грот кусково что это
Грот кусково что это
Посетить Дворец и павильоны можно при предъявлении на входе QR-кода о пройденной вакцинации, перенесенной болезни или справки об отрицательном ПЦР-тесте вместе с документом, удостоверяющим личность (для лиц от 18 лет). Приобрести билеты можно только онлайн по ссылкам в разделе РЕЖИМ РАБОТЫ
Реставрационные работы велись на протяжении 3-х лет под руководством ГКУ «Технический центр Департамента культуры города Москвы». Наиболее полно было восстановлено ракушечное убранство интерьеров, утраченное за годы бытования памятника. Одновременно специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) им. И.Э. Грабаря велась работа над реставрацией не имеющих аналогов в музеях нашей страны «гротических» глиняных скульптур и сюжетных панно, инкрустированных ракушками, кораллами, перламутром. Это была первая за столетнюю историю музея комплексная реставрация всей коллекции павильона (в ХХ-ом веке работы ограничивались лишь поддержанием памятника и консервацией ракушечного декора).
Основной ценностью в декоре кабинетов является отделка из 24 видов раковин тропических морей (Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов). Среди них такие редкие как «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная». Впервые состоялось восполнение раковин Грота, представлявшее особую сложность в их идентификации и получении в необходимом объеме (некоторые виды раковин оказались занесенными в Красную книгу).
Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.
Оформление интерьеров Грота — зала и двух кабинетов — столь же декоративно и выразительно, как и решение его фасадов. Невысокая, до подоконника, панель центрального зала служит пьедесталом для восьми пар коринфских колонн с золочеными базами и капителями, уводя взгляд через мощный карниз к тягам свода купола и далее в прорыв светового фонарика. Через окна-люкарны, которые в XVIII веке затягивали зелеными тканями, лился зеленоватый, как вода, свет.
Размещение в нишах деревянных и глиняных кукол в половину человеческого роста, убранных морскими и речными раковинами, купленными гр. П.Б. Шереметевым в 1775 году специально для Грота, «оживляет» нарядные кабинеты. Ракушечная скульптура, воспринимаемая в России как раритет, представляет собой уникальные произведения западноевропейских мастеров II половины ХVIII века, не имеющая аналогов в нашей стране.
Пастельная гамма росписей стен «под мрамор» рождает ощущение сдержанной торжественности центрального зала, в котором особую роль играют обилие света и воздуха, гулкая высота купола — и ошеломляющий контраст с сумраком «подводных пещер» боковых ризалитов. Два кабинета, расположенные вокруг центра Грота, ориентированы на разные стороны света – на юг и на север. В южном кабинете преобладают тёплые тона, в северном же кабинете холодные цветовые гаммы. Проходя с юга на север, настроение парадности сменяется более интимным, камерным.
На стенах и сводах небольших «кабинетов», богато декорированных гипсовой лепниной и туфом, оживленными блеском дробленого стекла и кусочками зеркал, с барочной пышностью расцвели «гротески». Все здесь подчинялось задаче создания сказочного, экзотического мира. Причудливые изгибы фантазийных растений и затейливых завитков чередуются с изображениями диковинных животных, птиц, рыб и солнечных дисков с расходящимися лучами на фоне белого, серого, желтого и розового туфа. Но главной ценностью гротических «затей» были раковины — двадцати шести видов из Средиземного, Красного, Японского, Черного морей и водоемов Подмосковья, с выразительными названиями: «тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза», «жемчужный кораблик», «перловица живописная».
Оформление интерьеров было процессом сложным и длительным. Около десяти лет (1761 – 1775 гг.), с перерывами эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П.Б.Шереметевым по «заключенному контракту». Завершили украшение Грота размещенные в нишах деревянные и глиняные «куклы» в половину человеческого роста, убранные морскими и речными раковинами. Купленные графом П.Б. Шереметевым в конце 1775 года специально для «подводных пещер», они оживляют и без того нарядные кабинеты, привнося законченность в их оформление. Декор интерьеров настолько самодостаточен, что был дополнен лишь люстрой и шестнадцатью бра «жестяных с листами и фарфоровыми цветами».
