грот в москве что это
Гроты Москвы
Павильон Грот в усадьбе «Кусково»
Одно из самых интересных сооружений в Кускове — Грот, построенный в 1755—1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.
Грот в Александровском саду
Одной из многочисленных достопримечательностей Москвы является грот «Руины», расположенный в Александровском саду. Его первоначальным значением являлось напоминание о возрождении города, после разорения войсками Наполеона, произошедшего в 1812 году. Интересен тот факт, что в стены грота вмонтированы обломки зданий, которые были разрушены в тот сложный для России период. Автором и реставратором сооружения является Осип Иванович Бове. Конструкция была сооружена в 1841 году и являлась не только памятником, но и украшением, так как искусственные гроты в те годы были новомодным элементом в садово-парковой архитектуре.
Координаты: 55.75361500,37.61527500
Нутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове
В конце ноября 2019 года в музее-усадьбе «Кусково» завершилась комплексная реставрация павильона «Грот» середины XVIII века. Эта работа, занявшая у специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря почти три года, отмечена наградой конкурса «Московская реставрация».
В чем уникальность «Грота» и почему работа по возвращению его хрупкой красоты заняла столько времени — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».
Подмосковный Версаль Шереметевых
Архитектурно-ландшафтный ансамбль любимой усадьбы графов Шереметевых формировался в 1750–1770 годах, когда самой наглядной демонстрацией богатства и высоты положения для российской аристократии считался собственный регулярный парк на французский манер. Императорский Петербург и его пригороды эта пришедшая из Версаля мода посетила еще в первой трети столетия — тогда появились Летний сад, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум, Царское Село. В Москве она началась примерно в то же время с Головинского сада на Яузе (сейчас известного как Лефортовский парк) и достигла расцвета несколько десятилетий спустя. Практически одновременно с парком в Кускове обустраивал террасный ботанический сад один из богатейших людей страны промышленник Порфирий Демидов. Лишь пейзажная часть его детища дожила до наших дней в виде Нескучного сада.
«Прелестному Кускову» повезло больше: на сегодняшний день бывшая графская усадьба обладает единственным сохранившимся французским регулярным парком в пределах Москвы. Его появление стало возможным после того, как Шереметевы в 1743 году породнились с князьями Черкасскими. После женитьбы графа Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне — единственной наследнице канцлера Российской империи и одного из самых состоятельных ее вельмож — в руках новобрачных оказалось огромная территория вокруг Кускова площадью около 230 гектаров.
Устройство парка по подобию Версаля требовало не только линейности и симметрии в плане, декоративного подхода к организации зеленых насаждений и водного пространства, обилия скульптуры, тяги к театральным эффектам и «курьезам», но и возведения типовых построек с определенным антуражем. Среди архитектурных составляющих регулярного парка были оранжерея, эрмитаж, охотничий павильон, разные «иностранные» домики (итальянский, голландский), амфитеатр, беседки, фонтаны и, наконец, грот.
Рукотворная пещера
Как тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta — «пещера») появился еще в эпоху Ренессанса. Часто этот архитектурный каприз, придуманный в Италии, располагали рядом с водоемом, иногда даже частично в воде, стилизовали под естественную пещеру и использовали в качестве купальни. В Россию моду на гроты, как и многие европейские тренды, перенес Петр I.
Диковинкой Петербурга одно время считался грот в Летнем саду, сделанный по проекту архитектора Андреаса Шлютера в месте, выбранном лично первым императором. Открытый в 1725 году грот удивлял публику более полувека, пока его не разрушило наводнение 1777 года. Остатки конструкции были разобраны, а новое строение на этом месте — существующий и поныне Кофейный домик — Карл Росси выстроил уже в соответствии с модой XIX столетия.
Одним из самых интересных гротов Подмосковья стал грот в усадьбе Кусково (к Москве эта территория присоединилась только в 1960-х). Выстроен он был позже петербургского. Сначала на этом месте был деревянный грот, но как он выглядел — неизвестно, остались только письменные упоминания. Замена на каменное строение, которой занимался крепостной архитектор Федор Аргунов и которое можно увидеть в Кускове сегодня, заняла около пяти лет — с 1756 по 1761 год.
Грот стал завершающей частью ландшафтной «затеи» в юго-восточной части парка, выросшей вокруг Итальянского пруда. В ансамбль также влились двухэтажный Итальянский домик-палаццо по проекту обучавшегося в Риме архитектора Юрия Кологривова, Итальянский садик с двумя фонтанами и пять менажерий (архитектурно оформленных домов для птиц), в которых содержались журавли, американские гуси, лебеди, пеликаны, фазаны.
