группа риска ржд что это
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП РИСКА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО МЕДИЦИНСКИМ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ от 1 декабря 2011 г. N 330
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО «РЖД»
О.Ю. Атьков
1 декабря 2011 г. N 330
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП РИСКА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО МЕДИЦИНСКИМ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
I. Формирование групп риска работников локомотивных бригад по угрозе развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, их осложнений и внезапной сердечной смерти
Каждому работнику при освидетельствовании врачебно-экспертной комиссии проводятся антропометрия, лабораторные, клинические, инструментальные исследования и осмотры врачей-специалистов. Результатом этого выявляется ряд изменений (маркеров), относящихся к понятию «фактор риска», характеризующих функциональное состояние отдельных органов и систем, которые позволяют диагностировать заболевание и вынести экспертное решение. Эти факторы риска и некоторые заболевания, являются прогностически достоверными в отношении угрозы развития тяжелых осложнений: от острых преходящих нарушений работоспособности человека до внезапной смерти. Все они систематизированы в виде таблицы по степени своей значимости в развитии данных состояний. (Приложение N 1).
На основании суммы полученных баллов формируются следующие группы динамического наблюдения:
— 1 группа (риск «незначительный»);
— 2 группа (риск «умеренный»);
— 3 группа (риск «высокий»);
— 4 группа (риск «очень высокий») (Приложение N 2).
По результатам проведенных обязательных медицинских осмотров, цеховой терапевт, руководствуясь данной методикой, формирует группу риска. В соответствии с сформированными группами риска председатель ВЭК устанавливает работнику срок очередного переосвидетельствования, объем обязательных осмотров (обследований) согласно приложению N 2 и рекомендации цеховому терапевту по организации динамического наблюдения за работником с учетом имеющихся заболеваний (периодичность, объем исследований и др.).
II. Формирование групп риска работников локомотивных бригад по психофизиологическим показателям
Алгоритм работы специалистов психофизиологических подразделений по психофизиологическому обеспечению безопасности движения:
выявление работников группы риска;
согласование списка с цеховым терапевтом и направление его на утверждение начальнику депо;
проведение расширенного психофизиологического обследования;
составление плана-графика проведения профилактических и реабилитационных мероприятий с работниками локомотивных бригад и утверждение его у начальника депо;
составление индивидуальной программы организационных и восстановительных мероприятий, согласование ее с цеховым терапевтом
проведение восстановительных мероприятий, информирование начальника депо о случаях не явки работников;
контрольное психофизиологическое обследование с целью оценки эффективности проведенных коррекционных и восстановительных мероприятий.
Схема взаимодействия цехового терапевта и психолога лаборатории (кабинета) психофизиологического обеспечения
Факторы риска и степень их значимости (в баллах)
Система единой методики профессиональной оценки работников и формирования групп риска в структурных подразделениях Центральной дирекции
В качестве элемента разрабатываемого факторного анализа состояния безопасности движения, в Центральной дирекции, Центрах, на железнодорожных станциях, ежеквартально, должна проводиться профессиональная оценка работников и формирование групп риска по нижеприведенной методике.
Профессиональная оценка работников и формирование групп риска проводится у работников следующих должностей и профессий:
· дежурный по железнодорожной станции;
· дежурный по сортировочной горке;
· Приемосдатчик, приемщик поездов;
· регулировщик скорости движения вагонов;
По указанию руководителя Центральной дирекции или дирекции управления движением могут быть включены и другие профессии и должности.
При формировании плана управления риском (КД и ПД) учитываются данные профессиональной оценки работников.
Устанавливаются следующие факторы оценки расчета риска:
· стаж работы в должности «К1»;
· наличия образования «К2»;
· психологический отбор «К3» (только для ДСП и ДНЦ);
· оценка знаний работника, полученная при проведении тестирования в АОС-Д во время технической учебы «К4»;
· допускаемые нарушения «К5»;
· коэффициент рабочего времени работника за квартал «К6»;
При расчете группы риска дежурных по станции и поездных диспетчеров применяются все коэффициенты. При расчете группы риска остальных профессий применяются коэффициенты К1, К2, К4, К5, К6.
Расчет оценки группы риска производиться ежеквартально по следующей формуле:
R=((К1+К2+К3+К4+К5)/К6)
Порядок определения группы риска
На основании произведенного расчета по методике определения оценки группы риска дежурных по станции определяется по таблице № 1 остальных работников по таблице № 2.