В описях упоминаются по одному столу «на подстольях резных золоченых с красною краскою» в каждом из кабинетов, а также «стол сосновой круглой разборной» и «при нем восемь штук скатертей». Это позволяет предположить, что Зал и кабинеты Грота использовались для торжественных застолий узкого круга гостей. Известно, что в августе 1775 года граф П.Б. Шереметев, принимая в Кускове императрицу Екатерину II, именно в Гроте потчевал ее обедом. А спустя 100 лет его правнук в мае 1886 года в этом же павильоне угощал императора Александра III с членами августейшей семьи под песни «цыганского хора». С.Д. Шереметев вспоминал: «Здесь подали чай, фрукты и шампанское. Хор пел старательно, и все просидели довольно долго».
Кусково. Сказочный «Грот»
В московской усадьбе «Кусково» есть уникальное архитектурное сооружение павильон «Грот». Посетить эту достопримечательность входит в мою программу каждый раз, когда я направляюсь в Кусковский парк. Грот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века. Грот в Кусково единственный в России, сохранивший оригинальную отделку с уникальным ракушечным убранством. В эти выходные всё сложилось удачно: плотный, обволакивающий туман, не располагал к прогулкам по лесу, а грот был открыт. И это отзыв о нём.
Грот находится в итальянской части регулярного парка усадьбы Кусково.
Согласно руководству по устройству садов и садовых павильонов, гроты должны были быть максимально похожи на свои природные прототипы, напоминать пещеру или скалистый навес.
Такие рукотворные пещеры украшали имитациями сталактитов, изготовленных из туфа и ракушек. Грот в Кусково не исключение — расположен на берегу водоёма.
Грот в Кусково строили с 1756 по 1761 года, архитектор Федор Аргунов (крепостной графа П. Б. Шереметева). Павильон выстроен в стиле барокко: его фасад украшают скульптуры и декоративные элементы, купол венчает композиция в виде устремляющейся ввысь струи фонтана.
Дверные и оконные решетки, напоминающие водные растения, были изготовлены мастерами села Павлова, которое также принадлежало Шереметевым.
Грот имеет четкое трехчастное деление, соответствующее трем основным помещениям — центральному залу под высоким куполом и двум боковым кабинетам. Стены зала расписаны под мрамор.
Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове
В конце ноября 2019 года в музее-усадьбе «Кусково» завершилась комплексная реставрация павильона «Грот» середины XVIII века. Эта работа, занявшая у специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря почти три года, отмечена наградой конкурса «Московская реставрация».
В чем уникальность «Грота» и почему работа по возвращению его хрупкой красоты заняла столько времени — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Подмосковный Версаль Шереметевых
Архитектурно-ландшафтный ансамбль любимой усадьбы графов Шереметевых формировался в 1750–1770 годах, когда самой наглядной демонстрацией богатства и высоты положения для российской аристократии считался собственный регулярный парк на французский манер. Императорский Петербург и его пригороды эта пришедшая из Версаля мода посетила еще в первой трети столетия — тогда появились Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское Село. В Москве она началась примерно в то же время с Головинского сада на Яузе (сейчас известного как Лефортовский парк) и достигла расцвета несколько десятилетий спустя. Практически одновременно с парком в Кускове обустраивал террасный ботанический сад один из богатейших людей страны промышленник Порфирий Демидов. Лишь пейзажная часть его детища дожила до наших дней в виде Нескучного сада.
«Прелестному Кускову» повезло больше: на сегодняшний день бывшая графская усадьба обладает единственным сохранившимся французским регулярным парком в пределах Москвы. Его появление стало возможным после того, как Шереметевы в 1743 году породнились с князьями Черкасскими. После женитьбы графа Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне — единственной наследнице канцлера Российской империи и одного из самых состоятельных ее вельмож — в руках новобрачных оказалось огромная территория вокруг Кускова площадью около 230 гектаров.
Устройство парка по подобию Версаля требовало не только линейности и симметрии в плане, декоративного подхода к организации зеленых насаждений и водного пространства, обилия скульптуры, тяги к театральным эффектам и «курьезам», но и возведения типовых построек с определенным антуражем. Среди архитектурных составляющих регулярного парка были оранжерея, эрмитаж, охотничий павильон, разные «иностранные» домики (итальянский, голландский), амфитеатр, беседки, фонтаны и, наконец, грот.
