33. Платежи крестьян феодалу назывались:

34. «Железным канцлером» звали:

35. Америку открыл:

36. Промышленное предприятие, основанное на ручном труде, называют:

37. XIX век в истории был назван:

а) веком «железа и пара»;

в) «серебряным» веком;

г) веком «нефти и газа».

38. Раскопками занимается наука:
а) антропология;

39. «Повесть временных лет» – один из ранних источников по древней истории Руси. Укажите примерное время её создания:

в) середина XI века;

40. В каком году происходило крещение Руси?

41. Как звали князя Галицкого, современника Александра Невского, одно из самых блестящих русских князей?

42. Во главе какого княжества стоял герой «Слово о полку Игореве»?

44. Что понималось под «сохой» на Руси в XV–XVIII веках?

б) размер крестьянского участка;

г) единица поземельного обложения налогом.

45. Предками русского народа были:

а) восточные славяне;

в) западные славяне;

г) северные славяне.

46. 1223 год – это год:

б) стояния на реке Угре;

в) Ледового побоища;

47. Община у Восточных славян называлась:

48. Как звали дядю князя Киевского Владимира, прототипа героя многих русских былин?

49. Что означало в Древней Руси слово «огнищанин»?

б) человек, разводящий костер;

в) владелец какого-нибудь очага, дома;

50. Объединил Киев и Новгород в IX веке, князь:

51. Восточная политика Ивана IV привела:

а) к завоеванию Поволжья и Западной Сибири;

б) к получению выхода к Балтийскому морю;

в) к получению выхода к Черному морю;

г) к освоению Восточной Сибири.

52. В каком году произошло покорение Астраханского ханства и присоединение его к России?

53. Назовите город, в котором Кузьма Минин собирал ополчение, освободившее Москву от польских захватчиков:

54. В XVI веке в царствование Ивана Грозного, в Москве была отлита знаменитая «Царь-пушка». Кто её автор?

55. Кто такой «тиун»?

в) первый человек в домашнем хозяйстве господина;

56. Кто из названных пар исторических деятелей были современниками:

а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;

б) Иван Грозный и Ермак Тимофеевич;

в) Андрей Рублёв и Александр Невский;

г) Нестор и Пересвет.

57. Укажите годы крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева:

58. Место, куда свозились товары со всей России, называлось:

59. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежащее владельцу на правах полной наследственной собственности?

60. В результате военной реформы XVI веке в России появились:

61. Укажите год, с которым связано начало династии Романовых:

62. Как назывался документ, определяющий в XVIII веке систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе:

б) указ о единонаследии;

в) строевое положение;

г) регламент адмиралтейства.

63. Что собой представляла, основанная Петром I Кунсткамера:

а) ботанический сад;

б) картинную галерею;

в) одну из 12 коллегий;

г) естественно­научный музей.

64. Принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей произошло:

65. Служилые люди, охранявшие границы российского государства и в XVIII веке ставшие сословием назывались:

66. Согласно, принятого в 1722 году, табеля о рангах продвижение по службе зависело:

а) от знатности рода;

б) от личных заслуг;

67. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого являлась собственность на землю, это:

68. Коллегии, как орган центрального управления страной пришли на смену:

69. Укажите, какое событие произошло позже других:

а) принятие Соборного уложения;

б) воцарение Романовых;

в) получение Россией выхода в Балтийское море;

г) появление на политической арене Лжедмитрия I.

70. Славяно-греко-латинская академия в России XVIII века – это:

а) орган высшей церковной власти;

б) учебное заведение;

в) ведомство, руководившее школьным образованием;

г) совещательный орган при царском дворе.

71. Какое из указанных событий произошло раньше всех остальных?

а) убийство Александра II народовольцами;

б) создание партии социалистов-революционеров (эсеров);

в) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»;

г) суд над декабристами.

72. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии

Николая I?

73. Автором одного из программных документов декабристов – «Конституции» – был:

74. Оборона Севастополя относилась к событиям войны, проходившей:

75. Представители русской общественной мысли 1830 – 1850-х гг., которые идеализировали историческое прошлое России, назывались

76. К «золотому веку» русской литературы относится творчество:

77. В результате проведения судебной реформы 1864г.:

а) был образован единый суд для представителей всех сословий;

б) помещики потеряли право суда над крестьянами;

в) была ограничена состязательность судебного процесса;

г) запрещалось участие присяжных заседателей в судебном процессе.

