грудничок как будто жует жвачку что это
Младенческая дисхезия или «синдром кряхтящего младенца»
Младенческая дисхезия или как ее смешно называют зарубежные врачи ‘grunting baby syndrome’ (синдром кряхтящего младенца) — довольно частая причина обращения к врачу в первые месяцы жизни ребенка.
Как выглядит это состояние?
Ребенок напрягается, кряхтит, краснеет от усилий, часто недовольно кричит перед отхождением стула. После стула ребенок снова отлично себя чувствует.
В отличии от младенческих колик беспокойство четко завязано по времени на стул.
Похоже на запор?
Похоже с первого взгляда… Но при запоре отходит плотный жесткий стул, а при младенческой дисхезии стул мягкий или даже жидкий.
Так почему же…?
Причина такого необычного поведения ребенка — неспособность младенца скоординировать усиленную работу мышц, которые создают внутрибрюшное давление, и мышц тазового дня, которые в это время должны расслабиться.
В итоге много усилий и минимум результата. Как и любой человек, у которого что-то не получается, младенец начинает злиться и ругаться. То есть ребенок плачет не от боли!
Дисхезия возникает в первые два-три месяца жизни и проходит самостоятельно по мере самообучения ребенка согласовывать работу мышц, отвечающих за отхождение стула. Никаких препаратов для ускорения самообучения нет.
Для уточнения диагноза нужен только осмотр врача (после сбора жалоб, конечно).
Если у врача диагноз не вызывает сомнения, родителям надо просто успокоиться и ждать.
Такой способ приемлем иногда, но не рекомендуется для регулярного использования большинством специалистов.
Причина нелюбви педиатров к этой стимуляции проста — мы боимся, что замедлится естественное созревание механизмов координации.
23,492 просмотров всего, 15 просмотров сегодня
Коварный периодонтит: подкрался незаметно, оставил без зуба
Периодонтит – следующий этап воспаления после пульпита. Инфекция локализуется на верхушке корня зуба и окружающих ее тканях. Болезнь часто протекает бессимптомно, но без своевременной помощи приводит к потере зуба.
Причины:
Виды периодонтита
Форма | Вид | Как болит |
---|---|---|
Острый | Серозный | Легкие ноющие боли в области зуба. |
Гнойный | Пульсирующая боль. Может усилиться подвижность зуба. Возможна припухлость щеки, слабость, температура, флюс. | |
Хронический | Фиброзный | Без симптомов или небольшое потемнение, тусклый цвет коронковой части зуба. |
Гранулирующий | Легкая болезненность при накусывании со временем переходит в боль от горячего, при жевании, при давлении. Десна краснеет и опухает. | |
Гранулематозный | Отсутствие симптомов. Появляется свищ для оттока отделяемого, но пациент не всегда может его увидеть. |
Самым агрессивным считается гранулирующий периодонтит, который очень быстро распространяется на соседние ткани. При таком диагнозе чаще всего зуб не удается сохранить.
При гранулематозной разновидности болезни у очага воспаления есть твердая оболочка, а внутри она заполнена гноем. В зависимости от размера эти новообразования называют гранулемой (до 5 мм), кистогранулемой или радикулярной кистой (более 1 см).
Таким образом, гранулема и киста корня зуба – это проявления хронического периодонтита.
Диагностика
Не путайте свищ со стоматитом. Свищ похож на прыщик, расположен на десне около корней зуба, не болит при надавливании. При появлении свища скорее обратитесь к стоматологу.
Заподозрить проблему до образования свища или флюса врач может по жалобам. Очень важно, чтобы пациент описывал все симптомы, не стеснялся жаловаться на слабую, невыраженную, изредка появляющуюся боль и дискомфорт.
Точно установить диагноз помогает рентген. Периодонтит виден даже на маленьком прицельном снимке. Далее для планирования лечения стоматолог предложит сделать панорамный снимок (все зубы на одном кадре) или компьютерную томограмму (трехмерное изображение зубочелюстной системы).
Лечение
В зависимости от стадии и формы болезни доктор подберет оптимальный метод.
1. Терапевтическое лечение. Как правило, требуется три посещения стоматологического кабинета.
2. Зубосохраняющие операции. Иногда консервативных методов недостаточно. Стоматолог-хирург может провести цистэктомию (удаление кисты) или резекцию верхушки корня (отсечение части зуба вместе с кистой).
3. Удаление зуба. В запущенных стадиях полностью победить очаги инфекции не получится. Попытки спасти зуб приведут к большим финансовым тратам и поставят под угрозу соседние зубы. Наилучшим решением будет установить на месте пораженного зуба имплантат.
Если оставить зуб без лечения, его ждет преждевременное удаление. Воспаление будет разрастаться и перейдет в острую стадию, причем в самый неудачный момент.
