грех ли любить животных больше чем людей
Грешно ли любить животных больше, чем людей?
Многие не одобряют излишне сильную любовь к животным, так как видят в ней признак некоей пресыщенности. Дескать, вот, людям некуда […]
Многие не одобряют излишне сильную любовь к животным, так как видят в ней признак некоей пресыщенности. Дескать, вот, людям некуда девать свои деньги, они и тратят их на удовлетворение прихотей домашних любимцев.
Известно, что американцы на содержание своих питомцев тратят ошеломительную сумму – около 40 миллиардов долларов ежегодно. У большей части стран мира годовой ВВП не превышает этой цифры. Ну а если ещё вспомнить такую экзотику, как собачьи парикмахерские, рестораны и гостиницы! Ну, действительно ведь зажрались, иначе и не скажешь.
Пророк Нафан решил обличить неправедный поступок царя. Для этого он рассказал самодержцу одну историю о двух людях, богатом и бедном: «У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь» ( 1 Цар. 12, 2 – 12, 3 ).
Когда к богатому человеку пришли гости, ему стало жалко тратить для угощения свой скот и он приказал забрать и приготовить для трапезы овечку бедняка. Давид крайне разгневался и заявил, что совершивший подобное достоин смерти.
Мы не знаем, произошла ли эта история в реальности, или пророк просто с помощью этой притчи хотел пробудить в Давиде совесть. Для нас важно то, что любовь человека к животному, при которой оно практически становится членом семьи, кажется царю вполне нормальным человеческим чувством. Герой истории вызывает понимание и сочувствие, а богач – не просто неодобрение, а ненависть.
Понятно, что жизнь древней Палестины, как и практически всех доиндустриальных цивилизаций, вряд ли можно было назвать лёгкой и обеспеченной. По крайней мере, для подавляющего большинства населения. А ведь хозяин овечки был именно бедняком.
Так что корень нашей любви к животным вовсе не в пресыщенности. Конечно, наслаиваться на эту любовь может многое. То же тщеславие, гордыня, заставляющая приобретать какую-нибудь экзотическую зверюшку или покупать собачке жилет со стразами. Но ведь это всё именно что исключения из правил.
«В наших сердцах живёт стремление к любви, но мы слабы и несовершенны, мы стараемся идти лёгким путём»
Другое дело, что многие на этой стадии любви к животным могут и остановиться. «Вот, я люблю свою собачку. Она верная и бескорыстная, а люди все гады и сволочи». Нехорошо, конечно, когда человек так считает.
Но ошибочно полагать, что если бы не любовь к животным, то человек обязательно возлюбил бы ближних своих. Ну, представим себе типичного фанатичного собачника. Вот если бы у него была какая-нибудь банальная аллергия на шерсть. Ну не мог бы он даже находиться рядом с собаками. Чем бы он в таком случае увлекался, мы сказать не можем, но вряд ли бы это были подвиги на ниве милосердия.
Проблема не в кошках и собаках, а в человеке, который не хочет сделать следующий шаг и попробовать любить людей. Но будем надеяться, что с Божьей помощью этот шаг всё-таки нами всеми будет сделан.
Грех ли любить животных больше, чем людей?
От многих современных людей можно услышать о том, что они животных любят больше, чем людей. Именно отсюда и возникает вопрос, является ли это грехом. Особенно актуальным такой вопрос является для верующих, желающих жить по Закону Господнему и исполнять Его Волю максимально хорошо. Да, животных можно и нужно любить, о них нужно заботиться, поскольку животные слабее людей, но можно ли любить их больше, чем своих братьев и сестер, стоит рассмотреть более подробно.
Какая должна быть любовь к животным с точки зрения христианина?
Если спросить православных отцов о том, можно ли любить животных больше, чем людей и нормальным ли это является, то ответ однозначно будет отрицательным. Да, животные – это братья наши меньшие и любить их можно, заботиться о них стоит, но давать животному намного больше любви, чем людям – это греховный поступок. Вспомнив текст первых страниц Ветхого Завета, человек узнает и том, что Бог создал животных и сказал, что именно человек должен быть во главе, то есть, животные должны подчиняться человеку. Именно поэтому, христиане не должны идеализировать животных в своем воображении, отдавая им максимум любви, а ближних ненавидя и отвергая.
