грех ширк что это
Всевышний Аллах в Коране говорит, что люди и джинны были созданы лишь для поклонения Ему. Признаками поклонения являются совершение того, что Всевышний нам повелевает, и отказ оттого, что Всевышний нам запрещает. Мусульманин, который не выполняет предписанное или совершает запретное, является грешником, ослушавшимся своего Господа. В конечном итоге, совершение грехов может привести человека в Ад. Поэтому каждому мусульманину и мусульманке следует знать о больших грехах, дабы не впасть в них. Ученые Ислама писали книги, в которых разъясняли людям об этих грехах и остерегали от их совершения. Одной из таких книг является прекрасная книга имама, шейха Шамсуддина аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах)(673-741 гг. по Хиджре) –«Китабуль Кабаир» (в переводе с арабского «Большие грехи»). Представляем перевод первой главы этой книги с небольшими пояснениями, комментариями и сокращениями:
Первый (большой) грех:
Самым большим грехом является ширк (многобожие), и он бывает двух видов.
Первый вид – это придание сотоварища Аллаху и поклонение чему-либо наряду с Аллахом, будь то камень, человек, солнце, луна, пророк, шейх, джинн, звезда, ангел или ещё что-нибудь.
Под поклонением имеется в виду придание каких-либо божественных атрибутов, таких как творение, всезнание, вечность и так далее, кому-либо помимо Аллаха.
Это большой ширк, о котором Всевышний упомянул в Коране: «Поистине, Аллах не прощает придание Ему сотоварища и прощает помимо этого ДРУГОЙ грех если пожелает» (сура ан-Нисаъ, 48).
Также Всевышний говорит: «Поистине, многобожие – великий грех» (сура «Лукман», 13).
Также Всевышний сказал: «Поистине, тому, кто придал Аллаху сотоварища, Всевышний запретил Рай, и его обителью станет Огонь» (Сура аль-Маида, 72). Аятов об этом много.
Человек, который придавал Аллаху сотоварища и умер многобожником, безусловно, станет обитателем адского огня, подобно тому, как человек, уверовавший в Аллаха и умерший мусульманином, станет обитателем Рая, если даже будет [предварительно] подвергнут наказанию [за свои грехи].
То есть человек может всю жизнь прожить праведником, не причиняя никому вреда, жертвуя большие суммы на благотворительность и так далее, но если он умер не мусульманином, он попадает в ад. И в тоже время, если мусульманин является нечестивцем, совершает даже большие грехи и так далее, но умер мусульманином, он попадает в Рай. Передаётся, что грешные мусульмане, плохие деяния которых перевесили хорошие, попадёт в ад, понесёт наказание за свои грехи и после этого попадёт в Рай.
Абу Бакр передает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к сподвижникам, трижды сказал: «Поведать ли Вам о самых больших грехах?» Сподвижники ответили: «Конечно». Посланник Аллаха продолжил: «Это придание сотоварища Аллаху и ослушание родителей», посланник Аллаха лежал, опираясь на руку, а после этого сел и сказал: «И лживое слово и лживое свидетельство» и он повторял это так долго, что мы подумали: «Хоть бы он замолчал» (Бухари, 2766; Муслим 89).
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Остерегайтесь семи смертных грехов» (Бухари, 6857; Муслим 89)и упомянул среди них многобожие.
В другом хадисе говорится: «Убейте того, кто сменил свою религию (ислам)» (Бухари, 3017).
Вероотступничество – это уход из Ислама после того, как человек был мусульманином. В вероотступничество можно попасть по причине убеждений, слов или действий. Вероотступничество является самым мерзким видом неверия, и по Шариату наказанием за вероотступничество является смертная казнь. Решение о вероотступничестве человека принимает квалифицированный к`ади (судья) и он сам (или его заместитель) приводит приговор в исполнение.
Второй вид многобожия – это деяния напоказ, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Тот, кто надеется на встречу с Аллахом, пусть совершает праведные деяния и не поклоняется никому наряду со своим Господом» (сура аль-Кахф, 110). То есть [пусть человек] не совершает деяния напоказ.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Остерегайтесь малого ширка». Его спросили: «Что является малым ширком?» и он ответил: «Фальшь, деяния напоказ (рияъ)» (Имам Ахмад).