Экстерьер грота по задумке архитектора олицетворял соединение стихий камня и воды. Его купол увенчан скульптурным фонтаном, каменные струи которого, стекая по крыше и стенам, расходятся по земле скругленными фигурными ступенями стилобата. Поддерживают тему воды и ажурные решетки на окнах и дверях, напоминающие причудливые водоросли. А парные муфтированные (с поперечными выступами) колонны, раскрепованные (с выступающими вперед частями) фронтоны и дробящая фасад рустовка (облицовка четырехугольными камнями) создают эффект переклички с размытым отражением грота на зыбкой поверхности воды.
Это трехчастное сооружение в стиле рококо внешне имеет много общего с аналогичным павильоном, который Бартоломео Растрелли практически в те же годы возводил в Царском Селе. Эти два грота — единственные оставшиеся в России от Галантного века. Однако кусковский может похвастаться еще и совершенно уникальным для нашей страны интерьером.
«Покажу вам грот прекрасный»
Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный — в холодной. Все имеющиеся средства были направлены на то, чтобы превратить внутреннее пространство в пещеру. Люкарны (оконные проемы в куполе) затягивали тканью зеленого цвета, чтобы добиться приглушенного «подводного» освещения, а окраска под мрамор усиливала этот эффект.
В 1761 году Шереметев нанял для отделки павильона «гротических дел мастера» немца Иоганна Фохта. Его работа заняла почти в три раза больше времени, чем строительство, и завершилась только к 1775 году, но результат превзошел все ожидания.
Стены и своды обоих кабинетов Фохт украсил экзотическими гротесками — так в изобразительном искусстве называются причудливые декоративные композиции, сочетающие реальные и фантастические элементы. Само слово «гротеск» в итальянском языке (grottesche) означает буквально «гротовый». Именно интерьеры гротов первоначально украшали такие мотивы. Для своих гротесков немецкий мастер использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, кусочки дробленого стекла и зеркала, а также роспись, имитирующую поделочные камни. Самым удивительным декоративным элементом стали тысячи раковин 24 разных видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.
Главный герой спектакля «Гулянье, или Садовник кусковский» из репертуара усадебного Воздушного театра (сейчас сохранившегося лишь в описаниях), приглашая зрителей на прогулку, пел:
Покажу вам грот прекрасный,
Его нутрь из раковин витых,
И всю мою оранжерею,
Где зимой весна бывает,
Эрмитаж и дом голландский,
Покажу итальянский дом,
Все беседки и птичник с прудом…
Восстановление ракушечного декора в наше время стало большим вызовом для реставраторов. Грот неоднократно реставрировался ранее — в конце 1870-х годов, в начале 1940-х, в конце 1970-х, однако работы тогда сводились к консервации проблемных участков. В ходе реставрации 2017–2019 годов было решено восполнить утраты новыми фрагментами.
Неприятным сюрпризом стал тот факт, что за прошедшие 250 лет семь видов моллюсков, чьи раковины использовал Фохт, успели вымереть, а некоторые поменяли среду обитания и внешний вид. Подходящие образцы на замену реставраторы подбирали вместе со специалистами Института океанологии РАН. Воссоздать первоначальный облик «Грота» позволили около 150 тысяч раковин, привезенных из Греции, Италии, Турции и Франции.
Ракушечное убранство павильона не ограничивалось стенами и сводами. В нишах «Грота» размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, не имеющее аналогов в нашей стране. Эти работы западноевропейских мастеров также инкрустированы раковинами и перламутром.
Известно, что коллекцию Петр Шереметев приобрел в конце 1775 года «у чужестранного купца Иоганн Георг Розенфельта» за тысячу рублей. Сохранились колоритные названия некоторых скульптур — «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Французская баба держит в руках корзину с фруктами», «Мужик играет в волынку», «Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка», «Французский мужик держит петуха», «Мужик держит в руках кувшин».
Позднее коллекцию пополнили статуи меньшего размера с аллегориями времен года, а также редчайшие живописно-ракушечные панно с изображениями жанровых сцен и фигурой оленя. Маленький фонтан в виде «женщины, сидящей на дельфине, а позади обезьяна, убранные раковинами», был устроен в Итальянском садике, а середину пруда украшал фонтан со статуей сирены, тоже отделанной ракушками.