Да, даже читая Житие Святых, можно встретить много примеров, когда тот или другой старец отнесся с любовью к диким зверям и они ответили ему тем же, но эта любовь скорее проявлялась в элементарной заботе, но не как не в проявлении любви, являющейся намного большей, чем к своему ближнему. Даже самая главная заповедь говорит о том, что человек должен возлюбить ближнего, как себя самого, значит, большая любовь к животному, чем к человеку, находящемуся рядом – это неправильно. Если говорить о том, каким должно быть отношение человека к животному, то здесь стоит упомянуть о следующих важных моментах:
Современному человеку намного проще любить животных, потому что они молча сносят все, не могут ответить, находятся у людей в полной власти, восхищаются своими хозяевами и доверяют им. Животные зависимы от хозяев и не имеют собственного мнения. Поэтому с ними и намного проще, но выбрать позицию чрезмерной любви к животным и ненависти к окружающим людям – это совсем неправильно.
Православная церковь не имеет учения о животных и их участи в спасении человека. Говоря о любви к животным, можно ссылаться только на мнения святых отцов, которые догматами церкви не утверждены.
Чего недопустимо делать по отношению к животным?
Есть такие вещи, которые со стороны христианина недопустимо делать по отношению к животным, и они являются следующими:
Да, можно помогать животным, покормив их, можно найти для бездомного щенка или котенка нового хозяина, но любить больше человека и отдавать животному какую-то особо важную роль в своей жизни явно не стоит. Человек должен быть милосердным к животному, заботиться о нем, кормить, но никак не безмерно любить и точно не баловать тем, что животному не нужно для нормальной повседневной жизни.
То время, которые многие тратят на походы с животными в салоны и на разные процедуры, христианину стоит потратить на ближнего своего, став соучастником его спасения. Однозначно, ближнего своего стоит любить, как самого себя, а о животном просто стоит заботиться должным образом, не преувеличивая, ведь именно такой вариант развития жизненных событий будет максимально правильным и поможет христианину сделать многое для спасение собственной души.
Грех ли любить животных больше, чем людей?
От многих современных людей можно услышать, что они любят животных больше, чем людей. Здесь возникает вопрос, грех ли это. Этот вопрос особенно актуален для верующих, которые хотят жить по Закону Господа и наилучшим образом исполнять Его Волю. Да, можно и нужно любить животных, о них нужно заботиться, потому что животные слабее людей, но если вы можете любить их больше, чем своих братьев и сестер, стоит рассмотреть это более подробно.
Какая должна быть любовь к животным с точки зрения христианина?
Если вы спросите православных отцов, можно ли любить животных больше, чем людей, и если это нормально, то ответ наверняка будет отрицательным. Да, животные — наши маленькие братья, и вы можете любить их, заботиться о них, но давать животным гораздо больше любви, чем людям, — греховный поступок. Вспоминая текст первых страниц Ветхого Завета, человек узнает, что Бог создал животных и сказал, что это человек должен был управлять, то есть животные должны подчиняться человеку. Вот почему христиане не должны идеализировать животных в своем воображении, проявляя к ним максимальную любовь, ненавидя и отвергая своих соседей.
Да, даже читая Жития святых, можно найти множество примеров, когда тот или иной старик относился к диким животным с любовью, и они отвечали ласково, но эта любовь проявлялась скорее в элементарной заботе, а не как проявлении любви, что намного больше, чем у вашего соседа. Даже самая важная заповедь гласит, что человек должен любить своего ближнего, как самого себя, а это значит, что большая любовь к животному, чем к близкому ему человеку, неправильна. Если говорить о том, каким должно быть отношение человека к животному, то здесь стоит отметить следующие важные моменты:
современному человеку намного проще любить животных, потому что они спокойно все сносят, не могут ответить, находятся в полной власти у людей, восхищаются своими хозяевами и доверяют им. Животные зависят от хозяев и не имеют их мнения. Поэтому с ними намного проще, но выбирать позицию излишней любви к животным и ненависти к окружающим людям совершенно неверно.
В Православной Церкви нет учения о животных и их роли в спасении человека. Говоря о любви к животным, можно сослаться только на взгляды святых отцов, не одобряемые догматами церкви.
Чего недопустимо делать по отношению к животным?