В известном хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорится, что деяния зависят от намерений (Бухари, Муслим). То есть получим ли мы награду за свои деяния, зависят от того, с каким намерением мы это делаем. Человек может отдать огромную сумму денег в качестве милостыни, надеясь, что люди будут называть его щедрым, но он не получит за это никакой награды от Всевышнего. Другой может отдать сумму в сотни раз меньше первого ради довольства Аллаха и, соответственно, получит за это награду от Аллаха.
Также в хадисе говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Кто совершит деяние ради Меня и посвятит его (это деяние) кому-то ещё, то это деяние будет для него, Я чист от этого»(Муслим, 4, есть схожий хадис 2985).
В другом хадисе говорится: «Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим» (Бухари 6499, Муслим).
Шариат призывает к сокрытию наших благих дел, ибо Всевышний видит их, и если деяния совершаются ради него, нет нужды выставлять их напоказ. Если же человек рассказывает о них или делает их напоказ, значит, его намерения не совсем искренни, и своими деяния он преследует другие, отличные от довольства Аллаха, цели. Такие люди не найдут награду у Аллаха, как об этом говорится в следующем хадисе:
От Абу Хурайры передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Много есть постящихся, которые не получают от своего поста ничего, кроме голода и жажды. И есть много выстаивающих ночные молитвы, которые не получают ничего, кроме бодрствования». (Ахмад 373, Абу Я’ла, Байхаки). Имеется в виду, что соблюдение поста и совершение намаза не ради Аллаха не будут вознаграждены.
Спросили одного мудреца (да помилует его Аллах): «Кто является искренним?». Он ответил: «Искренний – это тот, кто прячет свои благие деяния, подобно тому, как прячут плохие». Также спросили: «Что является пределом искренности?» «Это нелюбовь к восхвалению».
Сказал Фудайл ибн Ияз: «Отказ от деяний из-за людей является лицемерием, совершение деяний ради людей является ширком, а искренность – это сохранение человека Аллахом от этих двух пороков».
О Аллах, сохрани нас от этих пороков и прости нас.
Ширк – многобожие
Среди наиболее тяжких грехов в исламском вероучении особо выделяется ширк, т.е. многобожие – признание наряду с Аллахом какого бы то ни было иного объекта (или субъекта), наделяемого божественными качествами, и поклонение ему.
Посланник нашего Создателя (с.г.в.) как-то раз обратился к своим сподвижникам: «Не рассказать ли вам о грехе, самом большом среди всех грехов? Это – ширк» (хадис приводит аль-Бухари).
На тяжкость впадения в ширк указывает уже один тот факт, что Всевышний не окажет прощения упорствующим в многобожии в день Великого Суда. На это имеется прямое указание в кораническом аяте:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (4:48)
При этом в исламе различают два вида ширка: большой и малый.
Большой ширк
Под большим ширком понимается непосредственный политеизм, что означает поклонение кому-либо и признание за ним божественной сущности, за исключением Аллаха. Человек, который является многобожником, именуется также мушриком.
Подобного рода поклонение может осуществляться некоторым людям, животным, растениям, небесным телам, идолам, тотемам и так далее. Политеизм известен миру с древних времен, когда во многих существовавших на тот момент государствах имело место поклонение различным богам. Например, в Древней Греции люди поклонялись множеству богов, среди которых были: Зевс, Гера, Аид, Посейдон, Аполлон, Гефест, Афродита, Артемида и так далее.
Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) в Аравии тоже процветал политеизм, который исповедовали жители Мекки. С началом пророческой миссии Мухаммад (с.г.в.) начал призывать мекканцев к единобожию, и некоторые уверовали, став первыми мусульманами. Однако большинство мекканских жителей отказались принять единобожие, в числе которых был и дядя Пророка (с.г.в.) – Абу Талиб.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) довольно-таки рано стал сиротой и ещё до рождения он потерял отца, а затем перешла в мир иной и его мать. После этого он жил в доме своего деда – Абдуль-Мутталиба, который тоже вскоре умер, и Посланник Всевышнего (с.г.в.) нашёл приют в доме своего дяди – Абу Талиба, который поклонялся, как и многие мекканцы, идолам.
