грот на яхте что это
Грот на яхте что это
Конечно, будут правы те, кто скажут, что генуя «главнее», и что именно она обеспечивает основное тяговое усилие, движущее лодку вперёд. Но будут правы и те, кто напомнит о серьёзной роли грота, как в обеспечении правильного обтекания стакселя воздушным потоком, так и в рулевом балансе яхты.
И вообще, не стоит забывать о том, что существуют типы парусных лодок, которые вооружены только гротом и больше ничем.
Если вы хотите, чтобы стаксель работал правильно, чтобы яхта имела сбалансированный руль, чтобы её ход был ровным и стабильным, необходимо научиться правильно настраивать грот.
Как добиться эффективной работы грота? Что нужно сделать для его грамотной настройки?
Наверно, излишне напоминать основные параметры настройки грота. Они такие же, как и у стакселя – это угол установки паруса к ветру и форма паруса (твист, пузо и его положение). Но вот инструменты для настройки этих параметров у грота отличаются: и каретка, и шкоты служат для настройки иных параметров паруса, чем в случае со стакселем.
Начинаем смотреть, каким арсеналом настроечных средств мы располагаем.
Основные инструменты для настройки грота это:
Грота-шкот (main sheet) контролирует глубину в нижней части грота. Чем больше набит грота-шкот, тем более плоской становится нижняя треть грота. И наоборот: для того, чтобы «запузатить» грот в нижней части нужно грота-шкот потравить.
2. Гика-шкот (boom-sheet)
Гика-шкот (2) совместно с кареткой (3) (traveler) управляет углом установки гика к ДП яхты, но в большей степени управляет твистом (twist) грота. Набивая гика-шкот, мы уменьшаем твист («закрываем парус»), а потравливая гика-шкот, мы твист грота увеличиваем («открываем парус»).
3. Каретка гика-шкота (её положение на погоне)
Каретка управляет углом установки гика к ДП яхты. К сожалению яхты не имеют совершенного погона (длинная дуга), он прямой и короткий. Поэтому кареткой можно устанавливать угол паруса только до галфвинда. На бакштаге и более полных курсах угол установки грота регулируется только гика-шкотом.
4. Оттяжка гика (степень её натяжения)
Оттяжка гика (boom vang) на полных курсах контролирует твист, управляя положением гика в вертикальной плоскости. На полных курсах для установки нужного угла паруса к ДП мы вынуждены травить гика-шкот. В результате, нок гика задирается наверх, натяжение задней шкаторины ослабевает и, как следствие, грот получает излишний твист, сбрасывая ветер с верхней части паруса. Для того, чтобы устранить этот ненужный и вредный эффект и применяют оттяжку гика. Оттягивая гик вниз, она уменьшает твист грота.
С помощью этих двух инструментов настраивают «пузо» паруса и его положение.
Ахтерштаг (back stay), изгибая верхнюю часть мачты, отвечает в большей степени за размер «пуза» в верхней и средней части грота.
Натяжение грота-фала (halyard) влияет на положение «пуза» (draft) паруса. Чем сильнее набит фал, тем больше «пузо» перемещается вперёд.
Вот и все основные секреты. Можно начинать настройку грота.
Но прежде вернёмся на несколько шагов назад и посмотрим, что произошло до этого момента. После того, как грот был поднят, мы установили его под примерным углом к ДП (плюс-минус два лаптя). Этот примерный угол принимается, исходя из того, что, чем острее курс, тем меньше угол, а чем полнее, тем угол больше. Ясно, что на гоночном бейдевинде грот будет стоять почти в ДП. Есть, как-то поставили. После чего ставим и настраиваем стаксель. А вот после настройки стакселя приходит пора заниматься гротом. И заниматься мы будем всё тем же, чем и на стакселе: установкой угла грота к ветру и приданием ему оптимальной формы.
Основные настроечные операции для грота:
1. Придаём гроту нужный твист с помощью гика-шкота и оттяжки гика;
2. Настраиваем глубину паруса (пузо) с помощью грота-шкота и изгиба мачты;
3. Передвигаем пузо паруса в нужное положение изменяя натяжение грота-фала и (или)
применяя оттяжку Каннингхэма;
4. Настраиваем баланс руля положением каретки гика-шкота.