78. Даты 1825г., 1855г., 1881г., 1894г. относятся:

а) к процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости;

б) к началу военных кампаний;

в) к реформам государственного управления;

г) к началу царствований российских императоров.

79. « Миротворцем» звали:

80. Во время Отечественной войны 1812г. появилось слово:

81. Событие, положившее начало первой русской революции:

а) «ленский расстрел»;

б) «хождение в народ»;

в) «ходынская трагедия»;

г) «кровавое воскресенье».

82.Назовите положение, не имеющее отношения к аграрной реформе Столыпина:

а) создание хуторов и отрубов;

б) переселение крестьян на свободные земли;

в) создание единоличных хозяйств;

г) укрепление крестьянской общины.

83. Царский Манифест от 17 октября 1905 года:

а) провозглашал Россию конституционной монархией;

б) вводил в России буржуазные права и свободы;

в) вводил в России особое положение;

г) заявлял о неизменности политического устройства страны.

84. Первый Совет рабочих был создан:

а) в Иваново-Вознесенске;

б) в Санкт-Петербурге;

86. В годы революции 1905-1907гг. в блок революционных партий входили:

б) меньшевики и эсеры;

в) большевики, меньшевики и эсеры;

г) эсеры, кадеты и октябристы.

87. Главой Временного правительства сразу после Февральской революции стал:

88. В 1917г. Николай II отрёкся от престола:

89. ВЧК расшифровывается как:

90. К понятию «Красная Армия» относится аббревиатура:

91. Символами советской власти были:

92. Боевым резервом партии большевиков был:

93. «Третьей силой» в гражданской войне были:

94. Для борьбы с Деникиным был создан:

95. Царская семья была расстреляна:

96. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:

а) восстановить довоенный уровень промышленного производства;

б) обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности;

в) ограничить приток иностранного капитала;

г) преодолеть технико-экономическую отсталость от ведущих стран.

97. А. Стаханов был:

98. В декабре 1922г.:

а) подписан Договор об образовании СССР;

б) принята Конституция СССР;

в) подписан сепаратный мирный договор с Германией;

г) принята Декларация прав народов России.

99. В каком году был подписан советско-германский пакт о ненападении?
а) 1922г.;
б) 1933г.;
в) 1939г.;
г) 1940г.

100. Идея блицкрига была заложена германским генштабом в план:
а) «Ост»;
б) «Барбаросса»;
в) «Тайфун»;
г) «Цитадель».

101. Крупнейшее танковое сражение Великой отечественной войны прошло в ходе битвы:
а) Курской;
б) под Москвой;
в) Сталинградской;
г) за Днепр.

102. Салют в годы Великой Отечественной войны впервые был дан в честь освобождения:
а) Севастополя;
б) Кенигсберга;
в) Ленинграда;
г) Белгорода и Орла.

103. «Котёл» – это:
а) линия обороны стратегически важного объекта;
б) район наиболее плотного артиллерийского огня;
в) район развёртывания основных войск перед наступлением;
г) изоляция группировки противника для последующего уничтожения, пленения.

104.Организация Варшавского Договора была создана, когда руководителем СССР был:

105. Какая группа дат связана с успехами СССР в освоении космоса:

а) 1945г., 1953г., 1964г.

б) 1965г., 1977г., 1982г.

в) 1957г., 1961г., 1975г.

г) 1969г., 1979г., 1989г.

106. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

107. Кто из названных лиц руководил проведением экономических реформ в 1965г.?

108. Какое новое положение было включено в Конституцию СССР, принятую в 1977г.?

а) осуждение культа личности Сталина;

б) построение за двадцать лет коммунистического общества;

в) введение принципа разделения властей;

г) построение в СССР развитого социализма.

109. Кому из советских руководителей в 1990г. была присуждена Нобелевская премия мира?

110. В 1991г., 1996г., 2000г. Президенты Российской Федерации вступили в должность в результате:

а) избрания Государственной думой;

б) назначения Федеральным собранием;

в) всенародных выборов;

г) назначения Конституционным судом.

111. «Эпоха застоя» относится к правлению:

112. Определите неверное положение: «в чем состоит значение перестройки в жизни советского общества»:

а) заложила основы становления рыночных отношений;

б) усилился партийный диктат в духовной жизни общества;

в) были созданы предпосылки для перехода к демократии;

г) началось возрождение многопартийности.

113. Кто не входил в состав ГКЧП:

а) вице-президент Г.И. Янаев;

б) министр обороны Д.Т. Язов;

в) председатель Верховного совета Р.И. Хасбулатов;

г) председатель КГБ В.А. Крючков.