Осознавая свою ответственность за Мухаммада (с.г.в.), Абу Талиб постоянно оберегал и защищал от нападок многобожников своего племянника, который у политеистов вызывал ненависть. За всю свою жизнь он сделал очень много добра для Пророка (с.г.в.) и мог бы, по воле Всевышнего, оказаться в Раю. Но он умер многобожником, несмотря на увещевания Посланника Аллаха (с.г.в.), и лишь за это он был удостоен Ада. Эта история говорит нам о степени тяжести совершения данного греха, ибо за ширк человек навечно окажется в Адском пламени.
Основой вероучения мусульман является строгое единобожие (таухид), т.е. признание в качестве Бога и поклонение лишь Единому Аллаху.
Единобожие включает в себя три основные составляющие:
1. Единобожие во владычестве – Аллах является владыкой всего и над всем.
2. Единобожие в поклонении – лишь Он достоин поклонения.
3. Единобожие в качествах (сыйфатах) – качества, которыми обладает Милостивый и Милосердный, не могут быть присущи ещё кому-либо
По мнению большинства учёных, человек, который совершает большой ширк, подлежит отлучения от ислама (такфиру), то есть мушрик не может считаться мусульманином.
Малый ширк
Под малым ширком в исламе, как правило, понимается показуха, когда человек совершает поклонение и благие деяния не ради довольства своего Создателя, а напоказ. Одно из изречений Заключительного Божьего Посланника (с.г.в.) гласит: «Поистине, совершать деяния напоказ, даже немного, есть тоже придание Всевышнему равных» (Ибн Маджа).
В наше время показуха стала довольно-таки распространённым делом, и религия не стала исключением. В основном, совершение деяний напоказ мотивируется желанием сформировать о себе хорошее общественное мнение, жаждой славы и так далее, но не желанием заслужить довольство Господа миров.
Рассмотрим на конкретном примере:
Человек, совершая намаз, может молиться как ради довольства Всевышнего, желая обрести Его награду, или же напоказ, т.е. стремясь продемонстрировать окружающим его людям свою набожность. Аналогичным образом дело обстоит и с раздачей милостыни, когда человек даёт её либо ради Аллаха, либо ради того, чтобы казаться щедрым окружающим.
Исходя из этого, намерение человека будет играть ключевую роль при оценке тех или иных деяний человека. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Воистину, дела оцениваются только по намерениям и, воистину, каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим). Таким образом, каждый получит то, к чему он стремился. За намаз, совершённый ради довольства Всевышнего, человек обретёт награду от Господа, а за намаз, выполненный напоказ, он способен лишь добиться хорошего общественного мнения, которое не поможет ему в Судный день.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ширк в Исламе
Ширк в Исламе – это многобожие, что является полной противоположностью Таухида, то есть Единобожия, которое из всех дел перед Всевышним является самым наилучшим делом – Единобожие открывает для верующего мусульманина вход в Рай, а многобожие – наихудший из всех грехов в Исламе, больших и малых, мыслимых и немыслимых, о которых только можно сказать, и адский огонь ожидает грешников, совершивших его.
Но термин «ширк» гораздо обширнее в Исламе, чем может в себя вместить значение слова «Многобожие», которое обладает слишком малым смыслом для этого, тем более, что большинство людей воспринимает многобожие в связи с языческим пантеоном богов, что никак не соотносится с их реальной жизнью и миропониманием. В результате люди совершенно четко могут сказать о себе, что они не являются многобожниками, вздыхая с облегчением.