Грот оказывает большое влияние на рулевой баланс яхты. Настраивая этот парус для получения оптимального баланса руля, особое внимание нужно обратить на заднюю шкаторину.
Закрытая (натянутая) задняя шкаторина увеличивает тенденцию лодки приводиться к ветру.
Открытая (ослабленная) задняя шкаторина уменьшает тенденцию лодки приводиться к ветру.
Но если шкаторина излишне открыта (избыточный твист), то уменьшается сила тяги и острота курса. Замечу, что положение каретки гика-шкота никак не влияет на натяжение задней шкаторины (на твист).
Настройка твиста грота
Положение каретки гика-шкота на погоне практически не влияет на твист грота. И хорошо, что это так: ведь уже выставленный твист при перемещении каретки (для установки угла грота) не меняется. А это значит, что устанавливая необходимый угол грота к ветру, мы не изменяем настроек твиста.
Твист уменьшается натяжением гика-шкота и оттяжки гика.
Твист увеличивается потравливанием гика-шкота и оттяжки гика.
Увеличенный твист часто используют при очень сильных ветрах для того, чтобы «выпустить» в верхней части паруса лишний ветер, не зарифливая при этом паруса.
Для уменьшения твиста грота на большинстве яхт применяют оттяжку гика, препятствующую задиранию нока вверх. Свидетельством правильной регулировки натяжения оттяжки гика может служить одновременное (по всей высоте) заполаскивание паруса у передней шкаторины при потравливании шкота.
Регулировка твиста на острых курсах
Базовая настройка твиста заключается в следующем. Потравите гика-шкот. Как только вы ослабите шкот, твист увеличится, и вершина паруса отклонится в подветренную сторону. Чтобы уменьшить твист, шкот нужно выбрать. До какого момента?
Лучшим индикатором настройки твиста является задняя шкаторина. Практика показывает, что нужно набивать шкот, пока верхняя лата грота (либо её задняя часть, 50 см ) не окажется параллельна гику.
В качестве эксперимента попробуйте и дальше выбирать шкот. Очень быстро вы увидите, что верхняя лата окажется направленной в наветренную сторону, верхняя часть шкаторины закроется и парус затормозится. Если на гроте будут колдунчики, вы увидите, что верхний колдунчик изогнулся в подветренную сторону. Вы перетянули шкот и твист слишком мал. Поток воздуха не может обтекать грот без завихрений.
Для того, чтобы исправить ситуацию, потравите шкот до того момента, когда колдунчик выпрямится горизонтально. Ветер будет обтекать парус равномерно, без турбулентности. По окончании регулировки твиста устанавливается угол паруса к ДП с помощью каретки.
Регулировка твиста на полных курсах
В галфвинд или бакштаг для регулировки твиста применяют оттяжку гика. На бакштаге твист должен быть минимальный.
Глубина (пузо) грота
Глубина (пузо) грота настраивается двумя инструментами. Причём каждый из них отвечает за свою часть паруса.
Пузо в верхней части грота регулируют небольшим изгибом мачты, используя ахтерштаг. Изгиб мачты отодвигает заднюю шкаторину от передней, растягивая ткань и уплощая парус.
Уплощенный за счет изгиба мачты грот меньше кренит яхту и не так сильно приводит ее на ветер, особенно на острых курсах.
При слабом ветре и полных курсах мачту, наоборот, стараются держать более прямой, ослабляя ахтерштаг и бакштаги.
Уплощение верхней части паруса оправдано, если:
· вы идёте в хороший ветер, но на спокойной воде;
· вы хотите идти как можно более остро;
· яхта имеет тенденцию к приводу (наветренный руль), а с рифлением вы решили подождать.
Посмотрите, как это делается.
Мы идём бейдевиндом, пузо несколько великовато для ветра в 15-17 узлов. Уплощаем грот, изгибая мачту ахтерштагом. Парус уплостился, но при этом пузо ушло назад. А нам нужно, чтобы оно было ближе к середине, ведь ветер усилился. Для этого выбираем грота-фал: пузо уменьшилось и сместилось вперёд.