Императорский павильон
Экзотическое оформление быстро сделало «Грот» достопримечательностью усадьбы, и слава его неслась по России. Роскошная рукотворная пещера использовалась для приема избранных гостей. Екатерина II гостила в Кускове как минимум семь раз. В 1775 году, когда императрица приезжала в Москву по случаю годовщины заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией, граф Петр Борисович выбрал главной сценой для чествования государыни этот павильон. Там, подобно «царице морской», она «изволила отобедать».
Царственные особы регулярно навещали кусковский «Грот» и в следующем столетии. В мае 1886 года Александра III с семьей здесь принимал уже правнук Петра Шереметева. Поприветствовать высоких гостей пришли артисты-цыгане. Те посиделки зафиксированы в воспоминаниях графа Сергея Дмитриевича: «Здесь подали чай, фрукты и шампанское. Хор пел старательно, и все просидели довольно долго».
История грота в Александровском саду
В Тверском районе Москвы находится парк, носящий название Александровский сад. Итальянский грот, расположенный в нем, также называющийся «Руины», был создан в начале 19-го века. Это архитектурное сооружение носит декоративный характер и украшает парк. О гроте в Александровском саду, истории его создания и особенностях подробно в этой статье.
Несколько слов о создании
История грота в Александровском саду (Москва), расположенного рядом с Арсенальной Кремлевской башней, началась на заре 19-го века. В период с 1820 по 1823 год проводились работы по благоустройству мемориального парка рядом с Московским Кремлем. В 1821 году рядом со Средней Арсенальной башней был создан грот в Александровском саду. Как говорилось ранее, он назывался «Итальянский» или «Руины». Интересный факт, что второе из указанных названий грот получил из-за того, что при его возведении использовались остатки зданий, разрушенных в 1812 году войсками Наполеона.
Автором проекта стал известнейший архитектор того времени О. И. Бове, который внес огромный вклад в восстановлении Москвы после разрушений Отечественной войны 1812 года. Следует отметить, что он был создателем многих зданий, построенных в стиле классицизма в Санкт-Петербурге, некоторые из них сохранились и до настоящего времени.
Описание
Грот в Москве, в Александровском саду, по задумке О. И. Бове, стал символом возрождения разрушенного города. Именно поэтому при его постройке и использовались остатки московских зданий. Для того чтобы построить сам грот, был создан искусственный холм (больверк, бастион), в часть которого и был «врезан» грот. Интересный факт, что больверк был создан за век до этого, когда осуществлялась подготовка к обороне Кремля во время Северной войны. Тогда ожидалось, что шведская армия нападет на Москву, однако этого так и не произошло. Бастион же остался и спустя век послужил основой для создания архитектурной композиции.
Искусственные сооружения, такие как больверк или пещера, являлись довольно распространенным декоративным элементом при украшении садов и парков в 19-м веке. Грот в Александровском саду, помимо того, что был мемориалом, также служил прекрасным украшением парка.
Как свидетельствуют историки, основываясь на документах, в 19-м веке над ним был построен специальный крытый павильон. По праздникам здесь располагался оркестр и играл различные музыкальные произведения, развлекая отдыхающих.
Архитектура и оформление
Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.
Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.
Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.
Единый ансамбль
В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.
Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.
Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.
Грот «Руины» в Александровском саду в г.Москве
В Тверском районе Москвы находится парк, носящий название Александровский сад. Итальянский грот, расположенный в нем, также называющийся «Руины», был создан в начале 19-го века. Это архитектурное сооружение носит декоративный характер и украшает парк. О гроте в Александровском саду, истории его создания и особенностях подробно в этой статье.
История Александровского сада
Зеленый и благоустроенный Александровский сад разбит непосредственно у Кремлевских стен в Москве: на этом месте в прошлом протекала река Неглинная, но сегодня москвичи и туристы могут любоваться уникальными садово-парковыми композициями
, а также потрясающими воображение культурно-историческими памятниками.
Александровский сад – одна из наиболее значимых достопримечательностей
столицы вместе со знаменитой на весь мир Красной площадью, а также иными местами вблизи крепости с момента его включения в
исторический
ансамбль Кремля. Несмотря на такую известность, сам парк не отличается чрезмерно большой историей: его открыли в конце лета 1821 года.