Периодонтит у детей
У ребенка воспаление периодонта может развиться как на молочных, так и на постоянных зубах. Особенности детского периодонтита:
Лечение проходит по той же схеме, что и у взрослых. Если до выпадения молочного зуба осталось меньше года или корни уже рассосались, детский стоматолог предложит удалить зуб.
Профилактика
Простые и не затратные меры позволят снизить риски появления периодонтита и потери зуба.
За экспертную помощь в написании статьи и предоставленные примеры работ благодарим стоматолога-терапевта Юрьеву Ольгу Юрьевну.
Бруксизм: 3 шага к успешному лечению
Как правило, пациент замечает, что тесно сжал челюсти, только в момент пробуждения. О тихом скрежете от стиснутых зубов могут сообщить родные, но иногда приступы бруксизма не слышны.
Что такое бруксизм? Это спазм жевательных мышц. Проблема весьма распространенная: хронический бруксизм встречается у 5-10% взрослого населения.
Ночные спазмы вызваны нервным напряжением и усиленны патологией зубочелюстной системы. То есть, главная причина – стресс. Переутомления, хроническое недосыпание, информационная перегруженность приводят к росту случаев бруксизма у жителей городов, в том числе и молодежи.
Вторая группа причин связана с неправильным смыканием зубов.
Реже встречаются также неврологические и остеопатические причины зубного скрежета. К бруксизму может привести неправильное питание: нехватка кальция или магния.
Последствия:
К какому врачу обратиться?
Обратитесь к стоматологу-ортопеду, чтобы найти стоматологические причины или катализаторы бруксизма:
Лечение бруксизма. Шаг 1 – защита зубов
Чтобы зубы не стирались от высокой нагрузки, рекомендуется надевать на ночь специальную защитную капу. Их изготавливают в зуботехнических лабораториях из мягкого пластика или резины, причем строго по форме челюсти пациента. Это делает их удобными и незаметными в ношении. Бывают саморегулируемые прикусные капы из водных подушечек, это тоже эффективный метод.
Что делает капа:
Шаг 2 – устранение причины
Самостоятельно справиться с бруксизмом не получится. Необходима помощь врача.
Лечение назначается в зависимости от причины. Чаще всего используется комплексный подход: сочетание психотерапевтических, медикаментозных, стоматологических методов.
Быстрый и обязательный метод помощи при бруксизме – это устранение суперконтактов, то есть точек повышенной нагрузки. Там зубы смыкаются в первую очередь, начинают давить друг на друга до того, как сомкнутся остальные. Если зуб сместился, наклонился в сторону утраченного соседа, поставлена неудобная пломба или зубной протез – возникает точка суперконтакта.
Организм неосознанно пытается избавиться от суперконтакта, стереть этот бугор. Но пока это произойдет, пострадают другие зубы и челюстной сустав.
Стоматолог-ортопед может выявить проблемные точки с помощью специального сенсорного оборудования, если клиника оснащена таковым. С сверхчувствительный сенсор находит суперконтакты меньше толщинычеловеческого волоса. Так врач определяет не только их расположение, но и степень нагрузки на каждый.
Устраняют суперконтакты методом пришлифовывания. После этого пациент сразу чувствует улучшение.
Шаг 3 – исправление последствий
После устранения причины бруксизма можно перейти к восстановлению зубов. При невысокой стертости достаточно процедур по укреплению эмали. В более запущенных случаях требуется реставрация фотополимером или протезирование зубов.
Если затянуть с лечением бруксизма на несколько лет, зубы сотрутся сильно, прикус снизится, и потребуется тотальное протезирование зубов.
Качественно установленные зубные протезы могут не только защитить стертые зубы от разрушения, но и скомпенсировать потерянную высоту прикуса. Форма лица станет более эстетичной, подтянутой.
«Подчеркиваю. Если удалось поймать пациента с бруксизмом на ранних стадиях, достаточно будет пришлифовывания зубов, реминерализации и курса легкого успокоительного. Если ситуацию запустить, потребуется дорогостоящее полное протезирование всех зубов, а возможно, и лечение проблем с челюстным суставом и шейным отделом позвоночника». Овчинников Д.В.
Единственный способ профилактики бруксизма – регулярно следить за здоровьем своих зубов и нервной системы. Больше отдыхайте и своевременно обращайтесь к врачу для профилактических осмотров и для лечения, в том числе и ортопедического.
Стоматолог-ортопед Овчинников Денис Владимирович занимается проблемами бруксизма, стираемости зубов и нарушениями окклюзии с 1995 года. Врач принимает пациентов в филиале КосмоСтом на ул.Волочаевская 19/1.
Интервью с неврологом
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.