Пузо в нижней части грота обеспечивают изменением натяжения грота-шкота. Чем более выбран грота-шкот, тем более плоским будет парус в нижней части. На волнении нужно увеличить тягу грота и обеспечить широкий курсовой сектор. Для этого грота-шкот потравливают, делая нижнюю часть паруса поглубже.
Если вы не в гонке, то для регулировки пуза чаще всего будете пользоваться именно грота-шкотом.
На полных курсах и при слабом ветре нижнюю шкаторину ослабляют, т.к. в этом случае появление большого пуза дает парусу возможность развивать большую тягу.
Если яхта сильно кренится и вдобавок заметно приводится, значит у вас паруса или излишне пузаты, или недостаточно уплощены (а).
После того, как мы подобьём грота-шкот и натянем нижнюю шкаторину как можно более туго, парус заметно уплостится (б).
На острых курсах грот тоже должен быть уплощён — это помогает лавироваться, поэтому грота-шкот должен быть туго набит.
Общее правило для регулировки пуза грота такое же, как и для стакселя:
А если и ветер сильный, и волну раскатало? Однозначно ответить невозможно. Настройка парусов — это не таблица умножения. Это искусство компромисса. Да, есть определённые правила, но комплекс настроечных операций не является догмой. В этом и заключается искусство яхтсмена, которое во многом приобретается с годами практических походов в море.
Экспериментируйте с формой паруса, наблюдайте за результатами. Используя общие правила и ваш опыт, пытайтесь создать «индпошив». Для каждой лодки, для каждого вида паруса, для конкретных волновых и ветровых условий существует одна-единственная оптимальная форма паруса. И то, что было хорошо для маленьких яхт, окажется не здорово на больших. А, когда вы пытаетесь настроить грот на закрутке, используя свой опыт работы с лейзи-джеком, вдруг оказывается, что тут есть своя специфика. Беря лодку в чартер на неделю, вы каждый раз будете заново привыкать к особенностям неизвестной вам яхты. Но это и интересно!
Но давайте закончим с пузом. Теперь займёмся его положением.
Положение пуза паруса
Настройка пуза не ограничивается регулировкой его величины.
Но «таблица умножения» говорит, что общей рекомендацией для положения пуза будет:
В слабый ветер — пузо ближе к корме (55-60%)
В средний ветер — пузо посередине (45-50%)
В сильный ветер — пузо ближе к мачте (40%)
Перемещают «пузо», используя грота-фал или оттяжку Каннингхэма (downhaul or Cunningham). Чем сильнее будет выбрана та или другая снасть, тем дальше вперёд сместится «пузо».
Именно грота-фал и оттяжка Каннингхэма отвечают за положение пуза грота. Выбирая их, мы перемещаем пузо вперёд, а потравливая — назад. Но оттяжка Каннингхэма даёт больший эффект, чем натяжение фала.
Открытая задняя шкаторина правильно настроенного паруса позволяет яхте стабильно придерживается курса.
После обтягивания передней шкаторины каннингхэмом полоса грота вдоль гика приобретает некоторую мешковатость, а от люверса к гику собирается пара складок. На это можно не обращать внимание: на качество «скоростных заездов» это не влияет.
Имейте в виду, если паруса изношены фал (или оттяжку) нужно набивать сильнее, чем обычно, так как у старых растянутых парусов пузо всегда смещено назад.
Или другой случай. Решив уплостить верхнюю часть грота, мы изогнули мачту назад. Пузо стало меньше, но переместилось к корме. Нужно сдвинуть «пузо» в первоначальное положение. Для этого необходимо набить грота-фал или оттяжку Каннингхэма. После этого парус будет уплощён, «пузо» возвращено в правильное положение, задняя шкаторина открыта.
Под занавес следует немного потравить гика-шкот, чтобы сохранить прежний твист.
Баланс руля или «Каретку мне, каретку!»