Есть некоторые вещи, которые христианин не может делать с животными, а именно:
Да, вы можете помочь животным, покормив их, вы можете найти нового хозяина для бездомного щенка или котенка, но любить больше, чем одного человека и уделять животному особенно важную роль в вашей жизни, явно не стоит. Человек должен быть милосердным к животному, заботиться о нем, кормить его, но не любить безмерно и уж точно не баловать то, что животному не нужно для нормальной повседневной жизни.
Время, которое многие проводят в путешествиях с животными в салонах и различных процедурах, христианин должен посвятить ближнему, став соучастником его спасения. Однозначно нужно любить ближнего, как самого себя, но нужно просто правильно ухаживать за животным, не переусердствовать, ведь именно такой сценарий развития жизненных событий будет наиболее правильным и поможет христианину поступить много для спасения жизни собственная душа.
Нужно ли любить животных и привязываться к ним?
Юрий_Белов
С другой стороны, Серафим Саровский ведь кормил медведя, и многие другие святые искренне любили животных.
протоиерей Валентин Мордасов, 1380 полезнейших советов батюшки своим прихожанам:
212. Ставится ли в грех человеку пристрастие к животным?
Пристрастие человека к котам, собакам, птицам ставится человеку в грех. Иные в ослеплении своем нянчатся с ними, целуют их, спят с ними. Занятие ими, отнимая известную часть времени, которое апостол Павел заповедал нам искупать на добрые дела и которым посему мы должны крайне дорожить, отвлекает наше внимание от пути, ведущего на небо.
Аника
Елена Анатольевна
Участник, заслуживающий доверия
Вадим Ламзиков
Игорь Александрович.
«оставляя мысль о Боге»
Только в этом случае нельзя, как делали это древние египтяне возводя животное в сан «Божества» и поклонствавали и раболепствовали перед ним.Во всех остальных случаях на животных надо смотреть как на тварь Божию которую Господь создал по любви и человек как обладающей превосходством перед животными имея душу совершенную и поставленный владыкой на всякой тварью(Бытие 1:26) должен относиться к ним по любви (милости)(Прит. 12,10.) что бы видеть в них образ любви Божьей к миру к человеку.. «К животным не должно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь»-прп.Силуан Афонский
Если у кого-то посходят аллегории со скотоложеством при контакте с животными то это греховное веяние прошлой жизни человека внушает ему заведомо ложные помыслы.
«Часто в лесную «пустыньку» святого наведывался медведь. Отец Серафим обращался с ним как с кроткой овечкой, и кормил из своих рук хлебом, а гордый хозяин леса принимал угощение, подставляя огромную голову для ласки и, довольный, ложился у ног старца, как верный пес.
«Вот послал мне Господь зверя в утешение!», — говорил святой Серафим, поглаживая медведя по лохматой шкуре.»
Святой старец Паисий Афонский тоже очень любил животных. Однажды он повстречался с медведем, с которым они состязались в смирении, уступая друг другу тропинку, пока медведь аккуратно не подтолкнул старца, показывая, что тот всё же должен идти первым.
Старец не выказывал страха перед змеями, любил птиц и лягушек, но был у него и особенный друг, также получивший собственное имя. Им стала маленькая птичка зарянка, которая часто прилетала к келии святого, когда он молился.
Однажды он так обрадовался своей гостье, что стал звать её к себе, но птичка всё никак не подлетала. Тогда старец понял, что животные тоже любят, когда их называют по имени, и нарёк зарянку Олетом.
Вопрос архиерею. Новые ответы
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: Патриархия.Ru |
1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?
Для человека нормально и хорошо ― относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно ― любить животных больше, чем людей.
Однозначно ответить на вопрос, что происходит с животными после их смерти, мы не можем. Дело в том, что в Православной Церкви этот вопрос доктринально не разработан. В Священном Писании нет каких-то конкретных сведений о посмертной участи животных. Почему? ― Потому что Господь Сам, через Священное Писание и Предание, открывает людям то, что необходимо для их спасения. Мы можем быть уверены в том, что человек, сотворенный по образу и подобию Божию, обладает бессмертной душой, что мир во всем его многообразии и красоте был создан Богом ради человека, что человек призван к Богообщению и в жизни земной, временной, и в жизни вечной.