114. Определите, что включала программа Ельцина о переходе России

к рынку:

а) укрепление твёрдых цен;

в) земельную реформу;

г) внеэкономическое принуждение.

115. Какие события объединяют даты 1977г. и 1993г. в истории СССР и России?

а) введение чрезвычайного положения в стране;

б) разоружение незаконных военных формирований в Чечне;

в) активизация военных действий в Афганистане;

г) принятие Конституции страны.

116. Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич – это:

а) поэты, создатели жанра авторской песни;

б) музыканты, исполнители классической музыки;

в) известные литературные критики;

г) ученые-эмигранты, уехавшие из СССР в 1970-е годы.

117. Известный русский певец начала ХХ века:

118. Кто из названных фамилий принадлежит к деятелям культуры второй половины XX века?

119. Путешественником был:

а) Н. Н. Миклухо-Маклай;

120. Всемирную известность получил российский музыкант:

Источник

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений (16 стр.)

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севе­ре бывают суровые зимы. Самыми плодородными бы­ли долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледе­лия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.

Обозначим самые важные условия, благодаря ко­торым римляне в настоящее время поднялись до та­кой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как вер­ною оградою, морями, за исключением только немно­гих частей, которые, в свою очередь, защищены труд­нопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Од­но из них особенно выгодно для отражения нашест­вий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли.

Римляне и их соседи

В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем те^ чении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невы­сокими горами, называлась Лаций. Именно здесь воз­ник центр будущей римской цивилизации.

С племенем этрусков связано много загадок: неиз­вестно его происхождение, хотя большинство истори­ков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфави­том, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось доста­точно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этру­ски были ближайшими соседями римлян: они занима­ли область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с пра­вильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V-IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми гроз­ными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

Итак, не только природные условия благоприят­ствовали становлению Рима: римляне начали свою историю, находясь в окружении греков, карфагенян, этрусков, стоявших на более высоком уровне культу­ры. Общение с ними давало возможность воспользо­ваться «чужими» достижениями, а это ускоряло темп развития римской цивилизации.

Вопросы и задания

1. Расскажите о природных и климатических условиях Апен­нинского полуострова. Какие преимущества, с точки зрения древних историков, давало римлянам полуостровное положение Италии?

2. Какие племена населяли древнюю Италию9 В какой об­ласти жили латины?

3. Расскажите о культуре этрусков Какие загадки связаны с историей этого племени? Что дало римлянам общение с этру­сками?

4. Какие древние цивилизации основывали свои колонии на территории Апеннинского полуострова9 Где они располага­лись? Какое влияние эти колонии оказывали на развитие рим­ской цивилизации?

ПУТЬ К РЕСПУБЛИКЕ

Кое-что из этой легенды подтверждается историка­ми: раскопки показывают, что уже в VIII в. до н. э. на месте сегодняшнего Рима действительно были посе­ления.

Римская община в древнейший период

Древнейший период истории Рима получил назва­ние царского (VIII-VI вв. до н. э.). В те времена жите­ли Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких об­щин и возник Рим. Древние римляне занимались ско­товодством и земледелием, которое в этом районе тре­бовало осушения болот.

Дионисий Галикарнасский, греческий историк концаIв. до н. э.

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной (а&ег риЪН-сив) и находилась в коллективном пользовании. Каж­дый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участ­ки возвращались в общий фонд, и у них появлялся но­вый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Источник

Греческие колонисты называли южную часть апеннинского полуострова италией что обозначает

Италия в первой половине I тысячелетия до н. э.
Страна и население

Апеннинский полуостров, делящий Средиземное море на западную и восточную части, имел большое значение и истории Средиземноморья.

Италией древние греки первоначально называли только южную часть Апеннинского полуострова. С III в. до н. э. это название распространяется на весь полуостров.

Италию исторически и географически обычно долят на три части: Южную —и основном это современные провинции Апулия, Базиликата, Калабрия, а также остров Сицилия, географически являющийся продолжением Апеннинского полуострова; Среднюю — остальную часть полуострова, важнейшими областями которой являлись Этрурия (ныне Тоскана), Лаций и наиболее плодородная область — Кампания; Северную —в основном материковую часть страны.

Северной границей страны являются самые высокие в Европе Альпийские горы. С запада Апеннинский полуостров омывается Лигурийским и Тирренским морями, с востока — Адриатическим морем и с юга — Ионическим. Берега полуострова слабо изрезаны; удобными естественными бухтами страна относительно бедна.