Операции по настройке грота завершает регулировка баланса руля. Регулировка баланса руля на гроте позволяет избавить яхту от излишнего приведения или уваливания.
Фактически — это установка нужного угла грота к ДП (или угла к ветру), без изменения при этом установленного твиста паруса.
Устанавливают угол паруса к ДП яхты, перемещая каретку шкота. Угол установки грота к ДП яхты и к ветру зависит от натяжения шкота и положения каретки на погоне.
Зависимость между положением каретки и натяжением гика-шкота достаточно сложна. Но мы попробуем. Просто представьте себе, что погон является частью окружности с центром, расположенным в мачте. В этом случае вы набиваете (или потравливаете) шкот, придавая парусу определённый твист, а затем можете выставлять угол паруса к ДП, перемещая каретку по погону. Твист не будет меняться, пока вы не измените натяжение шкота.
На большинстве крейсерских яхт устанавливается короткий и прямой погон, что усложняет настройку. В итоге на настройку паруса влияет и положение каретки, и натяжение шкота. А в галфвинд и в бакштаг — ещё и натяжение оттяжки гика.
В зависимости от силы ветра для острых курсов существуют три положения каретки гика-шкота:
1. Слабый и свежий ветер — каретку смещают в сторону наветренного борта. Почему? На слабом ветру необходим сильный твист: разница по векторам вымпельного ветра вверху и внизу значительна. Поэтому мы (при отданной оттяжке гика) травим гика-шкот, позволяя ноку гика уйти вверх создавая необходимый твист.
2. Ветер средней силы (4-5 баллов) — каретку держат посредине погона. Твист должен быть поменьше: мы подобрали гика-шкот и, возможно, оттяжку гика.
3. При дальнейшем усилении ветра нам потребуется плоский парус с минимальным твистом. Поэтому, не отдавая гика-шкота, каретку смещают под ветер. При этом задняя шкаторина освобождается от избыточного давления; яхта теряет способность идти очень остро к ветру, но её крен уменьшается и, соответственно увеличивается скорость выхода на ветер.
Обратите внимание: все манипуляции выполняются с использованием и каретки, и гика-шкота, и оттяжки гика. Но можно утверждать, что угол установки грота к ветру на острых курсах обеспечивается с помощью каретки.
Изменяя угол с помощью каретки, мы сохраняем важный (и уже установленный!) параметр профиля паруса — твист.
На острых курсах оттяжка гика практически не нужна и, как правило, потравлена.
Краткий обзор настроек грота
Можно подводить черту под настройками грота. Коротко повторим всё, что мы сделали.
· При выставленной в ДП каретке гика-шкотов выставляем нужный твист (гика-шкотом)
· Регулируем пузо грота. Чтобы изменить пузо в нижней трети грота используем грота-шкот. Для регулировки пуза в верхней части применяем ахтерштаг: изгибая мачту назад – уплощаем парус, выпрямляя её (ослабляя ахтерштаг), делаем верхнюю и среднюю часть грота более полной
· После чего регулируем положение пуза грота-фалом и оттяжкой Каннингхэма
· Затем кареткой гика-шкотов устанавливаем необходимый угол грота. В бейдевинд — перемещаем каретку, чтобы установить угол грота к ДП. В бакштаг — сдвигаем каретку в подветренную сторону до упора; для дальнейшего увеличения угла установки грота травим гика-шкот; затем набиваем оттяжку гика для того, чтобы восстановить нужный твист паруса.
Чтобы на полных курсах грот работал правильно, оттяжка должна прижимать гик вниз, уменьшая твист. Если оттяжка гика будет выбрана недостаточно, то парус в своей верхней части будет «выпускать ветер». Правило параллельности верхней латы гику (при установке твиста) никто не отменял и на полных курсах. Если вы набили оттяжку гика правильно, то верхние латы будут параллельны гику даже при потравленном гика-шкоте как на острых, так и на полных курсах.
Следите за колдунчиками (если они есть), особенно за верхним! Колдунчики должны гладко струиться и не загибаться вокруг шкаторины. Не допускайте закрытия задней шкаторины, это сразу же усиливает тенденцию яхты к приведению.