Мы знаем из Священного Писания и о том, что животные существовали в первозданном Эдеме, что праотец Адам нарицал им имена: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2, 19). В этом наречении имен ― и главенство человека над животными, и глубинное понимание человеком всей твари, и ее добровольное подчинение ему. В этом ― и полная гармония между ними, утраченная после грехопадения человека.
Действительно, с грехопадением вошли в мир страдания и смерть: тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8, 20, 22). Однако я не советовал бы Вам идеализировать животных (на самом деле большинство видов вовсе не расположены любить человека, и если говорить о дикой природе, в своей среде они достаточно беспощадны друг к другу) и так резко, даже безжалостно относиться к людям, желая им наказания.
Взаимосвязь человека и живой природы так глубока, что только человек может избавить тварь от страдания, исполнив заповеди Божии: И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8, 21),― говорит Апостол. В глобальном смысле это произойдет тогда, когда исполнятся пророчества Апокалипсиса, в новом мире, преображенном Богом. Пророку Исаие было открыто, что на новой земле будут и животные, но тоже в ином, преображенном состоянии, когда они никому не смогут причинить зла: Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь (Ис. 65, 25).
Однако примеры восстановленной гармонии между человеком и животными можно видеть и сейчас: и в житиях святых, и даже в жизни наших современников. Вспомните, например, житие преподобного Герасима Иорданского: ему до конца дней служил лев, из лапы которого святой вынул занозу… Особо почитаемые в России преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский даже на многих иконах изображаются с дикими животными ― с медведями, которые с доверием приближались к ним и брали пищу из рук святых. Удивительно много подобных случаев встречается в воспоминаниях очевидцев о старце Паисии Святогорце, который относился с горячей любовью и к людям, и к твари, и она отвечала ему взаимностью (среди «близких друзей» старца были и птицы, и ящерицы, и змеи, и лягушки).
Однако, повторяю, восстановление утраченной гармонии происходит тогда, когда человек исполняет заповеди Божии. А главные из них, как говорит нам Сам Спаситель: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 37-39). Обретение полноты любви к Богу и людям ― вот к чему нам следует стремиться, чему следует посвятить все силы души. Опыт показывает, что всей жизни человека может не хватить на это…
Значит ли из этих высказываний, что существует, как Вы пишете, «дискриминация» животных? Во-первых, я думаю, что это понятие в данном случае неприменимо. Во-вторых, такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной Церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.
Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Все это ― следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьезными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом ее основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви ― к животным, вещам, самому себе…
Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезвычайно активные любители животных сегодня — это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели или занимать две трети городской квартиры.
Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек ― о своем спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви ― к Богу и людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.
2. Считаете ли Вы количество и доступность епископов для мирян нормой на текущий момент времени?
Нет, не считаю. Полагаю, что и епархий, и правящих архиереев в Церкви должно быть гораздо больше. Могу привести такой пример: в Греции, все население которой меньше населения города Москвы, около 70 епархий и 70 епископов. Так сложилось исторически. И у нас, в нашей огромной стране ― тоже 70 епархий, 87 архиереев (из них 70 епархиальных и 17 викарных). Думаю, что в этом ― источник многих проблем Русской Церкви организационно-управленческого характера: у нас слишком большие епархии и слишком мало архиереев.
Однако нельзя не заметить и того, что сегодня в нашей Церкви епархий гораздо больше, чем было 10–15 лет назад. В советские годы вся Сибирь, все пространство за Уралом представляло собой одну епархию… Саратовская кафедра была объединена с Волгоградской, а некоторое время, в послевоенные годы,― еще и с Астраханской. Сегодня все это ― отдельные епархии.
Дело в том, что церковную организацию нельзя увеличить одномоментно до невообразимых размеров. Всему свое время, этот процесс идет и он будет продолжаться. Открываются новые храмы, новые приходы, в духовных школах воспитывается новое поколение духовенства. Могут и должны учреждаться новые епархии, будут рукополагаться викарные епископы в уже существующих больших епархиях. Поэтому со временем, полагаю, проблема будет решена.
3. Проводит ли Православная Церковь какую-либо работу с так называемыми «пасторами» различных сект? Ведь не секрет, что в секты в период безвременья в России попали лучшие люди, идущие по пути духовных исканий и сделавшие в свое время роковую ошибку. Они искренне убеждены, что приносят людям пользу своей деятельностью. Читала о так называемом «Альфа-курсе» сектантов, есть ли что-нибудь подобное у нас?