По окончании Отечественной войны и разрушительного пожара 1912 года большая часть территории
Москвы была разрушена. Столицу, и особенно ее центральную часть, нужно было восстанавливать, поэтому на месте русла реки Неглинки, убранного в подземный коллектор, по
проектуархитектора
Осипа Бове были разбиты три сада:
Интересный факт! Со временем все три сада стали восприниматься как единое пространство, несмотря на то, что по изначальной задумке архитектора между ними четко прослеживались границы, и этот факт можно заметить даже сегодня.
Указ Александра I оповестил о начале строительных работ по возведению парка, который планировалось назвать Кремлевским. Но в 1856 году было принято решение переименовать культурный объект в честь бывшего императора
, и он стал Александровским. Это название парка у Кремля и дожило до наших дней.
На заметку! Бове предполагал применение воды реки Неглинной с целью организации декоративных прудов, однако такая идея не реализовалась на практике. Тем не менее красоты и оригинальности объектам
в саду не занимать: аллеи парка обросли памятниками и мемориалами, а некоторые из них даже превратились в самодостаточные городские достопримечательности. Их стремится увидеть множество туристов с разных уголков страны.
Единый ансамбль
В 2004 году осуществлялась реставрация грота. Как сообщали официальные источники, ремонт был вызван крайне плохим состоянием сооружения. Во время проведения работ археологи исследовали засыпку несущих конструкций грота, а также участка отделяющего его от Кремлевской стены.
Были обнаружены человеческие останки, керамика и другие артефакты. Находки относятся к различным периодам — от 13 до 18 века. В настоящее время все это передано в музей Московского Кремля.
Сегодня все желающие могут увидеть грот в Александровском саду и восхититься его выделяющейся архитектурой. Однако несмотря на то, что он создан в другом стиле, нежели Кремлевские стены, вместе они образуют великолепный ансамбль.
Прогулка по Верхнему парку
Северная часть Александровского парка в Москве тянется от Манежной площади до Троицкого моста. Ее именуют Верхним садом. Объект отделяется от здания Исторического музея и проезда подле него посредством массивной ограды из чугуна. Она была изготовлена умельцами по эскизу архитектора Евгения Францевича Паскаля. Чугунные ворота
на входе в сад, построенный у Кремля, декорированы символами победы России в сражениях с французскими завоевателями.
сад у Кремля был открыт ранее других ‒ в 1821 году. Он состоит из нескольких аллей, расположенных параллельно и перпендикулярно кремлевской стене и украшенных пешеходными дорожками с ухоженными деревья, кустарниками и цветущими с весны до осени клумбами. Здесь посетители увидят: голубые ели, акацию, дубы, клены, липы, кусты жасмина и боярышника.
Могила Неизвестного солдата
Неизвестного
солдата
была сооружена в Александровском саду в честь 25-й годовщины Великой Победы. Прах воина без имени, павшего в ожесточенном бою за столицу, перезахоронили в северной части сада. Поверх мемориала поместили надгробную плиту из камня, а на ней лежит знамя с солдатской каской и лавровой ветвью из бронзы. По центру мемориальной плиты установлена пятиконечная звезда: здесь круглые сутки не гаснет пламя Вечного Огня, что привлекает большое число туристов.
По левую сторону от погребения построена стена с
облицовкой из яркого шокшинского кварцита. По правую сторону тянется
аллея
, на которой установлены тумбы с именами городов-героев. В 2010 году рядом с ней в саду возвели стелу с названиями 45 городов-героев воинской славы.
охраняют солдаты, несущие службу в Президентском полке. Смена караула у памятника, выглядящая весьма зрелищно и поэтому привлекающая множество туристов, происходит один раз в час.
Грот Руины
Руины построен в Александровском саду по центру Верхнего парка вблизи Средней Арсенальной
башни.
Проект создал Осип Бове как напоминание москвичам и гостям столицы о
военных
событиях времен вторжения в Россию Наполеона со своим войском.
Оформление грота в Александровском саду осуществлялось с помощью каменных ядер времен Петра I и обломков, разрушенных французами зданий Москвы, а внутри полукруглой арки установили мраморную колоннаду. В XIX столетии под аркой, во время проведения различных торжеств, играл оркестр, пользующийся у москвичей большой популярностью. А вблизи южной части находятся каменные фигуры львов.
Вблизи грота в 1913 году в честь 300-летия правящей царской династии был построен величественный памятник-обелиск.
В советское время его несколько изменили, но тщательная
реставрация
, проведенная в последние годы, помогла восстановить первоначальный облик
памятника
. Сегодня он увенчан двуглавым орлом, видны
герб
и имена членов династии Романовых, а также гербы губерний и княжеств Российской империи.