Тенденция лодки приводиться к ветру уменьшится, если при усилении ветра каретку переместить в подветренную сторону. Вам потребуется меньший угол перекладки руля, легче станет управлять лодкой, скорость увеличится.
Начало разговора о настройках парусов см.:
При подготовке статьи были использованы материалы учебника «Школа яхтинга», Андрей Иваничкин
Гид по типам парусного вооружения
Одна или две мачты? Какие паруса существуют и сколько их должно быть?
Чтобы успешно ответить на эти вопросы, для начала целесообразно ознакомиться с основными понятиями и определениями. Итак.
Что входит в понятие «парусное вооружение»
Парусное вооружение (или по другому парусный гардероб) это не только сами паруса, но и все предметы и устройства, задействованные в установке, уборке и управлении парусами.
Говоря на яхтенном языке, парусное вооружение – это паруса, рангоут и такелаж.
Рангоут – это все жесткие конструкции, которые используются для несения и обслуживания парусов. Мачта, гик, рея, бушприт – это все рангоут. Элементы рангоута могут быть как неподвижными, так и поворотными.
Такелаж – все тросы (снасти), элементы и системы их крепления. В зависимости от назначения различают:
Главный секрет успеха лодки – правильный выбор корпуса и оснащение его оптимальным парусным вооружением. Какие же для этого существуют возможности?
Как рассчитать оптимальную площадь парусов
В теории, чем больше общая площадь парусов, тем большей скорости может достичь лодка. Несоответствие площади парусности общему весу судна гарантирует досадные неприятности: при недостатке парусов вряд ли стоит надеяться на победу в гонке, а их избыток грозит потерями в рангоуте/такелаже и даже опрокидыванием яхты.
Чем больше рабочая площадь поднятых парусов, тем больше нагрузка на мачты и поддерживающие их снасти. В результате, сильный порыв ветра (шквал) может сломать мачту (-ы) или вывернуть ее из крепления (степса), оборвав крепления (ванты, штаги). Если же мачта и устоит, то под влиянием возросшего кренящего момента, лодка может лечь на борт или перевернуться.
При расчете оптимальной площади парусного вооружения должны учитываться:
Общее правило: чем большим водоизмещением обладает яхта, тем большую площадь парусов она сможет нести с учетом предполагаемого района плавания.
Например, для крупных океанских яхт (3-15 тонн) площадь парусности составляет 30-100 м2 и более, для морских – от 25 до 90 м2, а для лодок прибрежного плавания максимальное значение этого показателя обычно не превышает 60-70м2
Точное же вычисление общей площади парусности для каждой лодки производится индивидуально и по полученным данным формируются рекомендации для подбора соответствующего «гардероба» (типа, формы, размеров/степени зарифленности) для ее плавания в различных погодных условиях.
Типы парусного вооружения по форме и способу крепления грота
Человек всегда стремился максимально упростить управление парусами, сведя к минимуму размеры необходимого для этого рангоута и количество снастей. В результате, мощный рей, необходимый для постановки прямого паруса, был заменен сравнительно небольшим наклонным рейком, нижний конец которого фиксировался галсовой оттяжкой. Сам же парус несколько уменьшился в размерах и приобрел трапециевидную форму. Затем эволюция разделила рей-реёк на две части – верхнюю (гафель и его разновидности) и нижнюю (гик), а парус – на больший задний и меньший передний. Промежуточным звеном оказался вариант, при котором нижний конец заднего паруса крепился к наклонному штоку – шпринтову. На сегодняшний день рейковый парус для яхтинга ушел в прошлое, а шпринтовый можно встретить разве что на швертботах типа «Оптимист».
Гафельным парусам повезло больше: хотя новые лодки ими вооружают очень редко, подобную оснастку все еще можно встретить на судах, преимущественно предназначенных для катания туристов.
Интересным эволюционным шагом в развитии гафеля представляется вариант square top, при котором верхняя часть паруса с помощью сравнительно короткого штока растягивается почти перпендикулярно мачте. Благодаря этому заметно возрастает рабочая площадь паруса и эффективность его использования даже при относительно слабых ветрах. Подобное решение пользуется особой популярностью на гоночных лодках, поскольку позволяет нести паруса большей площади без увеличения высоты мачты.