Определения группы риска дежурных по станции и поездных диспетчеров
Значение риска | Менее 2.85 | 2.86-3.65 | 3.66-4.45 | Более 4.46 |
Группа риска | группа риска-2 | Группа риска-1 | Группа риска-0 | Риск мало- вероятен |
Определения группы риска для остальных профессий
Значение риска | Менее 1.97 | 1.98-2.75 | 2.76-3.85 | Более 3.86 |
Группа риска | группа риска-2 | Группа риска-1 | Группа риска-0 | Риск мало- вероятен |
Контрольные вопросы по теме №2:
1. Могут ли работники, оказавшиеся непосредственными участниками нарушения безопасности движения, направляться на медицинское освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения?
2. Кому передают ДСП информацию о транспортных происшествиях, событиях, противоправных действиях в отношении объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» и ж.д. подвижного состава?
3. Что является целью проведения инструктажей по вопросам обеспечения безопасности движения поездов?
4. Какие виды инструктажей проводятся на железнодорожных станциях по вопросам обеспечения безопасности движения?
5. Сколько групп риска формируется у работников?
Тема 3. Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности. Экологическая безопасность.
Протокол заседания правления ОАО «РЖД» от 25.11.2013 № 39.
Политика холдинга «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности направлена на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды при реализации всех направлений деятельности Компании.
Эксплуатируя объекты повышенной опасности, холдинг «РЖД» считает охрану труда и окружающей среды, промышленную и пожарную безопасность неотъемлемым элементом своей деятельности и одним из своих долгосрочных приоритетов. Никакие соображения экономического, технического или иного характера не могут быть приняты во внимание, если они противоречат требованиям к обеспечению безопасности работников компании, населения и экологической безопасности.
Основными целями холдинга «РЖД» в области охраны труда и окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности являются:
обеспечение безопасных условий труда работников;
защита жизни и здоровья работников холдинга «РЖД» и населения, проживающего в зоне деятельности холдинга «РЖД»;
Группа риска ржд что это
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО «РЖД»
О.Ю. Атьков
1 декабря 2011 г. N 330
МЕТОДИКА
ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП РИСКА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО МЕДИЦИНСКИМ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
I. Формирование групп риска работников локомотивных бригад по угрозе развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, их осложнений и внезапной сердечной смерти
Каждому работнику при освидетельствовании врачебно-экспертной комиссии проводятся антропометрия, лабораторные, клинические, инструментальные исследования и осмотры врачей-специалистов. Результатом этого выявляется ряд изменений (маркеров), относящихся к понятию «фактор риска», характеризующих функциональное состояние отдельных органов и систем, которые позволяют диагностировать заболевание и вынести экспертное решение. Эти факторы риска и некоторые заболевания, являются прогностически достоверными в отношении угрозы развития тяжелых осложнений: от острых преходящих нарушений работоспособности человека до внезапной смерти. Все они систематизированы в виде таблицы по степени своей значимости в развитии данных состояний. (Приложение N 1).
На основании суммы полученных баллов формируются следующие группы динамического наблюдения:
— 1 группа (риск «незначительный»);
— 2 группа (риск «умеренный»);
— 3 группа (риск «высокий»);
— 4 группа (риск «очень высокий») (Приложение N 2).
По результатам проведенных обязательных медицинских осмотров, цеховой терапевт, руководствуясь данной методикой, формирует группу риска. В соответствии с сформированными группами риска председатель ВЭК устанавливает работнику срок очередного переосвидетельствования, объем обязательных осмотров (обследований) согласно приложению N 2 и рекомендации цеховому терапевту по организации динамического наблюдения за работником с учетом имеющихся заболеваний (периодичность, объем исследований и др.).
II. Формирование групп риска работников локомотивных бригад по психофизиологическим показателям
Алгоритм работы специалистов психофизиологических подразделений по психофизиологическому обеспечению безопасности движения:
выявление работников группы риска;
согласование списка с цеховым терапевтом и направление его на утверждение начальнику депо;
проведение расширенного психофизиологического обследования;
составление плана-графика проведения профилактических и реабилитационных мероприятий с работниками локомотивных бригад и утверждение его у начальника депо;
составление индивидуальной программы организационных и восстановительных мероприятий, согласование ее с цеховым терапевтом
проведение восстановительных мероприятий, информирование начальника депо о случаях не явки работников;
контрольное психофизиологическое обследование с целью оценки эффективности проведенных коррекционных и восстановительных мероприятий.
Схема взаимодействия цехового терапевта и психолога лаборатории (кабинета) психофизиологического обеспечения
Факторы риска и степень их значимости (в баллах)
Машинистам определили роль («Гудок», 05.07.2018)
05.07.2018 | Дорпрофжел на ОЖД СМИ Техническая инспекция труда | Теги: Гудок, Дорпрофжел на ОЖД, СМИ, Техническая инспекция | Автор: Олег Гельвиг
«При прежней системе машинист-инструктор являлся и преподавателем, и руководителем колонны, и проверяющим. Он не был заинтересован выносить лишние замечания своим бригадам, что плохо сказывалось на уровне подготовки», – рассказывает один из разработчиков нового положения, заместитель начальника отдела организации работы локомотивных бригад дирекции Георгий Кимеев.