Действительно, к сожалению, так сложилось, что в 1990-е годы, когда Церковь, еще лежащая в руинах, только начала выходить из «поднадзорного» и безгласного состояния, на которое ее обрекла советская власть, в нашу страну хлынуло огромное количество проповедников с Запада, хорошо вооруженных и достаточно состоятельных, которые, действуя разными способами, не брезгуя в том числе и прямым подкупом, смогли привлечь к себе достаточное количество сторонников. И вы абсолютно правы в том, что в это время в протестантские церкви и секты попали люди, которые искали Бога, но не получили должного ответа в православном храме или не встретили в нем такого человека, который мог бы показать им дорогу к Богу.
Сегодня Церковь считает просветительскую деятельность одной из главных своих задач (не случайно ведь существует и этот портал, посредством которого мы общаемся). Мы «ведем работу» с каждым человеком, который приходит в храм. И я думаю, что чем больше будет православных храмов и образованного, просвещенного и ревностного духовенства, тем больше людей, в свое время попавших сектантские сети, будет возвращаться в Церковь Православную.
Насколько я знаю, попытки перенести «Альфа-курс» в современную миссионерскую практику Православной Церкви были предприняты, но они получили очень неблагоприятные отзывы. Во-первых, потому, что в «Альфа-курсе» используются методы нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза, которые могут нанести вред душе человека. Во-вторых, потому, что такой курс может дать самое «внешнее», обедненное, отстраненное знание о христианстве, но не может помочь человеку войти в жизнь Церкви, начать участвовать в Таинствах, полюбить богослужение. Сейчас на многих приходах действуют воскресные школы для взрослых и детей, молодежные объединения. Они могут дать первоначальные знания и то человеческое общение, которое людям необходимо. Но войти в Церковь вне Церкви невозможно.
4. Я очень люблю своего жениха, мы хотим пожениться вскоре. Но он мусульманин (турок). Его семья не радикальная и вопрос о смене религии для меня не стоит. Он Православие тоже принимать не собирается. Но какие ограничения в Церкви ожидают меня при заключении нашего с ним брака в ЗАГСе? Спасибо. Ксения.
Видимо, Ксения, вы считаете себя крещенным, но не совсем воцерковленным человеком. Если бы Вы ходили в храм, участвовали в Таинствах Церкви, то знали бы, какие ограничения Вас ожидают в браке с мусульманином. Вы не сможете соблюдать многие установления Православной Церкви, и прежде всего ― вступить в церковный брак, венчаться, то есть получить Божие благословение на будущую семейную жизнь. Но самое главное ― ваши дети будут воспитываться в исламе. По мусульманским обычаям, дети от смешанного брака обязательно воспитываются в вере отца. И я думаю, что как бы ни была толерантна семья Вашего будущего мужа, они сделают все, чтобы это было исполнено.
5. Моей дочери снится один и тот же навязчивый сон, что ее покойная бабушка к ней приходит и зовет ее к себе. Моя дочь очень беспокоится, ведь такие сны к плохому. Что Вы посоветуете?
Я советую Вам не обращать никакого внимания на этот сон, вообще не пытаться запоминать и исследовать сны, забывать о них сразу же по пробуждении.
В Добротолюбии, сборнике святоотеческих наставлений для православных христиан, говорится о добродетели «неверования никаким снам», о правиле «отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как ″идолы помыслов, игра воображения″» (блаженный Диадох, «Подвижническое слово», 3 том Добротолюбия). А преподобный Иоанн Лествичник учит: тот, «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» («Лествица», слово 3).
Поэтому не стоит обращать внимания на этот сон, ничего страшного здесь нет.
6. Владыка! Меня смущает, что в нашем городе часто перед исповедью не читаются положенные молитвы. Считается ли действительным таинство покаяния, если священник прочитал разрешительную молитву, однако не читал молитв перед исповедью?
Назовите мне, пожалуйста, храмы, где не читаются молитвы пред исповедью. Я исправлю это положение. Хотя таинство считается совершившимся после того, как священник прочитал разрешительную молитву над кающимся, но молитву перед исповедью читать тоже необходимо.
[1] Скаженный (просторечн.) ― бешеный, сумасшедший.