На подавляющем же большинстве современных лодок в качестве основных задних парусов используются т.н. бермудские, получившие свое название по месту заимствования – у рыбаков Бермудских островов.
Парус не нуждается в гафеле, поскольку его верхний (фаловый) угол крепится на топе мачты, а нижняя кромка (шкаторина) растягивается на поворотном рангоутном дереве (гике). Поскольку своей специфической формой эти паруса напоминают антенны первых радиопередатчиков, их иногда называют также «парусами Маркони».
Наиболее распространенным вариантом оснащения яхты в наши дни является бермудский шлюп.
Это одномачтовая лодка с треугольным гротом и универсальным набором передних парусов, предназначенных для различных условий плавания.
Рассмотрим подробнее, из чего же состоит типовой современный парусный гардероб.
Виды парусов и их особенности
Стаксель – также треугольный парус, передняя кромка которого крепится на наклонно закрепленном тросе (штаге). При варианте бермудского вооружения это основной передний парус, площадь которого может составлять от 30%-40% (на круизных) до 60% (на гоночных) общей парусности лодки. В последнем случае он работает как основное рабочее «крыло», сообщающее лодке наиболее значимое тяговое усилие. В зависимости от размеров и формы, стаксели подразделяются на несколько типов, предназначенных для использования в различных погодных условиях. Важной дополнительной характеристикой является процентное соотношение площади паруса к площади треугольника, образованного мачтой, грота-штагом и отрезком палубы до места крепления последнего. Так, термины «40%-й» или «75%-й стаксель» означает, что парус перекрывает соответственно чуть меньше половины или 2/3 пространства между штагом и мачтой. В соответствии с размерами, все они обозначаются еще и номерами, причем №1 присваивается парусу самой большой площади.
Генуя – большой и широкий стаксель, предназначенный для эффективного использования слабого ветра. При постановке полной генуи, ее нижний (шкотовый) угол достигает мачты или даже заходит за нее. Перекрывающими называются генуи с коэффициентом более 100%, которые фактически перекрывают переднюю шкаторину грота. В длительном плавании на лодке целесообразно иметь три генуи, которые также нумеруются от большей к меньшей:
Стаксель-автомат – парус средних размеров при плавании с частой сменой галсов на курсах острый бейдевинд. Его особенностью является установленный на палубе погон (А), по которому перемещается специальная каретка (В) со стаксель-шкотом, пропущенным через блоки (С и D). Для смены галса достаточно переложить руль и стаксель сам переложится на нужный борт.
Наряду со стакселями-автоматами, мореплаватели-одиночки часто используют при лавировке и вариант со стаксель-гиком. В частности, подобное решение выбрал Виктор Языков для своей «Дочери Ветра».
Штормовой стаксель – самый маленький (до 20%, а вообще чем меньше, тем лучше) по размерам, с высоким шкотовым углом, именуемый также «носовым платком». Он предназначен к установке на продолжительное время при сильных ветрах и обеспечивает лодке необходимую управляемость при минимальной нагрузке на мачту и руль. Как правило, это единственный парус, который целесообразно нести при скорости ветра свыше 7 баллов. Он может ставиться как на основном носовом, так и на дополнительном (т.н. бэби-) штаге.
Спинакер – парус большой площади, выполненный из легкой ткани и имеющий полукруглый профиль. Обычно используется при слабых и умеренных попутных ветрах, на курсах от фордевинда до галфвинда. Популяризации спинакера способствовал опыт Эрика Табарли: в «гардеробе» его Реn Duick V, победившей в гонках через Тихий океан в 1969г. было сразу три таких паруса – 60, 88 и 120 м2. Спинакер ставится на грота-шкоте (при этом стаксель обычно спускают). Парус поднимается за верхний (фаловый) угол, при этом его наветренный конец дополнительно поддерживается спинакер-гиком. Управление осуществляется при помощи брасов и специальных оттяжек. Спинакер весьма красочен и достаточно эффективно выжимает ветер, однако его постановка/уборка, а также маневрирование при плавании под этим парусом требуют значительного опыта. В одиночку выполнить все необходимые для этого операции под силу только профессионалу – недаром чартерные компании предпочитают не включать спинакер в комплект парусов на сдаваемых в аренду лодках.