Рукотворная пещера
Как тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta — «пещера») появился еще в эпоху Ренессанса. Часто этот архитектурный каприз, придуманный в Италии, располагали рядом с водоемом, иногда даже частично в воде, стилизовали под естественную пещеру и использовали в качестве купальни. В Россию моду на гроты, как и многие европейские тренды, перенес Петр I.
Диковинкой Петербурга одно время считался грот в Летнем саду, сделанный по проекту архитектора Андреаса Шлютера в месте, выбранном лично первым императором. Открытый в 1725 году грот удивлял публику более полувека, пока его не разрушило наводнение 1777 года. Остатки конструкции были разобраны, а новое строение на этом месте — существующий и поныне Кофейный домик — Карл Росси выстроил уже в соответствии с модой XIX столетия.
Одним из самых интересных гротов Подмосковья стал грот в усадьбе Кусково (к Москве эта территория присоединилась только в 1960-х). Выстроен он был позже петербургского. Сначала на этом месте был деревянный грот, но как он выглядел — неизвестно, остались только письменные упоминания. Замена на каменное строение, которой занимался крепостной архитектор Федор Аргунов и которое можно увидеть в Кускове сегодня, заняла около пяти лет — с 1756 по 1761 год.
Грот стал завершающей частью ландшафтной «затеи» в юго-восточной части парка, выросшей вокруг Итальянского пруда. В ансамбль также влились двухэтажный Итальянский домик-палаццо по проекту обучавшегося в Риме архитектора Юрия Кологривова, Итальянский садик с двумя фонтанами и пять менажерий (архитектурно оформленных домов для птиц), в которых содержались журавли, американские гуси, лебеди, пеликаны, фазаны.
Экстерьер грота по задумке архитектора олицетворял соединение стихий камня и воды. Его купол увенчан скульптурным фонтаном, каменные струи которого, стекая по крыше и стенам, расходятся по земле скругленными фигурными ступенями стилобата. Поддерживают тему воды и ажурные решетки на окнах и дверях, напоминающие причудливые водоросли. А парные муфтированные (с поперечными выступами) колонны, раскрепованные (с выступающими вперед частями) фронтоны и дробящая фасад рустовка (облицовка четырехугольными камнями) создают эффект переклички с размытым отражением грота на зыбкой поверхности воды.
Это трехчастное сооружение в стиле рококо внешне имеет много общего с аналогичным павильоном, который Бартоломео Растрелли практически в те же годы возводил в Царском Селе. Эти два грота — единственные оставшиеся в России от Галантного века. Однако кусковский может похвастаться еще и совершенно уникальным для нашей страны интерьером.
«Покажу вам грот прекрасный»
Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный — в холодной. Все имеющиеся средства были направлены на то, чтобы превратить внутреннее пространство в пещеру. Люкарны (оконные проемы в куполе) затягивали тканью зеленого цвета, чтобы добиться приглушенного «подводного» освещения, а окраска под мрамор усиливала этот эффект.
В 1761 году Шереметев нанял для отделки павильона «гротических дел мастера» немца Иоганна Фохта. Его работа заняла почти в три раза больше времени, чем строительство, и завершилась только к 1775 году, но результат превзошел все ожидания.
Стены и своды обоих кабинетов Фохт украсил экзотическими гротесками — так в изобразительном искусстве называются причудливые декоративные композиции, сочетающие реальные и фантастические элементы. Само слово «гротеск» в итальянском языке (grottesche) означает буквально «гротовый». Именно интерьеры гротов первоначально украшали такие мотивы. Для своих гротесков немецкий мастер использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, кусочки дробленого стекла и зеркала, а также роспись, имитирующую поделочные камни. Самым удивительным декоративным элементом стали тысячи раковин 24 разных видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.
Главный герой спектакля «Гулянье, или Садовник кусковский» из репертуара усадебного Воздушного театра (сейчас сохранившегося лишь в описаниях), приглашая зрителей на прогулку, пел:
Покажу вам грот прекрасный,
Его нутрь из раковин витых,
И всю мою оранжерею,
Где зимой весна бывает,
Эрмитаж и дом голландский,
Покажу итальянский дом,
Все беседки и птичник с прудом…
Восстановление ракушечного декора в наше время стало большим вызовом для реставраторов. Грот неоднократно реставрировался ранее — в конце 1870-х годов, в начале 1940-х, в конце 1970-х, однако работы тогда сводились к консервации проблемных участков. В ходе реставрации 2017–2019 годов было решено восполнить утраты новыми фрагментами.