Важнейшая задача машиниста-инструктора по контролю на линии – проверка качества работы с бригадами, находящимися в группе риска, а также с машинистами, имеющими стаж работы менее года. Средством её выполнения будут целевые поездки (ЦП) для комплексной оценки обученности бригад навыкам вождения, выполнения маневровой работы, пользования устройствами безопасности и управления тормозами, соблюдения требований охраны труда. После ЦП машинист-инструктор по контролю на линии представляет заместителю начальника депо по эксплуатации и закреплённому за бригадой машинисту-инструктору отчёт, в котором оценивает уровень подготовки сотрудников, отмечает устранение или повтор ранее выявленных нарушений, высказывает предложения по работе бригад.
Группы риска существовали во всех депо и до вступления в силу нового положения. В них включают работников бригад, допустивших в течение месяца нарушения требований нормативных документов при выполнении должностных обязанностей. Сюда можно попасть по итогам расшифровки данных скоростемерных лент и электронных носителей информации за нарушение регламента служебных переговоров, неуспехи в техническом обучении, перерасход топливно-энергетических ресурсов, отказы технических средств по вине бригад. В группы риска могут зачислить по итогам контрольных поездок и целевых проверок.
Но есть и изменения. С 1 июля к группе не относятся работники со стажем менее года, машинисты, работающие в одно лицо. Не включают теперь в группу риска и на основании результатов психофизиологического обследования.
В мае в группах риска по всей сети находилось около 11% работников локомотивных бригад. Анализ специалистов Дирекции тяги показывает, что после сокращения перечня требований в группах останется около 5% локомотивщиков.
Противоположностью участникам группы риска станут обладатели паспортов доверия. Их получат машинисты, имеющие стаж работы не менее трёх лет, зелёные предупредительные талоны по безопасности движения и охране труда, отличные показатели работы в течение прошедшего года.
Кандидатов на получение паспортов доверия определяет комиссия, состоящая из начальника депо, главного инженера, заместителей руководителя в сфере эксплуатации, кадров, машинистов-инструкторов, председателя местного профкома, специалиста по охране труда. Она же выдаёт документ сроком на 1 год и продлевает, если у получившего его работника не будет никаких замечаний в этот период.
Если следовать тексту распоряжения, первые паспорта доверия должны появиться только по итогам работы за 2018 год. Потому были приняты меры для безотлагательного перехода к работе в новых условиях. «Мы обязали выдать паспорта доверия по итогам работы в первом полугодии. Таким образом, после обработки статистических данных и проведения требуемых процедур первые документы будут выданы к 1 августа», – говорит Георгий Кимеев.
Анализируя данные 2017 года и все выданные замечания, в Дирекции тяги пришли к выводу, что обладателями паспортов доверия могут стать около 20% машинистов сети. Это лучшие работники, нуждающиеся в минимальном наблюдении. Контрольная поездка с ними будет выполняться один раз в год, расшифровываются только 20% скоростемерных лент их поездок.
С 1 июля в целом изменена периодичность проведения КП с машинистами локомотивов, несколько снижена их частота. В частности, раньше машинисты со стажем работы более года проходили КП один раз в четыре месяца. Теперь же такая схема действует только для работников, не имеющих классной квалификации. Машинисты третьего класса будут проверяться один раз в пять месяцев, второго класса – один раз в полгода, первого класса – один раз в девять месяцев. Сокращение числа КП ведёт и к снижению часов работы в них машинистов-инструкторов, которые смогут посвятить высвобожденное время профилактической работе с бригадами.
В Дирекции тяги подчёркивают: нынешние нововведения не эксперимент. Основные параметры изменений прошли тщательную проверку практикой в форме пилотных проектов. С июня 2013 по конец 2014 года работа машинистов-инструкторов была реорганизована в 15 эксплуатационных локомотивных депо. Результат: выросла объективность оценки работы с бригадами, включая увеличение числа выявленных нарушений, повысился уровень знаний работников.
С 1 августа 2015 года по новой системе организована работа машинистов-инструкторов во всех эксплуатационных локомотивных депо Куйбышевской дирекции тяги. На Куйбышевской дороге пилотное разделение обязанностей машинистов-инструкторов началось в 2013 году с эксплуатационного локомотивного депо Абдулино, где начальником работал занимающий теперь должность первого заместителя Куйбышевской дирекции тяги Алексей Никулин. Тогда появились машинист-инструктор по обучению, управляющий персоналом в депо машинист-инструктор – руководитель колонны, машинист-инструктор – инспектор, работавший как контролёр на линии. С 2015 года система распространена на все депо дирекции. Машинист-инструктор по контролю на линии начал выявлять в ходе КП бригады, с которыми нужно проводить индивидуальную работу. Причём он имел полномочия запрещать выезды на линию, пока машинисты не исправят допущенные ошибки, ликвидировав пробелы в теоретических знаниях и практических навыках.