Интересный факт! Неподалеку от памятника выстроено скульптурное изображение видного церковного деятеля ‒ патриарха
Гермогена. Он сыграл значительную роль в сохранении единства России в начале XVII столетия, поэтому многие туристы приходят поклониться памятнику.
Описание
Грот в Москве, в Александровском саду, по задумке О. И. Бове, стал символом возрождения разрушенного города. Именно поэтому при его постройке и использовались остатки московских зданий. Для того чтобы построить сам грот, был создан искусственный холм (больверк, бастион), в часть которого и был «врезан» грот. Интересный факт, что больверк был создан за век до этого, когда осуществлялась подготовка к обороне Кремля во время Северной войны. Тогда ожидалось, что шведская армия нападет на Москву, однако этого так и не произошло. Бастион же остался и спустя век послужил основой для создания архитектурной композиции.
Искусственные сооружения, такие как больверк или пещера, являлись довольно распространенным декоративным элементом при украшении садов и парков в 19-м веке. Грот в Александровском саду, помимо того, что был мемориалом, также служил прекрасным украшением парка.
Как свидетельствуют историки, основываясь на документах, в 19-м веке над ним был построен специальный крытый павильон. По праздникам здесь располагался оркестр и играл различные музыкальные произведения, развлекая отдыхающих.
Что можно увидеть в средней части парка
Средний сад открылся для посетителей спустя один год после Верхнего, а именно в 1822 году. Это самая просторная часть Александровского парка у Кремля, тянущаяся на 382 м от Троицкого моста до Боровицкой башни Кремля. Здесь, в начале XVI века, была построена приземистая Кутафья башня. Возводили ее особняком от кремлевских стен, чтобы обеспечить им надежную охрану с Запада. На воротах башни до сих пор присутствуют крепления от механизмов для поднятия моста над рекой Неглинкой.
Современный вид был придан укреплению в конце XVII столетия, когда его верх переделали в ажурную зубчатую корону. Эта достопримечательность известна далеко за пределами Москвы.
Средний парк в Александровском саду ежедневно посещает множество туристов и жителей Москвы, ведь здесь расположены кассы Кремля. Они функционируют ежедневно с 9:00 до 16:30, кроме четверга, и продают входные билеты для входа в:
Здесь же открыты камеры хранения для крупногабаритного багажа, рюкзаков и портфелей туристов, посещающих Александровский сад. Вещи сдаются в промежутке с 9:00 и до 18.30, но стоит помнить, что камеры хранения делают получасовые перерывы:
В 2014 году в центре Александровского сада установили новый монумент из бронзы ‒ скульптура Александра I на высоком постаменте
Архитектура и оформление
Сооружение имеет полукруглую арочную форму и создано из черного гранита и кирпича красного цвета. Для оформления грота использовались обломки с пьедесталов разрушенных памятников и декоративных сооружений. Над самой пещерой устроено два специальных подмостка, на которых установлены фигуры львов.
Визуально силуэт сооружения как бы разбивает линию Кремлевской стены, при этом сохраняется архитектурная гармония. Как считают ученые, грот стилизованный под античную старину, символизирует образ скоротечности времени. Вместе с тем придавая необычную красоту всей композиции.
Интересный факт, что во время мероприятий, проводимых при коронации монархов, грот в Александровском саду украшали так же, как и стены с башнями Московского Кремля. Например, при коронации Александра III его специально освещали при помощи бенгальских огней и другой иллюминации. Также рядом с сооружением работал фонтан, который не только был красив, но и дарил прохладу во время летнего зноя.
Как добраться
Добраться до Александровского сада в Москве у Кремля получится несколькими способами:
Александровский сад в Москве ‒ настоящий туристический бренд столицы: он отличается качественным благоустройством и озеленением, а также удивительно богатым культурным наполнением. На аллеях сада ежедневно гуляют тысячи туристов, любующиеся памятниками и стремящиеся приобщиться к истории России и Москвы в частности.
Достопримечательности Москвы
Одной из «жемчужин» Александровского сада по праву считается искусственный грот, врезанный в земляную насыпь у Средней Арсенальной башни. Он известен под разными названиями: грот «Руины», «Итальянский», «Павильон-руина». Наименование пещеры обусловлено тем фактом, что в процессе строительства использовали обломки зданий, разрушенных войсками французов. Проект разработал архитектор О. Бове, а сам грот, возведенный в начале 20-х годов XIX в., стал символом восставшей из пепла Москвы, не преклонившей колена перед Бонапартом.