На русский язык слово «ширк» часто переводят как «идолопоклонство» или «язычество», а также используют другие значения. Если же обратиться к собственно значению этого слова в арабском языке, то никаких оттенков, связанных с понятием «божество» или «идол», «язык» или «поклоняться», в нем нет. Этим объясняется то, что многих немусульман возмущает тот факт, что их действия в Исламе соотносятся с понятием ширка, классифицируясь как многобожие. Это касается в том числе и христиан, которые искренне не понимают, почему ко многобожию может относиться крестик на груди либо обращение с молитвой к святому. Если же им сказать о Троице, что это проявление ширка, то некоторые утверждают, что три – это не настолько много для того, чтобы называть многобожием. Мнение мусульман относительно того, что совершение дел богоугодных напоказ, тоже является проявлением многобожия, не понимают христиане именно вследствие трудностей перевода, который не вполне может сказать все оттенки смысла слова «ширк», а лишь малую часть его смысла, сужая это большое понятие. Связано это с тем, что в русском языке подобрать понятие, которое бы полностью отражало суть слова «ширк», довольно трудно.
С понятием «ширк в Исламе» связан еще такой термин «мушрик», который указывает на «того, кто делает соучастником или привлекает к участию». Сейчас этот термин связан в Исламе конкретно с тем, кто совершает ширк, то есть с многобожником или политеистом, идолопоклонником, то есть человеком, который совершает действия, которые попадают под определение многобожия или ширка.
Виды ширка
Ширк может проявляться в единобожии в разных формах и направлениях, поэтому при рассмотрении проявлений ширка следует учитывать три раздела Таухида или Единобожия: Таухид ар-Рубубийя или Единобожие во Владычестве, Таухид аль-Улюхийя или Единобожие в поклонении и Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат или Единобожие в именах и качествах.
Ширк во владычестве
Во всех этих направлениях ширк может иметь свои проявления. В Таухид ар-Рубубийя ширк может проявляться как полное отрицание того, что Бог существует, а также утверждение того, что все, что создано в этом мире, создано только лишь природой и благоприятным стечением обстоятельств. Это в свое время утверждали коммунисты, такой точки зрения придерживаются атеисты. К этой же категории ширка относится и действия смертных людей, когда они причисляют себя к богу или объявляют себя единственным богом: так в свое время делали фараоны. Из этой же категории и утверждения того, что Вселенной и всем мирозданием может управлять еще кто-то, кроме Всевышнего, и что не только от него, а от чего-то или кого-то другого может исходить добро или зло в этом мире. Когда кто-то гадает по кофейной гуще, по различным знакам типа карканья ворон или появлению черной кошки, предсказывая происходящие в жизни события, это тоже можно отнести к большому проявлению ширка. Ничто не влияет на судьбу кроме Бога и его воли.
Символ дуализма Свет (Янь) и Тьма (Инь)
Зороастрийцы, которые считали, что миром управляют два бога – Света и Тьмы, являясь приверженцами дуализма, также является проявлением ширка. Проявлением многобожия является и Троица в христианской религии, ибо уверенность эта подразумевает, что три божественных сущности, являясь отдельной личностью каждая, управляют этим миром.
Суть такого проявления ширка заключается в том, что человек не просто отводит Богу лишь частичную роль в управлении Вселенной, но и возносит на уровень Создателя недостойных существ или силы природы либо низводит самого Творца до уровня таких существ. Это прямое нарушение Единобожия во Владычестве, то есть проявление ширка в Таухид ар-Рубубийя.
Ширк в поклонении
Когда мы говорим о проявления по Исламу ширка в направлении Таухид аль-Улюхийя, то есть Единобожия в поклонении, то такой вид ширка может быть проявлен как в делах, так и в словах мусульманина, и в его убеждениях, то есть в делах его сердца. Когда мы говорим о проявлении ширка в делах, то имеем в виду случаи, когда кто-то отдает земной поклон кому-либо, кроме Бога, а также когда приносит жертвоприношение кому-либо, кроме как Аллаху, и поминает в это время имя кого-то, а не Всевышнего. Обход вокруг могил или таваф, взывание к душам умерших – это все проявление греха многобожия в делах.
Когда мы говорим о проявлениях ширка в делах сердца, то есть в убеждениях, то к этой категории следует отнести обожествляющую любовь (араб. хубб) к кому-то еще, кроме Господа. К таким случаям относится любовь христиан к пророку Иисусу, любовь язычников к духам предков или любовь к Кришне кришнаитов. Если верующий совершает что-то, запрещенное Аллахом во имя любви к своему ближнему либо по той же причине избегает выполнять какое-либо веление Аллаха, то это также является ширком.
Многобожием в Исламе будет считаться, если кто-то убежден в том, что кроме Творца кто-то еще может стать источником законодательства, то есть приобщение правоустанавливающих качеств Аллаха кому-то. Примером тому служат христиане или иудеи с их соответствующим отношением к раввинам или священникам. В Исламе Посланник Всевышнего Пророк Мухаммад ﷺ всего лишь передает повеления Аллаха и его законы, но не является сам источником их. Также если верующий испытывает страх (араб. хауф) перед кем-либо кроме Бога, это является ширком, грехом многобожия, потому что такой страх следует испытывать только по отношению к Творцу. Часто примерами таких случаев могут послужить ситуации, когда верующий совершает неугодные Аллаху деяния только потому, что испытывает страх перед каким-то другим мусульманином. Ширком в такой ситуации не будут являться подобные действия только в том случае, если человека силой принуждают к совершению таких действий.
Точно так же расценивается Ислам и надежду на кого-то, кроме Бога, а также упование на кого-то, кроме Всевышнего – таваккуль и раджа предполагают, что верующий уповает или надеется на кого-то, кого рядом нет, либо он уже в могиле, кто не может просьбу выполнить и как-то помочь, спасти от несчастья. Подобные случаи ширка – это когда человек уповает на помощь своего умершего родственника, веря, что он сможет помочь и как-то поспособствовать благополучию его с того света. К таким же случаям ширка относятся и те, когда святой или родственник живы, но находятся далеко. Даже если человек просто в глубине души убежден в этом, но не предпринимает никаких действий, то есть не возносит молитв и не отдает поклонов, все равно такие его убеждения приравниваются к ширку, поскольку все наши помыслы рано или поздно перерастают в слова и дела.
Но в тех случаях, если действие подпадает под понятие «поклонение», то есть «ибада», то в Исламе это будет принято за то, что этот верующий приобщает компаньона Аллаху, тот, кому поклоняется верующий, становится соучастником Всевышнему в его праве на поклонение. Но по Исламу только Аллаху принадлежит право на то, чтобы люди поклонялись ему, то есть, поклоняясь еще кому-то, избрав себе какого-то идола для поклонения, верующий, проявляющий ширк, или мушрик, разделяет то самое право, отнимая его часть у Аллаха и наделяя и объект своего поклонения. Такими своими убеждениями многобожник ставит на одну ступень со Всевышним своего идола, объект своего поклонения. Такой вид проявления многобожия среди людей наиболее всего распространен. Когда Всевышний посылал на землю своих пророков, он знал об этом и посылал их как раз для борьбы с этим видом проявления ширка.
Ширк в атрибутах и именах Аллаха
Когда мы говорим о проявлении Единобожия в именах и качествах или о Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат, то тема эта столь обширна и объемна, что требует детального объяснения. Если быть краткими, то этот вид проявления ширка ученые Ислама часто даже не выделяют в отдельный раздел, а рассматривают его как один из вариантов проявления ширка во Владычестве или Рубубийя.
Люди, утверждающие, что Творец есть физическое лицо, обладающее физическим телом точно так же, как его Посланник, как и люди, которых он создал, также проявляют ширк тем самым приравниванием качеств Всевышнего качествам всех остальных малых Его творений. Даже в ситуации, когда люди говорят, что все вокруг пропитано Богом, что Аллах повсюду, есть проявление ширка, поскольку если Бог во всем вокруг, то люди и поклоняться могут начать всему подряд.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
О Большом и Малом Грехе. Ширк, Куфр, Грех, — в чем различие?
Через ниспосланные Священные Книги и посредством Своих пророков, Всевышний Аллах указал и запретил людям все, что могло бы повредить здоровью, нанести ущерб взаимоотношениям между собой и окружающим миром, поколебать веру. Преступая черту, четко обозначенную в Священном Коране и Сунне, мусульманин совершает грех, чем не только наносит вред своей жизни в этом мире, но, в зависимости от количества и степени их тяжести, может быть наказан огнем Ада.
Грехи в Исламе подразделяются на большие и малые. В Благородном Коране сказано: «Если вы будете отклоняться от великих грехов, что запрещаются вам, Мы избавим вас от ваших злых деяний и введем вас благородным входом. (4: 31).
Сказано было Посланником Аллаха (мир ему и благословение), в переводе смысла:
«Большой грех после покаяния (Тауба) уменьшается и стирается, а продолжительно совершаемый малый грех, становится большим». [И. Асакир].
«Пусть все боятся быть наказаннымы даже и самый малый грех» [Абу Нуайм].
«Опасайтесь совершения малых грехов! Это походит вот на что: Путники, выбрав подоходящее место, останавливаются на ночлег. Для приготовления пищи, все разбредаются по местности и приносят достаточное количество хвороста. Вот подобно этому и накопленные грехи, кажущиеся грешнику малыми, ведут его к гибели (к огню ада)». [Бухари]. «Кажущиеся малыми, грехи, собранные вместе, погубят грешника». [Табарани].
«Тому, кто совершал пятикратную молитву, постился в месяц Рамадан, выплачивал обязательную милостыню (закят) и избегал совершения семи больших грехов, откроются все входы в Рай, и будет сказано: «С благополучным прибытием! Добро пожаловать!» [Насаи].
Краткий перечень больших грехов:
В хадисе от Бухари и Муслима (да будет милостив к ним Аллах), дается следующий перечень семи больших грехов:
1. Многобожие, идолопоклонство(Ширк). [1]
2. Колдовство (волшебство, магия).
3. Убийство верующего человека.
4. Бегство с поля боя.
5. Посягать на имущество сироты.
6. Брать и давать под проценты.
7. Клеветать на порядочную женщину. Обвинять ее в прелюбодеянии.
В другом хадисе среди перечня больших грехов приводится непокорность родителям, являюшихся мусульманами. Есть хадисы, в которых кроме семи указанных больших грехов, говорится, что прелюбодеяние и употребление алкогольных напитков – самые большие грехи. Ученые объясняют это тем, что все зависит от довольства или недовольства Аллаха действиями Своего раба. Если раб Аллаха заслужит довольство Аллаха каким-либо поклонением, — значит, это поклонение для него явится самым наилучшим поклонением. Так же и грех. Если же совершением какого-либо греха раб Аллаха вызовет Его недовольство, то именно этот грех для него и явится самым великим.
Ширк, Куфр, Грех, — в чем различие?
Все три понятия означают Грех, но относятся к разным видам. Сказано было в хадисе:
«К великим грехам относятся: придавать Аллаху сотоварища (ширк), выступать против родителей, убивать человека и давать клятву в ложном деле». [Бухари].
В другом хадисе говорится: «Грехов три вида: грехи, которые не будут прощены в судный день; грехи не отвергаемые, и грехи, которые Аллах может простить, если пожелает».
Грехи, которые не будут прощены в судный день, — это Ширк, так как сказано в Коране: «Пoиcтинe, Aллax нe пpoщaeт, чтoбы Eмy пpидaвaли coтoвapищeй, нo пpoщaeт тo, чтo мeньшe этoгo, кoмy пoжeлaeт. A ктo пpидaeт Aллaxy coтoвapищeй, тoт измыcлил вeликий гpex». (4: 48). Не отвергаемые грехи, — это нарушение права раба Аллаха.[2] Грехи, которые Аллах может простить, если пожелает, — это остальные грехи, не включающие в себя грех за нарушение прав раба Аллаха. [«Барика…»].[i]
Отсюда становится понятным, что когда ученые пишут в книгах: — «Совершение греха не выводит человека из веры», или — «Совершивший грех, не становится кяфиром» — слово «Грех» в этих фетвах не относится ни к Ширку, ни к Куфру.