Первые результаты проявились в статистике выявленных нарушений: в 2015 году их стало больше в 2,5–3 раза в сравнении с 2014 годом. Выстроилась и новая система обучения. «Образовался индивидуальный подход, – рассказывает Алексей Никулин. – На основе замечаний инспектора начали составлять индивидуальные программы и работать по ним. Если кому-то нужно улучшить вождение поезда, машинист-инструктор по обучению занимается с бригадой целенаправленно этим вопросом. Есть замечания по управлению тормозами – бригада совершенствуется в этом аспекте. Так по всем выявленным нарушениям». Абсолютное большинство прошедших через индивидуальную корректировку знаний локомотивщиков в остальные годы эксперимента работали без замечаний.
Сегодня около 30% машинистов Куйбышевской дирекции тяги претендуют на получение паспортов доверия. Это больше, чем по сети в целом, и это наглядный итог применения новых механизмов в работе.
Не во всём эффективным оказалось проведённое в рамках пилотного проекта укрупнение колонн. Руководившие ими машинисты-инструкторы начали терять связь с бригадами, стали меньше понимать возможности и проблемы каждого отдельного работника. Алексей Никулин отмечает, что в новом положении обнаруженные недостатки исправлены: «Если раньше под управлением машиниста-инструктора в грузовом движении была колонна из 100 бригад, то с 1 июля – из 30. Теперь будут больше заниматься с людьми». «Мы взяли лучшее из полученного опыта, изменили подходы, показывавшие невысокую эффективность, и создали Положение о машинисте-инструкторе локомотивных бригад», – поясняет Георгий Кимеев.
С 1 июля в эксплуатационном локомотивном депо Астрахань-2 Приволжской дирекции тяги начали работу четыре машиниста-инструктора по контролю на линии, восемь машинистов – кандидаты на получение паспорта доверия. «К введению новой должности отношусь положительно, – говорит начальник депо Михаил Долгов. – Ожидаю улучшения качества подготовки бригад. И надеюсь, что возможность получения паспорта доверия станет хорошим стимулом для повышения квалификации всеми машинистами».
Группа риска ржд что это
Сегодня в эксплуатационном вагонном депо Курган технические занятия идут по необычной схеме. К привычным разборам, посвященным выявлению технических неисправностей вагонов, прибавился еще один «урок»: беседа с осмотрщиками, которые пропустили дефектные литые детали боковых рам и надрессорных балок на соседние дороги и ПТО.
По мнению начальника депо Степана Волкова, к группе риска относятся две категории. Это осмотрщики вагонов, которые работают на станции, и те, кто трудится на ПТО.
Только за 3 месяца 2012 года на сети железных дорог было допущено 12 случаев изломов боковых рам тележек грузовых вагонов. В результате ОАО «РЖД» понесло огромные убытки. Конечно же, процесс технического обслуживания вагонов не прост. Осмотр проводится по 12 позициям. Но, учитывая реалии времени, рабочие должны обращать особенно пристальное внимание на зону внутреннего радиуса R-55 боковой рамы, по которому чаще всего происходят случаи изломов. А в депо уже встречались случаи невыявления таких дефектов.
Все «проблемные» осмотрщики попали в группу риска. Теперь с ними будут постоянно работать. Опытные товарищи покажут им профессиональные приемы, помогающие выявлять дефекты. Так, на одно из последних занятий был приглашен Сергей Филимонов, который в прошлом году выявил больше всех трещин литья боковых рам. Кстати, с начала этого года он обнаружил уже шесть дефектов, которые могли привести к аварии.
На занятии также были представлены клейма, которые чаще всего попадают в зону риска по причине некачественного литья, и приспособления для выявления брака. Их список недавно пополнили… обычным перочинным ножом. Опыт осмотрщиков с Западно-Сибирской магистрали подсказал, что им легко определить зацеп на пресловутом радиусе R 55. А его наличие «кричит» о трещине.
Много на занятиях говорили и о причинах дефектов. Так, если перестал работать рессорный комплект, гашение колебания вагона не происходит. Зато появляется сильное динамическое воздействие на боковую раму, что, в свою очередь, может привести к аварии. Занятия с группой риска были проведены и на полигоне депо. Людям на месте показали боковые рамы с трещинами и методы их выявления.
Как отметил Степан Волков, индивидуальная работа должна положительно сказаться на опыте осмотрщиков. Руководитель депо также надеется, что со временем группу риска можно будет распустить.