Неприятным сюрпризом стал тот факт, что за прошедшие 250 лет семь видов моллюсков, чьи раковины использовал Фохт, успели вымереть, а некоторые поменяли среду обитания и внешний вид. Подходящие образцы на замену реставраторы подбирали вместе со специалистами Института океанологии РАН. Воссоздать первоначальный облик «Грота» позволили около 150 тысяч раковин, привезенных из Греции, Италии, Турции и Франции.
Ракушечное убранство павильона не ограничивалось стенами и сводами. В нишах «Грота» размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, не имеющее аналогов в нашей стране. Эти работы западноевропейских мастеров также инкрустированы раковинами и перламутром.
Известно, что коллекцию Петр Шереметев приобрел в конце 1775 года «у чужестранного купца Иоганн Георг Розенфельта» за тысячу рублей. Сохранились колоритные названия некоторых скульптур — «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Французская баба держит в руках корзину с фруктами», «Мужик играет в волынку», «Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка», «Французский мужик держит петуха», «Мужик держит в руках кувшин».
Позднее коллекцию пополнили статуи меньшего размера с аллегориями времен года, а также редчайшие живописно-ракушечные панно с изображениями жанровых сцен и фигурой оленя. Маленький фонтан в виде «женщины, сидящей на дельфине, а позади обезьяна, убранные раковинами», был устроен в Итальянском садике, а середину пруда украшал фонтан со статуей сирены, тоже отделанной ракушками.
Императорский павильон
Экзотическое оформление быстро сделало «Грот» достопримечательностью усадьбы, и слава его неслась по России. Роскошная рукотворная пещера использовалась для приема избранных гостей. Екатерина II гостила в Кускове как минимум семь раз. В 1775 году, когда императрица приезжала в Москву по случаю годовщины заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, граф Петр Борисович выбрал главной сценой для чествования государыни этот павильон. Там, подобно «царице морской», она «изволила отобедать».
Царственные особы регулярно навещали кусковский «Грот» и в следующем столетии. В мае 1886 года Александра III с семьей здесь принимал уже правнук Петра Шереметева. Поприветствовать высоких гостей пришли артисты-цыгане. Те посиделки зафиксированы в воспоминаниях графа Сергея Дмитриевича: «Здесь подали чай, фрукты и шампанское. Хор пел старательно, и все просидели довольно долго».
Грот в Кусково
Застывшая в камне вода
Грот — небольшая пещера. Это весьма романтичное место, поэтому парки часто украшали павильонами, напоминающими пещеру. А грот в Кусково — единственный в России сохранил уникальную отделку с XVIII века.
Грот в Кусково создали в 1755-1761 годах под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова.
Каменный павильон в стиле барокко щедро украшен скульптурой и львиными масками. Стены грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора он должен был олицетворять стихию воды в камне. Обычно гроты дополняли фонтанами, а у Шереметева расположенный на берегу пруда павильон сам олицетворяет застывшую воду.
Оформление интерьеров заняло почти 10 лет. Руководил этим «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт.
Грот в Кусково состоит из центрального зала под розовый и зеленый мрамор, северного кабинета в холодной цветовой гамме и южного в теплых тонах. Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Это сказочный, экзотический мир: причудливые изгибы фантастических растений чередуются полосками рыбьей чешуи, изображениями диковинных животных, птиц и рыб, узорами из 24 видов раковин моллюсков («тонна шлем», «пинна благородная», «арка ноэ», «пеликанья нога», «морское ухо», «астрея ругоза» и др.) на фоне белого, желтого и розового туфа.
А деревянные и глиняные куклы в половину человеческого роста, купленные П.Б. Шереметевым для Грота в 1775 году, «оживляют» нарядные кабинеты.
Павильон «Грот» в усадьбе Кусково: история и любопытные факты
Павильон «Грот» в усадьбе «Кусково», расположившийся на берегу Итальянского пруда, строили долгие пять лет – в период с 1756 по 1761 годы. Возвели его на месте старого, деревянного, изображение и планы которого не сохранились.