Генакер (он же ассиметричный спинакер) – как следует из названия, парус представляет собой попытку совмещения удобства управляемости генуи и расширенных возможностей спинакера. По своим размерам он превышает первую и уступает второму. В отличие от спинакера, генакер может храниться в закрутке на отдельном штаге, что существенно облегчает его постановку. Галсовый угол фиксируется на носу лодки или крепится к бушприту (в т.ч. и выдвижному), а управление осуществляется шкотами, проведенными в третий (шкотовый) угол. Дополнительный рангоут для этого не требуется, однако для повышения эффективности при очень уж слабом ветре, генакер при помощи спинакер-гика выносится на борт, противоположный гроту (постановка «бабочкой»). Этот парус применим в большем диапазоне курсов, чем спинакер. Так, под относительно «плоским» генакером можно идти даже в полный бейдевинд (вместо кливера). Он проще и в обслуживании, однако для успешной работы с этим парусом также требуется предварительная практика. При всех плюсах, есть и важный минус: генакер весьма сложно нести на фордевинде, так что даже при попутном ветре приходится выбирать курсы бакштаг.
Code Zero – ассиметричный спинакер, специально разработанный для плавания в бейдевинд при слабом ветре (до 25% к 8-узловому ветру). Он получил свое название от маркировки А0, данной парусу его создателями, и по принципу действия напоминает большую геную со свободной передней шкаториной. Позволяя эффективно выжимать ветер на острых курсовых углах, Code Zero обладает и недостатками: существенно увеличивает нагрузку на мачту и вызывает трудности при уборке и укладке, поскольку выполнен из высокопрочных композитных тканей. Кстати, последнее обстоятельство существенно отразилась на цене паруса, поэтому его, в основном, приобретают гонщики-профессионалы.
Чтобы полноценно использовать возможности современных парусов, необходимо определиться со схемами вооружения и необходимым рангоутом, которые обеспечат их по-настоящему эффективную работу. Иными словами, нужно правильно распределить выбранную площадь парусности между несущими конструкциями рангоута. Сегодня наиболее доступными для яхтсменов-любителей являются сравнительно небольшие лодки с одной-двумя мачтами. Каковы же их особенности, плюсы и минусы?
Что лучше — одна мачта или две?
Парусные гардеробы различаются не только по форме и способу крепления грота, но и по количеству мачт, месте их установки, а также по числу и видам используемых парусов. Наиболее распространенными одномачтовыми лодками сегодня являются шлюп (один передний и один задний парус), тендер (два и более передних паруса при одном заднем) и кэт (только задний парус).
Шлюп – лодка с двумя парусами, расположенными впереди (стаксель) и позади (грот) единственной мачты, которая вынесена чуть вперед от середины корпуса (миделя). В зависимости от соотношения высоты парусов к их ширине, различают шлюпы с длинным и коротким аэродинамическим профилем.
Чем уже и выше парус, тем круче к ветру способна идти лодка. Как правило, шлюпы массовых серий обладают средним аэродинамическим профилем, что делает их более удобными в управлении даже для начинающих яхтсменов.
Наряду с классическими (топовыми), достаточно широко распространены и шлюпы с т.н. дробной оснасткой. В этом случае верхний конец переднего паруса не доходит до самого верха (топа) мачты соотвественно на:
Заметим, что предпочтение дробной оснастке обычно оказывают спорстмены-профессионалы, поскольку она позволяет гибко реагировать на изменения силы и направления ветра, более точно «настраивая» паруса при соревнованиях. Но нет правил без исключений: например, «малышка «Лена», на которой в одиночку совершил кругосветное плавание наш славный соотечественник Евгений Гвоздев, имела оснастку шлюпа 7/8, а 3,6-метровая Acrohc Australis австралийца Сержа Теста была топовым шлюпом.
К преимуществам шлюпов в целом относят:
В качестве немногочисленных минусов чаще всего называют существенное ограничение обзора с подветренного борта при полностью поставленном переднем парусе (стакселе). К тому же, при определенных курсовых углах ветра (бакштаг) паруса может класть на ванты, что снижает эффективность их работы и, как следствие, скорость лодки. Тем не менее, по совокупности своих качеств, шлюпы пользуются повышенной популярностью как среди яхтсменов, так и у чартерных компаний.
Тендер (куттер) – мачта обычно устанавливается на миделе лодки или даже несколько смещается относительно него в корму. Благодаря этому появляется возможность установить вместо одного два (а то и более) передних паруса на раздельных штагах. В зависимости от места крепления первого из них различают:
В качестве компромиссного варианта можно встретить и тендеры с выдвижным бушпритом (обычно на лодках спецпостройки). Подобные конструкции пользуются особым успехом у любителей плавания под генакером.
По возможностям лавировки против ветра тендеры как правило уступают шлюпам. К тому же, возрастающая (за счет суммарной площади передних парусов) нагрузка на мачту требует компенсации в виде дополнительных оттяжек в корму (штагов). Зато к безусловным плюсам тендеров можно отнести:
Кэт (или кат) – характеризуется достаточно мощной безвантовой мачтой, максимально смещенной в нос, а также полным отсутствием передних парусов. Мачта жестко устанавливается в килевом степсе, а дополнительным креплением для нее служит палубная консоль. При всей кажущейся странности подобной конструкции, ничего необычного в ней нет: подобные мачты известны на Востоке уже многие сотни лет (китайские джонки и пр.) Задний (и единственный) парус при этом работает подобно крылу, свободу действия и возможности которого при любых курсовых углах не ограничивает стоячий такелаж.
Именно безвантовая мачта и определяет основные преимущества кэта:
Теоретически, отсутствие передних парусов должно существенно ограничивать способности кэта при острых курсовых углах ветра, однако практика показывает, что при умелом управлении он даже под своим единственным (и притом сильно зарифленным) гротом может уверенно обогнать шлюп или тендер. При попутных же ветрах преимущества кэта над парусниками с классическим вооружением (при сопоставимой длине ватерлиний) становятся еще более очевидными.
Наибольшей популярностью среди современных двухмачтовиков пользуются кеч, йол и шхуна. Они различаются соотношением высоты передней и задней мачт и их расположением.
Кеч – первая (грот-) мачта заметно сдвинута вперед от миделя, а вторая, бизань-мачта обладает меньшей высотой и устанавливается ближе к корме, но перед осью (баллером) руля. Площадь бизани составляет порядка 20-25% общей площади парусов, поэтому наряду с гротом она обеспечивает существенное тяговое усилие. Как и тендеры, кечи могут нести два и более паруса перед первой мачтой (стаксельные кечи). Подобный же треугольный парус (бизань-стаксель или апсель) при необходимости ставится между первой и второй мачтами, чем достигается более полное использование даже самого слабого ветра.
Как правило, паруса второй мачты (бизань) и дополнительный стаксель используются при попутных ветрах, а при плавании круто к ветру их спускают, так что кеч практически превращается в тендер, а то и в шлюп (если идет под одним передним парусом).
К основным преимуществам кечей относятся:
К тому же, достаточно высокая задняя мачта является удобным местом для установки радара, радиолокационного отражателя или ветрогенератора. На некоторых кечах топы мачт дополнительно соединены горизонтальным штагом, на котором удобно размещать радиоантенну.
Правда, установка дополнительной мачты с комплектом парусов и соответствующей оснасткой делает лодки подобного типа заметно дороже, зато управлять ими значительно легче, чем шлюпом или тендером подобных же размеров. Не случайно Бернар Муатесье и Робин Нокс-Джонстон отправились в погоню за Золотым Глобусом именно на кечах, а их легендарные Joshua и Suhaili стали родоначальниками целого семейства яхт, особо востребованных для одиночных океанских гонок.