Ответвлением Альп являются невысокие Апеннинские горы, идущие вдоль всего полуострова и определяющие его рельеф. Восточные склоны этих гор более круты, чем западные. Наиболее значительные равнины Средней Италии расположены именно по западному побережью полуострова.

Климат Италии мягкий, тёплый, а на юге — даже жаркий. Количество осадков особенно значительно в Северной Италии и вполне достаточно в средней части страны. Только Южная Италия засушлива; впрочем, 2,5—3 тысячи лет назад это сказывалось, по-видимому, в меньшей мере, так как в то время страна была несравненно богаче лесами.

Условия для земледелия в древней Италии в период энеолита и бронзового века были не столь благоприятны, как, например, в Двуречье или в долине Нила. Почва Италии сравнительно менее плодородна и при тогдашнем уровне развития производительных сил с большим трудом поддавалась обработке; возможности для повышения продуктивности земледелия путём организации искусственного орошения вследствие маловодья большинства рек и сложности рельефа страны более ограниченны. Сказанное в меньшей мере относится к долине реки По, но зато для этой долины характерен сравнительно более суровый климат, а также непостоянные, с трудом регулируемые разливы рек. Вследствие этого долина реки По приобрела значение важного земледельческого района позднее, чем речные долины Средней Италии, расположенные по нижнему течению рек Арно, Тибра, Вольтурно и др.

Всё же по сравнению с другими странами древней Европы в Италии условия для жизни людей были более благоприятны вследствие относительной мягкости климата, а также богатства растительного и животного мира. Неудивительно, что Италия была заселена ещё в период палеолита и неолита. Позже здесь создалась местная энеолитическая культура, просуществовавшая на юге страны до II тысячелетия до н. э., в то время как на севере Италии и в её средней части уже существовала своеобразная и богатая культура, для которой были характерны изделия, изготовленные из бронзы, а также поселения (террамары), близкие по своему типу к свайным, окружённые деревянными стенами, рвом или искусственно созданным болотом.

В первой половине I тысячелетия до н. э. население Италии в этническом отношении было весьма пёстрым, так как из-за Альп и через Адриатическое море во II тысячелетии и в описываемый период сюда переселялись племена, самые различные по своей этнической принадлежности.

Большую часть Апеннинского полуострова в это время заселяли индоевропейские племена италиков, важнейшими из которых были латины (в области Лаций), оски (Кампания), умбры (Умбрия, в Средней Италии к востоку от Апеннин) и группа сабелльских племён в верхней части бассейна Тибра, в том числе сабиняне, которые позже продвинулись на юг и, смешавшись с осками, носили название самнитов. Эти племена в большинстве своём проникли в Италию, видимо, в самом начале I тысячелетия до н. э. из областей Средней Европы. Для них был характерен обряд сожжения покойников, восходящий, возможно, к обычаям, сложившимся ещё в пределах унетицкой культуры бронзового века. В Италии они смешались с более древними племенами.

Кроме италиков, некоторые области страны населяли различные иллирийские племена (например, япиги в Апулии); возможно, к той же языковой группе принадлежали и венеты в восточной части Северной Италии, а также племена, которые обычно принято считать остатками коренного древнейшего населения страны (лигуры в западной части Северной Италии, сиканы в Сицилии и др.). Как полагают некоторые исследователи, в важнейшем из племён этого района — сикулах — нужно видеть племя шакалаша, упоминаемое египетскими источниками в период передвижений “народов моря” в Восточном Средиземноморье; однако возможно, что сикулы принадлежали к коренному населению Южной Италии.

Современная Тоскана в северо-западной части Апеннинского полуострова была населена этрусками, этническая принадлежность которых пока ещё не установлена. Эта область называлась Этрурией.

На побережье Южной и отчасти Средней Италии, а также в восточной части Сицилии в VIII—VI вв. до н. э. поселились греческие колонисты, основавшие ряд важных городов: на Апеннинском полуострове—Киму (Кумы), Неаполь, Кротон, Сибарис, Тарент и др.; в Сицилии—Сиракузы, Мессану, Акрагант и др. В западной части Сицилии укрепились карфагеняне, основавшие города Эрике, Панорм и др. Они же в VII в. до н. э. или ранее подчинили себе Сардинию. Наличие греческих и карфагенских колоний способствовало более быстрому развитию рабовладельческих отношений у тогдашних племён Италии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *