грин золотая цепь чему учит
Роман Александра Грина “Золотая цепь”
Страницы биографии Александра Грина в 1920-х годах сообщают о тяжелом материальном состоянии писателя. Мечтательность, романтичность его героев, отрыв от актуальных проблем современности, витиеватость авторского стиля, все это сказывалось на том, что писателя не понимали и не публиковали. Однако Грин продолжал быть верным своим убеждениям и стилю, говоря, что не нужен таким своей стремительной эпохе, но другим он быть не хочет и не может. После публикации своего первого символистского романа «Блистающий мир» в 1924 году, уверенность Грина в собственных силах возрастает, и один за другим появляются на свет новые произведения, увлекающие за собой читателя в мир опасных приключений и героев, которые, последовав за мечтой, становятся счастливыми.
Одним из самых загадочных произведений Александра Грина этого периода критики считают роман «Золотая цепь», написанный в 1925 году в Феодосии. Автор сам описал свой творческий замысел так: история мальчика, который искал чудес и нашел их.
Система персонажей романа «Золотая цепь»
В романе «Золотая цепь» автором все продумано до мелочей, каждая деталь появляется в произведении для раскрытия идейно-смысловой нагрузки или создания индивидуального характера героя. Система персонажей романа достаточно многогранна, среди которой можно выделить несколько групп: моряки, обитатели дворца, интриганы и ведущие персонажи.
Главными героями произведения являются Сандро, Дюрок, Эстамп, Ганувер и Молли. Роман Александра Грина «Золотая цепь» достаточно противоречив и загадочен, не составляет исключения и вопрос о главном герое. Без сомнения, каждый читатель определит в качестве главного героя Сандро. Однако некоторые критики, несмотря на высокую смысловую и событийную нагрузку данного персонажа, считают его второстепенным героем, а главным определяют Ганувера. Однако, это лишь одна из версий. Действительно, все интриги и события вращаются вокруг Ганувера. Но развитие и становление личности, раскрытие внутреннего мира и стремлений, изменение действительности своими поступками, то есть все те черты, которые определяют главного персонажа, присущи именно Сандро.
Всю сюжетную линию романа сопровождает образ Сандро, от лица которого и ведется повествование, а все события произведения мы видим его глазами. Юноша является главным героем всех переломных моментов сюжета. Именно он узнает секрет о том, как разбогател Ганувер, а также раскрывает заговор Дигэ и Галуэя.
В начале произведения перед нами 16-летний матрос, немного неуверенный в себе. Он пытается понять кто он: мальчик или мужчина. Он ужасно расстраивается и вспыхивает, когда его не воспринимают всерьез. Чтобы казаться старше, Сандро показательно выражается бранными словами. Однако его напыщенно «взрослое» поведение вызывает у окружающих лишь смех. Смелость к рискованным поступкам, горячее желание помочь другим, попытки исправить ситуацию и сопереживание чужой любви делают из неуклюжего юнца зрелого и ответственного мужчину. Ведь помогая другим, он сумел победить свою ранимость и обидчивость, стать мудрее и сильнее духом.
Наиболее противоречивый в романе образ Эвереста Ганувера, который представляет собой олицетворение идеального героя – богатого, но не потерявшего человечность. В 28 лет он становится живой легендой, сумевшей воплотить необычайную мечту в жизнь, в воздушный замок и реальный великолепный дворец. В пучине алчных заговоров, потеряв любимого человека, он начинает пить и падать духом. Однако так и не теряет своего главного дара – способности любить.
Утверждение романтического идеала победы добра над злом невозможно без поддержки верных и преданных друзей, которых в романе воплотили Дюрок, Эстамп, библиотекарь Поп.
Идейное содержание романа
Основой проблематики произведения являются вечные противоречия между мечтой и гармонией, богатством и простым человеческим счастьем. Смелость и романтическое стремление к мечте прекрасны. Однако за все есть определенная плата. Обладатель золотой цепи, получивший все, чего только можно хотеть, остался одинок в огромном и многолюдном доме. Он стал узником своей золотой цепи. А те, кому он пытался открыть свое страдающее сердце, оказались алчными охотниками за богатством. Любимая девушка Молли пытается спасти Ганувера от своих ненасытных братьев ценой собственного счастья. Таким образом, Александр Грин утверждает в романе истинные людские добродетели – честность, неподкупность и любовь, показывая стремления к богатству и власти жалкими и ничтожными.
Взросление духа персонажа – одна из основных идей произведения. Юный, ищущий себя мальчик, который пытался познать мир, читая книги, наблюдая и слушая, стремился изменить свою жизнь, стать взрослее, но не знал, как сделать это. В романе «Золотая цепь» открывается истина: изменения манеры общения или внешнего вида не дадут возможности повзрослеть духом, стать истинным мужчиной. Только в поступках и преодолении собственных страхов и комплексов возможно становление личности.
Анализ произведения
Академическая критика определяет жанр произведения как детективно-приключенческий роман. Многие литературоведы сходятся на мнении, что «Золотая цепь» – повесть с детективным сюжетом. В пользу повести можно отнести сравнительно небольшой объем произведения и короткий временной промежуток протекания описываемых событий – действие происходит в течение 36 часов, что собственно перечит возможности назвать творение романом. Однако более чем развитая система персонажей романа и постепенное становление главного героя позволяют определить жанр как роман.
Стилистическая принадлежность произведения
Спорным вопросом в литературоведение является и стилистическая принадлежность произведения «Золотая цепь». В произведении, которое большинство исследователей считает романтическим, присутствуют также черты реализма и символизма.
Повествование от первого лица, построение диалогов и динамика сюжета разворачиваются вполне в ключе реализма. Идейная насыщенность произведения соответствует романтическим признакам, которые подчеркивают приключения, загадки и тайны, сказочный дворец и интриги, надежды и мечты, любовь и коварство. Основные идеи произведения автор старается передать все же не в реалистичной манере и даже не в традициях романтизма. Суть произведения открывается через символы, о чем свидетельствует уже название произведения «Золотая цепь». Знаковыми образами символизма является книга «Что мы знаем о себе?», которую молодой юнга читает в экспозиционной части романа, татуировка с надписью: «Я знаю все», таинственный дворец, потайные комнаты, лабиринты, монеты и, наконец, золотая цепь.
В следующей статье вы можете ознакомиться с биографией писателя Александра Грина, которого считают одним из самых выдающихся романистов начала ХХ века.
Известный роман Александра Грина “Бегущая по волнам” является еще одной незабываемой историей о любви, чуде и романтических приключениях.
Произведение «Золотая цепь» – пример нешаблонного авторского стиля, типа творческого мышления и мастерского использования живого языка. Читая диалоги произведения, невольно оказываешься на пропахшем сыростью и рыбой корабле, в душной многолюдной кухне, среди лабиринтов дворца, чувствуя каждый намек и деталь, которые рисует автор. «Золотая цепь» Александра Грина – одно из его великолепных творений, в которых для читателя открывается романтическая страна, где живет вера в мечту и торжествует красота человеческой натуры.
Краткое содержание Грин Золотая цепь для читательского дневника
Грин Золотая цепь для читательского дневника
Сенди матрос. Он отправляется с двумя незнакомцами в плавание. Ему удается спасти одного богача. После этого Сенди становится капитаном корабля. Он женится на дочери жены богача.
Главная мысль рассказа
Добрые дела всегда возвращаются к совершившему их человеку. Все получают то, чего достойны.
Краткое содержание Грин Золотая цепь
Сенди работает матросом. Он старается казаться умным и мудрым матросом. Однажды два незнакомых ему человека просят одолжить им судно. Сенди, как опытный матрос, захотел отправиться с ними. По дороге все троя очень сблизились. Два незнакомца стали доверять молодому матросу. Незнакомца надо зайти к некоему Гануверу. Они предлагают Сенди пойти вместе с ними. Тот не отказывается.
Бедняги до полуночи еле отыскивают Молли. Ганувер спасен. Он прощает своих врагов. У Ганувера скоро случается сердечный приступ. Он умирает. Его жена Молли и один из незнакомых спутников Сенди – Дорок, женятся. У них появляется дочь. Ее, как и мать, зовут Молли. Она становится женой Сенди. После спасения жизни Ганувера Сенди стал капитаном судна.
Читать краткое содержание Золотая цепь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Грин. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Золотая цепь
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Ученик начальных классов – главный герой этого рассказа. Однажды он пропустил уроки по болезни. Мальчик не был в школе пять дней. За это время ребята выполнили письменную работу по русскому языку – пересказ книги.
В середине 18 века в период правления Анны Иоанновны негласно страной руководил фаворит императрицы Бирон, окрыленный мечтой получить полную власть в государстве.
В пещере, в глубоком сне пребывает злая великанша по имени Арахна. Всем окружающим она приносила вред, но только к гномам относилась благосклонно и даже помогала. Гуррикап усыпил великаншу на пять тысяч лет.
В далекие времена все животные были дикими. Они бродили, где им вздумается. Одним из таких животных был кот. Он ходил, где хотел в полном одиночестве.
Урфин Джюс возвратился в свой дом в Голубой стране. Он хотел отомстить за свое изгнание и снова захватить власть над Волшебной страной
Урок по роману А. Грина «Золотая цепь»
Система уроков по роману Грина «Золотая цепь»
Тема. 1-2 Роман А. Грина «Золотая цепь»: стилистика, жанр
ЦЕЛЬ: познакомить студентов с основными особенностями произведения Грина «Золотая цепь»
познакомить студентов со стилистическими, жанровыми особенностями романа «Золотая цепь», его проблематикой и системой образов;
формировать у студентов потребность в постановке вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека; создать эмоциональную атмосферу для активизации логического мышления и познавательных действий;
пробуждать любовь к литературе.
На доске записана дата, тема урока, эпиграф; висит портрет А. Грина и карта страны, созданной воображением писателя.
Тренируйте воображение и лелейте мечты. (А. Грин)
1. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
3. Мотивация учебной деятельности
— По мнению К.Паустовского, “рассказы А.Грина тревожат воображение и заставляют страстно желать исполнения мечты”. Поэтому эпиграфом урока мы взяли слова самого Грина: “Тренируйте воображение и лелейте мечты”.
— Как вы думаете, о чем нам хотел сказать автор?
А.Грин – человек с тяжелой, мучительной жизнью – создал в своих произведениях невероятный мир, полный заманчивых событий и прекрасных человеческих чувств.
Одним из самых загадочных произведений Александра Грина периода 20-х гг. критики считают роман «Золотая цепь», написанный в 1925 году в Феодосии. Автор сам описал свой творческий замысел так: история мальчика, который искал чудес и нашел их.
Попробуем доказать эти слова, проанализировав роман Грина.
4. Усвоение нового материала
— Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы написать роман? (студенты выдвигают свои гипотезы, свои суждения по этому вопросу.)
— Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля как способы «завораживания» читателей должны возникнуть в нашем воображении. Давайте так и построим урок. Рассмотрев стиль произведения, его жанровое своеобразие и систему образов, мы придем к пониманию идейного замысла романа.
4а. Беседа по проблемным вопросам, раскрывающая стилистическую направленность романа
— давайте вспомним, когда был написан роман?
— какое направление в литературе господствовало в это время?
Модернизм и реализм
— назовите черты этих направлений (можно воспользоваться материалом таблиц)
— Как вы думаете, к какому направлению литературы – романтизму, реализму или модернизму – принадлежит «Золотая цепь»?
Студенты высказывают предположение, по которым делается вывод
В произведении, которое большинство исследователей считает романтическим, присутствуют также черты реализма и символизма.
— культ необыкновенной личности (Санди, Ганувер, отрицательные персонажи)
— странные, необычные повороты сюжета (начало приключений Санди, путешествие по тайным ходам, нахождение самой золотой цепи и т.д.)
-воспевание простых естественных чувств (чувства Молли, Санди)
— тяготение к мечте, приключениям, загадки и тайны.
— правдивое изображение действительности (жизнь Санди до начала его приключений)
— рассказ от первого лица
— влияние общества на духовный мир человека, формирование его характера (формирование Ганувера как личности)
Суть произведения раскрывается через символы (золотая цепь, таинственный дворец, потайные комнаты, лабиринты, книга «Что мы знаем о себе?», татуировка «Я знаю все»)
Раскроем один из символов романа. Что же такое золотая цепь?
4б. сообщения студентов о символическом значении золотой цепи
Чудо «Золотой цепи», в отличие от других чудес гриновского мира, имеет тёмную сторону. Более того, в канве романа Дом играет в целом отрицательную роль: именно Дом стал между Ганувером и Молли, погубив своего хозяина.
Дом — не «чистая мечта», а — мечта + золото. Без Цепи не было б Дома.
Мотив проклятия золота всплывает здесь в поистине философской глубине. У Мечты, с одной стороны, нет иных путей материализации, кроме «золотого»; и даже самая Мечта рождается от импульса Цепи (фантастический «проект» Дома, созданный Молли — его идеологом — вызван именно счастливой находкой). С другой стороны, Мечта, воплощенная в золоте и силой золота, теряет свою изначальную чистоту, попадая под его власть. Золото неизбежно вносит в Мечту тёмный компонент. И Мечта силой золота не только воплощается в материю, в искусство, — она становится разрушающей, разлучая вначале Молли и Ганувера, а затем и убивая Ганувера.
«Цепь» = оковы, несвобода; Золотая цепь = зависимость от золота, символ подвластности его силе.
Итак, символичный ряд Цепи включает в себя такие звенья: золото, проклятие, несвобода, причинно-следственная связь, сказка, случай, Фортуна, Фемида, возмездие.
4в Рассмотрение жанра произведения
— Как вы думаете, к какому жанру можно отнести данное произведение?
Предполагаемы ответы: роман-приключение, роман-детектив; фантастический роман.
3 студента рассказывают об особенностях каждого жанра:
— резкое деление персонажей на героев и злодеев (Ганувер-Дейзи)
— стремительность развития действия (действие происходит в течение 36 часов)
— переменчивость и острота сюжетных ситуаций (похищение судна, переодевание Санди, разоблачение Дейзи, появление Молли)
— преувеличенность переживаний (переживания Санди, его мысли)
— мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (похищение Молли, загадка золотой цепи, сам Дом является одной сплошной загадкой)
Особенности детективных романов:
— наличие в произведении некоего загадочного происшествия (появление Дейзи и ее коварный план)
— действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю (раскрытие тайны происходит в самом конце произведения)
— читатель проводится автором через процесс расследования (вместе с Санди, Дюроком, Попом, Эстампом мы выясняем мотивы Дейзи и ее напарников)
— стереотипны мотивы действий (в том числе — мотивы преступления) персонажей (деньги и власть)
— большинство детективов экзотичны (действие происходит в фантастическом Доме Ганувера)
— присутствие типичных персонажей (сыщик, преступник, потерпевший)
Особенности фантастического жанра:
Фантастическое допущение, или фантастическая идея (элемент необычного) для раскрытия:
— создание экзотической обстановки
Критика определяет жанр произведения как детективно-приключенческий роман, однако мы видим в произведении и элементы фантастики.
Попробуем ответить на вопрос –как приобретенные сегодня знания помогут нам определить проблематику романа?
6. Домашнее задание
Подготовить сообщения о главных героях романа
Краткое содержание Грин Золотая цепь
Матрос, Санди Пруэль находится на судне Эспаньола. Руководит им штурман Гро. Ночью к ним приходят двое мужчин и за определенную плату, просят дать им судно. У них неотложная поездка. Санди идет с ними.
По пути незнакомцы предлагают ему зайти в дом Ганувера. Санди хочет быть опытным морским волком и соглашается. Мужчин зовут Эстамп и Дюрок. Они рассказывают Санди о богатом доме. На кухне Санди переодевается и ест. Эстамп и Дюрок надсмехаются над его татуировкой «Я все знаю». Моряк со зла бросает в слугу золото, которое ему дали за плаванье.
Библиотекарь Поп ведет Санди к Гануверу, 28-му владельцу шикарного дома. Поговоря с моряком, Ганувер обещает, что он будет капитаном. Санди идет в свою комнату. В стене он замечает скрытый ход, ведущий в коридор. Он слышит голос Дигэ, девушки Ганувера, и Гануэя. Из их беседы понятно, что у них любовники. А Дигэ представила Гануэя, как родственника. Она хочет выйти замуж за Ганувера и стать богатой вдовой. Чтобы ускорить кончину Ганувера, девушка спаивает его. Их разговора, Санди узнает, что Ганувер нашел в море большую золотую цепь, и это дало ему разбогатеть. Моряк делится услышанным с Попом и Дюроком. Они рассказывают, что хотят вернуть в дом бывшую девушку Молли. Она влюблена в Ганувера, но по странным обстоятельствам, отказалась от него. Брат Молли прячет ее и хочет сосватать девушку за подлого и злого Лемарена. Неизвестная девушка сообщает им, где прячется Молли.
Дюрек и Эстамп находят Молли и уговаривают ее вернуться в замок. Санди одев вещи Молли, запутывает следы.
Ганувер признается, что до сих пор любит Молли, но она исчезла. Все готовятся к большому празднику. Сэнди знакомится с доном Эстебаном, который обещает сделать молодого человека капитаном корабля.
Орсун говорит, что на берегу ручья видел девушку похожую на Молли. Ганувер выступает с речью, в которой благодарит всех своих друзей и близких людей. Дигэ нажимает на рычаг в стене, и все с изумлением видят площадь с фонтанами.
Входит Молли в свадебном платье. Ганувер в восторге и представляет девушку гостям, как свою невесту. Открывается правда про Дигэ и Гануэя. Но хозяин дома вместо того, чтобы отдать их под арест, дарит им чек на полмиллиона.
Повесть учит, что нужно всегда жить в мире со своей совестью и не врать людям.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Грин Александр. Все произведения
Золотая цепь. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В молодости паромщик Филипп Тюрин все общественные вопросы принимал близко к сердцу. Да, он был ярым общественником: во время выборов, например, он всегда работал на избирательных участках.
Главной героиней данного произведения британской писательницы стала молодая девушка Эмма двадцати одного года. Она отличается от многих юных особ деревни тем, что любит сватать соседей друг с другом
Рассказ Страшное гадание это фантастическая история, в которой описаны колдовство, гадания и появление нечистой силы.
«Замечательная ракета» история посвящена устроенному в честь женитьбы принца и принцессы величества и принцессы салюта, чтобы выделить серьезность момента свадьбы этих двух людей.
П.П. Бажов в своей сказке «Таюткино зеркальце» описывает нелегкие трудовые будни уральских горняков. Главной героиней сказки является маленькая девчушка Наташа, но все мило называют ее Таюткой
Мотив золотой цепи в творчестве А.С. Грина
В романе «Золотая цепь» (1925) мотив, вынесенный в заглавие, также занимает центральное место в структурно-смысловой организации текста. Золотая цепь фигурирует в произведении как «конкретно-предметная реалия» [Ульянцев 1985, с. 4], ее образ присутствует в легенде о Пироне и в названии дворца, принадлежащего главному герою.
Мотив золотой цепи в романе обладает богатой семантикой, включающей ряд значений, прямых и переносных. Традиционно цепь символизирует зависимость человека от чего или кого-либо, его несвободу.
«Как и путы, цепи являются эмблемой рабства, а в христианском искусстве порока» [Тресиддер 1999, с. 404]. Значение образа «золотая цепь» у А. Грина углубляется благодаря наличию ее функциональной (якорная) характеристики, привносящей сему «статичность», поскольку якорь удерживает корабль на одном месте.
Данная семантика образа актуализирована в легенде о пирате Пироне, который без сожаления отрубает золотую цепь, чтобы уйти от преследователей. Для сравнения отметим, что Ганувер, напротив, всеми силами старается ее сохранить, скрывает свое сокровище в «лабиринте» комнат за потайной дверью.
Не менее важна для трактовки образа символика золота. Обладая амбивалентным значением, «в негативном аспекте золото является символом идолопоклонства и корыстолюбия» [«Энциклопедия символов, знаков, эмблем» 2000, с. 216]. В романе можно увидеть аллюзию на библейский мотив поклонения золотому тельцу, смысл которого заключается в подмене истинной веры ложною. Ганувер благоговейно называет свою находку «зерном, из которого вышел» [Грин 1965, IV, с. 38], относится к ней как к сакральной ценности. Истинной в художественной концепции Грина является вера человека в собственные возможности. Ее отсутствие гриновский герой заменяет верой в могущество денег. Гануверу кажется, что золото способно дать ему свободу от внешних обстоятельств, свободу действия. Однако это иллюзия.
Итак, случайно найденный клад несет его обладателям, Гануверу и Молли, призрачные надежды на счастье. Их сказочная мечта, воплощенная во дворце, полном чудес, оборачивается разлукой, страданиями, смертью.
Наконец, образ золотой цепи неразрывно связан в произведении с мотивом преступления. По легенде цепь была выкована пиратом Пироном, очевидно, из награбленного золота. Выросшее из нее богатство Ганувера притягивает к себе бесчестных людей. Вокруг миллионера возникает сразу два преступных замысла: у Галуэя-Тренка и его сообщников, а также у брата Молли и Лемарена.
Образ золотой цепи выполняет в произведении сюжетостроительную функцию. Обладая рядом негативных значений (несвобода, статичность, тяжесть, иллюзорность и другие), он как бы предопределяет трагическое развитие событий.
Развернутой метафорой золотой цепи, расширяющей ее семантику, является образ дворца Ганувера, служащий основным средством характеристики главного героя.
В гриновском творчестве особую значимость приобретает соотношение мотивов пути и дома. В данном романе образ дворца становится семантическим и сюжетным узлом повествования. Он заполняет собой почти все пространство текста. Основные события произведения происходят в доме, и почти каждая глава содержит его описания или упоминания о нем.
Свое название дворец получает от золотой цепи, главного сокровища и источника всех богатств, и полностью его оправдывает. Дом становится для хозяина «золотым» пленом, «золотой» клеткой. Вследствие своего местоположения (мыс Гардена), он оказывается отгороженным от остального мира. Огромное, лабиринтообразное внутреннее пространство дворца затрудняет общение между его обитателями. В доме легко заблудиться, что происходит с юным Санди дважды. В его роскошных залах почти всегда пустынно, большая часть дворца остается безлюдной, полутемной даже во время приема, на который собирается около двухсот гостей. Многочисленная прислуга обычно располагается на нижнем этаже, а завтраки и обеды подаются наверх с помощью механических приспособлений.
Это свидетельствует о неосознанном стремлении Ганувера к уединению, несмотря но то, что герой имеет немало друзей и искренне ценит их. Примечательной является значащая деталь: Ганувер, в отличие от других персонажей, на протяжении всего романа ни разу не покидает пределов дома. Пространство главного героя ограничено дворцом «Золотая цепь». Правда, есть упоминания о трехлетнем путешествии Ганувера по свету, но оно находится как бы за кадром и совершается до того, как герой поселяется во дворце.
Примечательно, что приглашенных на торжество друзей герой называет «живыми» людьми, подразумевая под этим качеством умение «наполнять жизнь» значительным содержанием. Сам же Ганувер такой способностью не обладает и потому торопится «обратить деньги в жизнь» [Грин 1965, IV, с. 82], насыщая свое существование бессмысленными забавами и удовлетворением сиюминутных прихотей.
Инфантильность героя ярко проявляется в истории его взаимоотношений с любимой девушкой. Мучительно переживая потерю Молли, Ганувер даже не пытается встретиться с ней, выяснить причины ее внезапного охлаждения. Вместо этого он безуспешно ищет забвения в алкоголе.
В сущности; герой ничего в своей жизни не делает сам- другие люди приумножают его капитал, осуществляют идею сказочного замка, возвращают ему Молли. Ганувер всегда надеется на внешнее разрешение проблем. Показательно, что он устраивает в доме своего рода алтарь Фортуны, древнеримской богини удачи, счастливого случая: «Слева у стены на узорном золотистом столбе стояла черная статуя: женщина с завязанными глазами, одна нога которой воздушно касалась пальцами колеса, украшенного по сторонам оси крыльями, другая, приподнятая, была отнесена назад. Внизу свободно раскинутыми петлями лежала сияющая желтая цепь. » [Грин 1965, IV, с. 39].
Иными словами, драгоценная находка отвечает характеру Ганувера и предельно обнажает его сущность.
Индивидуально-авторские мотивы играют ведущую роль в сюжетно-композиционной и идейной организации произведений Грина. Каждый из них становится своеобразным центром повествования, с которым связаны все основные события и персонажи.
Анализ особенностей функционирования указанных мотивов подтверждает наличие следующих смысловых доминант в творчестве писателя: 1) идею движения как необходимого условия гармоничного существования и совершенствования человека, 2) идею творчества как формы активного преобразования мира и 3) нравственно-этическую идею.