Любой неверующий (кяфир) может стать верующим (мумином), произнеся свидетельство (калима-и таухид), так же, как и любой мусульманин может стать неверующим, произнеся лишь одно слово неверия (куфра). Тот, кто использует слова, ведущие к куфру, может лишиться веры, и не будет знать об этом. Сказано об этом в хадисе в переводе смысла:
«Наступит такое время, когда человек потеряв веру, даже знать об этом не будет. А ведь на самом деле, вера оставит его так же (легко), как снятая рубаха». [Дэйлеми].
В книгах имамов аль-Хадими, Абдулгани ан-Наблуси и других, говорится, что если мусульманин, будь то мужчина или женщина, сделает какое-либо дело или произнесет слово без принуждения, или с целью рассмешить других, зная о том, что по единодушному мнению (иджма) ученых это ведет к Куфру, то он лишится веры, даже если он не задумывался о смысле сказанного. Он станет Отступником (Муртад). Такое неверие называется термином «Куфр-и инади». Если же он скажет такое без принуждения, не зная о том, что это ведет к Куфру, то все равно станет Отступником, и такое неверие называют «Куфр-и джахли», так как всем мусульманам предписано в обязательном порядке (фард) получать необходимые знания. Незнание каких-либо обязательных положений Ислама не являются уважительной причиной! У мусульманина, ставшего отступником из-за куфр-и инади или куфр-и джахли, — аннулируется никях, и ему после восстановления веры (Тадждид-и Иман) необходимо, заручившись согласием жены, восстановить никях (Тадждид-и Никях) при двух свидетелях.
Наличие у мусульманина более двух тадждидов никяха, не влечет за собой процедуру «Хулле».[3]
Если мусульманин произнесет слово, ведущее к куфру, по ошибке, или в результате неверного толкования, или по принуждению, то отступничества не будет и никях нарушен не будет. Если же мусульманин произнесет слово, и среди ученых есть разногласия в том, что оно ведет к куфру, то он не станет отступником, но ему весьма рекомендуется из предосторожности совершить покаяние и обновить свой никях.
Некоторые слова и действия, ведущие к потере Веры (к Куфру)
1. Говорить вещи не достойные Аллаха. Например, когда кто-либо что-то сделал, но говорит без всякого принуждения: «Аллах знает, что я этого не делал». Или же, наоборот, о том, чего не делал, говорит: «Аллах знает, что я это делал». Говорить такое, подобно обвинению Всевышнего Аллаха в невежестве.
2. Говорить, что иудеи и христиане, верующие в Аллаха, попадут в Рай.
3. Говорить об известной всем недозволенной вещи, что это – дозволено (халяль), или об известной всем дозволенной вещи говорить, что это – недозволено (харам). Например: говорить, что свиной жир халяль, а уксус харам – Куфр.
4. Говорить кому-либо из любимых людей: «Я тебя люблю больше чем Аллаха и Пророка».
5. Согласие неверию – есть неверие. Не огорчаться тому, что твой ребенок выходит из веры. Например, соглашаться с тем, что дочь выходит замуж за немусульманина –Куфр.
6. Говорить: «Я не делаю намаз, но ты смотри на мою душу, ведь душа моя чиста» — Куфр. Здесь куфром является то, что не придается значения молитве. Человек, не исполняющий молитву, постоянно совершает грех. А душа того, кто постоянно грешит, не может быть чистой.
7. Исполнять какие-либо поклонения под музыку, петь о величии Аллаха (исполнять нашиды) в сопровождении запрещенных музыкальных инструментов. Исполнение нашидов является поклонением, а смешивание поклонений с харамом — запрещено.
8. Так же Куфром будет произнесение: «БисмиЛлях…», перед уптреблением спиртного или любого другого харама.
9. Говорить: «Такой-то мусульманин в моих глазах подобен Иудею».
10. Если мусульманин, слушая пение под музыку, или, видя какое-либо недозволенное действие, выразит свое восхищение, то тут же потеряет веру.