Нынешнее строение стало последним аккордом оформления ландшафтного парка в этой части шереметьевского сада. Вместе с Итальянским домиком зодчего Юрия Кологривого, а также итальянским садом с двумя роскошными фонтанами и несколькими специальными домиками для содержания птиц (менажериями), в которых жили журавли, фазаны, гуси-лебеди и даже пеликаны, сформировали прекрасный архитектурно-природный ансамбль.
Автором проекта грота в Кускове стал крепостной зодчий Фёдор Семёнович Аргунов.
Оформление строения выполнено как синтез водной стихии и камня. Вершину купола венчает скульптурная композиция в виде чаши, из которой выбиваются струи воды. Последние, будто струились по куполу и фасадам, каскадом стекая у подножия, и в один момент застыли в камне, превратившись в стенные узоры и ступеньки стилобата.
Водная тематика прослеживается и в кружевном рисунке оконных и дверных решеток, создавая иллюзию распустившихся водорослей.
Выступающие из стен объемы грота, рустовка фасадов и рустованные же колонны будто перекликаются с рябью на глади поверхности водоёма.
Внутренний объем павильона «Грот» представлен центральным округлым залом с расположенными с двух сторон отдельными кабинетами, первый из которых, обращенный на юг, оформлен теплых тонах, а выходящий на север – в холодных.
Оформление помещений изначально создавалось так, чтобы возникала иллюзия нахождения в пещерном пространстве: окна в купольной части (люкарны) завешивали шторами зеленоватого цвета, создавая эффект подводного грота, а окрашивание стен под мрамор только умножало этот эффект.
По окончании строительства грота в 1761 году владелец Кускова Петр Борисович Шереметев приглашает для его оформления Иоганна Фохта – специалиста из Германии. «Гротических дел мастеру» понадобилось без малого … 15(!) лет, чтобы завершить свою работу в 1775-м году, но представшее перед глазами изумленной публики вызвало неописуемый восторг. И было из-за чего!
Стеновые поверхности и своды Иоганн Фохт декорировал диковинными композициями, в которых умело переплетались реальность и фантастика. В своей работе он использовал сочетание природных материалов (туф, песок и даже мох), раскрошенных стекол и зеркал, затонированную лепнину из гипса, а также художественную роспись «под декоративный камень».
Но самым поразительным в оформлении грота стали десятки тысяч диковинных раковин и ракушек, свезенных в Кусково с берегов Средиземноморья, Красного, Черного и Японского морей, и даже из окрестных озёр и прудов.
После окончания оформительских работ «Грот» в усадьбе Шереметева в Кусково стал, пожалуй, одной из главных достопримечательностей Первопрестольной и всего Подмосковья, о роскоши которого молва разнеслась по всей Российской империи.
Сам павильон хозяева рукотворной пещеры использовали только по торжественному случаю и для приёма важных особ.
Так, в 1775-м году усадьбу посетила сама Екатерина II, которая и ранее бывала здесь неоднократно. Для императорской особы был дан торжественный обед непосредственно в Гроте, чтобы царица, находясь там, в этом антураже, будто представала пред гостями «владычицей морскою».
И другие члены царской семьи неоднократно посещали шереметевский «Грот». В мае месяце 1886 года сюда приезжал Александр III со своим семейством, а встречал его уже другой владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев.
Время накладывало свой негативный отпечаток на декор искусственного грота. Реставрационные работы в нем проводились не единожды: в конце семидесятых годов XIX столетия, в советской время – в 1940-х и в 1970-х. Но тогда получалось лишь консервировать разрушающиеся элементы оформления, но никак не реставрировать их.
Масштабная реставрация с заменой и восстановлением утерянных участков проходила в период с 2017 по 2019 годы.
Главная проблема, с которой столкнулись специалисты, это невозможность подобрать идентичные раковины и ракушки, которые использовались Фохтом при оформлении павильона. За два с половиной столетия, прошедших с тех пор, часть моллюсков попросту вымерла и канула в лету, другие же сменили не только ареал обитания, но и стали выглядеть уже по-иному.
Для решения задачи реставраторы привлекли учёных из Института океанологии Российской Академии наук, благодаря которым было подобрано порядка полутора сотен тысяч раковин, что и позволило максимально близко восстановить первоначальное оформление павильона «Грот» в усадьбе Кусково.