11. Тот, кто не верит религиозным знаниям, переданным многочисленными передатчиками на основе достоверных источников, становится отступником. Любое слово, являющееся Куфром, сказанное мусульманином в шутку, или же если он не согласен в душе с тем, что говорит, все равно выводит человека из веры.
12. Говорить уничижительно об исламских науках и ученых ахли сунна.
13. Ругать религию, веру мусульманина.
Нечестивость и грех
Нечестивый мусульманин (Фасык) не является неверующим (кяфиром). Он мусульманин, но не отличается благочестием. Благочестивым (Салих) он может стать лишь в том случае, если покается и перестанет совершать грехи. Всевышний Аллах прощает грехи покаявшегося человека. Мусульманином может стать любой кяфир, который покается в содеянных грехах и примет веру в соответствии с правилами шариата. Прощенным может быть даже тот мусульманин, который совершил грехи различных степеней. Даже если он станет приписывать Аллаху сотоварища и, в результате этого станет отступником, то все равно, в случае покаяния будет прощен Всевышним Создателем. Аллах, хвала Ему Всевышнему, сообщает нам в Коране о величии Своего Милосердия: «О рабы мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он — прощающий, милостивый!» (39: 53).
Об этом же говорится и в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Всевышний Аллах сказал, что простит своего раба, даже если его грехи возвысятся до небес, если он попросит прощения и не оставит надежду на мое Милосердие». (Тирмизи).
«Если даже количество ваших грехов достигнут небес, то Всевышний Аллах примет ваше покаяние, как только вы покаетесь». (Ибни Маджа).
«Фасык, не оставивший надежду на Аллаха, ближе к Его милости, нежели праведник, потерявший надежду на Его милость». (Хаким).
«Аллах сказал: — О раб мой! Если попросишь прощения, то я прощу тебя, невзирая на количество грехов. Даже если грехи твои достигнут облаков, Я прощу тебя. Сколько ни было бы у тебя грехов, получишь столько же и прощений. Только приди ко Мне с Верой». (Тирмизи). АльхамдулильЛяхи Раббиль алемиин!
(Из сборника «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози. Книга Первая)
[1] Это самый великий грех. Всех, кто отрицает Единство Создателя или приписывает Аллаху родство с кем-либо, соучастника создания чего-либо, или поклоняется идолам или идолу наряду с Аллахом — ожидают мучения в самых низах Ада. Ширк – относится к разделу Куфра (слов и действий, выводящих человека из веры). Ученые часто приводят виды куфра в списке великих грехов. Однако Ширк и Куфр, не то же самое, что и Грех.
[2] Как известно, Всевышний Аллах не прощает грех за нарушение прав Своего раба, пока этот раб не простит обидчика. Сказано в хадисе в переводе смысла: «Пусть тот, кто нарушил чьи-либо права, получит его прощение до своей смерти, так как в судный день не будут иметь ценности ни золото, ни имущество. В тот день будут изыматься из наград обидчика до тех пор, пока не будут возмещены права обиженного. Если же не будет наград, то возложат на него грехи обладателя права». [Бухари].
[3] После развода, объявленного трижды, мужчина может жениться на этой же женщине согласно шариату только после процедуры «Хулле». Это означает, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу, который объявил ей развод, только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется. Возврат к прежнему мужу (Новый Никях) будет ей дозволен после соблюдения 4-х предварительных условий. То есть: 1) Выдержит срок Идда. 2) Заключит Никях с другим мужчиной. 3) Разведется, после нахождения с ним в супружеских отношениях. 4) Выдержит новый срок Идда. Однако если она выйдет замуж за другого человека с целью возврата к прежнему мужу, то совершит большой грех. Она должна выйти замуж с целью создания новой семьи. [См. «Мухтасар Ильмихал» Мухаммада аль-Коккози, часть 9, — “Китабу’з-Завадж”].
[i] «Барика…» — «аль-Барикат-уль-Мухаммадиййа фи Шархи Тарикат-иль-Мухаммадиййа» –
— Книга имама аль-Хадими (Мухаммад б. Мустафа; Мауляна Эбу Саид 1113-1176/1701-1762).